Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенчество / студенческая молодёжь / этническая толерантность / межэтническая толерантность / межконфессиональная толерантность / students / student youth / ethnic tolerance / interethnic tolerance / interfaith tolerance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Владимировна Бабарыкина

Статья посвящена актуальной научной проблеме – рассмотрению особенностей формирования межэтнической толерантности в среде студенческой молодёжи. Подробно рассматриваются определения, сущностные характеристики и содержательные аспекты понятий «толерантность», «межэтническая толерантность», «этническая идентичность», «межкультурная сенситивность», «поликультурное образование». Определяются факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие межэтнической толерантности студенческой молодёжи в процессе межнационального взаимодействия в поликультурной среде. Рассматриваются причины возникновения проявлений интолерантности в молодёжной и студенческой среде. Выделяются уровни развития толерантности и задачи, стоящие перед педагогическим процессом в современном вузе в контексте формирования межэтнической толерантности в среде студенческой молодёжи. Обобщаются основные теоретические положения и практический опыт формирования межэтнической толерантности в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF INTER-ETHNIC TOLERANCE AMONG STUDENTS

The article is devoted to an urcent scientific problem – the consideration of the peculiarities of the formation of ethnic tolerance among students. The definitions and essential characteristics and content aspects of the concepts of «tolerance», «interethnic tolerance», «ethnic identity», «intercultural sensitivity», «multicultural education» are considered in detail. The factors influencing the formation and development of interethnic tolerance of students in the process of interethnic interaction in a multicultural environment are determined. The reasons of the emergence of intolerance in the youth and student environment are considered. The levels of tolerance development are highlighted and the tasks facing the pedagogical process in a modern university in the context of the formation of interethnic tolerance among students. The main theoretical provisions and practical are summarized formation of interethnic tolerance in universities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

УДК 379.8

http://d0i.0rg/10.2441/2310-1679-2023-451 -118-124

Наталья Владимировна БАБАРЫКИНА,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социально-культурной деятельности, Алтайский государственный институт культуры, Барнаул, Алтайский край, Российская Федерация, e-mail: www.n.babarykina@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной научной проблеме - рассмотрению особенностей формирования межэтнической толерантности в среде студенческой молодёжи. Подробно рассматриваются определения, сущностные характеристики и содержательные аспекты понятий «толерантность», «межэтническая толерантность», «этническая идентичность», «межкультурная сенситивность», «поликультурное образование». Определяются факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие межэтнической толерантности студенческой молодёжи в процессе межнационального взаимодействия в поликультурной среде. Рассматриваются причины возникновения проявлений интолерантности в молодёжной и студенческой среде. Выделяются уровни развития толерантности и задачи, стоящие перед педагогическим процессом в современном вузе в контексте формирования межэтнической толерантности в среде студенческой молодёжи. Обобщаются основные теоретические положения и практический опыт формирования межэтнической толерантности в вузах.

Ключевые слова: студенчество, студенческая молодёжь, этническая толерантность, межэтническая толерантность, межконфессиональная толерантность.

Для цитирования: Бабарыкина Н. В. Особенности формирования межэтнической толерантности в среде студенческой молодёжи // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2023. №4 (51). С. 118-124. http://doi.org/10.2441 /2310-1679-2023-451 -118-124

FEATURES OF FORMATION OF INTER-ETHNIC TOLERANCE AMONG STUDENTS

Natalya V. Babarykina,

CSc in Pedagogy, Associate Professor

at the Department of Social and Cultural Activities,

Altai State Institute of Culture,

Barnaul , AltaiTerritory , Russian Federation,

e-mail: www.n.babarykina@mail.ru

Abstract: The article is devoted to an urcent scientific problem - the consideration of the peculiarities of the formation of ethnic tolerance among students. The definitions and essential characteristics and content aspects of the concepts of «tolerance», «interethnic

tolerance», «ethnic identity», «intercultural sensitivity», «multicultural education» are considered in detail. The factors influencing the formation and development of interethnic tolerance of students in the process of interethnic interaction in a multicultural environment are determined. The reasons of the emergence of intolerance in the youth and student environment are considered. The levels of tolerance development are highlighted and the tasks facing the pedagogical process in a modern university in the context of the formation of interethnic tolerance among students. The main theoretical provisions and practical are summarized formation of interethnic tolerance in universities.

Keywords: students, student youth, ethnic tolerance, interethnic tolerance, interfaith tolerance.

For citation: Babarykina N. V. Creative industries and professional training of cultural specialists. Culture and Education: Scientific and informational Journal of Universities of Culture and Arts. 2023, no. 4 (51), pp. 118-124. (In Russ.). http://doi.org/10.2441/2310-1679-2023-451-118-124

Особенности современного общественного развития предполагают наличие межэтнической и межконфессиональной напряженности, дискриминации по национальному признаку, межгрупповых столкновений и межличностных конфликтов. В настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации, с её интенсивными миграционными процессами, большим количеством полиэтнических коллективов, становится невозможным обособленное, независимое существование этнических и национальных культур. Формирование культуры межэтнического толерантного поведения крайне необходимо для построения эффективных взаимоотношений между представителями различных национальностей. Вследствие этого особую актуальность приобретает поиск возможных путей решения проблем толерантности, проходящий в рамках различных научных областей, таких как педагогика, психология, конфликтология, социология, философия и т. д. Возникает социальная необходимость в воспитании всесторонне развитой молодёжи, способной эффективно жить и взаимодействовать в многонациональной полиэтнической среде, обладающей знаниями в области других этнических культур и культурных ценностей, уважением к ним, способностью продуктивно реализовывать национальные и межнациональные интересы. Вместе с тем, формирование межэтнического толерантного поведения является значимой частью именного образовательного процесса, проходящего, в том числе, в высших учебных заведениях.

Вероятность проявлений интолерантности, то есть нетерпимого отношения к представителям других национальностей и этнических культур в молодёжной, в том числе студенческой среде, современные российские исследователи связывают со следующими факторами:

- отсутствие в молодёжной среде сформированных правильных моделей поведения;

- активная пропаганда во многих полиэтнических регионах собственной религии, национальности, приводящей в итоге к проявлениям экстремизма, национализма и ксенофобии;

- отсутствие проявления эмпатии и неприятие отдельных личностей в социуме;

- жесткая дифференциация по национальным, религиозным, тендерным и другим различиям;

- негативное влияние определенных СМИ и массмедиа на общественное сознание [7].

В контексте темы исследования возникает необходимость рассмотреть более подробно сущностные характеристики и определения понятия «толерантность» и «межэтническая толерантность», его разновидностей и сходных с ним понятий.

Понятие «толерантность» достаточно подробно исследовано и рассмотрено в современной научной литературе.

С. Н. Головина и Т. А. Спирина понимают толерантность как «способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия, сферами проявлений которых являются социальные отношения, социальное познание и социальное поведение» [1, с. 220].

«Толерантность- это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром» [2, с. 85].

Термин «этническая толерантность» также достаточно часто встречается в современных научных исследований. Большинство авторов понимают этническую толерантность как часть общей толерантности человека, этнокультурной компетентности личности, отсутствие негативных проявлений к другой этнической культуре и этническим ценностям, сформированный положительный образ других этнических культур при сохранении позитивного восприятия своей собственной [4].

Этническая толерантность, в более упрощенной форме, является «установкой на терпимое, дружелюбное отношение к людям, принадлежащим к другим этническим группам, воспитанным на образцах и ценностях другой культуры» [6, с. 73].

И. Б. Резникова выделяет следующие основные содержательные аспекты этнической толерантности:

- личностные качества, характеризующиеся этнической идентификацией, развитием менталитета, проявлением интереса к познанию родного языка, исторических и культурных ценностей, патриотизме;

- уважительное позитивное отношение к другим этническим и национальным культурам, дружеские отношения с представителями других национальностей, в сочетании с устойчивой этнической позицией и гуманистическим признанием инокультурных ценностей [5].

Зарубежный исследователь Э. П. Харт ввел понятие «межкультурная сенситивность» как компонент этнической толерантности, в качестве которого рассматривал «определённый сформировавшийся тип мышления, используемый личностью в повседневной жизни, характеризующийся гибкостью в общении, толерантностью и чувствительностью к межкультурным различиям» [8, с. 17].

В психологической структуре межэтнической толерантности можно выделить следующие компоненты:

- когнитивный компонент, содержащий набор представлений о других национальностях и этнических группах, их культурных ценностях;

- эмоциональный компонент, напрямую выражающийся в отношении кдругим этническим группам;

- поведенческий компонент, выражающийся в потребности к общению с представителями других национальностей.

Поскольку студенческий возраст является в психологическом плане достаточно сенситивным периодом для развития основных социально значимых качеств личности, в том числе этнической толерантности, этнического самосознания и этнической идентичности. Процесс формирования идентичности напрямую связан с постановкой жизненных целей, выбором ценностей и убеждений, поэтому возрастные особенности студенческой молодёжи позволяют наиболее эффективно развивать толерантное сознание личности студента.

Студенческая молодёжь, как особая социально-демографическая группа, имеет следующие характеристики:

- отдельное социальное положение и социальный статус;

- особые, свойственные только этой социальной группе социально-психологические особенности;

- полиэтнический состав в большинстве регионов Российской Федерации.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что социокультурная, образовательная и информационная среда вуза являются в современных условиях значимым фактором развития межэтнической толерантности, что необходимо использовать путем использования определённых методов и принципов, создания необходимых для достижения данных целей психолого-педагогических и организационно-педагогических условий.

Н. Л. Кобесашвили, исследуя процесс формирования культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов регионального вуза, использует понятие «поликультурное образование» под которым понимает «процесс освоения студенческой молодёжью этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения и развития его планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной, полиэтнической среде» [3, с. 13].

Автор также выделяет 3 уровня сформированное™ межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов:

- низкий уровень толерантности, основным показателем которого является наличие интолерантных установок к представителям другой национальности и веры;

- средний уровень толерантности, характеризующийся смешанным проявлением толерантности и интолерантности в различных сферах жизни;

- высокий уровень толерантности, приводящий к размыванию границ толерантности [3].

Диагностика исходного уровня межэтнической толерантности при помощи метода анонимного анкетирования с использованием экспресс-опросника «Индекс толерантности» студентов-первокурсников Алтайского государственного института культуры выявила средний общий уровень межэтнической толерантности. Низкий уровень межэтнической толерантности был выявлен у 15% студентов и только 18% студентов показали достаточно высокий уровень развития межэтнической толерантности. Анализ результатов подобных исследований отечественных ученых в вузах различных регионов Российской Федерации, проведенный в последнее десятилетие, показал схожий либо еще более низкий уровень развития межэтнической толерантности и схожих качеств личности студентов.

Также в процессе диагностики также выявлялся уровень развития общей коммуникативной толерантности (методика диагностики общей коммуникативной толерантности). Исходя из полученных в ходе проведения диагностики результатов были сделаны выводы о необходимости формирования межэтнической толерантности студентов, обучающихся в данном вузе.

Анализ научной литературы, собственный практический опыт и выявленные в процессе диагностики особенности дают нам возможность сформулировать следующие основные задачи, стоящие перед педагогическим процессом в современном вузе в контексте формирования межэтнической толерантности студенческой молодёжи:

- развитие ценностного отношения студенческой молодёжи к различным этническим культурам;

- развитие мотивации к межнациональному и межкультурному сотрудничеству;

- развитие межкультурной и этнической сенситивности, понимания межкультурных и межэтнических различий;

- развитие способности к успешному взаимодействию с представителями различных этнических групп на основе толерантности, взаимоуважения и взаимопонимания;

- коррекция негативных поведенческих стереотипов у студентов, касающихся межэтнических, межкультурных, межконфессиональных и межнациональных особенностей;

- формирование понятия о сущности межэтнических и межнациональных конфликтных ситуаций и стратегии эффективного их разрешения.

В процессе работы над формированием межэтнической толерантности в среде студенческой молодежи в условиях образовательного процесса вуза нами были использованы следующие принципы:

- принцип интерактивности, подразумевающего приобретение каждым студентом индивидуального опыта личного общения с представителями других этнических групп и национальностей;

- принцип повторяемости ситуаций и установок на развитие определенного качества личности, согласно которому попадание объекта воздействия в схожие ситуации закрепляет установки, усиливает ее влияние на поведение личности и делает проявление необходимых качеств более стабильным;

- принцип комплексного психолого-педагогического воздействия на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты формирования межэтнической толерантности;

- принцип практического применения установок на межэтническую толерантность, предполагающий нацеленность на конкретные действия с толерантными установками.

Необходимо отметить, что помимо проведения традиционных образовательных форм- лекционных и семинарских занятий, направленных на формирование у студентов межэтнической толерантности, доказали эффективность специализированные тренинги психологической направленности в группах студентов различной национальной и этнической принадлежности, способствующие формированию позитивного эмоционального настроя, получению необходимой новой информации в контексте задач тренинга, навыков непосредственного межличностного взаимодействия и преодоления негативных стереотипов.

Таким образом, межэтническая толерантность является важной психологической основой зрелой личности в современном российском обществе, характеризующимся наличием многонациональной полиэтнической среды в большинстве регионов Российской Федерации. Использование традиционных образовательных методов и форм в вузе не обеспечивают необходимых условий для формирования должного уровня межэтнической толерантности студенческой молодёжи в современных условиях. Межэтническая толерантность, являющаяся частью этнокультурных компетенций студенческой молодёжи, может и должна формироваться в образовательном пространстве вузов при помощи оптимально подобранной образовательной стратегии, развивающей потенциал толерантной личности, обладающей способностью

к успешному межэтническому и межконфессиональному взаимодействию. В качестве перспектив дальнейших исследований поданной тематике можно выделить формирование и развитие межэтнической и межконфессиональной толерантности студентов вузов гуманитарного и общественного профиля в процессе преподавания дисциплин различной направленности.

Список литературы

1. Гэловина, С. Н., Спирина, Т. А., Корниенко А. В. Формирование этнической толерантности студентов: психолого-педагогические аспекты // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2017. № 7. С. 218-223.

2. Камзина, О. А., Мышкина, М. С. Содержательные особенности толерантности у студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 4 (72). С. 83-89.

3. Кобесашвили, Н. Л. Формирование культуры межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов регионального вуза: автореф. дис... на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Владикавказ, 2009. 22 с.

4. Лебедева, H. М. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межкультурного взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. Т. 24. 2003. № 5. С. 31-44.

5. Резникова, И. Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях межнационального региона // дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед наук. Владикавказ, 2007. 159 с.

6. Спирина, Т. А., Головина, С. Г. Формирование этнической толерантности студентов в образовательном процессе вуза: методическое обеспечение // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 69-76.

7. Шевлюкова, Т. П., Чебанова Н. В., Созонова Н. С., Мурзаева Д. А., Галие-ва Г. Д. Формирование толерантности и межнационального сотрудничества в студенческом обществе // Молодой ученый. 2017. № 12 (146). С. 564-567.

8. HartR. P., Carlson R. Е., Eadie W. A. Attitudes toward communication and the assessment of rhetorical sensitivity. Communication Monografs, 1980. № 47. Pp. 1-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.