Научная статья на тему 'Педагогические кадры - основа будущего общества'

Педагогические кадры - основа будущего общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1429
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / СТАТУС ПЕДАГОГА / ДИДАКТОГЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / PEDAGOGICAL PERSONNEL / STATUS OF A TEACHER / DIDACTOGENIA / EMOTIONAL BURNOUT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / SPIRITUAL-MORAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешков Николай Иванович

Актуальность и цели. Формированию педагогических кадров в системе высшего профессионального образования необходимо уделять особое внимание, поскольку они стоят у истоков подготовки специалистов различных направлений, определяющих вектор социально-экономического развития страны. Целью исследования является анализ и оценка подготовки педагогических кадров в системе высшего образования. Материалы и методы. Статья подготовлена на основании как теоретического, так и практического материала. Методы наблюдение за характером самостоятельной работы студентов, опрос (интервьюирование и анкетирование), направленный на изучение отношения студентов к профессии педагога и значимости его деятельности. Результаты. Проведен теоретический анализ проблемы подготовки педагогических кадров с опорой на экспериментально-практические данные. Выводы. Социальный статус педагога не достигает того уровня, на котором он должен находиться. Одна из задач государственной образовательной политики состоит в том, чтобы поднять его на должный уровень. Брак педагогической деятельности сказывается как на обучаемых (дидактогения), так и на самом преподавателе (эмоциональное выгорание). Подготовка педагогов на уровне специалитета могла бы существенно повысить их профессиональный уровень. В настоящее время имеется настоятельная необходимость подготовки инженеров-педагогов, ориентированных на формирование духовно-нравственной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PERSONNEL - THE BASE OF THE FUTURE

Background. It’s necessary to place a high emphasis on pedagogical specialists training in the system of higher professional education, because they in their turn teach specialists of different sectors defining socio-economic trends in the country. The research goal is to analyze and evaluate pedagogical specialists training in the system of higher professional education in the country. Material and methods. The paper is prepared both on the basis of theoretical and practical materials. The main research methods included observing independent work of students, interviewing and surveying aimed at studying attitudes of students to the teacher profession and its importance. Results. The author conducted a theoretical analysis of the problem of pedagogical specialists training on the basis of experimental and practical data. Conclusions. Unfortunately, the social status of a teacher does not reach the necessary level. One of the tasks of the national educational politicy consists in its raising. The defect of pedagogical work shows up on students (didactogenia) and also on a teacher (emotional burnout). Teachers training at the specialist degree level can enhance their professional level. There is an imperative need now for training engineering teachers oriented at developing the spiritual-moral culture in students.

Текст научной работы на тему «Педагогические кадры - основа будущего общества»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.013:378

DOI: 10.21685/2072-3024-2016-4-13

Н. И. Мешков

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ -ОСНОВА БУДУЩЕГО ОБЩЕСТВА

Аннотация.

Актуальность и цели. Формированию педагогических кадров в системе высшего профессионального образования необходимо уделять особое внимание, поскольку они стоят у истоков подготовки специалистов различных направлений, определяющих вектор социально-экономического развития страны. Целью исследования является анализ и оценка подготовки педагогических кадров в системе высшего образования.

Материалы и методы. Статья подготовлена на основании как теоретического, так и практического материала. Методы - наблюдение за характером самостоятельной работы студентов, опрос (интервьюирование и анкетирование), направленный на изучение отношения студентов к профессии педагога и значимости его деятельности.

Результаты. Проведен теоретический анализ проблемы подготовки педагогических кадров с опорой на экспериментально-практические данные.

Выводы. Социальный статус педагога не достигает того уровня, на котором он должен находиться. Одна из задач государственной образовательной политики состоит в том, чтобы поднять его на должный уровень. Брак педагогической деятельности сказывается как на обучаемых (дидактогения), так и на самом преподавателе (эмоциональное выгорание). Подготовка педагогов на уровне специалитета могла бы существенно повысить их профессиональный уровень. В настоящее время имеется настоятельная необходимость подготовки инженеров-педагогов, ориентированных на формирование духовно-нравственной культуры студентов.

Ключевые слова: педагогические кадры, статус педагога, дидактогения, эмоциональное выгорание, педагогические технологии, духовно-нравственная культура.

N. I. Meshkov

PEDAGOGICAL PERSONNEL - THE BASE OF THE FUTURE

Abstract.

Background. It's necessary to place a high emphasis on pedagogical specialists training in the system of higher professional education, because they in their turn teach specialists of different sectors defining socio-economic trends in the country. The research goal is to analyze and evaluate pedagogical specialists training in the system of higher professional education in the country.

Material and methods. The paper is prepared both on the basis of theoretical and practical materials. The main research methods included observing independent

work of students, interviewing and surveying aimed at studying attitudes of students to the teacher profession and its importance.

Results. The author conducted a theoretical analysis of the problem of pedagogical specialists training on the basis of experimental and practical data.

Conclusions. Unfortunately, the social status of a teacher does not reach the necessary level. One of the tasks of the national educational politicy consists in its raising. The defect of pedagogical work shows up on students (didactogenia) and also on a teacher (emotional burnout). Teachers training at the specialist degree level can enhance their professional level. There is an imperative need now for training engineering teachers oriented at developing the spiritual-moral culture in students.

Key words: pedagogical personnel, status of a teacher, didactogenia, emotional burnout, pedagogical technologies, spiritual-moral culture.

Подготовка педагогических кадров, отвечающих современным требованиям, - особо важная задача, стоящая перед всей системой российского образования. Данная задача всегда являлась наиболее актуальной и находилась на переднем крае социальной политики государства. Однако ее решение далеко не всегда носило выверенный и верный характер. Многие отечественные ученые в различные исторические периоды занимались решением данной проблемы, пытаясь оптимизировать и повысить качество подготовки педагогов для различных образовательных учреждений, организаций. Особое внимание ей уделял отец русских учителей К. Д. Ушинский, который отмечал, что в деле русского просвещения самый существенный недостаток есть недостаток хороших наставников. Он пытался поднять авторитет учителя, показать его общественную значимость. В различных статьях им был дан образ учителя и показаны требования к нему.

Педагогическая профессия является одной из наиболее старейших. Она появилась с того времени, когда в обществе возникла потребность в усвоении опыта, накопленного предыдущими поколениями, а следовательно, в его «передаче». В педагогической, методической литературе, в обиходе, в том числе и педагогическом, нередко употребляется выражение «передача знаний, умений, навыков» и пр. Однако их передать невозможно, они есть результат обучения, т.е. активной совместной деятельности обеих его сторон. Тем не менее роль педагога в процессе обучения особо значима. Если раньше одной из основных функций преподавания в процессе обучения была трансляция информации, на основе которой в результате различной степени активности у субъектов познания, учения формировался соответствующий опыт, то сегодня данная функция ушла в разряд неосновных. Преподавателя в этом отношении могут заменить и заменяют технические устройства, современные образовательные технологии. Сегодня наиболее значимой функцией, в большей степени определяющей лицо преподавателя, его профессионализм, выступает функция организации и управления учебно-воспитательным процессом. А там, где сама технология обучения требует самоорганизации и самоуправления, например в технологии программированного обучения или в выполнении домашней самостоятельной работы, тем не менее имплицитно присутствие педагога необходимо.

Крылатое выражение «Кадры решают все» имеет особое отношение к педагогическим работникам, ибо они выступают в центре подготовки всех

остальных кадров. Как было отмечено выше, проблема подготовки педагогических кадров была актуальна во все времена исторического развития общества. Однако существовали определенные периоды, когда отношение к ним было не на должном уровне. Не вдаваясь в анализ и оценку подготовки педагогических кадров в различные исторические периоды, акцентируем внимание на современном этапе развития общества. В перестроечные и постперестроечные времена отношение к профессии педагога изменилось далеко не в лучшую сторону. Это находит свое доказательство в социальных, педагогических исследованиях. Директор Института педагогического образования Российской академии образования доктор педагогических наук, профессор И. И. Соколова отмечает: «Социальный статус педагога зависит от того, каков портрет учителя, увиденный глазами общества. Согласно отчету Фонда общественного мнения о результатах опроса населения, проведенного в октябре 2008 г. в 44 субъектах Российской Федерации (100 населенных пунктов, 1500 респондентов), 50 % россиян считают, что профессия педагога не пользуется уважением, авторитет педагогической профессии не признают 65 % наших сограждан. Только 46 % респондентов высказали предположение, что самим педагогам их профессия нравится. По мнению 69 % опрошенных, педагоги в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Следует отметить, что несколько лет назад педагогов к "среднему классу" относило меньшее число опрошенных» [1]. Согласно нашим исследованиям, проведенным в 2016 г., 95 % студентов гуманитарных факультетов старших курсов (выборка составила 100 человек) говорят о высокой значимости педагогической профессии. В то же время около 60 % отмечают низкий авторитет педагога. Данная оценка может быть следствием низкой материальной и моральной оценки педагогов со стороны государства и общества. Формально проявляло себя утверждение о высоком статусе педагогических работников, особом значении их деятельности, приоритетности труда педагога. Но в жизни далеко не все соответствовало пониманию важности данного вида деятельности.

Реальный статус педагога, значимость его труда имеют направленность к критической отметке, за пределами которой в общественном сознании не может быть достойного места в иерархии профессий. Об этом говорят высказывания самих педагогов, студентов, обучающихся по педагогическим профессиям, конкурс абитуриентов, желающих посвятить себя «доброму, вечному». На изменение общественного сознания в этом отношении большую роль оказали органы управления образованием, которые зачастую принимали далеко не популярные решения. Кроме того, моральная и особенно материальная оценка труда педагога оказались очень низкими. В настоящее время наиболее низкая оценка педагогического труда имеется в профессиональной школе, которая сегодня испытывает довольно высокий прессинг в отношении различных видов деятельности. Чрезмерная мобильность педагогической деятельности, высокая интенсивность труда нередко приводят к такому явлению, как эмоциональное выгорание, оказывающее негативное влияния на продуктивность работы педагогических кадров. Наиболее низкие показатели таких смысложизненных ориентаций, как цели, процесс, результативность жизни, «локус контроля - я», «локус контроля - жизнь», наблюдаются у педагогов, переживших кризис 50 лет [2].

В 1990-е гг. в образовательных учреждениях основная ставка была сделана на дидактический процесс, воспитание осталось в его тени. Все мы прекрасно знаем, что предыдущий Закон РФ «Об образовании» (1992) также обошел воспитание как сторону педагогической действительности. Ориентация только на дидактический вектор образовательного процесса, на характер познавательной деятельности обучаемых, определяемый педагогом, в отрыве от человековедческой, воспитательной деятельности способствовала возникновению дидактогений. Дидактогения есть негативное психоэмоциональное состояние обучаемых вследствие грубого вербального воздействия, неадекватных действий и поступков педагога, неблагоприятных условий социализации в образовательном учреждении. Как отмечают некоторые исследователи, при дидактогении возникают негативные психические состояния, проявляемые страхами, подавленным настроением. Они отрицательно сказываются на деятельности учащегося, затрудняют межличностные отношения. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога [3]. Мы полагаем, что генезис дидактогении может быть вызван и другими причинами, а не только педагогом. В данном случае психические возможности познающего субъекта могут быть неадекватными решаемым познавательным задачам. Например, конгруэнтность способностей, равно как и других познавательных и личностных качеств, как мера соответствия психических возможностей, идеального внешнему реальному может быть довольно низкой. Тем не менее психоэмоциональные дефекты в развитии личности обучаемого прежде всего возникают в результате низкой психологической и профессионально-педагогической культуры педагога. Нередко в образовательном процессе наблюдается дидактическая гипертрофия в ущерб воспитательной деятельности. В связи с этим сегодня имеется необходимость в особой актуализации гуманитарной, психолого-педагогической подготовки педагогических кадров. Она особо значима не только для будущих педагогов-профессионалов, но и других специалистов, участвующих в той или иной профессиональной деятельности на основе межличностных взаимоотношений. Эти и другие аспекты в деятельности педагогических работников оказывают свое непосредственное влияние на формирование личности и в конечном счете общества.

Вопросы, имеющие непосредственное отношение к подготовке педагогических кадров, к оптимизации педагогической деятельности в профессиональной школе, были предметом обсуждения на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Качественное образование во имя страны», проходившем в Пензе в октябре 2014 г.

В своей речи В. В. Путин обратил внимание на следующие позитивные моменты, которые происходят в системе образования: «За последние годы улучшилась и инфраструктура образования, я имею в виду самые простые вещи, тем не менее, важные: отремонтировано значительное количество школ, построены спортивные площадки, появились современные компьютерные классы. Важно, что выросли и социальный статус, и заработная плата учителей. Я знаю, что наверняка будут предложения по поводу того, что нужно еще сделать на этом направлении, но все-таки это тоже факт. И хочу вас заверить, что мы будем и дальше уделять, и я лично, разумеется, этому вопросу самое серьезное внимание» [4]. На дискуссионных площадках фору-

ма по темам «Миссия и статус педагога: современный преподаватель и вызовы общества», «Ценности национального образования: воспитание и формирование российской идентичности», «Доступное образование для всех», «Качество образования в России: деградация или развитие?» и «Новая повестка развития экономики: требования к образованию» были подняты самые различные важные вопросы, имеющие отношение к системе образования, педагогическим кадрам. Одним из них был вопрос о подготовке педагогических кадров на уровне специалитета, что вызвало одобрение аудитории форума. Надо отдать должное такому предложению, поскольку бакалавриат, по мнению довольно представительного круга людей, а также педагогических работников, не оправдывает себя в отношении качества подготовки педагогических кадров.

К сожалению, в фарватере болонского процесса, подхода подготовки педагогических кадров на уровне бакалавриата проявили себя и другие отрицательные моменты. Так, в некоторых университетах страны, которые рождались прежде всего как педагогические вузы и имели значительный опыт в этом направлении, отказались от подготовки педагогических кадров. А ведь университеты страны - это прежде всего кузница кадров, в том числе и педагогических. В отличие от педвузов они имеют более оснащенную материально-техническую базу, кроме того, характеризуются высоко квалифицированным педагогическим составом, фундаментальностью преподаваемых дисциплин. В связи с этим возникает вопрос: от какого наследия мы отказываемся? Кроме того, с устранением подготовки педагогических кадров нередко упраздняются педагогические кафедры, функция которых не только в теоретической, методической и практической подготовке преподавателей для различных учреждений системы образования, но и в координации вузовского педагогического процесса, в педагогическом самовоспроизводстве. Мы считаем, что технократическая ориентация образовательного процесса при отсутствии педагогических кафедр, центров будет более выраженной. Данное обстоятельство окажет свое неблагоприятное влияние на формирование духовно-нравственной культуры формируемого специалиста высшей квалификации. Также педагогический контингент университета, как преподавательский, так и студенческий, выступает серьезной площадкой для проведения научных исследований в отношении специфики и качества подготовки педагогов в системе университетского образования.

Одна из проблем, которая также была поднята на вышеуказанном форуме, - проблема перевода бакалавриата в специалитет на инженерно-технических факультетах. Более того, данную проблему, по нашему мнению, можно было бы развернуть в отношении подготовки инженерно-педагогических кадров в высшей школе страны, поскольку успешное развитие научно-технического направления, оказывающее свое непосредственное влияние на экономический потенциал страны, во многом определяется инженерно-техническим персоналом. Его подготовка наиболее эффективна в том случае, когда в образовательном процессе примут участие соответствующие специалисты, имеющие педагогическую подготовку, которые наряду с технократической будут формировать и гуманитарную культуру личности современного инженера.

Формирование гармонично развитой, социально активной, творческой личности современного специалиста высшей квалификации полифакторно детерминировано. Одним из особо значимых факторов такого формирования выступает образовательный процесс, ориентированный на современные образовательные технологии.

Рассуждая о гуманитарной подготовке инженеров в Московском техническом университете имени Н. Э. Баумана в русле проблемы современных образовательных технологий, декан факультета «Социальные и гуманитарные науки» данного университета профессор В. Н. Ремарчук отметил: «Никакого подъема, модернизационного прорыва в стране не удастся осуществить, если он отсутствует в головах. Мы убеждены, что новую цивилизацию, основанную на high-tech-технологиях, невозможно построить на основе примитивной духовной сферы. В этой связи гуманитарное образование, от которого зависит становление духовного мира современного специалиста, по большому счету оказывается одним из факторов обеспечения национальной безопасности страны» [5, с. 71]. Профессор Преображенский из известного произведения М. Булгакова говорил, что разруха начинается в головах. Подъем, мо-дернизационный прорыв также начинается в головах. Отсюда очень важно в процессе подготовки специалистов особое внимание уделять их интеллектуальному развитию, надлежащему формированию обоих полушарий головного мозга, отвечающих за различные психические функции. Однако гуманитарная составляющая в техническом образовании не должна быть относительно самостоятельной и независимой от технического содержания. В данном случае используемая образовательная технология должна быть не аддитивной, а носить симультанный и сукцессивный характер, при котором будет иметь место взаимопроникновение одной составляющей в другую, раскрытие того или иного технического аспекта в гуманитарном сопровождении и наоборот. Эту особенность также отметил В. Н. Ремарчук: «Необходимо включение элементов гуманитарного знания в естественно-научные и технические дисциплины, другими словами, гуманитарная культура должна имманентно пронизывать содержание технических и естественных наук» [5, с. 72].

Духовная культура, которая во многом формируется в процессе раскрытия содержания гуманитарного знания, не противоречит научной культуре, а занимает фундаментальное положение, определяя развитие последней. В свою очередь, духовная культура, определяя и выверяя гуманитарное знание, посредством его оказывает свое влияние на различные направления знания вообще и технического в частности. Дух обширнее ума и оказывает на него свое влияние. Отсюда познание может быть как относительно рациональным, так и духовным. По-видимому, чистого рационального познания нет. Оно во многом определяется духовностью. Однако духовность может иметь два противоположных полюса. Подлинной духовности в христианском ее понимании может противостоять темная духовность. Приближение к истине возможно только в том случае, когда ученый, исследователь, педагог, формирующий личность другого человека, прибегает к подлинной духовности. В связи с этим возникает необходимость формирования у педагогов, которые в первую очередь являются ваятелями личности специалиста, закладывают ее основы, духовно-нравственной культуры. В отличие от нравственной культуры, которая является преходящей, носила и носит классовый характер,

отражает особенности менталитета различных социальных и национальных образований, духовно-нравственная культура позволяет формировать устойчивый стержень личности, определяющий ее вектор жизненного пути.

Сторонники рационализма, ориентируясь на гносеологию, на основную формулу ее познания, рассматривают знания как результат познавательной деятельности, как субъективную характеристику объективного мира познающего субъекта. К сожалению, в курсах философии, психологии и других науках не вполне достаточно рассматривается в качестве альтернативного механизма познания иной «механизм», отличный от рационального познания в материалистическом представлении. Такое познание связано с высшими духовными способностями. На данное обстоятельство указывал святитель Лука (Войно-Ясенецкий) [6].

Категория духовного, духовности сегодня нередко понимается как познавательная деятельность в совокупности обеспечивающих ее психических процессов. Однако их необходимо отнести к идеальной, а не духовной сфере. По этому поводу С. Л. Рубинштейн писал: «В гносеологическом отношении к объективной реальности психические явления выступают как ее образ. Именно с этим отношением образа к предмету, идеи к вещи связана характеристика психических явлений как идеальных; именно в гносеологическом плане психическое выступает как идеальное. <...> Психические явления объективно как таковые всегда стоят в гносеологическом отношении к объективной реальности, и поэтому они всегда сохраняют эту характеристику идеального» [7, с. 72].

Одна из задач педагога состоит в формировании духовной культуры воспитанников. Однако зачастую в педагогический процесс привносятся такие содержание, средства, формы, которые ведут к темному полюсу духовности, деформируя мировоззрение личности формируемого специалиста. Можем ли мы сегодня утверждать, несмотря на то, что в процессе воспитания взят курс на формирование духовно-нравственной культуры людей как некоей скрепы общества, что все педагоги придерживаются его? Увы, это далеко не соответствует истинному положению вещей. Ориентиры будущего должны опираться на отечественные традиции. Данное обстоятельство необходимо учитывать в процессе создания инноваций, новых педагогических технологий или их некритических заимствований. Вальдорфская педагогика, антихристианская суть которой была определена мировоззрением ее основателя -немецкого философа-мистика Рудольфа Штейнера, например, представляет собой синкретичность западных и восточных религиозно-оккультных учений, где представлены элементы гностицизма, кабалистики, пифагорейской мистики чисел. А ведь немало педагогов, увлекающихся этой педагогикой. Очень распространенными формами воспитательной работы, в том числе и в высшей профессиональной школе, являются такие, как Хэллоуин, «Любовь с первого взгляда», которые далеки от формирования подлинной духовной культуры. Они оказывают свое деструктивное влияние на формирование личности современного специалиста как значимого субъекта, определяющего социальную стабильность общества и его безопасность [8].

Список литературы

1. Соколова, И. И. Портрет современного педагога / И. И. Соколова. - URL: http://www.profrussia.ru/levoe-menyu/obrazovanie-i-nauka/portret-sovremennogo-peda goga.html

2. Дмитриева, Ю. Н. Эмоциональное выгорание в контексте переживания возрастного кризиса педагогами / Ю. Н. Дмитриева // Интеграция образования. -2011. - № 3. - С. 89-94.

3. Богданова, О. А. Дидактогения и необходимость ее профилактики / О. А. Богданова. - URL: http://school620rostok.ucoz.ru/publ/stati/didaktogenija_i_neobkhodimost_ ee_profilaktiki/3-1-0-9

4. Форум ОНФ «Качественное образование во имя страны». - URL: http://onf.ru/ 2014/10/15/putin-vystupil-pered-uchastnikami-obrazovatelnogo-foruma-onf-v-penze/

5. Ремарчук, В. Н. О гуманитарной подготовке инженеров (некоторые итоги научно-методической конференции) / В. Н. Ремарчук. - URL: http://vovr.ru/upload/ remarchyk.pdf

6. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело / Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). - Ростов н/Д : Троицкое слово, 2001. -320 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2003. - 512 с.

8. Мешков, Н. И. О воспитании / Н. И. Мешков // Гуманитарий. - 2011. -№ 1 (13). - С. 26-35.

References

1. Sokolova I. I. Portret sovremennogo pedagoga [The image of a modern teacher]. Available at: http://www.profrussia.ru/levoe-menyu/obrazovanie-i-nauka/portret-sovremen nogo-pedagoga.html

2. Dmitrieva Yu. N. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education]. 2011, no. 3, pp. 89-94.

3. Bogdanova O. A. Didaktogeniya i neobkhodimost' ee profilaktiki [Didactogenia and a necessity for its prevention]. Available at: http://school620rostok.ucoz.ru/publ/stati/ didaktogenija_i_neobkhodimost_ee_profilaktiki/3 -1-0-9

4. Forum ONF «Kachestvennoe obrazovanie vo imya strany» [Forum "Quality education for country's sake"]. Available at: http://onf.ru/2014/10/15/putin-vystupil-pered-uchast nikami-obrazovatelnogo-foruma-onf-v-penze/

5. Remarchuk V. N. O gumanitarnoy podgotovke inzhenerov (nekotorye itogi nauchno-metodicheskoy konferentsii) [On humanitarian training of engineers (certain results of the scientific and methodological conference)]. Available at: http://vovr.ru/upload/ remarchyk.pdf

6. Svyatitel' Luka (Voyno-Yasenetskiy). Nauka i religiya. Dukh, dusha i telo [Science and religion. Spirit, soul and body]. Rostov-on-Don: Troitskoe slovo, 2001, 320 p.

7. Rubinshteyn S. L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir [Existence and consciousness. The man and the world]. Saint-Petersburg: Piter, 2003, 512 p.

8. Meshkov N. I. Gumanitariy [Humanities]. 2011, no. 1 (13), pp. 26-35.

Мешков Николай Иванович

доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68)

E-mail: [email protected]

Meshkov Nikolay Ivanovich

Doctor of psychological science, professor,

sub-department of psychology, Ogarev

Mordovia State University

(68 Bolshevistskaya street,

Saransk, Russia)

УДК 37.013:378 Мешков, Н. И.

Педагогические кадры - основа будущего общества / Н. И. Мешков // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2016. - № 4 (40). - С. 127-135. БОТ: 10.21685/2072-3024-2016-4-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.