Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2450
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
развитие / словообразование / дошкольники / общее недоразвитие речи. / development / word formation / preschoolers / general speech underdevelopment.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алпатова Н. С., Попова Л. В., Селиверстова А. С.

В статье освещается вопрос развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. На основе экспериментального изучения выявлена специфика процесса словообразования у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Описаны этапы логопедической работы по развитию словообразовательных навыков. Представлены результаты экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алпатова Н. С., Попова Л. В., Селиверстова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF WORD FORMATION SKILLS IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article highlights the issue of the development of word formation skills in preschoolers with general speech underdevelopment. On the basis of an experimental study, the specificity of the word formation process in children of the preparatory group for school with general speech underdevelopment was revealed. The stages of speech therapy work on the development of word-formation skills are described. The results of an experimental study are presented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Алпатова Н.С.

доцент кафедры «Дошкольной дефектологии и логопедии», кандидат социологических наук, старший научный сотрудник НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт»,

г. Москва, Попова Л.В. учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 107 «Искорка»,

г. Волжский, Селиверстова А. С. Воспитатель МДОУ «Детский сад № 107 «Искорка»

г. Волжский,

DEVELOPMENT OF WORD FORMATION SKILLS IN PRESCHOOLERS WITH GENERAL

SPEECH UNDERDEVELOPMENT

Alpatova N.

Associate professor of the department «Preschool defectology and speech therapy», candidate of sociological sciences, senior researcher NOU VO «Moscow socially-pedagogical institute», Moscow

Popova L.

Teacher speech therapist, MDOU «Kindergarten No. 107» Spark, Volzhsky

Seliverstova A.

Educator, MDOU «Kindergarten No. 107» Spark, Volzhsky

Аннотация

В статье освещается вопрос развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. На основе экспериментального изучения выявлена специфика процесса словообразования у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Описаны этапы логопедической работы по развитию словообразовательных навыков. Представлены результаты экспериментального исследования.

Abstract

The article highlights the issue of the development of word formation skills in preschoolers with general speech underdevelopment. On the basis of an experimental study, the specificity of the word formation process in children of the preparatory group for school with general speech underdevelopment was revealed. The stages of speech therapy work on the development of word-formation skills are described. The results of an experimental study are presented.

Ключевые слова: развитие, словообразование, дошкольники, общее недоразвитие речи.

Keywords: development, word formation, preschoolers, general speech underdevelopment.

В теории и практике современной логопедии актуализируется проблема усвоения дошкольниками процессов словообразования. Исследователями отмечено, что полноценное овладение ребенком словообразованием способствует развитию лексического запаса дошкольника, развитию его языковой компетенции, его речевой коммуникации и высших психических функций в целом (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.С. Жукова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Словообразование у детей связано со словотворчеством, что свидетельствует о формировании у них навыка образования новых слов. Под словообразованием понимают, с одной стороны, особый

путь развития словаря, основное средство пополнения словарного состава языка, а с другой, составную часть морфологической системы языка, поскольку словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем (П.А. Маслакова, Н.Л. Егорова, Т.В. Туманова и др.).

Многочисленные исследования свидетельствуют о низкой способности этих детей к образованию новых форм слов. В научных работах ряда ученых (Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой, Т.Б. Фили-чевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалае-вой, А.В. Ястребовой, Г.А. Каше и др.) отмечены отдельные трудности, которые испытывали дошкольники с общим недоразвитием речи с третьим

уровнем речевого развития в процессе самостоятельного продуцирования производных наименований. Дети овладевают этими правилами весьма сложно, поскольку не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, не усваивают основные принципы словообразования. Усугубляет ситуацию тот факт, что дети с общим недоразвитием речи часто стараются избегать речевого общения, а в тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и его собеседником возникает, он оказывается весьма непродолжительным и неполноценным.

Целью исследования являлась разработка и реализация системы логопедической работы по развитию навыков словообразования у детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.

В исследовании принимали участие 15 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа) и 15 детей с общим недоразвитием речи (экспериментальная группа). Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 107 «Искорка» г. Волжского».

Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:

- на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование дошкольников, где определялся исходный уровень сформи-рованности навыков словообразования;

- вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент, в ходе которого был апробирован комплекс логопедических занятий по преодолению нарушений словообразования у детей с общим недоразвитием речи посредством специально подобранных дидактических игр;

- третьим этапом исследования стал контрольный эксперимент, в ходе которого была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что подавляющее большинство детей экспериментальной группы неверно образовывали формы слов (9 чел.; 60%), не справлялись с выполнением задания (2 чел.; 13,3%), давали правильный ответ после небольшой помощи логопеда (4 чел.; 26,7%). Так, у детей экспериментальной группы были выявлены выраженные нарушения при выполнении всех или большей части заданий. Например, большое число ошибок было допущено при ответе на вопросы логопеда: «Где будут лежать конфеты?», «В чем будут стоять салфетки?», «Из чего пьют чай?». Результаты выполнения этого задания показали, что испытуемые не знают таких слов, как «блюдце», «чашка», «конфетница», «салфетница». На наш взгляд, это связано с бедностью словарного запаса детей.

Еще большие трудности вызвало выполнение задания «Кто он такой?», направленного на проверку языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм. При ответе на вопросы: «Как ты объяснишь, кто такой учитель?»,

«Человек может работать читателем?» - наблюдались длительные паузы с поиском нужного слова. Большинство участников эксперимента не смогли справиться с заданием.

Результаты выполнения задания «Правильно ли мы говорим?», направленного на проверку умения критически оценивать речь, показали, что испытуемые не умеют находить ошибки в словообразовании. Детям были заданы следующие вопросы: «Масло лежит в "масленице"?» (если нет, то как нужно правильно говорить?) (в маслёнке); «Соль насыпана в "соленицу"»? (в солонку); «На картинке нарисованы маленькие "котёнки", "поросёнки"»? (котята, поросята). Так, при ответе на вопрос «На картинке нарисованы маленькие поросёнки», все участники эксперимента согласились с логопедом, сказав, что это правильно. Один ребенок (6,7%) исправил логопеда, сказав, что «котёнки» - это неправильно, предложив при этом правильный ответ. Двое из участников эксперимента смогли правильно назвать слова «солонка» и «маслёнка» только после наводящих вопросов логопеда.

Кроме того, большое количество ошибок было допущено детьми при выполнении задания, направленного на проверку умения образовывать слова морфолого-синтаксическим способом и путем перехода слов из одного грамматического класса (имя существительное) в другой (имя прилагательное).

Например: «У зайца короткий хвост. Какой заяц?» (короткохвостый); «У зайца длинные уши. Какой заяц?» (длинноухий); «У девочки черные волосы. Какая она?» (черноволосая); «Стол сделан из дерева. Какой он?» (деревянный); «Дом сделан из кирпича. Какой он?» (кирпичный) и т.д. Испытуемые затруднялись самостоятельно выполнить это задание, наблюдались длительные паузы с подбором нужного слова, поэтому была предложена помощь логопеда в виде выполнения задания по аналогии. Были ответы, когда ребенок вместо того, чтобы образовать слово с помощью слияния двух основ, давал качественную характеристику признака: «У зайца короткий хвост. Какой заяц?» -«хвост не такой большой» и т.д.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что подавляющее большинство детей экспериментальной группы имеют низкий (8 чел.; 53,3%) и средний (7 чел.; 46,7%) уровни развития навыков словообразования. Отмечалось отсутствие самостоятельности при выполнении заданий. Между тем, большинство детей контрольной группы (13 чел.; 86,7%) безошибочно справились с аналогичными заданиями, что соответствует высокому уровню сформированности навыков словообразования. Двум дошкольникам (13,3%) потребовалась подсказка логопеда, что соответствует среднему уровню.

Полученные данные дали нам основание для проведения формирующего эксперимента, который предполагал реализацию целенаправленной логопедической работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи (3 уровень речевого развития).

Опытно-экспериментальная работа основывалась на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекцион-ной педагогике: от простого к сложному, принципе системности, этиопатогенетическом принципе, принципе опоры на закономерности онтогенетического развития, принципе поэтапного формирования умственных действий, принципе учета ведущего вида деятельности [3].

С целью эффективности развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи мы соблюдали следующие условия: систематическое проведение специальных заданий; размещение упражнений в порядке нарастающей сложности; подчинённость заданий выбранной теме; вариативность упражнений.

Процесс формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи предполагал акцентирование внимания на организацию системы продуктивных словообразовательных моделей. Содержание логопедической работы предусматривало последовательное и системное формирование словообразования имен существительных, глаголов, имен прилагательных [2, 4, 5].

Например, работа по формированию словообразования имен существительных осуществлялась с подбором специальных заданий:

- образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -к-, -ик-, -чин- в играх «Назови ласково», «Угостим медведей чаем»: дом

- домик, стол - столик;

- образование слов с суффиксами: -ниц- в игре «Что для чего?»: сахарница для сахара; с суффиксами -ата-, -ята- в игре «Кто у кого?»: у кошки котята.

- образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов -ник-, -щик- в играх «Назови профессию», «Кто чем занимается?»: если человек много работает - он работник; если чинит часы - часовщик и т.д.

Например, при словообразовании глаголов дошкольникам с общим недоразвитием речи были предложены следующие задания:

- образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ыва-, -ива-, -ва- (например, умыть - умывать). Используется игра «Чем отличаются слова?» (например, умывает

- умывается);

- образование глаголов совершенного вида с помощью приставок: с-, на-, по-, про- (например, спеть, нарисовать, поужинать, прочитать).

При словообразовании имен прилагательных используются следующие задания:

- словообразование притяжательных имен прилагательных с суффиксами -ин- в игре «Чьи

вещи?»: мамин шарф; в игре «Чьи хвосты?»: мышиный; с суффиксом -й- с чередованием звуков в корне слова и без него в игре «Чьи детки?»: волчий, заячьи;

- образование качественных имен прилагательных с суффиксом -н-: мороз - морозный; с суффиксами -ив-, -инв-, -чин-, -оват-, -еват-: лень - ленивый;

- образование относительных имен прилагательных с суффиксами: -ов- с чередованием звуков и без него в корне слова в игре «Из чего сделано?»: шелк - шелковый;

- образование степеней сравнения имен прилагательных при помощи суффиксов -ее (-ей), -е и при помощи слов более или менее: веселый - веселее -более веселый;

- образование превосходной степени имен прилагательных при помощи суффиксов -ейш-, -айш- (например, умнейший) и при помощи слов самый и наиболее (например, самый большой) и др.

Календарный план проведения заданий по развитию словообразовательных норм был разработан в соответствии с лексическими темами, которые изучаются в подготовительной к школе группе.

Занятия по развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи мы проводили с логопедом и воспитателями группы как фронтально, так и индивидуально. Аналогичные задания рекомендовали родителям для занятий с детьми в домашних условиях.

Применение оптимальных игровых методов в ходе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, насыщенность их игровыми ситуациями вызывало оживление и огромный интерес к заданиям у детей экспериментальной группы, постоянно поддерживало их положительный настрой, стимулировало мыслительную деятельность дошкольников, повышало мотивацию к обучению. Кроме того, в процессе логопедических занятий использовались моделирование и разбор проблемных ситуаций, которые активизировали речевую и творческую деятельность детей [1].

После проведенной коррекционно-логопеди-ческой работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности проведенных нами занятий. Задания, предлагаемые ребенку в ходе данного обследования, и оценка результатов обследования аналогичны заданиям и оценке, предлагаемым при первичном обследовании.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Обобщённые результаты диагностики уровня развития навыков словообразования в контрольной и экс_периментальной группах на этапах констатирующего и контрольного эксперимента_

Уровни развития Результаты констатирующего эксперимента Результаты контрольного эксперимента

навыков словооб- Количество де- Количество детей в Количество детей в Количество детей

разования тей в контроль- экспериментальной контрольной в эксперименталь-

ной группе группе группе ной группе

Высокий 86,7% (13 чел.) 0% 86,7% (13 чел.) 33,3% (5 чел.)

Средний 13,3% 46,7% 13,3% 60,0%

(2 чел.) (7 чел.) (2 чел.) (9 чел.)

Низкий 0% 53,3% 0% 6,7%

(8 чел.) (1 чел.)

Из таблицы видно, что после проведения логопедической работы уровень развития словообразовательных норм у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно вырос: появились дети с высоким уровнем (33,3%) и возросло количество дошкольников со средним (60%) уровнем. Только у одного ребенка (6,7%) был выявлен низкий уровень: он употреблял неправильную форму и отказывался от выполнения некоторых заданий. В отличие от результатов первичного обследования более или менее выраженные недостатки речи у детей экспериментальной группы проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий; отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. У детей контрольной группы показатели уровня сформиро-ванности навыков словообразования остались без изменения.

Таким образом, количественный и качественный анализ данных контрольных срезов, статистическая обработка их результатов свидетельствуют об эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы

1. Алпатова Н.С., Фуреева Е.П. Логопедическая работа по преодолению коммуникативной дезадаптации у детей с общим недоразвитием речи // The scientific heritage. - 2020. - № 45-6(45). - С. 6567.

2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

3. Логопедия: учебник для студентов дефек-тол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

4. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореферат дис. ... докт. пед. наук: 13.00.03 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. - М., 2005. - 45 с.

5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гущина Ю.Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.; URL: http://www.science-

education.ru/ru/article/view?id=15751 (дата обращения: 21.04.2021).

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ АКРОБАТОК НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

Загузова С.А.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Заведующий кафедрой игровых и циклических видов спорта, Кандидат педагогических наук, доцент Протопопова А.А.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, магистрант направления подготовки 49.04.03 Спорт

Харина И.С.

МБОУ «Естественно-математический лицей № 20» г. Псков,

учитель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.