Научная статья на тему 'Молдова: координаты решающего выбора'

Молдова: координаты решающего выбора Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
573
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
евроинтеграционный курс / антироссийская риторика и политика / выдавливание российской миротворческой миссии / «румынизация» Молдовы. / 2018 Moldovan electoral campaign / European integration course / anti-Russian rhetoric and politics / squeezing the Russian peacekeep- ing mission / Moldova ‘romanianization’

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лаврёнов Сергей Яковлевич

В статье представлен авторский взгляд на межпартийную борьбу и общую политическую ситуацию, обусловленную избирательной кампании в парламент Молдовы 2018 г. Дан анализ консолидированного стремления Киева и Кишинёва к эскалации напряженности вокруг Приднестровья и попыткам выдавливания российской миротворческой миссии с последующим переформатированием её в международную полицейскую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOLDOVA: COORDINATES OF THE CRUCIAL CHOICE

In Moldova, the uncompromising 2018 election campaign to parliament (the mandate of the current parliament expires on November 30) is due to the dominance of the geopolitical aspect, which makes the confrontation between supporters of the western and eastern vectors of development a topical subject of political science research. The fact that balance of power at the moment is in favor of euro-integrators based on a powerful administrative, promotional and financial resource, also requires close research attention from both Russian and Western political analysts, both practitioners and theorists. Subject matter of my study is geopolitical context of the 2018 Moldovan election contest. Thus, this context is closely connected with election code changes were made to the Moldovan Parliament under pressure from Democrats, who assume that the transition from the old proportional to mixed (proportional-majority) electoral system, where 50% deputies will be elected on party lists, the other 51-in single-seat constituencies. The Democratic Party, using a mixed system, intends to achieve victory in at least 30-minute single-member districts, in the expectation that at the local level, a significant portion of the district, municipal and village authorities are under the direct or direct control of the Democratic Party and its allies. Among other things, the presented diagram of single-member districts is clearly discriminatory as to Moldovans-migrants (Russia, according to some estimates, there are about 600 in one thousand people, representing almost a third of the electorate), and Transnistria, where about 200 thousand. Moldovan citizens have passports (7-10%), but for Transnistria (as for Gagauzia) ‘cut’ only two constituencies. Another three districts are meant for citizens residing abroad (one for Moldovan citizens in East Moldova-Russia and Asian countries; one is in European countries, and the third in the U.S. and Canada). This scheme explicitly single-member constituencies does not favor pro-moldavanian political forces. This once again confirms that parliamentary-majority Government of Moldova has abandoned the old policy of maneuvering between Russia and the West, making a final collective choice in favor of the latter. Use in article problem-chronological and comparative-historical methods made it possible to conclude that such a course has already led to a weakening of the dependence of Moldova from Russia in major areas of life: political, economic, information and spiritual. Conflictogenic particular factor in this situation is consolidated in Kyiv and Chisinau aspiration to the escalation of tension around Transnistria, which is accompanied by an attempt to extrude the Russian peacekeeping mission, and its subsequent reformatting in international police mission. In the case of the victory of Pro-European political parties in the parliamentary elections (Democratic, “Action and Solidarity”, the platform “Dignity and Truth”, etc.), this course may become irreversible. I conclude that this places a special responsibility on the Pro-Moldovan political forces, as well as various organizations and movements of Russian compatriots in the Republic, which should join forces during the election campaign, entering a decisive phase.

Текст научной работы на тему «Молдова: координаты решающего выбора»

УДК 316.485.6(477.6)

DOI: 10.24411/2226-7271-2018-11013

Лаврёнов С.Я.

Молдова: координаты решающего выбора

Лаврёнов Сергей Яковлевич, доктор политических наук, профессор, заведующий отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ

ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2939-0845

E-mail: sergey-ya-lavrenov@j-spacetime.com; lavrs2009@yandex.ru

В статье представлен авторский взгляд на межпартийную борьбу и общую политическую ситуацию, обусловленную избирательной кампании в парламент Молдовы 2018 г. Дан анализ консолидированного стремления Киева и Кишинёва к эскалации напряженности вокруг Приднестровья и попыткам выдавливания российской миротворческой миссии с последующим переформатированием её в международную полицейскую.

Ключевые слова: евроинтеграционный курс; антироссийская риторика и политика; выдавливание российской миротворческой миссии; «румынизация» Молдовы.

В последнее время политическая жизнь Молдовы характеризуется усилением не только антироссийской риторики, но и соответствующих практических действий. Если ранее проевропейские партии Молдовы, пришедшие к власти в 2009 г., по крайней мере, в своей актуальной политике стремились придерживаться относительно сбалансированного подхода в отношениях с ЕС и Россией (с последней, прежде всего, по экономическим соображениям), то в настоящее время ситуация резко изменилась.

Сначала после подписания Кишинёвом Соглашения об ассоциации с ЕС (июнь 2014 г.) из правительственных документов исчезло положение о стратегическом партнерстве России и Молдовы. В Программе деятельности правительства РМ на 2015-2018 гг. оно было заменено тезисом о «необходимости поддержания формата политического диалога с Россией с целью нормализации двусторонних отношений». Что касается стратегических приоритетов внешней политики Молдовы, то к ним были отнесены: успешная реализация плана ассоциации с ЕС для получения статуса страны-кандидата на вступление в Европейский Союз; углубление стратегического партнерства с Румынией с целью обеспечения европейской интеграции РМ; укрепление многосторонних стратегических отношений добрососедства с Украиной с акцентом на евроинтеграцию; углубление стратегического диалога с США1.

Вскоре после этого Кишинёв не только как ранее, заявлениями, но и конкретными действиями стал демонстрировать однозначную приверженность евроинтеграционному выбору, в ущерб российско-молдавским отношениям. Только за последнее время это выразилось в демонстративной высылке пяти российских дипломатов (май 2017 г.); неоднократном воспрепятствовании поездок в Молдову и Приднестровье российских журналистов, экспертов, деятелей культуры; инициативе Демократической партии (лидер - Вл. Плахотнюк) о закреплении евроинтеграционного вы-

1 Правительство Республики Молдова. Программа деятельности правительства Республики Молдова на 2016-2018 годы. Ки-шинэу, 2016. С. 11 [Электронный ресурс] // Правительство Республики Молдова Режим доступа: http://www.gov.md/sites/default /files/document/attachments/pravitelstvo_respubliki_moldova_-_programma_deyatelnosti_na_2016-2018_g.pdf.

Председатель Демократической партии Молдовы Вл. Плахотнюк с Б. Бирманом, заместителем администратора Агентства США по международному развитию (Ы5АЮ) по Европе и Евразии. Май 2018. Фото с сайта Ыр://аиа. md/election/?page=6

бора Молдовы в Конституции страны, получившая в ноябре 2017 г. одобрение Конституционного суда; установлении на украинско-приднестровском участке границы совместных молдавско-украинских таможенных постов, что привело к эскалации напряженности в отношениях Молдовы и Приднестровья; позиционировании России в подконтрольных парламентско-правительственному политикуму масс-медиа как страны, «препятствующей» европейской интеграции Молдовы и др. Логическим продолжением этого стало принятие молдавским парламентом 7 декабря 2017 г. закона, ограничивающего эфирное вещание российских телевидения и радио (новостных и информационно-аналитических программ) на территории Молдовы1.

Представители парламентско-прави-тельственного большинства в последнее время зачастили в Брюссель и Вашингтон, где встречаются с американским политическим бомондом. В декабре 2017 г. председатель Демпартии Влад Плахот-нюк в статье для Wall Street Journal призвал западных партнеров оказать помощь Молдавии в противостоянии российской агрессии. По заявлению Плахотнюка,

«...Россия по-прежнему пытается помешать проведению демократических реформ путем разжигания межэтнической вражды и антизападной пропаганды. Кишиневские власти намерены положить конец этим действиям, а для этого необходимо, чтобы Запад признал проблемы, с которыми сталкивается Молдова, и инвестировал в рынок независимых средств массовой информации»2.

Итогом визитов молдавских политиков стало включение в повестку конгресса США проекта резолюции об активизации двусторонних отношений США - Молдова на основании того, что Молдова якобы стала мишенью России в гибридной войне, где применяются дезинформационные кампании, агрессивная пропаганда, эконмическое давление и прочее3.

Не без лоббирования американского представительства при ООН её Генеральная ассамблея, на основе проекта, подготовленного Кишинёвом и еще десятью странами, 22 июня призвала Россию вывести войска из Приднестровья. Также принято решение включить в предварительную повестку 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН вопрос о «полном выводе иностранных вооруженных сил с территории Республики Молдова»4. Россия и Приднестровье оценили документ как контрпродуктивный и не учитывающий все сложности приднестровского урегулирования5.

Подстегивание евроинтеграционного курса в Молдове сопровождается наступлением на русскоязычное пространство. Вплоть до последнего времени российские новости показывали молдавские телеканалы Prime (ретранслирует «Первый канал»), RTR-Moldova («Россия 1»), «НТВ-Молдова» (НТВ) и Ren-Moldova и ряд других. В конце декабря 2017 г. парламент Молдавии повторно принял отклоненный президентом закон по борьбе с «иностранной пропагандой». Документ запрещает трансляцию программ телевидения и радио с информационным, информационно-аналитическим, военным или политическим содержанием, которые произведены в странах, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, в том числе России6.

24 января 2018 г. Госдума на пленарном заседании приняла заявление депутатов о недопустимости дискриминации российских средств массовой информации в Молдавии. Депутаты также призва-

Статья В. Плахотнюка в Wall Street Journal, 28 дек. 2017. С сайта https://www.wsj.com/articles/moldoua-needs-the-wests-help-against-an-aggressiue-russia-1514416472

1 В Молдавии принят закон, ограничивающий права российских СМИ [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2017. 7 дек. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2354607.html.

2 Влад Плахотнюк для Wall Street Journal: Молдове нужна поддержка в противостоянии России [Электронный ресурс] // AVA.MD. 2017. 28 дек. Режим доступа: https://ava.md/2017/12/28/vlad-plahotnyuk-dlya-wall-street-journal/.

3 Молдавия стала мишенью России в гибридной войне [Электронный ресурс] // ИноСМИ. 2018. 12 янв. Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/20180112/241172851 .html.

4 Генассамблея ООН призвала Россию вывести войска из Приднестровья [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. 2018. 22 июня. Режим доступа: https://ria.ru/world/20180622/1523248566.html.

5 Россия не выведет миротворцев из Приднестровья [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2018. 20 июня. Режим доступа: http://www.ng.ru/editorial/2018-06-20/2_7248_red.html.

6 Парламент Молдовы принял закон о запрете новостных программ из России [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. 2017. 22 дек. Режим доступа: https://ria.ru/world/20171222/1511535785.html.

ли ООН, Совет Европы и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе дать оценку принятому в Молдавии закону1. Однако ответных шагов не последовало.

Одновременно с дискриминацией русскоязычных СМИ активную экспансию в информационное пространство Молдовы осуществляют США и ЕС, прежде всего Румыния. В настоящее время уже порядка десяти средств массовой информации Молдовы в той или иной степени занимаются пропагандой унионистских идей. В частности, из румынского бюджета финансируется телеканал TVR Moldova и радио Chisinäu. В ближайшее время должен начать вещание телеканал Unirea («Униря»), ориентированный на открытое продвижение в республике идей унионизма.

Для планирования и реализации нового информационного курса создан Консультативный совет Бухарест - Кишинев, целью которого является не только закрепление позиции Румынии в информационном пространстве Молдовы, но и «завоевание» русскоязычной аудитории страны. В состав Совета вошли известные медиаэксперты и представители крупных СМИ Румынии и Молдовы. В ближайшее время в самой Молдове начнет работу Молодежный медиа-центр для реализации молодежных проектов и развития «гражданской» журналистики в интересах ЕС.

Еще одним свидетельством наступления на права русскоязычного населения стало решение Конституционного суда, признавшего 4 июня 2018 г. «устаревшим» закон о функционировании языков на территории МССР от 1 сентября 1989 г., в котором за русским языком был закреплен статус языка межнационального общения2. Официальная мотивация Конституционного суда заключалось в том, что закон о функционировании языков был принят когда еще существовал Советский Союз и уже не соответствует нынешним политико-правовым реалиям.

При этом с юридической точки зрения Конституционный суд Молдовы не мог объявить закон устаревшим, поскольку он правомочен рассматривать лишь законы, находящиеся в конституционном поле, то есть появившиеся после принятия Конституции Республики Молдова (29 июля 1994 г.). Как бы там ни было, либералы и унионисты, последовательно боровшиеся против русского языка, могут праздновать победу. По мнению ряда молдавских экспертов, положительное решение Конституционного суда, скорее всего, будет воспринято обществом как «пункт комплексной программы изгнания русского языка из Республики Молдова»3.

Одним из аргументов при объявлении Закона 1989 г. «устаревшим» являлось то, что, согласно последней переписи населения 2014 г., русских в республике насчитывается чуть более 4% населения4. Вместе с тем, по ряду оценок, активно используют в стране русский язык как средство межнационального общения свыше 40% населения, среди которых немало молдаван, болгар, гагаузов и др.5 Непосредственным следствием принятия нового закона о функционировании языков может стать лишение представителей национальных меньшинств права обращаться в государственные учреждения на русском языке и получать ответ на этом же языке; отказ властей от обязательного перевода всех официальных документов и законов, вступающих в силу, на русский язык при публикации в «Официальном мониторе». Могут быть также отменены государственные гарантии обучения на русском языке, что будет неизбежно сопровождаться дальнейшим сокращением и без того немногочисленных русских школ и детских садов, не говоря уже о высших учебных заведениях. Если русский язык будет приравнен к иностранным языкам, в Молдове может начаться политика «интеграции» русскоязычного населения в молдавское общество, уже апробированная в прибалтийских республиках и на Украине. Перспектива подобной ситуа-

1 ГД приняла заявление о недопустимости давления на российские СМИ в Молдавии [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. 2018. 24 янв. Режим доступа: https://ria.ru/mediawars/20180124/1513208787.html.

2 Русский язык в Молдавии оставили без статуса: КС «отменил» закон 1989 года [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2018. 4 июня. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2426119.html.

3 Конституционный суд Молдовы может расколоть страну [Электронный ресурс] // Новости Приднестровья. Официальное информагентство Приднестровской Молдавской Республики. 2018. 24 мая. Режим доступа: https://novostipmr.com/ru/news/18-05-24/konstitucionnyy-sud-moldovy-mozhet-raskolot-stranu.

4 Перепись населения Молдавии (2014) [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Перепись_населения_Молдавии_(2014).

5 Гамова С. Молдавия понижает русский язык в статусе [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2018. 24 мая. Режим доступа: http://www.ng.ru/cis/2018-05-24/1_7231_moldova.html.

Заседание Консультативного совета по СМИ Республика Молдова - Румыния. Май 2016. Фото с сайта ЫЬр&//шшк>. moldpres. т4Ги/пеи>§/2016/05/13/16003796

ции уже привела к протестным акциям в стране. Однако воспрепятствовать внедрению этих дискриминационных мер могут только масштабные акции гражданского неповиновения, что в нынешних условиях маловероятно. В любом случае, спорное решение Конституционного суда уже нанесло серьёзный ущерб межнациональным отношениям в стране. В частности, Народное собрание Гагаузии приняло решение обратиться в ООН в связи с дискриминационным решением Конституционного суда.

Ухудшение политического спектра российско-молдавских отношений сопровождается стремлением Кишинёва всячески ослабить свою экономическую зависимость, прежде всего энергозависимость, от России. Речь идет, в первую очередь, о форсировании строительства молдавско-румынского газопровода Яссы - Унгены - Кишинёв (при финансовой поддержке Румынии и ЕС), используя который Молдова намерена закупать газ не только в Румынии, но и на газовых рынках ЕС. Напомним, что уже в настоящее время со стороны Румынии действует линия газопровода Яссы - Унгены. Трубопровод по молдавской территории до Кишинева должен стать её продолжением. Проект будет реализовывать румынская компания Transgas, приобретшая с этой целью активы молдавского Vestmoldtransgas.

Газопровод Яссы - Унгены - Кишинёв, соединяющий газотранспортные системы Румынии и Молдовы. Карта с сайта https://news.finance. ua/ru/news/-/307216/diversifikatsiya-po-moldavski-primer-dlya-ukrainy

Одновременно Бухарест заявил о намерении приступить к строительству автострады Тыргул -Нямц - Яссы - Унгены протяженностью свыше 100 км, с мостом через Прут, который свяжет Молдову с Трансильванией и Европой1.

SUSTINEM AUTOSTRADA UNGHENI-IASI-TG. MURES ж .. 8-9-10 SEPTEMBRIE 2017

МШ -ТГА8

Unghem • la$i - Pascani • Tg. Neamt

Coada Lacului Bicaz - Tulghe? Oiträu - Lazarea - Joseni - Borcont Pasul Bucin ■ Praid - Sovata Sängeocgiu de Pädure Tg. Mure?

AUTOSTRADA MOLDOVA-TRANSILVANIA

«Автострада Объединения» (Тыргу-Муреш - Дитрэу - Тыргу Нямц - Унгены - Яссы) на схеме (слева) и румынской инфо-графике (справа). С сайтов https://locals. md/2015/avtotrassu-ungenyi-yassyi-tyirgu-muresh-vklyuchili-v-byudzhet-rumyinii-na-2016-god/https://locals. md/2015/avtotrassu-ungenyi-yassyi-tyirgu-muresh-vklyuchili-v-byudzhet-rumyinii-na-2016-god/ и https://point.md/ru/novosti/v-mire/komissiia-senata-rumynii-odobrila-proekt--34-avtostrady-obedineniia-34

1 Румыния готовится к строительству автострады, ведущей в Молдову [Электронный ресурс] // GAGAUZIA 24. 2018. 23 мая. Режим доступа: http://gagauzia24.com/index.php?newsid=7264.

Необходимо отметить, что именно Румыния является основным торговым партнером Молдовы в настоящее время1. Подобная ситуация в полной мере укладывается в рамки долговременной стратегии Бухареста по максимальному привязыванию к себе Молдовы. Так, национал-либеральная партия (НЛП) Румынии (возглавляемая К. Иоханнисом до избрания его президентом страны), готовясь к 100-летию со дня объединения Бессарабии с Румынией (27 марта 1918 г.), обнародовала в феврале 2016 г. программный документ «Республика Молдова - приоритет политики Румынии»2, фактически представляющий собой план объединения двух государств при сохранении Молдовой до поры до времени формальной независимости. В тексте определены конкретные меры по объединению медиапространств Румынии и Молдовы, их экономик, инфраструктуры, систем образования и других сфер жизнедеятельности.

27 марта, в день 100-летней годовщины со дня присоединения, состоялось торжественное заседание румынского парламента с приглашением на заседание молдавских депутатов. С трибуны парламента была зачитана «Торжественная декларация о праздновании Объединения Бессарабии с Родиной-матерью Румынией, которое состоялось 27 марта 1918 года»3. Как известно, в молдавском парламенте, правительстве, Конституционном суде немало представителей власти, имеющих, помимо молдавского, румынское гражданство и оказывающих скрытую или явную поддержку румыно-унионистскому проекту. В этом смысле выглядит вполне закономерным, что 31 октября 2017 г. Конституционный суд (КС) Молдовы дал положительное заключение по законопроекту группы депутатов-демократов о внесении в Конституцию поправки, предусматривающей изменение названия государственного языка с «молдавского» на «румынский»4.

Торжественное заседание румынского парламента в день 100-летней годовщины со дня объединения Бессарабии и Румынии 27марта 2018 г. Фото с сайта http://sahaa.md /politika/1623-parlament-rumynii-schitaet-polnostyu-legitimnym-zhdanie-grazhdan-rm-obedinitsya-s-ney.html

ГжЯГ*

Начатая 23 сент. 2018 г. Либеральной партией кампания «В год столетия - подписывайте Заявление об объединении Республики Молдова с Родиной-Матерью Румынией». Фото с сайта http://budjak-online. md/novosti/politika/197-partija-gimpu-sobiraet-podpisi-za-obedinenie-moldovy-i-rumynii.html

В образовательной сфере Молдовы, помимо изучения истории румын (написанной в Бухаресте), в ближайшее время предполагается внедрить обязательную доуниверситетскую программу по изучению румынского языка и литературы, а также ряда социальных наук (истории, географии) в интерпретации румынских специалистов.

В духовно-религиозной сфере Бухарест оказывает всестороннюю поддержку Бессарабской митрополии, подчиняющейся Румынской митрополии и конкурирующей с Молдавской митрополией Русской православной церкви. В настоящее время у Бессарабской митрополии свыше 100 действующих приходов и пять монастырей5.

Заметную роль в молдавском политическом процессе играют унионистские политические партии, в частности партия «Партия национального единства» (лидер - А. Шалару, почетный председатель -

1 Импорт в Молдову вдвое превышает экспорт [Электронный ресурс] // GAGAUZIA 24. 2018. 12 янв. Режим доступа: http://gagauzia24. com/ index. php?newsid=4771.

2 Документ является базовой частью румынского плана под условным названием «0бъединение-2018.

3 Парламент Румынии принял торжественную Декларацию о праздновании Объединения Бессарабии с Румынией» [Электронный ресурс] // SABAA. Gagauz. Haberleri. 2018. 27 марта. Режим доступа: http://sabaa.md/politika/1623-parlament-rumynii-schitaet-polnostyu-legitimnym-zhelanie-grazhdan-rm-obedinitsya-s-ney.html.

4 Конституционный суд Молдавии одобрил изменение названия языка с молдавского на румынский [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2017. 31 окт. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3455282.

5 Круглый стол: состоится ли объединение Молдовы с Румынией? [Электронный ресурс] // Изборский клуб. 2018. 22 марта. Режим доступа: http://izborsk.md/kruglyj-stol-sostoitsja-li-obedinenie-moldovy-s-rumyniej/.

Т. Бэсеску). Прошлогоднее «турне» Т. Бэсеску «по городам и весям» Молдовы, где он пропагандировал преимущества объединения Молдовы с Румынией, получило широкое освещение в СМИ Молдовы, подконтрольных правительству и парламенту. Одним из резонансов этих «гастролей» стало, что в ходе подготовки к 100-летней годовщине со дня «унири» (27 марта 2018 г.) свыше ста населенных пунктов Молдовы приняли символические «декларации» об объединении с Румынией. Данная акция, инициированная одной из наиболее влиятельных румыно-унионистской организаций Асйипеа-2012, хотя и не имеет юридической силы, тем не менее, показательна с точки зрения потенциальной административно-территориальной базы румыно-унионизма (в Молдове в настоящее время насчитывается свыше 890 населенных пунктов)1. Последние социологические опросы также демонстрируют последовательный рост сторонников объединения с Румынией. Если по итогам переписи 2014 г. лишь 7% населения идентифицировали себя в качестве румын2, то в 2017 г. сторонников объединения, согласно опросам, насчитывалось уже 22%3. Примечательно, что летом 2018 г. бывший секретарь ЦК КПСС, председатель парламента Молдавии 13-го созыва, президент РМ (1996-2001) П.К. Лучинский публично принял румынское гражданство4. Подобный демонстративный шаг широко известного человека может иметь заразительный эффект.

Помимо отношений со странами Евросоюза (прежде всего, с Румынией) Кишинёв особое внимание уделяет активизации торгово-экономических отношений с Украиной. По данным молдавской стороны, в январе-марте 2018 г. объем торговли РМ с Украиной достиг 178,2 млн. долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. на 24,6%5. Что касается экономических связей со странами-членами СНГ, то в последние годы они характеризуются негативной динамикой. Если в середине 2000-х гг. на СНГ и ЕС приходилась примерно одинаковая доля молдавского экспорта (46% и 45% соответственно), то уже к 2013 г. экспорт Молдавии в СНГ сократился до 38%, а в Россию - до 26%. После подписания соглашения об ассоциации с ЕС в 2014 г. падение приняло обвальный характер. К 2017 г. доля стран СНГ в экспорте Молдавии снизилась до 19% (в Россию - до 11%)6. Из стран-членов СНГ Молдова пытается развивать отношения лишь с соседней Беларусью.

Ситуацию в торгово-экономических отношениях Молдовы с Россией пытается переломить президент Молдовы И. Додон. Одним из последних его достижений стало получение Молдовой статуса наблюдателя при ЕАЭС, который, однако, в практическом плане требует материального наполнения. При этом представители парламентско-правительственного большинства, в очередной раз, дезавуировали инициативу президента. Тем не менее, на региональном и производственном уровнях сотрудничество молдавского и российского бизнесов, благодаря настойчивости молдавского президента будут развиваться.

Геополитический аспект, как и ожидалось, стал основным лейтмотивом избирательной кампании по выборам в парламент, где основными фаворитами в настоящее время являются Партия социалистов (36,9%), партия «Действие и солидарность» М. Санду (14,1%), Демократическая партия (7,8%), партия «Платформа «Достоинство и правда» (6,5%)7. Подобные политические предпочтения молдавского электората, казалось, свидетельствуют о неплохих шансах Партии социалистов (главной политической опоры президента И. Додона) на предстоящих выборах в парламент. Тем не менее, далеко не очевидно, что даже такой высокий рейтинг Партии социалистов окажется достаточным для завоевания ею парламентского большинства. Одной из причин является то, что выборы впервые за длительный период будут проходить на смешанной основе.

Как известно, молдавский парламент под давлением демократов внес изменения в Кодекс о выборах (несмотря на возражения Венецианской комиссии8), которые предполагают переход от преж-

1 Свыше 100 населенных пунктов Молдавии «присоединились» к Румынии [Электронный ресурс] // Молдово-Приднестровский региона. 2018. № 1-2 (44—45). С. 13. Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. Институт стран СНГ. Режим доступа: http://www.materik.ru/upload/iblock/47a/47aa1911665121499efc63046e585c18.pdf.

2 Молдова спустя 3 года обнародовала итоги переписи населения. Румын 7% [Электронный ресурс] // Realist. 2017. 31 марта. Режим доступа: https://realist.online/news/moldova-spustya-3-goda-obnarodovala-itogi-perepisi-naseleniya-rumyn-7.

3 Ларионов Ф. Быть или не быть: станет ли Молдова Румынией после выборов 2018 года [Электронный ресурс] // Sputnik 2018. 6 апр. Режим доступа: https://ru.sputnik.md/columnists/20180406/18362555/stanet-li-moldova-rumyniey-posle-vyborov-2018-goda.html.

4 Лучинский принял гражданство Румынии, поклявшись «быть преданным родине и румынскому народу» [Электронный ресурс] // Молдавские ведомости. 2018. 19 июня. Режим доступа: http://www.vedomosti.md/news/luchinskij-prinyal-grazhdanstvo-rumynii-poklyavshis-byt-pred.

5 Молдова и Украина договорились крепить торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс] // INFOTAG. 2018. 19 июня. Режим доступа: http://www.infotag.md/m9_economics/263984/.

6 Молдавское двоевластие - за и против России [Электронный ресурс] // Sputnik Moldova. 2018. 13 июня. Режим доступа: https://ru.sputnik.md/politics/20180613/19805839/moldavskoe-dvoevlastie-za-protiv-russia.html.

7 Каким будет парламент Молдовы после выборов: чем удивил соцопрос [Электронный ресурс] // Sputnik Moldova. 2018. 2 апр. Режим доступа: https://ru.sDutnik.md/politics/20180402/18272147/parlamentskie-vyborv-2018-moldova-kakie-partii-proidut.html.

8 Официальное название Европейская комиссия за демократию через право - консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 г.

ней пропорциональной к смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе выборов, где 50% депутатов будут избираться по партийным спискам, остальные 51 - по одномандатным округам.

Подвергся изменениям и ряд других процедурных аспектов: избирательный порог для политических блоков снижен до 8% (вместо 9%), избирательный порог для партий остался прежним - 6%. Впервые на выборах будет применено интернет-голосование, для которого достаточно иметь компьютер или смартфон, подключенный к Интернету. Зарегистрировав свои персональные данные, и выбрав партию, избиратель останется нажать кнопку голосования. Подобное новшество создает условия для масштабной и трудно контролируемой фальсификации результатов голосования.

Помимо прочего, представленная схема одномандатных округов носит явно дискриминационный характер как для молдаван-мигрантов (в одной России, по некоторым оценкам, одномоментно находится около 600 тыс. чел, что составляет почти треть избирательного корпуса), так и для Приднестровья, где проживает около 200 тыс. граждан Молдовы (7-10% избирателей).

Что касается количества избирательных участков, то этот вопрос к концу лета оставался не решенным. На прошлых выборах в молдавский парламент Кишинев удосужился открыть на территории России всего лишь пять участков: три в Москве и два в С.-Петербурге1, в то время как 25 избирательных участков действовали в Италии, 11 - в Румынии, 6 - в США, 5 - в Португалии.

Судя по заявлениям руководства, Демпартия, используя смешанную систему, намерена добиться серьезных результатов в ходе выборов, в частности, одержать победу как минимум в 30-ти одномандатных округах. Основания для этого есть. На местном уровне приблизительно 70% районных, городских и сельских органов власти находятся под прямым или непосредственным контролем Демократической партии и её союзников.

Стремясь набрать популярность, правящее правительственно-парламентское большинство, контролируемое Демпартией, реализует широкие популистские меры. Выросли, пусть и сомнительные в структурном отношении, темпы роста экономики, увеличились расходы на здравоохранение и образование, были повышены средние размеры зарплат и пенсий, усилилась борьба с коррупцией. Одной из последних новаций подобного рода стало решение о еженедельном выезде кабинета министров во главе с премьером П. Филипом в районы для обсуждения конкретных проблем граждан.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что предвыборная ситуация в Молдове, в значительной степени, находится в «ручном» управлении со стороны США и ЕС. Предоставив возможность лидеру Демократической партии Вл. Плахотнюку заниматься ущемлением полномочий и дискредитацией президентуры И. Додона, Запад в то же время, учитывая одиозность фигуры Плахотнюка в молдавском обществе, может сделать ставку на «новый» проевропейский политический лагерь в лице партий «Платформа «Достоинство и правда» во главе с Андреем Нэстасе и «Действие и солидарность», возглавляемой Майи Санду (последняя по итогам президентских выборов в ноябре 2016 г. заняла второе место после И. Додона). Что касается А. Нэстасе, то он приобрел орел «мученика» после того, как судебные инстанции Молдовы аннулировали итоги выборов примара Кишинёва, лишив его этой важной для ведения избирательной кампании должности. В ответ, Европейский парламент принял решение отказать Молдове в выделении макрофинансовой помощи со стороны ЕС2. Это решение может привести к резкому росту бюджетного дефицита, снижению социальных выплат, что больно ударит по рейтингу демократов, выведя на передний план А. Нэстасе и М. Санду, партийный блок которых уже сейчас, судя по опросам, способен победить 10-14 округах.

Осознавая сложившуюся ситуацию, Вл. Плахотнюк неоднократно заявлял о готовности Демократической партии после выборов в парламент войти в коалицию с партиями, «разделяющими европейские ценности», то есть с Платформой «Достоинство и правда» и «Действием и солидарностью». Это не помешает ему в последующем, с помощью различных политтехнологий, сформировать контролируемое большинство в парламенте.

Напомним, что по итогам последних выборов в парламент (30 ноября 2014 г.) Партия социалистов (ПСРМ) получила 20,79% (25 мандатов); Либерал-демократическая партия (ЛДПМ) - 19,91% (23 мандата); Партия коммунистов (ПКРМ) - 17,82% (21 мандат), Демпартия (ДПМ) - 15,96% (19 мандатов); Либеральная партия (ЛП) - 9,46% (13 мандатов). Однако в последующие годы политическое пространство Молдовы было кардинально переформатировано. Демократическая партия (лидер - Вл. Плахот-нюк), занявшая 4-е место по итогам выборов-2014, в дальнейшем сумела занять доминирующие пози-

1 На одном участке может проголосовать не более 3 тыс. чел, а в одной Московской области работает около 250 тыс. молдаван.

2 Послы стран Евросоюза обсудили в пятницу с правительством Молдовы ситуацию после признания выборов примара Кишинёва «недействительными» [Электронный ресурс] // SABAA. Gagauz. НаЬег1еп. 2018. 9 июля. Режим доступа: http://sabaa.md/politika/1968-posly-stran-evrosoyuza-obsudili-v-pyatnicu-s-pravitelstvom-moldovy-situaciyu-posle-priznaniya-vyborov-primara-kishineva-nedeystvitelnymi.html.

ции в политическом пространстве Молдовы1. Это стало возможным благодаря ряду проведенных Вл. Плахотнюком политических комбинаций. В частности, Демократическая партия в январе 2016 г. инициировала создание в парламенте Социал-демократической платформы «За Молдову», что позволило ей не только «протащить» через парламент утверждение правительства во главе с П. Филипом, одного из ближайших сподвижников Вл. Плахотнюка, но и переманить значительное число депутатов из других фракций (14 бывших депутатов-коммунистов, большую часть депутатов от ЛДПМ, а также независимых депутатов). В настоящее время Демократическая партия фактически контролирует порядка 60 из 101 депутатских голосов, что позволяет ей диктовать свою волю в парламенте. Однако, на этот раз, всё зависит от того, захотят ли евроатлантические структуры иметь дело с Вл. Плахотнюком.

Неоднозначные процессы развиваются вокруг Приднестровья.

С одной стороны, в рамках переговорного процесса в формате 5 + 2 были достигнуты конкретные договоренности. По итогам Римской встречи Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию, состоявшегося 29-30 мая были подписан Римский протокол, где констатировалось необходимость реализации в кратчайшие сроки принятых ранее решений по вопросам апостилирования приднестровских документов о высшем образовании, обеспечения движения транспорта по мосту через реку Днестр в районе сёл Бычок и Гура-Быкулуй, деятельности молдавских школ с преподаванием на основе латинской графики. Кроме того, было принято решение о допуске приднестровского автотранспорта в международном движении с 1 сентября 2018 г. и др. С этой целью принципиальное значение имело также Протокольное решение об открытии пунктов регистрации транспортных средств в Рыбнице и Тирасполе. Приднестровская сторона в ходе римской встречи также внесла инициативу о выработке механизма гарантий имплементации решений, достигаемых в ходе переговорного процесса2.

С другой стороны, 22 июня Генеральная ассамблея ООН проголосовала за вывод иностранных (читай, российских) войск с территории Молдовы. Этому предшествовали неоднократные односторонние действия Кишинева. 2 мая 2017 г. Конституционный суд Молдовы признал незаконным пребывание российских войск на территории Молдовы, объявив их «оккупационными». 21 июля 2017 г., в день подписания Соглашения об урегулировании приднестровского конфликта в 1992 г., молдавский парламент принял демонстративную декларацию «О выводе российских войск с левого берега Днестра».

МИД РФ реагировал на подобные резолюции заявлениями о их деструктивном характере. Тем не менее, 10 июля 2018 г. Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) приняла очередную резолюцию о необходимости полного вывода иностранных вооруженных сил с территории Республики Молдова и трансформации нынешней миротворческой операции в гражданскую миссию с международным мандатом3.

Что касается президента И. Додона, то в данном случае он однозначно высказался в поддержку проводимой на Днестре миротворческой операции. Президент выразил уверенность в том, что «вопросы такого значения, как вывод российского военного контингента, а также вывоз (утилизация) вооружения и боеприпасов, нужно обсуждать с легитимным парламентом Республики Молдова и легитимным правительством, которые будут сформированы в ближайшие месяцы, по итогам парламентских выборов»4.

1 В настоящее время фракция демократов в парламенте, в составе 41 депутатов, самая многочисленная.

2 Итоги римской встречи в формате «5+2». О чем говорили на заседании «Постоянного совещания...» [Электронный ресурс] // Новости Приднестровья», официальное информагентство Приднестровской Молдавской Республики. 2018. 30 мая. Режим доступа: https://novostipmr.com/ru/news/18-05-30/itogi-rimskoy-vstrechi-v-formate-52-o-chem-govorili-na-zasedanii.

3 Коноваль М. Парламент РМ: ПА ОБСЕ подтвердила необходимость вывода иностранных вооруженных сил с территории Республики Молдова [Электронный ресурс] // TRIBUNA. 2018. 10 июля. Режим доступа: http://tribuna.md/ru/2018/07/10/parlamentul-rm-ap-osce-a-reafirmat-necesitatea-retragerii-fortelor-armate-straine-de-pe-teritoriul-r-moldova/.

4 Президент Молдовы озвучил свою позицию по миротворческой операции на Днестре [Электронный ресурс] // Sputnik. 2018. 19 июня. Режим доступа: https://ru.sputnik.md/politics/20180619/19933054/zajavlenie-Igor-Dodon-mirotvorcheskaja-operacija-Dnestr.html.

Генеральная Ассамблея ООН принимает проект резолюции, призывающей к немедленному и полному выводу из Приднестровья российских военных, входящих в состав миротворческих сил.

22 июня 2018 г. Фото с сайта http://armiya.az/ru/news/134112 /Генассамблея-ООН-проголосовала-за-вывод-российских-военных-из-Приднестровья

Однако позиция президента практически сразу же была проигнорирована министром иностранных дел и европейской интеграции Молдовы Т. Ульяновски, заявившим, что Молдова разработает внутренний план действий по Резолюции ООН о выводе российских войск с территории республики. При этом он подчеркнул, что республике важно укреплять отношения с Северо-атлантическим альянсом1. Его оговорка, что подобное сближение должно осуществляться в рамках нейтрального статуса республики, закрепленного в Конституции, мало меняет дело. Для сравнения: за период своего более чем двадцатилетнего пребывания в СНГ Кишинёв демонстративно отклонял все предложения по участию в военно-политических структурах этой организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С приходом к власти правительства П. Филипа (январь 2016 г.) Кишинев неоднократно заявлял о разработке новой концепции приднестровского урегулирования, которая, однако, так и не была обнародована. Вместо этого проправительственным Институтом эффективной политики Молдовы была опубликована концепция, содержавшая несколько подходов к решению приднестровской проблемы с учетом такого «благоприятного» для этой ситуации фактора, как ухудшение отношений между Россией и США - ЕС. Официальному Кишинёву было, в частности, рекомендовано разработать «дорожную» карту по «реинтеграции» ПМР, что предусматривает, в первую очередь, принятие пакета соответствующих законов и поправок к уже действующим законам, регулирующих процесс «реинтеграции»2. В концепции заявлено, что единственно приемлемой для Молдовы целью урегулирования является сохранение единства страны, возвращение левобережных районов (Приднестровья) в Молдову на правах автономии (по образцу гагаузской) или преобразование приднестровской территории в несколько административно-территориальных единиц совместно с прилегающими правобережными территориями.

Независимо от того, насколько востребованным окажется этот план, реальная политика Киева и Кишинева, а также поведение западных партнеров в отношении Приднестровья, во многом, соответствуют «духу» этого документа. Политика давления на миротворческую миссию сопровождается попытками подорвать её эффективность через дискредитацию деятельности Объединенной контрольной комиссии. Это выражается в стремлении расширить полномочия представителей Украины и миссии ОБСЕ в ОКК с заменой предоставленных им ныне наблюдательных функций на равный голос при принятии решений, что означает перевод миротворческой операции в непредусмотренный Соглашением от 21 июля 1992 г. пятисторонний формат. С этой же целью инициируются действия по ограничению полномочий приднестровской делегации в ОКК на том основании, что делегация Приднестровья не является подписантом Соглашения 1992 г.

Одновременно предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы ослабить позиции российской делегации в ОКК. С этой целью молдавская сторона в 2016 г. отказалась утвердить назначенного руководством МО РФ офицера в качестве члена делегации РФ в Объединенной Контрольной Комиссии; в аэропорту Кишинёва без объяснения причин была задержана, а затем депортирована в Россию большое число офицеров РФ, ротируемых в миротворческие силы РФ в Приднестровье, в том числе и для укомплектования российского сегмента Объединенного военного командования СМС; под различными предлогами Кишинев отказывается от совместного обучения миротворцев РФ, РМ и Приднестровья в учебных специализированных центрах Российской Федерации3.

Молдавская делегация в ОКК периодически ставит вопрос о необходимости проведения коллективного мониторинга Зоны Безопасности представителями России, Украины и ОБСЕ, исключая участие в нем представителей Молдовы и Приднестровья. Попытка навязать подобного рода мониторинг, по существу, является попыткой создания нового контрольного механизма, при доминирующей роли миссии ОБСЕ. Таким образом, Кишинев и Киев в настоящее время любыми путями стремятся дискредитировать российскую составляющую в миротворческой операции и, в целом, затруднить её осуществление.

Другим подтверждением этого курса стала установка в июле 2018 г. первого совместного молдо-во-украинского погранично-таможенного поста в районе Кучурган-Первомайск на приднестровско-украинском участке границы; в 2018 г. совместный контроль на молдавско-украинской границе должен быть введен еще на восьми контроль-пропускных пунктах.

Установление этих постов, являясь логическим продолжением блокадных мер 2006 г., приведет к тому, что не только экспорт, но и импорт из ПМР будет поставлен под контроль Кишинёва. Как след-

1 Молдова разработает внутренний план действий по Резолюции ООН о выводе российских войск с территории республики [Электронный ресурс] // Молдавские ведомости. 2018. 10 июля. Режим доступа: http://www.vedomosti.md/news/moldova-razrabotaet-vnutГennij -plan-dej stvij -po-rezolyucii-o.

2 Решение проблемы Приднестровья. Реинтеграция Молдовы: поощрение и принуждение [Электронный ресурс] // Институт эффективной политики . 2017. 5 июня. Режим доступа: http://iep.md/analytic/0296-Reshenie-problemy-Pridnestrovya-.phtml.

3 Шамаров П., Лавренов С. Российское миротворчество в Приднестровье (к 25-летию со дня начала) // Обозреватель-Observer. 2017. № 10. С. 66-68.

ствие, резко сократится объем валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности ПМР. Помимо прочего, Кишинев и Киев получают возможность контролировать и «фильтровать» въезд и выезд из ПМР всех лиц, пересекающих молдавский участок приднестровско-украинской границы. Конфликтогенность ситуации, развивающейся вокруг Приднестровья, получила оценку в Заявлении Государственной Думы ФС РФ от 7 июля 2017 г. «О негативных тенденциях в развитии ситуации вокруг Приднестровья в связи с действиями Правительства Республики Молдова и властей Украины»1.

Внешнее давление на Приднестровье осложняет социально-экономическую ситуацию в непризнанной республике. С одной стороны, экономика Приднестровья демонстрирует рост промышленного производства (в 2017 г. - на 14%). Наиболее высокие производственные результаты достигнуты в чёрной металлургии (где объём выпуска вырос в два раза), машиностроении и металлообработки, электротехнике. Неплохие результаты были достигнуты в легкой и пищевой промышленности2. Однако эти позитивные перемены сразу же столкнулись с противодействием внешних игроков. Крупнейшее экс-пертно-ориентированное предприятие Приднестровья Рыбницкий ММЗ (Молдавский металлургический завод) в июне 2018 г. был внесен в санкционный список Украины. Как известно, ММЗ, построенный в 1985 г., специализируется на переработке лома черных металлов. Около 80% всего экспортируемого лома черных металлов, до последнего времени, поставляла на ММЗ Украина.

Другая проблема заключается в преимущественной ориентации поставок экспортной продукции ПМР, благодаря предоставленных ЕС торгово-пошлинных преференций, на рынки европейских стран. На долю стран Таможенного союза ЕАЭС (входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) за первые три месяца 2018 г. пришлось лишь 11,8% приднестровского экспорта3.

В подобной ситуации критически важным является расширение и углубление российско-приднестровского партнёрства. Речь может идти, прежде всего, о развитии торгово-экономических отношений на основе дальнейшего внедрения упрощённых режимов взаимной торговли. Другими мерами подобного рода могли бы стать: расширение внешней торговли ПМР по гарантированным заказам; открытие торгово-логистических центров с участием российского капитала с предоставлением в них преференций для приднестровских производителей по таможенным пошлинам и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правительство Республики Молдова. Программа деятельности правительства Республики Молдова на 2016-2018 годы. Ки-

шинэу, 2016. [Электронный ресурс] // Правительство Республики Молдова. Режим доступа: http://www.gov.md/sites /default/files/document/attachments/pravitelstvo_respubliki_moldova_-_programma_deyatelnosti_na_2016-2018_g.pdf.

2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление № 1876-7 ГД от 7 июля 2017 г.

«О Заявлении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации "О негативных тенденциях в развитии ситуации вокруг Приднестровья в связи с действиями правительства Республики Молдова и властей Украины"» [Электронный ресурс] // Федеральное Собрание Российской Федерации. Государственная Дума. Официальный сайт. 2017. 7 июля. Режим доступа: https://duma.consultant.ru/documents/3718785.

3. В Молдавии принят закон, ограничивающий права российских СМИ [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. 2017. 7 дек.

Режим доступа: https://regnum.ru/news/2354607.html.

4. Влад Плахотнюк для Wall Street Journal: Молдове нужна поддержка в противостоянии России [Электронный ресурс] //

AVA.MD. 2017. 28 дек. Режим доступа: https://ava.md/2017/12/28/vlad-plahotnyuk-dlya-wall-street-journal/.

5. Гамова С. Молдавия понижает русский язык в статусе [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2018. 24 мая. Режим

доступа: http://www.ng.ru/cis/2018-05-24/1_7231_moldova.html.

6. ГД приняла заявление о недопустимости давления на российские СМИ в Молдавии [Электронный ресурс] // РИА НО-

ВОСТИ. 2018. 24 янв. Режим доступа: https://ria.ru/mediawars/20180124/1513208787.htmI.

7. Генассамблея ООН призвала Россию вывести войска из Приднестровья [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ. 2018.

22 июня. Режим доступа: https://ria.ru/world/20180622/1523248566.html.

8. Импорт в Молдову вдвое превышает экспорт [Электронный ресурс] // GAGAUZIA 24. 2018. 12 янв. Режим доступа:

http://gagauzia24. com/ index. php?newsid=4771.

9. Итоги римской встречи в формате «5+2». О чем говорили на заседании «Постоянного совещания...» [Электронный ресурс] //

Новости Приднестровья», официальное информагентство Приднестровской Молдавской Республики. 2018. 30 мая. Режим доступа: https://novostipmr.com/ru/news/18-05-30/itogi-rimskoy-vstrechi-v-formate-52-o-chem-govorili-na-zasedanii.

10. Каким будет парламент Молдовы после выборов: чем удивил соцопрос [Электронный ресурс] // Sputnik Moldova. 2018. 2 апр.

Режим доступа: https://ru.sputnik.md/politics/20180402/18272147/parlamentskie-vybory-2018-moldova-kakie-partii-projdut.html.

1 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление № 1876-7 ГД от 7 июля 2017 г. «О Заявлении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации "О негативных тенденциях в развитии ситуации вокруг Приднестровья в связи с действиями правительства Республики Молдова и властей Украины"» [Электронный ресурс] // Федеральное Собрание Российской Федерации. Государственная Дума. Официальный сайт. 2017. 7 июля. Режим доступа: https://duma.consultant.ru/documents/3718785).

2 Рост промышленного производства в ПМР [Электронный ресурс] // Молдово-приднестровский регион. 2018. № 1-2 (4445). С. 13. Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. Институт стран СНГ. Режим доступа: http://www.materik.ru/upload/iblock/47a/47aa1911665121499efc63046e585c18.pdf.

Пахольницкий Н. Приднестровье сторговалось с Европой. Куда растет левобережный экспорт? [Электронный ресурс] // NewsMaker. 2018. 23 апр. Режим доступа: http://newsmaker.md/rus/novosti/pridnestrove-storgovalos-s-evropoy-kuda-rastet-levoberezhnyy-eksport-37067.

11. Коноваль М. Парламент РМ: ПА ОБСЕ подтвердила необходимость вывода иностранных вооруженных сил с территории

Республики Молдова [Электронный ресурс] // TRIBUNA. 2018. 10 июля. Режим доступа: http://tribuna.md/ru/2018/07 /10/parlamentul-rm-ap-osce-a-reafirmat-necesitatea-retragerii-fortelor-armate-straine-de-pe-teritoriul-r-moldova/.

12. Конституционный суд Молдавии одобрил изменение названия языка с молдавского на румынский [Электронный ре-

сурс] // Коммерсантъ. 2017. 31 окт. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3455282. 13. Конституционный суд Молдовы может расколоть страну [Электронный ресурс] // Новости Приднестровья. Официальное информагентство Приднестровской Молдавской Республики. 2018. 24 мая. Режим доступа: https://novostipmr.com/ru/news/18-05-24/konstitucionnyy-sud-moldovy-mozhet-raskolot-stranu.

14. Круглый стол: состоится ли объединение Молдовы с Румынией? [Электронный ресурс] // Изборский клуб. 2018. 22

марта. Режим доступа: http://izborsk.md/kruglyj-stol-sostoitsja-li-obedinenie-moldovy-s-rumyniej/.

15. Ларионов Ф. Быть или не быть: станет ли Молдова Румынией после выборов 2018 года [Электронный ресурс] // Sputnik Mol-

dova. 2018. 6 апр. Режим доступа: https://ru.sputnik.md/columnists/20180406/18362555/stanet-li-moldova-rumyniey-posle-vyborov-2018-goda.html.

16. Лучинский принял гражданство Румынии, поклявшись «быть преданным родине и румынскому народу» [Электронный

ресурс] // Молдавские ведомости. 2018. 19 июня. Режим доступа: http://www.vedomosti.md/news/luchinskij-prinyal-grazhdanstvo-rumynii-poklyavshis-byt-pred.

17. Молдавия стала мишенью России в гибридной войне [Электронный ресурс] // ИноСМИ. 2018. 12 янв. Режим доступа:

https://inosmi.ru/politic/20180112/241172851 .html.

18. Молдавское двоевластие - за и против России [Электронный ресурс] // Sputnik Moldova. 2018. 13 июня. Режим доступа:

https://ru.sputnik.md/politics/20180613/19805839/moldavskoe-dvoevlastie-za-protiv-russia.html.

19. Молдова и Украина договорились крепить торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс] // INFOTAG.

2018. 19 июня. Режим доступа: http://www.infotag.md/m9_economics/263984/.

20. Молдова разработает внутренний план действий по Резолюции ООН о выводе российских войск с территории республики

[Электронный ресурс] // Молдавские ведомости. 2018. 10 июля. Режим доступа: http://www.vedomosti.md/news/moldova-razrabotaet-vnutrennij -plan-dej stvij -po-rezolyucii-o.

21. Молдова спустя 3 года обнародовала итоги переписи населения. Румын 7% [Электронный ресурс] // Realist. 2017. 31 марта.

Режим доступа: https://realist.online/news/moldova-spustya-3-goda-obnarodovala-itogi-perepisi-naseleniya-rumyn-7.

22. Парламент Молдовы принял закон о запрете новостных программ из России [Электронный ресурс] // РИА НОВОСТИ.

2017. 22 дек. Режим доступа: https://ria.ru/world/20171222/1511535785.html.

23. Парламент Румынии принял торжественную Декларацию о праздновании Объединения Бессарабии с Румынией [Элек-

тронный ресурс] // SABAA. Gagauz. Haberleri. 2018. 27 марта. Режим доступа: http://sabaa.md/politika/1623-parlament-rumynii-schitaet-polnostyu-legitimnym-zhelanie-grazhdan-rm-obedinitsya-s-ney.html.

24. Пахольницкий Н. Приднестровье сторговалось с Европой. Куда растет левобережный экспорт? [Электронный ресурс] //

NewsMaker. 2018. 23 апр. Режим доступа: http://newsmaker.md/rus/novosti/pridnestrove-storgovalos-s-evropoy-kuda-rastet-levoberezhnyy-eksport-37067.

25. Перепись населения Молдавии (2014) [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Перепись_населения_Молдавии_(2014).

26. Послы стран Евросоюза обсудили в пятницу с правительством Молдовы ситуацию после признания выборов примара

Кишинёва «недействительными» [Электронный ресурс] // SABAA. Gagauz. Haberleri. 2018. 9 июля. Режим доступа:

http://sabaa.md/politika/1968-posly-stran-evrosoyuza-obsudili-v-pyatnicu-s-pravitelstvom-moldovy-situaciyu-posle-

priznaniya-vyborov-primara-kishineva-nedeystvitelnymi.html.

27. Президент Молдовы озвучил свою позицию по миротворческой операции на Днестре [Электронный ресурс] // Sputnik Moldo-

va. 2018. 19 июня. Режим доступа: https://ru.sputnik.md/politics/20180619/19933054/zajavlenie-Igor-Dodon-mirotvorcheskaja-operacija-Dnestr.html.

28. Решение проблемы Приднестровья. Реинтеграция Молдовы: поощрение и принуждение [Электронный ресурс] // Институт

эффективной политики . 2017. 5 июня. Режим доступа: http://iep.md/analytic/0296-Reshenie-problemy-Pridnestrovya-.phtml.

29. Россия не выведет миротворцев из Приднестровья [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2018. 20 июня. Режим

доступа: http://www.ng.ru/editorial/2018-06-20/2_7248_red.html.

30. Рост промышленного производства в ПМР [Электронный ресурс] // Молдово-приднестровский регион. 2018. № 1-2

(44-45). С. 13. Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. Институт стран СНГ. Режим доступа: http://www.materik.ru/upload/iblock/47a/47aa1911665121499efc63046e585c18.pdf.

31. Румыния готовится к строительству автострады, ведущей в Молдову [Электронный ресурс] // GAGAUZIA 24. 2018. 23

мая. Режим доступа: http://gagauzia24.com/index.php?newsid=7264.

32. Русский язык в Молдавии оставили без статуса: КС «отменил» закон 1989 года [Электронный ресурс] // ИА REGNUM.

2018. 4 июня. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2426119.html.

33. Свыше 100 населенных пунктов Молдавии «присоединились» к Румынии [Электронный ресурс] // Молдово-

Приднестровский региона. 2018. № 1-2 (44-45). С. 13. Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. Институт стран СНГ. Режим доступа: http://www.materik.ru/upload/iblock/47a/47aa1911665121499 efc63046e585c18.pdf.

34. Шамаров П., Лавренов С. Российское миротворчество в Приднестровье (к 25-летию со дня начала) // Обозреватель-

Observer. 2017. № 10. C. 66-68.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Лаврёнов, С. Я. Молдова: координаты решающего выбора / С.Я. Лаврёнов // Пространство и Время. — 2018. — № 1—2(31—32). — С. 42—52. DOI: 10.24411/2226-7271-2018-11093. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1_2-31_32.2018.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.