Научная статья на тему 'Психологические аспекты успешного выполнения трудовых функций оператором получения непрерывного стекловолокна'

Психологические аспекты успешного выполнения трудовых функций оператором получения непрерывного стекловолокна Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТОР ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / УСПЕШНОСТЬ / OPERATOR OF OBTAINING CONTINUOUS FIBERGLASS / LABOR FUNCTIONS / SUCCESS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Макарова Оксана Александровна

В статье приводится анализ феномена успешности в профессиональной деятельности оператора получения непрерывного стекловолокна. Представленные эмпирические данные позволяют делать выводы о психологических аспектах успешного выполнения трудовых функций оператором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Макарова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE SUCCESSFUL PERFORMANCE OF LABOR FUNCTIONS BY THE OPERATOR OF OBTAINING CONTINUOUS FIBERGLASS

The article analyzes the phenomenon of success in the professional activity of the operator of obtaining continuous glass fibers. The presented empirical data allow us to draw conclusions about the psychological aspects of the successful performance of labor functions by the operator.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты успешного выполнения трудовых функций оператором получения непрерывного стекловолокна»

Психология

УДК:159.99

старший преподаватель Макарова Оксана Александровна

Елабужский институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТОРОМ ПОЛУЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СТЕКЛОВОЛОКНА

Аннотация. В статье приводится анализ феномена успешности в профессиональной деятельности оператора получения непрерывного стекловолокна. Представленные эмпирические данные позволяют делать выводы о психологических аспектах успешного выполнения трудовых функций оператором.

Ключевые слова: оператор получения непрерывного стекловолокна, трудовые функции, успешность.

An^tatton. The article analyzes the phenomenon of success in the professional activity of the operator of obtaining continuous glass fibers. The presented empirical data allow us to draw conclusions about the psychological aspects of the successful performance of labor functions by the operator.

Keywords: operator of obtaining continuous fiberglass, labor functions, success.

Введение. В современном мире, в условиях высокотехнологических производств, управляемых на базе современных информационных систем, успех, производительность труда любого промышленного предприятия в целом и отдельных его сотрудников зависит уже не только от технического оснащения и квалификации рабочих, но определяется, прежде всего, способностью работника ориентироваться в сложных технологических процессах, в информационных потоках, умением принимать решения в сложных ситуациях. Применение новой техники и технологии, использование сверхсовременных информационных систем существенно изменили трудовые функции работника в сторону высокой интеллектуализации труда и некой его отстраненност от «станка». Одновременно улучшалась комфортность производственной среды. В этих условиях коренным образом меняется место рабочего в производственном процессе, исчезает его узкая специализация. Он занимает место «над» процессом производства Рабочий должен оперировать рядом взаимодействующих и непрерывно меняющихся параметров, а судьба производства зависит от того, какие принимаемые работником решения являются оптимальными [6]. Именно поэтому на современном этапе развития промышленности большое внимание уделяется личности оператора и психологическим показателям его профессиональной эффективности.

Проведенный анализ акмеологической литературы показывает большое количество исследований психологических аспектов успешности в профессиях типа «человек - человек» и мизерное количество исследований социотехнических профессий. В начале XXI века были проведены диссертационные исследования, направленные на выявление различных психологических факторов успешности в профессиональной деятельности, таких, например, как психологические факторы успешности профессиональной деятельности инженеров-метрологов [3], психологические условия повышения эффективности профессиональной деятельности инженеров-проектировщиков [4], акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов [2], субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек» [9], влияние самоорганизации на повышение эффективности управленческой деятельности офицеров МВД [7] и т.д.

И на наш взгляд наименьшее количество исследований имеется относительно психологии личности оператора в сфере производства стекловолокна и его производных. Актуальность же применения данного материала напротив непомерно растет в различных сферах жизнедеятельности. Стратегическая важность стекловолокна объясняется многофункциональностью его применения, широким перечнем отраслей народного хозяйства и оборонно-промышленного комплекса, где применяется стекловолокно и продукция из него. Из стекловолокна изготавливают дорожные сетки для укрепления дорог, конструкционные сетки для укрепления фасадов и внутренней отделки зданий. Стекловолокно применяется для армирования бетонных конструкций, при строительстве современных мостов, береговых сооружений и платформ нефтедобычи.

Композиционные материалы на основе стекловолокна используются при производстве стеклопластика, который может применяться практически во всех отраслях машиностроения: космической технике; транспортном машиностроении; станкостроении; в судостроении; в электро- и вычислительной технике; в строительстве [8].

Вышесказанное обусловило актуальность организации эмпирического исследования, базой для которого выступила ООО «П-Д Алабуга-Татнефть Стекловолокно», расположенная на территории Республики Татарстан.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с задачами эмпирического исследования, нами была сформирована выборка из 64 операторов. Среди операторов, принявших участие в исследовании, были только лишь мужчины, это связано с особенностями трудовой деятельности. Возраст респондентов находится в пределах от 22 до 49 лет. Показатели уровня образования: 36 % испытуемых имеют среднее (полное) общее образование, подавляющее большинство (56 %) имеют среднее специальное образование и 8 % респондентов имеют высшее образование. Трудовой стаж сотрудников от 7 месяцев до 6 лет, что говорит о нежелании рабочего персонала надолго задерживаться на вредном производстве, об этом же нам говорят данные кадрового обеспечения самого предприятия.

Анкета определения успешности выполнения трудовых операций оператора ПНС была разработана нами на основе анализа производственной документации (рабочих инструкций операторов ПНС отметки +3.300 и отметки +6.100) и при консультации мастеров и старших мастеров.

Для того, чтобы определить, каковы же реальные ощутимые, внешние показатели успешности труда оператора мы попросили операторов оценить такие показатели как объем выработки, оперативное время работы, безошибочность действий оператора на линии и премирование сотрудника.

Объем выработки для одного оператора на производстве стекловолокна составляет 3,3 тонны комплексной нити или 5,2 тонны ровинговых тканей за смену. Если респондент приводит в ответах данные

объемы, или указывает, что его выработка больше приведенных цифр, то его ответ можно квалифицировать как демонстрирующий определенную степень успешности.

Для определения времени, которое оператор затрачивает на выполнение профессиональных функций, необходимо обратиться к описанию технологического процесса производства стекловолокна.

Производство стекловолокна осуществляется двухстадийным методом.

16 операторов смены распределяются на двух участках по 8 человек: участок отметки +6.100 и участок отметки +3.300.

Участок отметки +6.100 - это участок прядения. Здесь происходит процесс заправки элементарных стекловолокон. Как отмечают мастера, оптимальное время на выполнение этой операции - 10 мин. Если оператор затрачивает на это действие 10 мин. и менее, значит на этом этапе он успешен.

Участок отметки +3.300 - это участок намотки. Оператор на этом участке приступает к работе после запуска оборудования оператором отметки +6.100.

Основная рабочая операция начинается с надевания картонных манжет на бобинодержатель. Затем он должен запустить процесс намотки изготавливаемой продукции в соответствии с ассортиментом нажатием кнопки. После остановки бобинодержателя с намотанной стеклонитью необходимо повернуть переключатель. Снимает бухту с бобинодержателя и надевает ее на подставку на весах. Взвешивает бухты согласно технологической инструкции и наклеивает этикетку на картонную манжету. Оптимальное время на выполнение вышеперечисленных действий - от 2 до 3 минут. Соответственно именно это время считается самым оптимальным и характеризует оператора ка успешного.

В начале смены оператор отметки +3.100 собирает согласно плану отбора проб для прямого ровинга и комплексной нити бухты и паковки весом около 3 кг и отвозит их в производственную лабораторию. Сбор проб занимает у оператора 7-8 минут. Это время является показателем успешности при выполнении данной операции. Если оператор затрачивает времени больше положенного это пприводит к задержкам производства.

Если в конце смены мастер обнаруживает брак произведенной продукции по внешнему виду (повреждение или загрязнение бобины, порезы нити и т.д.), в отношении оператора могут быть произведены дисциплинарные взыскания. Наличие таких взысканий может говорить о его меньшей успешности по сравнению со своими коллегами.

К показателям успешности мы также отнесли материальное вознаграждение сотрудников, т.е. их премирование. На данном предприятии существует два вида премий. Первая - общезаводская премия, начисляется в конце месяца всем операторам смены, если они выполнили производственный план, выпускаемая в течение месяца продукция имеет высокое качество и в коллективе наблюдалась культура производства (чистота в цеху, на рабочих местах, дисциплинированность сотрудников). Второй вид премии назначает мастер смены, это, так называемый коэфициент трудового участия. Эта премия заинтересовала нас в большей степени, т.к. является примером дополнительного премирования и носит индивидуальный характер. 5%-ая премия назначается за отсутствие нарушения трудовой и производственной дисциплины. 10%-ая премия назначается оператору за высокую эффективность труда (помощь менее квалифицированным операторам, т.е обучение вновь принятых сотрудников или помощь коллегам при обрыве нити, выявление и устранение причин некачественного выпуска продукции, высокая интенсивность труда, стабильность выработки продукции).

Все вышеперечисленные критерии были учтены в анкете. При анализе результатов каждый ответ оценивался как характеризующий «большую успешность»в выполнении операций или «меньшую успешность» оператора в труде, и в итоге по сумме и качеству ответов оператора определялась степень успешности его в труде.

Нужно заметить, что показателями успешности являются не только стабильно высокие экспертные оценки деятельности оператора, но в первую очередь объективно высокие показатели объема выработки, безошибочность действий и премирование. Именно эти показатели были взяты за основу определения степени успешности операторов ПНС. С этой целью была разработана анкета, состоящая из двух частей, первая из которых адресована всем респондентам, вторая - имеет конкретную направленность в зависимости от участка, на котором задействован тот или иной оператор.

Вопросы анкеты составлялись таким образом, что каждый из них предполагал ответы, содержащие нормативные показатели деятельности, время или действия, которые не превышают нормативы, и время или действия, которые превышают нормативы. Те из вопросов, в которых содержатся нормативы и их превышение, принято было считать показателями успешности. Однако такой подход показал, что большинство из обследованных операторов, как правило, выполняют нормативы. И, таким образом, все они автоматически становились успешными в деятельности. И тут была замечена некоторая закономерность: те респонденты, которые выполняют нормативы, редко бывают премированы. И действительно, премия по коэффициенту трудового участия назначается за показатели, превышающие стандартные. На основе этого предположения, было принято решение пересмотреть показатели успешности - неспешности. После чего при анализе успешности профессиональной деятельности оператора к ней стали относить только показатели, выходящие за пределы нормы, т.е. превышающие ее.

Таким образом, анализ вопросов анкеты показал следующее.

В первом вопросе испытуемым необходимо было назвать, каков у них объем выработки за смену. Ответы показали, что все операторы справляются с объемами выработки, однако только 20% (13 чел.) -превышают нормативы, а 80% (51 чел.) испытуемых вырабатывают 3,3 тонны комплексной нити либо 5,2 тонны ровинговых тканей, что соответствует среднестатистическим показателям за 1 смену.

На вопрос «Можно ли сказать, что у Вас отсутствуют нарушения трудовой и производственной дисциплины?» подавляющее большинство респондентов (57 человек, что составляет 89%) ответили утвердительно «да, я никогда не нарушаю правил безопасности на производстве». Требования к дисциплине труда, конечно же, устанавливает работодатель в основном в тех локальных нормативных актах, которые разрабатываются и действуют в рамках данного предприятия [1]. Это значит, что большинство респондентов стремятся придерживаться установленных правил, а именно правил технологической дисциплины, заключающейся в исполнении требований стандартов, технологических правил, инструкций, обеспечивающих качество производимой продукции [5]. Таких людей можно охарактеризовать как ответственных, осознанно подходящих к организации собственной деятельности.

Однако 11% испытуемых (7 чел.) сказали, что иногда нарушают дисциплину. Такие работники в силу своеобразного мировоззрения, ошибок в воспитании и других причин, склонны к нарушению трудовой дисциплины: опаздывают, не могут удержаться от общения с друзьями в рабочее время посредством телефона или использования интернета, третьи считают нормой чаепитие каждые 20 минут и пр. Следовательно, проблема дисциплины на данном предприятии существует, но ее нельзя считать очень серьезной [1].

По вопросу «Оказываете ли Вы помощь менее квалифицированным операторам?» ответы распределились следующим образом: 63 человека ответили, что всегда стараются помочь и только 1 респондент выбрал ответ «помогаю менее квалифицированным операторам, только если меня об этом просит начальник». Представленные данные свидетельствуют об определенной ответственности в трудовом коллективе не только за себя, но и за других его членов и, возможно, хороших коммуникативных связях.

Следующим был вопрос: «Устраняете ли Вы причины некачественного выпуска продукции сразу же, когда их замечаете?». 44 респондента, что составило 69% от общего числа выбрали ответ «да, сразу стараюсь самостоятельно устранить неполадки», 13 человек (20%) сказали, что «при обнаружении неполадок обращаются за помощью к более опытным коллегам», 7 человек (11%) не обращают особого внимания на неполадки. Соответственно большая часть респондентов достаточно самостоятельны в решении производственных задач и демонстрируют достаточно высокую степень ответственности за собственный результат.

Вопрос «Сколько раз за последние полгода у Вас была премия по коэффициенту трудового участия?» предполагал семь вариантов ответа, три из которых можно отнести к показателям меньшей успешности, четыре - к большей успешности. При анализе ответов было обнаружено, что у 30 % (19 человек за полгода ни разу не было премии, у 25% премия была только один раз, а у 14% - два раза, т.е. 69% испытуемых по этому аспекту оказались менее успешными, по сравнению с оставшимися 31%, которые были премированы либо 4, либо 6 раз за полгода. Известно, что премия по коэффициенту трудового участия выдается сотрудникам данного предприятия за высокую производительность, за помощь и обучение менее квалифицированных сотрудников. Полученные результаты свидетельствуют о том, что операторы ПНС не стремятся реализовывать дополнительные показатели сверх установленных трудовых операций.

Далее два вопроса было предложено для операторов отметки +6.100 (32 человека). Им необходимо было определить время, которое они, обычно, затрачивают на выполнение основной рабочей операции (запуск оборудования для получения непрерывного стекловолокна). Успешными здесь оказались 59,5% операторов, они указали, что затрачивают в среднем 7-9 мин., что значительно быстрее среднестатистических показателей. Полученные результаты могут свидетельствовать как о высокой скорости протекания нервных процессов, так и о высокой частоте двигательных актов.

Из оставшихся большинство респондентов (31%) укладываются в обозначенный норматив (10 мин.), а 9,5% (3 человека) выполняют операцию несколько дольше (11-13 мин.).

Также операторам участка +6.100 был задан вопрос «Часто ли у вас бывают обрывы нити (если не нарушен технологический процесс)?» Уточнение, касающееся технологического процесса, принципиально важное, так как в данном случае обрыв нити будет объективным фактором, не зависящим от рабочего. Нас же интересуют показатели, субъективно обусловленные. Следует заметить, что ответов, предполагающих определенную степень успешности, не было выявлено вообще. 31% (10 испытуемых) ответили, что обрывы нити у них бывают несколько раз в неделю, а 22 оператора, что составляет 69% от выборки операторов участка +6.100, отметили, что обрывы нити у них можно наблюдать несколько раз за одну смену. Представленные данные свидетельствуют, скорее не столько об отсутствии «успешных» операторов, сколько о том, что практически просто невозможно выполнить данную операцию без обрыва нити.

Отдельно было задано еще 4 вопроса для операторов отметки +3.300. В этой выборке также насчитывалось 32 оператора. Им также нужно было определить время выполнения рабочей операции (одевание картонных манжетов на бобинодержатель). Успешными операторами оказались те, которые указали, что затрачивают 5-7 сек. (таких оказалось 10 человек) или даже менее 5 сек. (всего 1 человек). Менее успешных по этому вопросу оказалось больше. 9 испытуемых (28%) ответили, что их время составляет 8-10 сек., а 12 человек (37,5%) затрачивают более 10 сек. Это значит, что среди операторов данной выборки наблюдается больше тех, кто, возможно, имеет слабую нервную систему, низкую скорость протекания нервных процессов, высокую частоту двигательных актов.

Следующим стал вопрос о том, сколько времени у оператора занимают такие действия как снятие бухты с бобинодержателя, надевание ее на подставку на весах; взвешивание бухты согласно технологической инструкции; наклеивание этикетки на картонную манжету; снятие бухты с подставки на весах и подвешивание на подвесной конвейер? Показатель успешности не был выявлен ни у кого из респондентов, т.е. менее 2 мин. никто из них не затрачивает на работу. 24 человека (75%) затрачивают 2-3 мин., что соответствует среднестатистическим показателям. Результаты, полученные по данному вопросу, в полной мере совпадают с результатами предыдущего вопроса. Только 8 респондентов (25%) затрачивают более 3 мин., что уже превышает нормативы.

По вопросу «Сколько времени у вас занимает сбор проб для производственной лаборатории?» ответы распределились так: от 7 до 8 мин затрачивают 19 человек (59,5%), более 8 мин. занимает это действие у 13 операторов (40,5%). Время меньшее, чем 7 минут не было выявлено. Операторы данной выборки достаточно медлительны и размеренны в выполнении трудовых функций, что может свидетельствовать об их предрасположенности к монотонным видам труда.

Последним в данной анкете стал вопрос «Часто ли у Вас бывает брак по внешнему виду?». Были получены следующие ответы: не бывает вообще - у 6 человек (18 %); 1 раз за смену бывает у 21 испытуемого (66 %); несколько раз за смену брак наблюдается у 5 операторов данного участка, что составляет 16 % от их числа. Это значит, что на участке отметки +3.300 также бывает достаточно сложно обойтись без ошибок.

Выводы. Все ответы испытуемых были тщательно проанализированы как качественно, так и количественно. В зависимости от преобладания у каждого оператора ответов, демонстрировавших его успешность или не успешность, можно было отнести его к соответствующей группе. Таким образом, вся выборка респондентов была условно разделена на 2 части испытуемых по 32 человека в каждой. В группе «более успешных» операторов оказалось 23 рабочих отметки +6.100 и 9 операторов отметки +3.300. Группа

«менее» успешных операторов соответственно была сформирована из 23 операторов участка +3.300. и 9 операторов, работающих на отметке +6.100.

Результаты исследования позволяют задуматься о повышении эффективности производственного труда за счет профессионального отбора будущих операторов ПНС. Они подтверждают необходимость оценивания уровня развития профессиональных способностей, как на стадии адаптации, так и на всем пути профессиональной деятельности. Информация о соотношении психологических особенностей личности оператора и степени его успешности в выполнении трудовых функций поможет психологам и кадровым службам предприятий при подборе кадров. Нужно заметить также, что представленные данные могут стать основой для дальнейших исследований в сфере психологии труда оператора ПНС.

Литература:

1. Алцыбеева И.Г., Гурова Е.С. Трудовая дисциплина как элемент организации труда // Сборник научных трудов по материалам III международной научной конференции «Научный диалог: экономика и менеджмент». Санкт-Петербург, 08 декабря 2016 г. Изд-во: ЦНК МНИФ «Общественная наука», С. 41-42, DOI: 10.18411/spc-08-12-2016-12.

2. Бабичев И. В. Акмеологические факторы развития профессионально важных качеств оперативных сотрудников правоохранительных органов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.06, 19.00.13; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ] Москва, 2011, 161 с.

3. Бысюк А.С. Психологические факторы успешности профессиональной деятельности инженеров-метрологов: Автореф. дисс. канд. психол. наук. - Тверь.: ТвГУ, 2012. - 24с.

4. Исхакова А.М. Психологические условия повышения эффективности профессиональной деятельности инженеров-проектировщиков: Дисс. канд. психол. наук. - Тверь, 2006. - 173 с.

5. Кожухова В. В., Минасян Д. С. Дисциплина труда и трудовой распорядок: управление и ответственность за нарушение требований // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции «European Scientific Conference». В 2 частях. Пенза, 7 марта 2018 г. Изд-во: МЦНС «Наука и Просвещение»,- С. 20-24.

6. Крымов В.Б. Изменение трудовых функций работников и принципов оценки их труда в различных моделях экономического роста. - «Вестник Института экономики», 2008, №1, C. 215-223.

7. Левандовская О. Я. Влияние самоорганизации на повышение эффективности управленческой деятельности офицеров МВД: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03: Тверь, 2002 183 с.

8. Обзор рынка стекловолокна в СНГ [Электронный ресурс]. Издание 4-е, Москва, ноябрь, 2013. URL: http://pdf.knigi-x.ru/21raznoe/164734-1-izdanie-4-e-moskva-noyabr-2013-obzor-rinka-steklovolokna-sng-demonstracionnaya-versiya-uslovi.php (дата обращения: 19.08.2018).

9. Якунина Ю.Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек»: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова - Москва, 2004. - 24 с.

10. Ljdokova G.M., Talysheva I.A., Gaifullina N.G. Psychophysiological and psychological characteristics of young drivers. Life Science Journal 2014; 11(10):694-696.

Психология

УДК 159.922.6

кандидат философских наук, доцент Митина Галина Владимировна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент Макушкина Ольга Михайловна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); доктор биологических наук, профессор Шаяхметова Эльвира Шигабетдиновна ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат социологических наук, профессор Матвеева Людмила Михайловна

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В настоящем исследовании выявлялись особенности удовлетворенностью жизнью лиц пожилого возраста. Было установлено, что удовлетворенность жизнью пожилых мужчин значительно ниже удовлетворенности жизнью пожилых женщин; низким восприятием личной удовлетворенности жизнью отличаются одинокие мужчины; низкая удовлетворенность жизнью обнаружена у мужчин проживающих с детьми и отдельно от них. Для повышения уровня удовлетворенности жизнью, сохранения и укрепления здоровья пожилых людей необходимо создание программы психологической помощи данным лицам.

Ключевые слова: пожилые люди, субъективное благополучие, психологическое здоровье, удовлетворенность жизнью, одиночество.

Annotation. In the present study identified features of the life satisfaction of the elderly. It was found that life satisfaction of older men is significantly lower life satisfaction of elderly women; low perception of personal life satisfaction are different single men; low satisfaction with life discovered in men living with children and separate from them. In order to increase the level of life satisfaction, preserve and strengthen the health of older people, it is necessary to create a program of psychological assistance to these people.

Keywords: elderly, subjective well-being, psychological health, satisfaction with life, loneliness.

Введение. Пожилой возраст характеризуется не только физиологическим старением организма человека, но психологическими изменениями, обусловленными прекращением или ограничением трудовой занятости, сокращением социальных контактов, потерей родных и близких, одиночеством и чувством не востребованности. Значимым фактором в формировании удовлетворенности жизнью является осознание конечности жизни. неуклонного ухудшения здоровья, возрастная дискриминация на рынке труда и в трудовых коллективах [2 - 6].

Понимание того, что для оказания полноценной психологической помощи людям пожилого возраста, необходимо знание особенности их удовлетворенности жизнью, предопределило настоящее исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.