УДК 378.14:004.032.6:687
Сейдаметова Зарема Нуриевна
кандидат педагогических наук Крымский инженерно-педагогический университет,
г. Симферополь
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ
ШВЕЙНОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматривается проблема формирования информационной компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля средствами мультимедийных технологий. Процесс формирования информационной компетентности студентов швейного профиля представлен моделью, под которой понимается описание и теоретическое обоснование структурно-функциональных компонентов (блоков) данного процесса: целевого, содержательного и результативного.
Ключевые слова: информационная компетентность, модель формирования информационной компетентности, будущий инженер-педагог швейного профиля, средства мультимедийных технологий.
Zarema Seydametova
Ph.D. (Pedagogy)
Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol
MODEL OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE ENGINEERS AND EDUCATORS OF SEWING PROFILE BY MEANS OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES
The problem of formation of information competence of the future engineers-teachers sewing profile means of multimedia technologies. The process of formation of information competence of students sewing profile is represented by a model. Model is a description and theoretical basis of structural and functional components (units) of the process: the target, meaningful and effective.
Keywords: information competence, a model of information competence, the future engineer and educator sewing profile, by means of multimedia technological.
Анализ научной литературы и практического опыта организации обучения в инженерно-педагогических заведениях свидетельствует о том, что вопросы профессиональной подготовки будущих инженеров-педагогов в свете проблем, связанных с процессами информатизации в образовании, остаются актуальными, требующими всестороннего исследования. Исходя из этого, проблема подготовки будущих инженеров-педагогов швейного профиля к жизни и профессиональной деятельности в информационно насыщенной среде, способных самостоятельно действовать в ней, эффективно использовать ее ресурсы, технологии, защищаться от ее негативных воздействий приобретает большое значение.
В контексте решения поставленной проблемы особое значение приобретают труды ученых, в которых раскрываются вопросы формирования готовности будущих специалистов к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности (А. Ашеров, М. Жалдак, Т. Бондаренко). Появился ряд научных исследований, в которых отмечается эффективность использования средств мультимедийных технологий в обучении, обеспечивающих существенное повышение теоретической и практической подготовки специалистов (И. Кожемяко, А. Осин).
Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в науке наработана значительная теоретико-методологическая база, которая создает предпосылки для целенаправленного и всестороннего осмысления проблемы информационной подготовки студентов в вузе. Однако изучение психолого-педагогических трудов, освещающих проблемы информационной компетентности студентов в высшем учебном заведении, показал, что вопрос ее формирования у инженеров-педагогов швейного профиля не выносился отдельной задачей. В связи с этим, целью данной статьи является описание
модели формирования информационной компетентности студентов швейного профиля средствами мультимедийных технологий.
Следует отметить, что среди множества существующих педагогических моделей, наиболее распространенным является структурно-функциональный тип моделей, который позволяет представить сущностные характеристики и взаимосвязи между структурными частями педагогической системы. Такое представление модели позволяет разбить сложный педагогический процесс, на отдельные блоки, что само по себе, облегчает представление и описание отдельных компонентов в ее структуре. Такой выбор типа модели позволяет отразить взаимодействие структурных блоков и их содержательное «наполнение» в процессе формирования информационной компетентности будущего инженера-педагога. Итак, под моделью формирования информационной компетентности студентов швейного профиля нами понимается описание и теоретическое обоснование структурно-функциональных компонентов (блоков) данного процесса: целевого, содержательного и результативного (рис. 1).
Раскроем более подробно содержание каждого структурно-функционального блока разработанной модели.
Целевой блок. При определении цели необходимо руководствоваться, прежде всего, социальным заказом информационного общества. Информационная компетентность - профессионально ключевое качество, являющееся залогом успешности специалиста в условиях информационного общества. Поэтому в основу разработанной модели положена основополагающая цель, задаваемая социальным заказом - сформировать информационную компетентность будущих инженеров-педагогов швейного профиля. Такая постановка общей цели, определяет конечный результат, который должен быть получен в ходе процесса обучения, т. е. инженер-педагог швейного профиля со сформированной информационной компетентностью.
35 з
х
X й и о а к
<и К
а о
о X н о о X ЕТ К Ч
3
X ю к
ё а и
£ к
з§
3 х н о о X л
4
£ <и
о X н о о X
£
н
§ зК^
3
<и н о
к
о
.а
§
И
ч
А
Социальный заказ информационного общества
Цель - сформировать информационную компетентность будущих инженеров-педагогов швейного профиля
Задачи: повысить мотивацию студентов к осуществления информационной деятельности, интерес к изучению МТ; сформировать знания и умения использовать средства МТ; развить способность к рефлексии собственной информационной деятельности
Этапы формирования информационной компетентности
Информационно-мотивационный Профессионально-деятельностный Рефлексив ны й
наглядные, частично-поисковый (работа с web-квестами), оформление электронных отчетов (е-отчеты), проектный
технические мультимедийные средства
(мультимедийный проектор, интерактивная доска)
учебные мультимедийные продукты
(мультимедийные презен-ции, мультимедийный учебное пособие, методические рекомендации с мультимедийным сопровождением)
Компоненты информационной компетентности
Личностный Когнитивный Операционный Рефлексивный
§
ю з£
£ СП
I й
I
Р-
Критерии сформированности информационной компетентности
Мотивационно-ценностный Познавательно-процессуальный Операционно-деятельностный Рефлексивно-оценочный
Уровни сформированности информационной компетентности
Высокий (развитый) Средний (достаточный) Низкий (ограниченный)
I
Прогнозируемый результат - сформированная информационная компетентность будущих инженеров-педагогов швейного профиля
Д Хп
щ Л
Е? ^
н н
~ §
5 н а ° д о
о * с
2 ^ §
о 8 о
3 ° н
8 л с
6 о
к о
н 2
Я 2 щ зК
К <0
а о
о X
л §
X о к
о о <и
и
а
е I
е £
«I
Щ &
С с и и о и
&
я
св
СО
К X а
о £ о о К
^ X
X
к
X
X щ
Й ^
2 ^
е о £ *
£ ы
и ш V В
и
«
^ с
О
а §
5 Я
<Я т 5
а
«
и а
О
к а с
Ч о щ о
О
к
X св са
8 о
X л Ч о
£
о «
зК
О О С ЕГ
К
Рис. 1.
Модель формирования информационной компетентности будущих
инженеров-педагогов швейного профиля
Следует отметить, что в данной модели структурно-логические связи между ее основными элементами определяются по «вертикали»: цель - задача -этапы формирования компонентов информационной компетентности -покомпонентная диагностика ее сформированности - уровни - ожидаемый результат. Исходя из этого, цель соотносится с задачами - повысить мотивацию студентов к осуществления информационной деятельности, интереса к изучению МТ; сформировать у них знания и умения использовать средства МТ; развить способность к рефлексии собственной информационной деятельности.
Содержательный блок модели представлен тремя этапами формирования информационной компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля (информационно-мотивационный, профессионально-деятельностный и рефлексивный). Каждый этап учебного процесса подразумевает применение определенных форм, методов обучения и средств мультимедийных технологий, направленных на достижение соответствующих уровней сформированности информационной компетентности. Так, реализация информационно-мотивационного этапа в обучении обеспечивает повышение учебной мотивации у студентов, их ознакомление с теоретическими и практическими основами использования информационных технологий в будущей профессиональной деятельности и направлен на формирование личностного и когнитивного компонентов информационной компетентности студентов. Эффективными формами обучения на этом этапе являются: 1) мультимедийные лекции в рамках дисциплин компьютерной направленности, в которых определяются основные цели, актуальность изучения учебного материала; 2) самостоятельная работа студентов с web-квестами для изучения дополнительного теоретического материала на различных Интернет-ресурсах. Также на данном этапе может быть выполнена самодиагностика знаний и умений студентов, необходимых для работы с различными средствами ИТ (универсальные текстовые, графические редакторы, поисковые системы в Интернет и т. д.; профессиональные: САПР одежды, мультимедийные технологии в обучении). Такая самодиагностика, в
свою очередь, стимулирует студентов к самостоятельному овладению как теоретическими, так и практическими знаниями.
Информационно-мотивационный этап необходимо реализовывать в рамках профильных дисциплин педагогического и технического цикла, содержание которых предполагает изучение возможностей применения современных ИТ в будущей инженерно-педагогической деятельности. Так, формирование системы знаний и представлений, составляющих содержательную когнитивную основу инженерной составляющей информационной компетентности будущего инженера-педагога швейного профиля, может осуществляться в рамках изучения учебных дисциплин «Автоматизация технологических процессов швейного производства», «Компьютерное конструирование одежды» или «Основы САПР одежды». Содержательная основа педагогической составляющей информационной компетентности может быть сформирована на материале дисциплин «Мультимедиа-технологии в обучении», «Креативные технологии в обучении», «Инновационные технологии в образовании» и т. д. Результатом реализации этого этапа является сформированная система мотивов и предметно -специальных знаний, относящихся к различным аспектам работы с информацией и в области информационных технологий (знание различных видов технических и программных средств универсальных и специальных информационных технологий, знания принципов разработки и применения мультимедийных продуктов учебного назначения и пр.).
Целью реализации профессионально-деятельностного этапа является формирование комплекса умений и навыков, образующих операционную основу информационной компетентности студентов. Содержание этапа - овладение опытом профессиональной деятельности с использованием информационных технологий на лабораторных и практических занятиях, разработка мультимедийных проектов учебного назначения, накопление опыта творческого применения полученных умений и навыков в учебно-профессиональной деятельности при решении профессионально-ориентированных задач.
На рефлексивном этапе студентами осуществляется самооценка собственной информационной деятельности при оформлении электронных отчетов (е-отчетов) по итогам выполнения лабораторных и практических работ по дисциплинам компьютерной направленности. На данном этапе студенты могут продемонстрировать результаты собственной информационной деятельности в форме е-отчетов с дальнейшей их публикацией на студенческих сайтах. Студенческий е-отчет рецензируется преподавателем, который оценивает содержание и оформление работ студентов и прикрепляет рецензию в форме комментария на web-странице с е-отчетом. Такая публикация в сети Интернет е-отчетов с последующей их оценкой (рецензией) преподавателем позволяет студентам проанализировать собственные результаты учебной деятельности и сопоставить их с результатами сокурсников.
Следует отметить, что выделенные компоненты информационной компетентности (личностный, когнитивный, операционный, рефлексивный) являются ведущими в моделировании процесса формирования информационной компетентности и служат основанием для создания необходимых организационно-педагогических условий. Для личностного компонента необходимы условия для формирования у студентов положительной мотивации к информационной деятельности, направленной на саморазвитие; к использованию ИТ для обработки и извлечения знаний из информации; к использованию компьютерных программ для решения профессиональных задач. Для когнитивного - условия для формирования у студентов системы знаний основных приемов осуществления информационной деятельности (получение, обработка, представление информации); знаний принципов работы, возможностей средств мультимедийных технологий для обработки информации, для решения профессиональных задач с использованием средств ИТ. Для операционного компонента - условия для формирования у студентов умений и навыков к осуществлению поиска необходимой информации, ее аналитико-синтетической обработке и представлению; приобретения опыта использования программных мультимедийных средств. Для рефлексивного - условия
формирования умений к осуществлению самооценки собственной деятельности студентов.
В представленной модели, в качестве организационно-педагогических условий, наиболее значимых для формирования информационной компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля, были выявлены следующие: 1) организация профессионально ориентированного обучения студентов с использованием средств мультимедийных технологий; 2) привлечение будущих инженеров-педагогов швейного профиля к самостоятельной учебной деятельности с помощью мультимедийных технологий; 3) включение студентов в проектную деятельность с использованием мультимедийных технологий.
Для создания организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля в процессе их обучения необходимо использовать активные методы обучения и соответствующие средства мультимедийных технологий. Для первого условия (организация профессионально ориентированного обучения студентов с использованием средств мультимедийных технологий) - наглядные методы с использованием мультимедийных презентаций, мультимедийного учебного пособия «Компьютерное конструирование одежды в САПР <Лш», а также методических рекомендаций с мультимедийным сопровождением к проведению практических занятий по дисциплине «Мультимедийные технологии в образовании»).
Для второго условия (привлечение будущих инженеров-педагогов швейного профиля к самостоятельной учебной деятельности с помощью мультимедийных технологий) использовались практические методы обучения (оформление студентами е-отчетов, работа с web-квестами); 3) для третьего условия (включение студентов в проектную деятельность с использованием мультимедийных технологий) использовался проектный метод - разработка студенческих мультимедийных проектов.
Результативный блок модели описывает уровни сформированности информационной компетентности будущих инженеров-педагогов швейного профиля по следующим критериям и показателям: мотивационно-ценностный (проявление интереса к изучению ИТ, стремление использовать средства ИТ в дальнейшей профессиональной деятельности); познавательно-процессуальный (владение знаниями о возможностях использования ИТ в будущей профессиональной деятельности, об основных принципах создания мультимедийных продуктов учебного назначения); операционно-деятельностный (сформированность умений самостоятельно выполнять практические задачи: осуществлять поиск, отбор, обработку информации, использовать программные средства для создания информации различных типов (изображение, анимация, чертежи конструкций одежды) и их объединения в мультимедийный продукт); рефлексивно-оценочный (самооценка результатов собственной информационной деятельности). На основе уточненных критериев и показателей сформированности информационной компетентности студентов выделены ее уровни: низкий (ограниченный), средний (достаточный), высокий (развитый).
Таким образом, разработанная модель формирования информационной компетентности студентов средствами мультимедийных технологий по своей структуре и системе взаимосвязей может обеспечить оптимизацию информационной подготовки будущих инженеров-педагогов швейного профиля. Эффективности реализации модели способствует применение комплекса организационно-педагогических условий на каждом этапе формирования информационной компетентности с необходимой совокупностью содержательного наполнения, форм и средств мультимедийных технологий, направленных на достижение соответствующих уровней сформированности информационной компетентности.
Литература
1. Ашеров А. Т. Компьютерная и информационная грамотность студентов технических специальностей как компоненты информационной культуры / А. Т. Ашеров, Т. Л. Богданова // Проблеми iнженерно-педагогiчноï освгги : зб. наук. праць. — Вип. 7. — Харкв : У1ПА, 2004. — С. 151-161.
2. Жалдак М. И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Жалдак Мирослав Иванович. — М., 1989. — 378 с.
3. Бондаренко Т. С. Формування готовност до розробки та використання комп'ютерних навчальних систем у майбутшх iнженерiв-педагопв : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук : спец. 13.00.04 «Теорiя i методика професiйноï освгги» / Т. С. Бондаренко. — К., 2012. — 20 с.
4. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы : [монография] / Александр Васильевич Осин. — М. : Издательский сервис, 2010. — 328 с.
5. Кожемяко И. Л. Активизация познавательно-профессиональной деятельности студентов посредством мультимедиа технологий : дис ... кан. пед. наук : 13.00.08 / Кожемяко Ирина Леонидовна. — Кемерово, 2011. — 267 с.
References
1. Asherov A. T. Komp'juternaja i informacionnaja gramotnost' studentov tehnicheskih special'nostej kak komponenty informacionnoj kul'tury / A. T. Asherov, T. L. Bogdanova // Problemi inzhenerno-pedagogichnoï osviti ; zb. nauk. prac'. — Vip. 7. — Harkiv i UIPA, 2004. — S. 151-161. (in Russian)
2. Zhaldak M. I. Sistema podgotovki uchitelja k ispol'zovaniju informacionnoj tehnologii v uchebnom processe i dis. ... dokt. ped. nauk i 13.00.02 / Zhaldak Miroslav Ivanovich. — M., 1989. — 378 s. (in Russian)
3. Bondarenko T. S. Formuvannja gotovnosti do rozrobki ta vikoristannja komp'juternih navchal'nih sistem u majbutnih inzheneriv-pedagogiv i avtoref. dis. na
zdobuttja nauk. stupenja kand. ped. nauk : spec. 13.00.04 «Teorija i metodika profesijnoi osviti» / T. S. Bondarenko. — K., 2012. — 20 s. (in Ukrainian)
4. Osin A. V. Otkrytye obrazovatel'nye modul'nye mul'timedia sistemy : [monografija] / Aleksandr Vasil'evich Osin. — M. : Izdatel'skij servis, 2010. — 328 s.
(in Russian)
5. Kozhemjako I. L. Aktivizacija poznavatel'no-professional'noj dejatel'nosti studentov posredstvom mul'timedia tehnologij : dis ... kan. ped. nauk : 13.00.08 / Kozhemjako Irina Leonidovna. — Kemerovo, 2011. — 267 s. (in Russian)