Научная статья на тему 'Особенности формирования молдавской государственности после обретения независимости'

Особенности формирования молдавской государственности после обретения независимости Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4318
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
Республика Молдова / МОЛДАВИЯ / политический кризис / независимость

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нечаева-юрийчук Наталья Викторовна

Республика Молдова принадлежит к числу тех государств, которые до сих пор переживают период становления собственной государственности. Вследствие подписания пакта Молотова-Риббентропа, она вошла в состав Советского Союза, как и страны Балтии, Западная Украина. Таким образом, Республика Молдова принадлежит к числу тех государств, которые впервые возникли именно на руинах Советского Союза, а не освободились от его «опеки». Начиная с 1990 года и до сегодня Республика Молдова проходит сложный путь становления собственной государственности. За это время в стране была принята новая конституция (1994 год), совершён переход к парламентской форме правления. Сегодня Республика Молдова переживает политический кризис, начавшийся в 2009 году и связанный с неготовностью политических сил страны направить свою деятельность в конструктивное для страны русло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования молдавской государственности после обретения независимости»

наталья НЕЧАЕВА-ЮРИЙЧУК

особенности формирования молдавской государственности после обретения независимости

Республика Молдова принадлежит к числу тех государств, которые до сих пор переживают период становления собственной государственности. Вследствие подписания пакта Молотова-Риббентропа она вошла в состав Советского Союза, как и страны Балтии, Западная Украина. В период между двумя мировыми войнами большая часть современной Молдовы была в составе Румынии. Именно она впоследствии вошла в состав Советского Союза в 1940 г. Другая её часть - Приднестровье - уже входила в состав СССР1. Таким образом, Республика Молдова принадлежит к числу тех государств, которые впервые возникли именно на руинах Советского Союза, а не освободились от его «опеки»2.

Становление молдавской государственности началось ещё задолго до распада СССР. Весной 1990 г. в тогда ещё Советской Молдове состоялись первые относительно свободные выборы в законодательный орган (Верховный Совет) республики. По спискам Народного фронта (национального движения) был избран 101 депутат. Всего в Верховном Совете Молдавской ССР было 380 мест3.

Представители национально-демократических сил, представленные в Верховном Совете Молдавии Народным фронтом, взяли курс на национальную независимость республики, который с самого начала не устраивал оппозиционных депутатов из фракции «Советская Молдавия», которые оставались на позициях сохранения СССР. Из-за формального несогласия при утверждении нового флага Молдовы, цвета которого совпадали с цветами румынского флага, сто депутатов этой фракции оставили Верховный Совет. Эти депутаты представляли в основном территорию, расположенную на левом берегу реки Днестр (так называемое Приднестровье или Левобережье), а также город Бендеры, расположенный на правом берегу Днестра. Исторически Левобережье никогда не входило в состав Румынии. Между двумя мировыми войнами оно входило в состав Украинской ССР и имело название Молдавская Автономная Социалистическая Республика4. В 1989 г. этнический состав Приднестровья был таким: 33,5 % молдаван, приблизительно 30 % украинцев, около 30 % русских5.

В июле 1990 г. страна изменила название. Вместо Молдавской Советской Социалистической Республики на политической карте появилась Социалистическая Республика Молдова, которая заявила о суверенитете. В мае 1991 г. страна официально стала Республикой Молдовой (РМ), а Верховный Совет - молдавским парламентом. 27 августа 1991 г. Молдова вышла из состава СССР6.

Однако часть Молдовы - Приднестровье - выступила против независимости республики. В сентябре 1991 г. была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика (ПМР)7. После распада СССР в декабре 1991 г. в ПМР одновременно с референдумом были проведены президентские выборы. Согласно результатам референдума, Приднестровье оставалось частью СССР (который фактически распался к этому времени), а президентом ПМР был избран Игорь Смирнов8. Столицей Приднестровья стал город Тирасполь9.

В 1992 г. Молдова сделала попытку силой подавить сепаратизм. Однако 14-а армия Российской Федерации, которая находилась на территории Приднестровья, поддержала сепаратистов, что сыграло решающую роль в победе последних. 1992-1994 гг. - активная фаза приднестровского конфликта и попыток его урегулирования10.

Новая Конституция Молдовы была утверждена только спустя три года после её выхода из состава СССР - 27 августа 1994 г.11 До этого Молдова жила по Конституции Молдавской ССР (с поправками). Новая Конституция в статье 1 провозгласила: «Республика Молдова - суверенное и независимое ... государство», имеющее республиканскую форму правления. Конституция закрепила демократическое устройство Молдовы.

Согласно Конституции, Гагаузия получила право на широкую автономию в составе Республики Молдова. В то же время статья 110 пункт 2 Конституции гласит, что населённые пункты левобережья Днестра могут получить особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным законом12. Последнее, по нашему мнению, свидетельствует о неготовности молдавской власти дать широкую автономию данной территории, что в определённой степени и спровоцировало продолжение конфликта.

Парламентские выборы 1994 г. стали свидетельством провала про-румынских националистов в Молдове. В результате они и их приверженцы получили менее 20 мест из 101 в парламенте. 56 мест получила Демократическая аграрная партия Молдовы, второй стала близкая к коммунистам партия «Единство/Социалистический блок» (28 мест). Главой парламента был избран бывший первый секретарь Компартии МССР Пётр Лучинский. В 1996 г. он стал президентом страны13.

В 1995 г. был отменён закон 1991 г., который запрещал деятельность коммунистической партии. На парламентских выборах 1998 г.

коммунисты (официальное название - Партия коммунистов Республики Молдова - ПКРМ) сумели завоевать 40 мест в парламенте и стали самой большой партийной фракцией. В то же время Аграрная партия, используя различные альянсы, сумела сохранить контроль над парламентом14.

Во второй половине 1990-х гг. в Молдове развернулась борьба за власть между президентом и парламентом. Аграрная партия остро конфликтовала с президентом П. Лучинским. После выборов 1998 г. расколотый парламент оказался неспособным избрать главу. В результате президент, в соответствии с конституционными полномочиями, распустил парламент и назначил досрочные выборы, которые состоялись в феврале 2001 г.15

Однако ещё в 2000 г. парламентарии приняли поправку к Конституции страны, в соответствии с которой отменялись прямые выборы президента. Теперь президентские выборы должны были происходить в парламенте. Республика Молдова фактически превращалась в парламентскую республику (кстати, единственную среди стран СНГ)16.

Результаты выборов 2001 г. всколыхнули не только Молдову, но и международное сообщество. Никто не ожидал такого торжественного возвращения коммунистов к власти, в том числе и сами коммунисты. Они получили 50,7 % голосов и соответственно 71 место в парламенте. Второе место по результатам выборов занял так называемый «Альянс Брагиша» - союз 17 левых и центристских политических партий и организаций (назван Альянс в честь премьер-министра Думитру Брагиша). «Альянс Брагиша» получил 13,4 % голосов (19 мест). Из партий, которые выступили вне блоков политических партий, кроме коммунистов, в парламент вошла только прорумынская Христианско-демократическая народная партия во главе с Юрием Рошкой (8,2 % голосов, 11 мест). Все международные организации признали выборы честными и свободными17.

В апреле 2001 г. парламент избрал президента Молдовы - Владимира Воронина. Президент-коммунист и подконтрольный ему коммунистический парламент решили не пересматривать программу сотрудничества с МВФ и Всемирным банком. В то же время они объявили о намерении присоединиться к союзу Россия - Беларусь, ввести русский язык в качестве официального (вместе с молдавским) и провести административно-территориальную реформу18.

После выборов законодательная и исполнительная власть оказалась под полным контролем коммунистов. Такая ситуация была использована ими для построения собственной вертикали власти, устранения на практике системы сдержек и противовесов, подавления оппозиции и свободы СМИ административными методами. Коммунистические

лидеры предполагали, что они пришли к власти навсегда, и делали всё возможное, чтобы полученная ими власть не подверглась риску народного волеизъявления.

В то же время им не удалось реализовать свою политическую программу. В 2002 г. коммунисты натолкнулись на многочисленные акции протеста против введения русского языка в качестве второго государственного и были вынуждены отступить19. Самым важным в построении вертикали власти оказался вопрос о реформе местной администрации. Её назвали «антиреформой», потому что она восстанавливала советское административно-территориальное устройство и ограничивала местное самоуправление.

В 2003 г. основным внутриполитическим событием стали выборы мэров и депутатов местных Советов. Несмотря на попытки оппозиционных партий создать подобие антикоммунистического фронта, компартия победила, хотя и с меньшим перевесом, чем в 2001 г. Она завоевала 367 постов мэров из 892, получив в среднем 42 % голосов. На выборах депутатов местных Советов она собрала 48 % голосов. Однако ей не удалось выиграть пост мэра столицы - Кишинёва. Его сохранил за собой лидер оппозиционного блока «Наша Молдова» Серафим Урекян20.

Эти выборы ОБСЕ признала удовлетворительными, указав при этом на ряд недостатков. Выборы продемонстрировали ухудшение качества демократического процесса, которое может «принести вред общественному доверию электоральному процессу». Одновременно Центр независимой журналистики назвал данную избирательную кампанию «наихудшей с 1991 года»21.

Несмотря на явное отклонение от демократических принципов во время правления коммунистов, в Молдове в 1990-х гг. наблюдался прогресс в развитии демократических институтов. По этим показателям РМ в указанный период уступает только странам Балтии22.

В 2005 г. доминирование коммунистов в политической жизни стало менее очевидным. В марте состоялись очередные парламентские выборы. Коммунисты победили, но без явного преимущества. ПКРМ получила 46 % голосов и 56 мандатов. Блок «Демократическая Молдова» набрал 28,5 % голосов и, соответственно, получил 34 мандата. Третьей политической силой в парламенте стала Христианско-демократическая народная партия - 9,1 % голосов и 11 мандатов23. Таким образом, коммунисты потеряли 15 мест в парламенте по сравнению с 2001 г.

Для выборов президента страны коммунистам требовалось большинство в 61 голос. Действующий президент-коммунист В.Воронин получил поддержку в 75 голосов в парламенте и сохранил за собой

свой пост. Ради этого он пошёл на соглашение с оппозицией, которое состояло из 10 пунктов, которые в основном повторяли требования Европейского Союза по демократизации страны (так называемые «Копенгагенские критерии»). Однако этот поворот к демократии был не таким уж вынужденным. Президент и возглавляемая им ПКРМ в предвыборный год начали эволюционировать в направлении европейской социал-демократии, что отразилось на их политической деятель-

ности24.

В 2005-2009 гг. в Республике Молдова продолжается активная борьба за власть между коммунистами и оппозиционными (демократическими) силами, апогей которой пришёлся на 2009 г. Именно тогда в стране состоялись очередные выборы, и парламент страны так и не определился относительно личности президента страны.

5 апреля 2009 г. в Молдове состоялись парламентские выборы, по результатам которых ПКРМ получила 49,48 % голосов (60 мандатов), Либерально-демократическая партия Молдовы - 12,43 % (15 мандатов), Либеральная партия - 13,12 % (15 мандатов), альянс «Наша Молдова» - 9,77 % (11 мандатов)25. Избирательная кампания была достаточно жёсткой и ознаменовалась многочисленными обвинениями в адрес коммунистического руководства в преследовании оппозиционных политических партий (в особенности внепарламентских), использовании административного ресурса и вмешательстве в редакционную политику СМИ, что привело к информационной войне против оппозиции. После обнародования результатов выборов в стране начались акции протеста, которые сначала носили мирный характер, но вскоре переросли в массовые беспорядки, завершившиеся захватом зданий президентской администрации и парламента. И если 6-7 апреля 2009 г. полиции не удалось взять ситуацию под свой контроль, то в ночь с 7 на 8 апреля в стране начались аресты участников беспорядков. По мнению ряда обозревателей, тогдашний президент страны В.Воронин превысил свои полномочия в стремлении подавить акции протеста26. Однако «чрезвычайное положение» так и не было введено.

Массовые протесты привели к досрочным выборам в Республике Молдова, в результате которых ПКРМ набрала 44,69 % голосов (48 мандатов из 101), потеряв при этом парламентское большинство, а вместе с ним и власть. Остальные партии, получившие доступ к законодательной власти, приняли решение образовать коалицию против ПКРМ и создали Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), который взял на себя управление страной27. Партия коммунистов ответила на это переходом в оппозицию и блокированием процедуры избрания президента республики. Таким образом, 7 декабря 2009 г. парламент Республики Молдова (РМ) со второй попытки не смог избрать пре-

зидента страны. Кандидат от правящего большинства альянса «За европейскую интеграцию» Мариан Лупу не добрал несколько голосов для необходимой победы. Сложившаяся ситуация ознаменовала начало затяжного политического кризиса. Политические аналитики и эксперты как в самой Республике Молдове, так и за её пределами, рассматривают несколько возможных вариантов развития ситуации. Большинство местных аналитиков с самого начала не верили в возможность избрания М. Лупу президентом Молдовы, что подтверждалось результатами первой попытки избрания президента в ноябре 2009 г., когда названный кандидат получил всего 54 голоса при необходимом для победы 61 голосе. Оказалось, что, несмотря на неоднократные и настойчивые попытки правящей коалиции перетащить на свою сторону кого-либо из 48 депутатов-коммунистов, сделать это так и не удалось.

По оценке наблюдателей, с момента своего формирования в августе 2009 г. правящая парламентская коалиция была достаточно противоречивым объединением, в котором присутствуют конкурирующие между собой интересы и политические лидеры. Единственным объединяющим фактором для них было противостояние партии коммунистов во главе с бывшим президентом РМ В.Ворониным. Взаимное непринятие и антагонистический характер взаимоотношений между политическими силами правящей коалиции и партией коммунистов усложняют возможность ведения ими конструктивного диалога.

Имеющегося количества голосов правящей коалиции оказалось достаточным для избрания спикера парламента Михая Гимпу и формирования правительства во главе с премьер-министром Владимиром Филатом. Однако попытка избрать на пост президента М. Лупу без достижения компромисса с ПКРМ была с самого начала обречена на неудачу.

Законодательство РМ предусматривает проведение внеочередных парламентских выборов, не указывая при этом четких сроков их проведения. В июле 2009 г. в РМ состоялись внеочередные парламентские выборы, в результате которых коммунисты потеряли большинство в парламенте28. Одновременно голосов коммунистов оказалось достаточно для того, чтобы блокировать избрание президента. В результате в сентябре 2010 г. парламент был распущен, а досрочные выборы парламента РМ были назначены на ноябрь 2010 г.29 Согласно их результатам, ни одной политической силе не удалось набрать достаточного для избрания президента количества мандатов (61). В то же время глава Конституционного Суда Молдовы Дмитрий Пулбере 10 декабря 2010 г. заявил, что на протяжении десяти дней голоса как по основным, так и по дополнительным спискам по итогам досрочных

парламентских выборов, состоявшихся 28 ноября, будут пересчитаны в течении десяти дней30. После пересчёта голосов и формирования новой правящей коалиции коммунисты остались в оппозиции. Парламент возглавил лидер Демократической партии М. Лупу. Он же исполняет обязанности президента страны. Согласно Конституции, М. Лупу может исполнять обязанности президента РМ до следующих очередных парламентских выборов32.

Провал выборов президента в 2009 г. актуализировал вопрос о необходимости проведения политической реформы. Популярной остаётся идея перехода к системе всенародных выборов президента или его избрания в парламенте обыкновенным большинством. Одновременно активизировались попытки формирования новых, альтернативных политических сил, что объяснялось подготовкой к внеочередным парламентским выборам, состоявшимся в ноябре 2010 г.

Таким образом, ситуация, сложившаяся в Республике Молдова во время и после завершения парламентской предвыборной кампании, может считаться свидетельством неготовности молдавской политической элиты к принятию судьбоносных для страны решений. Президентские выборы 2009 г. доказали, что на сегодняшний день в РМ нет единого взгляда на стратегию будущего развития страны и её внешнеполитических приоритетов. В последнее время чётко прослеживается возможность ослабления связей республики с Россией (не считая территории ПМР) и Украиной в связи с тем, что правящая политическая элита РМ ориентирована на углубление связей с Румынией (вплоть до вхождения РМ в состав этой страны).

Итак, начиная с 1990 г. и до сегодняшнего дня Республика Молдова проходит сложный путь становления собственной государственности. За это время в стране была принята новая Конституция (1994 г.), совершён переход к парламентской форме правления. В то же время, на современном этапе Республика Молдова переживает политический кризис, начавшийся в 2009 г. и связанный с неготовностью политических сил страны направить свою деятельность в конструктивное для страны русло.

примечания

1. См. Стати В. История Молдовы. Кишинёв, 2003. С. 335-381.

2. СССР после распада / Под общей редакцией О.Л. Маргания. СПб: Экономическая школа, 2007. С. 353.

3. Молдова // http://uk.wikipedia.org/wiki/

4. СССР организовал геноцид румын с целью создания «молдавского народа» // Румыния за неделю // http://www.regnum.ru/news/991450.html

5. Гизатуллина Э. Приднестровская Молдавская Республика: современная ситуация и перспективы разрешения конфликта // http://geoconflict.narod/ru/ texts/gizatullina.html

6. День независимости Республики Молдова // http://www.calend.ru/ holidays/0/0/1438/

7. Приднестровская Молдавская Республика: общие сведения // http:// community-dpr.org/abou_country/pmr.php

8. Игорь Смирнов был переизбран президентом ПМР в 2001 г. и имеет российское гражданство.

9. Солянская К. Кишинёв проиграл Приднестровье // http://www.gazeta. ru/2005/12/12/oa_181252.shtml

10. Там же.

11. Конституция Республики Молдова // http://lexjustice.md/viewdoc.php?a ction=view&view=doc&id=311496&lNG=2

12. Там же.

13. Лучинский Пётр Кириллович // http://ru.wikipedia.org/wiki/

14. Молдова. Парламентские выборы - 1998 // http://www.electoralgeography. com/new/ru/coutries/m/moldova/moldova-parlamentskie-vybory-1998.html

15. Парламент Модавии // http://ru.wikipedia.org/wiki/

16. Там же.

17. Досрочные парламентские выборы в Молдове 25 февраля 2001 года // http://www.e-democracy.md/ru/elections/parliamentary/2001/

18. Воронин Владимир. Бывший президент Молдавии // http://www.lenta. ru/lib/14164290

19. Брукарский В. Особенности молдавских «цветных революций». Почему для захвата власти в Кишинёве не надо создавать «Отпоры» и «Кмары»? // http://www.win.ru/school/4223.phtml

20. Выборы в Республике Молдова // http://www.alegeri.md.ru

21. Nations in Transit 2004 // http:www.freedom-house.org/research/ nitransit/2004/moldova2004.pdf. - P.4.

22. Там же.

23. Выборы в Республике Молдова // http://www.alegeri.md.ru

24. См.: Нантой О. Президентские выборы в Молдове // http://www. eurasiahome.org/?/forum/2005/04/nantoi2&PHPSESSID=984f9e062eb5563680 2a61e342f6b38a; Диакону В. Президентские выборы в Молдове // http://www. eurasiahome.org/?/forum/2005/04/diakonu2&PHPSESSID=984f9e062eb556368 02a61e342f6b38a

25. Выборы в Республике Молдова // http://www.alegeri.md.ru

26. Демонстрації у Кишиневі 7 квітня 2009 року не були спробою державного перевороту // http://www.golosua.com/politika/2010/05/08/demonstraciyi-u-kishinevi-7-kvitnia

27. Выборы в Республике Молдова // http://www.alegeri.md/ru

28. Молдова втретє намагається обрати парламент: вибори мають покласти край тривалій кризі // http://news.tochka.net/ua/55570-moldova-v-tretiy-raz-pytaetsya-vybrat-parlament-foto/comments/desc

29. Молдова розігнала депутатів парламенту // http://news.tochka.net/ ua/52224-moldova-razognala-deputatov-parlamenta

30. У Молдові перерахують голоси, віддані виборцями на парламентських виборах // http://novynar.com.ua/world/145846

31. Результат позачергових парламентських виборів у Молдові, які відбулися 28 листопада, навряд чи позначиться на двосторонніх відносинах між Україною і Молдовою // http://www.nrcu.gov.ua/index. php?id=4&listid=134464

32. Конституция Республики Молдова // http://lexjustice.md/viewdoc.php?a ction=view&view=doc&id=311496&lang=2

Сайт «Русины Молдавии» http://www.rusyn.md

На сайте размещены монография «осколки Святой Руси. очерки этнической истории руснаков Молдавии»

(pdf), все номера журнала «Русин» (pdf), а также монографии и статьи по истории и культуре русинов Молдавии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.