Information about the author
Pisarev Oleg Mikhailovich: Tomsk Institute of Improvement of Professional Skill Workers of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), the chief of the Chair of Staff, Social, Psychological and Educational Work, candidate of psychological sciences, associate professor. E-mail: [email protected]
УДК 159.9.075
© Самойлик Н. А., 2019
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей влияния удовлетворенности трудом на профессионально-ценностные ориентации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Полученные результаты демонстрируют преобладание знаний и результата как значимых показателей служебной деятельности в группе с высоким уровнем удовлетворенности трудом. Для сотрудников исправительных учреждений со средним уровнем удовлетворенности трудом более свойственны такие ценности профессии, как отношения и цели.
Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы; профессионально-ценностные ориентации; удовлетворенность трудом; методы математико-статистической обработки результатов.
© Samoylik N. A., 2019
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INFLUENCE OF SATISFACTION WITH WORK IN PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF STAFF OF THE FPS OF RUSSIA
The results of an empirical research ofpsychological features of influence of satisfaction with work in professional and value orientations of the FPS of Russia are presented in the article. The results, received in group with the high level of satisfaction with work, show prevalence of knowledge and result as significant indicators of performance. For the staff of correctional facilities with the average level of satisfaction with work such professional values as relations and purposes are more peculiar.
Keywords: staff of the FPS of Russia; professional and value orientations; satisfaction with work; methods of mathematical and statistical processing of results.
Проблема удовлетворенности трудом сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) может быть представлена в двух основных аспектах: с одной стороны, как собственно проблема труда достаточно специфической области профессиональной деятельности по изоляции лиц, совершившихся преступления. С другой стороны, большое значение в ходе выполнения поставленных служебных задач играет человек как субъект труда, от которого во многом зависит результат ресоциализации лиц, отбывающих наказание. В рассмотрении представленных выше аспектов удовлетворенности трудом представителей пенитенциарной службы актуализируется потребность современного общества в квалифицированных кадрах, способных на основе норм правового законодательства осуществлять возложенные на них должностные обязанности.
Вопросы удовлетворенности трудом, как значимого фактора профессиональной успешности специалиста, неоднократно затрагивали в своих работах отечественные исследователи: П. К. Анохин, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, Ф. Н. Ильясов, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Г. С. Никифоров, О. Г. Носкова, М. В. Секач, Г. В. Суходольский, В. А. Толо-чек, В. Д. Шадриков, Г. П. Щедро-вицкий и др. Большой вклад в изучение и анализ факторов удовлетворенности трудом также внесли представители за-
падной психологии: К. Альдерфер, А. Бюссинг, В. Врум, Д. Мак-Грегор, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Ф. Тейлор, Ф. Херцберг. Несмотря на активный интерес исследователей к данной проблеме, до настоящего времени нет однозначного ответа на вопрос о содержательном наполнении понятия «удовлетворенность трудом» и определяющих ключевых показателях при проведении диагностической работы.
В современной науке, как считает Ф. Н. Ильясов, можно дифференцировать пять ведущих направлений, пытающихся определить центральный компонент структуры удовлетворенности трудом. Удовлетворенность трактуется с позиции отношения к труду, показателя социального статуса, адаптивных ресурсов индивида, степени соответствия личностных и вещественных факторов труда, особенностей трудовой активности личности и показателя успешности человека в процессе профессиональной деятельности [4].
Однако динамичные социально-экономические условия и постоянно возрастающий рост требований к профессионализму субъекта труда позволяют включить в содержание удовлетворенности трудом не менее значимого критерия, обусловливающего не только достижение «акме» в выбранной и реализуемой профессии, но и развитие необходимых для продуктивного труда личностных характеристик. Ведь,
как справедливо замечает В. В. Давыдов, «при выполнении деятельности существенно меняется и развивается сам ее субъект» [3, с. 3]. Таким критерием, на наш взгляд, являются профессионально-ценностные ориентации, от которых во многом зависит результативность и успешность специалиста в профессиональной деятельности. Профессионально-ценностные ориентации детерминируют цели и задачи трудовой деятельности, наполняют смыслом ее содержание, а также служат вектором самореализации субъекта в ходе профессионализации, что отражается в показателе удовлетворенности трудом.
Как отмечают В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов, А. А. Хвостов, Л. М. Проценко, В. С. Мухина, для профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений характерны следующие признаки: контингент осужденных, полная или частичная изоляция условий службы, низкая престижность профессии [8; 9]. Безусловно, подобные характеристики профессиональной деятельности снижают по-
казатели удовлетворенности трудом и деформируют ценностную сферу специалиста пенитенциарной службы.
С целью изучения психологических особенностей влияния удовлетворенности трудом на профессионально-ценностные ориентации сотрудников УИС было проведено эмпирическое исследование на выборке, состоящей из 102 сотрудников исправительных учреждений, дислоцированных в Сибирском федеральном округе. Программа исследования включала психологическую диагностику по опроснику «интегральная удовлетворенность трудом» (А. В. Батаршев) и методике «диагностики профессионально-ценностных ориентаций личности» (Н. А. Самой-лик). Сравнительный анализ полученных результатов проводился с помощью t-критерия Стьюдента и программы "Statistiсa for Windows 10.0".
Исходя из результатов первого этапа исследования, заключающегося в диагностике по опроснику «интегральная удовлетворенность трудом» А. В. Батаршева, респонденты были разделены на три группы (табл. 1).
Таблица 1
Результаты диагностики показателя удовлетворенности трудом представителей исследуемой выборки
Номер группы Диапазон значений Полученный результат ( %)
Группа 1 (высокий показатель удовлетворенности трудом) более 56 % 44
Группа 2 (средний показатель удовлетворенности трудом) 45-55 % 50
Группа 3 (низкий показатель удовлетворенности трудом)
В первую группу вошли сотрудники УИС с высоким уровнем удовлетворенности трудом (44 %). Вторую группу образовали испытуемые со средним уровнем удовлетворенности трудом (50 %). В процессе диагностики определилась третья группа испытуемых с низкой степенью удовлетворенности трудом (6 %). Следует отметить, что представители третьей группы имеют малый стаж работы в пенитенциарной службе, и психологический анализ по-
На основании данных, представленных на рис. 1, можно констатировать, что у сотрудников исправительных учреждений с высоким уровнем удовлетворенности трудом более выра-
лученных результатов не может носить объективный характер. Таким образом, дальнейшее исследование влияния удовлетворенности трудом на профессионально-ценностные ориентации сотрудников УИС осуществлялось с двумя образованными группами.
Сравним особенности значимых показателей удовлетворенности трудом представителей исправительных учреждений (рис. 1).
жен интерес к работе (М = 5,34), что свидетельствует о наличии в структуре их профессионального сознания познавательного компонента для повышения профессионализма и расширения диа-
пазона способов самореализации. Также для них свойственен повышенный показатель уровня притязаний (М = 3,95) как одного из важных динамических проявлений отношения личности к выполняемой деятельности. По мнению А. Д. Глоточкина и В. П. Ка-ширина, притязания личности имеют сложную структуру, включающую в себя ценностные ориентации, установки, потребности личности в достижении результатов в деятельности и оценку полученных результатов [2]. Полученные результаты значений уровня притязаний в данной группе показывают восприятие адекватности степени трудности служебных задач и актуальные и потенциальные возможности респондентов при их выполнении.
В то же время заметим, что положительное отношение к взаимоотношениям с коллегами в большей степени присуще специалистам УИС со средним уровнем удовлетворенности трудом (М = 4,05). Данное обстоятельство позволяет предположить, что взаимодействие с коллегами является одним из ведущих факторов успешности и служит основной для формирования значимых установок специалиста через призму ценностно-смысловых категорий. Уместно привести в данном контексте утверждение М. М. Ицковича, констатирующего, что «успешность в профессиональной деятельности на
ценностно-смысловом уровне зависит от эмоционального позитивного отношения личности к профессиональных ценностям, стремления интериоризиро-вать их как свои» [5, с. 45]. Однако удовлетворенность от взаимоотношений с руководством учреждений более свойственна для сотрудников первой группы (М = 5,53).
Особое место в содержании профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной службы занимает такой показатель, как ответственность, которая, по мнению К. В. Косарева, определяет «неотъемлемое качество личности, выражающееся в соблюдении нравственных норм, принятых в обществе, а также контроле собственных действий» [6, с. 48]. В проведенном нами исследовании ответственность присуща респондентам с высоким показателем удовлетворенности трудом (М = 1,94). Именно ответственность, как личностное и профессиональное образование, с одной стороны, определяет качество выполнения сотрудниками УИС поставленных служебных задач, а с другой, позволяет не выходить за пределы правового поля и властных полномочий.
Сравнительный анализ результатов тестирования в группах респондентов обнаружил статистические значимые показатели по некоторым шкалам методики «ДипЦОЛ» (табл. 2; рис. 2).
Таблица 2
Сравнение показателей профессионально-ценностных ориентаций в исследуемой выборке (1>Стьюдента)
Шкалы «ДиПЦОЛ» Группа1 Группа 2 1 р
Ценности-отношения 8,56 9,03 9,13 0,697
Ценности-знания 9,15 7,32 7,19 0,003
Ценности-цели 7,25 8,43 6,78 0,006
Ценности-результат 8,55 7,09 10,08 0,002
Ценности-качества 8,18 7,94 8,86 0,258
Ценности-умения 6,47 6,23 6,48 0,631
Когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций 7,69 7,66 8,94 0,429
Эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций 5,07 5,44 6,26 0,537
Поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций 9,96 6,34 11,24 0,004
* Примечание: курсивом выделены статистические значимые различия
В результате применения 1;-критерия Стьюдента были обнаружены достоверные различия в группах респондентов по шкале «ценности-знания» (1 = 7,19 при р = 0,003). Неоспоримым является тот факт, для сотрудников УИС в процессе выполнения поставленных служебных задач центральную роль играют профессиональные знания, выполняющие аналитико-синтетическую и прогностическую функции. Осознание значимости познавательного компонента в профессиональной деятельности присуще для специалистов с высоким уровнем удовлетворенности трудом (М = 9,15). Данный результат свидетельствует, что
у респондентов этой группы присутствует мотивация совершенствования и приобретения новых профессиональных знаний, качественно улучшающих практический аспект выполнения служебных задач.
В меньшей степени понимание необходимости профессиональных знаний характерно для представителей группы со средним уровнем удовлетворенности труда (М = 7,32), что, вероятно, обусловлено частичным или деформированным осознанием важности знаний при работе с различными категориями осужденных либо недостаточным опытом работы.
Рис.2. Показатели выраженности профессионально-ценностных ориентаций сотрудников УИС (М)
Одним из значимых критериев профессиональной деятельности является достижение целей, или целепола-гание, которое в литературе рассматривается как процесс определения, построения и достижения целей, направленный на личностное и профессиональное развитие человека. Необходимость достижения цели в процессе деятельности отражена в работе К. А. Абульхановой-Славской, показывающей, что именно цель выступает «направленностью, интенционально-стью или представлением о результате, который должен быть достигнут» [1, с. 65].
Как показывают результаты исследования, осознание, принятие и уверенность в достижении поставленных целей характерны для сотрудников со средним показателем удовлетворенности трудом (М = 8,43). Цели профессиональной деятельности и группы респонденты ставят выше личностных и
могут самостоятельно управлять процессом их достижения. Кроме того, адекватная постановка и реализация профессиональных целей дает возможность определить смысл осуществляемой деятельности. Как справедливо констатирует В. А. Сластенин, в иерархии ценностей «в качестве доминирующих выделяются ценности-цели как логическое основание смысла профессиональной деятельности» [7, с. 116].
Сотрудники УИС с высоким показателем удовлетворенности трудом имеют четкие представления о результате профессиональной деятельности для себя и общества в целом (М = 8,55). Одними из важных качеств в процессе выполнения служебных задач для них являются стремление достижения конкретных результатов и объективная оценка в подведении итогов служебной деятельности. Значимость результата отражает содержательные параметры системы ценностей специалистов пени-
тенциарной службы и определяют направление его самореализации как личности в профессиональной деятельности.
Также следует подчеркнуть, что сотрудники с высоким показателем удовлетворенности трудом выражают активную профессиональную позицию по многим спорным и проблемным профессиональным вопросам и готовы систематически совершенствовать способы осуществления профессиональной деятельности для получения значимых результатов труда (1 = 11,24 при р = 0,004).
Таким образом, изучение психологических особенностей влияния удовлетворенности трудом на профессионально-ценностные ориентации сотрудников УИС имеет актуальный и своевременный характер в условиях гуманизации современной пенитенци-
трудом и профессионально-ценностные ориентации влияют на продуктивность выполнения служебных задач по изоляции и исправлению осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Наиболее значимыми профессиональными ценностями в группе сотрудников с высоким уровнем удовлетворенности трудом выступают знания и результат, которые дают возможность определить траекторию профессионального и личностного саморазвития. Также для данной группы респондентов характерен поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций, направленный на реализацию операци-онно-деятельностного аспекта труда. Сотрудники со средним уровнем удовлетворенности трудом в большей степени осознают значимость отношений и целей в процессе выполнения служебных задач.
арной системы. Удовлетворенность
Литература
1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
2. Глоточкин, А. Д. Социально-психологические аспекты самоутверждения личности в коллективе / А. Д. Глоточкин, В. П. Каширин // Психологический журнал. — 1982. — Т. 3. — № 3. — С. 67-77.
3. Давыдов, В. В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал. — 1992. — № 2. — С. 3-14.
4. Ильясов, Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением) / под ред. В. Г. Андреенкова. — Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. — 100 с.
5. Ицкович, М. М. Ценностно-смысловая детерминация поведения сотрудников УИС. — Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2016. — 116 с.
6. Косарев, К. В. Профессиональное качество «чувство ответственности» как общекультурная компетенция образовательных стандартов, реализуемых образовательными организациями ФСИН России // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2018. — № 4 (4). — С. 46-50.
7. Сластенин, В. А. Педагогическая аксиология : монография. — Красноярск: Си-бГТУ, 2008. — 293 с.
8. Смирнов, В. Н. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов / В. Н. Смирнов, Е. В. Петухов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 2017 с.
9. Хвостов, А. А. Сотрудники уголовно-исполнительной системы: Экстремальные условия профессии и их следствия / А. А. Хвостов, Л. М. Проценко, В. С. Мухина // Развитие личности. — 2003. — № 3. — С. 133-144.
Сведения об авторе
Самойлик Наталья Анатольевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Samoylik Natalya Anatolyevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected]