Научная статья на тему 'Особенности эмоционального интеллекта у студентов педвуза'

Особенности эмоционального интеллекта у студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1331
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / СТУДЕНТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алаева Мария Васильевна, Жидкова Наталья Станиславовна

В связи с повышением социальных ожиданий в отношении образовательных учреждений особый интерес для исследователей, педагогов и психологов представляет изучение проблемы эмоционального интеллекта студентов. В статье обозначено определение понятия «эмоциональный интеллект», его структура. Представлены результаты исследования эмоционального интеллекта у студентов педвуза.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алаева Мария Васильевна, Жидкова Наталья Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n connection with the increase of social expectations of educational institutions the problem of emotional intelligence of students has become of particular interest to researchers, educators and psychologists. The article gives some definitions of emotional intelligence and its structure. The results of an emotional intelligence survey of university students of education are included.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального интеллекта у студентов педвуза»

АЛАЕВА М. В., ЖИДКОВА Н. С.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В связи с повышением социальных ожиданий в отношении образовательных учреждений особый интерес для исследователей, педагогов и психологов представляет изучение проблемы эмоционального интеллекта студентов. В статье обозначено определение понятия «эмоциональный интеллект», его структура. Представлены результаты исследования эмоционального интеллекта у студентов педвуза.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, понимание эмоций, эмпатия, студенты, педагогический вуз.

ALAEVA V. V., ZHIDKOVA N. S. FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF UNIVERSITY STUDENTS OF EDUCATION

Abstract. In connection with the increase of social expectations of educational institutions the problem of emotional intelligence of students has become of particular interest to researchers, educators and psychologists. The article gives some definitions of emotional intelligence and its structure. The results of an emotional intelligence survey of university students of education are included.

Keywords: emotional intelligence, understanding emotions, empathy, university students, college of education.

Система высшего педагогического образования призвана содействовать развитию способностей студентов в интеллектуальном, духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении. Одним из ключевых показателей, который должен быть развит у будущих сотрудников системы педагогического образования является эмоциональный интеллект.

Исследованием эмоционального интеллекта занимались многие исследователи (И. Н. Андреева, Н. П. Александрова, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д. В. Люсин, Д. М. Рыжов, Н. В. Симбирцева и др.). На сегодняшний день определено, что эмоциональный интеллект -это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих людей с целью дальнейшего использования полученной информации для реализации собственных целей (Д. Гоулман) [3]; набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, влияющих на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды (Р. Бар-Он) [1]; способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее

влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным (С. Дж. Стейн, Г. Бук) [2].

Эмоциональный интеллект - сложное, многокомпонентное образование, включающее

в себя:

1) идентификацию эмоций (способность воспринимать (обнаружение факта, что эмоция есть), идентифицировать (понимание какая именно эмоция появилась), адекватно выражать эмоциональное состояние, умение отличить подлинную эмоцию от фальшивой);

2) использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности (способность использовать эмоции для перенаправления внимания на нужное событие, вызывание эмоций, способствующих решению задачи, умение использовать перепады настроения как средство разбора разных сторон зрения на проблему);

3) понимание эмоций (способность устанавливать связи между комплексами эмоций, понимать переходы одной эмоции в другую, понимать причины эмоций, умение пользоваться вербальной информацией об эмоциях);

4) управление эмоциями (способность контролировать эмоции, снижать интенсивность отрицательных эмоций и продуцировать в себе позитивные эмоции (адекватно ситуации), осознание своих эмоций, способность решать эмоционально нагруженные проблемы без подавления негативных эмоций, вызванных данной ситуацией) [4].

Согласно мнению Д. В. Люсина и Д. В. Ушаковой, эмоциональный интеллект, как психологическое образование, формируется в процессе всей жизнедеятельности человека под влиянием различных факторов: биологических (уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации и др.) и социальных (степень развития самосознания ребенка, уверенность в эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход, эмоционально благополучные отношения между родителями, внешний локус контроля и др.) [5].

Студенчество - своеобразный этап жизни человека, связанный с обучением в высшем учебном заведении. Многие исследователи относят студенческий период к юношеству, которое охватывает период от 17 до 25 лет. В данном возрасте особенно возрастает потребность в общении с людьми и их признание, что значительно определяется активным взаимодействием с другими социальными общностями, спецификой обучения и воспитания в вузе. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, переживаниями, настроениями. В общении студенты познают не только себя, но и других, овладевают

опытом социальной жизни. К тому же эффективное решение проблем самосознания и самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми.

Изучение эмоционального интеллекта у студентов педвуза особенно важно, так как их будущая профессия непосредственно связана с социальными взаимодействиями, а сам эмоциональный интеллект являются своеобразным индикатором развития профессионально важных качеств, помогает им лучше понимать себя и других людей, облегчает процесс общения.

С целью изучения особенностей эмоционального интеллекта у студентов педвуза организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 18 студентов Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева г. Саранска, средний возраст испытуемых составил 18,5 лет. Нами использованы следующие методики: «Опросник эмоционального интеллекта» Н. Холла, Методика эмоционального интеллекта М. А. Манойловой. Данные полученные с помощью методики «Опросник эмоционального интеллекта» Н. Холла представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза

по методике Н. Холла

Шкала Уровень

Высокий Средний Низкий

Эмоциональная осведомленность 2 (10 %) 12 (67 %) 4 (23 %)

Управление своими эмоциями - 6 (33 %) 12 (67 %)

Самомотивация 1 (5,5 %) 9 (50 %) 8 (44,5 %)

Эмпатия 4 (22,2 %) 11 (61,1 %) 3 (16,7 %)

Управление эмоциями других 4 (22,2 %) 3 (16,7 %) 11 (61,1 %)

Согласно данным таблицы 1, у большинства студентов (67 %) отмечен средний уровень эмоциональной осведомленности и лишь 2 (10 %) студента имеют высокие показатели. Данный показатель свидетельствует о степени осведомленности о своем внутреннем состоянии, понимании своих эмоций и использовании их в повседневной жизни. Большинство студентов (67 %) имеет низкие показатели по шкале «Управление своими эмоциями». У 6 (33 %) студентов отмечен средний уровень. Самомотивация половины студентов находится на среднем уровне и у 8 (44,5 %) студентов - на низком. У большей части студентов (61,1 %) выявлен средний уровень эмпатии и у 4 (22,2 %) - высокий. Такие студенты понимают эмоции других людей, умеют сопереживать эмоциональному состоянию собеседника, могут оказать поддержку. По шкале «Управление эмоциями других» большая

часть студентов (61,1 %) имеет низкий уровень: они не могут управлять эмоциональным состоянием партнера, не могут проникать во внутренний мир собеседника. У 4 (22,2 %) студентов выявлен высокий уровень управления эмоциями других людей. Такие студенты могут воздействовать на эмоциональное состояние собеседника.

Далее нами была использована методика эмоционального интеллекта М. А. Манойловой. Результаты, полученные в ходе исследования, отображены в таблицу 2.

Таблица 2

Особенности эмоционального интеллекта у студентов педагогического вуза

по методике М. А. Манойловой

Шкалы Уровни

Высокий Средний Низкий

Осознание своих чувств и эмоций 3 (16,5 %) 3 (16,5 %) 12 (67 %)

Управление своими чувствами и эмоциями - 5 (27,8 %) 13 (72,2 %)

Осознание чувств и эмоций других людей 2 (11,1 %) 5 (27,8 %) 11 (61,1 %)

Управление чувствами и эмоциями других людей 3 (16,7 %) 6 (33,3 %) 9 (50 %)

Согласно данным таблицы 2, у большинства студентов (67 %) выявлен низкий уровень осознания своих чувств и эмоций. Они обладают низкой способностью к пониманию роли своих эмоций в работе и общении. У 3 (16,5 %) студентов выявлен средний уровень осознания своих чувств и эмоций и у такого же количества - высокий. По шкале «Управление своими чувствами и эмоциями» 13 (72,2 %) студентов имеют низкие показатели и 5 (27,8 %) человек - средний уровень. Осознания чувств и эмоций других людей у 11 (61,1 %) студентов находится на низком уровне: им трудно распознавать чужие эмоции, понимать чувства партнеров по общению, они не способны понять положение другого человека. У 5 (27,8 %) студентов отмечен средний уровень осознания чувств и эмоций других людей. Всего лишь 2 (11,1 %) студента имеют высокий уровень развития указанной характеристики. По шкале «Управление эмоциями и чувствами других людей» половина студентов имеет низкий уровень, у 6 (33,3 %) студентов отмечен средний уровень, а у 3 (16,7 %) - высокий. Студенты же с низкими показателями не умеют управлять чужими эмоциями и влиять на чувства окружающих людей.

На основе проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

- у большей части студентов педагогического вуза отмечен средний уровень эмоциональной осведомленности, эмпатии;

- половина студентов имеет средний уровень самомотивации;

- большинство студентов имеет низкие показатели по осознанию своих и чужих чувств и эмоций, а также управлению ими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2009. - № 1. — С. 71-75.

2. Антропов Л. К., Куликов В. Ю. Особенности эмоционального интеллекта у студентов с разным профессиональным образованием // Вестник психофизиологии. -2015. - № 1. - С. 93-96.

3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2009. - 478.

4. Демина Л. Д., Манянина Т. В. Эмоциональный интеллект как структурообразующий компонент психологической культуры личности // Известия Алтайского государственного университета. - 2010. - № 2. - С. 57-59.

5. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к изменениям / под. ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Ин-т психологии РАН, 2009. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.