Научная статья на тему 'Исследование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня'

Исследование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4452
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня»

О. Ю. Гафиулина

Исследование словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Формирование процессов словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР - одна из важнейших и до сих пор недостаточно изученная проблема логопедии. Как отмечает Т.В. Туманова, «анализ специальной литературы убедил в том, что системных углублённых исследований по проблеме овладения словообразованием детьми с общим недоразвитием речи не проводилось...» (Туманова Т.В., 2005. С. 3).

Таким образом, недостаточная разработанность этой проблемы и ее значимость для успешности обучения детей позволяют определить данную тему как актуальную.

Цель исследования - выявление особенности словообразования существительных у дошкольников с ОНР.

В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:

• исследовать состояние навыков детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

• выявить особенности словообразования названий детёнышей животных;

• выявить особенности образования существительных со значением женскости;

• провести исследование словообразования имён существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь;

• исследовать словообразование названий профессий;

• изучить способность образовывать слова с помощью слияния двух основ.

Исследование проводилось на базе МАДОУ № 35 г. Перми в октябре 2013 г.

В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с диагнозом ОНР III уровня (стертая дизартрия): 6 мальчиков и 4 девочки.

Анализ результатов исследования словообразования существительных показал, что у детей экспериментальной группы наблюдается неточное употребление многих существительных, замены, ошибки, присущие детям с ОНР, что свидетельствует о не-сформированности системы словообразования существительных.

При выполнении задания на образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением детьми с ОНР были допущены единичные ошибки. Наиболее часто они ошибались в процессе словообразования существительных с суффиксами -ч, -ик (стулик), -иц (креслишко). Суффиксы -к- и -ик- усвоены детьми. Та-

71

ким образом, дети экспериментальной группы обладают средним и выше среднего уровнями развития навыков словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

При образовании имен существительных со значением женскости наибольшие сложности у детей экспериментальной группы вызвало образование слов воробьиха, крольчиха, ежиха, волчица. Чаще всего дети допустили такие типы ошибок, как замена суффиксов -их-, -иц- (слоница, тигриха). Полученные результаты свидетельствуют о низком уровне развития навыков образования имен существительных со значением женскости.

При образовании названий детёнышей животных дети с ОНР наиболее часто допускали ошибки при словообразовании таких существительных, как: медведенок, коровенок, лошаденок, ежичек, лисик, зайка и т. д., что говорит о том, что ими не полностью усвоено словообразование с использованием суффиксов -онок, -енок. Типичными были замены слов, входящих в одно родовое понятие (свинья - свиненок - свинята; лошадь - лошадёнок - лошадки; собака - собачка - собачки; заяц - зайчик - зайчики). Данные результаты свидетельствуют о низком уровне развития навыков образования названий детёнышей животных.

Констатирующий эксперимент показал, что для детей с ОНР III уровня характерен средний уровень сформированности функций образования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь. При этом наиболее распространенной ошибкой было использование суффикса -иц вместо -к (сольница вместо солонка).

При образовании названий профессий наибольшие сложности у детей с ОНР вызвало образование слов повариха (поварша, по-варщица, поварница), ткачиха (ткача, ткачиста, ткачёвка). Пятеро дошкольников не смогли назвать профессию хоккеиста. Эти ошибки свидетельствуют о том, что они не знают названий этих профессий и как следствие не могут объяснить значение слова. В целом дети экспериментальной группы показали средний уровень развития данных словообразовательных навыков.

При образовании слов с помощью слияния двух основ большинство детей с ОНР испытывали трудности в образовании слов самокат, листопад. Даже при образовании по аналогии они не смогли выполнить задание, что позволяет определить уровень сформированности данного навыка как ниже среднего.

Таким образом, анализ полученных результатов по проблеме выявления навыков словообразования существительных у дошкольников с ОНР III уровня позволяет утверждать, что овладение словообразованием у них находится на низком для этого возраста уровне.

72

Дети с ОНР в своей речи плохо используют существительные, хорошо понимают и образуют только те слова, которые часто встречаются в речевой практике, не дифференцируют существительные множественного числа, путают названия детенышей, профессий. Наиболее трудными заданиями для детей экспериментальной группы были образование названий детёнышей животных, имен существительных со значением женскости и сложных слов с помощью слияния двух основ.

Наиболее легким заданием оказалось образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением, а также существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.

Низкая степень овладения способами и средствами образования новых слов позволяет сделать вывод о том, что отставание касается не только развития устной речи дошкольников с ОНР, её лексической стороны, но и в будущем усвоения школьной программы, овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Выявленные особенности состояния словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня определяют необходимость разработки новых методов и средств преодоления нарушений лексико-грамматических компонентов речи.

Г. А. Гаязова, Р. М. Султанова, И. Ш. Шавалиева

Детско-родительские отношения старших дошкольников с нарушением речи

Одной из первоочередных задач сегодняшнего дня становится оптимизация жизненной среды ребенка внутри семьи, способной обеспечить его полноценное психическое развитие. Наряду с такими социальными институтами как дошкольное учреждение, школа, где организуется обучение детей, опираясь на сильные стороны их ума и развития (насколько возможно), важнейшей базовой общностью остается для ребенка семья.

Интеллектуальные способности детей и развитие речи коррелирует с такими семейными характеристиками, как материнская депривация, образование, социальный статус и профессия родителей; особенности общения взрослого с ребенком, эмоциональное отношение ребенка к родителям; размер семьи. Вместе с тем изучение литературных источников показывает, что исследований в этой области недостаточно, работы выполнены в большинстве на нетипичных семьях (многодетных, деструктивных). Подобная практика не позволяет прогнозировать и оптимизировать жизненную среду ребенка из типичной для нашей культуры семьи: полной, стабильной,

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.