Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное развитие студента в формировании педагогического опыта'

Личностно-профессиональное развитие студента в формировании педагогического опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА / РЕПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП ПРИОБРЕТЕНИЯ ОПЫТА / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ / СОБСТВЕННО ТВОРЧЕСКИЙ / EDUCATIONAL PROCESS / PERSONAL QUALITIES OF A TEACHER / PREPARATION OF A FUTURE TEACHER / PROFESSIONAL EXPERIENCE / EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / METHODOLOGY OF PREPARING STUDENTS / TEACHING STAFF / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING PROFESSIONAL EXPERIENCE / THE REPRODUCTIVE STAGE OF GAINING EXPERIENCE / PERSPECTIVE / REFLEXIVE / PROPER CREATIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Галина Антоновна

Модернизация системы общего образования предъявляет особые требования к подготовке будущего учителя, которые связаны не только с усвоением теоретического материала, но и с формированием опыта педагогической деятельности. Во многих научных исследованиях по изучению вопроса качественной подготовки студентов педагогической направленности отмечается, что формирование опыта профессиональной деятельности на этапе обучения в высшем учебном заведении является необходимым. Однако анализ деятельности студентов в период педагогической практики показывает, что студенты в большей степени склонны к репродуктивной деятельности и практически не проявляют индивидуальности, творческой инициативы в организации обучения. В основном при планировании урока внимание студентов концентрируется на формировании научно-понятийных знаний и практически не учитывается процесс развития личностных качеств обучающегося и формирование его универсальных учебных действий. Отсюда проблема подготовки учителя на основе личностно-профессионального развития в процессе формирования опыта педагогической деятельности как результата интеграции педагогической теории и практики, приобретает особую актуальность. Спектр ряда проблем, имеющих место в инновационном образовательном пространстве, порождает необходимость преобразования методологии подготовки педагогических кадров. Для решения создавшихся проблем предлагается использование системной методологии, основанной на взаимосвязи процесса формирования педагогического опыта и процесса развития личностно-профессиональных качеств студента. Процесс подготовки будущего педагога будет более эффективным, если в ходе теоретической и практической подготовки профессиональное становление личности будет оцениваться как результат внутреннего движения на основе рефлексии, самоанализа собственной педагогической деятельности и как развитие внутренней мотивации к самосовершенствованию и приобретению педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE

Modernization of the general education system has special requirements for the preparation of a future teacher, which are not only related to the assimilation of theoretical material, but also to the formation of the experience of teaching. In many research studies on the issue of high-quality training of students of pedagogical orientation, it is noted that the formation of professional experience at the stage of study in a higher educational institution is necessary. However, an analysis of the activities of students in the period of teaching practice shows that students are more prone to reproductive activity and practically do not show individuality and creative initiative in organizing education. Basically, when planning a lesson, students' attention concentrates on the formation of scientific and conceptual knowledge and practically does not take into account the process of developing the student's personal qualities and the formation of his universal educational activities. Hence the problem of preparing a teacher on the basis of personal-professional development in the process of forming the experience of pedagogical activity as a result of the integration of pedagogical theory and practice is of particular relevance. The spectrum of a number of problems occurring in the innovative educational space, necessitates the transformation of the methodology for the training of teachers. To solve the created problems, it is proposed to use a system methodology based on the interrelation of the process of formation of pedagogical experience and the process of development of the student's personal and professional qualities. The process of preparing a future teacher will be more effective if, during theoretical and practical preparation, the professional development of a person will be assessed as a result of internal movement based on reflection, self-analysis of their own pedagogical activity and development of internal motivation for self-improvement and acquisition of pedagogical experience.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное развитие студента в формировании педагогического опыта»

Pichugina Galina Antonowna PERSONAL-PROFESSIONAL ..

pedagogical sciences

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0068

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

© 2019

Пичугина Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» Саратовский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83 , e-mail: [email protected])

Аннотация. Модернизация системы общего образования предъявляет особые требования к подготовке будущего учителя, которые связаны не только с усвоением теоретического материала, но и с формированием опыта педагогической деятельности. Во многих научных исследованиях по изучению вопроса качественной подготовки студентов педагогической направленности отмечается, что формирование опыта профессиональной деятельности на этапе обучения в высшем учебном заведении является необходимым. Однако анализ деятельности студентов в период педагогической практики показывает, что студенты в большей степени склонны к репродуктивной деятельности и практически не проявляют индивидуальности, творческой инициативы в организации обучения. В основном при планировании урока внимание студентов концентрируется на формировании научно-понятийных знаний и практически не учитывается процесс развития личностных качеств обучающегося и формирование его универсальных учебных действий. Отсюда проблема подготовки учителя на основе личностно-профессионального развития в процессе формирования опыта педагогической деятельности как результата интеграции педагогической теории и практики, приобретает особую актуальность. Спектр ряда проблем, имеющих место в инновационном образовательном пространстве, порождает необходимость преобразования методологии подготовки педагогических кадров. Для решения создавшихся проблем предлагается использование системной методологии, основанной на взаимосвязи процесса формирования педагогического опыта и процесса развития личностно-профессиональных качеств студента. Процесс подготовки будущего педагога будет более эффективным, если в ходе теоретической и практической подготовки профессиональное становление личности будет оцениваться как результат внутреннего движения на основе рефлексии, самоанализа собственной педагогической деятельности и как развитие внутренней мотивации к самосовершенствованию и приобретению педагогического опыта.

Ключевые слова: учебный процесс, личностные качества педагога, подготовка будущего учителя, опыт профессиональной деятельности, опыт педагогической деятельности, личностно-профессиональное развитие, методология подготовки студентов, педагогические кадры,педагогические условия развития профессионального опыта, репродуктивный этап приобретения опыта, перспективный, рефлексивный, собственно творческий.

PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE STUDENT IN THE FORMATION OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE

© 2019

Pichugina Galina Antonowna, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of General and Inorganic Chemistry Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky (410012, Russia, Saratov, street Astakhanskaya, 83, e-mail: [email protected])

Abstract. Modernization of the general education system has special requirements for the preparation of a future teacher, which are not only related to the assimilation of theoretical material, but also to the formation of the experience of teaching. In many research studies on the issue of high-quality training of students of pedagogical orientation, it is noted that the formation of professional experience at the stage of study in a higher educational institution is necessary. However, an analysis of the activities of students in the period of teaching practice shows that students are more prone to reproductive activity and practically do not show individuality and creative initiative in organizing education. Basically, when planning a lesson, students' attention concentrates on the formation of scientific and conceptual knowledge and practically does not take into account the process of developing the student's personal qualities and the formation of his universal educational activities. Hence the problem of preparing a teacher on the basis of personal-professional development in the process of forming the experience of pedagogical activity as a result of the integration of pedagogical theory and practice is of particular relevance. The spectrum of a number of problems occurring in the innovative educational space, necessitates the transformation of the methodology for the training of teachers. To solve the created problems, it is proposed to use a system methodology based on the interrelation of the process of formation of pedagogical experience and the process of development of the student's personal and professional qualities. The process of preparing a future teacher will be more effective if, during theoretical and practical preparation, the professional development of a person will be assessed as a result of internal movement based on reflection, self-analysis of their own pedagogical activity and development of internal motivation for self-improvement and acquisition of pedagogical experience.

Keywords: educational process, personal qualities of a teacher, preparation of a future teacher, professional experience, experience of pedagogical activity, personal and professional development, methodology of preparing students, teaching staff, pedagogical conditions for developing professional experience, the reproductive stage of gaining experience, perspective, reflexive, proper creative.

Модернизация системы общего образования предъявляет особые требования к деятельности учителя, которые заключаются в умении осуществлять стратегию системы российского образования, в эффективном участии в реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и профессионального стандарта педагога. Отсюда в сфере образования востребован учитель-профессионал, обладающий личностными и профессиональными качествами. Личностная направленность связана с общегражданской позицией, идейной убежденностью, со

способностью к самоорганизованности и самосовершенствованию. Профессиональная составляющая определяется способностью педагога развить личностно-творче-ский потенциал обучающегося. Личностные и профессиональные качества учителя развиваются в процессе формирования педагогического опыта, отражающего индивидуальный стиль обучения и творческий подход к организации учебного процесса.

Однако многолетний опыт организации педагогической практики и систематический анализ ее результатов показывает, что студенты, как будущие учителя, далеко не всегда готовы к осуществлению самостоятельной про-

педагогические науки

Пичугина Галина Антоновна ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ...

фессиональной деятельности и испытывают определенные трудности в общении с учениками, в ведении урока, в умении самостоятельно интегрировать знания преподаваемого предмета, педагогики и психологии. Они часто сталкиваются с проблемой построения учебного процесса, с определением его цели и задач, подбором необходимых методов, средств и приемов обучения. В основном при планировании урока внимание студентов концентрируется на формировании научно-понятийных знаний и практически не учитывается процесс развития личностных качеств обучающегося и формирование его универсальных учебных действий. В этом случае имеет место преобладание традиционного обучения, связанного с передачей знаний от учителя к ученику и отсутствием построения процесса познания - самостоятельное открытие нового знания.

Спектр ряда проблем, имеющих место в инновационном образовательном пространстве, порождает необходимость преобразования методологии подготовки педагогических кадров. Этот процесс следует связать не только с усвоением определенного объема теоретических знаний, приобретением профессиональных умений и навыков, но с развитием личностных качеств студента и с формированием опыта педагогической деятельности. Нельзя при этом без внимания оставить слова К.Д. Ушинского, который писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой [1].

Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, Е.П. Белозерцев в своих исследованиях отмечают, что, несмотря на широкий спектр методологических разработок по подготовке будущих педагогов, студенты в период педагогической практики и выпускники вуза, приступившие к самостоятельной работе, в большей степени склонны к репродуктивной деятельности и практически не проявляют индивидуальности, творческой инициативы в организации обучения.

Успешность решения поставленных задач, согласно исследованиям ученых (И.А. Бочкарева, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин, Н.К. Сергеев, Н.Ф. Радионова, Г.Н. Сериков и др.), зависит от уровня профессионального развития и личностного опыта, его целенаправленности в овладении педагогической деятельностью.

Важность развития опыта в подготовке педагогических кадров отмечалась в трудах КД.Ушинского, Н.К.Крупской, Т.Ф.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Су-хомлинского и других педагогов и психологов.

Проблема формирования педагогического опыта в тесной связи с практикой обучения и воспитания раскрывается в исследованиях И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, М.Р.Львова. В.И. Бондаревского, Н.П.Су-ховаД.Ю.Ануфриевой, Г.И. Хозяинова.

В работах Н.Г.Руденко, Л.И.Стрелец обращено внимание на развитие у студентов педагогической направленности умения анализировать передовой опыт и опыт индивидуальный. А.М.Гельмонтом, А.С.Батышевым, И.П.Раченко, М.И.Махмутовым исследована связь передового педагогического опыта с системой организации учебного процесса.

Причины слабого развития профессионального опыта у студентов В.И.Загвязинский, Д.Б.Богоявленская, И.Ф.Харламов связывают с отсутствием целенаправленного, научно-организованного подхода к проблеме формирования собственного педагогического опыта студентов в период теоретической и практической подготовки.

В большинстве исследований в области подготовки педагогических кадров отмечено, что при развитии профессиональных способностей происходит качественное изменение личностных характеристик студента. Эти изменения оказывают влияние на перестройку ценностей, целей и перспектив дальнейшего самосовершенствования [2]._

Отсюда проблема подготовки будущего педагога на основе личностно-профессионального развития в процессе формирования опыта педагогической деятельности как результата интеграции педагогической теории и практики, направленной на высокую профессиональную подготовку, приобретает особую актуальность.

Учитывая вышесказанное, приходим к выводу, что процесс развития профессиональных качеств личности будущего педагога должен связываться с новыми методологическими подходами интеграционно-синтезирующего плана. Однако в учебных заведениях преобладают традиционные подходы обучения, базирующие на дидактической модели Г. Гербарта, что вызывает следующие противоречия:

• между необходимостью формирования педагогического опыта студента с учетом его личностного развития на основе индивидуально-ориентированного подхода и традиционными образовательными стратегиями, имеющими место быть при теоретической и практической подготовкебудущего учителя в высшем учебном заведении;

• между новыми требованиями к уровню развития личностных и профессиональных качеств учителя и отсутствием инновационных методик и технологий, направленных на их формирование в процессе обучения в вузе.

Разрешение существующего противоречия имеет место в педагогических исследованиях.Так, Л.С. Выготским, В.В. Краевским, Д. Дьюи, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном особое значение уделено идеи применения опыта личности в процессе теоретической подготовки будущих педагогических кадров.

Значимость самоанализа в формировании опыта раскрыта в работах В.А. Деркунской. Влияние педагогического опыта на продуктивный результат педагогической деятельности отмечен в исследованиях М.Н. Бурмистровой.

Однако в представленных исследованиях методология развития личностно-профессионального становления студента в ходе формирования опыта педагогической деятельности в период обучения в вузе раскрыта не в полном объеме. На сегодняшний день условия и технологии, направленные на личностно-профессио-нальное развитие и формирование мотивации к приобретению опыта педагогической деятельности остаются недостаточно изученными с точки зрения содержательной и процессуальной сторон. Содержательный аспект направлен на обоснование необходимости реорганизации методологических подходов в формировании личностного опыта педагогической деятельности у бакалавров педагогической направленности. Процессуальный аспект определяет выявление педагогических условий,способствующих формированию и развитию профессионального опыта с учетом личностных особенностей студентов.

По мнению Л.М. Митиной, процесс развития профессиональных и личностных качеств является взаимосвязанным [3]. Осознанность студентом перспектив развития личностно-профессиональных качеств ориентирована на способность индивида преобразовывать собственную жизнедеятельность в профессиональную.

В основе личностно-профессионального развития студентов при формировании педагогического опыта нами была использована системная методология. Идея системности и целостности позволили связать деятельность, профессионализм и личность, с преобладанием последнего, в единое целое и определить значимость их целостности в развитии опыты педагогической деятельности и выработке профессиональных умений и навыков. Качественная сторона процесса слияния этих компонентов находит проявление в осознанном подходе к организации учебного процесса и в уровне сформиро-ванности профессиональных компетенций.

Если учесть, что развитие личности и формирование

Pichugina Galina Antonowna PERSONAL-PROFESSIONAL ..

pedagogical sciences

опыта осуществляются через переживание, осознанность, анализ собственных действий и посторенние собственных ценностей в педагогическом деле, то следует более детально изучить их взаимосвязь с позиции психологического изменения свойств самой личности.

Вхождение в профессию психологи считают процессом "врастания" в "суперроль", во многом предопределяющей стиль и образ жизни человека. В научно-психологической литературе проблема профессионального соответствия личности с профессиональной деятельностью соотносится с наличием определенного потенциала природных задатков или способностей, которые помогут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных компетенций [4, 5]. Однако отмечается, что в ряде случаев даже при наличии требуемых качеств, человек оказывается неспособным достичь таких состояний, как плодотворность (Э.Фромм), самоактуализация (А.Маслоу), идентичность (Э.Эриксон).

Анализ результатов исследования, проведенных на базе кафедры общей и неорганической химии Саратовского национального исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского, показывает, что проблема личностно-профессионального развития студента в процессе формирования педагогического опыта связана, в первую очередь, с неготовностью бакалавра к резкому переходу от роли обучающегося к роли учителя.

Если учесть, что в недавнем времени студент был учеником, который под руководством учителя осваивал определенные знания и умения, участвуя в учебном процессе, организованный учителем, то при обучении в вузе он продолжает подражать тем действиям, которые уже сформировались. Но, если говорить о подготовке педагогических кадров, то здесь студент должен приобрести несколько иные качества, связанные с профессиональными действиями. Сопоставляя деятельность студента как обучающегося и как будущего учителя (таблица 1), можно обратить внимание на противоположность этих действий.

Таблица 1- Соотношение деятельности студента в роли обучающегося и в роли учителя

Деятельность студента в роли обучающегося Деятельность студента в роли учителя

Участвует в учебном процессе, перерабатывает и усваивает изучаемый материал. Приобретает теоретические знания и их применение в практической деятельности. Отбирает содержание учебного материала. Организует учебный процесс. Выстраивает последовательность изучаемого материала. Определяет цели, задачи урока и порядок изучения нового материала.

Отвечает на поставленные вопросы, выполняет задания, упражнения. Познает новое для себя. Готовит вопросы для обсуждения, подбирает определенные задания, упражнения.

Происходит развитие собственных психологических качеств. Продумывает организацию процесса развития личностных качеств ученика. Проводит подбор методов, средств, приёмов обучения, способствующих более успешному усвоению и развитию учащегося.

Если в учебной деятельности цель обучения студента заключалась в усвоении информации, то в профессиональной деятельности она связана с образованностью ученика. Учитывая этот факт, несложно понять причину возникновения психологических проблем в профессиональном становлении личности студента как будущего педагога. Резкая смена одного вида деятельности на другую показывает неготовность и неосознанность студента к новым требованиям и преобразованиям в своих действиях. Поэтому возникает необходимость в выявлении условий оптимального перехода студента от роли ученика к роли обучаемого, т.е. условий для преобразования учебной деятельности в профессиональную [6,7]. Этот переход должен сопровождаться сменой по-

ступков, взглядов, потребностей, мотивов, результатов, убеждений.

При формировании профессионального опыта следует учесть типологию опыта в целом, отмеченную в трудах А.Н. Леонтьева, где выделены врожденный, индивидуальный и общечеловеческий опыт. Общечеловеческий опыт приобретается личностью в ходе обучения и воспитания. Особенность его заключается в том, что он опосредуется индивидуальным опытом личности и способствует дальнейшему её развитию. Этот опыт сочетает в себе совокупность бессознательного результата практической деятельности и осознанное переживание своих действий. Если учесть, что опыт невозможно передать путем научения или копирования, то его можно сформировать только в определенных педагогических условиях с учетом личностных особенностей каждого студента [8,9,10]. В этом случае уже сформировавшиеся качества личности следует постепенно преобразовывать в профессиональные. В ходе перестройки психологических качеств встречаются проблемы в сознании студента, связанные с противоречием между уже сложившимися свойствами личности и вновь приобретаемыми. Поэтому личностно-профессиональное развитие мы предлагаем делить на несколько этапов, связывая каждый из них с психологическими особенностями самой личности с динамикой ее развития и с формированием профессиональных действий - репродуктивный этап приобретения опыта, перспективный, рефлексивный и собственно творческий [11,12].

Развитие репродуктивной деятельности, осуществляется на первоначальном этапе подготовки студента, когда он знакомится с основными требованиями к профессионально-личностным качествам учителя, связанными с проявлением организаторских, коммуникативных, конструктивных, экспрессивных способностей. Для более успешного понимания этих требований проводятся мастер-классы, позволяющие наглядно продемонстрировать деятельность учителя, его подходы к организации учебного процесса, форму общения с учеником, нормы поведения, проявление тактичности, вежливости, уважение к личности обучающегося. На этом этапе происходит в большей степени копирование увиденных действий, осознанность восприятия и развитие мотивации профессиональной деятельности, переосмысление прошлого [13].

Перспективный этап сопровождается развитием умения в преодолении собственной точки зрения, с приданием образу педагога нового осмысления и содержания. В этом процессе студент проявляет роль не только объекта учебного процесса, но и субъекта, роль которого связана с самостоятельным поиском решений профессиональных задач. Формирование личностно-профессионально-го опыта на данном этапе основывается на общечеловеческом опыте. Происходит в меньшей степени подражание и в большей части проявление индивидуальности, вырабатывается относительно устойчивые взгляды на процесс организации обучения,определенные требования к своей личности, как личности педагога.

На данном этапе педагогические условия следует связать с самостоятельным моделированием уроков, что позволит студенту более осознанно подойти к организации обучения с учетом требований к личности и деятельности учителя. Целесообразно условия подготовки студента приблизить к реальным и предложить обмен «ролями». Студент является «учителем», преподаватель

- обучающимся. Преподаватель, имеющий опыт работы в школе, задает студенту-учителю приблизительно те же вопросы, которые имеют место быть на уроке, допускает преднамеренные ошибки, возникающие наиболее часто в процессе обучения, создавая тем самым непредвиденную ситуацию и возможность ее грамотного решения. Проблемы порождают сложности развития ряда способностей и качеств у самого студента-учителя

- перцептивных и эмпатических, способностей, а также

педагогические науки

Пичугина Галина Антоновна ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ...

педагогической наблюдательности и педагогического такта. Данный подход позволяет провести приращение и обогащение личностного опыта студента и сформировать профессиональные качества.

Рефлексивный этап характеризуется проведением самоанализа, самооценки собственной деятельности и интерпретации. В случае, если требование к личности педагога не вступает в противоречие с уже сформировавшимся чертами поведения и профессиональное становление соответствует основным ее представлениям, то можно ожидать ценностного отношения к профессиональной деятельности. Неотрефлексированная практика является бесполезной и со временем может привести не к развитию, а к профессиональной стагнации. Поэтому в период педагогической практики следует особое внимание обратить на формирование самоанализа собственной деятельности и провести наблюдение за степенью сочетания личностного развития и профессионального роста студента [14].

Данный этап связан с проявлением творческих подходов к организации учебного процесса и конструированием или преобразованием собственного образа в роли педагога. Наблюдаются изменения смысловой сферы личности студента, прослеживаются процессы переживаний, связанных с педагогическим становлением личности в профессиональной деятельности.

На этапе собственно творческой деятельности происходит присвоение опыта как собственного, осознание и осмысление подходов к формированию общей культуры личности, к развитию её социальных, нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств. Здесь отмечается усвоение и отчасти повторение различного опыта общения и взаимодействия с окружающими, осмысление своей педагогической деятельности, перспектив дальнейшего внутреннего и профессионального роста на основе достигнутых результатов [15,16].

Таким образом, переход от одного этапа к другому обусловлен качественными изменениями в элементах опыта и качеств личности студента. Формирование профессионального опыта с учетом личностного развития студентов позволяет развить мотивацию к самостоятельной педагогической деятельности и, как следствие, повысить качество подготовки будущего учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. / К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 162

2. Ануфриева Д.Ю. Развитие личного опыта педагога в процессе профессиональной подготовки. дис. ...докт. пед. наук: 13.00.08/Д. Ю. Ануфриева. — Новосибирск, 2010. — 368 с.

3. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. — М. ; СПб. : Нестер-История, 2014. -376 с.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3- е изд..- СПб.; Питер, 2008. — 352 с.

5. Лавренова, С.В.. Развитие личностно-творческого потенциала педагога в процессе профессиональной подготовки Дис. ... канд. пед. наук : Калининград, 2003. — 163 с.

6. Пичугина, Г. А. Этапы формирования профессионального опыта будущего педагога. //Конфликты в современном мире: Материалы V Международной науч. кон. — М. : 2016 г. с. 837- 841.

7. Пичугина, Г. А. Современные педагогические технологии в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — М.: Наука образования, - № 3. 2012 — С.6-11.

8. Скаткин М. Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта //Народное образование — 1981. - № 9. - С. 24-29.

9. Аверин, А. Н. Гносеологический анализ понятия «опыт» ; автореферат диссерт...канд. философ, наук : 09.00.01. /А. Н. Аверин - Свердловск, 1973. — 16

10. Таскаева, Л. Г. Обучение студентов профессионально-методической деятельности учителя химии на занятиях по методике ее преподавания [Текст] :дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. Г. Таскаева. —М., 1990. — 227

11. Жиркова, З.С. Педагогическая практика студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 6-2. — С. 360-364.

12. Абдуллина О.А.Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. - 208 с.

13. Пичугина, Г.А. Методологические основы развития опыта педагогической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. № 3(20)

14. Пичугина, Г.А. Инновационные подходы в подготовке будущего педагога. // Научное обозрение: гуманитарные исследования. — 2016. - № 1. — С.16-20.

15. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование/ В.В. Сериков//Педагогика. -1994. - № 3. - С. 16-21.

16. Лобейко, Ю. А. Самодиагностика и развитие личности студента : учебное пособие/ Ю. А. Лобейко, Н. М. Швалева, С. И. Оксанич. - М. : изд. «Народное обр», ; Ставрополь : АГРУ С, 2004. -123 с.

Статья поступила в редакцию 27.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.