УДК-057.87:324
И.В.Вицентий
СООТНОШЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Статья посвящена вопросам политической толерантности студентов. Описаны теоретико-методологические и эмпирические основания изучения политической толерантности. Приводятся результаты эмпирического исследования студенчества Мурманской обл. Политическая толерантность изучается через научные категории «Ценность» и «Установка». Формулируются выводы об уровне политической толерантности студентов, о характере связи между ценностями и установками политической толерантности.
Ключевые слова:
ценности, установки, политическая толерантность, политика, политическая партия, политическая идентичность.
I.V.Vicentiy
THE RATIO OF VALUES AND ATTITUDES OF STUDENTS POLITICAL TOLERANCE
Abstract
The article is devoted to questions of political tolerance of students. The theoretical and methodological and empirical basis of the political tolerance study are described. The results of empirical study of students of the Murmansk region are presented. Political tolerance learn through the categories «value» and «social attitude». Draw conclusions about the level of political tolerance of students and about the nature of the relationship between values and attitudes of political tolerance.
Key words:
values, guidelines, political tolerance, policy, political party, political identity.
Вопросы межгрупповых отношений и взаимоидентификаций тесным образом связаны с показателями стабильности, интегрированности и солидарности в обществе. Мониторинг показателей социально-политической стабильности может вестись по разным критериям, однако пристальное внимание исследователей уделяется лишь некоторым аспектам по линии этнокультурных, межнациональных взаимоотношений, включая миграционные процессы. Так, мониторинги российских центров изучения общественного мнения (Левада-центра, ВЦИОМ и др.) на постоянной основе включают вопросы об отношении россиян к этническим группам, мигрантам, и результаты не кажутся оптимистичными. Они свидетельствуют если не об открытых конфликтах и столкновениях на этнокультурной почве, то о существующих напряженности, интолерантности и негативном отношении к тем или иным группам практически половины россиян. Современные исследования социальной идентификации россиян показывают, что социально-политические идентичности выражены слабо, в отличие от родственных идентичностей, но при этом дифференцированы так называемые «чужие», среди которых прежде всего политики и представители власти, люди другой национальности, национальные и этнические меньшинства (чеченцы, армяне, грузины, латыши, литовцы),
136
граждане других стран (американцы, Запад вообще), переселенцы, религиозные общности (например, мусульмане). Следует подчеркнуть, что и сама плоскость политического в общем и целом является для современного россиянина «чужой» сферой, от которой он дистанцируется [Климова, 2002: 85; Россияне и поляки, 2006: 58]. Сегодня исследовательская ситуация такова, что на постоянной основе либо проводятся обобщенные мониторинги политической активности россиян, либо изучаются отдельные аспекты межгрупповых отношений, и прежде всего это вопросы межэтнического взаимодействия. Наблюдается недостаток детальных качественных и мониторинговых количественных исследований социальных групп дифференцированно с позиций рассмотрения их в качестве политической силы, оценки их политического потенциала.
В статье представлены результаты исследования специфической социальной группы студенчества на примере Мурманской обл. Предметом изучения явились вопросы политической толерантности студентов, а цель состояла в том, чтобы определить ее региональные (Мурманская область) и субкультурные (студенчество) особенности. Таким образом, исследовательский интерес был сосредоточен на нескольких вопросах. Предполагалось установить, являются ли принципы политической толерантности значимыми для студентов, как они реализуются на уровне их политических установок.
Теоретико-методологическая основа исследования
Теоретико-методологическую основу изучения политической толерантности студентов составили несколько концепций. В интерпретации понятия толерантность мы следовали либеральной парадигме, связанной с именами Дж.Локка, ИКанта, Дж.Ст.Милля, в соответствии с которой в качестве границ толерантного поведения устанавливаются нормы права [Ильинская, 2007: 17-30]. Политическая толерантность в работе понималась как уважение политического оппонента, признание права на существование различных политических сил, взглядов. Одной из ключевых стала идея К.Шмитта в рамках конфликтного направления в политологии и политической социологии и его методологический принцип «друг - враг» при рассмотрении сущности политики. Шмитт считал, что любой тип социального может трансформироваться в политическое в случае, если выходит на уровень властных отношений. Само понятие толерантности описывает плоскость взаимоотношений социальных групп, поэтому распространение социального конфликта за пределы приватной сферы на уровень властных отношений придает ему политический характер. Исследовательский интерес представлял вопрос о том, насколько актуализируются ценности и установки политической толерантности в обществе в условиях политической конкуренции. Политика сама по себе - сфера повышенной конкуренции, поскольку она связана с борьбой за политическую власть и влияние (теория политической толерантности М.Уолцера и идея о конкуренции и борьбе как атрибутивных признаках политической сферы) [Schmitt, 1931: 72; Уолцер, 2000: 12]. Избирательный процесс еще более актуализирует эту конкуренцию и «Политического другого», поскольку само пространство выборов и означает конкуренцию между «политическими врагами» (терминология К.Шмитта). В исследовании в качестве «политического другого» выступили политические партии, поэтому рамки эмпирического исследования ограничены одним видом политической толерантности - партийной толерантностью. Политическую партию в данной работе мы рассматривали как институциализированную социальную группу, вышедшую на уровень властных отношений с целью артикуляции интересов группы и достижения власти.
137
С позиций социологического подхода понятия толерантность и инголерантностъ описывают возможные формы социального действия в отношении «Другого». При таком подходе интерес составляет рациональная деятельность индивидов и ее мотивационные основания. Опираясь на философские теории, можно перейти к социологическому рассмотрению толерантности как специфической
социальной ценности, воплощающейся при определенных условиях в специфические модели социальных взаимодействий индивидов и групп индивидов
[Елисеев, Устинова, 2010: 45-47; Eliseev, Ustinova, 2011]. Изучение толерантности концентрируется на процессах коммуникации индивидов в контексте «мы - чужие», поэтому важно ответить на вопросы о том, как происходят процессы социальной категоризации «мы - они» и что лежит в их основе, какими характеристиками маркируется группа «своих» и группа «чужих» (в соответствии с теорией социальной категоризации и идентификации, разрабатывавшейся ДжТернером, Р.Браун, Х.Джилс, М.Биллинг, Г.Тэджфел). При таком подходе для описания проблем толерантности в процессе межличностного взаимодействия приемлема интерпретативная парадигма в социологии или микросоциология. При социологическом рассмотрении социальных взаимодействий в контексте толерантности важно ответить на следующие вопросы:
• кто является субъектом социального действия
(в качестве которого могут выступать как отдельный индивид, так и их группа);
• кто является объектом социального действия
(это индивиды, их объединения, но, что важно, дифференцированного в категорию «Другой», «Чужой» субъектом социального действия);
• что выступает предметом социального действия (это некий значимый признак, по которому существует вероятность дискриминации субъектом объекта: чаще всего в качестве таковых выступают культурные отличия - верования, образ жизни, система ценностей и др.);
• какие эмпирические показатели толерантности и интолерантности?
Нами использовались также положения концепции политической
культуры Г.Алмонда и С.Вербы, в частности, интерпретация политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы, субъективной сферы, образующей основание политических действий и придающей им значение.
В исследовании политическая толерантность рассматривалась, с одной стороны, как ценность, а с другой - как поведенческая установка. Таким образом, предполагалось выявить, являются ли принципы политической толерантности значимыми для студентов и как они реализуются на уровне их политических установок. Теоретико-методологическую основу исследования ценностей и установок составила теория социальной установки, связанная с именами У.И.Томаса, Ф.Знанецкого, Р.Лайкерта, Л.Терстоуна, ВПарка, Г.Олпорта, Р.Лапьера, ВАЯдова и ряда других авторов, а также их идея о вербальной представленности аттитюда.
Эмпирическая основа исследования
В статье представлена часть результатов, полученных в ходе эмпирического социологического исследования на тему «Ценности и установки политической толерантности в политической субкультуре студентов Мурманской обл.». При знакомстве с результатами исследования необходимо учитывать контекст конкретных событий, которые сопутствовали опросу, оказали на него существенное влияние и были специально учтены исследователем. Основной сбор первичных социологических данных целенаправленно был осуществлен в декабре 2011 г.,
138
что было обусловлено исследовательской стратегией. Так, особенностью полевого периода явилось то, что, во-первых, это время замены одного электорального цикла на другой (время переизбрания федеральных властей), во-вторых - это промежуток между двумя выборами федерального значения - Думскими и Президентскими. Как показывает современная политическая практика, промежуток между электоральными циклами в России характеризуется тем, что происходит гражданская политическая мобилизация, в отличие от более спокойного времени внутри текущего электорального цикла. Таким образом, российские выборы 2011-2012 гг. вылились в появление так называемого протестного движения 2011-2013 гг., в которое оказалась вовлечена часть населения [Политика аполитичных, 2014: 5]. Исследовательские стратегию и интерес составил вопрос о том, насколько актуализируются ценности и установки политической толерантности в российском обществе в условиях политической конкуренции. Наше исследование было ориентировано на отдельный сегмент электората, представленный студенчеством Мурманской обл. Эта группа является интересным объектом исследования, поскольку ей свойственна некоторая специфика, заданная, прежде всего, возрастными, профессиональными, а также региональными особенностями [Павловский, 2001: 211].
В процессе анкетирования по месту проведения академических занятий были опрошены студенты очного отделения Кольского филиала Петрозаводского государственного университета (КФ ПетрГУ) г. Апатиты Мурманской обл. КФ ПетрГУ - один из трех самых крупных по численности ВУЗов Мурманской обл. и единственный в области государственный университет широкого профиля. В структуре студенчества КФ ПетрГУ представлены специальности естественно-технического и общественно-гуманитарного профиля, очного и заочного отделения, контингент студенчества охватывает жителей Мурманской обл. Генеральная совокупность на момент исследования составляла 846 единиц. Среди контингента опрошенных представлены обучающиеся как на факультетах общественно-гуманитарного, так и естественно-научного профиля с 3 по 5 курс, то есть старшекурсники, которые, как показало предыдущее исследование, имеют опыт политического участия, в отличие от младшекурсников. Основу исследования составила случайная выборка (бесповторный отбор), где объем выборочной совокупности составил 421 единицу наблюдения. Ошибка репрезентативности была рассчитана по формуле для случайного отбора и составила ±5% при коэффициенте доверия равном 3 (P(t)=0,997).
В исследовании измерению подлежали такие социальные характеристики, как ценности политической толерантности и установки политической толерантности, а также партийная идентичность (поддержка партии и тип партийной поддержки). Специально в целях исследования были сконструированы и проверены на валидность шкалы, позволяющие измерить выраженность ценностей и установок политической толерантности у студентов. Основу их составила методика Р.Лайкерта
(шкала суммарных оценок), достоинством которой среди прочих является то, что она позволяет выявить степень значимости для респондента того или иного предмета или явления. Методика представляла собой совокупность суждений и пятичленных шкал, с помощью которых респондентам необходимо было выразить степень своего согласия. В качестве эмпирических индикаторов ценностей политической толерантности, положенных в основу методики, выступили следующие: значимость для респондента многопартийной системы, конкуренции политических партий, принципа парламентаризма и политического плюрализма. Ценности политической интолерантности в методике фиксировались с помощью таких эмпирических индикаторов, как предпочтение однопартийной системы, политическое идейное однообразие, пренебрежение мнением политического
139
меньшинства и т.п. В исследовании установок политической толерантности в отношении конкретных российских политических партий использовался позиционный подход, поэтому в качестве объекта установки выступили политические партии, имеющие такой статус формально, то есть официально зарегистрированные на момент социологического опроса [Vicentiy, 2014: 78]. На момент исследования партийную систему составляли 7 политических партий, среди которых 4 имели статус правящих («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») и 3 - статус непарламентских («Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело»). В качестве эмпирических индикаторов политической интолерантности на уровне установки выступили оценки респондентов, описывающие взгляды партий как ошибочные, опасные, а также нежелание понять их точку зрения и идеи. Эмпирические индикаторы интолерантности к политическим партиям содержали понятия, описывающие негативные эмоции респондентов в отношении идей, деятельности политических партий, например, неприязнь, чувство неуважения, отсутствие значимости для респондента партийного плюрализма, ориентация на однопартийную систему и оценка некоторых партий как неважных. Это стремление ликвидировать некоторые политические партии, отказ предоставлять им квотные места в парламенте, готовность отказать им в избирательном праве. Таким образом, было сконструировано 8 суждений, позволяющих выявить значение принципов политической толерантности для респондентов, и 18 суждений, позволяющих измерить политическую толерантность на уровне политической установки. Методика позволила вычислить социологические индексы политической толерантности в качестве ценности и в качестве установки, произвести их сравнение, а также изучить влияние на них некоторых факторов объективного и субъективного характера, запланированных в исследовании. Статистический анализ полученных первичных эмпирических данных осуществлялся в программной среде SPSS Base 14.0. Среди методов анализа первичных данных для целей данной работы использовались статистические методы описательного анализа - частотный анализ, среднее арифметическое. В работе мы остановились на решении следующих исследовательских задач:
1. выявить партийные идентификации и предпочтения студенчества: какая (или какие) партийная организация выражает интересы студентов, какая партия для них «своя» и какая - «чужая»;
2. выявить показатели партийной толерантности студентов как частного проявления политической толерантности;
3. определить уровень политической толерантности студентов в качестве ценности;
4. определить уровень политической толерантности в качестве социальной установки.
Партийные предпочтения и партийная самоидентификация
Политические партии и многопартийность - это те политические инструменты, которые, наряду с некоторыми другими, позволяют индивидам, рядовым гражданам выходить на уровень властных отношений, участвовать в системе политических взаимодействий в качестве субъекта политики. Тем самым политическую партию следует рассматривать как результат политической идентификации индивидов и институциализации социальных интересов, организованное существование социальной группы, как институт политического соучастия граждан. Однако существующие исследования выявляют слабую вовлеченность россиян в деятельность
140
каких бы то ни было общественно-политических объединений, включая и политические партии. В нашем исследовании по студенчеству мы уделяли внимание таким аспектам, как знание политических партий РФ, партийные предпочтения и тип партийной поддержки, членство в политических партиях. Анализ ответов на открытый вопрос о политических партиях, действующих в политическом пространстве России, показал хорошую осведомленность - студенты ориентируются в партийной системе РФ и знают, какими партиями она представлена. Верхние позиции рейтинга знания политических партий занимают «Единая Россия» (98,3%), ЛДПР (97,6%), КПРФ (94,7%), «Справедливая Россия» (90,1%), «Яблоко» (84,3%). Замыкают рейтинг партии «Правое дело» (48,6%) и «Патриоты России» (44,0%).
Что касается партийных предпочтений, то здесь следует выделить некоторую особенность. С одной стороны, при изучении форм политического поведения студентов исследование показало, что в большинстве случаев речь идет о политическом абсентеизме - более 80% студентов оказываются не вовлеченными ни в какие формы политической активности, а когда речь идет конкретно об участии в деятельности политической партии, то цифра увеличивается до более чем 90%. С другой стороны, 77% студентов, то есть абсолютное большинство, так или иначе, поддерживает хотя бы одну из семи представленных в исследовании политических партий. Группа полностью индифферентных к политическим партиям составляет в среде студенчества 23%. Полученные результаты означают, что механизм партийной идентификации в среде студенчества осуществляется на когнитивном уровне, но не на поведенческом в виде членства и участия в партии. Если пользоваться классификацией М.Дюверже, то студенчество образует в политических партиях слой так называемых симпатизантов, примыкая тем самым к базовому слою электората.
Описывая электорат политических партий в среде студенчества детально, можно представить следующую картину. Наибольшей поддержкой пользуется партия ЛДПР - 41% студентов (табл.1). Свой электорат в среде студенчества имеют также партии «Единая Россия» (20,7%), КПРФ (25,4%), «Справедливая Россия» (27,3%) - они в одинаковой степени могут рассчитывать на поддержку в среднем практически до четверти студентов. Аутсайдерами или «чужими» партиями в данном контексте можно считать две партии - «Правое дело» (3,1%) и «Патриотов России» (4,6%).
Таблица 1
Партийные предпочтения студентов Мурманской области, в %. (N=421)
Единая Россия КПРФ ЛДПР Правое Дело Яблоко Патриоты России Справедливая Россия
поддерживаю 20,7 25,4 41,0 3,1 12,0 4,6 27,3
не поддерживаю 56,4 34,3 28,3 25,3 27,0 22,3 25,8
безразличен 15,5 31,4 24,3 37,2 48,6 39,8 36,6
не знаком с такой партией 0,5 0,7 0,2 25,5 4,5 23,3 1,7
затрудняюсь ответить 6,9 8,2 6,2 8,8 7,9 10,1 8,6
Итога 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Вопрос о партийных предпочтениях детализировался в исследовании вопросом о типе поддержки политических партий их сторонниками. При конструировании инструмента мы опирались на типологию Д.Истона, который выделял идеологическую и персональную легитимность. Иначе говоря, это вопрос
141
о субъективных причинах поддержки политических партий сторонниками. Идеологическая легитимность, с точки зрения Д. Истона, основывается на вере в основополагающие ценности общества и политического порядка, а персональная легитимность характеризуется доверием граждан к лицам, исполняющим властные функции. Если обращаться к типу поддержки российских политических партий среди студентов, то преобладающей оказывается идеологическая легитимность
(определяемая по таким эмпирическим индикаторам, как приверженность принципам, ценностям, идеям, программе, деятельности партии), а не персональная легитимность, связанная с доверием и симпатией к партийным лидерам. По всему списку из семи партий показатели идеологической легитимности преобладают над показателями персональной легитимности. Из общего ряда выделяются партии ЛДПР и «Единая Россия», показатели персональной легитимности
которых несколько выше в сравнении с остальными партиями (табл.2).
Типы легитимности политических партий РФ в среде студенчества Мурманской области, в %. (N=421)
Таблица 2
Единая Россия КПРФ ЛДПР Правое Дело Яблоко Патриоты России Справедливая Россия
персональная легитимность 5,7 0,5 13,5 0,2 1,2 0,5 4,3
идеологическая легитимность 10 19,2 20,7 1,9 8,6 2,4 17,8
другое 2,9 1,9 2,1 0 0,7 0,5 0,2
затрудняюсь ответить 1,7 3,1 3,6 1 1 1,2 4,5
нет ответа 0,7 1,2 1,2 0,5 0,7 1 1
вопрос неприменим 79,1 74,1 58,9 96,4 87,9 94,5 72,2
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Резюмируя, хочется отметить, что партийная идентичность в среде студенчества оформлена и связана преимущественно с пятью партиями: «Единой Россией», ЛДПР, КПРФ, «Справедливой Россией», «Яблоком». Среди них есть лидеры, есть аутсайдеры, однако каждая из них может рассчитывать на свой сегмент в среде студенчества.
В 2012 г. произошли законодательные изменения, регламентирующие деятельность политических партий, что привело к значительному увеличению их количества. Вопрос о том, каким образом это отразилось на партийных предпочтениях граждан, остается открытым научным исследованиям. По состоянию на начало апреля 2015 г. количество партий по данным МИНЮСТА РФ составило 77. Такая ситуация очень напоминает многопартийность 1990-х гг., когда избыток политических партий приводил, скорее, к дезориентации российских граждан, чем к реальному политическому плюрализму и политической конкуренции. Рядовому гражданину было очень трудно разобраться в таком количестве партий, многие из них существовали формально, а не реально.
142
Политическая толерантность
Специально в целях исследования были сконструированы и проверены на валидность шкалы, позволяющие измерить выраженность ценностей и установок политической толерантности у студентов. Частотный анализ ответов респондентов отдельно по каждому суждению показал, что в большинстве своем студенты придерживаются ценностей политической толерантности, среди которых ценность многопартийной системы, конкуренции политических партий, принципа парламентаризма и политического плюрализма. Методика позволила получить социологический индекс политической толерантности для каждого из опрошенных и средний балл по группе. Преимущество социологических индексов состоит в том, что в отличие от статистических распределений, построенных на основе одного эмпирического индикатора, они обладают большей точностью и надежностью.
Среднее групповое значение политической толерантности по совокупности опрошенных составило 26 баллов, что можно интерпретировать как высокий уровень (от 8 до 15 - низкий уровень, от 16 до 23 - средний уровень и от 24 до 32 - высокий уровень). Соотношение групп студентов внутри выборочной совокупности, с точки зрения выраженности у них ценностей политической толерантности, имеет следующий вид: доля студентов, для которых ценности политической толерантности имеют малое значение составила 2,7%, среднее значение - 26,9% и высокое
значение - 70,4%. Отсюда видно, что для преобладающего большинства опрошенных принципы политической толерантности имеют важное значение и выступают в качестве цели (табл.3).
Таблица 3
Значение принципов политической толерантности для студентов
Частота %
низкий уровень значимости принципов политической толерантности 7 2,7
средний уровень значимости принципов политической толерантности 70 26,9
высокий уровень значимости принципов политической толерантности 183 70,4
Итого 260 100,0
В исследовании предполагалось замерять установки на толерантность у студентов в отношении российских политических партий. Индекс политической толерантности студентов для всей выборочной совокупности составил 37,6 баллов. Так как значение индекса по шкале могло варьироваться в пределах от 18 (min) до 72 (max) баллов, где интервал от 18 до 36 баллов характеризовал низкий уровень партийной толерантности, от 37 до 54 - средний и от 55 до 72 - высокий, то получается, что можно говорить о среднем уровне толерантности у студентов отношении российских политических партий. Частотный анализ позволил выявить соотношение подгрупп студентов, демонстрирующих низкий, средний и высокий уровни толерантности, что составляет соответственно 43,1%, 51,9% и 5%. Как видно, доля студентов, демонстрирующих установки толерантности к политическим партиям, крайне мала в сравнении с остальными подгруппами. Одновременно относительно многочисленна подгруппа студентов, настроенных интолерантно в отношении российских политических партий (табл.4).
143
Таблица 4
Установки политической толерантности студентов
Частота %
низкий уровень толерантности 163 43,1
средний уровень толерантности 196 51,9
высокий уровень толерантности 19 5,0
Итого 378 100,0
Результаты исследования оказались интересными, поскольку, с одной стороны, принципы политической толерантности имеют важное значение для абсолютного большинства опрошенных, а с другой стороны, они не актуализируются в условиях взаимодействия с конкретным политическим другим - на уровне установки политической толерантности студенты в большинстве своем интолерантны в отношении конкретных политических партий РФ [Вицентий, 2013: 35-37].
Хочется отметить, что сегодня существенно возрастает роль культурной политики в рамках государственной социальной и молодежной политики, в частности, связанной с профилактикой ксенофобии, экстремизма, насилия и ненависти в обществе. С молодежью должна вестись усиленная работа по профилактике экстремизма, поскольку специфика этой социальной общности задается ее возрастными особенностями. Молодежь отличается крайним максимализмом и радикализмом в суждениях, недостаточным социальным опытом, несформированностью ценностных ориентаций и т.д. В этом плане группа молодежи очень часто рассматривается в научной литературе как проблемная. Вместе с тем молодежь в силу особенностей своего возраста и отношения к жизни наиболее подвержена трансформационным процессам и быстрее других впитывает новые ценности. В этом плане ее необходимо рассматривать как ресурс, позволяющий обеспечить показатели стабильности политической системы при условии управляемого процесса политической социализации. В рамках молодежной политики существенно возрастает роль инструментов культурного воспитания и профилактики экстремизма в молодежных группах. К таким инструментам относятся социальные институты, выполняющие функцию культурных трансляторов в обществе: СМИ, институты образования и другие, а также конкретные действия, например, мероприятия по формированию у подрастающего поколения уважения к представителям других национальностей и религиозных воззрений; введение в образовательных учреждениях курсов, воспитывающих у подрастающего поколения понимание, что многокультурность при наличии толерантности - фактор стабильного развития общества; воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости, патриотизма и толерантности и пр. Речь идет о социальных технологиях, с помощью которых становится возможным управление процессами идентификации индивидов и нежелательными проявлениями интолерантности. В условиях «плюрализации жизненных миров» контакты с альтернативной реальностью, общение с «Другим» могут подрывать первоначальную субъективную реальность, способствовать развенчиванию негативных гетеростереотипов, представлений об этом самом «Другом».
144
Список литературы
Вицентий И.В. Соотношение ценностей и установок политической толерантности в субкультуре студентов: гендерный анализ // Материалы Международной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы современный гендерологии», (24 апреля 2013 г.). Москва - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2013. С. 34-39.
Елисеев С.М., Устинова И.В. Особенности политической толерантности студенчества // «Социс». 2010. № 6. С. 45-51.
Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект, 2001. 304 с.
Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. М.: Праксис, 2007. 288 с.
Климова С.Г. Критерии определения групп «мы» и «они» // Социс. 2002. № 6. С. 83-95.
Политика аполитичных: гражданские движения в России
2011-2013 годов / Сост. МАлюков. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 480 с.
Россияне и поляки на рубеже столетий. Опыт сравнительного исследования социальных идентификаций (1998-2002 гг.) / Сост. Е.Н.Данилова, В.А.Ядов. СПб.: Изд-во РХГА. 2006. 352 с.
Уолцер М. О терпимости. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.
Шмитт К. Понятие политического. URL: http://society.polbu.ru/
political_science/ch01_i.html.
Eliseev S.M., Ustinova I.V. The characteristics of college students' political tolerance // Russian Education and Society. 2011. V. 53. № 9. С. 71-82.
Vicentiy I.V. The student body political culture (according to a study of the Murmansk region) // International Journal of Cultural Research. 2014. № 1(14). S. 76-81.
Сведения об авторе Вицентий Ирина Викторовна,
старший преподаватель кафедры философии и социологии Кольского филиала Петрозаводского государственного университета, Апатиты, аспирант кафедры социологии политических и социальных процессов Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург
Vicentiy Irina Victorovna,
Senior Lecturer, Department of Philosophy and Sociology
of the Kola Branch of Petrozavodsk State University Russia, Apatity,
Postgraduate of the Political and Social Processes Sociology Department of Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg
145