Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОНР / словообразование / грамматические категории / словообразование / word formation / grammatical categories / word formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жадобина Т.П.

В статье представлены особенности формирования навыков словообразования у детей в норме и при ОНР, представлены результаты констатирующего эксперимента на базе Детского сада г. Краснодар. На основе результатов исследования определены направления коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жадобина Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION WORD FORMATION SKILLS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH ODD

The article presents the features of the formation of word formation skills in children in normal conditions and with ODD, and presents the results of an ascertaining experiment based on the kindergarten in Krasnodar. Based on the results of the study, directions for correctional work were determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

УДК 376.37

Жадобина Т.П.

студент

Кубанский государственный университет (г. Краснодар, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация: в статье представлены особенности формирования навыков словообразования у детей в норме и при ОНР, представлены результаты констатирующего эксперимента на базе Детского сада г. Краснодар. На основе результатов исследования определены направления коррекционнойработы.

Ключевые слова: ОНР, словообразование, грамматические категории, словообразование.

Актуальность исследования. Большинство исследователей, изучавших проблему недоразвития речи, отмечали ограниченные возможности этих детей в формировании новых слов (Жукова, Лалаева, Каше и др.), хотя исследования по данной теме не были всесторонними.

Анализ состояния речи у таких детей показывает недостаточное развитие грамматической структуры речи уже в дошкольном возрасте, как отмечали Р.Е.Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и другие исследователи.

Вопрос о специфике формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, по нашему мнению, изучен недостаточно, что подчеркивает важность выбранной темы.

Словообразование определяется, как сложная система образования новых слов путем использования уже существующих моделей. Результат

словообразования - производное слово. Для каждой части речи существуют специфические способы образования.

Важно различать понятия словообразование и словоизменение (у детей с ОНР отмечаются значительные трудности в усвоении именно навыков словообразования, поскольку этот процесс требует достаточно развитого лексико-грамматического строя речи). Словообразование - способ образования нового слова с помощью добавления приставки, суффикса или путем сложения основ (рыба - рыбка, рыбонька, диван - кровать), а словоизменение заключается в изменении формы слова: окончания (рыба - рыбы, рыб).

Изучение детей старшего дошкольного возраста позволило выявить определенные особенности процессов образования слов, которые проявляются таким образом:

1. затруднения в выявлении сходств и различий в звучании слов с общим корнем, что приводит к неправильному использованию производных и производящих слов,

2. несовершенство в выборе основы для формирования нового слова, что может привести к образованию несуществующих форм (например, «белевая» - машинка для стирки белья, «прыганный» - мальчик, который скакал),

3. фокусировка на исходном значении слова, что приводит к неверному определению (например, к словам «ключник», «ключ», «ключик» применяется одно изображение ключа),

4. отсутствие четкого различения в понимании значения аффиксов при образовании слов (ребенок не может соотнести услышанный глагол с изображением - глаголы «пришел», «подошел», «перешел»).

Была проведена диагностика уровня сформированности навыков словообразования у дошкольников с ОНР.

Цель исследования: определить уровень сформированности словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Подобрать задания, направленные на изучение словообразовательных навыков дошкольников с ОНР.

2. Выявить уровень сформированности словообразовательных навыков на материале различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола.

3. Проанализировать ошибки и трудности детей при выполнении заданий с целью разработки коррекционной технологии.

Изучение проводилось на базе МАДОУ МО г. Краснодар «Детского сада № 214». Участниками исследования стали 8 детей, имеющих логопедическое заключение ОНР, возраста 5.5-6 лет старшей группы.

На этапе констатирующего эксперимента использовались адаптированные задания, взятые из методики М.М. Алексеевой, В.И. Ляминой «Исследование способности словообразования у дошкольников» и методики З.А. Репиной «Диагностика уровня сформированности навыков словообразования у дошкольников с ОНР». Всего детям были предложено 7 заданий (таблица 1).

Таблица 1. Содержание диагностики навыков словообразования.

№ Название задания Компонент словообразования Максимальный

задания балл

1 «Кто у кого?» выявление уровня сформированности навыков образования детенышей животных 15

2 «Большой и маленький» выявление уровня сформированности навыков образования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 5

3 «Встреча гостей» выявление навыка образовывать слова, обозначающие вместилище для чего-либо, употреблять наименования предметов посуды 8

4 «Кто он такой?» выявление уровня восприятия и понимания словообразовательных форм, обозначающих профессии 5

5 «Игра со словами» выявление умения образовывать слова а) с помощью слияния двух основ, б) путем перехода из одной части речи в другую (образование качественный прилагательных). 10

6 «Чье это?» выявление навыка образовывать притяжательные прилагательные. 12

7 «Что сделала собачка?» выявление навыка образовывать глаголы приставочным способом 4

Количественная и качественная оценка результатов исследования отражена в таблице 2, таблице 3.

Таблица 2. Результаты исследования навыков словообразования.

№ Имя. Ф Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7

1 Миша М. 7 4 2 5 5 6 4

2 Максим С. 5 3 2 5 4 5 4

3 Элина С. 8 4 2 5 4 4 4

4 Сережа К. 2 3 2 4 3 2 3

5 София С. 10 3 4 4 4 7 3

6 Артем Ш. 14 5 7 5 4 10 4

7 Ваня П. 3 4 2 5 3 3 4

8 Ева К. 5 2 2 4 3 6 3

9 в

7 Б

5 Щ

1 д

а

Рисунок 1. Результаты исследования навыков словообразования.

Задание № 1 на образования детенышей животных. Значительные ошибки присутствовали при полном изменении слова, например корова-теленок, дети использовали продуктивную модель, образуя слова коровенок, свиненок, овчонок, курёнок, по аналогии с другими словами. Присутствовали и ошибки наподобие: детеныши коровы-мычата (по аналогии со звуком, который издает это животное). 50 % детей на данном этапе обследования образовывали слова лошаденка, лисенка, зайченка. По данному характеру ошибок можно сделать

вывод о несформированности различения семантики суффиксов (уменьшительно-ласкательные суффиксы и способы образования детенышей животных).

Задание № 3 показало низкий уровень сформированности навыков образования слов, обозначающих вместилище чего-либо. Лишь 25 % детей частично справились с данным заданием, остальные 75 %- отвечали, что соль, масло и т.д. хранится в банке, либо не отвечали вовсе. Присутствовали ошибки следующего характера: соль хранится в сольнице (по аналогии с суффиксом слова хлебница). Однако следует отметить, что при данном типе ошибок (соль-сольница) дети все-таки используют подходящую модель добавления суффикса, обозначающего вместилище для чего-либо, но ввиду незнания соотнесения слов и выбора суффикса (-ниц- или -онк-) допускают ошибки.

Задание № 5, направленное на обследование навыков словообразования имен прилагательных, вызвало наибольшие затруднения. Лишь 12 % детей справились с ним, у остальных мы наблюдаем низкие баллы. Задание состояло из двух серий. Первая серия (образование слов путем сложение основ) показала низкий уровень сформированности данного навыка. Это объясняется необходимым для данного задания хорошим логическим мышлением. Дети не могли ответить на вопрос «у зайца короткий хвост, он какой?». Однако при подсказке «короткохвостый» по аналогии предпринимали попытки образовать следующие слова. Присутствовали следующие ошибки: у зайца длинные уши, заяц какой? - длинный или заяц длинные уши. Вторая серия (образование качественных прилагательных) была более успешной, однако в целом показала низкий уровень сформированности данного навыка. Дети затруднялись в ответе, повторяли изначальное слово или допускали следующие ошибки: стол из стекла-стекловый, стеклённый, дом из кирпича-кирпичёвый, кирпичичный.

С заданием № 6 справились 25 % детей, остальные- предпринимали попытку словообразования, подбирая неверные суффиксы (например,следы собакины, собачиные, лисовая/лисиная нора, лошадковые следы).

Задание № 7 не вызвало затруднений: больше половины детей получили максимальный балл.

Такой подробный анализ ошибок детей позволяет обратить внимание на особенности усвоения словообразовательных моделей у детей с общим недоразвитием речи, и характер логического мышления при подборе суффиксов и приставок при образовании слов.

Проблемы детей на этапе формирования навыков словообразования связаны с недостаточным развитием определенных когнитивных и вербальных способностей. Дети с задержкой в развитии речи обычно испытывают трудности при усвоении структуры слов и их значений из-за низкой мотивации к речи, ограниченной способности к запоминанию последовательности слов, а также нарушениям в анализе ситуаций для выбора важных компонентов для называния. Также важную роль играет недостаточное развитие речевых мыслительных навыков, что приводит к неполному пониманию предметов и затрудняет осознание значения аффиксов. Другие причины включают ограниченность словарного запаса и недостаточное знание базовых производных слов.

Эти факторы свидетельствуют о затруднении детей с отставанием в развитии в усвоении морфем как языковых элементов и оперировании ими. Поскольку дети сконцентрированы преимущественно на лексическом уровне, им не требуется усваивать и применять морфемы частей слов.

Результаты обследования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи побуждают разработать коррекционную технологию по формированию данных навыков. В данной технологии планируется выделение трех этапов работы: формирования навыков словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Таким образом, в результате исследования навыков словообразования были сделаны следующие выводы:

- У детей несформировано понимание значений суффиксов и приставок.

- Из 8 детей один ребенок показал высокий уровень сформированности навыков словообразования, четыре ребенка-низкий уровень и 3 ребенка-средний.

- В 60 % случаях образования слов дети предпринимали попытку словообразования, выбирая несоответствующие морфемы.

- Особенности наглядно-образного мышления, памяти, нарушения лексико-грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения, низкий словарный запас и разный темп усвоения одной и той же информации приводит к нарушенному течению формирования навыков словообразования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горелов Н.И. Основы психолингвистики / Н.И. Горелов, Н.Ф. Седов. Москва: Лабиринт, 1998. - 256 с;

2. Синельцева Т.Н. Особенности формирования процессов словообразования в онтогенезе / Т.Н. Синельцева // Актуальные вопросы специального образования. - 2016. - № 6. - С. 220-223;

3. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. -М.,1997;

4. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. - Москва: ВЛАДОС, 2016. - 240 с;

5. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. - Москва: Педагогика, 1990. - 381 с

Zhadobina T.P.

Kuban State University (Krasnodar, Russia)

FEATURES OF FORMATION WORD FORMATION SKILLS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH ODD

Abstract: the article presents the features of the formation of word formation skills in children in normal conditions and with ODD, and presents the results of an ascertaining experiment based on the kindergarten in Krasnodar. Based on the results of the study, directions for correctional work were determined.

Keywords: wordformation, grammatical categories, wordformation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.