ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
УДК 331.108
В. А. ДОЛГАНОВА, О. Е. СТЕКЛОВА
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Рассматриваются основы формирования корпоративной культуры на предприятии в условиях развития рыночной экономики. Деятельность сотрудников предприятия во многом зависит от корпоративной культуры, которая при правильном использовании может дать положительный эффект для предприятия и не усугубить ситуацию.
Ключевые слова: корпоративная культура, внутренняя среда, внешняя среда, факторы, ценности.
Для формирования эффективной корпоративной культуры самым главным внешним фактором является экономическое состояние страны. Формирование корпоративной культуры отражает основные проблемы, тенденции и возможности развития экономики и организации.
С помощью оценки существующего состояния, направления изменений и факторов, непосредственно влияющих на формирование корпоративной культуры, можно сформировать такую систему корпоративной культуры, которая будет способствовать эффективному функционированию, развитию и продвижению организации.
Благодаря развитой рыночной экономике предприятия и организации могут функционировать по законам и принципам, помогающим им конкурировать на рынке услуг и товаров. Согласно данным законам и принципам формируются условия, создающие особенности культуры предприятий и организаций. Под воздействием различных факторов в каждой организации возникает своя собственная, уникальная культура, она регулирует поведение, взаимодействие всех сотрудников внутри предприятия, а самое главное, умение взаимодействовать с внешней средой.
Проблемы, с которыми сталкиваются организации, вызывают определённую реакцию, формируют способ поведения, необходимый для решений данных проблем. Это формирует особенности корпоративной культуры, помогающие сотрудникам решать похожие проблемы. Куль -турные особенности, содержание элементов культуры могли быть спровоцированы различными факторами, воздействовавшими на предприятие [5]. Поэтому изменению культуры должен предшествовать анализ условий и
© Долганова В. А., Стеклова О. Е., 2018
факторов, вызвавших изменения культуры и появление данных особенностей.
На изменение внутренней среды организации непосредственно влияют факторы внешней среды, которые так же подвержены воздействию глобальных тенденций экономического развития страны.
Ларичева Е. А. классифицирует все факторы, формирующие содержание культуры [3], по следующим основаниям: внешние - внутренние, прямые - косвенные [2]. Хофштеде Г. считает, что национальные особенности мышления и экспрессии сильнейшим образом отражаются на особенностях корпоративной культуры [4].
Влияние и воздействие факторов на корпоративную культуру происходит комплексно.
Исследования позволяют установить тесноту связи факторов и содержательных характеристик корпоративной культуры с помощью регресс-сионных моделей, факторного анализа и других статистических методов. Использование разнообразных видов анализа помогает найти способы эффективно влиять на содержание корпоративной культуры.
Ценности сотрудников, а особенно руководителей, являются самыми мощными факторами, влияющими на содержание культуры.
Корпоративная культура, будучи социальным явлением, подвержена воздействию, осуществление которого целесообразно проводить, следуя ряду принципов. Эти принципы детерминированы свойствами корпоративной культуры, как социального явления, и психологическими особенностями человеческого поведения [1].
Корпоративная культура проникает во все элементы организации, связана со всеми сторонами её жизнедеятельности, отражается на всех аспектах её функционирования. Поэтому формирование специфических характеристик корпоративной культуры, согласующихся с
представлениями руководства об идеальной организации, способствует росту эффективности деятельности организации, формированию взаимопонимания между руководством и персоналом, приводит к повышению удовлетворённости трудам и жизнью.
Трудовая деятельность предприятия во многом зависит от корпоративной культуры, которая только при правильном использовании может дать положительный эффект для предприятия, не усугубляя ситуацию.
тета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 1. - С. 69-74.
4. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании : учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 624 с.
5. Черных Е. А. Корпоративная (организационная) культура и организационный климат. [Электронный ресурс] URL: http://www. corpculture.ru/content/korporativnaya-organizatsionnaya-kultura-i-organizatsionnyi-klimat (дата обращения: 01.09.2017).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агзамов Р. З. Корпоративная культура предприятия и её использование в стратегическом управлении // Вестник Башкирского университета. Раздел: Философия, социология, политология и культурология. - 2014. - Т.12, №3. - С. 142-143.
2. Ильина О. С. Корпоративная культура: тенденции развития и инструменты регулирования // Вестник РУДН. Серия: социология. - 2015. - №2. - С. 66-70.
3. Нордберг Л. В. Роль корпоративной культуры в развитии отечественных промышленных предприятий // Вестник Удмуртского универси-
Долганова Виктория Александровна, старший инспектор, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, магистрант Ульяновского государственного технического университета. Стеклова Ольга Евгеньевна, преподаватель кафедры «Управление персоналом» Ульяновского государственного технического университета, кандидат экономических наук, доцент.
Поступила 03.11.2017 г.
УДК 330.322.013:001.895 С. В. СМОЛЕНСКАЯ
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Инновационное развитие экономики обеспечивает качественный экономический рост и даёт импульс производственной активности в долгосрочной перспективе. В статье анализируются научные работы по вопросу формирования инновационных систем в России и выявлению проблем инновационного роста. Рассматриваются экономические, производственные и организационно-правовые факторы торможения этого процесса.
Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационная инфраструктура, инновационные проекты, показатели экономического роста.
Качественный экономический рост и импульс производственной активности в долгосрочной перспективе обеспечивает инновационное развитие экономики. По вопросу формирования инновационных систем в России есть множество научных работ, но это не способствовало продвижению инноваций в реальной экономике. Предметом авторского исследования является анализ препятствий в процессе создания инновационного сектора российской экономики, выявление экономических, производственных,
© Смоленская С. В., 2018
организационно-правовых факторов торможения этого процесса.
Определённой «преградой» на пути формирования инновационного тренда развития российской экономики являлся традиционный для нашей страны экспорт энергоресурсов. Высокие цены на эти сырьевые товары были привлекательными для инвесторов. Именно поэтому усилия крупного российского бизнеса направлялись в сторону надёжной, приносящей быстрые доходы нефтедобычи, а не в сферу рискованных высокотехнологичных инноваций в других секторах экономики. Для остальных отраслей народного хозяйства высокие цены на энергоресурсы в этот период стали