Вестник Курганской ГСХА
№ 2, 2013
Гуманитарные и общественные науки
81
УДК 130. 3
Л. П. Яперова, А. В. Есмагамбетова
ВЛИЯНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
ФГБОУ ВПО «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т.С. МАЛЬЦЕВА»
L. P. Yaperova, A. V. Esmagambetova INFLUENCE OF THE HIGHER EDUCATION ON FORMATION TOLERANCES OF THE PERSONALITY FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»
Уделено внимание тенденции изменения ценностных предпочтений студенческой молодежи модернизирующихся стран. Изучение вестернизации сознания студенчества учеными подтолкнуло авторов к исследованию вопроса о толерантности студентов очного и заочного обучения по трем направлениям: этническая толерантность, социальная толерантность и толерантность как черта личности. Сделан вывод о том, что обнаруженная социологами неустойчивость и частичная обратимость ве-стернизации студенческой молодежи подтверждается исследованием толерантности.
Ключевые слова: студенчество, толерантность, личность.
Tendency of change of students' valuable preferences in the modernized countries is considered. Studying of a westernization of students' consciousness by scientists pushed authors to research a question of students' tolerance on three directions: ethnic tolerance, social tolerance and tolerance as a feature of the personality. The conclusion that the instability found by sociologists and partial reversibility of a westernization of student's youth, is confirmed by research of tolerance.
Keywords: students, tolerance, personality.
Людмила Павловна Яперова
Lyudmila Pavlovna Yaperova кандидат философских наук, доцент Россия, 641300, Курганская область, Кетовский район, с. Лесниково, КГСХА E-mail: lugor06 @ Ramblerl.ru
Александра Васильевна Есмагамбетова
Alexandra Vasilyevna Esmagambetova
старший преподаватель
E-mail: [email protected]
Ценностные ориентиры студенчества формируются под влиянием множества факторов. Здесь и ментальные установки, образцы поведения, усвоенные сознательно и бессознательно из родной культуры через семью и систему образования, и воздействие молодежной субкультуры, и собственный жизненный опыт. Свою лепту вносят процессы глобализации и информатизации. К тому же, надо учитывать, что молодые люди, стремясь найти собственную позицию, «примеряют» различные образцы. Все эти разнородные, подчас противоположные воздействия приводят к противоречивости и неустойчивости сознания студенческой молодежи. Задача нашего исследования заключается в том, чтобы выяснить, как система высшего образования влияет на формирование у студенчества ценностных ориентаций вообще и толерантного
сознания в частности.
Студенчество всех стран имеет особенности, отличающие его от других групп общества. Интерес социологов вызывают тенденции изменения ценностных предпочтений студенческой молодежи модернизирующихся стран, ибо они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на социальные преобразования. Как показывают исследования, сознание студенчества таких стран «ве-стернизировано». Кажется очевидным, что причиной тому является система высшего образования. Так ли обстоит дело, решили выяснить отечественные социологи Ю. В. Латов и Н. В. Латова. В течение ряда лет они применяли этнометрический метод Г. Хофстеда в исследовании ментальных установок студентов различных городов России, сравнивали полученные данные с результатами социологи-
82 Научный журнал Вестник Курганской ГСХА
ческих опросов студенчества в других странах. Используемый в кросс-культурных исследованиях метод Г. Хофстеда содержит пять показателей: индивидуализм, дистанция власти, избегание неопределенности, маскулинность, долгосрочная ориентация. По этим показателям четко прослеживаются различия между культурами Запада и Востока. Россия же занимает промежуточное положение. В то же время российское студенчество как особая социальная группа имеет заметно более «вестернизиро-ванные» показатели, чем население страны в целом. Чтобы выяснить роль высшего образования, ученые сравнили результаты опроса студентов младших и выпускных курсов. Выяснилось, что вопреки ожиданиям показатели вестернизации скорее снижаются, чем растут. В совместной статье 2007 года Ла-товы выдвинули предположение, что «вестернизи-рующим» фактором является не само по себе высшее образование, а подготовка к нему [1, с. 97]. В последующем были получены новые данные, подтверждающие эту гипотезу. В 2010 году вывод звучал более определенно: «Вестернизация сознания студенчества в России ... - это характеристика, скорее, одной из фаз жизненного цикла, чем в целом нового поколения россиян» [2, с. 308].
На протяжении достаточно большого количества времени мы изучали ценности студенческой молодежи с помощью различных психологических тестов и методик, но в несколько иной сфере, нас интересовали готовность личности к сознательной кооперации усилий, сотрудничеству, компромиссу, умение ладить с разными людьми, все то, что одним словом характеризуется как толерантность. Заинтересовавшись полученными социологами результатами, мы решили посмотреть, как изменяются показатели толерантности в зависимости от курса и жизненного опыта респондентов. Поэтому в 2011-2012 учебном году провели опрос на первом курсе очного отделения (экономическая безопасность) и последнем курсе заочного обучения (факультет промышленного и гражданского строительства). Был использован вопросник, подготовленный специалистами Института социологии РАН под руководством В. С. Магуна. Результаты не поражают контрастами, но определенная тенденция обнаружи-
вается вполне четко: уровень толерантности у студентов-первокурсников очного отделения выше. Среди первокурсников-очников больше, чем среди выпускников-заочников, индивидов, имеющих слабую и высокую толерантность, и меньше тех, кто демонстрирует слабую интолерантность. Следует отметить, что среди всех опрошенных студентов отсутствуют сильно интолерантные респонденты, а индивиды со слабой толерантностью представляют большинство (76-81 %). Поскольку все же отличия не очень велики и сравнительный анализ вряд ли был бы убедительным, мы разделили самую большую группу респондентов, показавших слабую толерантность (от 1 до 45 баллов), на две подгруппы. В одну вошли те, чей показатель не превышает 22 баллов, во вторую - те, у кого он составляет от 23 до 45 баллов, а потом присоединили к группе студентов со слабой интолерантностью студентов первой подгруппы, к группе студентов с сильной толерантностью - студентов второй подгруппы. В итоге получилось, что более высокие показатели толерантности присущи ровно двум третям от числа студентов-первокурсников и менее чем трем пятым от числа выпускников-заочников. Все полученные результаты отражены в таблице.
Таблица - Показатели толерантности студентов очной и заочной формы обучения, %
Степень толерантности Очная форма обучения Заочная форма обучения
сильная интолерантность - -
слабая интолерантность 8,2 13,8
слабая толерантность 81,2 75,8
В том числе:
слабая толерантность, близкая к слабой 29,2 31,0
интолерантно сти;
слабая толерантность, близкая к сильной 52,0 44,8
толерантности
сильная толерантность 14,6 10,4
в сумме слабая интолерантность и близкая к ней слабая толерантность 33,4 44,8
в сумме сильная толерантность и близкая к ней слабая толерантность 66,6 55,2
Вестник Курганской ГСХА
№ 2, 2013
Гуманитарные и общественные науки
83
Достаточно неожиданный результат мы обнаружили, когда разделили вопросы на три субшкалы: этническая толерантность, социальная толерантность и толерантность как черта личности. Такое деление имеет место в литературе. В первом случае выявляется отношение человека к представителям других этнических групп, во втором можно проследить толерантные и интолерантные проявления по отношению к различным социальным общностям, например, олигархам и бомжам, представителям меньшинств и психически больным людям. Субшкала «толерантность как черта личности» включает вопросы, позволяющие понять личностные установки и убеждения индивида. Кстати, именно по этим вопросам показатели толерантности не отличаются от общего результата, то есть от ответов на все 45 вопросов в целом без разделения на субшкалы, причем независимо от формы обучения и возраста студентов. Иная картина наблюдается, когда сравниваются показатели, демонстрирующие этническую и социальную толерантность. При этом мы снова объединили слабую интолерант-ность со слабой толерантностью, близкой к интоле-рантности, сильную толерантность с близкой к ней слабой толерантностью. Число студентов-очников, имеющих менее выраженную толерантность и слабую интолерантность на 8,3 % выше по этнической субшкале и на 6,2 % выше по субшкале социальной толерантности, чем в целом. Однако количество студентов только с сильной толерантностью оказалось больше по блоку вопросов, относящихся к этнической толерантности и меньше по ответам на вопросы по субшкале «социальная толерантность». У студентов-выпускников заочного отделения данные по субшкале «этническая толерантность» не отличаются от среднего показателя, а количество студен-
тов, попадающих в объединенную группу «слабая интолерантность + близкая к ней слабая толерантность», по субшкале «социальная толерантность» превышает средний показатель на 10,4 %, то есть составляет 55,2 %.
Таким образом, обнаруженная социологами неустойчивость и частичная обратимость вестерниза-ции студенческой молодежи, подтверждается исследованием толерантности. В начале обучения студенты имеют более высокие показатели уровня толерантности, чем в конце его, более заметными становятся проявления непримиримости в социальной сфере по сравнению с областью межэтнических отношений. Последнее, впрочем, требует проверки и дальнейшего изучения. Взрослая жизнь оказывает большее воздействие на сознание личности, чем жизнь студенческая. Значит ли это, что от высшего образования мало что зависит? Действительно, социального неблагополучия в обществе оно устранить не может, но оказать «облагораживающее» влияние на ценностные установки молодежи ему под силу, особенно через преподавание социально-гуманитарных дисциплин.
Список литературы
1 Латова Н. В., Латов Ю. В. Особенности «вестер-низации» ментальности студенчества модернизирующихся стран // Социологические исследования. - 2007. - № 11.
2 Российское общество в современных цивилиза-ционных процессах / Под ред. В. В. Козловского, Р. Г. Браславского. - СПб.: Интерсоцис, 2010. - 498 с.