Научная статья на тему 'Роль ценностных ориентаций в формировании правосознания у сотрудников внутренних дел'

Роль ценностных ориентаций в формировании правосознания у сотрудников внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / правосознание / деформации правосознания / value orientations / legal consciousness / deformations of legal consciousness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канунников Р.И.

В статье анализируетсяроль ценностных ориентаций в формировании правосознания у сотрудников органов внутренних дел на современном этапе. Актуальность исследования обусловлена повышением требований общества, предъявляемым к уровню правосознания сотрудника органов внутренних дел. С помощью применения комплекса психодиагностических методик: теста правового и гражданского сознания Л.А. Ясюковой был определен уровень правосознания у сотрудников органов внутренних дел; методика оценки терминальных ценностей и анкета для определения профессиональной направленности личности В. Смекала и М. Кучера были направлены на выявление ценностных ориентаций. Полученные практические результаты позволили подтвердить теоретические выводы о роли ценностных ориентаций в формировании правосознания у сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of value orientations in the formation of legal awareness among internal affairs officers

The article analyzes the role of value orientations in the formation of legal awareness among law enforcement officers at the present stage. The relevance of the study is due to the increased requirements of society imposed on the level of legal awareness of an employee of the internal affairs bodies. Using a set of psychodiagnostic techniques: the test of legal and civil consciousness by L.A. Yasyukova, the level of legal awareness among law enforcement officers was determined; the methodology for assessing terminal values and the questionnaire for determining the professional orientation of the personality of V. Smekal and M. Kucher were aimed at identifying value orientations. The obtained practical results allowed us to confirm theoretical conclusions about the role of value orientations in the formation of legal awareness among employees of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Роль ценностных ориентаций в формировании правосознания у сотрудников внутренних дел»

Психологические науки

УДК: 159.99

001:10.24412/2303-9744-2021-4-25-41

РОЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Р.И. Канунников

Уральский юридический институт МВД России (Екатеринбург, Россия)

Аннотация. В статье анализируетсяроль ценностных ориентаций в формировании правосознания у сотрудников органов внутренних дел на современном этапе. Актуальность исследования обусловлена повышением требований общества, предъявляемым к уровню правосознания сотрудника органов внутренних дел.

С помощью применения комплекса психодиагностических методик: теста правового и гражданского сознания Л.А. Ясюковой был определен уровень правосознания у сотрудников органов внутренних дел; методика оценки терминальных ценностей и анкета для определения профессиональной направленности личности В. Смекала и М. Кучера были направлены на выявление ценностных ориентаций. Полученные практические результаты позволили подтвердить теоретические выводы о роли ценностных ориентаций в формировании правосознания у сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: ценностные ориентации, правосознание, деформации правосознания

UDC 159.99

DOI: 10.24412/2303-9744-2021-4-25-41

THE ROLE OF VALUE ORIENTATIONS IN THE FORMATION OF LEGAL AWARENESS AMONG EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

R.I. Kanunnikov

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Yekaterinburg, Russia)

Abstract. The article analyzes the role of value orientations in the formation of legal awareness among law enforcement officers at the present stage. The relevance of the study is due to the increased requirements of society imposed on the level of legal awareness of an employee of the internal affairs bodies. Using a set of psychodiagnostic techniques: the test of legal and civil consciousness by L.A. Yasyukova, the level of legal awareness among law enforcement officers was determined; the methodology for assessing terminal values and the questionnaire for determining the professional orientation of the personality of V. Smekal and M. Kucher were aimed at identifying value orientations. The obtained practical results allowed us to confirm theoretical conclusions about the role of value orientations in the formation of legal awareness among employees of internal affairs bodies.

Keywords: value orientations, legal consciousness, deformations of legal consciousness

Во все времена для развития общества и общественных отношений было важно отношение к праву и принятым законам не столько представителей этого общества, сколько тех людей, на которых возложены функции контроля и надзора за исполнением этих законов и норм, а также, осуществляющих судопроизводство по делам противоправного характера, вынесению наказаний и осуждений [2].

Как было сказано уже выше формирование правосознания - это очень сложный и многогранный процесс. Особую актуальность и значимость

процесс формирования правосознания занимает у сотрудников органов внутренних дел, в связи с более высокими требованиями к их деятельности.

Проблемой формирования правосознания у сотрудников правоохранительных органов изучалась такими учеными как Б.А. Татару, Н.Я. Соколов, А.С. Душкин, С.В. Косыгина и другие. В частности, они занимались вопросами преодоления отрицательных воздействий на правосознание.

Так, в исследованиях А.В. Безрукова, правосознание полицейских -это знания о правовой деятельности, включающие в себя не только отдельные аспекты служебной деятельности, но и саму форму проявления правосознания [2].

Б.А. Татару считает, что правосознание у сотрудников правоохранительных органов - это одна из форм общественного сознания, представляющая из себя целенаправленную систему правового мировоззрения, правового оценивания, правовых отношений, правовых чувств возникающих в профессиональной деятельности полицейских [8].

Вместе с тем, под воздействием деструктивных морально-нравственных установок того коллектива, в котором проходит службу сотрудник, имеющий высокий уровень правого сознания, естественным образом с течением времени произойдет трансформация его правосознания в сторону принятия и совершения противоправных действий, связанных с исполнением им своих служебных задач.

Исследование сформированности правосознания в профессиональной самореализации сотрудников полиции обусловлено необходимостью формирования ценностных ориентаций.

В каждом служебном коллективе складываются свои нормы и ценности. Они становятся неким эталоном, ориентиром для каждого из членов коллектива. Вместе с тем они могут приниматься или не приниматься членом группы. В случае непринятия ценностных ориентаций в служебном коллективе сотрудник полиции выпадает из системы групповых взаимоотношений, что в последствие приводит к сложностям в самореализации в служебной деятельности [3].

На основе таких ценностных ориентаций и специфики работы служебного коллектива складываются традиции. Вновь прибывшему сотруднику для успешной самореализации в профессиональной

деятельности приходится включаться в систему групповых взаимоотношений через принятие и соблюдение традиций и обычаев служебного коллектива [9].

Трансформации, происходящие в ценностной и мотивационной сфере, имеют при этом как положительную, так и отрицательную динамику. Противостоять постепенной негативной трансформации ценностей правосознания вдеформацию при выполнении профессиональной деятельности способенположительный личностный смысл профессии и положительные отношенияв семье и в кругу знакомых сотрудников органов внутренних дел. Основанием его должны стать: положительные ценностные установки имотивы.

В ходе выполнения служебной деятельности сотрудники правоохранительных органов нередко проявляют излишнюю нетерпимость и жестокость по отношению к людям, которые их окружают. Такие проявления в первую очередь обусловлены постоянным напряжением в ходе выполнения служебной деятельности. Постоянное столкновение с криминальной средой, эмоциональные и психологические перегрузки, способны выработать у сотрудника полиции равнодушное отношение к проблемам граждан, черствость, грубость, эгоизм. В результате воздействие таких негативных факторов может привести к профессиональной деформации [3].

В том случае, когда карьерные ориентации совпадают с моральной ценностью объективного содержания служебного долга,осуществляется подлинный процесс самореализации сотрудника полиции. Но даже в этом случае необходимо эмоциональное и нравственное подкрепление, способствующие осознанию и убеждению значения выполняемой деятельности в жизни общества [5].

Выполнение служебной деятельности сотрудниками полиции должно опираться на социально - нравственные ориентиры. В случае их потери сотрудники полиции начинают искать в своей профессиональной деятельности возможности материального обогащения.

По мнению В.С. Олейникова, А.С. Душкина деформация профессионального правосознания сотрудников полиции чаще всего и начинается с нарушений ценностных ориентаций. В связи с этим происходит сена ценностных ориентиров в выполнении профессиональной деятельности. Такая смена, как правило, обусловлена борьбой мотивов. Изменения в

мотивации, приводящие к изменению хотя бы одного мотива, влечет за собой изменения во всех ценностных ориентирах [6].

Материальное благополучие как ценностная деформация правосознания у сотрудников органов внутренних дел встречается также довольно часто. Преобладание этой ценности над другими, приводит к тому, что полицейские начинают рассматривать свою профессиональную деятельность как средство достижения личного обогащения. Нередко сотрудники правоохранительных органов, имея такую деформированную ценность, пытаются навязать ее другим сотрудникам.

В этом случае, служебная деятельность служит инструментом извлечения выгоды. Такая выгода состоит чаще всего, в незаконном материальном обогащении, но в отдельных случаях используется и для помощи родственникам. Возникает стадия нигилизма, отвергающая веру в справедливость. Правовой нигилизмтаких сотрудников полиции объясняется неверием в возможность обуздать коррупцию.

Деформационные изменения приводят к тому, что сотрудник полиции рассматривает свою служебную деятельность в русле возможности извлечения максимальной личной выгоды. Искажение правосознания в процессе выполнения профессиональной деятельности приводит к тому, что сотрудник полиции полностью погружается в формализм и перестает видеть смысл своей деятельности. Отсутствие смысла работы - это первый признак появившегося нигилизма.

Впоследствии снижается эффективность выполнения служебных обязанностей, в результате которого сотрудник полиции начинает положительно относиться и принимать небольшие услуги, которые начинают оказывать заинтересованные в этом граждане.Затем у сотрудника органов внутренних дел формируется устойчивый интерес к незаконному обогащению. В результате сотрудник полиции сам начинает искать способы обогащения. В рамках данной стадии происходит полное моральное разложение [7].

Противостоять этим процессам может лишь положительно сформированное правосознание у сотрудников полиции, которое позволяет успешно самореализовываться в профессиональной деятельности. Таким образом, на формирование правосознания у сотрудника полиции оказывают

влияние ценностные ориентации.

В исследовании приняли участие сотрудники территориальных органов МВД России на районном уровне Свердловской области в количестве 120 человек, имеющие стаж службы в органах внутренних дел от 5 до 20 лет в возрасте от 25 до 50 лет.

В работе исследовался уровень правосознания сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне Свердловской области, который по нашему мнению определяет развитая система духовно-нравственных ценностей, карьерные устремления и наличие взаимосвязи между уровнями правосознания и показателями карьерных устремлений, ценностных ориентаций и жизненной позиции.

В работе были использованы следующие методики: тест правового и гражданского сознания Л.А. Ясюковой, методика оценки терминальных ценностей, анкета для определения профессиональной направленности личности В. Смекала и М. Кучера. В ходе проведения исследования все полученные результаты обрабатывались с помощью методов математико-статистической обработки данных. Применялись методы описательной статистики (расчет средних значений и стандартных отклонений), Т-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона.

Таблица 1

Уровни правосознания по методике Л.А. Ясюковой

Уровни правосознания Среднее значение по группе Стандартное отклонение Уровень

Общий уровень 16,4 3,7 средний

Бытовая сфера 9,3 1,5 хороший

Деловая сфера 4,8 2,2 средний

Гражданская сфера 4 1,6 слабый

Правовая сфера 7,7 1,6 хороший

По результатам сбора и обобщения полученных эмпирических данных, можно сделать вывод, что в целом по группе участников уровень правосознания составил 16,4, что соответствует среднему уровню развития.

Это означает, что для сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне Свердловской области является характерным наличие противоречий в правовом сознании. Таким образом, правосознание контролирует социально одобряемое в соответствии с юридическими нормами поведение максимум в двух сферах.

Анализируя статистические данные по отдельны сферам правосознания, мы видим, что из четырех сфер наиболее высокий уровень правосознания выявлен в бытовой и правовой сферах - их значения соответствуют среднему уровню. Уровень развития правосознания в деловой сфере оказался средним, а в гражданской - слабый. Вместе с тем, для лиц, которые свое профессиональное становление связали с осуществлением правоохранительной деятельности, такое положение позволяет говорить о некоторых девиациях правосознания.

В целом по группе отмечается высокий уровень развития правосознания в правовой сфере, что означает наличие сформированных правовых знаний. При этом, можно говорить, что участниками осознается необходимость формально правового регулирования, наблюдается информированность и осведомленность о законодательном регулировании общественной жизни.

Средний уровень развития правосознания в деловой сфере свидетельствует о том, что в целом участникам свойственно преувеличение важности дружеских, отношений, при решении служебных вопросов.

Недостаточный уровень развития правосознания в гражданской сфере может интерпретироваться как наличие черт инфантилизма, принципиальной пассивности, нежелания проявлять инициативу, особенно

при возникновении трудностей и проблемных ситуаций, перекладывания ответственности за происходящее на руководителей или других сотрудников.

Подвергая анализу состав участников исследования, сделан вывод о том, что по уровню развития правосознания группа является неоднородной: у 14 человек выявлен хороший уровень, у 107 - средний.

В целях осуществления оценки зависимости уровня правосознания от ценностей и карьерных устремлений, по результатам исследования принято решение о том, чтобы разделить сотрудников на две подгруппы. В первую подгруппу вошли сотрудники с хорошим уровнем правосознания (14 человек), во вторую - со средним (107 человек).

Анализируя исходные данные этих двух подгрупп, установлено, что в обеих подгруппах наилучшее развитие получила бытовая сфера, затем -правовая сфера, а потом деловая и гражданская сферы. Однако, во второй подгруппе данные значения ниже, чем в первой.

Таблица 2

Уровень развития правосознания по сферам в подгруппах с хорошим и средним уровнем правосознания в сравнении

Первая подгруппа Вторая подгруппа

Уровни правосознания Средн. Ст. откл. Уров. Средн. Ст. откл. Уровень

Общий уровень 10,8 2,4 Низкий 16,9 2,2 Средний

Бытовая сфера 5,1 1,3 Средний 6,8 1,2 Хороший

Деловая сфера 2,4 2 Низкий 4,7 1,9 Средний

Гражданская сфера 2,4 1,5 Низкий 3,4 1,6 Низкий

Правовая сфера 4,4 1,2 Средний 6,5 1,4 хороший

Вместе с тем, следует отметить, что и в первой подгруппе, несмотря в целом на развитый уровень правосознания, наблюдается низкий уровень правосознания в гражданской сфере.

Следующий этап исследования был посвящен обработке результатов по методике оценки терминальных ценностей.

Таблица 3

Терминальные ценности сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне Свердловской области в первой и второй

подгруппах в сравнении

Первая подгруппа Вторая подгруппа Уро-

вень

зна-

чимо-

сти

Ценности среднее отклонение среднее отклонение различий

Социальный престиж 6,2 1,5 6,6 2,2 Нет

Высокое

материальное положение 6,6 1,6 7,2 1,7 нет

Креативность 5,4 1,8 6,2 1,7 р<0,05

Активные

социальные контакты 5,2 1,8 6,5 1,8 р<0,05

Развитие себя 5,6 1,7 6,4 1,8 р<0.05

Достижения 7,4 1,9 8,2 1,4 Нет

Духовное

удовлетворение 5,1 1,8 6,4 2,2 р<0.05

Сохранение собственной

индивидуальности 5,6 2,7 5,5 2,3 нет

Представленные данные свидетельствуют о наличии некоторых различий между двумя подгруппами в тех ценностях, которые характеризуют духовно-нравственные ценности: креативность, развитие себя и духовное удовлетворение.

Из этого можно сделать следующие выводы: лица с развитым правосознанием обладают большей креативностью. В процессе жизнедеятельности, в том числе и профессиональной такие сотрудники полиции пытаются избегать стереотипов. Им всегда не хватает творческого момента, их в большей степени угнетает размеренность и обыденность.

Сотрудники полиции с развитым правосознанием больше стремятся к самопознанию и самосовершенствованию. Такие сотрудники органов внутренних дел считают, что их потенциал не ограничен и используют любые возможности для демонстрации своей компетенции в различных вопросах.

Представители второй группы чаще стремятся к гармонии со своим внутренним миром. Для них важной ценностью профессиональной деятельности является внутреннее удовлетворение от проделанной работы.

И в первой, и во второй подгруппах лидирующее место занимают две ценности, которые характеризуют получение удовлетворенности от достижений (стремление к достижению результатов) и высокого материального положения.

Проведенный анализ представленных статистических данных

позволил увидеть различия между двумя подгруппами по таким шкалам жизненных сфер, как сфера профессиональной жизни и сфера общественной жизни. В подгруппе сотрудников с более высоким уровнем правосознания значимость этих сфер выше.

Таблица 4

Сравнение значений показателей жизненных ценностных сфер в первой и _второй подгруппах_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценностные сферы Первая подгруппа Вторая подгруппа Уровень значимости различий

Среднее Ст. отклонение среднее Ст. отклонение

Сфера профессиональной жизни 5,3 1,3 6,4 2,2 р<0.05

Сфера обучения и образования 6,2 2,1 6,5 2,3 Нет

Сфера семейной жизни 6,7 2,1 7 1,6 Нет

Сфера общественной жизни 6,8 1,3 7,8 1,8 р<0.05

Сфера увлечений и хобби 5,6 2 6,4 2,4 Нет

Служебная деятельность и ее проблемы составляют основу жизнедеятельности сотрудника полиции. Помимо профессиональной сферы, сотрудникам с более развитым уровнем правосознания свойственно придавать большое значение и ценностям общественной жизни. В этом случае сотрудники полиции вырабатывают у себя стойкие политические, общественные и юридические установки.

Далее в работе была произведен анализ результатов, полученных по методикедиагностики ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел «Якоря карьеры». Сравнительные показатели данных представлены в таблице 4; 3; 1.

Таблица 5

Результаты диагностики ценностных ориентаций в карьерных ориентациях сотрудников органов внутренних дел _«Якоря карьеры»_

Шкалы Первая подгруппа Вторая подгруппа Ста-тистич.

значи-

среднее Откл. среднее Откл. мость

Профессиональная компетентность 47,7 4,2 64,8 5,8 р<0.05

Менеджмент 19,9 4,2 29 3,5 Нет

Автономия

(независимость) 8,4 19,8 8,0 18,9 Нет

Стабильность места

жительства 12,3 8,9 14,2 10,3 р<0.05

Стабильность работы 65,2 16,4 35,2 17,1 Нет

Служение 24,5 19,5 25,2 19,8 р<0.05

Вызов 16,7 9,1 17,1 10,2 Нет

Творчество 34,5 5,6 15,3 5,8 Нет

Интеграция стилей жизни 25,7 5 33,2 5,8 р<0.05

В ходе сравнения статистических данных по двум подгруппам выявлено значительное различие между ними по трем показателям ценностных ориентаций: профессиональной компетенции, стабильности в работе и интеграции стилей жизни.

Характерно, что лица, состоящие в группе с более высоким уровнем развития правосознания, наибольшее значение в своей жизни придают профессиональной компетентности. Такие сотрудники чаще всего быстро

достигает успеха, но также быстро теряют интерес, если не видят перспектив в развитии. Они ориентированы на окружающих, поэтому им важно признание их заслуг другими.

Для лиц второй группы наибольшую ценность в жизни представляет размеренность и стабильность служебной деятельности. Они ориентированы на социальные гарантии, которые дает им их профессиональная деятельность. Такие сотрудники полиции, как правило, ответственны, но свой карьерный рост связывают только лишь с решениями начальства. Чуть менее важной ценностью для них является профессиональная компетентность.

Наименьшее значение в своей жизни исследуемые и первой и второй подгрупп придают такой ценности, как автономия или независимость. То есть для людей является ценным наличие организационных правил, предписаний и ограничений.

На следующем этапе исследования был проведен анализ результатов, полученных по методике Смекала-Кучера.

Таблица 6

Результаты исследования потребности в достижении по методике Смекала-Кучера

Шкалы Первая группа Вторая группа Статистич. значимость

среднее Откл. среднее Откл.

НС 34,8 5,8 27,7 4,6 p<0.01

ВД 29,9 4,2 29 3,5 Нет

НЗ 25,7 5 33,2 5,8 p<0.01

При изучении основной жизненной позиции сотрудников с разным уровнем развития правосознания, установлено, что в группе с менее развитым правосознанием наименьшие значения наблюдаются по такому показателю, как направленность на задачу, а наибольшие - по показателю направленность на себя. Во второй группе все наоборот: более всего выражена ориентация на задачу, а менее всего - на себя. Разница в этих показателях между двумя группами имеет статистическую значимость

(при р<0.01). В направленности на взаимодействие между двумя группами не обнаружено существенных различий.

Сотрудники с нормальным уровнем правосознания более увлечены самим процессом деятельности, больше стремятся к познанию, овладению новыми умениями и навыками, умеют и охотно сотрудничают с коллективом для достижения общей задачи.

На данном этапе нами был произведен корреляционный анализ характеристик правосознания с ценностями, личностными характеристиками и карьерными устремлениями.

Оказалось, что правосознание имеет тесную связь со следующими характеристиками:

- креативность (0,469);

- развитие себя (0,611);

- духовное удовлетворение(0,556);

- сфера профессиональной жизни (0,604);

- сфера общественной жизни (0,549);

- направленность на задачу (0,691);

- направленность на себя (-0,697);

- стабильность работы (0, 525);

- интеграция стилей жизни (0, 456)

- профессиональная компетентность (0,762).

Правосознание имеет прямую связь с креативностью, развитием себя, духовным удовлетворением, сферой профессиональной жизни, стабильностью работы, сферой общественной жизни, профессиональной компетентностью, направленностью на задачу и обратную связь с направленностью на себя.

Таким образом, высокий уровень правосознания сотрудников территориальных органов МВД России определяется общественно значимыми ценностными ориентациями. Существует взаимосвязь между уровнями правосознания и ценностными ориентациями, которая нашла свое подтверждение в результатах эмпирического исследования.

Литература:

1. Балаклеец И.И. Правовая культура современной России в условиях становления гражданского общества и правового государства//Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009. № 2. С. 134- 139.

2. Безруков А.В. Правосознание как фактор мотивации правомерного поведения. Мурманск : МГТУ, 2009. 195 с.

3. Дашко М.Н., Виноградов М.В. Профессиональный психологический отбор на службу в органы внутренних дел: новый подход к изучению личных и деловых качеств граждан, поступающих на службу в подразделения МВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. М., 2015. № 3 (62). С. 101 -104.

4. Денисенко К.В. Правовая культура в системе социально-правового контроля над преступностью//Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 3. С. 66 - 67.

5. Душкин А.С. Психолого-педагогические технологии формирования эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников полиции: монография. СПб.: СПб. университет МВД России, 2016. 112 с.

6. Олейников В.С., Душкин А.С., Трипутин С.Н. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: теория и практика: монография. СПб.: изд-во СПб. университета МВД России, 2016. 156 с.

7. Профессиональная деформация и способы ее преодоления: рекомендации психолога: методические рекомендации / С.В. Косыгина. М.: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2016. 57 с.

8. Татару Б.А. Факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания сотрудников ОВД // Вестник СевКавГТИ. 2017. № 3 (30). С. 92- 95.

9. Черкасова Е.С. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. № 3. С. 110-122.

References:

1. Balakleec I.I. Pravovaja kul'tura sovremennoj Rossii v uslovijah

stanovlenija grazhdanskogo obshhestva i pravovogo gosudarstva//Vestnik Kaliningradskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii. 2009. № 2. pp. 134- 139.

2. Bezrukov A.V. Pravosoznanie kak faktor motivacii pravomernogo povedenija. Murmansk : MGTU, 2009. 195 p.

3. Dashko M.N., Vinogradov M.V. Professional'nyj psihologicheskij otbor na sluzhbu v organy vnutrennih del: novyj podhod k izucheniju lichnyh i delovyh kachestv grazhdan, postupajushhih na sluzhbu v podrazdelenija MVD // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. M., 2015. ;№ 3 (62). pp. 101 -104.

4. Denisenko K.V. Pravovaja kul'tura v sisteme social'no-pravovogo kontrolja nad prestupnost'ju // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2008. № 3. pp. 66 - 67.

5. Dushkin A.S. Psihologo-pedagogicheskie tehnologii formirovanija jemocional'no-volevoj ustojchivosti u sotrudnikov policii: monografija. SPb.: SPb. universitet MVD Rossii, 2016. 112 p.

6. Olejnikov V.S., Dushkin A.S., Triputin S.N. Professional'no-nravstvennoe vospitanie sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: teorija i praktika: monografija. SPb.: izd-vo SPb. universiteta MVD Rossii, 2016. 156 p.

7. Professional'naja deformacija i sposoby ee preodolenija: rekomendacii psihologa: metodicheskie rekomendacii / S.V. Kosygina. M.: Moskovskij universitet MVD Rossii im. V.Ja. Kikotja, 2016. 57 p.

8. Tataru B. A. Faktory, vlijajushhie na formirovanie professional'nogo pravosoznanija sotrudnikov OVD // Vestnik SevKavGTI. 2017. № 3 (30). pp. 9295.

9. Cherkasova E.S. Psihologicheskoe soprovozhdenie professional'noj dejatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Vestnik po pedagogike i

psihologii Juzhnoj Sibiri. 2019. № 3. pp. 110-122.

— • —

Сведения об авторе

Роман Игоревич Канунников, доцент кафедры философии,

психологии и гуманитарных дисциплин Уральского юридического института МВД России, кандидат психологических наук, доцент, эл. почта: roma.kanunnikov@inbox.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.