Научная статья на тему 'Формирование этнической толерантности студентов в условиях полиэтнической образовательной среды'

Формирование этнической толерантности студентов в условиях полиэтнической образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОС / ETHNOS / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ETHNIC GROUP / СТЕРЕОТИПЫ / STEREOTYPES / OLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акаева Н.Ш.

Статья представляет собой осмысление феномена этнической толерантности в полиэтнической среде. С научно-исследовательских позиций освещены и проанализированы основные компоненты, определяющие становление толерантного мировоззрения личности. Указывается, что педагогическое воздействие, оказываемое при обучении в вузах в полиэтнической среде на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, должно сопровождаться и формированием межэтнической толерантности, так как любой регион России полиэтнический и поликультурный. В статье ставится вопрос: какая основная задача стоит перед педагогами и психологами в рамках преодоления межэтнической напряженности в полиэтническом регионе. Делается акцент на идее о том, что этническая толерантность должна рассматриваться в контексте, через призму этнического самосознания и его ядра этнической идентичности. На каждом из этапов становления этнического самосознания необходимо руководствоваться особенностями развития этнической идентичности. Этническое самосознание в онтогенезе проходит четыре этапа, соотносящихся с основными периодами психического развития и стадиями развития этнической идентичности. Рассмотрен студенческий возраст как возраст риска проявлений межэтнической напряженности. В статье перечисляются факторы, обусловливающие развитие межэтнической толерантности, а также психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования этнической толерантности студентов. Исследуются вопросы анализа и формирования этнической толерантности в условиях полиэтнического Дагестана. Рассмотрены условия и элементы эффективного развития этнической толерантности студентов современного полиэтнического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акаева Н.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of students'' tolerance in polyethnic educational environment

The article deals with the phenomenon of ethnic tolerance in a multicultural environment. Main components that determine the formation of tolerant outlook of the individual are explained and analyzed.The author underlines that the pedagogical influence on the formation of knowledge and professional skills in higher educational institutions should be accompanied by the formation inter-ethnictolerance as all the regions of Russia are polyethnic and multicultural.The article raises the question of the main challenge facing teachers and psychologists in overcoming inter-ethnic tensions in the multiethnic region and focuses that ethnic tolerance needs to beconsidered in context and through the prism of ethnic consciousness and its core ethnic identity. Each stage of the ethnic consciousness formation is based on the peculiarities of the ethnic identitydevelopment. Ethnic identity passes through four stages correlating to the main mental development periods and the ethnic identity development stages. Рассмотрен студенческий возраст как возраст риска проявлений межэтнической напряженности. The student age is considered to be the age ofthe risk of inter-ethnic tensions manifestation. The factors developing interethnic tolerance as well as psychological and pedagogical conditions providing formation of student ethnic tolerance are given inthe article. The analysis of the formation of ethnic tolerance in conditions of polyethnic Dagestan is carried out. The conditions and elements of the effective development of ethnic tolerance of modernstudents in polyethnic society are also studied.

Текст научной работы на тему «Формирование этнической толерантности студентов в условиях полиэтнической образовательной среды»

УДК 159.9 Н.Ш. Акаева

Формирование этнической толерантности студентов в условиях полиэтнической

образовательной среды

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43 а; A_naida@inbox.ru

Статья представляет собой осмысление феномена этнической толерантности в полиэтнической среде. С научно-исследовательских позиций освещены и проанализированы основные компоненты, определяющие становление толерантного мировоззрения личности. Указывается, что педагогическое воздействие, оказываемое при обучении в вузах в полиэтнической среде на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, должно сопровождаться и формированием межэтнической толерантности, так как любой регион России полиэтнический и поликультурный. В статье ставится вопрос: какая основная задача стоит перед педагогами и психологами в рамках преодоления межэтнической напряженности в полиэтническом регионе. Делается акцент на идее о том, что этническая толерантность должна рассматриваться в контексте, через призму этнического самосознания и его ядра - этнической идентичности. На каждом из этапов становления этнического самосознания необходимо руководствоваться особенностями развития этнической идентичности. Этническое самосознание в онтогенезе проходит четыре этапа, соотносящихся с основными периодами психического развития и стадиями развития этнической идентичности. Рассмотрен студенческий возраст как возраст риска проявлений межэтнической напряженности. В статье перечисляются факторы, обусловливающие развитие межэтнической толерантности, а также психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования этнической толерантности студентов. Исследуются вопросы анализа и формирования этнической толерантности в условиях полиэтнического Дагестана. Рассмотрены условия и элементы эффективного развития этнической толерантности студентов современного полиэтнического общества.

Ключевые слова: толерантность, этнос, самосознание, этническая толерантность, этническая группа, стереотипы.

Вот уже двадцать лет в российском обществе наблюдаются качественные изменения в социально-экономической, культурно-исторической и национально-политической жизни.

Проблемы формирования этнической толерантности и культуры межэтнического общения рассматриваются в различных аспектах российскими и зарубежными учеными: социологический анализ взаимоотношений учащихся с учетом их национальной принадлежности (З.В. Сикевич, Р.Ф. Бенедикт, Э. Богардус, Р. Линтон, П.К. Мертон и др.); этнопсихология общения и межличностные отношения обучаемых (С.К. Бондыре-ва, Г.У. Солдатова, В.Ю. Хотинец, Р.Е. Кемпбелл, М. Мид, Б.А. Фишер, С. Черри, Дж. Эмин и др.).

Одной из актуальных задач духовно-нравственного воспитания человека является формирование позитивной этнической идентичности, которая составляет ядро этнического самосознания и представляет собой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам [1].

Развитие этнического самосознания в онтогенезе проходит четыре этапа, соотносящихся с основными периодами психического развития и стадиями развития этнической идентичности [9].

Начальный этап приходится на дошкольный и младший школьный возраст (5-10 лет). Для него характерны нечеткое осознание детьми общности с людьми своей национальности, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Второй этап развития этнического самосознания охватывает подростковый возраст (11-15) и характеризуется осознанным отношением к своему этносу. Подростки начинают проявлять интерес к истории и культуре своего и других народов. Третий этап формирования этнического самосознания приходится на старший школьный возраст (16-17). В этот период укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей национальности, формируется этническое мировоззрение. Четвертый этап, охватывающий юношеский (студенческий) возраст (18-22), является важнейшим периодом в развитии этнического самосознания, его упрочения. В период обучения в вузе этническое самосознание юношей и девушек расширяет систему их представлений о мире, укрепляет их место в нем. Этническая самоидентификация в этом возрасте формируется по принципу: «мы» - «они» [1; 6; 7; 9].

В студенческом возрасте есть все возможности проявить свои организаторские способности, деловитость, предприимчивость и другие полезные личностные качества, связанные с взаимоотношениями людей [4].

Именно поэтому необходимо формировать у современного студента как будущего профессионала толерантность, умение ориентации в сложном, разнообразном, противоречивом мире [5].

К важным факторам, обусловливающим развитие межэтнической толерантности, следует отнести, во-первых, этнокультурную направленность образования. Во-вторых, социальную ситуацию региональных межэтнических отношений, которая также является одним из решающих факторов в процессе воспитания студента, определяющим его отношение с социальной средой. В-третьих, приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. В-четвертых, стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе, делают их более позитивными и адекватными. Как отмечает Щеколдина, «в развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих» [9].

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования этнической толерантности студентов:

1) в качестве приоритетного направления деятельности педагогического коллектива полиэтнического вуза необходимо определить повышение уровня этнокультурной компетентности студентов: от изучения и сопоставления культурных ценностей соседствующих народов к взаимопониманию и гармонизации межэтнических взаимоотношений;

2) в процессе формирования содержания образования особое внимание следует уделять такому общедидактическому принципу, как диалог культур, и учитывать при этом:

а) учет особенностей полиэтнической образовательной среды, опыта позитивного социального и культурного взаимодействия разных народов и конфессий;

б) сочетание этнического, общероссийского и общечеловеческого компонентов;

в) проведение регулярной диагностики уровня этнической толерантности среди студентов и использование соответствующего сочетания психолого-педагогических техник и технологий, направленных на нейтрализацию межэтнических конфликтов;

г) формирование и развитие разумности как качества, сочетающего информированность в области этнокультуры и умение правильно анализировать информацию, что способствует безопасному сосуществованию разных этносов и конфессий.

Процесс формирования этнической толерантности реализуется в четыре этапа. Первый этап направлен на ликвидацию негативных чувств обучающихся по отношению к иным этносам. Для этого целесообразно использовать в качестве ведущего средства слово: рассказ преподавателя, беседа, самостоятельное изучение студентами дополнительного материала с последующим обсуждением в группах, использованием метода сравнения, анализа проблемных ситуаций, совместной оценки хода и результатов работы.

На втором этапе необходима ориентация студентов в этнической идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Ведущим средством на данном этапе является общекультурный тренинг, позволяющий студентам понять особенности другого человека и самого себя, определить характер переживаний в конкретной ситуации, высвечивая эмоциональные стороны проблемы, противостоять стереотипам восприятия.

На третьем этапе необходимо научить студентов преодолевать межэтнические конфликтные ситуации. Коллективное творческое сотрудничество было избрано приоритетным средством на данном этапе. Участие в сборе материала о культурных традициях народов, проживающих в России, позволяет расширить знания участников о своей национальной культуре и культуре других народов, способствует приобретению позитивного опыта межнационального общения.

На четвертом этапе необходимо совершенствование оценочных суждений о деятельности разных этносов; способов поведения. В качестве доминирующего средства выступает анализ конкретных ситуаций, событий и явлений, ориентированный на совершенствование умения анализировать и принимать адекватные решения [6].

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. На территории Северного Кавказа перед специалистами стоит вопрос не только об этнической толерантности, но и о формировании нормальной, недеформированной религиозной идентичности. Нормальная религиозная идентичность личности, которая будет «мирно уживаться» с нормальной этнической и гражданской идентичностью, не вытесняя, а лишь дополняя друг друга, на наш взгляд, это та цель, которую следует поставить как научному сообществу, так и социальным институтам региона. Разумеется, при полной поддержке официальных властей [11].

2. Этническая толерантность основана на паритете сторон, т. е. смысл такой толерантности состоит в отношении к «другому» как к равнодостойному индивиду. Таким образом, межэтническая толерантность исключает патернализм, когда одна из этнических общностей желает покровительствовать другой.

3. Межэтническая толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения ненасильственными способами, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

4. Межэтническая толерантность может никогда не проявиться, если не будет специально воспитана, сформирована.

5. Воспитание межэтнической толерантности неразрывно связано с формированием этнокультурной компетентности. Межэтническая толерантность и этнокультурная компетентность представляют собой двуединую сущность. С одной стороны, этнокультурная компетентность, основанная на знаниях об этнокультурах и опыте в области межэтнических отношений и нацеленная на взаимное понимание, предполагает толерантность между этноформами. С другой стороны, этническая толерантность, основанная на признании и принятии этнокультурного разнообразия, дает возможность понять другие народы, а также расширить рамки этнического опыта и знаний.

6. Основные направления работы по формированию толерантного сознания у студентов в поликультурной образовательной среде:

- образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания,

- формирование готовности и умения жить в многонациональной среде» и воспитание с учетом интересов разных наций «взаимодействия между людьми с разными традициями,

- ориентация на диалог культур,

- отказ на культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов,

- адаптация человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур [3].

По результатам нашего теоретического исследования нами была подготовлена психокоррекционная программа в целях оптимизации процесса формирования межэтнической толерантности. Она включает в себя:

1) Дискуссию на тему «Все мы родом из одной земли»;

2) Тренинговую программу «Толерантность в полиэтнической среде». Структура тренинга толерантности, которая состоит из трех тематических блоков: 1) понятие толерантности; 2) формирование позитивного отношения к себе и своей группе; 3) развитие толерантности по отношению к "разнообразным иным" [8, с. 2].

Тренинг толерантности состоит из трех традиционных для любого тренинга частей: 1. Разминка - упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, настроя на работу с темой толерантности. 2. Упражнения из всех блоков тренинга, чтобы ученики получили наиболее полное представление о его содержании в разнообразных формах - небольших лекциях, проведении мозгового штурма, групповых дискуссий, ролевых игр, психотехнических упражнений. 3. В ходе рефлексии, проведенной после отдельных упражнений и в конце занятия, учащиеся обменивались своими мнениями, впечатлениями о тренинге.

Психокоррекционная программа направлена на решение следующих задач:

1. Формирование и развитие у студентов чувства принятия представителя другого этноса.

2. Повышения уровня сформированности этнической толерантности среди студентов.

3. Повышение уровня межэтнической толерантности.

Тренинг «Повышение уровня межэтнической толерантности» призван формировать и развивать у студентов чувства принятия представителя другого этноса.

Сроки проведения - 1 месяц; 2 раза в неделю. Среднее время одного занятия - 40 мин. Общее количество часов - 24 ч. Данная программа успешно прошла пилотажное внедрение в рамках существующей психологической службы факультета психологии и философии Дагестанского государственного университета.

№ п/п Виды работ Время, мин

1. Приветствие 5

Упражнение «Что такое толерантность» 15

Игра «Кто родился в мае...» 5

Игра «Хвост ослика ИА» 10

Рефлексия 5

2. Приветствие 5

Упражнение «Культурный словарь» 20

Упражнение «Козы и волки» 10

Рефлексия 5

3. Приветствие 5

Упражнение «Культурные нормы» 20

Упражнение «Анализ пословиц» 10

Рефлексия 5

4. Приветствие 5

«Тигр, мышь и слон» 5

Упражнение «Вербальное и невербальное приветствие у 10

разных народов»

Упражнение «Знакомство в аэропорту» 15

Рефлексия 5

5. Приветствие 5

Упражнение «Кого я боюсь» 20

Упражнение «Круг доверия» 10

Рефлексия 5

6. Приветствие 5

Упражнение «Черты толерантной личности» 15

Упражнение «Надо договориться» 10

Подведение итогов 10

7 Итого 24 ч

Литература

1. Борисов Р.В., Манафов М.Д. Особенности политической толерантности студенческой молодежи в поликультурном социуме Дагестана // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - Т. 3, № 15. - С. 50-54

2. Гасанов З.Г. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 24-30.

3. Егизарьянц А.А. Психолого-педагогические условия формирования этнонаци-ональной толерантности подростков: дис. ... канд. психол. наук. - Армавир, 2005.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших учеб. заведений. - 13-е изд. - М.: Академия, 2011. - 656 с.

5. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. - М.: Владос, 2011.

6. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. - 1982. - № 1. - С. 80-88.

7. Солдатова Г. Практическая психология толерантности, или как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? // Век толерантности: научно-публицистический вестник. Вып. 6. - http://www/tolerance.ru/p-mag-last.shtml.

8. Солдатова Г., Шайгерова Л. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Психологические исследования (электронный журнал). - 2015. - Т. 8, № 40.

9. Шхахутова З.З., Рубилкина Р.А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 10 (октябрь). - С. 141-145.

10. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - М.: Ось-89, 2004. - С. 57-58.

11. Borisov R.V., Akaeva N.Sh., Kazieva N.N. Islamic Russian North Caucasus modern challenges // European Journal of Science and Theology. - 2016. - Vol. 12, № 2. - Р. 165175.

Поступила в редакцию 18 января 2016 г.

UDC 159.9

The development of students' tolerance in polyethnic educational environment

N.Sh. Akaeva

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43 a; A_naida@inbox.ru

The article deals with the phenomenon of ethnic tolerance in a multicultural environment. Main components that determine the formation of tolerant outlook of the individual are explained and analyzed.

The author underlines that the pedagogical influence on the formation of knowledge and professional skills in higher educational institutions should be accompanied by the formation inter-ethnic tolerance as all the regions of Russia are polyethnic and multicultural.

The article raises the question of the main challenge facing teachers and psychologists in overcoming inter-ethnic tensions in the multiethnic region and focuses that ethnic tolerance needs to be considered in context and through the prism of ethnic consciousness and its core - ethnic identity. Each stage of the ethnic consciousness formation is based on the peculiarities of the ethnic identity development. Ethnic identity passes through four stages correlating to the main mental development periods and the ethnic identity development stages. Рассмотрен студенческий возраст как возраст риска проявлений межэтнической напряженности. The student age is considered to be the age of the risk of inter-ethnic tensions manifestation. The factors developing interethnic tolerance as well as psychological and pedagogical conditions providing formation of student ethnic tolerance are given in the article. The analysis of the formation of ethnic tolerance in conditions of polyethnic Dagestan is carried out. The conditions and elements of the effective development of ethnic tolerance of modern students in polyethnic society are also studied.

Keywords: tolerance, ethnos, self-consciousness, ethnic tolerance, ethnic group, stereotypes.

Received 18 January, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.