Научная статья на тему 'Повышение роли руководителя-психолога в профессионально-личностном развитии будущих учителей в процессе педагогической практики'

Повышение роли руководителя-психолога в профессионально-личностном развитии будущих учителей в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ-ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / SUBJECTIVITY / SELF-STUDY / TEACHING PRACTICE / PSYCHOLOGY SUPERVISOR ACTIVITIES / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Виктория Витальевна

В статье раскрывается содержание деятельности руководителя-психолога по организации педагогической практики будущего учителя как средства его профессионально-личностного развития. Научно обоснован способ построения педагогической практики, способствующий трансформации студента из объекта в субъект учебной деятельности и содействующий его личностному и профессиональному развитию. Рассмотрены пути повышения эффективности работы руководителя-психолога со студентами, готовящимися к педагогической практике. Предложены варианты изменения в организации практики, которые заключаются в кардинальном пересмотре количества часов по руководству практикой и увеличении полномочий преподавателей психологии. Представлены способы реорганизации системы подготовки студентов к педагогической практике посредством перераспределения выделенных учебным планом часов и упорядочения системы консультирования. Реализация предложенной системы обеспечивает эффективность профессиональной направленности педагогических практик, позволяет повысить роль руководителя-психолога в процессе педагогической практики, выработать у будущего учителя позицию субъекта деятельности и способствует прочному присвоению опыта, делает возможным дальнейшее движение специалиста по пути профессионального и личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарёва Виктория Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enhancing the role of the psychology supervisor in professional and personal development of future teachers during the teaching practice

The article deals with the content of the activities of the psychology supervisor concerning the teaching practice of a future teacher as a means of professional and personal development. The paper substantiates a way to organize teaching practice that contributes to the transformation of the students from an object to a subject of learning activities and fosters their personal and professional development. The paper reviews the methods of enhancing the effective collaboration between a psychology supervisor and students intending to be involved in teaching practice. The author proposes to make organizational amendments to practical training. It means it is necessary to revise the number of hours allotted for practical guidance and extend the authority of psychology teachers. In addition, the article presents ways to reorganize the system of preparing students for teaching practice through the allocation of academic hours according to the curricular and regulation of the consulting system. The implementation of the proposed system ensures the professional effectiveness of teaching practice, allows one to enhance the role of the psychology supervisor during the teaching practice and develop the position of a future teacher as an actor. Besides, it serves to gain experience and contributes to further professional and personal growth of a specialist.

Текст научной работы на тему «Повышение роли руководителя-психолога в профессионально-личностном развитии будущих учителей в процессе педагогической практики»

УДК 371.13

https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.21

Пономарёва Виктория Витальевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского государственного педагогического университета

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ-ПСИХОЛОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Ponomaryovа Viktoriya Vitalyevna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Social, Special Pedagogics and Psychology Department, Armavir State Pedagogical University

ENHANCING THE ROLE OF THE PSYCHOLOGY SUPERVISOR IN PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHERS DURING THE TEACHING PRACTICE

Аннотация:

В статье раскрывается содержание деятельности руководителя-психолога по организации педагогической практики будущего учителя как средства его профессионально-личностного развития. Научно обоснован способ построения педагогической практики, способствующий трансформации студента из объекта в субъект учебной деятельности и содействующий его личностному и профессиональному развитию. Рассмотрены пути повышения эффективности работы руководителя-психолога со студентами, готовящимися к педагогической практике. Предложены варианты изменения в организации практики, которые заключаются в кардинальном пересмотре количества часов по руководству практикой и увеличении полномочий преподавателей психологии. Представлены способы реорганизации системы подготовки студентов к педагогической практике посредством перераспределения выделенных учебным планом часов и упорядочения системы консультирования. Реализация предложенной системы обеспечивает эффективность профессиональной направленности педагогических практик, позволяет повысить роль руководителя-психолога в процессе педагогической практики, выработать у будущего учителя позицию субъекта деятельности и способствует прочному присвоению опыта, делает возможным дальнейшее движение специалиста по пути профессионального и личностного роста.

Ключевые слова:

субъектность, самостоятельная работа, педагогическая практика, деятельность руководителя-психолога, профессионально-личностное развитие будущего учителя.

Summary:

The article deals with the content of the activities of the psychology supervisor concerning the teaching practice of a future teacher as a means of professional and personal development. The paper substantiates a way to organize teaching practice that contributes to the transformation of the students from an object to a subject of learning activities and fosters their personal and professional development. The paper reviews the methods of enhancing the effective collaboration between a psychology supervisor and students intending to be involved in teaching practice. The author proposes to make organizational amendments to practical training. It means it is necessary to revise the number of hours allotted for practical guidance and extend the authority of psychology teachers. In addition, the article presents ways to reorganize the system of preparing students for teaching practice through the allocation of academic hours according to the curricular and regulation of the consulting system. The implementation of the proposed system ensures the professional effectiveness of teaching practice, allows one to enhance the role of the psychology supervisor during the teaching practice and develop the position of a future teacher as an actor. Besides, it serves to gain experience and contributes to further professional and personal growth of a specialist.

Keywords:

subjectivity, self-study, teaching practice, psychology supervisor activities, professional and personal development of future teacher.

В совокупности форм и методов подготовки учителя высокой квалификации важное место принадлежит педагогической практике. В ходе ее прохождения не только формируются основные профессиональные умения, навыки и компетенции, но и создаются условия для обогащения творческого потенциала личности будущего учителя [1; 2; 3].

Высокий уровень требований к профессионально-педагогической подготовке и конкурентоспособности учителя предполагает создание научно обоснованной системы педагогической практики [4]. Виды и сроки педагогической практики по соответствующим специальностям и годам обучения определяются действующими учебными планами, поэтому наиболее важным оказывается содержательный компонент каждого вида практики.

Практика помогает формировать методическую и психологическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать субъективные и объективные трудности, найти грамотные пути их преодоления. Затруднения у будущих учителей могут возникнуть в зависимости от их индивидуальных особенностей, характера подготовки и профессиональной направленности, особенностей класса и отдельных детей. Объективный анализ своей деятельности поможет практиканту найти педагогически целесообразный выход. Важно, чтобы студент научился определять, какие ошибки допущены им в работе из-за недостатка профессиональных знаний и умений (умение активизировать учащихся, организовать их самостоятельную деятельность на уроке, правильно рассчитать время, выбрать темп и методы урока, адекватные поставленным задачам и возможностям учащихся, и т. п.), а какие обусловлены личностными качествами (поведение на уроке, способы взаимодействия, эмоциональность и т. д.).

Одной из центральных задач практики является развитие потребности в психологическом самообразовании, профессиональном и личностном росте. При организации практики обеспечивается личностно-развивающий комплексный непрерывный и творческий характер подготовки каждого студента. Творческий характер педагогической практики предполагает, что в ее процессе у каждого студента развиваются исследовательские способности, способности к нестандартной интерпретации учебно-воспитательного процесса, художественные, артистические и другие способности подобного рода. Этому содействуют знакомство с творчески работающими учителями, выполнение исследовательских заданий, создание атмосферы постоянного поиска в студенческой группе, проходящей практику в школе.

В педагогических вузах организация практики осуществляется таким образом, что преподаватель психологии может оказывать студентам только кратковременную эпизодическую помощь и практически не имеет возможности оказывать психологическую поддержку.

Изменения в организации практики планируются в двух режимах:

- в кардинальном пересмотре количества часов по руководству практикой и увеличении полномочий преподавателей психологии (например, участие в осуществлении итогового контроля);

- в реорганизации системы подготовки студентов к педагогической практике и перераспределении часов и упорядочении консультирования.

Разработанная на кафедре социальной, специальной педагогики и психологии Армавирского педагогического университета и апробированная на практике в базовых школах города Армавира в 2010-2017 гг. программа развития и саморазвития студентов включала в себя три этапа: подготовительный, прохождения практики студентами и аналитическо-коррекционный [5; 6].

Основные направления психологической помощи студентам распределились следующим образом:

- На подготовительном этапе осуществляются превентивная работа и психологическое обучение.

- В период прохождения практики оказываются консультативная помощь и психологическая поддержка студентов.

- На аналитическо-коррекционном этапе развивается психолого-педагогическая рефлексия студентами своей практической деятельности и проводится коррекционная работа.

Предварительный этап организации педагогической практики включает в себя:

- профессиональную и личностную подготовку студентов в рамках читаемых базовых дисциплин психологического блока и спецкурсов;

- проведение конференций и круглых столов;

- выявление у студентов опасений и стереотипных представлений о педагогической деятельности;

- соотнесение заданий, получаемых студентами в процессе изучения дисциплин психологического цикла, с задачами практики.

На осуществление задач данного этапа направлен разработанный автором элективный курс «Первые шаги молодого педагога», в рамках которого рассматриваются следующие вопросы:

1) тренировка умения выражать определенные эмоциональные состояния с помощью мимики;

2) передача информации невербальными способами;

3) тренировка умения выделять и оценивать проявления эмоциональных состояний;

4) развитие эмпатического переживания и эмпатического восприятия другого человека;

5) проективное выражение своего «я»;

6) развитие заинтересованности в другом, эмпатии, стимулирование экспрессии;

7) тренинг умения группового взаимодействия;

8) знакомство с приемами аргументации, оценка их эффективности;

9) тренинг групповых ролей, направленный на осознание своей роли в группе и формирование желаемой модели поведения, расширение репертуара ролей;

10) отражение индивидуального отношения к группе и определение различий в понимании групповой структуры;

11) определение индивидуальных стилей взаимодействия;

12) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе;

13) научная организация труда учителя;

14) использование активных методов в учебно-воспитательном процессе. Конференция установочного характера по педагогической практике проводится только при

участии преподавателей вузов. В ходе практик целесообразно проведение круглых столов, на которые приглашаются студенты старших курсов, педагоги и даже учащиеся старших классов. В ходе такой работы реализуется ряд задач:

- Студенты приобретают первичный опыт включения в осмысление педагогического процесса в качестве организующего его субъекта, а не обучающегося (на уровне коллеги).

- Студенты знакомятся с актуальными проблемами педагогической деятельности и учатся находить решения.

- Будущие педагоги усваивают сотрудничество как основной стиль взаимодействия. Аналитический этап включает помимо традиционной итоговой конференции семинар, основной задачей которого является анализ и обобщение полученного опыта. В ходе семинара ведется работа с психологическими дневниками, анализируются трудности субъективного характера и закрепляется положительный опыт.

Коррекционная работа в дальнейшем организуется в рамках изучения дисциплин психологического цикла и опирается на результаты осмысления студентами своей практической деятельности.

Содержание заданий к педагогической практике было изменено нами за счет направленности его на психологический анализ не только учащихся и уроков, но и самого практиканта. Именно этот компонент обычно отсутствует при разработке заданий по психологии. В качестве эффективных средств профессионального саморазвития предложены ведение психологических дневников, фиксация трудностей эмоционального и организационного плана, своих психологических находок, определение перспектив саморазвития, умений составлять программу профессионального и личностного саморазвития.

Таким образом, реализация предложенной системы обеспечивает эффективность профессиональной направленности педагогических практик, позволяет повысить роль руководителя-психолога в процессе педагогической практики, выработать у будущего учителя позицию субъекта деятельности и способствует прочному присвоению опыта, делает возможным дальнейшее движение специалиста по пути профессионального и личностного роста.

Ссылки:

1. Педагогическая практика : учеб. пособие для студентов пединститутов / под ред. В.К. Розова. М., 2011. 169 с.

2. Maslow A. Some Educational Implications of the Humanistic Psychology // Harvard Educational Review. 1968. Vol. 38, no. 4. P. 670-690.

3. Дёмкина Е.В., Куваева А.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности будущего педагога в процессе профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157). С. 35-42.

4. Стрижакова Н.Е., Петьков В.А., Романов Д.А. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 177-181.

5. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. Вып. 11. С. 104-107.

6. Пономарева В.В. Влияние психологических дисциплин на личностное и профессиональное становление студентов педагогического вуза : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.