Научная статья на тему 'СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2174
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / WORD-FORMATIVE MISTAKES / PRESCHOOL CHILDREN / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасенко Елена Валентиновна, Макарова Наталья Викторовна

Нарушения в формировании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи приводят к возникновению ошибок на письме и в устной речи в начальной школе. Описываются типичные словообразовательные ошибки в высказываниях детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием. Анализируются проявления недоразвития словообразовательных навыков в случае речевых расстройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасенко Елена Валентиновна, Макарова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Word-formative mistakes of children with normal speech development and general speech underdevelopment

The disorders of the formation of grammatical speech structure of preschool children with general speech underdevelopment are considered to be the causes of mistakes in writing and spoken language in primary school. There are described the typical word-formative mistakes in the utterances of preschool children with normal speech development and general speech underdevelopment. There is analyzed the appearance of the underdevelopment of word-formative skills in the context of speech disorders.

Текст научной работы на тему «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

педагогические науки

8. WSR: конкурсная документация [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/ folders/1WJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (дата обращения: 14.10.2019).

9. WSR: новости [Электронный ресурс]. URL: http://worldskiUs.ru/v-yugrevpervye-proydet-chempio

nat-worldskills-russia. (дата обращения: 14.10.2019). * * *

1. Bocharova Yu.Yu. Vliyanie standartov WSR na modernizaciyu programm podgotovki budushchih uchitelej // Problemy operezhayushchej podgotovki rabochih kadrov na osnove standartov Worldskills: sb. materialov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (2627 marta 2018 g., Moskva, GAOU VO MGPU). M., 2018. S. 18-23.

2. Vachkanova S.N., Ajgunova O.A., Maho-tin D.A. Operezhayushchaya podgotovka pedago-gicheskih kadrov na osnove standartov Worldskills // Problemy operezhayushchej podgotovki rabochih kadrov na osnove standartov Worldskills: sb. materialov Mezhregion. nauch.-prakt. konf. (26-27 marta 2018 g., Moskva, GAOU VO MGPU). M., 2018. S. 6-9.

3. Kapkaeva L.S. Deyatel'nostnyj podhod i oso-bennosti ego realizacii v usloviyah modernizacii pedagogicheskoj magistratury // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2015. № 4(24). S. 51-57.

4. Neyasova I.A., Gorshenina S.N., Serikova L.A. Professional'naya proba praktiko-orientirovannoj pod-gotovki budushchego pedagoga // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2018. № 4(36). S. 105-111.

5. Professional'nyj standart «Pedagog (pedago-gicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom, obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')»: prikaz Mintruda Rossii ot 18 okt. 2013 g. № 544 n // Vestn. obrazovaniya Rossii. 2014. № 2. S.10-35.

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya. Uroven' obrazovaniya bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie s dvumya profilyami podgotovki» [Elektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (data obrashcheniya: 14.10.2019).

7. Formirovanie na urokah predmetnyh i me-tapredmetnyh znanij i umenij [Elektronnyj resurs]. URL: https://licuv1547.mskobr.ru/files/formirovanie_ mpu.pdf (data obrashcheniya: 14.10.2019).

8. WSR: konkursnaya dokumentaciya [Elektron-nyj resurs]. URL: https://drive.google.com/drive/folde rs/1WJzf9rPLioVrYGxYHDhyWw576Vxi6zSS (data obrashcheniya: 14.10.2019).

9. WSR: novosti [Elektronnyj resurs]. URL: http:// worldskills.ru/v-yugrevpervye-proydet-chempionat-worldskills-russia (data obrashcheniya: 14.10.2019).

О Тарасенко E.B., Макарова Н.В., 2020

WorldSkills standards in the process of professional training of foreign language teachers in pedagogical university

The article deals with the experience of using the WorldSkills standards in the process of training future foreign languages in pedagogical institutions. There is considered the content of pedagogical competence "Teacher of basic and secondary school" by the WorldSkills standards. There is analyzed its correspondence to the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education "Pedagogical education" and the Professional Standard of a Teacher.

Key words: foreign language, professional training, modernization, professional pedagogical education, WorldSkills standards, pedagogical competence.

(Статья поступила в редакцию 17.10.2019)

Е.в. тарасенко, н.в. Макарова

(Таганрог)

словообразовательные ошибки у детей с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи

Нарушения в формировании грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи приводят к возникновению ошибок на письме и в устной речи в начальной школе. Описываются типичные словообразовательные ошибки в высказываниях детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием. Анализируются проявления недоразвития словообразовательных навыков в случае речевых расстройств.

Ключевые слова: словообразовательные ошибки, дошкольники, общее недоразвитие речи.

На современном этапе недостатки в развитии речи выявляются не только у дошкольников с проблемами речевого развития, но и у большинства детей, явно ими не страдающих. Знание общих закономерностей развития языка может помочь исправлению словообразова-

известия вгпу

тельных ошибок детской речи, раннему выявлению нарушений в развитии ребенка.

Формирование у детей словообразования представляет собой сложный процесс как в норме, так и при речевой патологии. Т.В. Туманова выделяет следующие периоды формирования словообразования в онтогенезе:

- первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 4 лет).

- второй период - активное освоение словопроизводства, формирование общих представлений (от 4 до 6 лет).

- третий период - усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к собственной речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6 лет) [8, с. 21].

По данным исследования Т.Б. Уваровой, дошкольники пользуются в основном морфологическими способами словообразования [9]. Они образуют однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. На основе проведенного анализа в детской речи А.Г. Тамбовцева пришла к выводу, что усвоение способов словообразования происходит возрасте от 3 лет 6 мес. до 6 лет. Сначала накапливается первичный словарь мотивированной лексики, формируются предпосылки словообразования в виде ориентировки на существенные для номинации предметы, свойства и языковые отношения. Затем возникают обобщенные представления о нормах и способах словообразования [7].

овладевая словарным составом языка, дети усваивают и его грамматический строй. Дошкольники с нормальным речевым развитием начинают осваивать способы словообразования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

Непосредственно процесс овладение способами словообразования - одна из важных сторон речевого развития детей. Чтобы уметь конструировать слова, ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл морфем. Формируемые умения дошкольников напрямую связаны со словотворчеством.

Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова отмечают, что «если ребенок не владеет готовым сло-

вом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее моделям, что и проявляется в детском словотворчестве» [4, с. 16]. Словотворчество детей - наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений, который рассматривается в психологической и лингвистической литературе как один из этапов освоения родного языка в онтогенезе. В этот период происходит чрезвычайная активность в многообразных словообразованиях и словоизменениях. Такая особенность развития речи возникает у детей не сразу, а благодаря уже накопившемуся речевому опыту.

Самостоятельное словообразование, или словотворчество, у детей Д.Б. Эльконин рассматривает «как симптом овладения ребенком языковой действительностью» [1, с. 167]. По словам К.И. Чуковского, маленькие дети -«гениальные лингвисты» [11, с. 8]. С.Н. Цейтлин считает, что «ни одна детская речевая инновация не является случайной. освоив базовое (прототипическое) правило, дети стремятся распространить его на те лексемы, которые в нашем "взрослом" языке этому правилу не подчиняются. Выявляются некоторые "нелогичности" нашего языка. В самом деле, словоформа слова "ножницы" должна обозначать множество предметов, а один предмет должен именоваться словоформой в единственном числе - "одна ножница" или "один ножниц"» [10].

По существу, процесс словообразования представляет собой результат инвариантной работы по овладению языком как реальной предметной действительностью, приводящий к формированию языковой картины мира ребенка. В работах К. Чуковского, Л. Пантелеева, В. Филатова описаны примеры того, как дети самостоятельно образуют производные слова, например: показательный палец, ны-ряльная шапка, дождь рассилился.

Словотворчество по сходству является показателем владения морфологическими элементами языка. Так, слово переконфетился по модели со словом перенасытился образуется от существительного с помощью приставки и суффиксов. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой - правильно согласует его с другими словами в предложении (Мой организм переконфетился). Эти факты убеждают нас не только в творческом характере усвоения языка ребенком, но и в приобретении комплекса грамматических навыков.

Такие примеры можно продолжать до бесконечности. Инновации, или, как их называют, «умные ошибки», охватывают основные части

речи: существительное, прилагательное, глагол в речи дошкольников. К концу дошкольного возраста детское словообразование становится нормативным, в связи с чем снижается активность словотворчества.

Однако наряду с самостоятельно конструированными словами в речи детей встречаются ошибки в образовании названий детенышей, профессий, предметов посуды, направлений движения. Могут также встречаться пропуски морфем, чаще всего суффиксов (ножницы из металла - металые). И в редких случаях фиксируется диалектное использование слов, типа ихняя.

Такие ученые, как Н.С. Жукова, P.E. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, изучавшие речевое развитие детей с общим недоразвитием речи (ОНР), указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами. впоследствии нарушения в формирования словообразовательных навыков у детей с оНр приводят к возникновению ошибок на письме и в устной речи, что затрудняет процесс обучения уже в начальной школе.

ОНР определяется в учебнике «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой как «различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [6, с. 34]. Н.И. Лепская отмечает, что у детей с оНр часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных и т. п. [5, с. 52].

По мнению О.М. Вершининой, существуют следующие особенности в образовании производных имен прилагательных от существительных при помощи суффиксов:

- образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов (занавеска из ситца - сическая, сичная);

- лексические замены (пуховая подушка -пушистая);

- использование приставки (грушевое варенье - игрушеновое варенье);

- словоизменение (вишневое варенье -вишневая варенье);

- неправильный выбор основы мотивирующего слова (шишка ели - шишковая) [2, с. 41].

жие науки -

Мы организовали практическое исследование, чтобы уточнить состояние словообразовательных навыков у старших дошкольников с оНр. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 9» г. Таганрога. Контингент обследуемых составили дети старшего дошкольного возраста (от 5 лет 6 мес. до 6 лет 7 мес.) с ОНР третьего уровня речевого развития. Общее число детей экспериментальной группы - 10 (6 мальчиков и 4 девочки).

Мы проанализировали состояние детей экспериментальной группы. у всех детей состояние интеллекта соответствует возрасту. у трех детей имеется неврологическая симптоматика - минимальная мозговая дисфункция. речевое развитие ниже возрастной нормы также у всех детей - общее недоразвитие речи III уровня речевого развития. У четырех детей ОНр осложнено дизартрическим компонентом, у одного ребенка - заиканием, еще у одного ребенка имеются признаки дислексии.

Методы исследования:

- констатирующий эксперимент по изучению навыков словообразования у дошкольников с ОНР;

- количественно-качественный анализ полученных в исследовании данных.

Обследование проводилось по таким параметрам, как образование:

- прилагательных с противоположным значением;

- уменьшительно-ласкательных форм;

- прилагательных от существительных;

- приставочных глаголов.

Диагностическое обследование осуществлялось индивидуально в логопедическом кабинете. При этом соблюдалась спокойная доброжелательная обстановка. Обращалось внимание на настроение ребенка. Если он находился в возбужденном или подавленном состоянии, обследование переносилось на другую дату.

Обследование состояло из заданий, которые выполнялись ребенком по иллюстрациям альбома О.Б. Иншаковой [3] для логопедического обследования.

1. Образование прилагательных с противоположным значением.

Инструкция: «Скажи наоборот».

Горячий - холодный; больной - здоровый; широкий - узкий; веселый - грустный; высокий - низкий; длинный - короткий.

2. Образование уменьшительно-ласкательных форм.

Инструкция: «Назови ласково».

известия вгпу

Елка - елочка; лопата - лопаточка; дом - домик; мяч - мячик; кольцо - колечко; шапка - шапочка.

3. Образование прилагательных от существительных.

Инструкция: «Посмотри, стол сделан из дерева - значит он какой?».

Дерево - деревянный; железо - железный; глина - глиняный; снег - снежный; творог - творожный.

4. Образование приставочных глаголов.

Инструкция: «Скажи, что делает мальчик?».

Ходит - уходит - входит - выходит - переходит - обходит.

Для определения уровня сформированно-сти грамматического строя речи нами применялась балльно-уровневая система оценки:

1 балл - очень плохо (ребенок не понимает задания вообще);

2 балла - плохо (ребенок не выполняет задания при помощи взрослого);

3 балла - удовлетворительно (ребенок не полностью выполняет задание при помощи взрослого);

4 балла - хорошо (ребенок выполняет задания при помощи взрослого);

5 балла - отлично (ребенок самостоятельно справляется с заданием).

затем все баллы по всем заданиям суммировались, так определялся общий уровень сформированности навыков словообразования у детей:

- высокий уровень - 14-20 баллов;

- средний уровень - 7-13 балла;

- низкий уровень - 0-6 баллов.

Результаты выполнения каждого задания в процессе констатирующего эксперимента протоколировались и заносились в речевую карту. По окончании обследования был осуществлен количественный анализ, позволяющий определить, сколько баллов набрал каждый ребенок экспериментальной группы. Полученные в обследовании данные содержатся в нижеприведенной таблице.

С учетом набранных баллов за каждое задание мы определили уровень сформирован-ности навыков словообразования у детей с ОНР старшей группы. Исследование показало, что в группе преобладают дети со средним уровнем сформированности навыков и словообразования - 60% от общего числа группы (6 чел.). Дети со средним уровнем в основном выполняют задания с помощью взрослого, в некоторых заданиях они способны на самостоятельное выполнение.

Количество детей с низким уровнем сфор-мированности навыков словообразования составляет 30%, т. е. 3 чел. Дети, относящиеся к этой подгруппе, не могут самостоятельно выполнить предложенные задания. Часть заданий дети не смогли правильно выполнить, при этом помощь взрослого оказалась безрезультатной.

Только один ребенок справился со всеми заданиями на высоком уровне. Он был самостоятелен, за помощью не обращался. Это составило 10% от общего числа экспериментальной группы детей.

Мы провели подобный качественный анализ результатов, полученных детьми при вы-

Результаты обследования детей старшей группы

Параметры заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Образование прилагательных с противоположным значением 1 1 4 4 5 2 3 3 3 1

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных 4 4 4 4 5 4 4 4 4 3

Образование прилагательных от существительных 0 0 2 2 4 2 3 4 2 1

Образование приставочных глаголов 1 1 2 3 4 2 3 2 3 1

Всего баллов 6 6 12 13 18 10 13 13 12 5

Уровень сформированности навыков н н ср ср в ср ср ср ср н

полнении всех заданий. При выполнении задания на образование прилагательных с противоположным значением 70% детей справились с задачей с помощью воспитателя и набрали средние баллы. А в ответах остальных детей зафиксирована ошибка замены, например: короткий - маленький. Средний уровень выявлен при образовании прилагательных с противоположным значением. Не вызвало больших затруднений задание на образование уменьшительно-ласкательных форм у детей, почти все справились с этим.

Ошибки выявлены в речи некоторых детей в следующих словах: кольцо (кольцоны), дом (домичек). Однако образовывать слова с суффиксами -очк-, -ечк-, -ик дети умеют (90%), поэтому при словообразовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением они обладают средним и выше среднего уровнем.

Низкий уровень был выявлен при образовании прилагательных от существительных большинством детей. Например, неправильно образовали слово глина (глинная, твердая), также ошибки отмечались в образовании слов пластмасса (пластмассанная, пластиковая) , кожа (кожовая, кожеванная). Двое детей вовсе не поняли задание, называли цвет или качество предмета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практически все ребята (80%) не справились с заданием на образование приставочных глаголов, они путали приставки, не могли правильно подобрать нужную морфему: вместо уходит - выходит, и наоборот. Ошибки наблюдались в слове обходит - переходит. Проведенный анализ показал низкий уровень данного навыка.

В целом качественный анализ полученных данных позволяет установить, что в наименьшей степени дети экспериментальной группы владеют такими навыками, как образование:

• прилагательных с противоположным значением;

• прилагательных от существительных;

• приставочных глаголов.

Лучше всего сформированы у детей навыки образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Таким образом, у детей с ОНР нарушена последовательность проведения объединительных операций доречевого этапа: выбор мотивирующей основы, нахождение в долговременной памяти нужной словообразовательной морфемы и соединение ее с производящей основой.

кие науки -

Общий анализ результатов показал, что навыки словообразования у детей с ОНР сформированы на недостаточном уровне. Рассмотренные виды словообразовательных ошибок в речи дошкольников показывают, что дети с нормальным и нарушенным речевым развитием имеют схожие языковые проблемы, которые могут быть вызваны как социальными, так и биологическими причинами. Это указывает на общие, системные закономерности в освоении языка как в онтогенезе, так и в дизонто-генезе.

Так, дети с нормальным речевым развитием и с ОНР склоны к окказиональному конструированию слов разных частей речей. И этот факт не критичен, если ребенку меньше 5 лет. Если же такие «детские словечки» изобилуют в речи детей 6 лет и старше, то это требует вмешательства специалистов. На наш взгляд, особенно следует обратить внимание на следующие ошибки: смешение суффиксов, окончаний; несоблюдение чередований согласных звуков в корне слова; устранение беглых гласных в корне слов; смешение многозначных корней; недифференцированное использование приставок.

Выявление такого рода ошибок, по нашему мнению, может помочь расставить акценты в оказании помощи родителям, специалистам и педагогам в работе с любым ребенком. Взрослый, владеющий знаниями о причинах возникновения речевых недостатков, получает возможность заранее предвидеть трудности, с которыми могут столкнуться дошкольники при освоении ими родного языка.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

2. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3-го уровня // Логопед. 2006. № 1. С. 34-40.

3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 1998.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.

5. Лепская Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. М., 2013.

6. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. выш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2009.

известия вгпу

7. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.

8. Туманова Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. № 6. С. 54-58.

9. Уварова Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР // Логопед. 2009. № 5. С. 4860.

10. Цейтлин С. Ни одна детская речевая инновация не является случайной [Электронный ресурс] // Логопедический портал. URL: https://lo gopedprofiportal.ru/blog/565319 (дата обращения: 25.10.2019).

11. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 1990.

* * *

1. Alekseeva M.M., Yashina V.I. Metodika raz-vitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkol'-nikov: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. i sred, ped. ucheb. zavedenij 3-e izd., ster. M.: Izd. centr «Aka-demiya», 2000.

2. Vershinina O.M. Osobennosti slovoobrazova-niya u detej s obshchim nedorazvitiem rechi 3-go urov-nya // Logoped. 2006. № 1. S. 34-40.

3. Inshakova O.B. Al'bom dlya logopeda. M.: VLADOS, 1998.

4. Lalaeva R.I., Serebryakova N.V. Formirova-nie leksiki i grammaticheskogo stroya rechi u do-shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi. SPb., 2001.

5. Lepskaya N.I. Yazyk rebenka: ontogenez re-chevoj kommunikacii. M., 2013.

6. Logopediya: uchebnik dlya stud. defektol. fak. ped. vysh. ucheb. zavedenij / pod red. L.S. Volkovoj. M.: VLADOS, 2009.

7. Tambovceva A.G. Formirovanie sposobov slovoobrazovaniya u detej doshkol'nogo vozrasta v detskom sadu: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1983.

8. Tumanova T.V. Razvitie slovoobrazovaniya u doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi // Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2003. № 6. S. 54-58.

9. Uvarova T.B. Obuchenie slovoobrazovaniyu doshkol'nikov s ONR // Logoped. 2009. № 5. S. 4860.

10. Cejtlin S. Ni odna detskaya rechevaya inno-vaciya ne yavlyaetsya sluchajnoj [Elektronnyj resurs] // Logopedicheskij portal. URL https://logopedprofipor-tal.ru/blog/565319 (data obrashcheniya: 25.10.2019).

11. Chukovskij K.I. Ot dvuh do pyati. M.: Peda-gogika, 1990.

Word-formative mistakes of children with normal speech development and general speech underdevelopment

The disorders of the formation of grammatical speech structure of preschool children with general speech underdevelopment are considered to be the causes of mistakes in writing and spoken language in primary school. There are described the typical word-formative mistakes in the utterances of preschool children with normal speech development and general speech underdevelopment. There is analyzed the appearance of the underdevelopment of word-formative skills in the context of speech disorders.

Key words: word-formative mistakes, preschool children, general speech underdevelopment.

(Статья поступила в редакцию 06.11.2019)

А.А. ТАрАсов

(волгоград)

мировоззренческая компетентность учителя обж

Предпринимается попытка в свете внедрения ФГОС 3++ проанализировать некоторые требования к мировоззренческим компетенциям современного учителя-воспитателя, каким является преподаватель-организатор ОБЖ. Обсуждаются направления развития миропонимания для эффективной профессиональной деятельности. С позиции оценки потенциальных опасностей затрагиваются вопросы перспективного изменения окружающей среды.

Ключевые слова:учитель ОБЖ, мировоззрение, информация, духовно-нравственная культура, ноксология.

Утвержденная в декабре 2018 г. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» [4] подвела некоторые итоги развития образовательной области ОБЖ с 2000 г., отмеченного принятием Концепции непрерывного многоуровневого образования в области безопасности жизнедеятельности [3]. Оба документа акцен-

О Тарасов А.А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.