И. С. Степанов
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Работа представлена кафедрой психологии личности и общей психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. В. Дмитриева
В статье рассматривается эмоциональный интеллект как сложный личностный конструкт, изучены взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и лидерством. Рассмотрены различные подходы к исследованию эмоционального интеллекта. Приведены эмпирические исследования взаимосвязи гендерной идентичности и эмоционального интеллекта на примере руководителей.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, гендерная идентичность, лидерство.
I. Stepanov
INTERRELATION BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND GENDER
IDENTITY OF A PERSON
Emotional intelligence is reviewed in the article as a complex personal construction. Correlations between emotional intelligence and leadership are examined. Different approaches to research of emotional
intelligence are reviewed. Empirical researches of correlation between emotional intelligence and gender identity are illustrated by the example of executives.
Key words: emotional intelligence, gender identity, leadership.
В настоящее время одним из психологических феноменов, вызывающих интерес исследователей как в России, так и за рубежом, является эмоциональный интеллект. На сегодняшний день эмоциональный интеллект описывают несколько теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способно стей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо [12]; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она [10]; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена [2; 11]; двухком-понентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина [5]. При этом, не смотря на то, что все исследователи называют исследуемый ими конструкт «эмоциональным интеллектом», их мнения по поводу психологической сущности исследуемого феномена расходятся.
Первой публикацией на тему эмоционального интеллекта стала работа П. Сэловея и Д. Мэйера [12]. Авторы определили эмоциональный интеллект как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы мышления и принятия решений.
Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил П. Сэловею и Ю. Мэйеру выделить четыре компонента изучаемого феномена: идентификация эмоций, использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, понимание эмоций и управление эмоциями. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций личности, так и эмоций других людей [13].
Концепция эмоционального интеллекта Д. Гоулмана была основана на ранних идеях П. Сэловея и Ю. Мэйера, с рядом дополнений [11]. Значение исследования Д. Гоулмана, заключалось в том, что автор доказал наличие связи между эмоциональным интеллектом
и социальным успехом, обосновав таким образом «ценность» конструкта «эмоциональный интеллект». Д. Гоулман, Р. Бояцис и Э. Макки выделяют два типа навыков, присущих людям, обладающим высоким эмоциональным интеллектом: личностные навыки (способности, определяющие, как управлять собой) и социальные навыки (способности, определяющие, как управлять отношениями с людьми) [2].
Р. Бар-Он дает очень широкую трактовку понятия эмоциональный интеллект [10]. Автор определяет эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями [9]. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов [5]: познание себя (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость), навыки межличностного общения (эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность), способность к адаптации (решение проблем, связь с реальностью, гибкость), управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью), преобладающее настроение (счастье, оптимизм).
В отечественной психологии наиболее известна концепция эмоционального интеллекта, разработанная и предложенная Д. В. Люсиным [5]. Первоначально автор описал эмоциональный интеллект как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [6]. В дальнейшем автор уточнил, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями [5]. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую
именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.
Д. В. Люсин указывает, что и способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Автор вводит два новых понятия: внутри-личностный и межличностный эмоциональный интеллект, что отчасти пересекается с теорией Д. Гоулмана о личностных навыках (способностях, определяющих, как управлять собой) и социальных навыках (способностях, определяющих, как управлять отношениями с людьми) [2]. При этом, если Д. Гоулман строит свою теорию как смешанную и включающую: когнитивные, личностные и мотивационные черты личности, то Д. В. Люсин отмечает, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны - с личностными характеристиками. Предлагаемая автором модель эмоционального интеллекта принципиально отличается от других моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение только таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровень и индивидуальные особенности эмоционального интеллекта [5].
Анализ литературы показал, что настоящее время существует несколько подходов к формулированию понятия эмоциональный интеллект, которые, с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой противоречат друг другу. Поэтому требуется четкое и теоретически обоснованное определение самого понятия эмоционального интеллекта. В связи с тем, что само понятие «эмоциональный интеллект» стало актуальным именно как фактор социального успеха, представляется важным изучение связи между эмоциональным интеллектом и профессиональной успешностью.
В связи с тем, что наше исследование посвящено изучению взаимосвязи гендерной идентичности и эмоционального интеллекта на примере руководителей, дадим краткую характеристику понятия «гендерная идентичность».
Гендерная идентичность - базовая структура идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризует [4]. Гендерная идентичность - личное восприятие своей половой принадлежности в связи с предписанными полу социальными функциями и статусом. В соответствии со сформировавшейся сексуальной идентичностью может происходить вторичная гендерная идентичность, которая определяет соответствие личности новому образцу маскулинности - феминности, включающему более адекватные способы репрезентации себя обществу с учетом имеющейся системы гендерных отношений [3]. Формирование гендерной идентичности - это сложный и многоступенчатый процесс взаимодействия социокультурных и биологических факторов. Являясь одной из структур самосознания личности, гендерная идентичность играет определяющую роль в процессах адаптации и саморегуляции.
Для нас представляется важным исследование взаимосвязи гендерной идентичности личности и эмоционального интеллекта руководителей. В некоторых работах [2; 4; 11] указывается, что развитость эмоционального интеллекта у человека может являться осно-
ванием для предсказания его социального успеха. При этом Е. П. Ильин указывает на то, что одним из факторов, могущих объяснить разногласие в экспериментах, является выраженность у испытуемых феминности или маскулинности [3]. Ведь в исследуемых выборках, в зависимости от обследованных контингентов, могло быть разное соотношение тех и других. Учет феминности и маскулинности при исследовании эмоционального интеллекта позволит повысить надежность и повторяемость полученных в исследованиях данных, а также позволит разработать новые диагностические методики с большой предсказательной способностью социального успеха исследуемых, что и обусловливает актуальность нашей работы.
Объектом исследования является процесс становления эмоционального интеллекта личности.
Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального интеллекта и гендерной идентичности личности.
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта с гендерной идентичностью личности лиц, занимающихся управленческой деятельностью, и с внутренними и внешними факторами становления эмоционального интеллекта.
Выборка: менеджеры-управленцы - 104 человека (экспериментальная группа), рядовые сотрудники, не являющиеся управленцами - 70 человек (контрольная группа).
Эксперимент был проведен с использованием следующих методик: методика оценки «Эмоционального интеллекта» Н. Холла, Висбаденский личностный опросник (Н. Пе-зешкиан), методика С. Дембо-Рубинштейна «Уровень самооценки», методика С. Бем «Опросник на определение уровня маскулиннос-ти/феминности», СМИЛ (шкала «Лидерство» Л. Собчик).
Результаты экспериментального исследования были подвергнуты: корреляционному анализу, факторному анализу и сравнительному анализу.
Для того, чтобы понять существует ли взаимосвязь между гендерной идентичностью личности и эмоциональным интеллектом, мы
провели корреляционный анализ. Корреляционный анализ показал, что интегративный уровень эмоционального интеллекта имеет корреляционные взаимосвязи с высокой значимостью с целым рядом исследованных параметров:
• честностью-прямотой (Под этим понятием Н. Пезешкиан подразумевает открытое высказывание своего мнения, без обращения внимания на возможные влияния окружающей среды);
• контактами (под этим понятием Н. Пезеш-киан подразумевает способность посвящать себя другим людям, поиск общения, связь, близость, привязанность, отношения);
• доверием (по мнению Н. Пезешкиана, доверие -это позитивная установка по отношению к отдельным способам поведения, которыми обладает человек или которые от него ожидаются);
• интуиция - творческое решение проблем (под этим понятием Н. Пезешкиан подразумевает интуитивное суждение, вдохновение, творчество как средство решения проблем);
• уровень притязаний;
• уровень самооценки;
• маскулинность;
• лидерство (лидерство, по Л. Собчик, - это стремление к власти, мотивация достижения, желание повести за собой людей [8]).
Результаты корреляционного анализа дают возможность сделать предварительные выводы о том, что эмоциональный интеллект является сложным психологическим феноменом. Становление эмоционального интеллекта может зависеть не только от внутренних факторов (честность, уровень самооценки и уровень притязаний, гендерная идентичность личности), но и от внешних (контакты, доверие, лидерство).
Данное утверждение нуждается в проверке с помощью факторного анализа. Факторный анализ, сделанный методом главных компонент, показал, что эмоциональный интеллект тесно взаимосвязан с такими внешними компонентами, как доверие и лидерство, и такими внутренними компонентами, как интуитивное суждение-творчество, т. е. данные элементы можно назвать ядерными компонентами эмо-
ционального интеллекта. Через лидерство же эмоциональный интеллект оказывается связанным с такими компонентами, как честность-прямота и маскулинность.
В качестве отдельного фактора выделилась феминность, которая оказалась отрицательно связана с таким качеством, как лидерство (в понимании Л. Собчик [8]) и положительно связана с такими компонентами, как телесные ощущения, деятельность и контакты в проблемных ситуациях, а также честностью, доверием, сексуальностью, интуитивным суждением-творчеством.
Под понятием телесные ощущения Н. Пе-зешкиан подразумевает, что на первом плане стоит ощущение тела -Я.
Под понятием сексуальность и нежность Н. Пезешкиан понимает отношение к физическому контакту.
Под понятием деятельность Н. Пезешкиан подразумевал влияние проблем на деятельность, включенную в концепцию Я.
Под понятием контакты в проблемной ситуации Н. Пезешкиан подразумевал способность устанавливать и поддерживать отношения при возникновении проблем.
Таким образом, факторный анализ показал наличие двух факторных плеяд - их можно назвать «феминной» и «маскулинной». Они имеют такие общие черты, как честность-прямота, способность смотреть в будущее, опираясь на интуицию, и возможность творчески решать проблемы и доверие, т. е. черты, присущие эффективным руководителям.
Различия между указанными плеядами выражались в следующем. Группа факторов, связанная с маскулинностью, в своей основе имеет эмоциональный интеллект, лидерство (в понимании Л. Собчик [8]) - т. е. способность вдохновлять, властвовать, вести за собой людей, понимая, что они при этом испытывают, какие эмоции, и как с взаимодействовать с людьми, эти эмоции испытывающими.
Группа факторов, связанная с феминностью, с эмоциональным интеллектом положительно не связана, а имеет отрицательную корреляцию с таким элементом эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями».
Такая взаимосвязь показывает, что феминные руководители предпочитают не быть лидерами, а опираться на людей, вступая в контакты, при этом опираясь на свою «биологическую» составляющую - сексуальность и телесные ощущения, причем эти контакты имеют высокую эмоциональную насыщенность.
Сравнительный анализ данных, полученных при обследовании испытуемых экспериментальной и контрольной групп (управленцы и рядовые сотрудники) показал, что достоверные отличия эти группы имеют по показателям эмоционального интеллекта, а также по параметрам, являющимся компонентами эмоционального интеллекта - честность, доверие, интуиция творческое решение проблем, маскулинно сть.
На высоком уровне статистической значимости (р < 0,01) обнаружено, что интегральный уровень эмоционального интеллекта коррелирует с честностью, доверием, интуицией - творческим решением проблем, маскулинностью и лидерством. По критерию направленности связь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и честностью, доверием, интуицией, маскулинностью и лидерством является положительной. По силе связи, связь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта с доверием, интуицией, маскулинностью и лидерством является умеренной (0,3 < г < 0,7), связь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта с честностью является слабой (г < 0,3). Кроме того, обнаружены статистически значимые корреляции (р < 0,05) между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и контактами, самооценкой, уровнем притязаний. Связь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и контактами, уровнем притязаний, самооценкой является положительной. По силе связи связь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта с контактами, уровнем притязаний, самооценкой является слабой (г < 0,3). Связь между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и феминностью статистически достоверно не обнаружена.
По результатам факторного анализа можно утверждать, что:
1) доказано существование двух факторных плеяд - феминной и маскулинной;
2) группа факторов, связанная с маскулинностью, в своей основе имеет эмоциональный интеллект и лидерство (в понимании Л. Соб-чик [8]);
3) группа факторов, связанная с фемин-ностью, с эмоциональным интеллектом положительно не связана, а имеет отрицательную корреляцию с таким элементом эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями».
Сравнительный анализ двух групп, руководителей и не руководителей, позволил с высоким уровнем статистической значимости (р < 0,01) утверждать, что группа управленцев обладает более проявленными качествами, такими как: интуиция, эмоциональная осве-
домленность, управление своими эмоциями, самомотивация и интегральный уровень эмоционального интеллекта по сравнению с группой рядовых сотрудников. Кроме того, статистически достоверно подтверждено (р < 0,05), что такие качества, как честность, доверие, эмпатия, распознавание эмоций других людей и маскулинность, также более проявлены у управленцев, чем у рядовых сотрудников. На уровне статистической тенденции обнаружено, что у рядовых сотрудников более развиты телесные ощущения по сравнению с руководителями.
Анализ полученных результатов уточняет выдвинутую нами гипотезу: существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и маскулинной составляющей гендерной идентичности личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бем С. Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004.
2. Гоулман Д., Бояцис Г., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.
4. Карпов А. В., Петровская А. С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного мета-когнитивизма // Вестник интегративной психологии. № 4. 2006.
5. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
6. Люсин Д. В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен / Под ред. Г. А. Емельянова. М.: Смысл, 2000.
7. Словарь гендерных терминов. М., 2002.
8. СобчикЛ. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005.
9. Стернберг Р. Дж. и др. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002.
10. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 1997.
11. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.
12. Mayer J. D., Caruso D. R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. V. 27. P. 267-298.
13. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. V. 1. P. 232-242.