DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-80-83 NIION: 2018-0076-2/23-84 MOSURED: 77/27-023-2023-2-84
КАНУННИКОВ Роман Игоревич,
кандидат психологических наук, доцент Уральского юридического института МВД России, e-mail: [email protected]
САВИЧ Игорь Иванович,
кандидат педагогических наук, доцент Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России,
e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация. В научной статье изучены особенностей формирования правовой культуры у сотрудников полиции на современном этапе. Актуальность исследования заключается в том, что выявление и всестороннее изучение особенностей формирования правовой культуры у сотрудников правоохранительных органов позволит совершенствовать процесс подготовки к выполнению служебной деятельностью и будет способствовать повышению эффективности реализации правовой культуры не только в ходе выполнения служебной деятельности, но и в быту. При этом следует отметить, что правовая культура является динамичным образованиям, в связи с чем, она подвержена изменениям и различного рода трансформациям. Рассмотрение данной проблемы будет способствовать
Учет выделенных авторами особенностей будет способствовать более детальному изучению данной проблемы, а также позволит наметить пути повышения правовой культуры у сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовое обучение, правосознание.
KANUNNIKOV Roman Igorevich,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
SAVICH Igor Ivanovich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ural Institute of the State Fire Service EMERCOM of Russia
PECULIARITIES OF THE FORMATION OF LEGAL CULTURE OF THE EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Annotation. The scientific article examines the peculiarities of the formation of legal culture among police officers at the present stage. The relevance of the research lies in the fact that the identification and comprehensive study of the features of the formation of legal culture among law enforcement officers will improve the process of preparation for the performance of official activities and will contribute to improving the effectiveness of the implementation of legal culture not only during the performance of official activities, but also in everyday life. At the same time, it should be noted that the legal culture is a dynamic entity, and therefore, it is subject to changes and various kinds of transformations. Consideration of this problem will contribute to Taking into account the features highlighted by the authors will contribute to a more detailed study of this problem, and will also allow us to outline ways to improve the legal culture of law enforcement officers.
Key words: legal culture, legal education, legal education, legal awareness.
В настоящее время российское общество характеризуется наличием определенных противоречий и различий в нравственных принципах. Такие расхождения в социальной среде называют показателем право-
вой культуры, как детерминантом воспитания и обучения, на которые оказывает влияние внешние условия: личности, профессии, социального окружения. Человек, по нашему убеждению, не может обойтись в своей деятельности одними
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
нормами. Они не охватывают всего многообразия жизненных обстоятельств, поэтому не в состоянии служить исчерпывающими моральными ориентирами для любого человека.
Конечно, правовая культура сама по себе не подсказывает человеку готовых решений, а предполагает активизацию у него высокой мыслительной активности. Стремление человека к соответствию общественной «норме», предписывающей действия, соответствующие социальным ожиданиям.
В нашем случае, педагогические установки и принципы это и есть те нравственные ценности, которые и регулируют активизирующиеся интересы и влечения потребностной сферы личности. В них как в зеркале отражается сущность правовой культуры, раскрывается ее смысл. Они заставляют предположить, что этот процесс необходимо регулировать на этапе обучения.
Профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел является достаточно специфичной сопряженной с риском для своего здоровья, а порой и для жизни. В отличие от других профессий, их правовая культура характеризуется высоким уровнем ответственности, убежденности в правильности своих действий, решительности, знания не только законов, но и правоприменительной практики.
В психолого-педагогическом сообществе вопросу правовой культуры уделяется немало внимания, в частности данную проблему изучали, такие ученые как: И.И. Балаклеец, О.В. Адаева, И.И. Беседина, Т.А. Титаренко, А.И. Маслова, Р.Р. Муслумов, В.Н. Рыбаков, Л.К. Фортова и др.
По мнению И.И. Балаклеец, правовая культура рассматривалась как отношение общества к правовым нормам, законам и убеждениям. Правовая культура в этом случае понимается в ключе правовых знаний и норм, существующих в обществе на данный момент [2].
А.И. Маслова и Л.К. Фортова считают, что правовая культура - это санкционированное и одобряемое обществом поведение [5].
В работах О.В. Адаевой правовая культура сотрудника полиции рассматривается как реализация сформированных правовых идей и убеждений в правомерном поведении и правоприменительной практике [1].
Т.А. Титаренко под правовой культурой сотрудника правоохранительных органов понимает уровень правового сознания и профессиональных умений. По ее мнению, правовая культура сотрудника органов внутренних дел и граждан имеют существенные различия. Такие различия по ее мнению обусловлены: разницей в правовом информировании;
формированием правовой культуры внутри определенной социальной группы; ценностями;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
различиями в правовом обучении и в правовом воспитании [8].
Опираясь на работы Т.А. Титареко можно выделить следующие особенности, влияющие на формирование правовой культуры сотрудников полиции:
1) уровень правового образования;
2) правовое воспитание и правовое обучение;
3) уровень правосознания;
4) мотивацию
Правовое образование есть показатель сформированности правовой культуры личности, важнейший этап его социализации. В современных условиях, к уровню квалификации сотрудника органов внутренних дел предъявляются достаточно жесткие требования: соответствие государственному статусу, наличие направленности на сохранение, приумножение и реализацию традиционных, духовно-нравственных ценностей.
В своей профессиональной деятельности, сотрудник органов внутренних дел должен стремиться: к соблюдению справедливости, добросовестности, гуманизма, в совершенстве владеть правовыми знаниями, владению специальной техникой, оборудованием и средствами защиты. Иметь высокую мотивацию и правовой менталитет. Быть профессионалом в правоинтерпретаци-онной деятельности. Уметь использовать передовые технологические разработки в укреплении российской государственности, поддержании правовой культуры.
Образованность выступает важнейшим идеологическим критерием, чертой личности, привычкой, характеризующей грамотность сотрудника полиции, умение разрешать конфликтные ситуации, соблюдать и поддерживать идеи уважения человеческого достоинства, прав и свобод гражданина. Правовое образование формируется в социально-педагогических условиях образовательной организации, служит обучающемуся правовым ориентиром в различных условиях деятельности.
Правовое воспитание не должно сводиться к объяснению как нужно вести себя в ходе выполнения служебной деятельности и в быту. Огромное значение в процессе правового воспитания имеют образцы для подражания. Не последняя роль принадлежит и выбору методов воспитания.
Правовое обучение - это достаточно трудоемкий процесс. Уровень правовой культуры также может зависеть и от уровня образования и воспитания. В учебно-воспитательном процессе образовательных организаций МВД России формирование правовой культуры и правового воспитания опирается на сложившиеся традиции.
У курсантов, слушателей и адъюнктов формируют представление не только о юридических
нормах, но и учат соответствующему поведению, тем самым формируют отношение к правовым нормам, моральных качеств личности и моральных отношений.
Правовая культура и правовое воспитание, формируют, требуемые профессиональные компетенции, моральное отношение к юридическим нормам. Позволяет свободно обмениваться, необходимой информацией с партнерами по общению, вести разъяснительную работу среди населения. Развивает дискуссионные и рефлексивные способности, толерантность к другим точкам зрения, решать проблемы приобщения к культуре и традиционным ценностям [3].
Структура учебной деятельности по правовому обучению должна включать в не только изучение законов, норм принятых в обществе, но и овладение коммуникативными технологиями, направленными на обмен знаниями с партерами по общению, а также возможность вести разъяснительную работу среди населения.
Как известно правовое обучение и воспитание развивает у граждан общественное правосознание, создает имидж сотрудника органов внутренних дел как честного, добросовестного человека, готового в любых условиях обстановки прийти на помощь пострадавшему или нуждающемуся [6].
Так, В.В. Шанько в своих исследованиях отмечает, что на этапе формирования правовых знаний, умений и навыков, обучающийся рефлексивно осмысливает и понимают суть содержания правовых норм. Принимает их как личные ценностные установки, ориентирующие его в профессиональном становлении и в быту. Ценностное отношение к их требованиям, становится надежной опорой в утверждении культуры правосознания, способствует осмысленному применению правовых норм в отстаивании прав и свобод граждан [9].
Формирование правосознания у сотрудников органов внутренних дел это работа по обогащению их не только знаниями, умениями и навыками, но и социально востребованными ценностями, которые в последствии эффективно реализуется в успешной профессиональной деятельности. Когда сотрудник органов внутренних дел, строго следует требованиям закона и нормам морали, обеспечивая безопасность общественной жизни граждан, проецирует субъективную картину своего внутреннего мира, на их правосознание, обогащает и корректирует его, при необходимости.
В.Н. Рыбаков относительно психологических аспектов правосознания специалиста, говорит, что прочность и глубина правовых знаний и умений, является определяющим фактором в становлении профессионализма сотрудника органов
внутренних дел. Все это обеспечивает соблюдение ими в обществе законности. Выступает гарантом прав и свобод граждан, поддерживает самооценку, развивает правосознание и привычку (навыки) быть активным членом общества, что предупреждает возникновение профессиональных деформаций [7].
Единая точка зрения, к формируемым ценностям и их роли в применении сотрудниками Органов внутренних дел норм права, позволяет ощутить свою сопричастность с результатами деятельности своих коллег. Однако, возможное повышение самооценки, при этом, незамедлительно повлияет на уровень самомнения, которое негативно скажется на взаимоотношениях с другими людьми, вызовет нежелательные изменениям в правосознании.
Причиной возникновения таких факторов может стать, с одной стороны, однообразие решаемых задач, быстрое сформирование профессиональных навыков и привычек в поведении. С другой - становится преградой в образовании новых умений и навыков. Деформация основ правовой культуры, искажает степень правового восприятия, отношение и оценку происходящих событий, их значимость с точки зрения норм права.
В исследованиях В.В. Мальченковой, формирование мотивации правового поведения у сотрудников органов внутренних дел, имеет ряд специфических психологических аспектов, как на социально-мировоззренческом, на интеллектуальном, на нравственно-психологическом, волевом, так и на личностном уровнях. В своей основе они, определяют характер и содержание направленности поведения и деятельности сотрудника органов внутренних дел. То есть, состояние мотивации правового поведения, готовность и внутренний потенциал правосознания характеризуют, мощь и силу психологических установок. Они формируют правовое поведение, сообразно нормам права и социально одобряемым правилам культуры, являются своеобразным катализатором (главной движущей силой) в достижении высоких показателей в профессиональной и психологической подготовке [4].
Отсутствие должной подготовки, слабые знания правовых норм, низкое материальное обеспечение сотрудников, неверие в возможность помощи гражданам, формализм служат негативным фактором приводящим к снижению уровня правовой культуры.
Особенно в сложных ситуациях морального характера, когда требуется сделать выбор: либо смириться с ситуацией, либо держаться активной жизненной позиции, защиты прав и свобод человека и гражданина либо вовсе встать на путь, который необратимо приведет к личным выгодам.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
При этом важно, чтобы четкость и последовательность уверенных действий сотрудников органов внутренних дел не замещалась «нравственно-правовым автоматизмом» граничащим с «бездумностью» и «бесчувствием». Так как они, обеспечиваются нравственно-правовыми принципами, четкими осмысленными действиями соизмеримыми с опасностью, той долей риска, которую сотрудник органов внутренних дел может допустить в правовой ситуации. А вот их необдуманность и поспешность могут привести к наступлению опасных, необратимых последствий.
Из сказанного следует, что, такие особенности формирования правовой культуры как: уровень правового образования; правовое воспитание и правовое обучение; уровень правосознания; мотивация являются правовым регулятором удовлетворения внутренних потребностей, гарантом стабильности проявления профессиональных умений и навыков сотрудников органов внутренних дел.
Список литературы
[1] Адаева О.В. Особенности осуществления правового воспитания сотрудников органов внутренних дел // Пробелы в Российском законодательстве. - 2018. - №6. - С. 26 - 27.
[2] Балаклеец И.И. Значение правовой культуры должностных лиц в условиях инновационного развития государства // Законность и правопорядок. Правовой научно-практический журнал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. - 2011. - №1(17). - С. 62 - 67.
[3] Ерошенков Н.В., Ерошенкова Е.И. Сущность и специфика профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России // Серия Гуманитарные науки. - 2015. - № 24 (221). - С. 134 -140.
[4] Мальченкова В.В. Патриотическое воспитание в профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Современные наукоемкие технологии. -2019. - № 11. - С. 337 - 341.
[5] Маслова А.И., Фортова Л.К. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в реалиях современного общества // Перспективы науки. - 2020. - № 4 (127). - С. 126 - 130.
[6] Олейников В.С., Душкин А.С., Трипутин С.Н. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. / В.С. Олейников, А.С. Душкин, С.Н. Трипутин. Монография. СПб.: изд-во СПб. университета МВД России. - 2016. -156 с.
[7] Рыбаков В.Н. Социально-педагогические условия формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД Рос-
сии // Мир науки, культуры, образования. - 2010.
- №1 (20). - С. 222 - 224.
[8] Титаренко Т.А. Формирование правовой культуры сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 3(46).
- С. 48 - 52.
[9] Шанько В.В. Построение социокультурного образовательного пространства как условие формирования профессионально-правовой культуры курсантов вузов МВД России // Перспективы науки. - 2020. - № 5 (128). - С.177 - 179.
Spisok literatury:
[1] Adaeva O.V. Osobennosti osushchestv-leniya pravovogo vospitaniya sotrudnikov organov vnutrennih del // Probely v Rossijskom zakonod-atel'stve. - 2018. - №6. - S. 26 - 27.
[2] Balakleec I.I. Znachenie pravovoj kul'tury dolzhnostnyh lic v usloviyah innovacionnogo razvitiya gosudarstva // Zakonnost' i pravoporyadok. Pravovoj nauchno-prakticheskij zhurnal General'noj prokuratury Respubliki Belarus'. - 2011. - №1(17). -S. 62 - 67.
[3] Eroshenkov N.V., Eroshenkova E.I. Sushch-nost' i specifika professional'noj nravstvennosti kur-santov vuzov MVD Rossii // Seriya Gumanitarnye nauki. - 2015. - № 24 (221). - S. 134 -140.
[4] Mal'chenkova V.V. Patrioticheskoe vospita-nie v professional'noj podgotovke kursantov i slushat-elej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii // Sovre-mennye naukoemkie tekhnologii. - 2019. - № 11. -S.337 - 341.
[5] Maslova A.I., Fortova L.K. Problemy duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi v realiyah sovremennogo obshchestva // Perspektivy nauki. - 2020. - № 4 (127). - S. 126 - 130.
[6. Olejnikov V.S., Dushkin A.S., Triputin S.N. Professional'no-nravstvennoe vospitanie sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. / V.S. Olejnikov, A.S. Dushkin, S.N. Triputin. Monografiya. SPb.: izd-vo SPb. universiteta MVD Rossii. - 2016. -156 s.
[7] Rybakov V.N. Social'no-pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'no-nravstvennoj napravlennosti lichnosti kursanta vuza MVD Rossii // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2010. - №1 (20).
- S.222 - 224.
[8] Titarenko T.A. Formirovanie pravovoj kul'tury sotrudnikov OVD // Psihopedagogika v pravoohrani-tel'nyh organah. - 2011. - № 3(46). - S. 48 - 52.
[9. Shan'ko V.V. Postroenie sociokul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva kak uslovie formirovaniya professional'no-pravovoj kul'tury kursantov vuzov MVD Rossii // Perspektivy nauki. -2020. - № 5 (128). - S.177 - 179.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023