Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КРЫМА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КРЫМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО КРЫМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кемалова Лиля Исметовна

Цель. Статья посвящена проблеме развития этнической толерантности у студентов высших учебных заведений. Цель статьи - раскрыть значимость развития этнической толерантности у студенческой молодежи Крыма как условия сохранения межэтнического согласия и стабильности в полиэтническом регионе. Задачи исследования: охарактеризовать сущность феномена этнической толерантности, рассмотреть этапы формирования и показатели уровня сформированности этнотолерантности студенческой молодежи, проанализировать результаты эмпирического исследования, направленного на выявление этнической идентичности, как одного из факторов, влияющих на развитие этнической толерантности, на примере курсантов морских специальностей ФГБОУ ВО «Керченский морской технологический университет». Метод и методология проведения работы. Основу исследования образуют теоретические методы (анализ, сравнение обобщение) и эмпирический метод - опрос по методике Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности». Результаты. Новизна исследования состоит в признании роли образовательной среды вуза в формировании этнической толерантности обучающихся (на примере курсантов морских специальностей) посредством учебной деятельности (в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин) и внеучебной деятельности (в процессе проведения тренингов по формированию толерантной позиции как фактора профилактики межэтнических конфликтов, использования опыта работы центра межкультурной коммуникации и социальной интеграции студентов, проведения постоянного мониторинга уровня этнической толерантности курсантов Керченского морского технологического университета, чья будущая профессия предполагает наличие навыков общения в полиэтнической среде морского экипажа). Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе учебной и воспитательной работы с обучающейся молодежью в условиях вуза с целью профилактики межэтнических конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кемалова Лиля Исметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE AMONG STUDENT YOUTH OF THE CRIMEA

Purpose. The article is devoted to the problem of the development of ethnic tolerance in higher educational institutions. The purpose of the article is to reveal the importance of the development of ethnic tolerance among the youth of Crimea as a condition for maintaining interethnic harmony and stability in a multiethnic region. The objectives of the research: to identify the essence of the phenomenon of ethnic tolerance, to consider the stages of formation and indicators of the students’ ethno-tolerance formation’s level, to analyze the results of an empirical study aimed at discovering ethnic identity as one of the factors affecting the development of ethnic tolerance, using the example of cadets of marine specialties of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education “Kerch Marine Technological University”. The method and methodology of the research. The basis of the research is formed by the theoretical methods (analysis, comparison, generalization) and the empirical method - the survey according to “The types of ethnic identity” method by G.U. Soldatova and S.V. Ryzhova. Results. The novelty of the research is to recognize the role of educational environment of the University in the formation of students’ ethnic tolerance (on the example of cadets of marine specialties) through educational activities (in the process of studying social and humanitarian disciplines) and extra-educational activities (in the process of conducting trainings on the formation of a tolerant position as a factor in the prevention of interethnic conflicts , using the experience of the Center for Intercultural Communication and Social Integration of Students, conducting continuous monitoring of the level of ethnic tolerance of cadets of the Kerch Marine Technological University, whose future profession requires communication skills in a multi-ethnic environment of the marine crew). Practical implications. The results of the study can be used in the process of educational work with students of the University in order to prevent interethnic conflicts.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КРЫМА»

DOI: 10.12731/2658-4034-2022-13-6-60-77 УДК 37.013.42

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КРЫМА

Л.И. Кемалова

Цель. Статья посвящена проблеме развития этнической толерантности у студентов высших учебных заведений. Цель статьи - раскрыть значимость развития этнической толерантности у студенческой молодежи Крыма как условия сохранения межэтнического согласия и стабильности в полиэтническом регионе. Задачи исследования: охарактеризовать сущность феномена этнической толерантности, рассмотреть этапы формирования и показатели уровня сформированности этнотолерантности студенческой молодежи, проанализировать результаты эмпирического исследования, направленного на выявление этнической идентичности, как одного из факторов, влияющих на развитие этнической толерантности, на примере курсантов морских специальностей ФГБОУ ВО «Керченский морской технологический университет».

Метод и методология проведения работы. Основу исследования образуют теоретические методы (анализ, сравнение обобщение) и эмпирический метод - опрос по методике Г. У. Солдатовой и С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности».

Результаты. Новизна исследования состоит в признании роли образовательной среды вуза в формировании этнической толерантности обучающихся (на примере курсантов морских специальностей) посредством учебной деятельности (в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин) и внеучебной деятельности (в процессе проведения тренингов по формированию толерантной позиции как фактора профилактики межэтнических конфликтов, использования опыта работы центра межкультурной коммуникации и социальной интеграции студентов, проведения постоянного мониторинга уровня

этнической толерантности курсантов Керченского морского технологического университета, чья будущая профессия предполагает наличие навыков общения в полиэтнической среде морского экипажа).

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе учебной и воспитательной работы с обучающейся молодежью в условиях вуза с целью профилактики межэтнических конфликтов.

Ключевые слова: толерантность; этническая толерантность; студенческая молодежь; современное образование; полиэтническое общество Крыма

FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE AMONG STUDENT YOUTH OF THE CRIMEA

L.I. Kemalova

Purpose. The article is devoted to the problem of the development of ethnic tolerance in higher educational institutions. The purpose of the article is to reveal the importance of the development of ethnic tolerance among the youth of Crimea as a condition for maintaining interethnic harmony and stability in a multiethnic region. The objectives of the research: to identify the essence of the phenomenon of ethnic tolerance, to consider the stages offormation and indicators of the students' eth-no-tolerance formation's level, to analyze the results of an empirical study aimed at discovering ethnic identity as one of the factors affecting the development of ethnic tolerance, using the example of cadets of marine specialties of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Kerch Marine Technological University ".

The method and methodology of the research. The basis of the research is formed by the theoretical methods (analysis, comparison, generalization) and the empirical method - the survey according to "The types of ethnic identity" method by G.U. Soldatova and S.V Ryzhova.

Results. The novelty of the research is to recognize the role of educational environment of the University in the formation of students' ethnic

tolerance (on the example of cadets of marine specialties) through educational activities (in the process of studying social and humanitarian disciplines) and extra-educational activities (in the process of conducting trainings on the formation of a tolerant position as a factor in the prevention of interethnic conflicts , using the experience of the Center for Intercultural Communication and Social Integration of Students, conducting continuous monitoring of the level of ethnic tolerance of cadets of the Kerch Marine Technological University, whose future profession requires communication skills in a multi-ethnic environment of the marine crew).

Practical implications. The results of the study can be used in the process of educational work with students of the University in order to prevent interethnic conflicts.

Keywords: tolerance; ethnic tolerance; student youth; modern education; multi-ethnic society of Crimea

В начале ХХ1 века процесс глобализации сопровождается взаимодействием между странами и народами во всех сферах общественной жизни, взаимообогащением культур, что поднимает проблему сосуществования разных этнических и социальных общностей, вопросы значимости поликультурного образования и воспитания в молодежной среде, необходимости анализа социальных и культурных предпосылок толерантности. В условиях интенсификации миграционных и демографических процессов за последние десятилетия социальная среда рассматривается в первую очередь как этнокультурная, поскольку на фоне культурного разнообразия возникает новая система ценностей, обостряется проблема адаптации к новой этнокультурной среде. При этом неправильная или незавершенная адаптация может привести не только к культурному шоку, но и к межэтническим конфликтам.

Крым всегда был на перекрестке множества культур и вопрос толерантного отношения между этносами - особенно важный для этого региона, поскольку в поликультурном, полиэтническом обществе условием согласия и мирного сосуществования является

способность принять Другого, не как Чужого, а как Иного, обладающего теми же правами и обязанностями, что и все, независимо от его национальной, религиозной и социальной принадлежности. В противном случае межэтнические конфликты неизбежны и вопрос о будущем социума ставится под вопрос.

В условиях современных реалий проблема формирования этнической толерантности, которая позволит предотвратить конфликты на межэтнической почве в молодежной среде, становится одной из приоритетных задач государственной молодежной политики и стратегии устойчивого развития общества. Молодежь, характеризующаяся неустойчивостью, противоречивостью мировоззренческих ориентиров, является удобной средой для распространения экстремистской идеологии и возможностей манипуляции ее сознанием и поведением. Общество должно направить свое внимание на то, чтобы помочь определиться молодым людям с ценностями, среди которых толерантность, как этическая ценность, занимает одно из важных мест. Это определило цель данной статьи - раскрыть значимость развития этнической толерантности студенческой молодежи Крыма как условия сохранения межэтнического согласия и стабильности в полиэтническом регионе. Данная цель конкретизируется следующими задачами: охарактеризовать сущность феномена этнической толерантности, рассмотреть этапы формирования и показатели уровня сформированности этнической толерантности у студенческой молодежи, проанализировать результаты эмпирического исследования, направленного на выявление этнической идентичности, как одного из факторов, влияющих на развитие эт-нотолерантности, на примере курсантов морских специальностей ФГБОУ ВО «Керченский морской технологический университет».

Проблема толерантности в последние десятилетия является одной из самых обсуждаемых проблем с позиции педагогики, психологии, философии, социологии, политологии, религиоведения. Однако, сам вопрос о терпении, терпимости поднимался еще со времен античности (Сократ, Платон, Аристотель и др.): так, Аристотель упоминал о необходимости стремиться к «золотой середине», к умеренности

во всем [2], а Пиррон связывал терпение с воздержанностью [1]. О необходимости преодолеть страдания, соблазны, быть сдержанным и терпеливым, говорили философы Средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени [10]. В отечественной философской мысли впервые начали подниматься проблемы, связанные с поиском смыслообразующих конструкций для понятия «терпимость»: терпимость как политическая умеренность и гражданское мужество (С.Л. Франк) [13], терпимость как показатель уровня нравственной сознательности (Н.А. Бердяев) [4], как допущение чужой свободы (В. Соловьев) [12].

В психологии толерантность рассматривается как личностная ценность и ценность социокультурной системы (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова) [11]. В мировой педагогике проблема толерантности представлена в исследованиях характеристик толерантной и интолерантной личности (Г. Олпорт) [7]; национальной, религиозной и расовой нетерпимости, ксенофобии (Г. Айзенк, Т. Адорно); механизмов эмпатии (Э. Эриксон) [15] и др. Вопросам развития межэтнической толерантности студенческой молодежи средствами медиаобразования посвящены исследования И.В. Челышевой [14].

С точки зрения философии толерантность - это мировоззренческая жизненная позиция, выражающаяся в принятии принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат духовного опыта личности. Среди исследователей философского аспекта проблемы толерантности Р.Р. Валитова [5], В.А. Лекторский [6], А.В. Перцев [9] и др.

Несмотря на обилие научных трудов, посвященных вопросам толерантности, проблема формирования этнической толерантности студенческой молодежи Крыма как условия стабильности региона изучена недостаточно. В то же время проблема этнической толерантности требует комплексного подхода, глубокого анализа, как теоретического, так и эмпирического, поскольку вопрос о развитии толерантных отношений в молодежной среде, особенно в студенческой, позволит выработать эффективные методы профилактики интолерантности и межэтнических конфликтов.

Молодежь представляет собой социальную группу, которая оказывается незащищенной в социальном и экономическом плане, что может стать основой этнической интолерантности, поскольку чаще всего причины своего неблагополучия и социальных проблем молодые люди ищут в мигрантах, «понаехавших», акцентируя внимание именно на их этнической принадлежности. Само межнациональное общение сопровождается преодолением многочисленных трудностей, поскольку в процессе этого общения возникают противоречия, связанные с разными культурными традициями, особенностями поведения, ценностными ориентациями. Столкновения разных точек зрения, мнений, ценностей могут вызвать конфликтные ситуации, обусловленные переживаниями по поводу утраты собственного этнического образа, сложившегося в самосознании. Одним из механизмов разрешения этого конфликта может стать этническая толерантность.

Под этнической толерантностью мы понимаем наличие позитивного отношения к любой этнической группе, ее представителю, готовность вступать с ним в конструктивный диалог, уважать его культуру, традиции, язык, мнение. Такое отношение возможно сформировать в процессе образования и воспитания молодых людей. Одной из важных социальных сред воспитания личности, формирования гражданского сознания, политической культуры, а также межэтнических установок, организационного обеспечения толерантного взаимодействия между студентами разных национальностей, является высшее учебное заведение. Студенчество, выступая авангардной частью молодежи, характеризуется значительной активностью и вовлеченностью в общественные процессы, что требует усиления внимания относительно готовности студентов к межэтническому общению в условиях сосуществования и взаимообогащения культур. Важной задачей высшего образования в условиях полиэтнической образовательно-культурной среды выступает формирование этнической толерантности, способности понимать ценности разных культур, развитие интереса к собственной культуре и культуре других этносов, формирование кросскультурной грамот— 65 —

ности и этнокультурной компетентности, которые в совокупности являются важными показателями сформированности этнической толерантности личности студентов.

Кросскультурная грамотность рассматривается как умение личности принимать культуру другого народа, участвовать в совместной культурной деятельности, что способствует становлению положительного отношения к другой культуре, принятию межкультурных разногласий, обогащает и развивает личность. Этнокультурная компетентность, в свою очередь, - это степень реализации личностью знаний, умений и навыков, позволяющих правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений и общения с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними для формирования согласия и взаимного доверия. Показателями достижения личностью достаточного уровня этнокультурной компетентности являются: позитивная этническая идентичность; готовность к межкультурному диалогу; высокая адаптивность к жизнедеятельности в условиях другой культуры и взаимоотношений с представителями других этносов, толерантность и культура межэтнического взаимодействия.

Процесс формирования культуры межэтнических отношений в студенческой среде складывается из совокупности четко определенной направленности учебного процесса и воспитательной деятельности в вузах на межкультурное взаимодействие, толерантность, взаимопонимание и взаимоуважение. Признаками этнической толерантности являются не только проявление уважительного отношения к культуре других народов, но и деликатное отношение взаимодействующих друг к другу, умение слушать и слышать представителей других национальностей, стремление изучать их язык, традиции, историю.

Процесс формирования этнической толерантности включает следующие этапы: 1) мотивационный (создание положительного эмоционального настроя на общечеловеческие ценности; 2) познавательный (раскрытие значимости общечеловеческих ценностей; умение критически анализировать материалы из средств массовой

информации, демонстрирующие реальные этнические проблемы в обществе и стремиться найти возможные пути решения этих проблем; развивать способность ценить экономические, культурные, социальные и другие достижения различных народов). На выходе педагог должен получить от обучающихся осознанное уважительное отношение к различным этносам и религиям, умение общаться с людьми различных национальностей и вероисповеданий [8, с. 216219]. Эффективный учебно-воспитательный процесс невозможен без создания толерантной среды, благоприятной для социального развития и социального воспитания личности. Работа, направленная на формирование этнической толерантности студентов в образовательно-культурной среде высшего учебного заведения, должна строиться на комплексной основе и касаться всех субъектов образовательного процесса и компонентов образовательной среды.

Формируя этническую толерантность у студентов, сам педагог должен обладать всеми необходимыми качествами, поскольку толерантность - это личностная ценность, которая проявляется в наличии у человека высокого уровня уважения и принятия самого себя в сочетании с уважением и принятием других. Только тот человек толерантный, который может представлять себя на месте других людей, чувствовать то, что чувствуют они. Преподавателям необходимо вести любое занятие в формате полилога, прислушиваться к мнениям студентов, обучающихся, уважать их точки зрения. Успех полилога обеспечивается в условиях готовности аудитории к толерантному восприятию мнений других, умением провозглашать свою позицию спокойно, корректно, не оскорбляя других участников разговора, наличием доброжелательного отношения говорящих друг к другу, созданием преподавателем благоприятной атмосферы в аудитории, понимающей, что «Другой», непонятный, новый - это не значит «плохой», «неприемлемый» или «Чужой». Важнейшим шагом в процессе формирования толерантного сознания должно быть психологическое превращение «Чужого» в «Другого».

Особая роль в процессе формирования этнической толерантности студенческой молодежи отводится таким учебным дисциплинам, как

философия, история, религиоведение, культурология, социология, психология и др., которые нацелены на формирование личностных качеств будущего специалиста, его позитивных мировоззренческих установок и ценностных ориентиров. Однако, сегодня в технических вузах гуманитарная составляющая образования зачастую игнорируется, поскольку основной упор делается на получение будущим специалистом узкопрофессиональных знаний. Результатом такого игнорирования является недостаточная сформированность общекультурных, универсальных компетенций обучающихся, их неумение ориентироваться в социальном пространстве, выстраивать диалог в полиэтнической среде. Между тем представляется важным не только изучение таких базовых дисциплин, как история и философия, но и внедрение в вузах спецкурсов «Этнорелигиозная толерантность» (или «Толерантность в межконфессиональных отношениях»), «Формирование и развитие этнической толерантности», «Межэтнические отношения в современной России» и др., с привязкой их к профилю и направлению подготовки будущих специалистов. Конечно, могут возразить, что в вузах сегодня с учётом современной социально-политической ситуации и так проводятся различные воспитательные мероприятия, в том числе и на тему толерантных отношений. Однако это разовые мероприятия, а формирование толерантности, равно как и этнической толерантности, - процесс длительный и систематический, требующий использования различных технологий работы со студентами в рамках учебной и внеучебной деятельности. Это позволит своевременно реагировать на малейшие проявления этнической интолерантности, предотвратить конфликтные ситуации на межэтнической основе, что особенно важно для Крыма как полиэтнического региона. В этих условиях формирование социальных норм толерантности, веротерпимости, миролюбия выступает как противодействие эскалации социальной агрессии, национальных конфликтов, экстремизма, терроризма и фанатизма [2].

Важным фактором, влияющим на этническую толерантность, является этническая идентичность, которая рассматривается как осознание человеком своей принадлежности к определенной этни-

ческой общности, и обособления от других этносов. Взяв за основу наличие связи между этнической идентичностью и этнической толерантностью субъектов, поскольку у них схожие механизмы (позитивные убеждения, готовность взаимодействовать с другими, независимо от их этнокультурных и социальных особенностей, развитое самосознание), мы провели эмпирическое исследование с целью выявления типов этнической идентичности у курсантов морских специальностей, чья будущая профессия предполагает длительное пребывание в условиях рейса в многонациональных экипажах. Умение и навыки межэтнического общения в этой ситуации играют огромную роль и являются показателем их профессионализма.

В исследовании приняли участие курсанты 3-5 курсов морских специальностей ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет». В выборку вошли 80 юношей, средний возраст которых составил 21,7 лет. Национальный состав группы: 62,2% - русские, 16,3% - украинцы, 12,3% - крымские татары 9,2% - представители других этнических групп (армяне, табасаранцы, белорусы, греки и др.). В качестве объективного критерия определения сформированности этнической толерантности нами выбраны следующие критерии: уровень «негативизма» в отношении собственной и других этнических групп, порог эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженность агрессивных и враждебных реакций в отношении к другим группам.

Для определения типов этнической идентичности была использована методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой. Результаты представлены на Рис. 1.

Результаты диагностики показали, что позитивная этническая идентичность составляет наибольший показатель - у 39% от общего количества опрошенных, это те, кто предпочитают образ жизни своего народа, но с большим интересом относятся к другим народам, не скрывают своей национальности, уважают культуру, язык и обычаи других народов и т.д. Так же у 5,2% опрошенных наблюдается проявление этноизоляционизма, отрицательного отношения к взаимовлиянию различных народов и культур. У 34% респонден-

тов отмечено проявление этнической индифферентности, поскольку они считают, что в повседневном общении национальность не имеет значения, при этом они безразлично относятся к своей национальной принадлежности, обычаям, традициям, культуре своего народа.

■ Позитивная идентичность ■ Этническая индиферрентность

■ Этноизоляционизм ■ Этнонигилизм

■ Этноэгоизм ■ Этнофанатизм

Рис. 1. Типы этнической идентичности у курсантов

Этноэгоизм наблюдается у 2,9% опрашиваемых, что проявляется в предпочтении образа жизни только своего народа, ощущении превосходства своего народа над другими, ощущении напряжения, дискомфорта, когда слышат вокруг себя чужую речь. Этнонигилизм наблюдается у 11,8% респондентов. Он проявляется в чувстве стыда за представителей своей национальности, чувство неполноценности из-за своей национальной принадлежности. И, наконец, этнофанатизм проявился у 7,1% респондентов. Они считают, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа и уверены в том, что все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только их народу.

Таким образом, на основе представленного фрагмента проведенного исследования можно сделать вывод, что в целом курсанты - будущие моряки - проявили готовность к работе в многонациональном

экипаже. Это подтверждается тем, что у большинства опрошенных выявлена позитивная этническая идентичность, которая проявляется в принятии образа жизни своего народа и в позитивном отношении к другим народам. Достаточно большое количество курсантов (34%) проявляет этническую индифферентность, которая характеризует их как людей, практически равнодушных к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Это вызывает тревогу, поскольку, на наш взгляд, такое безразличие может расцениваться как пренебрежение к другим народам, отсутствие интереса и желания взаимодействовать с ними, что может служить причиной межэтнических конфликтов. У 5,2% наблюдается этноизоляционизм, который проявляется в принятии своего народа более одаренным и развитым по сравнению с другими народами в выражении желания обособить культуру своего народа от влияния других культур. Мы предположили, что причиной таких изоляционистских настроений могли стать этнические стереотипы, которые мешают сформировать позитивное отношение к представителям той или иной этнической общности. Высокий уровень развития этнической толерантности исключает стереотипность мышления, учитывает многообразие культур, традиций и людей.

Анализ исследований по проблеме толерантности позволил выделить следующие типы толерантности: активная толерантность (готовность к межэтническим контактам), пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, при этом позитивное отношение к иноэтническим группам сохраняется), избирательная толерантность (межэтнические связи ограничиваются языком, религией и др.), вынужденная толерантность (межэтнические контакты возникают исключительно в результате сложившихся обстоятельств и носят деловой характер), интолерантность (нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры). Утверждая взаимосвязь типов толерантности с типами этнической идентичности, можно отметить, что активная, пассивная, избирательная и вынужденная толерантность в большей степени соответствуют позитивной идентичности, поскольку так или иначе они нацелены на межэтническое

взаимодействие. Тогда как к проявлениям интолерантности можно отнести такие типы этнической идентичности, как этнонигилизм, этнизоляцинизм, этнофанатизм и этноэгоизм. В то же время этническая индифферентность рассматривается как пассивная толерантность, которая может перерасти в интолерантность в зависимости от уровня проявления равнодушия, безразличия к представителям других этносов.

Результаты исследования позволяют утверждать, что позитивная идентичность большинства курсантов вуза, их нацеленность на установление дружественных межэтнических контактов свидетельствует об их готовности к работе в межнациональных экипажах. Однако наличие этноизоляционостских настроений, этноэгоизма и этнофа-натизма в их среде вызывает тревогу и необходимость дальнейшей работы по формированию этнической толерантности будущих моряков. Определение типов этнической идентичности и связанных с ними проявлений толерантного отношения позволит на всех уровнях образовательного процесса осуществлять мероприятия по профилактике межэтнических конфликтов и формированию этнической толерантности молодежи.

В вузах Крыма ведется целенаправленная работа в данном направлении. Так, в частности, в нашем вузе разработана Программа (тренинг) формирования толерантной позиции у моряков как фактора профилактики межэтнических конфликтов. Цель тренинга: формирование у обучающихся навыков толерантного общения с представителями различных этносов и культур, как фактора, про-филактирующего этнонациональные конфликты, формирования навыков конструктивного поведения в межэтнических конфликтах, и навыков саморегуляции. Еще одним примером эффективной работы по формированию толерантной позиции студентов Крыма является деятельность Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», Центра межкультурной

коммуникации и социальной интеграции студентов, целью которых является создание благоприятных условий для межнационального полилога, развития навыков межэтнического взаимодействия, организации среды противодействия проявлениям терроризму и экстремизму. Изучение деятельности подобных центров важно для использования опыта их работы во внеучебной деятельности с обучающейся молодежью. Помимо этого, в рамках работы социально-психологической службы нашего университета систематически осуществляется диагностика студентов и курсантов с использованием различных методик на выявление интолерантных личностей, склонных к агрессии.

В ФГБОУ ВО «Керченский морской технологический университет» работа по формированию культуры межэтнической толерантности студентов проходит в рамках учебной, научно-исследовательской деятельности, прохождения различных видов практики, внеаудиторной работы (проведение круглых столов, посвященных проблемам профилактики межэтнических конфликтов, Правового турнира, целью которого является формирование правовой грамотности обучающихся, навыков противодействия ксенофобии, экстремизму).

Заключение

Таким образом, рассмотрение проблемы формирования этнической толерантности указывает на ее сложность, многоаспектность. Этническая толерантность - это, прежде всего, отсутствие негативного отношения к иной культуре и наличие позитивного восприятия собственной. Ее формирование является одним из важных условий стабильности и межэтнического согласия в Крыму. Поскольку студенческая молодежь является одним из основных субъектов социальных преобразований, то от сформированности их ценностных установок и нравственных ориентиров зависит будущее общества в целом. Образовательная среда вуза создает условия формирования личностных качеств, в том числе и этнической толерантности студенческой молодежи. Особая роль в этом процессе отводится дисциплинам социально-гуманитарного цикла, в рамках изучения которых

формируется толерантное мышление, кросскультурная грамотность и этническая компетентность как часть универсальной компетенции будущего специалиста. Поимо этого, особое внимание в вузе уделяется внеучебной деятельности (проведение тренингов по формированию толерантной позиции как фактора профилактики межэтнических конфликтов; изучение и использование опыта работы различных центров, созданных в вузах Крыма, целью которых является межкультурная коммуникация и социальная интеграция студентов, предотвращение проникновения в среду вуза идеологии экстремизма, терроризма, ксенофобии; проведение социально-психологической службой постоянного мониторинга уровня этнической толерантности курсантов, чья будущая профессия предполагает наличие навыков общения в полиэтнической среде морского экипажа. Определив наличие связи между этнической идентичностью и этнической толерантностью субъектов (основываясь на таких общих признаках как: позитивные убеждения, готовность взаимодействовать с другими, независимо от их этнокультурных и социальных особенностей, развитое самосознание), мы провели эмпирическое исследование - опрос по методике Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» с целью выявления типов этнической идентичности у курсантов морских специальностей. В результате исследования было выявлено, что большинство курсантов вуза имеют позитивную идентичность, что позволяет говорить о готовности курсантов к работе в межнациональных экипажах, однако наличие этноизоляционостских настроений, этноэгоизма и этнофанатизма в их среде вызывает тревогу и необходимость поиска эффективных путей формирования этнической толерантности будущих моряков.

Следовательно, одна из основных задач современной системы образования - формирование этнической толерантности как основы мировоззрения каждого современного человека, поскольку она является прежде всего условием стабильного существования общества, а также фактором профилактики межэтнических конфликтов и основой добрососедских отношений между представителями различных этносов и культур.

Информация о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Список литературы

1. Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, Ч. 1. М., «Мысль», 1969. 576 с.

2. Анциферова Н.Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: Дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 209 с.

3. Аристотель Никомахова этика. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т.4. 830 с.

4. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Мысль, 1990. 220 с.

5. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: Дис. ... канд филос. наук. М., 1997. 159 с.

6. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. 359 с.

7. Олпорт Г. Природа предубеждения // Век толерантности. М., 2003. № 6. С. 39-50.

8. Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дис. ...д-ра пед. наук. М.,2003. 403с.

9. Перцев A.B. Философия толерантности // Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт: Материалы Зимней школы молодых преподавателей Урало-Сибирского региона, Екатеринбург 2000 г. в 2 ч. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. Ч. 2. 380 с.

10. Рассел Б. История западной философии в 2 т. М.: Миф, 1993. Т.1. 509 с.

11. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности личности. М., Смысл, 2008 г. 172 с.

12. Соловьев, В. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2 т. -М.: Мысль, 1990. Т. 1. 892 с.

13. Франк С.Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему». Соч. М.: Правда, 1990. 608 с.

14. Челышева И.В. Развитие межэтнической толерантности студенческой молодежи средствами медиаобразования: опыт практической реализации. М.: ОД «Информация для всех», 2020. 76 с.

15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с анг. / Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

References

1. Antologiya mirovoj filosofii [Anthology of world philosophy]. Vol. 1. Part 1. M., «Mysl'», 1969, 576 р.

2. Anciferova N.G. Etnicheskaya tolerantnost'v sovremennom rossijskom obshchestve: sostoyanie i tendencii razvitiya [Ethnic tolerance in modern Russian society: state and development trends]: Dis. ... kand. soci-ol. nauk. M.,2007, 209 p.

3. Aristotel' Nikomahova etika [Nicomachean ethics]. Soch. v 4-h t. M.: Mysl', 1984, vol. 4, 830 р.

4. Berdyaev H.A. Samopoznanie (opytfilosofskoj avtobiografii) [Self-knowledge (the experience of philosophical autobiography)]. M.: Mysl', 1990, 220 р.

5. Valitova R.R. Tolerantnost'kaketicheskayaproblema [Tolerance as an ethical issue]: Dis. ... kand filos. nauk. M., 1997, 159 p.

6. Lektorskij V.A. Sub»ekt, ob»ekt, poznanie [Subject, object, cognition]. M.: Nauka, 1980, 359 p.

7. Olport G. Priroda predubezhdeniya [The Nature of Prejudice]. Vek tol-erantnosti, 2003, issue 6, pp. 39-50.

8. Palatkina G.V. Etnopedagogicheskie faktory mul 'tikul 'turnogo obrazo-vaniya [Ethnopedagogical factors of multicultural education]: Dis. ...dra ped. nauk. M., 2003, 403 p.

9. Percev A.B. Filosofiya tolerantnosti [Philosophy of tolerance]. Tolerantnost 'i nenasilie: teoriya i mezhdunarodnyj opyt: Materialy Zimnej shkoly molodyh prepodavatelej Uralo-Sibirskogo regiona, Ekaterinburg 2000 g. v 2 ch. [Tolerance and non-violence: theory and international experience: Materials of the Winter School for Young Teachers of the Ural-Siberian Region, Yekaterinburg, 2000]. Yekaterinburg, 2000, part 2, 380 p.

10. Rassel B. Istoriya zapadnoj filosofii [History of Western Philosophy]. M.: Mif, 1993, vol. 1, 509 p.

11. Soldatova G. U., SHajgerova L. A. Psihodiagnostika tolerantnosti lichno-sti [Psychodiagnostics of personality tolerance]. M., Smysl, 2008, 172 p.

12. Solov'ev, V. Opravdanie dobra. Nravstvennayafilosofiya [Justification for goodness. Moral philosophy], M.: Mysl', 1990, vol. 1, 892 p.

13. Frank S.L. Fr. Nicshe i etika «lyubvi k dal'nemu» [Nietzsche and the ethics of "love for the distant"], Soch. M.: Pravda, 1990, 608 p.

14. CHelysheva I.V. Razvitie mezhetnicheskoj tolerantnosti studencheskoj molodezhi sredstvami mediaobrazovaniya: opytprakticheskoj realizacii [Development of interethnic tolerance of student youth by means of media education: experience of practical implementation]. M.: OD «Infor-maciya dlya vsekh», 2020, 76 p.

15. Erikson E. Identichnost':yunost'ikrizis [Identity: youth and crisis]: Per. s ang. / Obshch. red. i predisl. Tolstyh A.V. M.: Progress, 1996, 344 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Кемалова Лиля Исметовна, доцент кафедры экономики и гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Керченский государственный морской технологический университет» ул, Орджоникидзе, 82, г, Керчь, Республика Крым, 298309, Российская Федерация kemalova@yandex,ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Lilya I. Kemalova, Associate Professor of the Department of Economics and Humanities Ph.D., associate professor

Kerch State Marine Technological University 82, Ordzhonikidze Str,, Kerch, 298309, Republic of Crimea, Russian Federation kemalova@yandex,ru

ORCID: https://orcid,org/0000-0003-1339-9842

Поступила 24.11.2022 Received 24.11.2022

После рецензирования 08.12.2022 Revised 08.12.2022

Принята 19.12.2022 Accepted 19.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.