Научная статья на тему 'Формирование корпоративной культуры образовательной организации'

Формирование корпоративной культуры образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2646
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ / CORPORATE CULTURE / EDUCATIONAL ORGANIZATION / EXTERNAL ENVIRONMENTAL FACTORS / INTERNAL ENVIRONMENTAL FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Н.И.

В статье рассмотрены вопросы формирования корпоративной культуры образовательной организации. В современных условиях развития эффективность деятельности образовательных организаций зависит от правильно выбранной корпоративной культуры. Несмотря на уникальность образовательных организаций в современном мире они вправе формировать собственные корпоративные культуры. Выбор эффективной корпоративной культуры зависит от цели, миссии, стратегии и этапа развития образовательной организации, а также от особенностей внутренней культуры организации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article questions of formation of corporate culture of the educational organization. In modern conditions of development of the effectiveness of educational institutions depends on the correctly chosen corporate culture. Despite the uniqueness of the educational institutions in the world today they have the right to form their own corporate culture. Choosing an effective corporate culture depends on the purpose, mission, strategy and stage of development of educational organizations, as well as the characteristics of the organization of the internal culture.

Текст научной работы на тему «Формирование корпоративной культуры образовательной организации»

вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108-111.

2. Кротовская М.А. Использование информационных ресурсов интернета в работе со студентами // Педагогические науки. 2016. № 6 (81). С. 34-36.

3. Можаев Э.Л., Бикмухаметов Р.К. Игра в структуре человеческой деятельности // Теория и практика физической культуры. 2010. № 12. С. 18.

4. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов. Научно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2011. -167 с.

5. Свердлова Н.А. Лингвокультурная интерференция в коммуникативном поведении билингвов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332). С. 89-94.

6. Уколова Л.И., Грибкова О.В., Мерабова К.С. Певческая культура как часть образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 132-135.

Кузьменко Н.И.

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: корпоративная культура, образовательная организация, внешние факторы среды, внутренние факторы среды.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы формирования корпоративной культуры образовательной организации. В современных условиях развития эффективность деятельности образовательных организаций зависит от правильно выбранной корпоративной культуры. Несмотря на уникальность образовательных организаций в современном мире они вправе формировать собственные корпоративные культуры. Выбор эффективной корпоративной культуры зависит от цели, миссии, стратегии и этапа развития образовательной организации, а также от особенностей внутренней культуры организации.

Keywords: corporate culture, educational organization, external environmental factors, internal environmental factors.

Abstract: In the article questions of formation of corporate culture of the educational organization. In modern conditions of development of the effectiveness of educational institutions depends on the correctly chosen corporate culture. Despite the uniqueness of the educational institutions in the world today they have the right to form their own corporate culture. Choosing an effective corporate culture depends on the purpose, mission, strategy and stage of development of educational organizations, as well as the characteristics of the organization of the internal culture.

В последние годы возрос теоретический и практический интерес к корпоративной культуре как одному из ключевых факторов внутренней среды организаций. Это связано с тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен корпоративной культуры оказывает на результативность и эффективность предприятия.

Экономическое развитие общества во многом определяется корпоративной культурой, выступающей фактором повышения производительности труда и социального прогресса [1-2].

Поведение человека в организации всегда социально обусловлено. Разные люди или группы людей могут специализироваться в соответствии с возложенной на них ролью, поставленной целью или задачей или отличать себя от других членов организации в соответствии со своим рангом или статусом в иерархии. В пределах одной и той же организации сотрудники могут ставить перед собой различные цели, но практически все они должны коллективно трудиться ради достижения общей стратегической цели предприятия, определяемой его миссией и ресурсными возможностями. Основным связующим элементом, позволяющим эффективно объединить социально разнородный персонал организации на достижение общей цели, является корпоративная культура фирмы.

Корпоративная культура оказывает самое непосредственное влияние на результаты деятельности предприятия, тем самым в значительной мере определяя эффективность его деятельности в целом. Чем более эффективно используется корпоративная культура, тем более эффективно осуществляется производственный процесс при соответствующем ресурсном обеспечении [3-4]. Также одной из важнейших проблем в управлении современной организацией является правильное обоснование показателей эффективного использования потенциала корпоративной культуры в целях повышения результативности производственно-хозяйственной деятельности организации.

В литературе по менеджменту в качестве синонимов понятия «корпоративная культура» употребляются выражения «деловая культура», «организационная культура», «культура предприятия». Наличие синонимов свидетельствует о существующих различиях в подходах к определению корпоративной культуры, а также о том, что указанные понятия имеют близкое значение. Поэтому, как правило, их употребляют в качестве равноценных терминов.

На сегодняшний день, в научно-публицистической литературе существует великое множество определений корпоративной культуры. Наравне с существующими организационно-управленческими дисциплинами, корпоративная культура не может рассматриваться консервативно, иметь единственно точное определение.

Несмотря на все многообразие трактовок и подходов к разъяснению корпоративной культуры, имеются в них и значительные сходства. Среди них посыл к базовым образцам предположений, зачастую формируемых членами предприятия в том, как они себя преподносят и ведут по отношению к другим. Такие предположения, в основном, связаны с представлением индивидом окружающей среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Достаточно трудно охарактеризовать это представление применительно к предприятию.

Используя все основополагающие, присущее большинству определений, можно понимать корпоративную культуру таким образом. Корпоративная культура - это набор наиважнейших предположений, принимаемых персоналом предприятия и получающих выражение в определяемых предприятием ценностных ориентациях, которые задают людям направления их поведения и действий. Таковые ориентации имеют свойства «передаваться» индивидам посредством «символических» средств духовного и материального внутрифирменного окружения.

В современном мире образовательные организации, равно как и другие предприятия формируют корпоративную культуру. Несмотря на ограниченные возможности использования коммерческих хозрасчетных отношений, образовательные организации вовлечены в процесс формирования корпоративной культуры. Далее обратимся к анализу формирования корпоративной культуры в образовательных организациях.

Говорить о «создании» корпоративной культуры было бы совсем не верно: люди приходят в организацию со своими представлениями и подсознательными установками о том, каким образом относиться к

труду, к высшему руководству, друг к другу, так что сама по себе корпоративная культура — объективная данность, своего рода «гигиенический фактор». Руководителю зачастую предстоит не только формировать и поддерживать уже сложившуюся систему корпоративности, но и вовремя преобразовывать устаревшую и исчерпывающую организационную культуру в эффективную. Именно в рамках такого подхода возможна успешная реализация стратегического управления персоналом на любом предприятии, а в особенности в образовательных организациях.

Система психологических и мировоззренческих ценностей субъектов трудовых отношений во многом определяет их поведение. Поэтому при анализе формирования корпоративного потенциала образовательной организации важно выявить качественный базис действий сотрудников и руководства, которые могут быть сформированы поэтапно.

Влияние культуры на деятельность организации определяется, прежде всего, ее соответствием общей стратегии организации. Культура организации, ее цели и стратегия, условия внешней и внутренней среды должны быть приведены в соответствие друг другу. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и приемлемая в условиях динамичного окружения, предполагает наличие культуры, основанной на индивидуальной инициативе, риске, интеграции различных областей знаний, адекватном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. При стабильном окружении стратегия развития производства, ориентирующаяся на обеспечение его высокой эффективности, более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.

Для оценки соответствия стратегии существующей в организации культуре необходимо разложить стратегию на составные части (задачи), образующие широкую программу деятельности, и рассмотреть их с двух позиций:

- степень важности каждой задачи для обеспечения успеха данной стратегии;

- совместимость задачи с тем аспектом организационной культуры, который призван обеспечить ее выполнение [5].

Во-вторых, прежде всего, производится изучение корпоративной культуры в целях установления соответствия утвержденных приоритетных задач с «культурными» нормами, уже сложившимися на данном предприятии. Это обусловлено следующей целью: наиболее успешная адаптация и развитие корпоративной культуры в рамках

организации. Такого рода изучение обеспечивается благодаря детальному рассмотрению двух основных вопросов:

1) Какова корпоративная культура предприятия сформирована на сегодняшний день?

2) Какая корпоративная культура, отвечающая всем заявленным стратегически важным ориентирам предприятия, должна быть сформирована в перспективе, то есть априори эффективная?

Определившись с фактическим и идеальным представлением культуры предприятия, руководство может выстраивать логическую последовательность принимаемых решений в целях достижения результата, максимально приближенного к желаемому [6].

В изучении корпоративной культуры руководителю может помочь целый ряд инструментов:

• Анкетирование;

• Интервьюирование;

• Фольклорная специфика фирмы;

• Гласные и негласные традиции, то есть «кодекс» организации;

• Анализ сложившейся специфики управления.

Существует великое множество методов, призванных обеспечить эффективное функционирование корпоративной культуры образовательной организации. И количество их разнообразия обусловлено тем, что для каждой отрасли, да и страны в целом наиболее продуктивным является свой, специфичный метод, который может стать провальным в иных условиях. Из этого следует, что нельзя выделить один оптимальный и везде применимый метод, для каждого предприятия он субъективно индивидуален.

Практика формирования корпоративной культуры вывела наиболее значимые методические ряды:

A. Перфоманс руководителя:

Любой компетентный руководитель всегда начинает с себя, так как давно установлен факт: лучший способ перенять новый образец поведения - подражать ему. Современный менеджер высшего звена -лучший пример в грамотном соотношении «делу - время, потехе -час»

Б. Декларации, заявления и призывы:

В целях письменного закрепления сложившихся норм и традиций, большое значение имеет обращение не только к трудовому разуму персонала, но и к его «чувствам», передаваемое лозунгом. На практике это стало неотъемлемой частью любой, уважающей себя компании.

B. Действия руководства на противодействие персонала в критических ситуациях:

Культивирование взаимодействий высшего менеджера и его подчиненных в экстренных условиях, реакции на ошибки, недочеты, провалы.

Г. Повышение квалификации персонала:

Обучение персонала в данном случае имеет в приоритете не самоцель повышения качества знаний и умений, а работает как инструмент пропаганды правильного отношения к специализации работника, направленный на его постоянное личностно-трудовое развитие.

Д. «Кнут и пряник»:

Призваны сформировать мотивационные особенности достижения стратегической цели предприятия путем разнообразного стимулирования штатного персонала, которое может быть осуществимо через заработную плату, дополнительные выплаты, бонусы, социальные привилегии.

Итоговым этапом формирования корпоративной культуры организации считается этап результативности, в котором выявляется оценка успешности преобразования сложившейся к моменту реформирования деловой культуры. Данный этап также несет в себе право коррективов по требующим этого статьям.

В целом можно констатировать следующее. Поскольку концепция формирования организационной культуры еще относительно нова, в настоящее время продолжаются как теоретические, так и практические исследования этого социального феномена, коррелируются разнообразные его виды и формы, разрабатываются новые подходы к оценке корпоративной культуры. Но современные руководители уже пришли к пониманию важности роли феномена формирования культуры своих предприятий в общей эффективности менеджмента.

Думается, новые подходы к организационной культуре должны развиваться с точки зрения эффективности управления организацией, а также с учетом современных тенденций управления образовательной организацией.

Список литературы

1. Игошин А.Н., Черемухин А.Д. Сущность экономического роста, его типы и измерители // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 52-58.

2. Самохина Н.Н. Информационная культура личности: интерпретация понятия // В сборнике: Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия Материалы VIII Международной научной конференции. Ответственный редактор Е.В. Гутов. 2011. С. 365-367.

3. Болиева И.А., Хекилаев С.Т. Организационные структуры управления предприятием и внешняя среда // Устойчивое развитие горных территорий. 2012. № 1-2. С. 78-82.

4. Грибанов С.В. Социальные конфликты в гражданском обществе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2006. № 19. С. 80-83.

5. Кузьменко Н.И. Образовательные кластеры как составляющие инновационного развития региона // Тенденции науки и образования в современном мире. 2015. № 6(6). С. 17-20.

6. Батова Н.С., Шуварин М.В. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 11-18.

Мачульская И.А., Машин В.Н., Беляев Р.В.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОФИЦЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО

ВУЗА

ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: деятельность офицера-преподавателя, обучение, военный вуз, военно-профессиональное образование.

Аннотация. Цель работы выделить наиболее значимые и профессионально-важные особенности деятельности офицера-преподавателя, от которой будет зависеть эффективность организации и функционирование учебного процесса в условиях военного вуза.

Key words: the activity of the officer-teacher, training, military high school, military-professional education.

Abstract. The purpose of the work is to highlight the most significant and professionally important features of the officer-teacher activity, on which the effectiveness of the organization and the functioning of the educational process in the conditions of a military high school will depend.

Нет сомнения, что наряду с достоинствами в системе подготовки военных кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации прошлых лет, современное образование, с его высокой тенденцией к своему развитию, не может быть неизменным, так как является одной из главной составляющей в области государственной военной структуры.

Модернизация военно-профессионального образования сегодня, направлена на повышение качества обучения, уровня компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.