Научная статья на тему 'Мотивация достижения к получению образования в аграрном вузе: социологический аспект'

Мотивация достижения к получению образования в аграрном вузе: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / MOTIVATION / MOTIVATION OF OBJECTIVE / STUDENTS / SOCIAL MOTIVES / SOCIAL STATUS / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беховых Юрий Владимирович, Беховых Лариса Александровна

Целью работы являлось социологическое исследование мотивации достижения к получению образования в аграрном вузе. Изучены мотивы современных студентов, которые побудили их поступить и обучаться в аграрном вузе. В исследовании принимали участие студенты второго курса Алтайского государственного аграрного университета юноши и девушки. Исследование показало, что для студентов второго курса вполне адекватно сомневаться в выборе профессии из-за малого количества специальных или практико-ориентированных предметов на данном этапе обучения. У респондентов данного исследования высокая мотивация обучения. Эта мотивация направлена на достижение в будущем более высокого социального статуса. Ко второму курсу уже сформированы убеждения о конечной цели обучения, однако нет ясного понимания того, что должно помочь в её достижении. Девушки имеют более высокую мотивацию достижения в обучении, чем парни. У парней в большей степени проявляются другие мотивы, в основном коммуникационные. Конечная цель обучения в обеих гендерных группах представляется одинаково это успешное будущее. Есть различия в представлениях парней и девушек о способах достижения этой цели. Исследованием обнаружена высокая мотивация аффилиации у респондентов обеих гендерных групп, которая проявляется в виде направленности на общение с сокурсниками. Этот аспект соответствует возрастным нормам студентов и их социальному статусу в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беховых Юрий Владимирович, Беховых Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF THE OBJECTIVE OF RECEIVING EDUCATION AT AGRICULTURAL UNIVERSITY: SOCIOLOGICAL ASPECT

The research goal was a sociological study of motivation of the objective to receive education at agricultural university. The motivations of modern students which prompted them to enter and study at the agricultural university were studied. The study involved second-year students of the Altai State Agricultural University boys and girls. The study revealed that it was typical of second-year students to doubt about the choice of profession. The respondents of this study had high motivation for education. This motivation is aimed at achieving higher social status in the future. For the second year, the opinions on the ultimate goal of study have already formed, however, there is no clear understanding what should help in achieving this goal. Girls have higher motivation in learning than the boys. Boys more frequently exhibit other motives, mainly communication ones. The ultimate goal of study in both gender groups seem to be the same successful future. There are differences in the perceptions of boys and girls about how to achieve this goal. The research has found high motivation of affiliation of respondents from both gender groups which reveals in a focus on communication with fellow students. This aspect corresponds to the age norms of students and their social status at the present time.

Текст научной работы на тему «Мотивация достижения к получению образования в аграрном вузе: социологический аспект»

пального района Омской области до 2022 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tukalinskinfo.ru/

administraciya.

5. Официальный сайт г. Тюкалинска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tukalinskinfo.ru/administraciya.

6. SWOT-анализ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www-wikipediya.ru/wiki/SWOT.

7. Хоречко И.В. SWOT-анализ землепользования в целях построения модели устойчивого развития района // Вестник Омского государственного аграрного университета. — 2014. — № 4 (16). — С. 20-24.

References

1. Zykova N.V., Khozyainova S.V. Malye goroda v sisteme sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona: sovremennye tendentsii i problemy // Problemy sovremennoy ekonomiki. — 2011. — № 4 (40). — S. 264-266.

+

2. Markov E.M. O malykh gorodakh: [El-ektronnyy resurs] publikatsiya na sayte / Rezhim dostupa: http://smgrf.ru/docs/ smgrf.ru_markov_o_malih_gorodah.

3. Pereshein V. Osoboe mesto malykh go-rodov // RF segodnya. Moskva. — 2006. — № 19.

4. Programma kompleksnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Tyukalinskogo go-rodskogo poseleniya Tyukalinskogo munitsi-palnogo rayona Omskoy oblasti do 2022 goda [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: https://tukalinskinfo.ru/administraciya.

5. Ofitsialnyy sayt g. Tyukalinska [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: https://tukalinskinfo.ru/administraciya.

6. SWOT-analiz [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: http://www-wikipediya.ru/wiki/SWOT.

7. Khorechko I.V. SWOT-analiz zemle-polzovaniya v tselyakh postroeniya modeli ustoychivogo razvitiya rayona // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo uni-

versiteta. — 2014. — № 4 (16). — S. 20-24. +

УДК 316.628.23

Ю.В. Беховых, Л.А. Беховых Yu.V. Bekhovykh, L.A. Bekhovykh

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ К ПОЛУЧЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ:

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

MOTIVATION OF THE OBJECTIVE OF RECEIVING EDUCATION AT AGRICULTURAL UNIVERSITY:

SOCIOLOGICAL ASPECT

Ключевые слова: мотивация, мотивация достижения, студенты, социальные мотивы, социальный статус, процесс обучения.

Целью работы являлось социологическое исследование мотивации достижения к получению образования в аграрном вузе. Изучены мотивы современных студентов, которые побудили их поступить и обучаться в аграрном вузе. В исследовании принимали участие студенты второго курса Алтайского государственного аграрного университета — юноши и девушки. Исследование показало, что для студентов второго курса вполне адекватно сомневаться в выборе профессии из-за малого количества специальных или практико-ориентированных предметов на данном этапе обучения. У респондентов данного исследования высокая мотивация обучения. Эта мотивация направлена на достижение в будущем более высокого социального статуса. Ко второму курсу уже сформированы убеждения о конечной цели обучения, однако нет ясного понимания того, что должно помочь в её достижении. Девушки имеют более высокую мотивацию достижения в обучении, чем парни. У парней в большей степени про-

являются другие мотивы, в основном коммуникационные. Конечная цель обучения в обеих тендерных группах представляется одинаково — это успешное будущее. Есть различия в представлениях парней и девушек о способах достижения этой цели. Исследованием обнаружена высокая мотивация аффилиации у респондентов обеих гендерных групп, которая проявляется в виде направленности на общение с сокурсниками. Этот аспект соответствует возрастным нормам студентов и их социальному статусу в настоящее время.

Keywords: motivation, motivation of objective, students, social motives, social status, learning pro-

The research goal was a sociological study of motivation of the objective to receive education at agricultural university. The motivations of modern students which prompted them to enter and study at the agricultural university were studied. The study involved second-year students of the Altai State Agricultural University — boys and girls. The study revealed that it was typical of second-year students to doubt about the choice of profession. The respond-

ents of this study had high motivation for education. This motivation is aimed at achieving higher social status in the future. For the second year, the opinions on the ultimate goal of study have already formed, however, there is no clear understanding what should help in achieving this goal. Girls have higher motivation in learning than the boys. Boys more frequently exhibit other motives, mainly communication ones. The ultimate goal of study in both

gender groups seem to be the same - successful future. There are differences in the perceptions of boys and girls about how to achieve this goal. The research has found high motivation of affiliation of respondents from both gender groups which reveals in a focus on communication with fellow students. This aspect corresponds to the age norms of students and their social status at the present time.

Беховых Юрий Владимирович, к.с.-х.н., доцент, каф. физики, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-83-53. Е-mail: [email protected].

Беховых Лариса Александровна, к.ф.-м.н., декан фак-та природообустройства Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-80-63. Е-таН: [email protected].

Bekhovykh Yuriy Vladimirovich, Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Chair of Physics, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-83-53. E-mail: [email protected].

Bekhovykh Larisa Aleksandrovna, Cand. Phys.-Math. Sci., Dean, Natural Resources Management Dept., Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-80-63. E-mail: [email protected].

Введение

Одна из мотиваций человека, без которой невозможно его полноценное развитие, — мотивация достижения [1]. В первой половине XX в. мотивацию достижения выделяли только как одну из двадцати потребностей человека. Дальнейшие исследования психологов и социологов признали мотивацию достижения наряду с мотивацией аффилиации и мотивацией власти одной из важнейших социальных мотиваций человека [2]. Этот особый интерес к проблематике мотивации достижения показал, что она является одной из фундаментальных мотиваций человека, без которой невозможно его полноценное развитие [3]. Мотивация достижения — это стремление к успеху, высоким результатам в деятельности. Мотивация достижения направлена на улучшенную реализацию задуманной деятельности. Эта мотивация проявляется в том, что человек стремится прилагать усилия в той сфере деятельности, которая важна для него. В современном обществе учебная и профессиональная деятельности являются теми сферами жизни, в которых преобладают ситуации, связанные с мотивацией достижения [2].

В условиях внедрения новых стандартов обучения, ориентированных на запросы рыночной экономики и эффективное ведение хозяйственной деятельности, перед высшим учебным заведением возникает необходимость считаться с законами и требованиями рынка, приспосабливая все стороны учебного процесса к меняющейся ситуации. Одна из главных задач для высшего учебного заведения — поиск эффективных способов проведения учебного процесса, обеспечивающих активизацию человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности

людей вообще [4] и студентов в учебном процессе в частности является их мотивация [5]. От результативности деятельности студентов в учебном процессе во многом после окончания высшего учебного заведения будут зависеть их востребованность и социальная адаптация на будущем месте работы и в обществе. В связи с этим изучение вопросов мотивации студентов к обучению является актуальной психологической и социологической задачей.

Целью работы было социологическое исследование мотивации достижения к получению образования в аграрном вузе.

В ходе исследований решались задачи: провести опрос студентов аграрного вуза с целью выявления факторов, влияющих на мотивацию достижения; определить ген-дерные различия в мотивации достижения к обучению; выявить социальный аспект мотивации достижения.

Объекты и методы

Объектом исследований были студенты Алтайского государственного аграрного университета.

Предметом было социологическое исследование мотивации достижения к получению образования в аграрном вузе.

Список вопросов с учётом специфики аграрного вуза был составлен, опираясь на стандартные методики [6, 7].

В опросе принимало участие 78 студентов второго курса факультета природообу-стройства Алтайского государственного аграрного университета: 34 чел. направления «Природообустройство и водопользование» из них 17 девушек и 17 парней, а также 44 чел. направления «Землеустройство и кадастры», из них 10 парней и 34 девушки. Выбор второго курса был обусловлен тем,

что, с одной стороны, прошло относительно немного времени после поступления студентов в вуз и в памяти не трансформировались истинные мотивы выбора именно аграрного вуза в качестве места для получения образования. С другой стороны, на втором курсе практически все студенты уже адаптировались к обучению и могут адекватно оценивать как образовательный процесс, так и правильность своего выбора и перспективы профессионального будущего.

Экспериментальная часть и обсуждение результатов

Изучая мотивацию поступления в университет было выявлено значительное различие по гендерному признаку. Мотивы поступления у девушек оказались социально более значимыми, чем у парней. Среди девушек 35,2% выбрали данный университет и данное направление подготовки «по призванию», у парней этот мотив составляет вдвое меньший процент (17,6%). Соответственно, мотивация к определённой профессиональной деятельности у девушек изначально выше. Следующим по важности является вариант ответа « как гарантия будущего высокого материального положения» (23,5% девушек и парней). Пришли учиться «за компанию с другом» 11,7% парней. Среди девушек такой категории не оказалось, однако 17,6% парней и 11,7% девушек выбрали данное направление обучения, так как «был меньший проходной балл». Таким образом, девушки при поступлении лучше представляют свой потенциальный социальный статус, очевидно, мотивируя своё поступление в аграрный вуз и обучение в нём для его достижения. Некоторые студенты считают, что им «все равно», где учиться (17,6% девушек и парней). Встречались единичные ответы, такие как: «знакомый посоветовал», «пошел учиться по совету старших». Большая часть студентов, согласно опросу, осознанно подошла к выбору своей будущей профессии, и ко второму курсу у них уже сформированы определённые убеждения о конечной цели их обучения.

На вопрос «нравится обучаться в вузе или нет» ответили в следующем процентном соотношении: уверенно отвечают «да» 35,2% девушек и 41,1% парней; 52,2% девушек и 23,5% парней отвечают «скорее да, чем нет». Следовательно, значительная часть студентов второго курса еще сомневается по разным причинам. Склоняются к ответу «скорее нет, чем да» 5,8% деву-

шек и парней и 17,6% парней уверенно отвечают «нет». Пока что «затрудняются ответить» 11,7% парней и 5,8% девушек. Таким образом, можно сказать, что большинству опрошенных обучаться нравится, однако ожидания от обучения у некоторых студентов не оправдались. Многие еще сомневаются, но все же склоняются к положительному ответу.

«В процессе обучения в вузе нравится...» у девушек самый высокий показатель (41,7%) отмечен за вариантом «получение знаний», у парней этот вариант ответа составил 35,2% соответственно. У парней «общение с сокурсниками» набирает самый высокий (41,7%) приоритет. Таким образом, среди девушек высока именно мотивация достижения при обучении в учебном заведении, у парней же в большей степени преобладают коммуникационные мотивы, однако и мотивация достижения также на довольно высоком уровне. Среди девушек коммуникационные мотивы значительно ниже (17,6%). Участие во «внеучебной деятельности» при обучении является важным для 35,2% парней и 11,7% девушек.

На противоположный вопрос, что не нравится в процессе обучения в вузе, актуальным является ответ «большая загруженность, мало свободного времени» (35,2% девушек и 23,5% парней). Большое количество парней (35,2%) считают, что «преподают ненужные предметы для будущей профессии». Среди девушек так считает только 11,7%. Считают, что они «недостаточно вовлечены в исследовательскую деятельность по будущей профессии» 11,7% парней и 41,7% девушек. Это ещё раз подтверждает, что девушки имеют более определённое представление о своём предполагаемом профессиональном будущем и о том, как и какие знания они смогут применить на будущей работе.

В процессе обучения является важным фактором, по мнению девушек, «качество образования», у парней — «достижение знаний и профессионализм». Следующим фактором по важности является для девушек «достижение знаний и профессионализма», а для парней — «качество образования». Третье место среди факторов важности занимает «повышение социального статуса». Следующий фактор, который отмечают студенты, обозначился как «сама учебная деятельность». На пятое место студенты ставят фактор «межличностные отношения с преподавателями». Для большинства девушек также является важным

фактор «межличностные отношения со студентами», т. е. атмосфера в студенческом коллективе. В то время как для парней, этот фактор играет незначительную роль. И последнее место в рейтинге занимает фактор «ответственность». Таким образом, социальные мотивы в процессе обучения являются приоритетными для студентов второго курса, так как качество образования и профессионализм скорее всего важны для них в плане улучшения своего будущего социального статуса.

По мнению большинства (52,9%) девушек, являться студентом их факультета и вуза престижно. Но интересен факт, что 53% парней затрудняются ответить, престижно ли обучаться на их факультете и в вузе. Всего 29,4% парней считают, что обучаться престижно и 35,2% девушек затрудняются ответить на этот вопрос. Непрестижным обучение на факультете на втором курсе обучения считают 11,7% девушек и 17,6% парней. К сожалению, по данному исследованию невозможно сказать — связано ли это мнение с ошибочным выбором будущей профессии или с разочарованием в самом процессе обучения в вузе. Скорее всего, в каждом индивидуальном случае в разной степени, но присутствуют оба этих фактора.

Отвечая на вопросы о понимании содержания будущей профессии, обозначились следующие результаты: 58,8% девушек и 35,2% парней «представляют свою профессию только в общих чертах», 11,7% девушек и 29,4% парней считают, что они «хорошо понимают содержание своей будущей профессии», 23,5% всех опрошенных имеют «смутное представление о своей будущей профессии и надеются, что оно прояснится в начале практической деятельности». По 5,8% девушек и парней «еще не задумывались над данным вопросом». Анализируя эти результаты и сопоставляя их с предыдущими, можно высказать предположение, что большинство парней второго курса преувеличивают своё понимание будущей профессии, либо эта потенциальная профессия лишь косвенно связана с получаемым образованием. У девушек это понимание более адекватное и, как следствие, более высокая мотивация для ликвидации дефицита знаний.

При ответе на вопрос «Планируете ли вы работать по специальности?» большое количество девушек (17,6%) отвечают «скорее нет». Парней в этой категории меньше (11,7%), однако 17,6% парней твердо отвечают «нет». Сомневаются, но

все же склонны к положительному ответу 47% девушек и 23,5% парней. Уверенно отвечают «да» 17,6% девушек и 23,5% парней. Почти четверть (23,5%) опрошенных парней «затрудняются ответить». Как отмечалось ранее [8], что «по характеру мотивации и потребности в высшем образовании можно дифференцировать современную молодежь на две категории. Представители первой группы рассматривают процесс получения высшего образования с точки зрения приобретения профессиональных знаний, которые необходимы для жизненного успеха. Представителей же второй группы данный процесс привлекает возможностью реализовать совсем другие жизненные цели — получить диплом, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу, не обязательно в соответствии с полученным образованием». Очевидно, такие две группы присутствовали и в данном опросе, что косвенно и подтверждают ответы на вопрос о планах работы по получаемой профессии.

Заключение

Обобщая результаты исследования, можно сказать, что для студента второго курса вполне адекватно сомневаться в выборе профессии. На это могут быть разные причины, возможно, из-за малого количества специальных или практико-ориен-тированных предметов на данном этапе обучения. На это указывает и то, что около половины студентов смутно представляют свою будущую профессию.

У респондентов данного исследования высокая мотивация обучения. Эта мотивация направлена на достижение в будущем более высокого социального статуса, который в основном ассоциируется у студентов с будущей работой, связанной с выбранным направлением обучения. Обучение рассматривается респондентами как «трамплин» в дальнейшей жизни.

Очевидно, что ко второму курсу уже сформированы убеждения о конечной цели обучения на выбранном факультете и направлении обучения, однако нет ясного понимания того, что должно помочь в её достижении [9].

Исследование показывает, что девушки имеют более высокую мотивацию достижения в обучении, чем парни. У парней мотивация достижения также высока, однако в большей степени проявляются другие мотивы, в основном коммуникационные. Конечная цель обучения в обеих ген-дерных группах представляется одинаково

— это успешное будущее. Для её достижения и должны пригодиться получаемые знания, умения или просто диплом о высшем образовании. Есть различия в представлениях парней и девушек о способах достижения этой цели, поэтому мотивами парней при обучении в вузе в большей степени, чем у девушек, являются «приятное времяпровождение» и «общение со сверстниками». Исследованием обнаружена высокая мотивация аффилиации у респондентов обеих гендерных групп, которая проявляется в виде направленности на «общение с сокурсниками». Этот аспект соответствует возрастным нормам студентов и их социальному статусу в настоящее время.

Библиографический список

1. Иванова А.В. Формирование мотивации достижения у подростков в условиях общеобразовательной школы / / Приоритетные научные направления: от теории к практике. — Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2016.

— № 25-1. — С. 85-90.

2. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002.

— С. 47-102.

3. Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов // Поволжский педагогический вестник. — 2014. — № 1 (2). — С. 56-62.

4. Тургужанова А.Г., Какимжанов З.Р. Мотивация с точки зрения социологии // Вестник КАСУ. — 2005. — № 4. — С. 49-55.

5. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: матер. IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 160-163.

6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.

— М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 490 с.

7. Воловская Н.М. Методология и методика социологического исследования: учеб. пособие / НГУЭУ. — Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2011. — 192 с.

8. Соколова М.В. Социологическое исследование мотивации получения высшего образования // Вестник Нижегородского

университета им. Н.И. Лобачевского. — 2008. — № 5. — С. 319-323.

9. Воловская Н.М., Плюснина Л.К., Русина А.В. Мотивация студентов в вузе: социологический аспект / / Теория и практика общественного развития. — Краснодар: ООО Изд-кий дом «ХОРС», 2015. — № 5.

— С. 12-15.

References

1. Ivanova A.V. Formirovanie motivatsii dostizheniya u podrostkov v usloviyakh ob-shcheobrazovatelnoy shkoly // Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii k praktike. -Novosibirsk: OOO «Tsentr razvitiya nauch-nogo sotrudnichestva», 2016. - № 25-1. -S. 85-90.

2. Gordeeva T.O. Motivatsiya dostizheniya: teorii, issledovaniya, problemy / / Sov-remennaya psikhologiya motivatsii. Pod red. D.A. Leonteva. - M.: Smysl, 2002. -S. 47-102.

3. Biryukova I.A., Smolyarchuk I.V. Motivatsiya dostizheniya uspekha kak faktor razvitiya professionalnykh kachestv studentov // Povolzhskiy pedagogicheskiy vestnik. -2014. - № 1 (2). - S. 56-62.

4. Turguzhanova A.G., Kakimzhanov Z.R. Motivatsiya s tochki zreniya sotsiologii // Vestnik KASU. — 2005. - № 4. - S. 49-55.

5. Mormuzheva N.V. Motivatsiya obu-cheniya studentov professionalnykh uchrezhdeniy // Pedagogika: traditsii i inno-vatsii: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, dekabr 2013 g.). - Chelyabinsk: Dva komsomoltsa, 2013. - S. 160-163.

6. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuy-lov G.M. Sotsialno-psikhologicheskaya diag-nostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. -M.: Izd-vo Instituta psikhoterapii, 2002. -490 s.

7. Volovskaya N.M. Metodologiya i metodika sotsiologicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie; NGUEU. — Novosibirsk: Izd-vo NGUEU, 2011. — 192 s.

8. Sokolova M.V. Sotsiologicheskoe issle-dovanie motivatsii polucheniya vysshego obrazovaniya // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2008.

- № 5. - S. 319-323.

9. Volovskaya N.M., Plyusnina L.K., Rusi-na A.V. Motivatsiya studentov v vuze: sotsiologicheskiy aspekt // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - Krasnodar: OOO Izdatelskiy dom «KhORS», 2015. -№ 5. - S. 12-15.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.