Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / АГРАММАТИЗМЫ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАМЕНЫ СЛОВ / ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макарова Наталья Викторовна, Нигматуллина Алина Авельевна, Потураева Любовь Николаевна

Дети с речевыми нарушениями имеют недостатки словообразовательных умений и навыков, которые обусловлены недоразвитием лексико-грамматического строя и познавательных процессов. Ограниченность начальных словообразовательных возможностей дошкольников с речевыми расстройствами впоследствии приводит к возникновению стойких специфических ошибок устной речи и на письме, что затрудняет процесс школьного обучения.В статье рассматриваются теоретические вопросы процесса детского словотворчества; представлена авторская программа логопедического обследования, которая позволяет исследовать словообразовательные возможности дошкольников на материале разных частей речи (имён существительных, имён прилагательных и глаголов).Для выявления наиболее характерных недостатков в развитии словообразовательных навыков детей дошкольного возраста с нарушениями речи было проведено исследование, которое позволило описать специфические ошибки, речевые трудности и особенности производства слов, относящихся к разным лексическим темам.Представленная программа логопедического обследования может быть использована специалистами, интересующимися данной проблемой, а также студентами педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Макарова Наталья Викторовна, Нигматуллина Алина Авельевна, Потураева Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF WORD - FORMATIVE SKILLS OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Children with speech disorders have deficiencies in word-forming skills and abilities, which are due to the underdevelopment of the lexico-grammatical system and cognitive processes. The limited initial word-formation capabilities of pre-school children with speech disorders subsequently leads to the occurrence of persistent specific errors in oral speech and writing, which complicates the process of school education.The article discusses the theoretical issues of the process of children’s word-making; presents the author’s program of speech therapy examination, which allows to explore the word-formation capabilities of preschoolers on the material of different parts of speech (nouns, adjectives and verbs).To identify the most characteristic shortcomings in the development of word-formation skills of preschool children with speech disorders, a study was conducted that allowed describing specific errors, speech difficulties and features of the production of words related to different lexical topics.The presented program of speech therapy examination can be used by specialists interested in this problem, as well as students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Характеристика словообразовательных навыков детей с нарушениями речи

Макарова Наталья Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: alex_mak66@mail.ru

Нигматуллина Алина Авельевна,

студент факультета ПиМДНиДО, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: log-411tgpi@yandex.ru

Потураева Любовь Николаевна,

канд. филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)» E-mail: poturaevaln@gmail.com

Дети с речевыми нарушениями имеют недостатки словообразовательных умений и навыков, которые обусловлены недоразвитием лексико-грамматического строя и познавательных процессов. Ограниченность начальных словообразовательных возможностей дошкольников с речевыми расстройствами впоследствии приводит к возникновению стойких специфических ошибок устной речи и на письме, что затрудняет процесс школьного обучения.

В статье рассматриваются теоретические вопросы процесса детского словотворчества; представлена авторская программа логопедического обследования, которая позволяет исследовать словообразовательные возможности дошкольников на материале разных частей речи (имён существительных, имён прилагательных и глаголов).

Для выявления наиболее характерных недостатков в развитии словообразовательных навыков детей дошкольного возраста с нарушениями речи было проведено исследование, которое позволило описать специфические ошибки, речевые трудности и особенности производства слов, относящихся к разным лексическим темам.

Представленная программа логопедического обследования может быть использована специалистами, интересующимися данной проблемой, а также студентами педагогических вузов.

Ключевые слова: нарушения устной речи, словообразовательные навыки, речевые расстройства, дети дошкольного возраста, словарный запас, грамматические ошибки, аграм-матизмы, лексические замены слов, ограниченность представлений об окружающем мире, познавательные процессы.

о с

CJ

см л

Статья опубликована при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. Договор о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 21-2-014977. Руководитель проекта - канд. филол. наук, доцент В.С. Анохина.

Особенности словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с различными формами речевых расстройств изучали Р.И. Лалае-ва, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др. Ученые описали трудности формирования морфологического строя у детей данной нозологической категории и показали, что процесс овладения словообразованием - одна из важных сторон речевого развития каждого ребёнка, для усвоения которой первоначально должны быть освоены лексические значения основ слов, смысл морфем, а также модели конструирования новых словоформ.

А. Г. Тамбовцева, Т.В. Туманова, изучая детскую речь, пришли к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно на протяжении всего дошкольного возраста с 2-2,5 лет до 6-6,5 лет. Сначала накапливается первичный словарь мотивированной лексики, формируются предпосылки словообразования в виде ориентировки на существенные для номинации предметы, свойства и языковые отношения. Затем возникают обобщенные представления о нормах и способах словообразования [2, с. 11; 3, с. 15].

В настоящее время исследователи рассматривают словообразовательную компетенцию как компонент более широкого понятия - языковой компетенции и как важнейшее средство в преодолении недостатков устной и письменной речи [3, с. 4].

Неотъемлемой частью процесса «создания новых слов» в речевом онтогенезе служит детское словотворчество, для которого характерно большое разнообразие морфологических «изобретений» и речевых «фантазий», которые учёные-лингвисты обозначают по-разному. С.Н. Цейтлин, например, его определяет как «детские речевые инновации», П.А. Флоренский называет «речет-ворчеством», а К.И. Чуковский, вполне заслуженно, считает 3- и 4-летних изобретателей новых слов «гениальными лингвистами» [4, с. 8]. Нельзя не согласиться с классиком, так как в своей книге «От двух до пяти» он описывает совсем не забавные высказывания дошкольников, а невероятный детский труд, стремление познать язык, опираясь на собственное, ещё мало сформированное языковое чутье.

Повышенное внимание ученых-исследователей к словообразованию обусловлено тем, что оно играет значительную роль в развитии речевой коммуникации ребенка, представляя собой специфический способ формирования словарного запаса, овладения грамматической системой языка, создания условий для правописания и для всего познавательного развития в целом.

В детской логопедии показано, что дошкольникам с нарушениями речи довольно сложно различать и применять на практике правила словообразования. Неумение овладеть приемами словообразования становится причиной ограниченного словарного запаса, который является необходимым для овладения морфологическими принципами правописания.

Проблемы в формировании словообразовательных навыков у детей с речевыми нарушениями приводят к возникновению ошибок на письме и в устной речи, что затрудняет процесс обучения уже в начальной школе. Таким образом, актуальность и значимость проблемы очевидна для многих специалистов, посвятивших себя исследованиям в области детской лингвистики и логопедии.

Особый интерес для изучения представляют дети старшего дошкольного возраста. Имеющиеся у них словообразовательные навыки и умения свидетельствуют об их готовности к школе, следовательно, нарушение словообразования не позволяет детям в необходимом объеме овладеть словарным запасом и грамматическим строем, что тем самым тормозит развитие связной речи, препятствует полному усвоению грамоты и письменной речи.

Изучив методические рекомендации многих авторов, мы столкнулись с проблемой - существующие в настоящее время пособия и диагностический инструментарий не учитывают индивидуальные речевые и личностные особенности современного ребёнка-дошкольника. В связи с этим, целью нашего исследования стала разработка и апробация программы логопедического обследования, позволяющей в полной мере изучить словообразовательные возможности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Логопедической лаборатории Таганрогского института имени А.П. Чехова в период с февраля по апрель 2022 г. В экспериментальную группу вошли 24 ребенка в возрасте от 5,5 до 7 лет, имеющие фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи, и получающие логопедическую помощь специалистов.

Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста - довольно сложный процесс, именно поэтому для эффективной реализации констатирующего эксперимента нами была разработана специальная программа логопедического обследования, в основу которой легла «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» Р.И. Лалае-вой [1, с. 23-36].

Для успешной апробации эксперимента нами были адаптированы методические разработки Р.И. Лалаевой: систематизирован наглядно-дидактический материал, индивидуализированы морфологические пробы и задания, а также созданы количественно-качественные критерии для оценки ответов детей, поскольку в оригинальной методике задания не имели названий и отсутство-

вало описание необходимого картинного и сти-мульного материала. Кроме того, авторский вариант Р.И. Лалаевой содержал большое количество заданий, рассчитанных на детей более старшего, школьного возраста, что могло вызвать трудности у дошкольников.

Разработанная нами диагностическая программа состоит из трёх разделов и позволяет исследовать словообразовательные возможности дошкольников на материале разных частей речи (существительных, прилагательных и глаголов). При проведении исследования важно отмечать мотивацию ребёнка в ходе эксперимента, его потребность в стимулирующей помощи педагога и правильность ответов, которые оценивались по пятибалльной шкале. Опишем подробнее диагностические задания по каждому блоку.

Первый раздел посвящен изучению навыков образования имён существительных и включает в себя 5 грамматических заданий.

1. Задание «По-доброму» направлено на изучение в речи детей навыков употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Для проведения исследования традиционно используются предметные картинки с изображениями больших и маленьких предметов, а также речевой материал, включающий ряд существительных 1, 2 склонения: машина - машинка, стул - стульчик, кукла - куколка, дом - домик и другие.

2. Задание «Великан» направлено на проверку навыков образования существительных с суффиксами увеличительного значения. При проведении исследования применяются предметные картинки с изображениями предметов обычного и большого размера, а также речевой материал, включающий ряд существительных 1 и 2 склонения: комар - комарище, дом - домище, рот - ротище, кот - котище и другие.

3. Задание «В мире животных» позволяет исследовать навыки владения суффиксальными способами образования слов по теме «Дикие животные и их детёныши». В качестве стимульно-го материала традиционно выступают предметные картинки с изображениями диких животных и их детенышей: лиса - лисенок, волк - волчонок, слон - слоненок, тигр - тигрёнок и другие.

4. Задание «У всего свое место» направлено на изучение умения употреблять имена существительные, обозначающие вместилище чего-нибудь. Материал исследования - предметные картинки по теме «Посуда»: сахарница, супница, салатница, мыльница, солонка и др. Ребёнок должен ответить на вопрос экспериментатора: «Как назвать посуду, в которой хранится этот продукт?».

5. Здание «Слушай внимательно и исправляй ошибки» направлено на исследование умения критически оценивать речь и осуществлять верификацию производных имён существительных на их соответствие (несоответствие) языковой норме. Ребенку предлагаются различ-

ен о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см л

ных варианты слов-наименований, в которых он должен выявить ошибку, например, стулик -стульчик, одеяличко - одеяльце, свинёнок - поросёнок и др.

Второй раздел диагностической программы включает 3 пробы и посвящен изучению навыков словообразования имён прилагательных.

1. Задание «Придумай слово» направлено на проверку умения образовывать качественные имена прилагательные при ответе на вопрос, например, «Как называют волка за жадность? Какой он?» и др. Задача испытуемого - назвать производное от существительного прилагательное, подходящее по смыслу: жадный, хитрый, трусливый, холодный, дождливый и др.

2. Задание «Скажи иначе». Цель: изучение навыка образования относительных имен прилагательных. Материалом исследования служат картинки, обозначающие материалы, из которых сделаны различные предметы, например, стол из дерева, шапка из меха, шарф из шерсти, нож из металла и т.д. Ребёнок должен образовать подходящее по смыслу прилагательное: деревянный, меховая, шерстяной, металлический и др.

3. Задание «Это чьё?» позволяет изучить умение образовывать притяжательные прилагательные, например, мамина, бабушкина, дедушкин, Машина, лошадиный и др. Материалом исследования служат словосочетания, состоящие из существительных в Именительном и Родительном падежах, например, сумка мамы, платок бабушки, шарф дедушки, кукла Маши, хвост лошади и т.д.

Третий раздел программы обследования посвящен изучению навыков образования глаголов и включает 3 грамматические пробы.

1. Задание «А как наоборот?». Цель: изучить навык префиксального образования глаголов с противоположным значением. Материалом исследования служат сюжетные картинки и приставочные глаголы с противоположным значением: собирать - разбирать, наливать -выливать, входить - выходить, закрывать - открывать и т.д.

2. Задание «Что происходит на картинке?». Цель: изучить навык префиксального образования глаголов со значением приближения к чему-либо, удаления от чего-либо. Материал исследования - глаголы с приставками противоположного значения, обозначающие приближение или удаление, например, подбежать -отбежать, подплыть - отплыть и т.д. Сначала ребёнка ориентируют в задании, затем, отталкиваясь от примера, он должен самостоятельно подобрать наиболее подходящее слово-действие. Например, птичка к клетке что делает? (подлетает), а на другой картинке, наоборот, птичка от клетки что делает? (отлетает).

3. Задание «Ушки на макушке!» направлено на исследование умения осуществлять верификацию производных глаголов, образованных

префиксальным способом. Речевой материал: верные и ошибочные словосочетания с приставочными глаголами, например, подлетела к дереву, выбежать в комнату и т.д. После воспроизведения каждого словосочетания задаются вопросы: «Правильно я сказала?», «А как сказать правильно?», «Какое слово я сказала неправильно?».

Анализ материалов констатирующего эксперимента позволил получить представление об особенностях словообразовательных навыков детей с речевыми расстройствами, выявить наиболее характерные трудности и специфические ошибки (аграмматизмы). Результаты материалов исследования по разделу 1, посвященному словообразованию имён существительных, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Анализ результатов по разделу 1,%

№ зада-

Уровень сформированности навыков образования имён существительных

ния Высокий Средний Низкий Очень низкий Невыполнение

1 37,5% 62,5% - - -

2 - 75% 25% - -

3 75% 25% - - -

4 - 62,5% 25% - 12,5%

5 12,5% 75% 12,5% - -

Изучение материалов исследования по заданию, направленному на образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, не вызвало трудностей у большинства детей и выявило, что при образовании слова стульчик использовалась словоформа стулик, характерная для лексикона детей раннего возраста с нормой речи и образованная по аналогии с продуктивной формой столик; вместо кукла дети употребляли вербальную замену (парафазию) пупсик или аграмматизм куклочка.

При выполнении следующего задания у всех испытуемых были выявлены специфические ошибки в суффиксальном образовании существительных со значением увеличительности: вместо слова ротище использовались производные формы роты, ратыши; вместо котище - котарище, котер; вместо носище - носарище; вместо помидорище - помидорина. Некоторые дети (25%) испытывали трудности в понимании цели задания, что мешало им «построить» новое слово, опираясь на инструкцию логопеда. Перечисленные аграмматизмы, по нашему мнению, обусловлены ограниченной речевой практикой использования непродуктивных форм, представленных выше слов, поскольку суффиксы увеличительности довольно редко употребляются в лексиконе детей данной группы.

Анализ ответов детей при выполнении задания на образование существительных, обозначающих детёнышей животных, показал, что большая часть детей (75%) справилась с поставленной задачей

на высоком уровне. Остальные 25% дошкольников испытывали трудности со словами слонёнок, лисёнок, волчонок и использовали лексические замены в виде существительных с уменьшительными суффиксами - слоник, лисичка, волчок, что свидетельствует о некоторой ограниченности словарного запаса и в настоящее время является характерным не только для детей-логопатов, но и для дошкольников с нормотипичным развитием.

Изучение материалов исследования по разделу 1 показало, что задание на образование существительных со значением вместилища обусловило наибольшие трудности. Инструкции экспериментатора вызвали у испытуемых непонимание, длительные паузы и необходимость в постоянной стимулирующей помощи. Анализ полученного лексического материала выявил многочисленные вербальные парафазии, основанные на внешнем сходстве и функциональном назначении предметов посуды. Так, например, супницу называли кружкой; салатницу - миской; солонку - сольни-цей или банкой; масленку - масленицей или коробочкой. Такие данные, по нашему мнению, свидетельствуют об ограниченности и низкой актуализации словаря существительных по темам «Посуда», «Продукты питания».

Выполнение последнего задания на верификацию производных имён существительных показало, что только 12,5% дошкольников проявили высокий уровень умения критически оценивать устную речь и самостоятельно исправлять морфологические ошибки. Остальные испытуемые затруднялись в акустической дифференциации нормативных и аграмматичных форм существительных. Особые трудности вызвала верификация производных наименований свиненок, сольница, собачонок, одеяличко, велосипедчик, что обусловлено несформированностью аналитико-синтетических процессов и бедностью представлений об окружающем мире.

Опишем ответы детей по второму разделу методики «Изучение словообразования имён прилагательных» (таблица 2).

Таблица 2. Анализ результатов по разделу 2,%

№ задания Уровень сформированности навыков образования имён прилагательных

Высокий Средний Низкий Очень низкий Невыполнение

1 12,5% 62,5% 12,5% - 12,5%

2 - 75% 12,5% 12,5% -

3 - 50% 50% - -

Изучение данных обследования по первому заданию показало, что большая часть детей (75%) выполнили его с незначительными ошибками, а остальные построили адекватный ответ с помощью наводящих вопросов логопеда. В речи детей были констатированы следующие вербальные замены и аграмматизмы: ножницы из металла -резные, твёрдые, метальные; ком из снега - кру-

глый, мягкий, снеговой; сумка из кожи - кожная, сумочная; шапка из меха - тёпла, шерстЯная; шарф из шерсти - шерстЯный, колючий, мягкий; салфетка из бумаги - салфеточная. Такие данные свидетельствуют о несформированности навыков образования относительных прилагательных, что обусловлено недоразвитием лексико-грамматического строя речи детей.

Выполнение второго задания показало, что 25% детей экспериментальной группы затруднялись в понимании инструкции и нуждались в стимулирующей помощи педагога. Анализ полученного лексического материала выявил, что словосочетания морозный день, трусливый заяц, жадный волк не актуализированы в детской речи и вместо них используются вербальные замены быстрый заяц, холодный день, злой волк. Некоторые испытуемые употребляли производные продуктивные модели: вместо дождливый - дождик, дождяра; туманный - туманище; ветреный - ветерок. Такие результаты обследования свидетельствуют о необходимости дальнейшей коррекции речи дошкольников.

В последнем задании раздела все опрошенные употребляли непродуктивные модели слов или формы существительных в Родительном падеже, например, хвост у лошади чей? - лошадки, лошадин; молоко козы - казиное; хвост собаки -собакин, собачачий; хвост волка - волчиный, вол-чин. По нашему мнению, такие аграмматизмы обусловлены узким кругозором, бедностью лексики и трудностью речевого программирования детей с недоразвитием речи.

Анализ ответов детей по третьему разделу обследования «Изучение словообразования глаголов» представлен в таблице 3.

Таблица 3. Анализ материалов по разделу 3,%

№ зада-

Уровень сформированности навыков образования глаголов

ния Высокий Средний Низкий Очень низкий Невыполнение

1 25% 75% - - -

2 25% 75% - - -

3 25% 62,5% - 12,5% -

Задание «Как наоборот» вызвало трудности не у всех детей - 25% детей справились с образованием приставочных глаголов на высоком уровне, в остальные испытуемые заменяли слова-действия с противоположным значением на следующие варианты: вместо выходить - уйти; разбирать - ломать; увезти - поехать; собирать - играть в Лего, что обусловлено недоразвитием словесно-логического мышления и бедностью их лексики.

Исследование показало, что задание на исследование словообразования глаголов со значением приближения (удаления) вызвало похожие трудности, что и предыдущая проба. Например, самолет подлетает к башне заменяли на самолет летит, вместо отбегает употребляли продуктивную

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и о со

форму бежит, для сочетания отойти от дерева использовали лексическую замену уйти от дерева, вместо подъезжает - едет, что обусловлено трудностями речевых обобщений и недоразвитием лексико-грамматического строя речи.

Изучение навыков проведения верификации производных глаголов выявило более высокие результаты, чем похожее задание в первом разделе обследования: 25% дошкольников выполнили его успешно, 62,5% детей просили повторить инструкцию и допустили 1-2 ошибки, 12,5% построили адекватный ответ только со стимулирующей помощью педагога.

Анализ ответов дошкольников выявил, что дети чаще всего ошибались в звуко-морфемном восприятии следующих аграмматичных выражений: выбежать в комнату, припел песню, въехал из гаража, нагремел гром и оценили их как нормативные. Остальные сочетания слов были интерпретированы как неадекватные, вместо которых были образованы следующие устойчивые высказывания: слетела с головы - вылетело из головы; выпил молока - попил молока или напился молока, что свидетельствует о несформированности словообразовательных возможностей испытуемых.

Общий анализ материалов экспериментального исследования, представленный на рисунке 1, выявил достаточно высокие результаты логопедического обследования детей. Это связано с тем, что многие испытуемые уже получают специальную логопедическую помощь в течение текущего 2021-2022 учебного года.

| Высокий уровень 1 Средний уровень 1 Низкий уровень | Очень низкий уровень

о с

U

см л

Рис. 1. Распределение детей экспериментальной группы по уровням сформированности словообразовательных навыков в%

Таким образом, апробация методики логопедического обследования позволила констатировать у детей экспериментальной группы наиболее характерные недостатки и специфические особенности в развитии словообразовательных навыков:

- вербальные парафазии, основанные на внешнем сходстве и функциональном назначении (куколка - пупсик, солонка - кружка, металлический - твёрдый, жадный - злой, попил - напился и др.);

- специфические, стойкие аграмматизмы (соба-кин, волчин, железячный, платьюшка и др.);

- неустойчивые словоформы, образованные по аналогии с наиболее частотными и продук-

тивными моделями слов (куклочка, стулик, сольница, роты и др.); - трудности самостоятельного образования и интерпретации производных имён существительных, прилагательных и глаголов на соответствие их языковой норме. Все перечисленные нарушения устной речи детей, по нашему мнению, обусловлены бедностью их представлений об окружающем мире и узким кругозором; недоразвитием лексического строя и его низкой актуализацией в устной речевой практике дошкольников, несформированностью аналитико-синтетических процессов и трудностями речевых обобщений.

Все полученные данные позволили сделать вывод о том, что недостатки в развитии словообразовательных процессов детей с нарушениями речи напрямую связаны с незрелостью их познавательной сферы и нуждается в специальной кор-рекционной помощи логопеда.

В дальнейшие наши планы входит уточнение методических рекомендаций, которые включают перечень коррекционно-логопедических заданий для развивающей работы с детьми, и внесение корректив, основанных на результатах представленного выше, актуального, исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная нами диагностическая программа может быть использована педагогами и специалистами, интересующимися данной проблемой, а также студентами педагогических вузов по направлению обучения «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия».

Литература

1. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М., 2004. - 72 с.

2. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. - М., 1983. - 24 с.

3. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора наук. - М., 2005. - 48 с.

4. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Педагогика, 1990. - 381 с.

CHARACTERISTICS OF WORD - FORMATIVE SKILLS OF CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Makarova N.V., Nigmatullina A.A., Poturaeva L.N.

A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) "RSEU (RINH)"

Children with speech disorders have deficiencies in word-forming skills and abilities, which are due to the underdevelopment of the lexico-grammatical system and cognitive processes. The limited initial word-formation capabilities of pre-school children with speech disorders subsequently leads to the occurrence of persistent specif-

ic errors in oral speech and writing, which complicates the process of school education.

The article discusses the theoretical issues of the process of children's word-making; presents the author's program of speech therapy examination, which allows to explore the word-formation capabilities of preschoolers on the material of different parts of speech (nouns, adjectives and verbs).

To identify the most characteristic shortcomings in the development of word-formation skills of preschool children with speech disorders, a study was conducted that allowed describing specific errors, speech difficulties and features of the production of words related to different lexical topics.

The presented program of speech therapy examination can be used by specialists interested in this problem, as well as students of pedagogical universities.

Keywords: oral speech disorders, word-formation skills, speech disorders, preschool children, vocabulary, grammatical errors, agrammatism, lexical word substitutions, limited understanding of the surrounding world, cognitive processes.

References

1. Lalaeva R.I. Methodology of psycholinguistic research of oral speech disorders in children. M., 2004. - 72 p.

2. Tambovtseva A.G. Formation of ways of word formation in preschool children in kindergarten: Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Sciences. - M., 1983. - 24 p.

3. Tumanova T.V. Formation of the word-formation competence of preschool and primary school children with general speech underdevelopment: Abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Sciences. - M., 2005. - 48 p.

4. Chukovsky K.I. From two to five. - M.: Pedagogy, 1990. - 381 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.