Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ: СУЩНОСТЬ,СТРУКТУРА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ: СУЩНОСТЬ,СТРУКТУРА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4223
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ / УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / WORD FORMATION / LEVELS OF FORMATION / LEVELS OF SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маслова Ираида Владимировна, Шкерина Татьяна Александровна

В статье представлен сравнительный анализ научной литературы по проблеме сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста с обшим недоразвитием речи. Раскрыта сущность понятия навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, структура словообразования, уровни речевого развития, уровни сформированности. Сделан вывод о том, что формирование речи, монологической и диалогической будет зависеть от того, как ребенок будет овладевать навыками словообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Маслова Ираида Владимировна, Шкерина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF WORD FORMATION SKILLS IN ELDER PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL LEVEL III SPEECH UNDER DEVELOPMENT: ESSENCE, STRUCTURE AND LEVELS OF FORMATION

The article presents a comparative analysis of scientific literature on the problem of the formation of word formation skills in preschool children with general speech underdevelopment. The essence of the concept of word formation skill in older preschool children with general speech underdevelopment of the III level, the structure of word formation, levels of speech development, levels of formation are revealed. It is concluded that the formation of speech, in monologue and dialogical, will depend on how the child will master the skills of word formation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ: СУЩНОСТЬ,СТРУКТУРА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ»

29

УДК 376.3

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ

© Маслова Ираида Владимировна1, © Шкерина Татьяна Александровна2,

1 МБДОУ «Детский сад № 31» г. Ачинск учитель - логопед

2 КГПУ имени В.П. Астафьева г. Красноярск, кандидат педагогических наук, доцент Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева,

г. Красноярск

В статье представлен сравнительный анализ научной литературы по проблеме сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста с обшим недоразвитием речи. Раскрыта сущность понятия навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, структура словообразования, уровни речевого развития, уровни сформированности. Сделан вывод о том, что формирование речи, монологической и диалогической будет зависеть от того, как ребенок будет овладевать навыками словообразования.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, словообразование, уровни

сформированности, уровни речевого развития.

Целью данной статьи является раскрытие сущности понятия «навык словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня», выделение структурных компонентов исследуемого феномена и уровней его сформированности.

Проблема решаемая в статье заключается в обосновании сущности понятия навыка словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, структуры и уровней

сформированности.

На современном этапе развития педагогики наблюдается повышенный интерес исследователей к проблемам развития речи

дошкольников, в том числе грамматического строя их речи, навыков словообразования, которые являются важными для становления полноценной языковой личности.

С каждым годом в России увеличивается количество детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями.

В исследованиях проводимых Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной,

Л.Ф. Спировой, А.Р. Ястребовой и других доказано, что более 30% обучающихся с недостатками речи испытывают трудности в усвоении чтения и письма [4, с.224]. Одной из причин этого является недостаточность лексико-грамматического строя,

проявляющаяся еще в дошкольном возрасте.

Актуальность изучения данного вопроса связана с важностью словообразования, а также с необходимостью совершенствования традиционных методов и приемов, поиска новых путей развития навыков словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, вступившего в силу с 01.01.2014 года, «Речевое развитие» является одной из основных образовательных областей, входящих в содержание образовательной программы дошкольной образовательной организации. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Это напрямую связано с формированием навыков словообразования у детей в процессе дошкольного образования.

Вопросам обучения и развития детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд исследований (И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, ГА. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Новоторцева).

Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, Т.В. Туманова констатирует у них недостаточность словообразовательных навыков уже в дошкольном возрасте. В устной речи эта недостаточность проявляется в неполноте использования разных частей речи, множественных заменах и смешениях слов, отсутствии в словаре ребенка многих слов и т.д., вследствие чего в речи употребляются в

30

основном существительные и глаголы, реже используются прилагательные, местоимения, наречия [6, с. 113].

Рассматривая понятие словообразование важно раскрыть понятие навыка.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов дают следующее определение навыку.

Навык - умение, приобретенное упражнениями, опытом, привычкой.

В социально - педагогическом словаре навык рассматривается как действие, доведенное до автоматизма путем многократного повторения.

В настоящее время существует большое количество определений

словообразования.

В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием понимается процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

Термином «словообразование»

называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении. Словообразование - раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение.

Словообразование в толковом словаре С.И. Ожегова обозначает с одной стороны раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования, с другой стороны как образование новых слов путем соединения друг с другом корневых и аффиксальных морфем либо безаффиксным способом по определенным моделям, существующим в данном языке.

Что же такое навык словообразования?

Навык словообразования - это автоматически осуществляемое действие в процессе образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.

Описание явлений словообразования имеет давние традиции в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Ф.

Фортунатова, Н. В. Крушевского и

традиционно включалось в морфологию.

За рубежом проблемы словообразования активно обсуждались в работах В. Дресслера, Х. Брекле, Д. Кастовского, Л. Липки, Э. Уильямса, Т. Репера и других.

Нарушение процессов

словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки

словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с общим недоразвитием речи на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания [5, с.16].

Ученый Т.Б. Филичева отмечает у детей существенные затруднения при образовании сложных слов, прилагательных с суффиксами, характеризующими

эмоционально-волевое состояние живых объектов, при образовании существительных со значением единичности [6, с.65].

Многие исследователи указывают у детей с общим недоразвитием речи, как правило, бедность словаря, аграмматизмы, несформированность фонетико-

фонематической стороны речи.

Важнейшим условием социальной адаптации таких детей в дошкольном возрасте является достаточный уровень речевого развития, обеспечивающий в дальнейшем усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом, что невозможно без высокого уровня сформированности языковых, в том числе морфологических обобщений. Усвоение морфологической системы языка тесно связано с формированием механизмов

словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой структуре. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения

словообразовательных морфем представляет собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, формирование предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого является морфологический принцип.

Формирование процессов

словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) является одной из важнейших и до сих пор недостаточно изученной проблемой логопедии.

Анализ научной психолого-педагогической литературы, диссертационных

31

исследовании позволил выделить противоречие между потребностью государства, общества и педагогического сообщества в личности с достаточным уровнем речевого развития, позволяющим выстраивать коммуникацию и недостаточнои разработанностью средств логопедической работы нацеленных на формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Доказано, что словообразование оказывает значительное влияние на становление языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом. Словарный запас русского языка непрерывно пополняется. Причиной этому является словообразование -главное средство развития языка, способствующее расширению лексики не только детей дошкольного возраста, но и взрослых.

Под формированием навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня понимается процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов. Словообразование - раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. В структуре навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выделены следующие умения: умение ребенка самостоятельно и полно осуществлять словообразование имен существительных суффиксальным способом, глаголов

префиксальным способом.

В качестве уровней сформированности навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выделены: высокий, средний и низкий уровни сформированности.

К общему недоразвитию речи (ОНР) Р.Е. Левина относила различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте [4, с.224].

Выдвинутый Р.Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих

состояние языковых средств и коммуникативных процессов.

Ученый выделяет три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка у детей с ОНР. Каждый уровень характеризуется

определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением

мотивационной стороны речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компесаторного фона.

В своих исследованиях Т. Б. Филичева выделяет четвертый уровень ОНР, дополняя психолого-педагогическую классификацию, созданную

Р.Е. Левиной. Данный уровень характеризуется наличием некоторых единичных ошибок в лексике и грамматическом строе. Вследствие этих ошибок ребёнок испытывает трудности при обучении письму и чтению.

Е.С. Кубрякова установила, что дети с ОНР III уровня в основном применяют суффиксальный способ словообразования, однако количество суффиксов, используемых при этом, довольно невелико. Так, Р.Е. Левиной отмечено, что для данной группы детей характерно незнание, неточное знание и употребление некоторых слов, неумение изменять их и невозможность образовывать новые слова. Это выражается в множественных заменах слов и по звуковому и по смысловому принципам, в

преимущественных употреблениях

качественных прилагательных, в

использовании относительных прилагательных в редких и лишь хорошо знакомых ситуациях. Авторы отмечают, что в отдельных случаях дети с ОНР III уровня оказываются в состоянии правильно показать картинки с изображением соответствующих предметов, признаков, действий, но не могут правильно их назвать. Однако эти исследователи подчеркивают, что в большинстве случаев, недоразвитие лексической стороны речи проявляется в типичном снижении понимания значений этих и других слов. Такая недостаточность приводит к стойким и постоянным лексическим ошибкам, таким как: замены названий действий словами, близкими по ситуации и внешним признакам (вырезает - рвет, подшивает - шьет

32

и другие), непонимание и неточное употребление названий форм предметов (треугольный, прямоугольный, овальный и т.д.), недостаточное употребление

прилагательных (в первую очередь -притяжательных и относительных),

неправильное образование существительных, прилагательных и глаголов суффиксальным и префиксальным способами и т.д.

Аналогичные затруднения в

словообразовании выявлены и другими исследователями, изучавшие особенности состояния лексического строя языка у дошкольников с ОНР (Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и др.). Ими определено, что недоразвитие процессов словообразования приводит к «сужению» объема словаря детей, к дефицитарности в организации семантических полей, что, в свою очередь, препятствует активизации словаря, совершенствованию процессов поиска слов и их переводу из пассивного в активный словарь.

Исследователь Н.С. Жукова, анализируя восприятие обращенной речи детьми с ОНР, отмечает, что для детей с III уровнем речевого развития характерен расчлененный уровень понимания речи. Находясь на этом уровне, ребенок с ОНР «начинает различать изменения значений, вносимых отдельными частями слова (морфами) - флексиями, приставками, суффиксами».

По данным автора Т.В. Тумановой наиболее яркие затруднения проявляются в недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов; трудностях адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющиеся в неправильном употреблении производного и производящих слов; ошибках в выборе производящей основы для будущего слова, в результате чего образуются так называемые не узуальные формы; преимущественной ориентации на корневое значение слова, приводящая к ошибочному называнию;

недифференцированном понимании значений аффиксальных словообразовательных

элементов; нарушении операций выбора в долговременной памяти словообразовательного аффикса, соответствующего заданной модели слова; смешении слов с многозначными аффиксами; несоблюдении формальных условий при образовании нового слова, а именно: его звуковой, слоговой структуры, ударности [7, с.27].

Рассматривая структуру

словообразования важно изучить вопрос о способах словообразования. Способы словообразования показывают с помощью каких языковых средств образуются новые слова.

В своих работах Т.В. Туманова считает, что в качестве основных способов словообразования принято рассматривать аффиксальный (морфологический),

морфологосинтаксический, лексико -синтаксический и лексико - семантический.

В свою очередь аффиксальный способ делится на несколько способов: суффиксальный (суффиксация),

префиксальный (префиксация), префиксально-суффиксальный, постфиксальный,

префиксальный в сочетании с постфиксальным, суффиксальный в сочетании с постфиксальным, сложносуффиксальный, сложение, аббревиацию.

Рассмотрим уровни сформированности навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В качестве уровней сформированности навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выделены: высокий, средний и низкий уровни сформированности.

Высокий уровень: умение ребенка самостоятельно и полно осуществлять словообразование имен существительных суффиксальным способом, имен

прилагательных суффиксальным способом, глаголов префиксальным способом, словообразовании сложных слов.

Средний уровень: умение ребенка самостоятельно осуществлять

словообразование имен существительных суффиксальным способом, имен

прилагательных суффиксальным способом, глаголов префиксальным способом, словообразовании сложных слов, при этом допуская небольшое количество ошибок.

Низкий уровень: затруднение ребенка в словообразовании имен существительных суффиксальным способом, имен

прилагательных суффиксальным способом, глаголов префиксальным способом, словообразовании сложных слов; выполнение заданий ребенком с многочисленными ошибками, требуется помощь взрослого.

Таким образом, можно сделать следующий вывод.

Обобщая многочисленные исследования ученых Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Г.А.

33

Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребовой было доказано, что овладение навыком словообразования становится доступным только детям старшего дошкольного возраста с III уровнем речевого развития. Исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи отмечали недостаточные возможности данной категории детей в образовании новых форм слов. У детей с III уровнем речевого развития, определяемым как уровень «развернутой фразовой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития», отмечаются множественные неточности в понимании, употреблении и образовании новых слов (Р.Е. Левина).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование речи будет зависеть от того, как ребенок будет овладевать навыками словообразования. С опорой на всесторонний анализ отечественных исследований раскрыта сущность исследуемого феномена. Под формированием навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня понимается процесс образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов. В качестве уровней сформированности навыков словообразования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выделены: высокий, средний и низкий уровни сформированности

Ошибки словообразования

демонстрируют трудности, возникающие у детей с ОНР III уровня на этапе восприятия речи, а также на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой программы, что позволяет сделать вывод о существенном снижении возможностей дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Такое отставание существенно тормозит становление не только лексической системы языка, но всего

словообразовательного уровня языковой способности и, как следствие, речевого развития в целом.

С опорой на всесторонний анализ психолого - педагогической литературы, особенности обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня раскрыта сущность исследования, его структура, уровни сформированности навыков

словообразования. Перспективным

направлением дальнейшей работы считаем разработку комплекса логопедических упражнений, нацеленных на формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста.

Список источников и литературы:

1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. - М., 2005. - 296 с.

2. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М: Книгомир, 2011. - 320 с. 44.

3. Ковалева Ю.В. Развитие речевой инициативы у детей с речевыми нарушениями //Логопед. - 2020. - № 4. - С. 12 - 14.

4. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.

5. Олейник Ж.М., Денисова Б.Г. Проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ //Логопед. - 2019. - № 1. -С. 16 - 18.

6. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. - М. : Альфа, 2002. - 237 с .113.

7. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: дис.... докт. пед. наук 13.00.03 / Туманова Татьяна Володаровна. - М.: МГОПУ, 2005. -С. 27

8. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Логопед в детском саду. - 2013. - № 3. - С. 6571.

Рукопись поступила: 15 января 2020 г. Submitted: 15 Junuary 2020

34

FORMATION OF WORD FORMATION SKILLS IN ELDER PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH GENERAL LEVEL III SPEECH UNDER DEVELOPMENT: ESSENCE, STRUCTURE AND LEVELS OF FORMATION

© Maslova Iraida Vladimirovna, © Shkerina Tatiana Alexandrovna

KSPU named after V.P. Astafieva, Krasnoyarsk, Ph.D. docent

MBDOU "Kindergarten number 31" Achinsk teacher - speech therapist Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk

Abstract. The article presents a comparative analysis of scientific literature on the problem of the formation of word formation skills in preschool children with general speech underdevelopment. The essence of the concept of word formation skill in older preschool children with general speech underdevelopment of the III level, the structure of word formation, levels of speech development, levels of formation are revealed. It is concluded that the formation of speech, in monologue and dialogical, will depend on how the child will master the skills of word formation.

Key words: general speech underdevelopment, word formation, levels of formation, levels of speech development.

Рукопись поступила: 15 Submitted: 15 Junuary 2021

января

2021

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ КОЛЛЕГ

14 февраля отпраздновала 30-летие «Красноярская газета». Ее редактор Олег Пащенко к юбилею выпустил книгу "Не отрекаюсь". Бывают большие книги без основания. Его книга - крупная по праву. Вместила 30 лет (а за хронологические рамки выходит, конечно, и к 1980-м) новейшей истории нашей Родины. Олег Анатольевич скромный человек. Это понимаешь, во-первых, когда смотришь на архивные фото. Рядом с ним ходила история. СССР, России, края. В.П.Астафьев, фигура мировой литературы, переведен на десятки языков. Они всего-навсего в одной квартире в Академгородке обсуждают рукопись. Вот Д.О.Рогозин, сегодня он глава Роскосмоса, тоже рядом с редактором О.А.Пащенко. Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Сергей Кургинян, Эдуард Лимонов- почетные гости редакции.

Губернатор нашего края и до недавнего времени вице-премьер Российской Федерации -Александр Хлопонин в кругу семьи Пащенко. А здесь- легендарная личность - генерал В.И.Варенников, заместитель министра обороны СССР - доверенное лицо редактора "КГ" на выборах в ЗС края в 1997 году...Вот как. Сам Варенников. Идея про Русский мир, величие, космизм русской идеи - то востребована (в 1993 году), то загнана, то заиронизирована и затравлена, то...снова актуальна. А ведь, О.Пащенко, А.Проханов этой идеи и не изменили. Может быть, потому названа книга "Не отрекаюсь". 30 лет они старались объединить и красных, и белых патриотов, довести до сердца каждого мысль про русское чудо — таинственное начало, неизвестное историкам, которое управляет русским временем, извлекает Россию из бездонной погибели.

г.

Начало. Продолжение на странице 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.