Научная статья на тему 'Детско-родительские отношения старших дошкольников с нарушением речи'

Детско-родительские отношения старших дошкольников с нарушением речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1748
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детско-родительские отношения старших дошкольников с нарушением речи»

Дети с ОНР в своей речи плохо используют существительные, хорошо понимают и образуют только те слова, которые часто встречаются в речевой практике, не дифференцируют существительные множественного числа, путают названия детенышей, профессий. Наиболее трудными заданиями для детей экспериментальной группы были образование названий детёнышей животных, имен существительных со значением женскости и сложных слов с помощью слияния двух основ.

Наиболее легким заданием оказалось образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением, а также существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь.

Низкая степень овладения способами и средствами образования новых слов позволяет сделать вывод о том, что отставание касается не только развития устной речи дошкольников с ОНР, её лексической стороны, но и в будущем усвоения школьной программы, овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками.

Выявленные особенности состояния словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня определяют необходимость разработки новых методов и средств преодоления нарушений лексико-грамматических компонентов речи.

Г. А. Гаязова, Р. М. Султанова, И. Ш. Шавалиева

Детско-родительские отношения старших дошкольников с нарушением речи

Одной из первоочередных задач сегодняшнего дня становится оптимизация жизненной среды ребенка внутри семьи, способной обеспечить его полноценное психическое развитие. Наряду с такими социальными институтами как дошкольное учреждение, школа, где организуется обучение детей, опираясь на сильные стороны их ума и развития (насколько возможно), важнейшей базовой общностью остается для ребенка семья.

Интеллектуальные способности детей и развитие речи коррелирует с такими семейными характеристиками, как материнская депривация, образование, социальный статус и профессия родителей; особенности общения взрослого с ребенком, эмоциональное отношение ребенка к родителям; размер семьи. Вместе с тем изучение литературных источников показывает, что исследований в этой области недостаточно, работы выполнены в большинстве на нетипичных семьях (многодетных, деструктивных). Подобная практика не позволяет прогнозировать и оптимизировать жизненную среду ребенка из типичной для нашей культуры семьи: полной, стабильной,

73

малодетной, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями. В связи с этим вопрос: какие из особенностей семейной среды влияют на благоприятное развитие речи - продолжает требовать своего решения.

В исследованиях А.В. Чернина выявлено, что правильное развитие речи, становление интеллекта детей 5-6 лет зависит от таких социальных факторов, как образование родителей и их профессиональная принадлежность. При этом профессия матери сказывалась на становлении функций вербального, а профессия отца - на развитие невербального интеллекта детей. Лучшие результаты тестирования были получены у детей, оба родителя которых имели высшее образование.

Исследования, ставящие целью выявить взаимосвязь семейных отношений на развитие речи, невозможны без анализа накопленного предшественниками материала не только по проблеме детерминации способностей, а также и без анализа сложившихся на сегодняшний день представлений о структуре семейных отношений. Влияние семейной среды на развитие ребенка является многофакторным. Различные переменные в их сложных взаимосвязях и взаимозависимостях оказывают определенное воздействие на его психическое развитие в течение жизни. Изучение структуры семейных отношений, несмотря на огромный интерес со стороны исследователей, сопряжено с рядом трудностей, связанных как со скрытостью подобной структуры от внешнего наблюдения, так и неразработанностью критериев, позволяющих разграничить нарушения семейных отношений от их «нормы».

По мнению В.И. Сикоровой, доброжелательные, основанные на любви и взаимном уважении отношения между супругами в сочетании с просоциальной направленностью семьи создают у ребенка чувство психологического комфорта, безопасности в социальных контактах. Кроме того, качество супружеских отношений сказывается на выполнение супругами родительских обязанностей.

Так, П.К. Кериг указывает, что родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляя более экспрессивную и недирективную речь, что в свою очередь вызывает теплоту и привязанность со стороны ребенка. Результаты его исследований показывают корреляции между полом родителя и полом ребенка. Неудовлетворенные своим браком отцы более директивны, нежели матери. Дети противоположного пола по сравнению с родителем, неудовлетворенным браком, получали больше указаний и меньше отзывчивости в разговоре. Если пол родителя, неудовлетворенного браком, совпадал с полом ребенка, то проявлялась меньшая директивность и большая отзывчивость. Автор приходит к выводу, что качество семейных взаимо-

74

отношений в целом отражается на отношениях родителей к ребенку и тем самым на эмоциональном и когнитивном его развитии, частично при посредстве различий в речевом стиле родителей.

В.Я. Титаренко высказывает предположение, что именно от характера супружеских отношений зависит нравственноэмоциональный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. В проведенном им исследовании было обнаружено, что ответственное отношение к учебе, дисциплинированность, трудолюбие, отзывчивость коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями.

Отношения между родителями и детьми являются наиболее изученными из семейных подструктур. При этом большое количество работ посвящено исследованию родительских отношений к ребенку, так или иначе сказывающихся на его психическом развитии. Под родительским отношением обычно понимается «система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Представление о ребенке и отношение к нему родителя является внутренней основой типа воспитания, реализуемого через воспитательные воздействия и способы обращения с ребенком. В связи с этим в литературе термины «родительское отношение» и «стиль семейного воспитания» часто используются как синонимы.

На формирование родительского отношения к ребенку оказывает влияние как личность ребенка, так и клинико-психологические особенности семейных взаимоотношений, культурные факторы. Зарубежными и отечественными психологами выделены и описаны разнообразные типы родительских отношений. Большинство классификаций отражает описание аномальных стилей семейного воспитания, пагубно влияющих на психическое развитие ребенка. Кроме того, каждый исследователь строит типологию, исходя из своих научных взглядов, в качестве основания для создания классификаций берутся эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка, формы контроля, родительские позиции и т. д. Употребление различных понятий и отсутствие единого принципа затрудняет их сравнение.

Вместе с тем различные типологии имеют между собой много сходного (часто за разными названиями скрывается описание одной и той же психической реальности), в основном не противоречат, а дополняют друг друга (каждый исследователь может делать акцент на одной из сторон взаимодействия родителя и ребенка), что дает возможность сопоставления определенного числа классификаций.

Для обеспечения эффективной работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Поскольку

75

установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности оказать им консультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье.

Целью эмпирического исследования явилось изучение системы детско-родительских отношений старших дошкольников с нарушением речи. Исследование проводилось в МОДУ № 25 Ленинского района городского округа г. Уфы, в нем принимали участие дошкольники старших групп.

Для получения информации о семье использовалась проективная методика, основанные на принципе проекции, т. е. перенесения на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств, желаний. Методика «Рисунок семьи» позволила изучить особенности восприятия детьми семейных отношений. Дошкольники с речевыми нарушениями яснее выражают себя через действие, чем словами. Рисунки дошкольников в состоянии улавливать нюансы отношения к ним членов семьи и ощущать свое одиночество в семье (Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина). Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Интерпретация рисунка состояла из трех частей: 1) анализ структуры «Рисунка семьи»; 2) интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования.

Рисунки дошкольников позволили нам отметить, что большая часть детей испытывает положительные чувства и к матери, и к отцу, однако, доля детей, имеющих негативное отношение к отцу, превышает долю детей, испытывающих негативное отношение к матери. Если воспринимаемое отношение матери в основном положительное, то воспринимаемое детьми отношение отца менее благоприятно. Наиболее значимой фигурой из родительской пары является мать ребенка. Интерпретируя рисунки дошкольников, нами было выявлено, что, кроме родителей, наиболее значимыми фигурами для детей из двухдетных семей выступают брат или сестра.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых детей по отношению к детям. С психологической точки зрения, родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Для изучения системы детско-родительских отношений с родительской позиции в исследовании нами был использован опросник Я.А. Варга, В.В. Столина.

Сопоставив полученные результаты эмпирического исследования - результаты проективной методики «рисунок семьи» и опрос-

76

ника «детско-родительские отношения» Я.А. Варга, В.В. Столина, нами были сделаны следующие выводы. Система детскородительских отношений как ребенком, так и родителями, их воспитывающими, характеризуется положительно. Родители испытывают по отношению к ребенку как положительно окрашенные, так и отрицательные эмоции. Характер эмоций зависит от ситуации и поведения ребенка. В системе отношений с ребенком проявляют как требовательность и строгость, так и мягкость, снисхождение, что зависит от ситуации взаимодействия, содержания решаемого вопроса. Родители умеют быть как на равных позициях с ребенком, умеют с ним договариваться, так и требовательными в значимых вопросах воспитания и обучения ребенка. По отношению к ребенку не авторитарны, не требуют от него безоговорочного послушания, не задают ему строгие дисциплинарные рамки. Большинство родителей, воспитывающих детей с нарушением речи, к своим детям относятся с поддержкой. Неудачи ребенка родителями воспринимаются как случайные, верят в него. Такая система отношений способствует не только благоприятным отношениям, но и хорошему психологическому климату в семье.

Характер детско-родительских отношений возможно определять с опорой на проективную методику - «рисунок семьи». В большинстве случаев содержание рисунков детей, имеющих нарушения речи, подтвердились результатами опроса родителей, их воспитывающих (2/3 от полученных результатов). У остальных дошкольников, а это 1/3 часть от всего числа обследованных, в рисунке показаны противоречия в системе отношений, которые не были выявлены в ходе опроса родителей. Это может свидетельствовать о необходимости дальнейшей, более глубокой диагностики.

В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценивать возможности ребенка и возникшую ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в виде воспитания своего ребенка. Ребенок по-настоящему счастлив, когда чувствует заботу, внимание и любовь со стороны родителей. Для правильного воспитания ребенка важно, чтобы слова и дела родителей всегда могли быть примером для ребенка. Родителям следует помнить, что каждый их поступок, каждое произнесенное слово будет иметь значение в процессе обучения и воспитания. Особенно это касается детей с отклонениями в развитии, которые обычно меньше других общаются с окружающим миром.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.