Научная статья на тему 'Формирование профессионального мышления педагога в ДВГТУ'

Формирование профессионального мышления педагога в ДВГТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / THE PROFESSIONAL THOUGHT (MENTALITY) OF TEACHERS / THE DEVELOPMENT OF THE PERSON OF THE TEACHER / CONSCIOUSNESS OF THE PERSON OF THE TEACHER / THE PROFESSIONALISM / THE INNOVATIVE MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоус Елена Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме развития личности и профессионального сознания педагога, исследованной с помощью специально разработанных психолого-педагогических условий, ориентированных на формирование профессионального мышления педагога. Автор предлагает инновационную модель формирования профессионального мышления педагога в условиях системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of professional thought of teachers in FESTU

Given article is devoted to a problem of a urgency of development of consciousness of the person of the teacher by means of the organization of teaching and educational activity on mastering by teacher of the basic procedures of the pedagogical thought (mentality). The author of article offers innovative model of formation of professional mental activity of teachers in conditions of the additional vocational training, promoting to development of consciousness of the person of teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального мышления педагога в ДВГТУ»

УДК 159.955 Е. И. Белоус

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В ДВГТУ

Статья посвящена актуальной проблеме развития личности и профессионального сознания педагога, исследованной с помощью специально разработанных психолого-педагогических условий, ориентированных на формирование профессионального мышления педагога. Автор предлагает инновационную модель формирования профессионального мышления педагога в условиях системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации преподавателей. Ключевые слова: развитие личности педагога, сознание педагога, профессиональное мышление педагога, профессионализм, инновационная модель.

The formation of professional thought of teachers in FESTU. ELENA I. BELOUS (Far Eastern State Technical University, Vladivostok).

Given article is devoted to a problem of a urgency of development of consciousness of the person of the teacher by means of the organization of teaching and educational activity on mastering by teacher of the basic procedures of the pedagogical thought (mentality). The author of article offers innovative model of formation of professional mental activity of teachers in conditions of the additional vocational training, promoting to development of consciousness of the person of teachers.

Key words: the development of the person of the teacher, consciousness of the person of the teacher, the professional thought (mentality) of teachers, the professionalism, the innovative model.

Российское образование по условиям Болонского процесса проходит этапы глубокого реформирования, в связи с чем в подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования происходят качественные изменения, обусловленные необходимостью гуманизации и гуманитаризации всей системы образования, развития таких качеств личности будущего специалиста, как субъектность и самостоятельность, активность и толерантность, компетентность и профессионализм. Условия самоорганизации в современном российском обществе требуют овладения синергетическими парадигмами управления.

Все это обусловлено тем, что в XXI в. в научных представлениях об окружающем мире произошли качественные изменения. В основе этих представлений современная наука выделяет организационное

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами.

Готфрид Эфраим Лессинг

Если ты не являешься частью решения, то тогда ты - часть проблемы.

Э. Кливер

единство и целостность (принцип синергетичности) всех явлений и процессов общественной жизни. Четко определены этапы эволюции научного познания, каждый из которых имеет свои критерии, парадигму и представления о результате. В этой ситуации качественным образом меняется сознание человечества, мировоззрение и способ его становления - мышление. Прежде всего это касается выпускников системы высшего профессионального и послевузовского образования. Решающую роль в становлении профессионального мышления будущего специалиста играет профессиональное мышление педагога.

В современном мире продолжает осуществляться перестройка основ прежних способов жизнедеятельности, налицо потребность в образованных специалистах с развитым креативным потенциалом. Современная

БЕЛОУС Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории педагогики и психологии высшей школы Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Дальневосточного государственного технического университета), Владивосток (e-mail: belelena68@mail.ru).

© БЕЛОУС Е.И., 2008

ситуация целью профессионального образования ставит подготовку личности профессионала, способного успешно и творчески функционировать в динамично меняющихся условиях окружающей действительности.

Образование сегодня - это «акмеоэнергоинформа-ционная система, созданная специалистами, устремленная на развитие самосознания природных потенциалов, способностей, потребностей детей, подростков, юных, взрослых, зрелых, подчиненная созиданию духовных продуктов в свойствах участников образовательного процесса, обеспечивающих продуктивное решение предстоящих задач и саморазвитие в новой учебно-познавательной, социальной или профессиональной среде» [5, с. 12].

Для того чтобы достичь основной цели образования, и профессионального образования в частности, необходимо изменить ценностные ориентиры с процесса на результат, т.е. перейти от репродуктивной (воссоздающей, информационной) парадигмы к продуктивной (поисковой, творческой). Акцент в организации педагогического процесса смещается с тренировки памяти на развитие профессионального мышления, а также самосознания будущего специалиста, его профессионального, эмоционального и социального видов интеллекта.

Для развития профессионального мышления будущего специалиста на первый план в общей структуре учебно-воспитательного взаимодействия выходят личность педагога и его развитое профессиональное мышление.

Мышление представляет собой «психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности; ... выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности; . является свойством сложной функциональной системы, складывающейся в мозгу человека (т.е. высокоорганизованной материи); процесс социально обусловленный; . опосредованное отражение» [9, с. 102].

Функции мышления достаточно многообразны. Если говорить о тех, которые реализовывает педагог в учебно-воспитательном процессе, то можно выделить 4 основных.

1. Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта.

2. Решение проблем и задач. Мышление возникает в тех ситуациях, когда средства и способы деятельности, которыми располагает субъект, оказываются недостаточными для достижения целей. Таким образом, в деятельности возникает затруднение, разрыв, невозможность осуществлять ее известными способами. Такая ситуация представляет собой проблему. Возникновение задачи означает, что в результате анализа удалось

хотя бы приблизительно и предварительно выделить данное (известное, условие) и неизвестное (искомое, требование).

3. Целеобразование представляет собой процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека.

4. Рефлексия - это деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознание [9].

Д. А. Белухин понимает мышление как умственное поведение, в котором формируются и в дальнейшем проявляются его особые, присущие только ему, отношения с различными фрагментами окружающего мира. Он выделяет следующие функции мышления: аналитическую (аналитико-синтетическую), моделирования вероятного будущего, эмоционально-побудительную, информационную [2].

Таким образом, сознание каждого человека обрабатывает информацию следующим образом: собирает, анализирует, получает выводы путем синтеза, моделирует вероятное (планируемое) будущее; включает в работ» эмоционально-чувственный фактор, т. е. эмоциональное «проживание» ситуации, выдает снабженную эмоциями готовую информацию для практического применения.

М.Т. Громкова характеризует мышление как «мыследеятельность», которая предполагает процесс производства собственных мыслей и преобразования мыслей, созданных кем-то в их дополнительности (комплементарности); процесс, в котором продуктивное знание дополняет репродуктивное [3, 4].

Что представляет собой профессиональное мышление педагога? Л.М. Митина относит его к группе проектировочно-гностических способностей в общей структуре педагогических способностей [7] в классификации Н.В. Кузьминой [6].

Профессиональное педагогическое мышление предполагает решение бинарных групп педагогических задач: аналитико-рефлексивных - исследования и осмысления всего комплекса педагогического процесса и его элементов, а также возникающих проблем и др.; конструктивно-прогностических - построения названного процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработки и принятия педагогического решения, прогнозирования его результатов и последствий; организационно-деятельностных - реализации оптимальных вариантов педагогического процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности; оценочно-информационных - сбора, обработки и хранения данных о состоянии и перспективах развития педагогической системы, их объективной оценки; коррекционно-регулирующих - внесения поправок в содержание и методы педагогического процесса, установления, регуляции и поддержки необходимых связей и др. [8, с. 133].

Формирование профессионального мышления.

Е.И. БЕЛОУС

В ИИПК ДВГТУ была предпринята попытка формирования у слушателей факультета педагогической подготовки профессионального педагогического мышления. Цель ее - создание условий, способствующих формированию педагогического мышления, лежащего в основе развитого профессионального самосознания слушателей (педагогов). Учебно-воспитательный процесс строился на педагогических принципах создания развивающей атмосферы в рамках гуманистической педагогики: аксиологическом (ценностном), герменевтическом (понимания), этическом (гуманности, нравственности), т.е. «не навреди», системности и синерге-тичности, акмеологическом (достижения зрелости), педагогического плюрализма (индивидуального подхода в многомерном образовательном пространстве).

Мы использовали следующие методы активного обучения: групповая дискуссия, дискуссия с делением ролевых функций, «мозговой штурм», «синектика», анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, ролевая игра, метод направляемого самоанализа, совместный просмотр и обсуждение кинофильма. Инновационными организационными формами были проблемная лекция; эвристическая беседа, модель позиционного обучения. Из традиционных методов использовались объяснение, беседа, показ (демонстрация), индивидуальные и групповые упражнения, резюмирование текста учебной лекции (научной статьи, учебного раздела, выступления), самостоятельная работа, домашнее задание.

Учебно-воспитательный процесс института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров ДВГТУ формирует компоненты педагогического мышления. Слушатели проходят обучение на факультетах «Преподаватель высшей школы», «Педагогика высшей школы», «Инженерная педагогика», «Использование информационных технологий в образовании», «Социальная психология», «Психология».

В рамках учебного плана института были разработаны дисциплины, в ходе теоретического, практического и методического освоения которых слушатели получили возможность формировать профессиональное педагогическое мышление: «Общая психология», «Основы педагогики», «Теория и практика обучения (дидактика)», «Педагогическая психология», «Психология интеллектуальной деятельности», «Методика преподавания психологии», «Педагогическая диагностика», «Педагогический анализ занятия», «Экспериментальная психология». Слушатели овладевают основными педагогическими понятиями: аналитическое, системное, творческое мышление педагога, педагогическое целеполагание, педагогическая коррекция, управление педагогическим процессом, организационно-деятельностная функция педагогической деятельности, самоанализ, педагогическая рефлексия, сознание, самосознание, моделирование педагогической деятельности, педагогическая технология, конструктивно-проектировочная деятельность педагога и др.

В качестве основных процедур профессиональной деятельности педагога, влияющих на изменение самосознания слушателей, нами были использованы самонаблюдение (интроспекция), рефлексия, интерпретация своих мыслей, чувств, действий и поступков, моделирование фрустрирующих ситуаций с их последующим осмыслением, саморегуляция и самоуправление поведением в сложных ситуациях педагогического общения, конструирование и проектирование учебновоспитательной ситуации и т.д.

Для развития профессионального мышления педагога слушателям были предложены различные формы работы.

1) Учебный семинар «Развитие самосознания субъектов образовательного процесса» в курсе «Основы педагогики» с использованием метода интерактивного обучения (дискуссия с делением ролевых функций). Семинар ориентирован на развитие педагогической рефлексии и педагогического целеобразования.

2) Учебный семинар «Теоретические основы и сущность процесса обучения» (модель позиционного обучения) в курсе «Теория и практика обучения (дидактика)». Занятие призвано развивать функции педагогического понимания и решения круга педагогических проблем и задач.

3) В этом же курсе - учебный семинар «Психологопедагогический анализ и конструирование учебно-воспитательного процесса как фактор развития самосознания педагога и обучаемого» с использованием метода интерактивного обучения (групповая дискуссия). Семинар направлен на развитие функций педагогического понимания, педагогического целеобразования и педагогической рефлексии.

4) Серия упражнений на развитие аналитических, диагностических, исследовательских и творческих компонентов педагогического мышления в курсе «Общая психология» (тестовые задания, анализ конкретных ситуаций, проблемные ситуации, эвристические ситуации) [1].

5) Цикл практических занятий «Освоение методов психолого-педагогической диагностики личности субъектов образовательного процесса», «Освоение методов психолого-педагогической диагностики коммуникативной сферы», «Освоение методов психоло-го-педагогической диагностики профессиональной деятельности педагога» (индивидуальные и групповые упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии, «мозговой штурм», «синектика») в курсе «Педагогическая диагностика» для развития диагностических, аналитических, творческих функций педагогического мышления, а также функций педагогического целепо-лагания и рефлексии [1].

6) В курсе «Экспериментальная психология» -учебное проектирование психолого-педагогического эксперимента «Развитие ценностно-смысловых ориентаций слушателей специальности «Психология» в учебно-воспитательном процессе ИППК ДВГТУ»

(игровое проектирование). Занятие развивает педагогические функции решения проблем и задач, целепо-лагания и рефлексии.

7) Рефлексивное сочинение «Мое профессиональное педагогическое кредо» (метод направляемого самоанализа), для развития рефлексивных и аналитических функций педагогического мышления.

8) Рефлексивное сочинение «Мое профессиональное кредо преподавателя психологии» (метод направляемого самоанализа) направленное на развитие рефлексивных и аналитических функций педагогического мышления.

9) Описание, анализ и оценка успешной педагогической ситуации - своей или другого педагога (метод анализа конкретной ситуации). Учебная деятельность ориентирована на развитие педагогической рефлексии.

10) Учебное проектирование педагогической ситуации с учетом применения на практике инновационной стратегии управления образовательным процессом (игровое проектирование, ролевая игра в форме минизанятия, рефлексия и анализ) призванное развить рефлексивные, аналитические, диагностические, проектировочные функции педагогического мышления.

11) Проблемная ситуация «Психология как область гуманитарного познания» (организация поисковой деятельности слушателей, эвристическая беседа) в курсе «Методика преподавания психологии», которая должна развивать продуктивный компонент педагогического мышления.

12) Проблемная ситуация «Освоение метода наблюдения» (групповой просмотр кинофильма с последующим обсуждением и интерпретацией) в курсах «Педагогическая психология» и «Экспериментальная психология» для развития педагогического понимания и педагогической рефлексии.

13) Учебные ситуации «Ценности профессиональной деятельности педагога», «Принципы педагогического общения» («мозговой штурм») в исследовании слушателями самосознания в курсе «Педагогическая психология», развивающие различные стороны педагогического мышления: диагностические, рефлексивные, аналитические, продуктивные.

14) В курсе «Психология интеллектуальной деятельности» - «Исследование креативных способностей субъектов образовательного процесса», «Исследование интеллектуальных умений субъектов образовательного процесса» (тестирование: диагностика, оценка, интерпретация, анализ, рекомендации для развития

и коррекции). Развивают диагностические, рефлексивные, аналитические, продуктивные стороны педагогического мышления.

Предложенная образовательная модель развития профессионального педагогического мышления слушателей в целом ориентирована на развитие профессионального самосознания педагога. Она формирует у слушателей способности аналитика, диагноста, менеджера своей педагогической деятельности, направляя развитие профессионального самосознания слушателей на глубокое проникновение в скрытую психологическую и педагогическую реальность, позволяет понять различные стороны учебно-воспитательного процесса и успешного руководства формированием развивающейся личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоус Е.И. Формирование профессиональной аналитической деятельности в процессе учебной педагогической практики // Сборник программ педагогической подготовки преподавателей / под ред. Г.П. Турмова, А.А. Фаткулина, А.З. Харина, И.Н. Мутылиной. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. С. 195-225.

2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики (курс лекций). Ч. I. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 320 с.

3. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 495 с.

4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.

5. Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция повышения продуктивности образования // Акмеология 2007. Методологические и методические проблемы / под ред. Н.В. Кузьминой, Л.И. Дубровиной. СПб.: Изд-во ЦСИ, 2007. С. 7-20.

6. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: МААН, 1993. 121 с.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.

8. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для вузов / Е.П.Белозерцев, А. Д. Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006. 368 с.

9. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д.Шадриков, Н.П.Анисимов, Е.Н.Корнеева и др.; под ред. В.Д. Шад-рикова. М.: Просвещение, 199. 142 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.