УДК 372.881.111.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-171-178
ББК 74.48
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
FEATURES OF FORMING A FUTURE SPECIALIST'S PERSONALITY IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A POLYTECHNIC UNIVERSITY
Кропоткина Ольга Дмитриевна
Студент гуманитарного факультета, Пермский национальный исследовательский политехнический университет E-mail: kropotkina.perm@mail.ru
Kropotkina Olga D.
Student of the Faculty of Humanities, Perm National Research Polytechnic University E-mail: kropotkina.perm@mail.ru
Фролова Татьяна Петровна
Доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и перевода, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, кандидат педагогических наук E-mail: tpf_perm@mail.ru
Frolova Tatyana P.
Assistant professor at the Department of Foreign Languages, Linguistics and Translation, Perm National Research Polytechnic University, PhD in Education E-mail: tpf_perm@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку в политехническом вузе с целью формирования личности будущего специалиста. Целью данной статьи является изучение возможностей иностранного языка для решения задач формирования личности будущего специалиста, а именно первая задача - формирование и
Abstract. The article deals with the features of teaching a foreign language in a polytechnic university in order to form the personality of a future specialist. The purpose of this article is to explore the possibilities of a foreign language for the solution of problems of forming the personality of a future specialist: the first task is the development and shaping
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Кропоткина О. Д., Фролова Т. П., 2021
воспитание активном жизненном позиции студента, вторая задача - целенаправленное формирование и углубление профессиональной компетентности студентов путем осмысления профессионально значимых вопросов в процессе обсуждения иноязычных средств и способов их выражения, и третья задача - систематическое повышение общей культуры человека, культуры его речевого поведения, речевого общения. В работе рассматриваются специфические характеристики иностранного языка как учебной дисциплины, обозначенные в исследованиях П. Б. Гурвича, Л. В. Щербы, даются характеристики студента как субъекта учебной деятельности, данные в работах А. А. Вербицкого, Т. А. Платоновой, Г. П. Ивановой, Э. Ф. Шакировой, Е. М. Харлановой. Статья базируется на результатах исследования, анкетирования, наблюдения и опроса, проведенных среди студентов первого курса бакалавриата политехнического вуза, продолжающих изучать английский язык.
of an active Life position of a student; the second objective is targeted to the creation and deepening of the students' professional competence by understanding of significant professional issues in the discussion of foreign Language means and ways of their expression; and the third task is the systematic increase of the general culture, the culture of Language behavior, and the verbal communication. The paper considers the specific characteristics of a foreign Language as an academic discipline, identified in the researches of P. B. Gurvich's and L. V. Shcherba's, provides the characteristics of a student as an educational actor, given in the works of following scientists: A. A. Verbitsky, T. A. PLatonova, G. P. Ivanova, E. F. Shakirova, E. M. KharLanova. The articLe is based on the research resuLts, questionnaires, observations and a survey conducted among first-year undergraduate students of the PoLytechnic University who continue studying EngLish.
Ключевые слова: специфика иностранного языка, формирование личности, субъект учебной деятельности.
Keywords: the specifics of a foreign Language, the personaLity deveLopment, an educationaL actor.
Для цитирования: Кропоткина О. Д., Фролова Т. П. Особенности формирования личности будущего специалиста в процессе обучения иностранному языку в политехническом вузе // Проблемы современного образования. 2021. № 4. С. 171-178. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-171-178.
Cite as: Kropotkina O. D., FroLova T. P. Features of forming a future specialist's personaLity in the process of teaching a foreign Language at a polytechnic university. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 4, pp. 171-178. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-4-171-178.
Обучение в вузе подчинено основной социальной цели современного общества -формирование и развитие социально активной, профессионально высококомпетентной, саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности средствами каждого учебного предмета. Учебная дисциплина «Иностранный язык» занимает особое место среди учебных дисциплин.
На занятиях по иностранному языку студент не получает знаний о реальной действительности, как это происходит при изучении любого другого предмета. Язык является
средством описания объектов реальной действительности, которые являются предметом изучения других учебных дисциплин. В этом заключается отличительная особенность иностранного языка. Именно с этой точки зрения язык характеризуется как феномен, как «средство номинации и индикации (обозначения) действительности» [1, с. 19]. Исходя из этого, можно судить о беспредметности языка, как учебной дисциплины.
Так, перед преподавателем иностранного языка в самом начале курса обучения возникает проблема - определение предмета учебной деятельности в зависимости от специфики профильной подготовки студентов. В качестве такого предмета может выступить, например, определенная область научного или технического знания.
К специфическим характеристикам иностранного языка как учебной дисциплины относится и то, что его содержание безгранично. Любой другой учебный предмет имеет темы и разделы, овладев которыми человек получает конкретные знания о сути изучаемого предмета. При изучении иностранного языка такой процесс невозможен, так как нельзя выучить какое-то языковое явление, не имея представления о другом. Необходимо знать все и применять эти знания в системе, свойственной данному языку. Поэтому в данном случае мы можем говорить о беспредельности языка как учебной дисциплины.
С целью определения границ языка проводились научные исследования, в которых были введены такие понятия, как «микроязыки» или «подъязыки». В основе подобного деления лежали попытки соотнести язык с определенными сферами жизни, с выделением конкретных тем, связанных с определенными науками и областями знаний. Проблема ограничения беспредельности языка описана в концепции ситуативной расчлененности П. Б. Гурвича, суть которой заключается в том, чтобы ограничить языковую беспредельность с помощью самого предмета речевого общения. С точки зрения ученого, сферу речевого общения необходимо представлять в виде совокупности определенных областей жизни и деятельности человека. Данные области предложено представлять в конкретных разговорных темах, в которых минимальными единицами деления этих тем будут представлены отдельными актами коммуникации [2, с. 7].
Еще одной специфической характеристикой иностранного языка является его неоднородность. Этот феномен языка как явления был отмечен В. Гумбольдтом, хотя проблемой неоднородности понятия языка озадачились еще в начале XIX в. Суть этого феномена заключается в том, что язык включает в себя ряд других явлений, таких как «языковую систему», «языковую способность».
Феномен неоднородности языка рассматривается в исследованиях Л. В. Щербы, в которых он выделяет три аспекта этого явления: «речевая деятельность», «языковая система», «языковой материал» [3]. С точки зрения Л. В. Щербы, именно речевая деятельность лежит в основе изучения «языковых явлений» и непосредственно в основе обучения иностранному языку. Развивая и детализируя мысль Ф. де Соссюра, Л. В. Щер-ба определил речевую деятельность как единственную данность, внутри которой как целой системы и может рассматриваться речь и язык. Другими словами, речевая деятельность - это целостный объект обучения [4].
Отмеченная выше специфика иностранного языка как учебной дисциплины и прежде всего его «беспредметность» позволяет ставить вопрос о возможности более
целенаправленного общекультурного и профессионального воздействия на студентов через систематическую и продуманную организацию предметного плана речевой деятельности студентов, то есть организацию смыслового содержания текстов для слушания и чтения и отбора проблем, вопросов, тем для говорения и письма. Таким образом, иностранный язык может предоставить широкие и управляемые преподавателем возможности решения задач формирования личности будущего специалиста.
В данном исследовании мы остановимся на трех основных задачах, решение которых и направлено на формирование личности студента средствами иностранного языка.
К первой задаче относится формирование и воспитание активной жизненной позиции студента, формирование его гуманистического мировоззрения как системы взглядов на мир и на свое место в мире. Определение места в этом мире требует развития критического мышления, объективной самооценки и самоконтроля.
Вторая задача заключается в целенаправленном формировании и углублении профессиональной компетентности студентов путем осмысления профессионально значимых вопросов в процессе обсуждения иноязычных средств и способов их выражения. Целенаправленное чтение неадаптированной специальной литературы также может способствовать повышению профессиональной компетентности студентов.
Третья задача - систематическое повышение общей культуры человека, культуры его речевого поведения, речевого общения, в частности. Иностранный язык в неязыковом вузе - единственный учебный предмет, который может учить этому. Тем самым это учебный предмет, который активно способствует гуманитаризации технического образования, что особенно важно в эпоху цифровизации и роботизации производства.
Одним из определяющих факторов успешности студента в учебной деятельности является мотивация. Мотивы учебной деятельности условно делятся на познавательные мотивы и мотивы достижения. Познавательный мотив является залогом успешности и эффективности учебно-познавательной деятельности. Обязательным условием возникновения познавательного мотива является наличие проблемной ситуации, в разрешение которой вовлекаются все участники образовательно процесса. Развитие мотива достижения необходимо для того, чтобы на его основе формировать как познавательные, так и профессиональные мотивы.
В процессе обучения в вузе постепенно происходит формирование основы профессиональной деятельности, и знания, приобретенные за время учебы, выступают в качестве средства профессиональной деятельности [5, с. 14]. Однако, согласно результатам проведенных опросов (табл. 1), среди студентов первого курса Пермского национального исследовательского политехнического университета почти 50% студентов не проявляют интерес к выбранной профессии, треть обучающихся не уверена в правильности своего выбора, а некоторые вообще не имеют представления о будущей профессии, до-верясь мнению родителей при выборе вуза.
Существенной характеристикой студента является умение организовать учебную деятельность. Однако для большинства студентов характерна неспособность рационально распределять время. В силу неустойчивости развития таких психологических процессов, как память, внимание, восприятие, студенты не умеют сконцентрироваться на определенном виде деятельности, например, у них появляются проблемы в
Таблица 1
Результаты опроса «Профессиональное самоопределение студентов при выборе вуза»
№ Факторы, повлиявшие на выбор вуза % ответов из общего числа опрошенных
1 Имею четкое представление о выбранной специальности 32
2 Имею некоторое представление о выбранной специальности 45
3 Имею интерес к выбранной специальности 52
4 На выбор вуза повлияло мнение моих родителей 35
5 На выбор вуза повлиял статус профессии в обществе 36
6 Вы уверены в правильности своего выбора 69
восприятии материала и умении конспектировать лекции. Отсутствует также навык самостоятельной работы с книгой: студентов характеризует неумение выделять ключевую информацию и проводить логические связи между отдельными блоками информации. При этом важно, что студенты сами осознают эти проблемы: согласно проведенным опросам, им не хватает умений правильно организовывать самостоятельную работу, недостаточно практики публичных выступлений.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что вопрос формирования личности студента является психолого-педагогической задачей, которая связана с решением определенного ряда проблем. Большое влияние на данном этапе оказывает личность преподавателя, особенно в адаптационный период на первом курсе.
Студент выступает в качестве социально активной личности, формирование которой происходит в процессе взаимодействия с социальной средой и находит выражение во всей его учебной и общественной жизни в университете [6, с. 52].
Исследователи отмечают, что подавляющее большинство студентов (70%) характеризуется широкой и активной включенностью во все сферы деятельности в университете. Студенты, особенно 1-11 курсов, с интересом и желанием участвуют в общественной жизни университета [7]. Отмечается статистически значимая положительная зависимость становления нравственного облика студентов и их общественной активности. Это предполагает необходимость вовлечения всех студентов в ту или иную форму общественной занятости в университете, целенаправленного в плане воспитания личности.
Предложенная и в общих чертах определенная четырехаспектная схема рассмотрения психологических особенностей студента с точки зрения анализа его а) как представителя особой социальной, б) возрастной общности, в) как субъекта учебной деятельности, г) активного носителя технического знания позволяет учебно-воспитательный процесс в вузе сделать более гибким и дает возможность учитывать индивидуально-личностные особенности каждого студента.
Вместе с тем данное рассмотрение позволяет соотнести задачи формирования личности студента с разными аспектами рассмотрения этой специфической социальной и возрастной категории.
Решение задачи - формирование активной жизненной позиции средствами иностранного языка - может соотноситься прежде всего с созданием условий реализации
в обучении активности студента. Это соотносимо с осуществлением личностного подхода. Такой подход прежде всего определяется целью обучения - развитие, формирование личности. Он означает также, что в процессе обучения иностранному языку должны учитываться личностные особенности как преподавателя, так и студента, их потребности (мотивы), возрастные особенности, интересы, профессиональная ориентация.
Индивидуально-личностный подход рассматривает студента в качестве субъекта педагогического общения, отличительной характеристикой которого является преобладание познавательной и коммуникативной деятельности, что составляет суть коммуникативного подхода к обучению в методике обучения иностранному языку. При коммуникативном подходе происходит взаимодействие двух субъектов общения (субъект-субъектные отношения), причем субъект может быть представлен не только одним человеком, но и группой студентов. Таким образом реализуется принцип коллективной коммуникативности. При этом важно учитывать коммуникативные и познавательные потребности студента, которые необходимо реализовать в процессе обучения иностранному языку.
Формирование личности студента непосредственно связано с самой организацией процесса обучения, суть которой заключается в том, что студенты совместно с преподавателем иностранного языка решают коммуникативно-познавательные задачи. В зависимости от того, какую задачу ставит преподаватель перед студентами (описать, доказать, убедить), происходит процесс целенаправленного обучения на определенном языковом материале осознавать услышанное/прочитанное, обобщать, логично выстраивать цепочку аргументаций. Кроме того, одновременно с решением коммуникативно-познавательных задач создаются психолого-педагогические условия для установления открытых и доверительных отношений в общении со студентами.
Что касается второй задачи, связанной непосредственно с профессиональной подготовкой и повышением профессиональной компетентности студента, то в качестве одного из способов решения этой задачи можно рассматривать использование денотатных карт. Процесс составления денотатных карт рассматривается как особая организация содержательного плана речевой деятельности. Составление денотатных карт возможно по отдельным темам или даже специальностям, а также эффективным приемом является составление междисциплинарных денотатных карт в общем контексте взаимосвязанного обучения [8].
В нашем рассмотрении речевой деятельности и текста как продукта говорения и письма идея И. И. Жинкина используется в контексте организации самого предмета речевой деятельности как заранее организованного предметного плана высказывания. При этом на основе проведенного выше толкования психологического содержания речевой деятельности и факта ее объективации, опредмечивания в тексте как продукта продуктивных видов речевой деятельности текст рассматривается как некоторое уров-невое образование, которое включает такие планы, как языковой план, речевой план, фонационный план, а также предметное и смысловое содержание сообщения.
Предметный план высказывания можно представить в виде денотатных карт, в которых окружающая действительность может быть зафиксирована как потенциальные акты коммуникации (П. Б. Гурвич). Денотатные карты отличает то, что они максимально полно и точно отражают реальную действительность. При формировании системы денотатов
учитывается иерархический принцип, то есть некоторые элементы являются более общими по отношению к другим и занимают более высокие уровни подчинения, что позволяет логически выстраивать речевое высказывание и развивать критическое мышление.
Для успешного обучения говорению на иностранном языке преподавателю необходимо обозначить предметное содержание высказывания. Для этого составляется план высказывания, где указываются основные объекты и возможные взаимоотношения этих объектов. В понятии денотата заложено понятие предметности, которое происходит в лингвистике от номинативной функции языка. Г. В. Колшанский в своем исследовании указывает на то, что признаки денотата не ограничиваются конкретным предметом. Ученый подчеркивает, что на характер денотата высказывания влияют и внешние факторы, сам факт события, ситуация [9, с. 104].
Исходя из емкости понятия «денотат» применительно к конкретным, и к абстрактным, и к сложным, и к простым, и к материальным, и к идеальным явлениям, перед преподавателем открывается возможность составлять денотатные карты, которые могут отвечать самым разнообразным целям. Например, денотатные карты могут быть тематическими, предметными, а также междисциплинарными. Это позволяет расширить возможности управления образовательным процессом средствами иностранного языка за счет организации предметного плана речевой деятельности и таким образом повысить эффективность преподавания.
При составлении денотатных карт при обучении иностранному языку необходимо учитывать специфику будущей профессии. В данном случае мы можем говорить о включении студентов в проблемную ситуацию по решению профессиональных задач средствами иностранного языка. Такой подход является эффективным способом повышения профессиональной компетентности студентов. Процесс составления денотатных карт, помимо развития специфических языковых умений, таких как развитие языкового мышления, логики и связности построения высказывания, вовлекает студентов в коллективную коммуникативную деятельность и формирует навыки коллективного творчества.
В качестве следующей задачи формирования личности студента выступают общеобразовательные и воспитательные составляющие. Под данными задачами подразумевается развитие студента в общекультурном плане и формирование системы мировоззрения средствами иностранного языка. Посредством чтения разнообразных текстов на иностранном языке происходит приобщение студентов к мировой культуре, к истории и традициям как своего народа, так и к культуре, истории и географии страны изучаемого языка.
Решение вышеперечисленных задач позволяет сформировать личность будущего специалиста и может способствовать гуманитаризации технического образования. Нивелирование строго технической направленности профессиональной подготовки способствует гармоничному развитию личности, формирует специалиста, обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Гурвич П. Б. Основы обучения устной речи на языковых факультетах. Владимир, 1972. 37 с.
3. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 26 с.
4. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению как виду речевой деятельности. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
5. Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. М.: НИИВШ, 1986. 39 с.
6. Иванова Г. П., Шакирова Э. Ф. Педагогические условия формирования социально активной личности студента // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 51-55.
7. Харланова Е. М. Развитие социальной активности будущих специалистов: психолого-педагогический аспект. М.: Просвещение, 2009. 122 с.
8. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В. П. Григорьева, И. А. Зимняя, В. А. Мерзлякова [и др.]. М.: Рус. яз., 1985. 116 с.
9. Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. 231 с.
References
1. Alekseeva M. M., Yashina V. I. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkolnikov: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. i sred, ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2000. 400 p.
2. Gurvich P. B. Osnovy obucheniya ustnoy rechi na yazykovykh fakultetakh. Vladimir, 1972. 37 p.
3. Shcherba L. V. O troyakom aspekte yazykovykh yavleniy i ob eksperimente v yazykoznanii. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatelnost. Leningrad: Nauka, 1974. 26 p.
4. Zimnyaya I. A. Psikhologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu kak vidu rechevoy deyatelnosti. Moscow: Prosveshchenie, 1985. 160 p.
5. Verbitskiy A. A., Platonova T. A. Formirovanie poznavatelnoy i professionalnoy motivatsii studentov. Moscow: NIIVSh, 1986. 39 p.
6. Ivanova G. P., Shakirova E. F. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya sotsialno aktivnoy lichnosti studenta. Akmeologiya. 2012, No. 3 (43), pp. 51-55.
7. Kharlanova E. M. Razvitie sotsialnoy aktivnosti budushchikh spetsialistov: psikhologo-pedagogicheskiy aspekt. Moscow: Prosveshchenie, 2009. 122 p.
8. Grigoreva V. P., Zimnyaya I. A., Merzlyakova V. A. et al. Vzaimosvyazannoe obuchenie vidam rechevoy deyatelnosti. Moscow: Rus. yaz., 1985. 116 p.
9. Kolshanskiy G. V. Sootnoshenie subyektivnykh i obyektivnykh faktorov v yazyke. Moscow: Nauka, 1975. 231 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 4
Статья поступила в редакцию 27.01.2021 The article was received on 27.01.2021