Научная статья на тему 'Особенности формирования личности будущего инженера- педагога'

Особенности формирования личности будущего инженера- педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженер-педагог / личность / активизация познавательных процес- сов / специальные дисциплины / мотивация учебной деятельности / engineer-teacher / personality / activation of cognitive processes / special discipline / educational activity motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Владимир Владимирович

Вопрос формирования личности преподавателя технических дисциплин, в нашемслучае инженера-педагога, широко обсуждаем в педагогической, философской и пси-хологической литературе. Исследованию данного феномена посвящено огромное количе-ство работ, каждая из которых рассматривает различные стороны этого явления. В данномисследовании формирование личности будущего инженера-педагога рассматривается сточки зрения активизации познавательных процессов, как в учебной деятельности буду-щих инженеров-педагогов, так и в профессиональной деятельности. В процессе подготов-ки преподавателей для системы профессионального образования «активность» являетсястержневым понятием в вопросе формирования личности инженера-педагога, посколькунаиболее полно характеризует и личность, и процесс познания, и творческий подход к ин-терпретации и презентации своих знаний учащимся. В понимании автора инженер-педа-гог и личность – это синонимичные понятия, которые не могут существовать без активнойпознавательной позиции на протяжении всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE OF PERSONALITY FORMATION IN FUTURE ENGINEERSTEACHERS

The issue of personality formation of instructors teaching engineering disciplines, particularly, the engineer-teacher, has been widely discussed in the pedagogical, philosophical and psychological literature. A huge amount of works is devoted to the studies of this phenomenon. Each of them examines various aspects of this phenomenon. In this research, the formation of personality of the future engineer-teacher is examined in the context of cognitive processes activation, both in the training of future engineers-teachers and professional activities. In the process of training of teachers for professional education system, “activity” is a core concept in future engineers-teachers personality formation, as it most fully characterizes both the personality, the cognition process and the creative approach to interpretation and presentation of knowledge to students. We understand the engineer-teacher and the personality as synonymous concepts, which cannot exist without active cognitive positions throughout life.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования личности будущего инженера- педагога»

4 ■

Сетевой научно-практический журнал

серия Педагогика и психология образования

Н

’АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.134:377.1

DOI 10.18413/2313-8971-2015-1-3-4-11

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА -ПЕДАГОГА

Бондаренко Владимир Владимирович

кандидат педагогических наук, профессор Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет ул. Петровского, 25, г. Харьков, 61002, Украина E-mail: vv bond57@mail.ru

Аннотация

Вопрос формирования личности преподавателя технических дисциплин, в нашем случае инженера-педагога, широко обсуждаем в педагогической, философской и психологической литературе. Исследованию данного феномена посвящено огромное количество работ, каждая из которых рассматривает различные стороны этого явления. В данном исследовании формирование личности будущего инженера-педагога рассматривается с точки зрения активизации познавательных процессов, как в учебной деятельности будущих инженеров-педагогов, так и в профессиональной деятельности. В процессе подготовки преподавателей для системы профессионального образования «активность» является стержневым понятием в вопросе формирования личности инженера-педагога, поскольку наиболее полно характеризует и личность, и процесс познания, и творческий подход к интерпретации и презентации своих знаний учащимся. В понимании автора инженер-педагог и личность - это синонимичные понятия, которые не могут существовать без активной познавательной позиции на протяжении всей жизни.

К ючевые слова: инженер-педагог; личность; активизация познавательных процессов; специальные дисциплины; мотивация учебной деятельности.

№3 2015

5 ■

Сетевой научно-практический журнал

серия Педагогика и психология образования

Н

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

PROFESSIONAL EDUCATION

UDC 371.134:377.1

DOI 10.18413/2313-8971-2015-1-3-4-11

Bondarenko V.V.

THE NATURE

OF PERSONALITY FORMATION IN FUTURE ENGINEERS-TEACHERS

Bondarenko Vladimir Vladimirovich

PhD in Education, Professor Kharkov National Automobile and Highway University 25 Petrovskogo St., Kharkiv, 61002, Ukraine E-mail: vv bond57@mail.ru

Abstract

The issue of personality formation of instructors teaching engineering disciplines, particularly, the engineer-teacher, has been widely discussed in the pedagogical, philosophical and psychological literature. A huge amount of works is devoted to the studies of this phenomenon. Each of them examines various aspects of this phenomenon. In this research, the formation of personality of the future engineer-teacher is examined in the context of cognitive processes activation, both in the training of future engineers-teachers and professional activities. In the process of training of teachers for professional education system, “activity” is a core concept in future engineers-teachers personality formation, as it most fully characterizes both the personality, the cognition process and the creative approach to interpretation and presentation of knowledge to students. We understand the engineer-teacher and the personality as synonymous concepts, which cannot exist without active cognitive positions throughout life.

Re,

bywords: engineer-teacher; personality; activation of cognitive processes; special discipline; educational activity motivation.

№3 2015

Бондаренко В.В.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА

АУЧНЫИ

РЕЗУЛЬТАТ

6

Введение (INTRODUCTION)

Развитие современного производства сегодня уже не представляется возможным без адаптации к вызовам развития общества, науки и техники. Лавиноподобные изменения во всех областях человеческой жизни обусловлены той скоростью, с которой происходит трансформация идей, знаний и технологий. А это, в свою очередь, требует новых подходов ко всей системе обучения тех, кто будет готовить будущих производственников. Ведь именно от будущих инженеров-педагогов непосредственно зависит развитие производственной базы, на которой зиждется экономическое благополучие государства.

Чем больше меняются условия производства, тем больших изменений требует процесс подготовки специалистов с высшим образованием. Перед высшим образованием уже давно стоит задача смены образовательных векторов: мы уже даем знания не на всю жизнь, мы стараемся научить будущих профессионалов овладевать новыми знаниями в течение всей жизни, научить необходимости постоянного профессионального самосовершенствования. Кроме того, сегодня абсолютно недостаточно овладевать знаниями в чистом виде, необходимо уметь эти знания трансформировать в практические умения. Все это возможно лишь при одном условии - мотивационном обеспечении познавательной активности наших студентов.

Основная часть (MAIN PART):

Целью данного исследования является анализ особенностей мотивационного обеспечения познавательной активности в процессе подготовки будущих инженеров-педа-гогов.

Материалы и методы исследования

Повышение качества подготовки специалистов было и остается одним из главных заданий вузовской подготовки. И даже, несмотря на то, что в существующей психолого-педагогической литературе не существует общепринятого определения «качества подготовки», многие преподаватели технических вузов справедливо считают, что повышение качества специалистов, которые выпускаются, возможно за счет активизации познавательной деятельности студентов, их активной

самостоятельной работы, за счет усовершенствования методики преподавания различных дисциплин, привлечения студентов к исследовательской работе и т.д. [1, с. 33].

В педагогике всегда одной из главных задач была задача мотивационного обеспечения учебного процесса, то есть поддержание высокой познавательной активности у обучаемых на протяжении всего периода обучения. Без мотивации теряется содержание обучения, потому что обучение ради обучения - пустая трата времени. А сама мотивация без познавательной активности просто невозможна, поскольку - «...это та база, которая дает возможность варьировать видами деятельности, менять профессии, повышать квалификацию» [4, с.8].

Несмотря на огромное количество исследований и работ, посвященных решению данной актуальной во все времена проблемы, она остается нерешенной до сих пор. Более того, можно смело утверждать, что окончательное решение ее просто невозможно. Ведь наука, в которой решены все вопросы, превращается в ремесло. Только в Украине за несколько последних десятилетий решению проблем мотивационного обеспечения учебного процесса посвящены работы таких известных ученых-педагогов, как В.П. Андрущенко, Г.П. Васянович, С.У. Гончаренко, Р.С. Гуревич, И.А. Зязюн, Е.Э. Коваленко, Н.И. Лазарев, В.И. Лозовая, Н.Г. Ничкало А.В. Троцко и многих других. Исходя их того, что главной задачей современной образовательной системы является поддержание на высоком уровне мотивационной готовности к процессу обучения вообще и, как в нашем случае, профессиональной подготовки современного инженера-педагога, мы попробовали выделить основные факторы, которые позволили бы поддерживать мотивацию будущих инженеров-педагогов как во время обучения, так и во время профессиональной деятельности. Решение этого вопроса осложнено еще и тем, что современный инженер-педагог должен научить будущих производственников системному мышлению, методам познания и самоорганизации, помочь раскрыть собственный потенциал, стимулировать и активно использовать творческие возможности

серия Педагогика и психология образования

7

Бондаренко В.В.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА

На

АУЧНЫИ РЕЗУЛЬТАТ но-прдктцческийжурна

каждого участника производственного процесса, без чего сегодня нереально поддерживать уровень конкурентоспособности предприятия [9, c. 84].

Уже не первое столетие ученые-педагоги исследуют вопросы познавательной активности в процессе обучения, но, как показывает анализ педагогической литературы, однозначного ответа на этот вопрос до сих пор не существует. Активность, как считает В.И. Лозовая, - это не врожденное явление, она может меняться в соответствии с изменением самой личности и той социальной среды, в которой личность формируется и развивается [3, с. 12]. Расхождение в понимании понятия и методов формирования познавательной активности в значительной степени затрудняет построение современной унифицированной системы инженерно-педагогической подготовки. Ведь ни педагоги, ни практики до сих пор не выработали единой точки зрения, по вопросу: кто же такой инженер-педагог -сначала инженер, а функции педагога вторичны, или наоборот, сначала педагог, а уже потом инженер, в чем заключен синергетический эффект такого единства и насколько оно гармонично. Особенностью является то, что реализация профессиональной направленности при подготовке будущих производственников требует от инженера-педагога «... сохранения логической и содержательной целостности и единства предметов каждого цикла дисциплин, усвоения в процессе обучения единых научных понятий, принципов основ наук, развития политехнических умений и навыков, использования во время формирования основ профессионального мастерства всей системы научных знаний, оптимального соотношения индуктивного и дедуктивного методов обучения» [6, с. 285]. Таким образом, полифункциональность задач, которые стоят перед инженером-педа-гогом, требует формирования всесторонне развитого специалиста, имеющего хорошее фундаментальное и политехническое образование, являющегося педагогом-професси-оналом, который в совершенстве владеет организационно-педагогическими знаниями, умениями и навыками, и умеет их реализовывать в практической педагогической дея-

тельности. Более того, он должен не только владеть знаниями, но и уметь их творчески интерпретировать, что возможно только при мощной внутренней мотивации.

Процесс формирования активной творческой личности достаточно сложный, многогранный и зависит от целого ряда условий и факторов. Прежде всего, он требует осмысления механизмов возникновения и реализации познавательного интереса в процессе активной деятельности личности, требует поиска новых механизмов развития творческого потенциала.

«Самой приоритетной в XXI веке является та наука, которая очеловечивает знания и обеспечивает индивидуальное развитие человека» [2, с. 6-7]. Именно поэтому неизмеримо возросла потребность общества в подготовке современных инженеров-педагогов восприимчивых к изменениям, участвующих в инновационных процессах, стремящихся к самореализации путем саморазвития.

Еще В.А. Сухомлинский писал: «Знания только тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познается. Важнейший источник радости познания - а это чувство и есть зерно, из которого вырастает мощное дерево богатой духовной жизни, - переживания и ощущения того, что знание - это плоды напряжения моего человеческого духа, плоды поисков, творчества - работы мысли и души» [7, с. 356]. Уже одно это высказывание содержит в себе всю важность стремления человека к активному познанию, духовного развития, способности реализовывать свой творческий потенциал в различных формах взаимодействия с окружающим миром в условиях постоянного его изменения и обновления. Само по себе знание является таковым только тогда, когда оно захватывает мысль, пробуждает интерес, когда оно развивается и углубляется. Творческая личность всегда будет стремиться к расширению своих знаний, к проявлению активности в процессе познания и к совершенствованию способов и форм духовной и профессиональной самореализации в обществе.

В.П. Андрущенко считает, что материальные и духовные ценности определяются не столько возможностью удовлетворять ду-

серия Педагогика и психология образования

8 Бондаренко В.В. ш ш уТАУЧНЫИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА ААрезультат

ховные потребности людей, сколько их соответствием определенным общественным образцам, измерениям, требованиям, идеалам, которые, собственно, и выступают как истинные ценности и основа формирования человеческих потребностей [8, с. 651-652].

Раскрытие сущности познавательной активности, анализ понятий «личность, активность, познание и творчество» и установление их семантической связи, определение условий, при которых наиболее ярко проявляется творческий потенциал, представляют определенный интерес в сфере образования и формирования всесторонне развитой личности инженера-педагога. Эти понятия достаточно многогранны и требуют анализа в разных плоскостях. Если обратиться к украинским толковых словарям или к толковым словарям европейских языков, то можно отметить, что все толкования будут относительно схожи:

- личность - конкретная, целостная индивидуальность в единстве социальных и природных качеств;

- активность - способность действовать, возможности и способности, направленные на инициативную, энергичную деятельность в соответствии с собственными потребностями, мотивами, взглядами;

- познание - процесс получения знаний, активная умственная деятельность, направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности, восприятие, суждения, воображение, мышление, память;

- творчество - создание нового, продуктивная человеческая деятельность.

Такие толкования данных понятий только подчеркивают их многогранность, в основе которой лежит связь их педагогических, психологических и философских определений.

С точки зрения педагогики и психологии «познание» - это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. Такое отражение может выражать не только настоящее, но и будущее, а также многочисленные возможности (конкретные и абстрактные) для выбора той, которая в наибольшей степени отвечает интересам человека. При этом ощущения, вос-

приятие и представления являются наглядными образами предметов и представляют собой чувственное отражение действительности с помощью органов чувств. Такое знание несет информацию о непосредственно воспринимаемых свойствах предметов, а знания, не воспринимаемых свойств объектов познания, достигаются путем мышления.

Познание является действующим, активным процессом, цель которого - решение познавательной задачи. Так или иначе, процесс познания в своей основе имеет внутренний мотив, цель, он направлен на создание нового, требует инициативности и некоторого творческого поиска. В определенной степени познание зависит от индивидуальных свойств и качеств личности, ее заинтересованности и волевых усилий.

Отсюда, возникает необходимость в раскрытии понятия «личность». В широком смысле личность - это конкретная индивидуальность в единстве ее природных и социальных качеств. В более узком смысле каждая из наук, занимающихся изучением проблем личности, трактует это понятие по-своему. Так, педагогика и психология рассматривают личность как некое сочетание психических свойств: направленности (мотивы, интересы, мировоззрение), черт характера и темперамента, способностей и особенностей психических процессов (восприятие, ощущения, мышление, внимание, эмоционально-волевая сфера). Личность - это системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении; личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за пределами требований ситуации. В философском понимании личность - динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях ее деятельности и сознания. В приведенных определениях понятие «личность» находит отражение в деятельности и активности.

Проблема активности приобретает особое значение в современных условиях общественных изменений и выступает как

серия Педагогика и психология образования

9

Бондаренко В.В.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА

На

АУЧНЫИ РЕЗУЛЬТАТ но-прдктцческийжурна

наиболее общая категория в исследованиях психического развития, познавательных и творческих возможностей личности и соответственно каждая наука занимается исследованием специфических для нее свойств и закономерностей.

В процессе подготовки преподавателей для системы профессионального образования «активность» является стержневым понятием в вопросе формирования личности инженера-педагога, поскольку наиболее полно характеризует и личность, и процесс познания, и творческий подход к интерпретации и презентации своих знаний учащимся. И, если отталкиваться от аксиомы, гласящей, что специалиста может подготовить только специалист, то можно смело утверждать, что сформировать личность инженера-педа-гога может только педагог-профессионал. И в этом мы видим одну из основных проблем всей системы подготовки будущих инжене-ров-педагогов. Поскольку инженеров-пе-дагогов готовят в основном в стенах технических университетов, то и вся техническая составляющая, естественно, лежит на плечах преподавателей специальных дисциплин. В техническом вузе это не просто человек, который в совершенстве знает свое дело, это, прежде всего, педагог. Но есть одна существенная проблема: преподавателей специальных дисциплин для технических университетов сегодня в Украине как раз никто и не готовит. Кто становится преподавателями в техническом университете? Это, как правило, хорошие вчерашние студенты, которые прослушали восемь лекций по основам педагогики и психологи и присутствовали на восьми практических занятиях (причем в последнее время курс основ педагогики и психологии по рекомендации Министерства образования и науки Украины заменен курсом психологии). Достаточно ли этих знаний, чтобы вчерашние студенты, которые хорошо знают преподаваемую ими дисциплину, сегодня стали хорошими педагогами - вопрос риторический. Ведь до сих пор их представление о педагогической деятельности строилось на основе наблюдения за деятельностью преподавателя, находясь за студенческой партой. Все ли преподаватели пришли на эту

работу по зову сердца и призванию? Конечно же, нет. А это, в свою очередь, приводит к тому, что не всегда преподаватель инженерной дисциплины является эталоном педагога, той личностью, которая может сформировать личность будущего инженера-педагога. Е.Н. Пехота считает, что индивидуальные особенности будущего преподавателя должны быть высшей ценностью как для него самого, так и для всей системы педагогического образования, той составляющей, которая, прежде всего, обеспечивает качество образования [5, с. 7]. Ведь можно знать свое дело, но не уметь его преподавать. Каждый из нас в своей жизни встречался с преподавателями, которые не просто не умели передать свои знания студентам, но, к сожалению, нам встречались преподаватели, которых и близко нельзя подпускать к педагогической деятельности. Эти люди не только не передают свои знания студентам, они работают с обратным эффектом, то есть навсегда отбивают желание у них изучать преподаваемую ими дисциплину. В результате исследования, которое было проведено нами среди молодых преподавателей нескольких харьковских технических вузов (опросом были охвачены 122 молодых преподавателя специальных дисциплин со стажем преподавательской работы не более пяти лет) можно констатировать тот факт, что им не хватает знаний педагогики.

Кроме того, нами было проведено исследование мотивационной и профессиональной готовности молодых преподавателей технических дисциплин к педагогической деятельности и были получены следующие результаты:

- 25% молодых преподавателей технических дисциплин, то есть каждый четвертый, не считают обучение и воспитание молодежи важным для себя занятием;

- 22% преподавателей технических дисциплин не испытывают ни малейшего интереса к педагогической деятельности (практически каждый пятый преподаватель);

- 43% преподавателей технических дисциплин абсолютно не интересно общение со студентами на непрофессиональные темы;

- 41% преподавателей технических дисциплин не стремится к тому, чтобы совершен-

серия Педагогика и психология образования

10 Бондаренко В.В. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ш ш ТТАУЧНЫИ РЕЗУЛЬТАТ

БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА

ствовать свое преподавательское мастерство (хотя с азами преподавательской деятельности в высшей школе хотят познакомиться все сто процентов);

- 31% процент преподавателей технических дисциплин видит свою задачу только в том, чтобы изложить учебный материал, при этом совершенно не задумываются над эффективностью его изложения;

- 33% молодых преподавателей технических дисциплин не собирается заниматься научной деятельностью (в настоящее время преподаватель, который не занимается наукой - это уже нонсенс);

- 17% молодых преподавателей пришли на преподавательскую работу совершенно случайно, не испытывая ни малейшей внутренней потребности к этому виду профессиональной деятельности;

- 36% молодых преподавателей привлекает в преподавательской деятельности длительный летний отпуск;

- 45% молодых преподавателей в педагогической деятельности привлекает то, что не нужно находиться на работе «от звонка до звонка» [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования

и их обсуждение

Таков сегодня общий «портрет» молодого преподавателя специальных дисциплин. Если свести все эти цифры, то получается, что примерно каждый третий молодой пре-

подаватель профессионально непригоден. Эта печальная картина, к сожалению, свойственна не только высшим техническим университетам.

Вопрос формирования личности преподавателя технических дисциплин, в нашем случае инженера-педагога, широко обсуждаем в педагогической, философской и психологической литературе. Исследованию данного феномена посвящено огромное количество работ, каждая из которых рассматривает различные стороны этого явления. В данном исследовании формирование личности будущего инженера-педагога рассматривается с точки зрения активизации познавательных процессов, как в учебной деятельности будущих инженеров-педагогов, так и в профессиональной деятельности.

Заключение (CONCLUSIONS)

В процессе подготовки преподавателей для системы профессионального образования «активность» является стержневым понятием в вопросе формирования личности инженера-педагога, поскольку наиболее полно характеризует и личность, и процесс познания, и творческий подход к интерпретации и презентации своих знаний учащимся. В понимании автора инженер-педагог и личность - это синонимичные понятия, которые не могут существовать без активной познавательной позиции на протяжении всей жизни.

серия Педагогика и психология образования

Бондаренко В.В. ш ш уТАУЧНЫИ

11 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА-ПЕДАГОГА ААрезультат

ЛИТЕРАТУРА:

1. бвдокгмова О.О. Психолопчш засади ви-що! техшчно! освГти: МонографГя. Хар-к1в: ПП видавництво «Нове слово», 2009. 388 с.

2. Кремень В.Г. ФГлософГя освГти ХХ1 столГт-тя // Педагопка i психолопя. - 2003. №1 (XXXVIII). С. 6 - 16.

3. Лозова В.1. Цiлiсний пщхщ до форму-вання тзнавально! активностi школярiв. Харкiв: «ОВС», 2000. 164 с.

4. Пазенок В.С. Сощальна культура i сощ-альна творчiсть. К.: Знання, 1990. 47 с.

5. Пехота О.М. 1ндивщуальтсть учителя: теорiя i практика: Навчальний посiбник. Вид. 2-ге, перероб. i доп. Микола!в : ТОВ «Фiрма «Iлiон», 2009.272 с.

6. Собко Я.М. Особливост подготовки май-бутнiх iнженерно-педагогiчних пращв-никiв професшно! дiяльностi / Теоретич-

нi та методичнi засади розвитку педаго-пчно! освiти: педагогiчна майстершсть, творчiсть, технологи: Зб. Наук. праць. Харюв: НТУ «ХП1», 2007. С. 284 - 287

7. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Киев: Радянська школа, 1979. Т. 5. 678 с.

8. ФГлософський словник сощальних тер-мГнГв / Под загальною редакщею В.В. Ан-друщенка. ХаркГв: Корвш, 2002. 672 с.

9. Bondarenko, V.V. The progressive researches “Science & Genesis”: Prague, Czech Republic. Publishing Center of The International Scientific Association “Science & Genesis”, Prague, April №1, 2015. P. 84-86.

10. Turenko A.N., Bondarenko, V.V. Engineering competencies - traditions and innovations. Proceedings of the IGIP symposium. Moscow, 2008. P. 131 -132.

REFERENCES:

1. Yevdokymova O.O. Psychological Principles of Higher Technical Education. Kharkiv: PP vydavnytstvo «Nove slovo», 2009. 388 p.

2. Kremen, V.G. Pedagogy and Psychology. Vol. 1 (XXXVIII), 2003. Pp. 6-16.

3. Lozova, V.I. A Holistic Approach to Formation of Cognitive Activity in Students. Kharkiv: «ОВС», 2000. 64 p.

4. Pazenok V.S. Social Culture and Social Creative Work. Кут : Znannia, 1990. 47 p.

5. Piekhota О.М. Teacher’s Individuality: Theory and Practice. Mykolaiv: TOV «Firma «Ilion», 2009. 272 p.

6. Sоbkо Ya.M. Theoretical and Methodological Foundations of Teacher Education, Pedagogical Mastery, Creativity, Technology. Kharkiv: NTU «KhPI», 2007. Pp. 284-287.

7. Sukhomlinskii, V.A. Selected Works. Vol. 5. Кут: Rad. shkola, 1979. 678 p.

8. Philosophical Dictionary of Social Terms. Kharkiv: Когуш, 2002. 672 p.

9. Bondarenko V.V. The progressive researches “Science & Genesis”: Prague, Czech Republic. Publishing Center of The International Scientific Association “Science & Genesis”, Prague, April №1, 2015. Pp. 84-86 (in Czech Republic).

10. Turenko A.N., Bondarenko V.V. Engineering competencies - traditions and innovations. Proceedings of the IGIP symposium. Moscow, 2008. Pp. 131-132 (in Russ.)

серия Педагогика и психология образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.