Научная статья на тему 'Актуализация мотивов будущих преподавателей по направлению подготовки «Туризм»'

Актуализация мотивов будущих преподавателей по направлению подготовки «Туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ТУРИЗМ / ГРУППЫ МОТИВОВ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / TEACHER'S TRAINING / TOURISM / GROUPS OF MOTIVES / CONTENT-ANALYSIS / PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожухова Елена Дмитриевна

В статье рассматривается вопрос профессиональной мотивации будущих преподавателей туристских дисциплин. Определяются группы мотивов, их показатели, характеристики и условия для более эффективного формирования высокого уровня профессиональной мотивации студентов. Профессиональная мотивация будущего преподавателя туризма представляет собой интегральный процесс деятельности специалиста, который стимулирует профессиональное самосовершенствование, саморазвитие эмоциональных и волевых качеств, приобретение новых профессиональных знаний, умений и навыков, что, в свою очередь, дает возможность осуществлять инициативные, творческие действия, а не испытывать неуверенность при совершении поступков либо принятии решений. Понятие о профессиональной мотивации позволяет студенту решить для себя вопросы, которые побуждают его к деятельности, понять, ради чего он хочет работать лучше, осознать реалистичность своих целей, соответствие своих стремлений ценностям и потребностям общества. Проводя исследование, мы ориентировались на индивидуальность студентов, поддерживая то единственное, особое, своеобразное, что заложено в них природой, и то, что усвоено ими как индивидуальный опыт. Говоря об индивидуальности будущего педагога, мы имеем в виду наличие особой иерархии мотивов, среди которых мотив профессионального самоутверждения занимает основное место и определяет направленность личности. Эта направленность характеризуется доминирующими стратегическими целями и задачами, которые ставит перед собой студент. Если такой целью или идеей является стремление стать педагогом-профессионалом, то процесс развития индивидуальности мотивов будущего преподавателя становится наиболее оптимальным, студент проявляет активность и организованность в учебе, стремится каждое порученное дело выполнить лучше, то есть проявляет педагогическую самоорганизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES OF FUTURE TEACHERS MASTERING TRAINING PROGRAM “TOURISM”

The article addresses the question of professional motivation of future teachers of tourist disciplines. Groups of motives, their indicators, characteristics and conditions for more effective formation of a high level professional motivation of students are defined. Professional motivation of a future teacher of tourism is an integral process of the professional’s activity, which stimulates professional self-improvement, self-development of emotional and strong-willed qualities, acquisition of new professional knowledge and skills, which in turn gives the opportunity to show initiative, creativity and not to experience uncertainty when committing acts or making decisions. The concept of professional motivation allows the student to solve the questions that motivate him to this type of activity, to realize what he wants to work for, to realize his goals and conformity of his aspirations to the values and needs of society. While conducting the research, we focused on the individuality of the students, supporting their natural gifts and talents and what they gained from individual experience. Speaking about the individuality of the future teacher, we have in mind the existence of a special hierarchy of motives, among which the motive of professional self-assertion occupies the main place and determines the direction of the individual. This direction is characterized by the dominant strategic goals and objectives that the student sets himself. If such a goal or idea is the desire to become a professional teacher, then the process of developing the individuality of the motives of the future teacher becomes the most optimal, the student shows activity and organization in studies, strives to perform each assigned task better, that is, shows pedagogical self-organization.

Текст научной работы на тему «Актуализация мотивов будущих преподавателей по направлению подготовки «Туризм»»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.147:371.124 ББК Ч448.985

ГРНТИ 14.35.09

Код ВАК 13.00.08

Кожухова Елена Дмитриевна,

кандидат педагогических наук, Уральский государственный университет физической культуры; 454091, г. Челябинск,

ул. Орджоникидзе, 1; e-mail: univer-ed@inbox.ru.

АКТУАЛИЗАЦИЯ МОТИВОВ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка будущих педагогов; туризм; группы мотивов; контент-анализ; профессиональная мотивация.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается вопрос профессиональной мотивации будущих преподавателей туристских дисциплин. Определяются группы мотивов, их показатели, характеристики и условия для более эффективного формирования высокого уровня профессиональной мотивации студентов. Профессиональная мотивация будущего преподавателя туризма представляет собой интегральный процесс деятельности специалиста, который стимулирует профессиональное самосовершенствование, саморазвитие эмоциональных и волевых качеств, приобретение новых профессиональных знаний, умений и навыков, что, в свою очередь, дает возможность осуществлять инициативные, творческие действия, а не испытывать неуверенность при совершении поступков либо принятии решений. Понятие о профессиональной мотивации позволяет студенту решить для себя вопросы, которые побуждают его к деятельности, понять, ради чего он хочет работать лучше, осознать реалистичность своих целей, соответствие своих стремлений ценностям и потребностям общества.

Проводя исследование, мы ориентировались на индивидуальность студентов, поддерживая то единственное, особое, своеобразное, что заложено в них природой, и то, что усвоено ими как индивидуальный опыт. Говоря об индивидуальности будущего педагога, мы имеем в виду наличие особой иерархии мотивов, среди которых мотив профессионального самоутверждения занимает основное место и определяет направленность личности. Эта направленность характеризуется доминирующими стратегическими целями и задачами, которые ставит перед собой студент. Если такой целью или идеей является стремление стать педагогом-профессионалом, то процесс развития индивидуальности мотивов будущего преподавателя становится наиболее оптимальным, студент проявляет активность и организованность в учебе, стремится каждое порученное дело выполнить лучше, то есть проявляет педагогическую самоорганизацию.

Kozhukhova Elena Dmitrievna,

Candidate of Pedagogy, Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk, Russia.

MOTIVES OF FUTURE TEACHERS MASTERING TRAINING PROGRAM "TOURISM"

KEYWORDS: teacher's training; tourism; groups of motives; content-analysis; professional motivation.

ABSTRACT. The article addresses the question of professional motivation of future teachers of tourist disciplines. Groups of motives, their indicators, characteristics and conditions for more effective formation of a high level professional motivation of students are defined. Professional motivation of a future teacher of tourism is an integral process of the professional's activity, which stimulates professional self-improvement, self-development of emotional and strong-willed qualities, acquisition of new professional knowledge and skills, which in turn gives the opportunity to show initiative, creativity and not to experience uncertainty when committing acts or making decisions. The concept of professional motivation allows the student to solve the questions that motivate him to this type of activity, to realize what he wants to work for, to realize his goals and conformity of his aspirations to the values and needs of society. While conducting the research, we focused on the individuality of the students, supporting their natural gifts and talents and what they gained from individual experience. Speaking about the individuality of the future teacher, we have in mind the existence of a special hierarchy of motives, among which the motive of professional self-assertion occupies the main place and determines the direction of the individual. This direction is characterized by the dominant strategic goals and objectives that the student sets himself. If such a goal or idea is the desire to become a professional teacher, then the process of developing the individuality of the motives of the future teacher becomes the most optimal, the student shows activity and organization in studies, strives to perform each assigned task better, that is, shows pedagogical self-organization.

Результативность учебной деятельности студентов, как установлено большинством исследователей, зависит во

Р

Введение

многом от двух факторов: природных способностей и мотивации к обучению. Практика показывает, что при определенных условиях, например, при значительном интересе студента к какому-либо виду деятельности,

© Кожухова Е. Д., 2017

начинает действовать так называемый компенсаторный механизм, смысл которого заключается в развитии мотивационной сферы. За счет этого компенсируются, в определенной степени, недостаточно развитые природные способности [10, с. 127].

Мотив - это сложная совокупность движущих сил поведения личности, выражающаяся в виде потребностей, интересов, стремлений, идеалов, непосредственно отражает человеческую деятельность, и посредством которой находят свое выражение внешние влияния физической среды и общества. Тогда мотивация представляет собой единую систему мотивов, в качестве которых могут выступать идеи, чувства, а также реальные предметы - все то, в чем ощущается потребность личности [13, с. 77-78]. Мотивация в целом - более широкое понятие, которым обусловлены определенные соотношения динамической и содержательной сторон деятельности, то есть ее производительности и поведения [11, с. 3536]. Производительность деятельности зависит от направленности мотивов, их содержания; степени активности, напряженности мотивов соответствующего содержа-

У студентов вуза, изучающих туристские дисциплины, преобладает хорошая учебная мотивация (49%), что свидетельствует об общей мотивации студентов. Высокий уровень наблюдается у меньшей части студентов группы. Но у некоторых испытуемых оказался низкий уровень учебной мотивации и негативное отношение к образованию, что говорит об определенных проблемах в вузе, в группе или о низкой учебной мотивации. Полученные данные соответствуют возрастным особенностям (получение образования - ведущая деятельность) и свидетельствуют о достаточно позитивном мотиваци-онном состоянии студентов [5, с. 224].

ния [9, с. 206-211].

Методика исследования

Использован контент-анализ - метод (стандартная методика) качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, зафиксированных в этих документах. Особенность контент-анализа заключается в изучении документов по их социальному контексту. Также его можно использовать как основной метод исследования, параллельный, в сочетании с другими методами, вспомогательный или контрольный (в педагогике при классификации ответов на открытые вопросы анкет) [4, с. 20-27].

Обработка, проведение анализа и отчет по результатам исследования

Для изучения уровня мотивации студентов, получающих высшее педагогическое образование, был использован модифицированный вариант анкеты мотивации студентов вуза по направлению подготовки «Туризм». Результаты исследования изложены в таблице 1 [2, с. 137-139].

Кроме общей мотивации к получению высшего образования, интерес исследователей фокусировался на уточнении, какой из мотивов обучения занимает главное место в системе ценностей испытуемой группы студентов. Также была изучена направленность будущего педагога. Для определения наиболее характерных мотивов обучения в нашем исследовании была использована методика «Определение мотивов обучения». Она содержит следующие мотивы: внешний, учебный, игровой, позиционный, социальный, направленность на оценку. Результаты исследования представлены в таблице 2 [17].

Таблица 2

Мотивы обучения студентов [7, с. 321—329]

Внешний Учебный Игровой Позиционный Социальный Оценка

(А) (Б) (В) (Г) (Д) (Е)

% 0 74 29 7 66 11

Таблица 1

Уровень мотивации студентов педагогического вуза по направлению подготовки «Туризм» [3, с. 221—223]

Уровень мотивации Низкий уровень Негативное отношение Позитивное отношение Хорошая мотивация Высокий уровень

% 3 3 15 49 30

Из таблицы видно, что студенты вуза, направлению подготовки «Туризм», больше

получающие высшее образование по всего выбирают учебный мотив - 74% всех

студентов. Это может свидетельствовать о хорошей мотивации к получению образования, сформированной потребности в познании нового, расширении полученных знаний, учебной активности. Второе место по рейтингу получил социальный мотив -66%. Третье место по значению в группе занял игровой мотив, он набрал 29% ответов студентов. Эти данные подтверждают предварительный вывод и теоретические положения о возрастных особенностях и особенности мотивационной направленности студентов [15, с. 54-57].

Дополнительно для изучения направленности студентов мы использовали такой блок методик, как «Направленность на приобретение профессиональных знаний и навыков» и «Направленность на оценку». С помощью этой методики мы определили, что для студентов имеет большее значение в образовании: оценка или знания и навыки [14, с. 233-235].

По результатам можно сделать вывод, что направленность на знания и навыки наблюдается у большинства студентов вуза по направлению подготовки «Туризм» -61% студентов. Это высокий уровень мотивации. Он свидетельствует о высокой выраженности мотивации на приобретение знаний и получение профессиональных навыков. 23% нашей выборки попало в группу со смешанной направленностью. Здесь почти на одном уровне выражена направленность на знания и оценку. Это может свидетельствовать о некоторой неопределенности в отношении к высшему образованию в целом и к оценкам как показателям обучения. 16% от общего числа получили студенты, у которых не выражено никакой направленности. Можно предположить, что получение высшего образования для них не является важной деятельностью. Они не имеют никакой мотивации к образованию, а тем более направленности на оценку или на получение профессиональных знаний и навыков. Такие студенты пассивно относятся к обучению в вузе, пассивны во внеаудиторных занятиях, жизнь группы для них не важна [12, с. 38-39].

Таким образом, в группе испытуемых преобладает направленность на получение профессиональных знаний и навыков, а также присутствует определенный процент студентов, которые не имеют определенного стремления получить высшее образование.

Наряду с тем нас интересовала связь направленности на обучение и на оценку и уровня мотивации студентов. Мы можем наблюдать определенную тенденцию: при хорошей и высокой ориентации и мотивации наблюдается направленность на знания. То есть, независимо от возраста и фор-

мы обучения, отношение к образовательной деятельности связано с мотивами обучения, особенно яркая связь наблюдается с мотивацией получения профессиональных знаний и навыков [1, с. 127].

Таким образом, удовлетворение познавательной потребности и потребности в определенных социальных отношениях (с товарищами, коллективом) обеспечивает поддержку и развитие положительной ориентации профессионального образования в вузе по направлению подготовки «Туризм».

Для выявления профессиональной мотивации будущих педагогов по направлению подготовки «Туризм» мы провели анкетирование [8, с. 107-113]. Опросник содержал следующие вопросы [16, с. 284]:

1. Изучение профильных дисциплин предоставляет мне возможность узнавать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Профильные дисциплины мне интересны, и я хочу знать по этим предметам больше.

3. В изучении профильных предметов мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по профильным предметам мне неинтересны, я их выполняю, поскольку этого требуют преподаватели.

5. Трудности, возникающие при изучении профильных предметов, делают их для меня еще более захватывающими.

6. При изучении профильных предметов, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что сложные теоретические вопросы по профильным предметам можно было бы изучать.

8. Если что-то не получается по профильным предметам, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по профильным предметам у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задание только под контролем преподавателя.

11. Учебный материал по профильным предметам с интересом обговариваю в свободное время со своими друзьями.

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по профильным предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать выполненные задания у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по профильным предметам являются ценными и, по возможности, нужно усвоить их как можно лучше.

15. Оценки по профильным предметам для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к занятию, то особенно не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с профильными предметами.

18. Понимаю важность профильных предметов в будущей профессиональной деятельности и поэтому выполняю все учебные задачи.

19. Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю занятия по профильным предметам, то меня это огорчает.

20. Профильные предметы не слишком важны для моей будущей деятельности, поэтому не всегда добросовестно к ним готовлюсь [6, с. 511-515].

Подсчет показателей опросника осуществлялся в соответствии с ключом, в котором «да» означает положительные ответы (правильно; пожалуй, правильно), а «нет» - отрицательные (скорее неправильно; неправильно). За каждое совпадение с ключом начислялся один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения профильных предметов. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения профильных предметов [18].

Для определения уровня внутренней мотивации мы изучали следующие нормативные пределы: 0-5 баллов - низкий уровень внутренней мотивации; 6-14 баллов -средний уровень; 15-20 баллов - высокий уровень [19].

Общие выводы по результатам исследования

Как известно, традиционная система подготовки преподавателей рассчитана на массовое или групповое усвоение знаний, и

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев А. И. Тенденции развития образования в различных странах : монография / под ред. Н. Г. Нечаева. - СПб. : Эллада, 2015. - 444 с.

2. Аширов Д. А. Трудовая мотивация : учеб. пособие. - М. : Проспект, 2015. - 448 с.

3. Басова Н. В. Педагогика и психология. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2014. - 416 с.

4. Ерохин С. А., Никитин Ю. В., Никитина И. В. Концепция профессиональной мотивации студентов как фактора конкурентоспособности на рынке труда // Научный педагогический журнал. - СПб. : Вестник СпбГУ, 2015. - № 1 (1). - Ч. II. - 185 с.

5. Звонюк С. С. Мотивация к обучению. - М. : Эльга, 2014. - 351 с.

6. Лукьянова Л. Образование в сфере туризма. - М. : Высшая школа, 2015. - 790 с.

7. Миленкова Р. В. Механизмы формирования профессиональной ответственности в процессе специальной подготовки студентов // Педагогические науки: теория, история, инновации, технологии. -СПб. : Питер, 2014. - 536 с.

8. Мищенко Л. И. Непрерывное образование взрослых в контексте возрастного развития личности // Вестник СпбГУ. Серия : Педагогические науки. - 2016. - № 10 (233).

9. Никитина И. В., Мартынов В. В. Формирование профессиональной мотивации студента как детерминанты его творческого развития и трудоустройства // Вестник Национального технического университета «Московский политехнический институт». Серия : Философия, Психология, Педагогика. - 2016. - № 1 (28).

10. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. - 479 с.

11. Ридель Т. М. Профессиональная мотивация и ее роль в формировании мотивации к изучению гуманитарных дисциплин в ВУЗе // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. -2016. - № 4 (6). - 525 с.

у будущего педагога очень мало времени остается для индивидуально-неповторимого размышления, творческого открытия «истины для себя», личностного осмысления для конструирования собственного мнения по тому или иному вопросу.

Таким образом, создавая условия актуализации мотивации студентов к педагогической самоорганизации, следует опираться на принципы синергетического подхода, что позволит, по нашему мнению, наиболее эффективно развивать устойчивую рефлексивную позицию, профессиональную компетентность, умение и навыки самоуправления, позитивное отношение к педагогическому саморазвитию [20, с. 95-118].

Подчеркнем, что отношение к профессии является необходимым условием для развития профессиональной мотивации. Процесс развития профессиональных мотивов происходит непосредственно в учебный деятельности, и нельзя недооценивать значение этой предпосылки.

Таким образом, следует отметить, что проблема профессионального становления современного педагога может быть решена путем формирования и усиления в высших учебных заведениях образовательной мотивации студентов - будущих преподавателей. А это будет возможным только тогда, когда и студент, и преподаватель перейдут в систему субъектно-субъектных отношений. Именно такая система отношений между участниками процесса высшего образования позволит студентам и преподавателям быть и создателями, и непосредственными участниками образовательного процесса.

12. Семиченко В. А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека : модульный курс педагогики. Модуль «Направленность» (Лекции, практические занятия, задания для самостоятельной работы). - М. : Миллениум, 2014. - 296 с.

13. Синкевич С. В. Формирование ценностного становления студентов высших учебных заведений к изучению гуманитарных предметов : дис. ... канд. пед. наук : 20.02.02 «Педагогика и психология». - Ро-стов-на/Д. , 2015. - 186 с.

14. Сластенин В. А. Педагогика - М. : Школа-Пресс, 2015. - 512 с.

15. Столбецкая С. Б. Эта знаменитая мотивация! // Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания : сб. науч. трудов / под общ. ред. академика АПН РФ. - М. : Издательский центр МНЛУ, НМАУ, 2015. - Вып. 41. - 297 с.

16. Формирование профессиональной компетентности специалиста сферы услуг и туризма : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. В. Т. Лозовецкой - М., 2014. - 382 с.

17. Кнышев А. К. Использование интерактивных методов и форм обучения как условия развития мотивации профессионального роста будущих учителей [Электронный ресурс] // Теория и методика управления образованием : электронное специальное издание. - Режим доступа: http://tme.umo.edu/ docs/Dod/3_2016/knish.pdf.

18. Medina Cuevas, Lourdes J. El mercado de trabajo y la práctica profesional del egresado de la licenciatura en turismo de la UAEM. Cuadernos de investigación. UAEM. - Toluca, México, 2016.

19. Peñaloza Suárez Laura Formación Profesional y Campo Ocupacional del Licenciado en turismo de la UAEM : Tesis de grado. - Toluca, México, 2016.

20. Peñaloza Suárez L. La profesión turística: ejes de explicación en su relación con la formación académica / Peñaloza Suárez L., Medina Cuevas J., Herrera Márquez A., Vargas Leyva R. // Revista de la educación superior. 2016. - Vol. XL (4). - № 160.

REFERENCES

1. Ageev A. I. Tendentsii razvitiya obrazovaniya v razlichnykh stranakh : monografiya / pod red. N. G. Nechaeva. - SPb. : Ellada, 2015. - 444 s.

2. Ashirov D. A. Trudovaya motivatsiya : ucheb. posobie. - M. : Prospekt, 2015. - 448 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Basova N. V. Pedagogika i psikhologiya. - Rostov-n/D. : Feniks, 2014. - 416 s.

4. Erokhin S. A., Nikitin Yu. V., Nikitina I. V. Kontseptsiya professional'noy motivatsii studentov kak faktora konkurentosposobnosti na rynke truda // Nauchnyy pedagogicheskiy zhurnal. - SPb. : Vestnik SpbGU, 2015. - № 1 (1). - Ch. II. - 185 c.

5. Zvonyuk S. S. Motivatsiya k obucheniyu. - M. : El'ga, 2014. - 351 s.

6. Luk'yanova L. Obrazovanie v sfere turizma. - M. : Vysshaya shkola, 2015. - 790 s.

7. Milenkova R. V. Mekhanizmy formirovaniya professional'noy otvetstvennosti v protsesse spetsial'noy podgo-tovki studentov / / Pedagogicheskie nauki: teoriya, istoriya, innovatsii, tekhnologii. - SPb. : Piter, 2014. - 536 c.

8. Mishchenko L. I. Nepreryvnoe obrazovanie vzroslykh v kontekste vozrastnogo razvitiya lichnosti // Vest-nik SpbGU. Seriya : Pedagogicheskie nauki. - 2016. - № 10 (233).

9. Nikitina I. V., Martynov V. V. Formirovanie professional'noy motivatsii studenta kak determinanty ego tvorcheskogo razvitiya i trudoustroystva // Vestnik Natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta «Moskovskiy politekhnicheskiy institut». Seriya : Filosofiya, Psikhologiya, Pedagogika. - 2016. - № 1 (28).

10. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologiya adaptatsii lichnosti. - SPb. : Praym-EVROZNAK, 2015. - 479 s.

11. Ridel' T. M. Professional'naya motivatsiya i ee rol' v formirovanii motivatsii k izucheniyu gumanitarnykh distsiplin v VUZe // Pedagogicheskie nauki: teoriya, istoriya, innovatsionnye tekhnologii. - 2016. - № 4 (6). -525 c.

12. Semichenko V. A. Problemy motivatsii povedeniya i deyatel'nosti cheloveka : modul'nyy kurs pedagogiki. Modul' «Napravlennost'» (Lektsii, prakticheskie zanyatiya, zadaniya dlya samostoyatel'noy raboty). - M. : Millenium, 2014. - 296 c.

13. Sinkevich S. V. Formirovanie tsennostnogo stanovleniya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy k izucheniyu gumanitarnykh predmetov : dis. ... kand. ped. nauk : 20.02.02 «Pedagogika i psikhologiya». - Ros-tov-na/D. , 2015. - 186 s.

14. Slastenin V. A. Pedagogika - M. : Shkola-Press, 2015. - 512 s.

15. Stolbetskaya S. B. Eta znamenitaya motivatsiya! // Teoreticheskie voprosy kul'tury, obrazovaniya i vospitaniya : sb. nauch. trudov / pod obshch. red. akademika APN RF. - M. : Izdatel'skiy tsentr MNLU, NMAU, 2015. - Vyp. 41. - 297 c.

16. Formirovanie professional'noy kompetentnosti spetsialista sfery uslug i turizma : ucheb.-metod. posobie / pod obshch. red. V. T. Lozovetskoy - M., 2014. - 382 s.

17. Knyshev A. K. Ispol'zovanie interaktivnykh metodov i form obucheniya kak usloviya razvitiya motivatsii professional'nogo rosta budushchikh uchiteley [Elektronnyy resurs] // Teoriya i metodika upravleniya obra-zovaniem : elektronnoe spetsial'noe izdanie. - Rezhim dostupa: http://tme.umo.edu/docs/Dod/3_ 2016/knish.pdf.

18. Medina Cuevas, Lourdes J. El mercado de trabajo y la práctica profesional del egresado de la licenciatura en turismo de la UAEM. Cuadernos de investigación. UAEM. - Toluca, México, 2016.

19. Peñaloza Suárez Laura Formación Profesional y Campo Ocupacional del Licenciado en turismo de la UAEM : Tesis de grado. - Toluca, México, 2016.

20. Peñaloza Suárez, L. La profesión turística: ejes de explicación en su relación con la formación académica / Peñaloza Suárez L., Medina Cuevas J., Herrera Márquez A., Vargas Leyva R. // Revista de la educación superior. 2016. - Vol. XL (4). - № 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.