Обращает на себя внимание тот факт, что в выборке высококвалифицированных операторов существуют уникальные взаимосвязи, не повторяющиеся в двух других группах: «Удовлетворенность уровнем автоматизации трудовых процессов» и «Удовлетворенность оценкой Вашего труда мастером»; «Психотические реакции и состояния» и «Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения» (положительные связи); «Поведенческая регуляция» и «Психотические реакции и состояния»; «Поведенческая регуляция» и «Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения»; «Личностный адаптационный потенциал» и «Психотические реакции и состояния»; «Личностный адаптационный потенциал» и «Интегративная оценка «Дезадаптационные нарушения» (отрицательные связи).
Литература:
1. Волков С.С. Подход к определению психофизиологического состояния и идентификации личности человека-оператора эргатической системы // XVII Всероссийская научная конференция «Нейрокомпьютеры и их применение». Тезисы докладов. М. 2019. - С. 265-267.
2. Иргит В.В. Особенности психологического сопровождения по развитию стрессоустойчивости личности операторов служебной деятельности // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН. Т. 9. №4. 2019. - С. 3328-3335.
3. Кишиков Р.В., Суховершина Ю.В. Исследование нервно-психической устойчивости кандидатов на должность оператора АЗС // Человеческий капитал. М.: Объединенная редакция, № S4 (136), 2020 С. 353-359.
4. Лодде О.А. Взаимосвязь психологических защит операторов электронно-вычислительной техники (ЭВТ) и стратегий копинг-поведения // Сборник трудов V Международной дистанционной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития социально-экономических и общественных наук: психология, экономика, педагогика, социология, юриспруденция, политология» / Под общей редакцией О.П. Чигишевой. Ростов-на-Дону: ООО Международный исследовательский центр "Научное сотрудничество". 2014. - С. 44-55.
5. Лодде О.А. Исследование адаптивности личности в профессиональной деятельности оператора по сопровождению программных продуктов // Материалы XIX краевого конкурса молодых ученых и аспирантов «Молодые ученые - Хабаровскому краю». Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 13-20 января 2017 г. С. 64-70.
6. Нежданова Н.В., Пузанова А.Г., Псядло Э.М., Гарюшкин Д.С., Горячева Ю.В. Стрессоустойчивость как неотъемлемый компонент профессионально важных качеств операторов ОМТП // Вюник одеського нацюнального ушверситету. Психолопя. Одесса: Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова. Т.19, № 3 (33). 2014. - С.73-84.
7. Сокольская М.В. Взаимосвязь профессионально-важных качеств и стрессоустойчивости личности машиниста локомотива как показателя(ей) профессионального здоровья // Материалы III-й Международной научно-практической конференции. гл. ред. И.О. Логинова «Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал». Красноярск: Версо. 2016 С. 121-129.
8. Сокольская М.В. Профессиональные риски операторов железнодорожного транспорта как психологическая проблема // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. Владивосток: Центр клинической и прикладной психологии. № 5. 2015. - С. 359-365.
9. Хваловская Ж.С., Филиппченкова С.И. Исследование взаимосвязи коммуникативных склонностей и эмоциональной устойчивости операторов-консультантов контакт-центра // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: науки об обществе и гуманитарные науки. Тверь: Тверской государственный технический университет, № 1, 2017. - С. 165-171.
10. Яценко Н.А. Психофизиологические и психологические особенности операторов телекоммуникационных сетей в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Российский психологический журнал. М.: ООО "Кредо". Т. 7, № 2, 2010. - С. 33-39.
11. Ljdokova G.M., Talysheva I.A., Gaifullina N.G. Psychophysiological and psychological characteristics of young drivers. Life Science Journal 2014; 11(10): 694-696.
Психология
УДК 159.923+612.821
доцент кафедры педагогики и психологии ДПО Малютина Татьяна Владимировна
Омский государственный медицинский университет (г. Омск);
доцент кафедры педагогики и психологии ДПО Педан Татьяна Николаевна
Омский государственный медицинский университет (г. Омск)
ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРИ АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ, НА ПРИМЕРЕ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Аннотация. В статье авторами представлен алгоритм проведения психофизиологического обследования при аттестации специалистов службы медицины катастроф. Определяется значимость проведения психологического и психофизиологического обследования специалистов, в связи со сложностью профессиональной деятельности и необходимостью овладения специальными профессиональными умениями.
Ключевые слова: психофизиологическое обследование, аттестация кадров, служба медицины катастроф, медицинские формирования.
Annotation. In the article the authors introduce the algorithm of a psychophysiological examination of Disaster Medicine Service specialists in their certification. It is determined the significance of psychological and psychophysiological examination of the specialists due to the professional difficulty and the necessity of the acquirement of special professional skills.
Keywords: psychophysiological examination, certification of the staff, Disaster Medicine Service, medical organizations.
Введение. Деятельность участников аварийно-спасательных и медицинских формирований (далее спасателей) связана с большими физическими и нервно-эмоциональными нагрузками. Она часто бывает осложнена воздействием многочисленных неблагоприятных и опасных факторов окружающей среды.
В последние годы, более значимой стала учет и оценка профессионально значимых психофизиологических и психологических качеств специалистов экстренных служб, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в частности во Всероссийской службе медицины катастроф. Специалисты проходят не только психологический и психофизиологический профессиональный отбор, но и мероприятия поддерживающего характера, которые обедняются системой психофизиологического обеспечения службы [1, 2].
Успешность ее выполнения зависит не только от общей и специальной подготовки спасателей, но и от степени развития у них ряда неспецифических психологических и психофизиологических качеств.
Эти качества в значительной степени, а часто и решающим образом определяют способность спасателя к овладению соответствующими навыками, его обучаемость и профессиональную работоспособность в целом. Их недостаточная выраженность, будучи незаметной в повседневно жизни, в экстремальных ситуациях может проявиться неожиданно и существенно снизить эффективность труда, стать причиной тяжелых по своим последствиям ошибок и срывов, обострений, а также причиной развития некоторых психических и психосоматических расстройств.
Для предотвращения и профилактики этих явлений при аттестации специалистов службы медицины катастроф (СМК) проводится психофизиологическое освидетельствование.
Психофизиологическое освидетельствование способствует решению общих задач Всероссийской службы медицины катастроф, а именно медицинскому контролю за отбором специалистов и сохранению здоровья персонала СМК, подготовке и усовершенствованию кадров СМК.
Конкретными задачами психофизиологического освидетельствования являются: психофизиологический профессиональный отбор кандидатов на работу в СМК при их первичной аттестации и периодический психофизиологический контроль специалистов при их периодической аттестации. Они препятствуют нахождению в аварийно-спасательных формированиях лиц, чьи психологические и психофизиологические качества исходно не соответствуют требованиям профессии спасателя или перестали им соответствовать.
Цель статьи:
Оценка характера и уровня выраженности психологических и психофизиологических качеств и профессиональной пригодности при первичной аттестации специалистов службы медицины катастроф.
Задачи статьи:
1. Дать характеристику деятельности специалистов СМК;
2. Описать методы психофизиологического обследования специалистов СМК;
3. Показать алгоритм проведения психофизиологического обследования на примере сотрудника;
4. Выводы и рекомендации по результатам обследования.
Изложение основного материала статьи. Основой прогнозирования успешности профессиональной деятельности специалистов при психофизиологическом освидетельствовании персонала СМК являются нормативы показателей психодиагностических и психофизиологических методик. Прогнозирование осуществляется путем сопоставления психологических и психофизиологических показателей обследуемого лица с популяционными и ведомственными средними и границами интервалов их допустимых колебаний, а также с другими критериями.
Методы обследования: компьютеризированное психодиагностическое и психофизиологическое исследование, наблюдение, индивидуальная психологическая беседа, анализ экспериментальных данных, результатов беседы и доступных сведений о личности.
Методики обследования: тест «Прогрессивные матрицы» Равена, предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития и оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности (логичность мышления); методика многостороннего исследования личности (СМИЛ), применяется с целью изучения личностных особенностей человека; тест «16 личностных факторов» Кеттела (16ФЛО), позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности; тест «Уровень субъективного контроля» (УСК), при помощи которого определяется степень ответственности человека за свои действия, поступки.
Психофизиологические тесты: «Простая зрительно-моторная реакция» (ПЗМР), «Сложная сенсомоторная реакция» (ССМР), «Реакция на движущийся объект» (РДО).
Обследуемая: операционная медсестра, 32 года, семейное положение: замужем, образование среднее профессиональное, стаж работы в медучреждении 15 лет, медицинских противопоказаний по состоянию здоровья к выполнению профессиональной деятельности не имеет. На диспансерном учёте не состоит. Психофизиологическое обследование проходит впервые, в виде психофизиологического профессионального отбора, в связи с прохождением первичной аттестации в составе бригады экстренной специализированной медицинской помощи.
В процессе прохождения процедуры обследования испытуемая была сосредоточена, точно выполняла инструкции тестовых заданий, но при этом собственного интереса к предлагаемым заданиям, как и к полученным в результате тестирования результатам не наблюдалось. На контакт шла, но ответы были формальные, односложные, собственную инициативу к поддержанию контакта не проявляла. Испытуемая демонстрировала равномерный темп психической работоспособности, без тенденции к истощению. Внимание устойчивое, нарушений мнестических функций не обнаружено.
По результатам теста «Прогрессивные матрицы» Равена интеллектуальные показатели в пределах нормы (показатель ^ 110). Развитое абстрактное мышление, способность к решению абстрактных и конкретных задач.
Полученные значения шкал достоверности <^»-57Т, лжи <^»-44Т и шкалы коррекции «К»-49Т методики ММИЛ, не превышают усредненных нормативных показателей, что указывает на достоверность полученных результатов тестирования. Отсутствие повышенных и высоких показателей базисных шкал (65-75 Т и выше) выделяющих акцентуированные черты личности, свидетельствуют об отсутствии отклонений наличного состояния испытуемой от нормального и об отсутствии нарушенной социально-психологической адаптации. Все значения основных шкал профиля:1-й шкалы - сверхконтроль, 2-й - пессимистичность, 3-й-эмоциональная лабильность, 4-й-импульсивность, 5-й-властность, склонности к лидерству, 6-й-ригидность,
7-й-тревожность, 8-й-индивидуалистичность, и 9-й шкалы-оптимистичность-находятся ниже 45 Т, а ряд других — не выше 50 Т.
При таких показателях колебания профиля трудно интерпретируемы, так как они не выявляют достаточно выраженных индивидуально-личностных свойств. Шкала социальной интроверсии «0»-61 Т - является единственным превалирующим пиком в профиле (находится в пределах нормативного разброса). Отражает снижение уровня включенности в социальную среду, выявляет замкнутость, застенчивость, пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир внутренних переживаний. Как константное свойство личности повышенная 0-я шкала может усугублять гипостенические проявления и ослаблять (делает менее явными, заметными) стенические черты. В ситуациях стресса для людей с повышенным или высоким значением 0-й шкалы вероятны проявления заторможенности, дистанцирования от социальных контактов. Из всех тенденций, выявляемых профилем ММИЛ. 0-я шкала скорее скрывает, чем раскрывает индивидуальность человека. Показатели 7-й шкалы (шкала тревожности), как одной из самых низких точек профиля (6 Т), указывают на выраженную щепетильность в вопросах морали, на неконформность установок, негибкую манеру поведения. Показатели 8-й шкалы (18 Т) указывают на преобладание рационального подхода к решению проблем, практичности, возможно, некоторой шаблонности в выборе способов действия.
Значительных отклонений значений по полученным результатам теста 16ФЛО от средне-нормативных величин не выявлено. Средние значения факторов С (6 стенов) и I (6 стенов) указывают на достаточный уровень эмоциональной стабильности (контроль над эмоциями), при котором эмоциональное равновесие сохраняется преимущественно в привычной обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей вероятно возникновение кратковременного чувство тревоги и беспомощности. Показатели факторов теста, находящиеся на границах нормативных показателей или незначительно выходящие за рамки нормативно коридора выявили следующие выраженные личностные характеристики испытуемой, которые могут обусловить возникновение затруднений или сложностей:
Фактор А (-3) - «замкнутость - общительность» - при данном значении характерна: скрытность, обособленность, необщительность, замкнутость, вероятны трудности в установлении межличностных, непосредственных контактов. В делах характерна точность, но недостаточно гибкости, вероятна определенная ригидность.
Фактор Н (-2) - «робость - смелость»- указывает на осторожность, иногда чрезмерную, социальную пассивность, повышенную чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2-3 человека).
Фактор L (+10) - «доверчивость - подозрительность» - указывает на выраженное наличие подозрительности, недоверчивости, настороженность по отношению к людям.
Фактор N (-4) - «прямолинейность - дипломатичность»- указывает на, невысокий уровень социальной проницательности.
Сочетание факторов LN-указывает на склонность к расширению подозрительности, буквальному восприятию событий. При высоком значения фактора О (+9) - «спокойствие - тревожность» характерны проявления беспокойства, озабоченности, неуверенность в себе, вероятна склонность к самобичеванию, чувствительность к критическим замечаниям со стороны окружающих.
Сочетание значений факторов О (+9 стена) и Q4 (-4 стена), где результат фактора 04 характеризует наличное состояние как ненапряженное, нефрустрированное -указывает на наличие ситуационной тревоги, связанной с текущей ситуацией (ситуация тестирования).
Низкие значения факторов Н (2 стена) и F (2 стена) определяют личностную особенность к драматизации событий, усложнению происходящего. При таких значениях, как правило, уверенность в себе слабо выражена, преобладает ориентация на избегание неудачи, ситуации, связанные с риском, тщательно избегаются.
Значения теста УСК, предназначенного для оценки степени субъективной склонности рассматривать ситуации исходя из внутренних критериев (интернальности) - определили наличие у испытуемой выраженного уровня субъективного контроля, практически во всех сферах жизни: в области достижений, в области неудач, в семейных отношениях, в области межличностных отношений, в отношении здоровья и болезни. Уровень субъективного контроля определяет способность видеть связь между собственными действиями (или бездействием) и полученным результатом.
Показатели простой сенсомоторной реакции на зрительный раздражитель по методике ПЗМР -соответствует нормативному значению. Значения показателей реакции на звук и свет, предназначенной для исследования динамики основных нервных процессов по методике ССМР, также находятся в рамках нормативного коридора. Показатели результатов методики РДО, предназначенной для оценки функций контроля и слежения, изучения баланса основных нервных процессов (торможения и возбуждения) -соответствуют нормативным значениям, и выявляет у испытуемой преобладание процесса торможения над процессом возбуждения. Количество попыток «после» составило 57% от общего результата, где, 9% составляет полное совпадение и 34%, соответственно, составляют попытки «до». Косвенная оценка степени тревожности и склонности к риску указывает на выраженную осторожность и отсутствие склонности к риску.
Анализ результата обследования:
Существенных противопоказаний к предполагаемой работе не выявлено. Рекомендуется обратить внимание на имеющиеся неблагоприятные особенности:
- скрытность, замкнутость, выраженная избирательность в контактах, чувствительность к критическим замечаниям со стороны окружающих, склонность к расширению подозрительности, в виду склонности к сужению контактов, действия окружающих могут восприниматься изначально как недоброжелательные;
- определенная мнительность, склонность к перепроверкам, возможны проявления нерешительности, чрезмерной осторожности, в стрессовых ситуациях вероятна склонность к дистанцированию и пессимистической оценке перспектив, возможны трудности в определении оптимального варианта действий, вероятно наличие тенденции к нарастанию тревожности и беспокойства в трудных ситуациях.
Рекомендации: возможна работа в условиях стационара в составе бригады экстренной специализированной медицинской помощи. В ситуациях повышенного психоэмоционального напряжения и ситуациях ограниченного времени принятия решения нуждается в компетентном и решительном руководстве.
Выводы. Структура и оценка выраженности профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств у специалиста, должна использоваться для профессионального отбора, экспертизы и медицинского контроля, а также для проведения различных реабилитационных мероприятий, которые будут направлены на совершенствование профессиональной подготовки специалистов службы медицины катастроф.
Литература:
1. Временное положение по организации психофизиологического обеспечения профессиональных контингентов, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. М.: ВЦМК «Защита», 1996. - 16 с.
2. Ларцев М.А. Колошук О.П. Психофизиологический профессиональный отбор спасателей международного класса: Пособие для врачей / М.А. Ларцев - М: ФГУ «ВЦМК «Защита», 2005. - 60 с.
Психология
УДК 316.6
кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению уровня тревожности у старших подростков в период подготовки к единому государственному экзамену.
Ключевые слова: тревожность, уровни тревожности, старшие подростки, личностная и ситуативная тревожность.
Annоtation. The article presents the results of an empirical study to identify the level of anxiety in older adolescents in preparation for the unified state exam.
Keywords: anxiety, levels of anxiety, older adolescents, personal and situational anxiety.
Введение. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время изучение тревожности старших подростков является особенно важным в связи с постоянной информационной перегруженностью подростка, которая формируется в период его подготовки к экзаменам. Ребенок находится под постоянным давлением учителей и родителей, постоянный страх проверки знаний, боязнь не оправдать ожидания родных, неуверенность в отличных результатах и страх не поступить в желаемый институт обрекают ребенка на постоянные переживания, сопровождающиеся нарастающим уровнем тревожности. От уровня состояния тревоги может зависеть успех сдачи экзамена, а от успеха сдачи экзамена дальнейшая жизнь.
Нами было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 (п. Бобровский) ,в нем принимали участие 24 респондента, среди которых 11 (45%) респондентов десятиклассников, 6 (54%) мальчиков и 5 (45%) девочек, в возрасте от 15 до 16 лет и 13 (54%) респондентов одиннадцатиклассников, 6 (46%) мальчиков 7 (56%) девочек, в возрасте от 17 до 18 лет.
Изложение основного материала статьи. Теоретической основой исследования для определения уровня тревожности старших подростков мы выбрали следующие методики: «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Н. Ханина. Данный тест состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяется уровень развития обоих видов тревожности (Приложение 2). Этот тест помогает определить выраженность тревожности в структуре личности. Тревожность как личностная черта означает мотив или приобретенную поведенческую позицию, которая заставляет человека воспринимать широкий круг объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности.
Также было принято решение для улучшения надежности полученных результатов с помощью методики Ч.Д. Спилбергера и Ю.Н. Ханина воспользоваться методикой «Шкала тревожности» О. Кондаша, которая состоит из 30 вопросов и позволяет выявить область действительности, объекты, которые являются для школьников основными источниками тревоги (Приложение 3). Особенность теста состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо проживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Методика включает ситуации трех типов: ситуации, связанные со школой, общением с учителями; ситуации, актуализирующие представление о себе; ситуации общения. Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной школы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Также была использована методика «Диагностика уровня школьной тревожности» А. Филлипса. Тест состоит из 58 вопросов и направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой (Приложение 4). А. Филлипс выделает в своей методике несколько синдромов (факторов): общая тревожность в школе; переживание социального стресса; фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх несоотвествовать ожиданиям окружающих; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношениях с учителями.
На наш взгляд использование дополнительных методик необходимо для того, чтобы определить сферу жизнедеятельности, из-за которой у старшего подростка может оказаться повышенный уровень тревожности, так как высокий уровень тревожности в целом у старшего подростка может быть связан не только с учебной деятельностью, но и с иными личностными переживаниями, которые могут выходить за пределы школьной жизни.
Помимо тестов, старшеклассникам было предложено ответить на письменный опрос (Приложение 1), чтобы можно было составить более полную картину о переживаниях стершего подростка, связанных со сдачей экзаменов.