Силантьева Н. А., Сунцов А. П. К вопросу о понятии «коренные малочисленные народы» // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / Гл. ред. О. Н. Широков. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 29-42.
Смирнова Т. Неправильный народ // Невское время. 2000. № 20 (2143). URL: http://www.vottovaara.ru/saami.html.
Тиунчик И. В. Понятие народа как субъекта права на самоопределение // Социология власти. 2012. № 1. С. 212-216.
Ушаков Д. Н. Электронная энциклопедия: URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=10529869.
Широкогоров С. М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. М.:Либроком, 2012. 138 с.
Якель Ю. Я. Кто относится к коренным малочисленным народам? Президент РФ дал указание решить проблему. URL: http://anohramteli.ru/about-us/other/.
Сведения об авторе
Полищук-Молодоженя Татьяна Романовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики и управления, социологии и юриспруденции МАГУ
Polishchuk-Molodozhenya Tatiana Romanovna,
PhD (law), associate Professor of the Department of Economics and Management, Sociology and Law
УДК 316.48
И. В. Вицентий, В. В. Стрельников
РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация
Статья посвящена вопросам межрелигиозных отношений жителей Мурманской области в контексте религиозной толерантности. Приводятся результаты пилотажного эмпирического исследования религиозной толерантности жителей провинциального города на примере г. Апатиты Мурманской обл.
Ключевые слова:
религия, религиозная толерантность, религиозная идентичность. I. V. Vicentiy, V. V. Strelnikov
RELIGIOUS TOLERANCE OF THE MURMANSK REGION POPULATION Abstract
This paper is devoted to the issues of interreligious relations of the inhabitants of the Murmansk region in the context of religious tolerance. The results of a
pilot empirical research of the religious tolerance of a provincial city inhabitants are presented. (on the example of the Apatity city in Murmansk region, Russia).
Keywords:
religion, religious tolerance, religious identity.
Современная социальная практика, к сожалению, время от времени демонстрирует примеры экстремизма. Факты экстремистских деяний относятся к крайним формам проявления интолерантности в обществе. Эта проблема имеет глобальный характер и актуализируется сегодня для всех субъектов международных отношений. Россия здесь не исключение. Так, анализ данных информационно-аналитического портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ за период с 2010 по декабрь 2016 гг. показал, что число преступлений в Российской Федерации на экстремистской почве выросло с 656 до 1410, то есть более чем в 2 раза (рис. 1). Сравнительный анализ динамики преступлений экстремистской направленности в Мурманской области показал следование общероссийским тенденциям к увеличению [Портал правовой статистики, ЭР]. Так, если в 2011 г. на долю Мурманской области таковых приходилось 3 случая, то в декабре 2016 г. их насчитывается уже 16. Несмотря на то что эти данные не отражают исключительно экстремистских преступлений религиозной направленности, поскольку статистика правонарушений не дифференцирует их из общей совокупности, тем не менее, качественный анализ публикаций региональных СМИ за последние 5 лет обнаруживает примеры нетерпимости в Мурманской области на религиозной почве.
Рис. 1. Динамика зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в Российской Федерации, в абсолютных величинах [По данным Портала правовой статистики, ЭР]
Согласно сведениям Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2016 г. на территории России только зарегистрированными являются 28462 религиозные организации, среди которых специалисты выделяют централизованные религиозные организации - 568, местные религиозные организации - 26789, духовные образовательные учреждения - 170, монастыри -481, религиозные учреждения - 457 [Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, ЭР]. Религиозное пространство Мурманской области, как и российское в целом, чрезвычайно гетерогенно и представлено, как минимум, зарегистрированными религиозными организациями. Количество зарегистрированных в Мурманской области религиозных объединений по состоянию на 15 февраля 2017 г. составило 137. В их состав входят такие конфессии и религиозные группы, как Русская православная церковь, Христиане веры евангельской-пятидесятники, Свидетели Иеговы, Церковь адвентистов седьмого дня и многие другие [Число религиозных организаций, зарегистрированных в Мурманской области, ЭР]. При этом следует учитывать, что религиозное пространство России не исчерпывается только этими субъектами, а включает значительную совокупность религиозных объединений граждан, которые не имеют легализованной основы. Существование и легальных, и нелегальных религиозных объединений граждан задает сложную структуру социальных отношений. Неконструктивной формой здесь является религиозная интолерантность, крайняя форма проявления которой - религиозный экстремизм.
В современной российской криминологии разработаны индикаторы экстремизма, которые служат практическим целям классификации преступных деяний. Преступлением экстремистской направленности «... считается преступное деяние, если оно является проявлением экстремизма, а именно:
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России;
• подрыв безопасности России;
• захват или присвоение властных полномочий;
• создание незаконных вооруженных формирований;
• осуществление террористической деятельности;
• возбуждение расовой, национальной, или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
• унижение национального достоинства;
• осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
• пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
2) пропаганда и публичное демонстрирование нацисткой атрибутики (символики) либо атрибутики (символики), сходных с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения;
3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;
4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств [Паспорт показателя «Зарегистрировано преступлений экстремистской направленности», ЭР].
В контексте статистики экстремизма значение приобретают методы профилактики интолерантности во всех ее видах, в том числе профилактика религиозной нетерпимости. Научную основу профилактических мероприятий составляет их социологическое сопровождение по выявлению в обществе очагов нетерпимости - так называемых групп рисков интолерантности, которые являются, в свою очередь, целевыми группами для специалистов разного профиля: психологов, социальных педагогов, представителей правоохранительных органов и других.
Религиозная толерантность в этом контексте рассматривается как средство бесконфликтного сосуществования представителей разнообразных религиозных групп. По аналогии с классическим определением толерантности Николсона [Николсон, 2001: 134] религиозную толерантность можно интерпретировать как добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнение или действия другого, принадлежащего к иной религиозной культуре, хотя бы они и отклоняются в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и последний морально не был бы согласен с ними.
Теоретико-методологическая и эмпирическая основа исследования
Проблема религиозной толерантности на сегодняшний день является одной из самых разработанных, в сравнении с остальными видами толерантности, как в теоретико-методологическом, так и в методическом и эмпирическом отношении. Как отмечают исследователи возникновения идеи толерантности и терпимости, это связано с тем, что изначально проблема толерантности была поставлена в рамках либеральной парадигмы как проблема веротерпимости. Начало дискуссии положил Дж. Локк в своем трактате «Послание о веротерпимости». Также среди первых, кто начал заниматься осмыслением вопросов толерантности, были такие представители либерального направления социально-философской мысли в рамках концепции веротерпимости, как И. Кант и Дж. Ст. Милль. Среди современных авторов весомый вклад в развитие теории толерантности внесли Г. Маркузе, М. Хомяков, М. Уолцер, К. Лорсен, К. Нидерман, П. Николсон, М. Мацковский, А.Зик, Б. Куппа, А. Хюформан, И. Бочарникова и А. Волкова и другие. Большое значение для социологического осмысления функционирования института религии имели концепции Э. Дюркгейма и М. Вебера.
В контексте исследования толерантности также имеют значение социологические работы, посвященные изучению социальной идентичности.
Среди социологических теорий, в которых представлены исследования проблемы социальной идентичности, можно выделить следующие подходы: функционализм и структурный функционализм, связанный с именами Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, символический интеракционизм Ч. Кули, Дж. Мида, Г. Блумера и И. Гоффмана, феноменологическую социологию П. Бергера и Т. Лукмана, интегративный подход П. Бурдье и Э. Гидденса. Среди отечественных авторов, занимающихся религиозной идентичностью, можно отдельно упомянуть работы Н. Сергиенко, Н. Круглик, А. Еманова, С. Домашова и других.
Также следует отметить многообразие методик, созданных на сегодняшний момент времени, которые позволяют фиксировать на уровне эмпирического исследования различные аспекты межрелигиозных отношений. Их использование имеет практическое значение и служит задачам ранней диагностики религиозной нетерпимости в различных социальных слоях. Часть из них была использована в рамках эмпирического исследования, результаты которого частично представлены в настоящей статье.
Эмпирическую основу статьи составили материалы пилотажного социологического исследования религиозной толерантности жителей Мурманской области (на примере жителей города Апатиты). Также результаты исследования были дополнены с привлечением статистических данных Федеральной службы государственной статистики и правовой статистики Министерства юстиции РФ.
Цель исследования состояла в том, чтобы изучить религиозную толерантность в различных социально-демографических группах и получить первичное представление о ее показателях, а также о структуре факторов, способствующих религиозной толерантности, и, что еще более важно, религиозной интолерантности индивидов. Объектом эмпирического исследования выступило население города Апатиты старше 18 лет, а предметом - их религиозная толерантность. В результате анкетирования было опрошено 100 человек. В процессе формирования выборки учитывались такие контрольные параметры, как пол, возраст, уровень образования и профессиональный статус респондентов.
В целях измерения разных аспектов религиозной толерантности было использовано несколько социологических и социально-психологических методик: методика социальной идентичности (В. Ядов, Е. Данилова, С. Климова), «шкала социальной дистанции» (Э. Богардус), «интолерантность - толерантность (ИНТОЛ)» (Л.Г. Почебут), «Виды и компоненты толерантности (ВИКТИ)» (Г.Л. Бардиер), «Индекс религиозной толерантности» (модификация ВЦИОМ).
Полевой этап охватил период с апреля по май 2016 г. Эмпирические данные были формализованы и в дальнейшем обработаны с использованием компьютерной программы IBM SPSS Statistics 22. Формализованные первичные социологические данные анализировались с привлечением методов математической статистики, среди которых использовались частотный анализ, среднее арифметическое, вычисление хи-квадрат и некоторые другие.
Далее представлены результаты описательного анализа по основным группам показателей. Несмотря на пилотажный характер исследования, его результаты позволяют сформировать первичное представление о сложившейся ситуации в контексте межрелигиозных отношений в условиях российских северных территорий и наметить направления для дальнейших научных исследований уже на репрезентативных выборках.
Результаты исследования
При социологическом рассмотрении социальных взаимодействий в контексте толерантности важно ответить на следующие вопросы:
• кто является субъектом социального действия (в качестве которого могут выступать как отдельный индивид, так и их группа);
• кто является объектом социального действия (это индивиды, их объединения, но, что важно, дифференцированные по категориям «другой», «чужой» субъектом социального действия) [Вицентий, 2015: 138].
Описывая механизмы интолерантности, следует отметить ее важный фактор, когда в основе явления толерантности или интолерантности личности лежат процессы социальной идентификации и социальной категоризации. Толерантность всегда имеет смысл только применительно к группам «других», «иных», «инаковых», только по отношению к тем лицам, с групповой принадлежностью которых индивид себя не идентифицирует. Если в процессе социальной идентификации не актуализируется значимый «другой», в этом случае о толерантности или интолерантности говорить некорректно. В соответствии с этим положением одна из задач исследования состояла в том, чтобы изучить религиозную идентичность апатитчан.
Институт религии, участвуя в процессе формирования личности, транслирует священные ценности и нормы, определяет границы должного и запрещенного (то есть греховного) в поведении верующего. В этом проявляется его социализирующая функция. Однако институт религии в качестве агента социализации имеет значение только для тех, кто включен в религиозные практики и, так или иначе, имеет религиозную идентичность. Значение института религии состоит в том, что она в значительной мере может определять ценностные ориентации и мировоззрение личности, а также модели поведения. Как показывают исследования на общероссийских выборках, христианство в его православном течении является наиболее сильной религией в условиях российских реалий. Исследование религиозной идентичности апатитчан в нашем исследовании показало, что большинство из них идентифицируют себя как христиан и исповедуют преимущественно его православное течение (более 80 % от числа участвующих в опросе). Религиозная идентичность проверялась вопросом о том, верующим или неверующим считает себя респондент, и дополнялась вопросами о том, посещает ли он церковь и соблюдает ли обряды, которые предписывает его религия. Последние уточнения особенно важны, так как современные социологические исследования показывают, что количество тех, кто посещает церковь и соблюдает обряды, значительно сокращается в сравнении с тем количеством, кто считает себя верующим, но не соблюдает соответствующие религиозному канону предписания. Это, собственно, вопрос о степени интегрированности в систему религиозных отношений. Исследование показало, что среди верующих апатитчан процент тех, кто реализует практики, связанные с религиозными отправлениями, очень мал. Большинство опрошенных не соблюдает обряды и не посещает церковь (таб. 1-3).
Вопрос о религиозной идентичности респондентов дополнялся изучением роли религии в их жизни. Были исследованы экзистенциальные ценности апатитчан. Среди всех сфер жизнедеятельности индивидов религия оказалось на периферии в рейтинге ценностей (таб. 4 и рис. 2).
Таблица 1
Религиозная идентичность апатитчан, в %
%
Православие 77
Атеизм 19
Христианство 4
Итого 100
Таблица 2 Распределение ответов на вопрос «Ходите ли вы в места совершения религиозных обрядов (церковь, мечеть и т.д.)?», в %
%
Постоянно хожу 0
Часто хожу 12
Редко хожу 60
Не хожу вообще 28
Итого 100
Таблица 3 Распределение ответов на вопрос «Соблюдаете ли вы религиозные посты?», в %
%
Да, соблюдаю 0
Скорее соблюдаю 20
Скорее не соблюдаю 34
Нет, не соблюдаю 46
Затрудняюсь ответить 0
Итого 100
Таблица 4 Рейтинг ценностей апатитчан, %*
Сфера жизнедеятельности Не важна Затрудняюсь ответить Важна
Семья 4 7 89
Досуг 4 31 65
Работа 17 20 63
Образование 19 40 41
Экономика 31 39 30
Политика 39 32 29
Религия 51 25 24
Итого 165 194 341
*Сумма по столбцам превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
Рис. 2. Рейтинг ценностей апатитчан, в %
Возможно, этим объясняется и такой эмпирический факт, что критерий религиозной принадлежности не определяет процессы социальной категоризации апатитчан. Социальная категоризация - один из видов категоризации, то есть способ познания с помощью классификации и типизации окружающих людей. Социальная категоризация, - считает Г. Тэджфел, - может быть понята как упорядочивание социального окружения в терминах распределения людей по группам. Это помогает индивиду структурировать причинное понимание своего социального окружения [Агеев, 1990: 33]. Социальная категоризация в исследовании понимается как процесс структурирования окружения в терминах «мы - они»; «свои - чужие». Основные положения концепции социальной категоризации можно свести к следующему: 1) человек рассматривает себя как представителя определенной категории (расы, нации, этнической или религиозной группы и т. д.); 2) в основе самокатегоризации лежит самоидентификация; 3) самый древний способ социальной категоризации основан на делении людей на группы «свои -чужие», «мы - они»; 4) «мы-группа» признается предсказуемой, безопасной в отличие от «они - группы» - неизвестной, а значит, и непредсказуемой, опасной» [Устинова, 2009: 125]. Религия объединяет большое количество людей, то есть реализует интегральную функцию в обществе. Но в то же время очень сильна и дезинтегративная функция религии. Тут как раз и срабатывает матрица «свой - чужой».
В исследовании применялась методика социальной идентичности, разработанная В. Ядовым, Е. Даниловой, С. Климовой. Суть методики состоит в том, что респонденту предлагается решить два задания. Вначале респондент должен ответить на открытый вопрос: кого он считает «своей» группой, просто «своими» людьми, а затем оценить их характеристики по серии атрибутивных
шкал. Затем следуют два таких же задания относительно тех, кого респондент не относит к «своим». Он должен завершить фразу: «Для меня "чужие" - это...» и ответить на серию аналогичных атрибутивных шкал. Изучение процессов социальной категоризации не выявили актуализации религиозного критерия. Это вполне коррелирует с периферийным характером ценности религии в структуре ценностей апатитчан. Критерий религиозности не актуализировался ни при определении круга «своих», ни при определении круга «чужих» (таб. 5 и 6). Подводя итог, можно сказать, что «своими» респонденты называют тех, с кем находятся в постоянном взаимодействии и общении. И напротив, «чужими» для респондентов являются те, с кем прямого взаимодействия нет, или оно ограниченно редкими контактами. Тем не менее нельзя сказать, что процессы социальной категоризации по критерию религии отсутствуют. Хочется акцентировать внимание на том факте, что апатитчане имеют представление о сложившейся религиозной ситуации в условиях города и дифференцируют инорелигиозных субъектов, образующих структуру религиозных отношений. Так, ответы на вопрос о том, о каких религиозных объединениях вашего города вам известно, свидетельствуют о существующей рефлексии по поводу объективной религиозной ситуации в городе. Несмотря на то что в некоторых случаях произошло смешение организаций и религиозных общностей, тем не менее, ответы респондентов свидетельствуют о том, что в представлениях респондентов складывается образ гетерогенного религиозного пространства города, представленного разнообразными религиозными субъектами, что соответствует объективным реалиям (таб. 7).
Таблица 5
«Свои» в представлениях апатитчан, в %*
Круг «своих» Частота, %
Семья 82
Друзья 47
Родственники 32
Знакомые 25
Русские 1
Итого 187
*Сумма по столбцам превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 6
«Чужие» в представлениях апатитчан, в %*
Круг «чужих» Частота, %
Незнакомцы 70
Враги 28
Американцы 4
Итого 102
*Сумма по столбцам превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос «О каких религиозных объединениях вашего
города вам известно?», в %*
Религиозные объединения Частота, %
Свидетели Иеговы 57
Буддисты 35
Мусульмане 20
Сатанисты 13
Баптисты 10
Иудаисты 8
Христиане 8
Православные 4
Все перечисленные 4
Итого 159
*Сумма по столбцам превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Следующий исследовательский блок реализовывал задачу измерения религиозной толерантности в контексте общей толерантности индивидов. Измерялась общая толерантность индивида на уровне ценностей и установок, а также отдельно религиозная толерантность.
Изучение ценностного аспекта толерантности апатитчан с использованием явных индикаторов показало, что практически все опрошенные разделяют принципы толерантности (таб. 8).
Таблица 8
Ценность толерантности в субкультуре апатитчан, в %
Оценка суждения: «толерантность важна для существования общества» Частота, %
Согласен 68
Скорее согласен 28
Затрудняюсь ответить 4
Скорее не согласен 0
Не согласен 0
Итого 100
Измерение установок толерантности осуществлялось с использованием методики «Интолерантность - толерантность (ИНТОЛ)», разработанной Л. Г. Почебут для исследования уровня толерантности личности. Методика состоит из 16 утверждений, содержащих эмпирические индикаторы, позволяющие выявить толерантное и интолерантное отношение. Теоретико-методологическую основу исследования установок толерантности составляют традиционно идеи о структуре социальной установки У. И. Томаса, Ф. Знанецкого, Р. Лайкерта, Л. Терстоуна, В. Парка, Г. Олпорта, Р. Лапьера, В. А. Ядова и ряда других авторов. Социальная установка в исследовании понималась как предрасположенность действовать определенным образом. Индекс ИНТОЛ по группе опрошенных составил 13 баллов, что описывает средний уровень толерантности апатитчан.
Религиозная толерантность измерялась на уровне социальной установки, а также через показатели социальной дистанции между апатитчанами и представителями религиозных групп. Была использована методика «виды и компоненты толерантности - интолерантности» (ВИКТИ), разработанная Г. Л. Бардиер. Вообше, методика позволяет измерить толерантность по разнообразным критериям и дифференцирует, например, следующие виды толерантности: межпоколенческую, межличностную, межэтническую, профессиональную, управленческую, гендерную, межконфессиональную, межкультурную, социально-экономическую, политическую. Ввиду тематики исследования мы ограничились использованием только тех эмпирических индикаторов, которые описывают межконфессиональные отношения. Индекс толерантности по методике ВИКТИ составил 46,2 балла, что описывает средний уровень межконфессиональной толерантности.
Одновременно исследовательский интерес составлял вопрос о том, как изменится толерантность индивидов, если варьировать объект установки -«религиозный другой». В этих целях была использована шкала социальной дистанции Э. Богардуса в модифицированном варианте Л. Г. Почебут. С помощью данной шкалы оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга, степень психологической близости людей, способствующей легкости их взаимодействия. Социальная дистанция между апатитчанами и представителями определенных религий представлена в таблице 9.
Таблица 9
Социальная дистанция апатитчан
Религия Индекс социальной дистанции
Иудаизм 2,78
Шиизм 2,78
Суннизм 2,63
Буддизм 2,56
Протестантизм 2,26
Католицизм 2,19
Православие 1,40
Меньше всего социальная дистанция в отношении представителей православия, то есть «своих» (поскольку основу опрошенных в исследовании составили представители именно этой религиозной группы). Максимальная социальная дистанция (религиозная интолерантность) наблюдается в отношении представителей шиизма (ислам) (2,78) и иудаизма (2,78).
Результаты изучения статистики и данных эмпирических исследований позволили сделать вывод о том, что в целом Мурманская область и город Апатиты в частности в контексте межрелигиозных отношений могут быть охарактеризованы как пространство относительно спокойное: исследование показало, что конфликты на религиозной почве, как в явной, так и в латентной форме, практически отсутствуют. Ценности толерантности свойственны населению, но они иногда имеют декларативный характер, поскольку не всегда актуализируются в условиях взаимодействия с конкретным «религиозным другим». На уровне установки респонденты демонстрируют средние показатели общей и религиозной толерантности. Среди возможных форм религиозной интолерантности была обнаружена лишь такая, как отсутствие установки к интеграции, взаимодействию с представителями некоторых религий. Была
зафиксирована определенная дистанцированность от религиозных общностей в лице представителей ислама и иудаизма.
Экстраполяция толерантности с ценностного уровня на уровень установок, с уровня личности на уровень социальных институтов (в том числе институт религии) составляет в условиях современных обществ прикладную научно-исследовательскую проблему. Преодоление интолерантности в обществе должно учитывать факторы микроуровня и макроуровня, где речь идет о процессах формирования культуры индивидов, а также институциональных преобразованиях.
Список литературы
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. 240 с.
Вицентий И. В. Соотношение ценностей и установок политической толерантности студенческой молодежи // Труды Кольского научного центра РАН. 2015. № 1 (27). С. 136-145.
Николсон П. П. Толерантность как моральный идеал // Толерантность. Исследования. Переводы. Информация. О книгах / науч. ред. М.Б. Хомяков. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С. 129-146.
Паспорт показателя «Зарегистрировано преступлений экстремистской направленности» // Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/indicator_passport. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/.
Устинова И. В. Социальная категоризация в свете глобализационных процессов: интенсификация конфликтности идентичностей // Мультикультуральная современность: Урал - Россия - Мир: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) Гуманитарного университета, 2-3 апреля 2009 года: Доклады / Редкол.: Л. А. Закс и др.: В 2 т. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. Т. 1. С. 125-129.
Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_11/IssWWW.exe/Stg/d01/11-03.doc .
Число религиозных организаций, зарегистрированных в Мурманской области // Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx.
Сведения об авторах Вицентий Ирина Викторовна,
кандидат социологических наук; старший преподаватель кафедры экономики и управления, социологии и юриспруденции филиала Мурманского арктического государственного университета в городе Апатиты
Стрельников Владимир Валерьевич,
бакалавр 4 курса направления подготовки «39.03.01 Социология» кафедры экономики и управления, социологии и юриспруденции филиала Мурманского арктического государственного университета в городе Апатиты
Vicentiy Irina Viktorovna,
PhD in Sociology; Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Sociology and Law of the Murmansk Arctic State University branch in the Apatity city
Strelnikov Vladimir Valerevich,
fourth year bachelor of the direction of training «39.03.01 Sociology». Department of Economics and Management, Sociology and Law of the Murmansk Arctic State University branch in the Apatity city