Научная статья на тему 'Иерархия социальных ценностей личности студентов аграрного вуза'

Иерархия социальных ценностей личности студентов аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
459
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПРИОРИТЕТ ЦЕННОСТЕЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ / VALUES / SOCIAL VALUES OF PERSONALITY / PRIORITY VALUES / SOCIALIZATION / SYSTEM OF PERSONALITY VALUES / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беховых Юрий Владимирович, Беховых Лариса Александровна

Целью работы являлось социологическое исследование социальных ценностей личности студентов аграрного вуза. В ходе исследования было проведено тестирование студентов Алтайского государственного аграрного университета очной и заочной форм обучения юношей и девушек, с целью выявления их социальных ценностей личности. Тест предлагал несколько утверждений, относящихся к восьми социальным ценностям личности: профессиональным, финансовым, семейным, общественным, коммуникативным, духовным, физического здоровья, интеллектуальным. По результатам теста была определена иерархия ценностей, а также гендерные различия в иерархии социальных ценностей личности. Определены различия в иерархии социальных ценностей личности студентов очной и заочной форм обучения. При обработке результатов исследования было выявлено, что имеются заметные отличия в приоритетах социальных ценностей личности как у студентов различных форм обучения, так и по гендерному признаку. Также есть похожая оценка некоторых групп социальных ценностей. Для студентов первого и второго курсов очного и заочного отделений приоритетными социальными ценностями личности являются профессиональные, семейные, интеллектуальные и материальные ценности. Среди студентов очного отделения высокую оценку получили коммуникативные ценности. Для студентов-заочников ценности общения отходят на второй план. Девушки очного отделения высоко оценивают практически все социальные ценности, за исключением духовных. Духовные и общественные ценности получили у респондентов самую низкую оценку. Заметно ниже, по сравнению с другими, оценка категории ценности физического здоровья. Это может быть связано с возрастом респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Беховых Юрий Владимирович, Беховых Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIERARCHY OF SOCIAL VALUES OF STUDENT PERSONALITY IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

The research goal was a sociological study of the social values of student personality at an agricultural university. During the research, full-time and part-time students of the Altai State Agricultural University were tested. The test contained several statements related to eight social values of and individual: professional, financial, family, social, communicative, spiritual, physical health, and intellectual values. The results of the test determined the hierarchy of values and identified gender differences in the hierarchy of the social values of an individual. The differences in the hierarchy of social values of a personality of full-time and part-time students were identified. For the first-year and second-year students, the most important social values of a person are professional, family, intellectual, and material values. Among the full-time students, communication values were highly appreciated. For part-time students, the value of communication is not as important as for full-time students. Female full-time student highly appreciate almost all social values. Spiritual and social values received the lowest rating among the respondents.

Текст научной работы на тему «Иерархия социальных ценностей личности студентов аграрного вуза»

УДК 316.614.4 Ю.В. Беховых, Л.А. Беховых

Yu.V. Bekhovykh, L.A. Bekhovykh

ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА

HIERARCHY OF SOCIAL VALUES OF STUDENT PERSONALITY IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY

Ключевые слова: ценности, социальные ценности личности, приоритет ценностей, социализация, система ценностей личности, студенты.

Целью работы являлось социологическое исследование социальных ценностей личности студентов аграрного вуза. В ходе исследования было проведено тестирование студентов Алтайского государственного аграрного университета очной и заочной форм обучения — юношей и девушек, с целью выявления их социальных ценностей личности. Тест предлагал несколько утверждений, относящихся к восьми социальным ценностям личности: профессиональным, финансовым, семейным, общественным, коммуникативным, духовным, физического здоровья, интеллектуальным. По результатам теста была определена иерархия ценностей, а также гендерные различия в иерархии социальных ценностей личности. Определены различия в иерархии социальных ценностей личности студентов очной и заочной форм обучения. При обработке результатов исследования было выявлено, что имеются заметные отличия в приоритетах социальных ценностей личности как у студентов различных форм обучения, так и по тендерному признаку. Также есть похожая оценка некоторых групп социальных ценностей. Для студентов первого и второго курсов очного и заочного отделений приоритетными социальными ценностями личности являются профессиональные, семейные, интеллектуальные и материальные ценности. Среди студентов очного отделения высокую оценку получили коммуникативные ценности. Для студентов-заочников ценности общения отходят на второй план. Девушки очного отделе-

ния высоко оценивают практически все социальные ценности, за исключением духовных. Духовные и общественные ценности получили у респондентов самую низкую оценку. Заметно ниже, по сравнению с другими, оценка категории ценности физического здоровья. Это может быть связано с возрастом респондентов.

Keywords: values, social values of personality, priority values, socialization, system of personality values, students.

The research goal was a sociological study of the social values of student personality at an agricultural university. During the research, full-time and parttime students of the Altai State Agricultural University were tested. The test contained several statements related to eight social values of and individual: professional, financial, family, social, communicative, spiritual, physical health, and intellectual values. The results of the test determined the hierarchy of values and identified gender differences in the hierarchy of the social values of an individual. The differences in the hierarchy of social values of a personality of fulltime and part-time students were identified. For the first-year and second-year students, the most important social values of a person are professional, family, intellectual, and material values. Among the full-time students, communication values were highly appreciated. For part-time students, the value of communication is not as important as for full-time students. Female full-time student highly appreciate almost all social values. Spiritual and social values received the lowest rating among the respondents.

Беховых Юрий Владимирович, к.с.-х.н., доцент, каф. физики, Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-83-53. Е-mail: [email protected].

Беховых Лариса Александровна, к.ф.-м.н., декан фак-та природообустройства Алтайский государственный аграрный университет. Тел.: (3852) 62-80-63. Е-таН: [email protected].

Bekhovykh Yuriy Vladimirovich, Cand. Agr. Sci., Assoc. Prof., Chair of Physics, Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-83-53. E-mail: [email protected].

Bekhovykh Larisa Aleksandrovna, Cand. Phys.-Math. Sci., Dean, Natural Resources Management Dept., Altai State Agricultural University. Ph.: (3852) 62-80-63. E-mail: [email protected].

Введение

Человек — существо социальное. Данное утверждение, высказанное ещё Аристотелем, множество раз было дублировано и раскрыто в трудах философов, психологов, педагогов, социологов, медиков и других учёных. Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе [1] и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества

эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью. Становление индивида личностью, в ходе которого общество передает, а индивид активно усваивает и преобразует нормы, ценности и образцы поведения, происходит в ходе социализации [2, 3]. При социализации формируется уникальная для каждого человека система личных ценностей [4, 5]. Ценности личности образуют систему её ценностной ориентации, которая формиру-

ет основу сознания и поведения личности и непосредственно влияет на ее развитие [6, 7]. Под ценностями можно понимать наиболее обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Ценностные ориентации — это избирательное отношение человека к ценностям.

Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание [8]. По этому основанию можно выделить ценности социальные, культурные, экономические, политические, духовные и т.д.

Каждый человек живет в определенной системе ценностей. Можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение, и с этим связана иерархия ценностей [7]. Ценности и их иерархическая структура носят конкретно-исторический и личностный характер. В течение жизни у человека может происходить трансформация ценностей. Особенно это касается декларируемых ценностей -ценностей самых низких порядков, от которых человек может отказаться в любой момент времени [9]. Одни и те же понятия для разных людей могут представлять неодинаковую ценность. Один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться [7].

Таким образом, система ценностей и ценностных ориентаций, а также иерархия ценностей определяют отношение личности к жизни, мотивы, поступки и действия человека, проявляющиеся в практическом поведении, поэтому их изучение является актуальной задачей.

Целью работы было социологическое исследование социальных ценностей личности студентов аграрного вуза.

В ходе исследований решались задачи: провести тестирование студентов аграрного вуза с целью выявления их социальных ценностей личности; определить гендерные различия в иерархии социальных ценностей личности; определить различия в иерархии социальных ценностей личности студентов очного и заочного обучения.

Объекты и методы

Объектом исследования были студенты Алтайского государственного аграрного университета.

Предмет — социологическое исследование социальных ценностей личности студентов аграрного вуза. Метод исследования — тестирование. В качестве методики исследования выбрана экспресс-диагностика социальных ценностей личности [10]. Информация была обработана стандартными методиками [11, 12]. В случайной выборке для тестирования принимали участие студенты первого и второго курсов очного и заочного отделений Алтайского государственного аграрного университета различных направлений подготовки обеих гендер-ных групп.

Экспериментальная часть и обсуждение результатов

Тест по определению социальных ценностей личности предлагает 16 утверждений, относящихся к восьми социальным ценностям личности: профессиональным, финансовым, семейным, общественно-полезной деятельности, коммуникативным, духовным, физического здоровья, интеллектуальным. Респондентам предлагалось оценить значимость каждого из утверждений в баллах абстрактной шкалы по схеме: 10 (неважно) 20, 30, 40 ... 100 (очень важно). Таким образом, тест подразумевает по два утверждения, относящихся к каждой из ценностей. Утверждения предлагались респондентам в произвольном порядке. Чем выше итоговое количество баллов по результатам двух утверждений, тем большую значимость представляет для респондента данная ценность. Для более наглядного представления результатов общее количество баллов, относящихся к одной ценности, делилось на два.

При обработке результатов исследования было выявлено (рис. 1), что имеются заметные отличия в приоритетах социальных ценностей личности как у студентов различных форм обучения, так и по тендерному признаку. Наблюдается и похожая оценка некоторых ценностей.

Так, у студентов мужского и женского пола очной и заочной форм обучения самую высокую оценку получили профессиональные и семейные ценности. Далее наблюдаются отличия в иерархии ценностей. Для мужчин-заочников и девушек-очниц практически наряду с семейными и профессиональными ценностями стоят ценности интеллектуального развития.

123 + 5670

□ мужской (очное) Ш муже кой (заочное) □ женский (очное) □ женский [заочное)

Рис. 1. Диаграмма иерархии социальных ценностей личности студентов аграрного вуза мужского и женского пола очной и заочной форм обучения (в баллах от 10 (неважно) до 100 (очень важно): 1 — профессиональные; 2 — финансовы/е; 3 — семейны/е; 4 — коммуникативные; 5 — общественно-полезной деятельности; 6 — духовные; 7 — физического здоровья; 8 — интеллектуальные

Мужчины очной формы обучения и девушки-заочницы оценили данную категорию ценностей значительно ниже. Высокий балл среди всех респондентов получили финансовые (материальные) ценности. Приблизительно такую же высокую оценку получили коммуникативные ценности, однако здесь заметны качественные отличия. По диаграмме (рис. 1) видно, что для студентов очной формы обучения ценности общения более важны, чем для студентов заочной формы обучения.

Самую низкую оценку среди всех тестируемых получили духовные ценности и ценности общественно-полезной деятельности (общественные). Заметно ниже по сравнению с другими категориями оценка категории ценностей физического здоровья. Очевидно, это связано с возрастом респондентов. Средний возраст студентов очной формы обучения 19 лет. Возраст студентов заочной формы обучения варьировал в более широком диапазоне — от 19 до 36 лет. Видимо, в возрастной категории до 40 лет люди, в основной массе, в первую очередь стремятся удовлетворить свои профессиональные и материальные

потребности и ещё мало задумываются о духовной жизни. Важность общественной деятельности наиболее сильно ощущают студентки-очницы. Вероятно, некоторые из них активно участвуют в общественной жизни университета. Необходимо отметить и тот факт, что категория «духовные ценности» среди студенток очной формы обучения получила более высокую оценку в среднем на 10-15 баллов по сравнению с другими тестируемыми. Этот факт может указывать на их более высокое духовное развитие и (или) более высокую религиозность.

Проблемы со здоровьем в возрасте респондентов скорее являются исключением, поэтому заметно ниже в сравнении с другими ценностями оценка ценности «физическое здоровье» у всех тестируемых.

Особенно интересно распределение приоритетов в ответах студентов на конкретные утверждения, относящиеся к социальным ценностям личности (рис. 2 а, б). На противоположных сторонах лучей, выходящих из центра диаграмм, представлены номера утверждений, относящихся к одной ценности.

Рис. 2. Распределение приоритетов в ответах студентов аграрного вуза на утверждения, относящиеся к социальным ценностям личности (в баллах от 10 (неважно) до 100 (очень важно): 1 — увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие; 2 — высокооплачиваемая работа; 3 — удачная женитьба или замужество; 4 — знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия; 5 — вовлечение в общественную деятельность; 6 — ваша религия; 7 — спортивные упражнения; 8 — интеллектуальное развитие; 9 — карьера; 10 — красивые машины, одежда, дом и т. д.; 11 — времяпрепровождение в кругу семьи; 12 — несколько близкихдрузей; 13 —работа на добровольных началах в некоммерческих организациях; 14 — медитация, размышления, молитвы и т.д.; 15 —здоровая сбалансированная диета; 16 — чтение образовательной литературы, просмотр образовательных передач,

самосовершенствование и т.п.

Так, судя по этим диаграммам (рис. 2 а, б), для студентов мужчин-очников наиболее важно: «несколько близких друзей», «высокооплачиваемая работа», «карьера» и «удачная женитьба». Практически не важны для них: «медитация, размышления, молитвы...», «религия». Для мужчин-заочников важно: «карьера», «высокооплачиваемая работа», «интеллектуальное развитие», «времяпрепровождение в кругу семьи». Духовную жизнь мужчины-заочники также не считают приоритетной, хотя по диаграмме видно, что пункты 6 и 14, относящиеся к духовным ценностям, получили у них хотя и незначительно, но более высокую оценку, чем у мужчин-очников. Для девушек очного отделения наиболее важны: «увлекательная работа.», «высокооплачиваемая работа», «интеллектуальное развитие», «времяпрепровождение в кругу семьи». Студентки-заочницы приоритетным для себя считают «высокооплачиваемую работу», « времяпрепровождение в кругу семьи», «карьеру». Духовная жизнь для студенток очной и

заочной форм обучения, как и для студентов-мужчин, не является приоритетной. Однако, как уже отмечалось выше, духовные ценности у студенток очной формы обучения получили самую высокую оценку среди всех респондентов.

Интересен вопрос о том, сколько респондентов в процентном соотношении поставили высшую оценку в той или иной категории ценностей. Это может указывать на то, какой процент принимавших участие в тестировании студентов считает те или иные ценности на данном этапе жизни абсолютными. Другой вопрос, являются ли эти ценности для них декларируемыми абсолютными ценностями или нет.

В утверждениях, относящихся к профессиональным ценностям, поставили высшую оценку 31,5% мужчин-очников, 47% мужчин-заочников, 40% девушек очного отделения и 30,7% девушек-заочниц. Так, пункт, относящийся к профессиональным ценностям, «увлекательная работа, которая доставляет удовольствие» получил высшую оценку у 32,5% студентов мужчин очного

отделения, 29,4% студентов мужчин-заочников, 45,5% девушек очного отделения и 38,4% девушек-заочниц. В пункте «карьера» поставили высшую оценку 64,7% студентов мужчин-заочников, 30% мужчин очного отделения, 31,8% девушек очного отделения и только 17% девушек-заочниц.

В утверждениях, относящихся к финансовым (материальным) ценностям, высший балл поставили 43,7% мужчин-очников, 44,1% мужчин-заочников, 34,1% девушек очного отделения и 38,4% девушек-заочниц. Пункт «высокооплачиваемая работа», относящийся к финансовым ценностям, получил максимальную оценку у 50% мужчин-очников, 58,8% мужчин-заочников, 59% девушек-очниц и 53,8% девушек-заочниц.

В утверждениях, относящиеся к семейным ценностям, высший балл поставили 47,5% мужчин очного отделения, 67,6% мужчин-заочников, 59,1% девушек очного отделения и 57,7% девушек-заочниц.

Минимальное количество высших оценок было поставлено респондентами в утверждениях, относящихся к духовным ценностям: 3,7% мужчин очного отделения, 8,8% мужчин-заочников, 2,3% девушек очного отделения и 5,8% девушек-заочниц. В то же время духовные ценности на данный момент своей жизни считают абсолютно неважными и оценивают их минимальным баллом 40% мужчин очного отделения, 26,5% мужчин-заочников, 13,6% девушек очного отделения и 20,5% девушек-заочниц.

Заключение

Обобщая результаты исследования, можно сказать, что для студентов первого и второго курсов очного и заочного отделений аграрного вуза приоритетными социальными ценностями личности являются профессиональные семейные, интеллектуальные и материальные ценности. Среди студентов очного отделения высокую оценку получили утверждения теста, относящиеся к коммуникативным ценностям. Особенно это относится к мужчинам-очникам. Для студентов-заочников ценности общения уже отходят на второй план, хотя тоже являются важными.

Исследование показывает, что девушки очного отделения высоко оценивают практически все социальные ценности, за исключением духовных. Духовные ценности имеют самую низкую оценку среди всех респондентов. Это может быть связано с возрастом тестируемых и ориентированностью их на достижение материальных благ

и успеха в карьере, что косвенно подтверждает приоритет профессиональных и материальных ценностей. Ценности физического здоровья имеют более низкую оценку по сравнению с другими. Здесь, очевидно, играет основную роль возраст респондентов. Пока нет проблем со здоровьем, люди не видят большой необходимости серьёзно о нём задумываться, остро не ощущают важность здорового образа жизни.

Исходя из приоритета ценностей, можно сделать вывод, что для большинства студентов аграрного вуза обеих гендерных групп очной и заочной форм обучения цель жизни представляется одинаково — это успешное материально обеспеченное будущее, семья и удачная карьера. Для успехов в её достижении и должны пригодиться получаемые в вузе знания, умения или просто диплом о высшем образовании.

Библиографический список

1. Бердяев Н. О назначении человека. -Париж: Современные записки, 1931. -320 с.

2. Богданова В.В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации [Электронный ресурс] / / Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». -2009. - № 3. - Социология.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспи-ров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Изд-кий центр «Академия», 2000. — 176 с.

4. Кукубаева А.Х. Система ценности как результат социализации личности / / Вестник университета «Кайнар». — 2005. — № 3/1. — С. 98-102.

5. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. — Оренбург: [Б.м.], 1996. - 188 с.

6. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. - 2011. - № 4.- С. 286-289.

7. Мирза Н.И. Аксиологический аспект воспитания и перевоспитания молодежи // Транспортное дело России. - 2012. -№ 65.- С. 55-57.

8. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. - 1996. -№ 5. - С. 7.

9. Морозова Ю.М., Прохорова И.Ф. Декларируемые и реальные ценности у людей разных возрастных групп / / Новая

наука: опыт, традиции, инновации. - 2016.

- № 6-2(89). - С. 174-176.

10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.

- М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.

11. Воловская Н.М. Методология и методика социологического исследования: учеб. пособие. — Новосибирск: Изд-во НГУЭУ, 2011. — 192 с.

12. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Изд-во Самарского университета, 1995. - 334 с.

References

1. Berdyaev N. O naznachenii cheloveka. -Parizh: Sovremennye zapiski, 1931. - 320 s.

2. Bogdanova V.V. Traektorii sotsializatsii sovremennogo studenchestva. Fenomeny soobraznoy i neadaptivnoy sotsializatsii [El-ektronnyy resurs] // Elektronnyy zhurnal «Znanie. Ponimanie. Umenie». - 2009. -№ 3. - Sotsiologiya.

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspi-rov A.Yu. Pedagogicheskiy slovar: dlya stu-dentov vyssh. i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. — M.: Izd. tsentr «Akademiya», 2000. — 176 s.

4. Kukubaeva A.Kh. Sistema tsennosti kak rezultat sotsializatsii lichnosti // Vestnik uni-versiteta «Kaynar». — 2005. - № 3/1. — S. 98-102.

5. Kiryakova A.V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey: monografiya. — Orenburg, 1996. - 188 s.

6. Nagoeva L.Kh. Tsennostnye orientatsii: ponyatie i fenomen / / Novye tekhnologii. -2011. - № 4. - S. 286-289.

7. Mirza N.I. Aksiologicheskiy aspekt vospitaniya i perevospitaniya molodezhi / / Transportnoe delo Rossii. - 2012. - № 65. -S. 55-57.

8. Lapin N.I. Modernizatsiya bazovykh tsennostey rossiyan // Sotsis. - 1996. -№ 5. - S. 7.

9. Morozova Yu.M., Prokhorova I.F. Deklariruemye i realnye tsennosti u lyudey raznykh vozrastnykh grupp // Novaya nau-ka: opyt, traditsii, innovatsii. - 2016. -№ 6-2 (89). - S. 174-176.

10. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuy-lov G.M. Sotsialno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. - M.: Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2002. -490 s.

11. Volovskaya N.M. Metodologiya i metodika sotsiologicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie. — Novosibirsk: Izd-vo NGUEU, 2011. — 192 s.

12. Yadov V.A. Sotsiologicheskoe issledo-vanie: metodologiya, programma, metody. -Samara: Izd-vo. «Samarskiy universitet», 1995. - 334 s.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.