МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВЫПУСКНОГО КУРСОВ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
КРУШЕЛЬНИЦКАЯ Ольга Игоревна - канд. психол. наук, доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин. E-mail: okrush@gmail.com Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича ТРЕТЬЯКОВА Антонина Николаевна - канд. психол. наук, доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин. E-mail: antoninat@list.ru Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича Адрес: Кронштадтский б-р, 43А, г. Москва, 125499, Россия
Аннотация. Мотивация получения высшего образования оказывает существенное влияние на освоение студентами профессиональных компетенций. Цель работы -выявление основных мотивов получения высшего образования и анализ динамики мотивации от первого курса к выпускному. Исследование проводилось методом прямого ранжирования заданных мотивов. Ведущими мотивами получения высшего образования как у первокурсников, так и у выпускников являются: обеспечение себе хорошего материального положения в будущем и возможность стать хорошим профессионалом. Наименее значимы для обеих категорий респондентов такие мотивы, как свободная студенческая жизнь и получение диплома как документа. За время обучения в вузе значительно возрастает субъективная важность мотивов повышения своего общекультурного уровня и возможности выработать собственное мировоззрение; падает значимость мотивов «стать уважаемым человеком, повысить свой социальный статус » и «стать руководителем и иметь власть».
Ключевые слова: мотивация получения высшего образования, динамика мотивации, ведущие мотивы, профессиональные компетенции
Для цитирования:: Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2 (209). С. 70-77.
Мотивация получения высшего образования оказывает существенное влияние на освоение студентами профессиональных компетенций, в значительной степени предопределяет их отношение к работе и профессии в будущем, уровень удовлетворенности жизнью и своим местом в обществе. За четыре года обучения в вузе в большей или меньшей степени повышается образовательный и культурный уровень студентов, обогащается их жизненный опыт, меняются ожидания и оценка жизненных перспектив. Анализ этих изменений представляет научный и практический интерес. Регулярная диагностика особенностей мо-тивационной сферы студентов, исследова-
ние ее динамики позволяют оценить меру воздействия процесса обучения в высшей школе на мотивационную структуру личности, создает дополнительные возможности для работы по формированию такой мотивации.
Исследования мотивации получения высшего образования в России в последние десятилетия носили в основном социологический характер, велись среди выпускников школ [1], студентов различных курсов и форм обучения [2-6]. Они проводились, как правило, методом анкетирования с единичным или множественным выбором из заданного списка мотивов. Вопрос, на который требовалось ответить, формулиро-
вался либо как прямое обращение к личным мотивам респондента: «Почему Вы планируете учиться?» [1], «Почему Вы решили получить высшее образование? » [2], либо как запрос мнения респондента о мотивах «большинства»: «Почему, по Вашему мнению, большинство выпускников современных российских школ стремится поступить в вузы?» [4].
Результатом исследований, как правило, является рейтинг ведущих мотивов получения высшего образования среди раз-ныхкатегорий респондентов. Помимо этого, ряд исследований приводят данные о динамике мотивации получения высшего образования за несколько лет и даже десятилетий [1; 4], о соотношении различных типов мотивации (например, внешней и внутренней и др.) [1; 2], о специфике мотивации получения высшего образования конкретных категорий респондентов, например, студентов заочной формы обучения [3; 6]. Проведенные исследования различаются по своим целям, используют разные методики опроса, часто без обоснования того, почему был использован тот или иной набор мотивов. Не всегда понятно, ограничивали ли испытуемых в количестве ответов или каждый из них выбирал столько мотивов, сколько считал нужным. Таким образом, количественное сравнение результатов различных исследований практически невозможно, хотя некоторые тенденции и закономерности просматриваются.
Динамика мотивации получения высшего образования в процессе обучения от первого к выпускному курсу исследовалась весьма ограниченно [5]. Так, в результате исследования на выборке 100 студентов разных курсов Кубанского государственного университета физической культуры,, спорта и туризма было установлено, что «для студентов начальных курсов главным мотивом получения высшего образования является приобретение новых социальных характеристик, тогда как для студентов
старших курсов - углубление знаний, получение профессиональных навыков» [5, с. 63].
Целью нашего исследования было выявление основных мотивов получения высшего образования и сравнительный анализ мотивации получения высшего образования у студентов первого и четвертого курса.
Методика
В исследовании принимали участие студенты первого (N=72) и четвертого (N=60) курсов МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича. Всего в исследовании приняли участие 132 человека. Исследование проводилось в марте (первокурсники) и октябре (четверокурсники) 2016 г. Предполагалось, что характеристики выборки удовлетворяют социологическим требованиям.
На первом этапе был составлен предварительный список мотивов, которые могут являться значимыми и актуальными для большинства современных студентов, получающих высшее образование в очной форме. Выбор мотивов осуществлялся в соответствии со следующими теоретическими предпосылками: соответствие уровням иерархии потребностей (по А. Маслоу) [7]; наличие внешних и внутренних мотивов; наличие мотивов достижения и избегания. Затем были подобраны утверждения, каждое из которых соответствовало одному из мотивов и являлось вариантом ответа на вопрос: «Для чего Вы получаете высшее образование?» Результатом этой работы стал список из 12 утверждений для предъявления студентам (Табл. 1).
Студенты оценивали относительную значимость мотивов методом прямого ранжирования. Каждый студент получал набор из 12 карточек с утверждениями из приведенного списка (без цифрового или буквенного маркера). Инструкция давалась преподавателем в устной форме: «Вопрос, на который Вы отвечаете: для чего Вы получаете высшее образование. Ваша задача -разложить карточки с ответами по степени
важности (значимости) лично для Вас. Сначала Вы выберете ту карточку, на которой написано самое важное лично для Вас. Она получит первый ранг. Затем Вы выберете второе по важности утверждение. Так Вы проранжируете все карточки. Перепишите на листок под номерами от 1 до 12 тот список, который у Вас получился».
Собранные результаты заносились в базу данных, где каждому мотиву ставилась в соответствие совокупность ранговых значений. Каждое значение отражало выбор одного студента.
Результаты
Поскольку ранг мотива соотносится со степенью его субъективной значимости, для простоты обработки и наглядности результатов ранговые значения были разделены на четыре группы:
- Ранги 1, 2, 3 - очень важно лично для меня;
- Ранги 4,5, 6 - важно лично для меня;
- Ранги 7, 8, 9 - не важно лично для меня;
- Ранги 10, 11, 12 - совсем не важно лично для меня.
Каждому мотиву поставлены в соответствие проценты от общего числа респондентов, которые присвоили этому мотиву один из четырех укрупненных рангов. Результаты первокурсников представлены в таблице 1.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что для большинства первокурсников очень значимыми являются три мотива получения высшего образования: «обеспечить себе материальное благополучие в будущем»; «получить больше возможностей для самореализации»; «стать профессионалом, который может гордиться результатами своей работы». При этом мотив материального благополучия лидирует с большим отрывом. Его отнесли к значи-
Таблица 1
Значимость мотивов получения высшего образования для первокурсников, %
" ~~—Ранг Мотивы " — Очень важно Важно Не важно Совсем не важно
Обеспечить себе материальное благополучие в будущем 63,9 30,5 5,6 0
Стать профессионалом, который может гордиться результатами своей работы 43,1 34,8 19,4 2,7
Получить больше возможностей для самореализации 50,0 23,6 18,1 8,3
Стать уважаемым человеком, повысить свой социальный статус 22,3 36,1 33,3 8,3
Повысить свой общекультурный уровень, расширить кругозор 25,1 31,9 31,9 11,1
Всегда быть востребованным на рынке труда 23,7 31,9 31,9 12,5
Выработать самостоятельный взгляд на вещи, собственное мировоззрение 16,6 36,1 29,2 18,1
Стать руководителем и иметь власть 13,9 29,2 26,4 30,5
Воплотить надежды моих родных, реализовать их ожидания 16,6 18,1 31,9 33,4
Стать своим в кругу людей, которые мне интересны и приятны 8,3 13,9 30,5 47,3
В наше время не иметь диплома о высшем образовании неприлично 4,2 15,3 20,8 59,7
Пожить свободной студенческой жизнью 9,8 6,9 16,6 66,7
мым и очень значимым 94,4% всех респондентов. Мотивы профессионализма и самореализации назвали значимыми и очень значимыми 77,9% и 73,6%. респондентов соответственно. Не значимыми и совсем не значимыми для большинства первокурсников являются мотивы: «свободная студенческая жизнь »; «получение диплома как документа»; «стать своим в кругу людей, которые мне интересны» (83,3%, 80,5%, 77,8% респондентов соответственно). Остальные мотивы заняли промежуточное положение, респонденты демонстрировали существенное расхождение мнений в оценке степени их значимости.
Результаты опроса студентов четвертого курса представлены в таблице 2.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что 95% студентов четвертого курса к «значимым» и «очень значимым» отнесли мотив обеспечения материального благополучия; 85% - мотив профессионализма; 80% - мотив повышения общекультурного уровня. К не значимым и совсем не
значимым 93% студентов четвертого курса отнесли мотив свободной студенческой жизни, 80% - мотив получения диплома как документа, 80% - мотив «стать руководителем и иметь власть ». Остальные мотивы заняли промежуточное положение.
Суммировав процент ответов, признавших тот или иной мотив «очень значимым» и «значимым », мы выстроили рейтинг мотивов по значимости для первокурсников и для студентов четвертого курса и отследили произошедшие изменения (Таблица 3).
Результаты показывают, что два самых значимых мотива (обеспечение материального благополучия и профессионализм) и два самых не значимых (получение диплома как документа и свободная студенческая жизнь) не меняют своего места в рейтинге значимости. Также неизменна по среднему положению в рейтинге и проценту приверженцев позиция мотива «всегда быть востребованным на рынке труда». Остальные мотивы либо понижают, либо повышают свою значимость от первого кур-
Таблица 2
Значимость мотивов получения высшего образования для студентов четвертого курса, %
' '———Ранги Мотивы ' —-— Очень важно Важно Не важно Совсем не важно
Обеспечить себе материальное благополучие в будущем 63,3 31,7 5 0
Стать профессионалом, который может 41,7 43,3 15 0
гордиться результатами своей работы
Повысить свой общекультурный уровень, 43,3 36,7 10 10
расширить кругозор
Получить больше возможностей для 40 33,3 25 1,7
самореализации
Выработать самостоятельный взгляд на вещи, 28,3 31,7 23,3 16,7
собственное мировоззрение
Всегда быть востребованным на рынке труда 21,6 35 41,7 1,7
Стать уважаемым человеком, повысить свой 9,9 35 41,7 13,4
социальный статус
Стать своим в кругу людей, которые мне 20 8,3 33,3 38,4
интересны и приятны
Воплотить надежды моих родных, реализовать 13,4 13,4 29,9 43,3
их ожидания
Стать руководителем и иметь власть 8,3 11,7 33,3 46,7
В наше время не иметь диплома о высшем 8,3 11,7 25 55
образовании неприлично
Пожить свободной студенческой жизнью 0 7 20 73
Таблица 3
Сравнительный анализ значимости мотивов у студентов первого и четвертого курсов
' ———Курс А Ц (шаг и направление
Мотивы ' —- 1-й курс 4-й курс динамики мотива в рейтинге)
Обеспечить себе материальное благополучие в будущем 1 (94,4%) 1 (95%) —
Стать профессионалом, который может гордиться результатами своей работы 2 (77,9%) 2 (85%) —
Получить больше возможностей для самореализации 3 (73,6%) 4 (73,3%) 14
Стать уважаемым человеком, повысить свой социальный статус 4 (58,4%) 7 (34,9%) 34
Повысить свой общекультурный уровень, расширить кругозор 5 (57%) 3 (80%) 2|
Всегда быть востребованным на рынке труда 6 (55,6%) 6 (56,6%)
Выработать самостоятельный взгляд на вещи, собственное мировоззрение 7 (52,7%) 5 (59%) 2|
Стать руководителем и иметь власть 8 (43,1%) 10 (20%) 24
Воплотить надежды моих родных, реализовать их ожидания 9 (34,7%) 9 (26,8%) _
Стать своим в кругу людей, которые мне интересны и приятны 10 (22,2%) 8 (28,3%) 2|
В наше время не иметь диплома о высшем образовании неприлично 11 (19,5%) 11 (20%) _
Пожить свободной студенческой жизнью 12 (16,7%) 12 (7%) _
са обучения к последнему (учитывая позицию в рейтинге и процент студентов, признающих их значимыми).
Анализ результатов
Значимость мотива материального благополучия осталась практически неизменной на протяжении всего времени обучения в вузе. Мотив обеспечения материального благополучия попадает в группу значимых и очень значимых для 94,4% первокурсников и 95% студентов четвертого курса. Из них приблизительно 63,5% респондентов считают данный мотив очень значимым. Это практически точно соответствует результатам исследования мотивации персонала на российском рынке труда, проведенного в июле-августе 2016 г. специалистами международного рекрутинго-вого агентства Kelly Services, в соответствии с которыми главным мотивирующим фактором для большинства россиян остается уровень оплаты труда (64%) [8]. Материальная обеспеченность важна как для сту-
дентов, так и для взрослых состоявшихся людей.
Значимость мотива профессионализма к четвертому курсу возросла (с 77,8% до 85%). Профессионалы нужны обществу. В различных отраслях экономики и в общественной жизни все чаще поднимается вопрос об утрате ценности профессионализма, приводящей к снижению качества работ, а иногда и к катастрофам, к гибели людей. В этой связи высокий рейтинг мотива профессионализма и рост субъективной значимости этого мотива к выпускному курсу вселяют оптимизм. Студенты получают высшее образование не просто ради диплома, но чтобы стать профессионалами. Задача образовательных учреждений -должным образом удовлетворить эту мотивацию, грамотно «опредметить» мотив, т.е. дать студентам актуальные профессиональные знания, сформировать необходимые профессиональные компетенции.
Мотив самореализации остается значимым и очень значимым для практически не-
изменного числа студентов (73,3% и 73,6%), но к четвертому курсу он опускается в рейтинге с третьего на четвертое место, уступая свою позицию мотиву повышения общекультурного уровня и расширения кругозора. Для студентов четвертого курса значимость мотива повышения общекультурного уровня выросла на 23,1%. Если на первом курсе его считали значимым и очень значимым для себя 56,9% респондентов, то на четвертом курсе их число возрастает до 80%. Это позитивное явление. Мы полагаем, что за годы вузовского обучения студенты начинают лучше понимать, что культурный багаж имеет самостоятельную ценность: широкий кругозор и высокий уровень культуры повышают качество жизни и социальный статус человека независимо от его материального достатка. Возможно, они осознают, что высокий уровень культуры и эрудиция позволят при необходимости легче и быстрее адаптироваться к новым условиям, переквалифицироваться. Отрадно, что в глазах студентов высшая школа не утратила своего значения как носитель культуры.
Позитивен подъем с 7-й на 5-ю позицию рейтинга мотива «выработать самостоятельный взгляд на вещи, собственное мировоззрение », хотя в процентном отношении рост числа студентов, признающих его значимость, не очень велик: с 52,7% на первом курсе до 59% на четвертом. Повышение значимости данного мотива может свидетельствовать о личностном росте студентов.
С 10-й на 8-ю позицию перемещается, повышая свой ранг, мотив «стать своим в кругу людей, которые мне интересны и приятны»: с 22,2% ответов на первом курсе до 28,3% на четвертом. Мотив по-прежнему является «не важным», хотя и покинул зону «совсем не важных».
Резкое понижение ранга наблюдается применительно к мотивам «стать уважаемым человеком, повысить свой социальный статус», «стать руководителем и иметь
власть». Мотив «стать уважаемым человеком, повысить свой социальный статус» переместился с 4-го на 7-е место в рейтинге и потерял 23,5% респондентов, считавших его значимым на первом курсе. Возможно, что высокий ранг этого мотива у первокурсников был связан с возрастными характеристиками и адаптационным процессом при переходе в статус студента. В какой-то мере это согласуется с данными других исследователей: мотив «стать уважаемым человеком, повысить социальный статус» имеет тенденцию к понижению позиции в рейтинге, однако, по нашим данным, в отличие от [5], он изначально был далеко не ведущим. Также резко изменяется в сторону понижения оценка значимости мотива «стать руководителем и иметь власть ». Его считают значимым и очень значимым 43% первокурсников и только 20% четверокурсников. Вероятно, это связано с возросшим пониманием, что руководство и власть могут прийти скорее как следствие других достижений, чем в результате прямого стремления к этому. Эти результаты также близки к тенденции, отмеченной в других исследованиях: молодые люди «более тяготеют к тому, чтобы стать квалифицированными универсальными специалистами, а не брать на себя ответственность за работу предприятия, фирмы, организации» [2, с. 24].
Значимость мотива получения диплома как документа практически не изменилась: примерно 20% как первокурсников, так и четверокурсников относят его к категории значимых и очень значимых. Для всей выборки по уровню значимости он занимает предпоследнее место среди других мотивов. Тем не менее каждый пятый студент уверен, что сам факт наличия диплома имеет большое практическое значение для дальнейшего успеха в жизни. Молодежь в данном случае транслирует «традиционные» ценности; получением разного уровня дипломов и сертификатов увлечены и многие состоявшиеся люди.
Выводы
Большинство студентов получают высшее образование преимущественно для того, чтобы обеспечить себе материальное благополучие в будущем и стать хорошими профессионалами. При этом многие из них надеются благодаря высшему образованию иметь не только более высокооплачиваемую, но и более интересную работу, которая позволит им реализовать себя. При организации учебного процесса необходимо учитывать запрос студентов на получение высокой профессиональной квалификации, повышение общекультурного уровня и возможностей для самореализации.
Студенты понимают, что в наше время наличие высшего образования не является гарантией востребованности на рынке труда.
Четверокурсники в сравнении с первокурсниками демонстрируют большую социальную зрелость. Они в большей степени понимают, что самовыражение невозможно без высокого уровня общей культуры и широкого кругозора; повышение социального статуса и уважение - без профессионализма и опять же - высокого уровня культуры. Для четверокурсников снижается привлекательность руководящих должностей и повышается значимость профессионализма.
Для пятой части респондентов важным мотивом получения высшего образования является получение диплома как документа, что является отражением общественного мнения в широких кругах современного российского общества.
Литература
1. Новые смыслы в образовательных страте-
гиях молодежи: 50 лет исследования / Д.Л. Константиновский, М.А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г.С. Гончарова, В.Г. Костюк, Е.С. Попова, Г.А. Чередниченко. М.: ЦСПиМ, 2015. 232 с.
2. Беляева О.С. Динамика мотивации полу-
чения высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 4. С. 23-25.
3. Крушельницкая О.И. О мотивации студен-
тов заочной формы обучения к получению высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 2. С. 36-42.
4. Курбатова Л.Н. Роль высшего образова-
ния в структуре жизненных ценностей современных студентов // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2013. № 1. С. 130-135.
5. Нестеренко Т.В, Кружков Д.А. Исследо-
вание мотивации получения образования студентами сервисных специальностей. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 5 (63). С. 61-64.
6. Шиляева В.И. Мотивация студентов-заоч-
ников в малых городах: необходимость изучения // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 3 С. 155-162.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.:
Питер, 2011.
8. HR бренд и мотивация персонала. URL:
http://hrpuls.ru/2016/10/hr-brend-i-motivatsiya-personala
Статья поступила в редакцию 05.12.16.
MOTIVATION TO RECEIVE HIGHER EDUCATION: THE RESULTS OF STUDENT POLL (COMPARATIVE ANALYSIS)
KRUSHELNITSKAYA Olga I. - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., e-mail: okrush@gmail.com
Moscow State Institute for the Industry of Tourism n. a. Yu.A. Senkevich, Russia TRET'YAKOVA Antonina N. - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., e-mail: antoninat@list.ru
Moscow State Institute for the Industry of Tourism n. a. Yu.A. Senkevich, Russia Address: Kronshtadt Blvd. 43A, Moscow, 125499, Russian Federation
Abstract. The motivation to get higher education has a significant impact on the development of students' professional competencies. The purpose of the article was to identify the main students' motives for receiving higher education and to analyze dynamics of the motivation from the first-year study to the final year. The method of direct ranking was used. The leading motives for getting higher education for freshmen and for graduates are the following: to ensure a good financial position in the future and to become a good professional. The least magnitude for both categories of respondents have such motives as a free student life and a diploma as a document. The importance of the motives "to enhance the cultural level" and "the possibility to develop worldview" has significantly increased during the training period, while the significance of the motives «to become a respected person, to raise social status» and «to become a leader and to have power» has decreased.
Keywords: student poll, motivation to receive higher education, dynamics of motivation, leading motives, professional competences
Cite as: Krushelnitskaya, O.I., Tret'yakova, A.N. (2017). [Motivation to Receive Higher Education: The Results of Student Poll (Comparative Analysis)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2 (209), pp. 70-77. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Konstantinovskiy, D., Abramova, M., Voznesenskaya, E., Goncharova, G., Kostyuk, V., Popova,
E., Cherednichenko, G. (2015). Novyyesmysly v obrazovatel'nykh strategiyakh molodezhi: 50 let issledovaniya [New Meanings in Educational Strategies of Youth: 50 years of research].. Moscow: Social Forecasting and Marketing Center, 232 pp. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Belyayeva, O.S. (2013). [Dynamics of Motivation for Higher Education]. Alma Mater (Vestnik
vysshey shkoly) [Alma Mater (Bulletin of High School)]. No. 4. pp. 23-25. (In Russ., abstract in Eng.).
3. Krushel'nitskaya, O.I. (2016). [On Motivation of Students of Postal Tuition Form of Study for
Receiving Higher Education]. Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly) [Alma Mater (Bulletin of High School)]. No. 2, pp. 36-42. (In Russ., abstract in Eng.).
4. Kurbatova, L.N. (2013). [The Role of Higher Education in the Structure of Life Values of Modern
Students]. Sovremennoye obshchestvo: voprosy teorii, metodologii, metody sotsial'nykh issledovaniy [Contemporary Society: Theory, Methodology, Methods of Social Research]. No. 1, pp. 130-135. (In Russ., abstract in Eng.).
5. Nesterenko, T.V., Kruzhkov, D.A. (2010). [The Study of Motivation for Education of Students of
Service Specialties]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Proceedings of P.F. Lesgaft University.]. No. 5 (63), pp. 61-64. (In Russ., abstract in Eng.).
6. Shilyayeva, V.I. (2007). [The Motivation of Part-Time Students in Small Towns: The Need to Study]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. [Bulletin of Udmurt University]. No. 3, pp 155-162. (In Russ., abstract in Eng.).
7. Maslow, A. (2011). Motivatsiya ilichnost' [Motivation and Personality]. St. Petersburg: Peter, 352
p. (In Russ.)
8. HR brend i motivatsiya personala. [HR Brand and Motivation]. Available at: http://hrpuls.ru/
2016/ 10/hr-brend-i-motivatsiya-personala (In Russ.)
The paper was submitted 05.12.16.