Научная статья на тему 'Характеристики корпоративной культуры, влияющие на эффективность работы предприятия'

Характеристики корпоративной культуры, влияющие на эффективность работы предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1289
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / МОДЕЛЬ ДЕНИСОНА / МОТИВАЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕННОСТИ / CORPORATE CULTURE / LABOR PRODUCTIVITY / DENISON MODEL / MOTIVATION / KEY VALUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долганова Виктория Александровна, Стеклова Ольга Евгеньевна

Рассматриваются характеристики корпоративной культуры, важные для повышения эффективности работы предприятия. Основным является выбор метода исследования корпоративной культуры, т. к. правильный выбор метода будет способствовать выбору правильного решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Describes the characteristics of the corporate culture important for improving the efficiency of the enterprise. The main choice is the method of research of corporate culture. Since the right choice of method will help to choose the right solution

Текст научной работы на тему «Характеристики корпоративной культуры, влияющие на эффективность работы предприятия»

УДК 331.108

В. А. ДОЛГАНОВА, О. Е. СТЕКЛОВА

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматриваются характеристики корпоративной культуры, важные для повышения эффективности работы предприятия. Основным является выбор метода исследования корпоративной культуры, т. к. правильный выбор метода будет способствовать выбору правильного решения.

Ключевые слова: корпоративная культура, производительность труда, модель Денисона, мотивация, ключевые ценности.

Длительный период изучения взаимосвязи характеристик корпоративной культуры и успешности предприятия позволил выделить целый ряд показателей, отражающих данную взаимосвязь. Многочисленные исследования доказывают непосредственное влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия.

Наиболее важным для предприятия являются показатели производительности труда. Американские исследователи в области экономики производства Т. Дилли и А. Кеннеди выделили позиции корпоративной культуры, которые непосредственно влияют на производительность труда сотрудников, и в целом на эффективность предприятия [4]:

1. Наличие чёткой миссии у предприятия, которая способна объединить всех сотрудников и руководство.

2. Руководитель является признанным лидером в своей организации.

3. Хорошо развитые каналы коммуникаций, обеспечивающие доступ к высшему руководству для любого сотрудника.

4. В равной и большой степени внимание уделяется и людям, и производительности.

5. Клиенты и их обслуживание являются важнейшей ценностью предприятия.

6. Наличие и распространение культурных форм (церемоний, ритуалов, обычаев).

7. Положительный социально-психологический климат;

8. Удовлетворённость трудом, профессионализмом, вознаграждением и жизнью в целом.

Деннис Дж. Краветц (США, Аризона) исследовал корпоративную культуру на 330-ти крупнейших американских предприятиях.

© Долганова В. А., Стеклова О. Е., 2017

Он выявил значимую корреляцию между некоторыми показателями деятельности компании и типом корпоративной культуры. Дж. Томпсон подтвердил выводы, сделанные Д. Дж. Краветцем [3]. Они выделили в качестве показателей эффективности элементов корпоративной культуры такие, как снижение количества нарушений техники безопасности (количества несчастных случаев), изменение уровня абсентеизма, возрастание числа клиентов, удовлетворённых качеством продукции, снижение количества конфликтов на производстве, рост продаж и прибыли.

Д. Краветц и Дж. Томпсон выделили наиболее важные элементы структуры корпоративной культуры, влияющие на эффективность предприятия: ценности и цели предприятия; организационную структуру (адаптивную или бюрократическую), стиль руководства; систему информирования; систему мотивации; обучение сотрудников; отношение к труду; лояльность; систему адаптации сотрудников; практику отбора и карьерного продвижения сотрудников [5].

К сожалению, на данный момент работы, по оценке влияния корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия, находятся в состоянии дефицита. Конечно, сложнее всего оценить экономический эффект эмоций сотрудников, их чувств, традиций, человеческих взаимоотношений и ценностей, чем определить показатель прироста прибыли от выполняемых услуг. Но всё вышеперечисленное оказывает очень сильное воздействие на производительность труда сотрудников, трудовую дисциплину, отношение к руководству и к другим сотрудникам.

Денисон Д., профессор Международного института развития управления в Лозанне, в течение 15 лет на примере 1200 компаний, исследовал зависимость между корпоративной

культурой и эффективностью различных аспектов деятельности предприятий. Согласно созданной им модели корпоративную культуру характеризуют четыре основных параметра, влияющих друг на друга: это параметры причастность, согласованность (последовательность), способность к адаптации и миссия компании. Параметры состоят из различных показателей, в совокупности определяющих степень проявления данного параметра. Параметр миссии включает стратегию, цели и задачи, а также видение компании. Высокоразвитый параметр согласованности образован высокими оценками по показателям координации и интеграции, согласия и по ключевым ценностям. Оценки по таким направлениям, как ориентация на команду, развитие способностей, делегирование полномочий, даёт в совокупности параметр причастности. Адаптивность складывается из способности организации создавать новации, необходимые для адаптации к изменениям внешней среды, ориентации на клиента, организационного обучения [1].

Оценка корпоративной культуры осуществляется с помощью анкеты, состоящей из 60 вопросов, разбитых на четыре блока (по числу оцениваемых параметров) и по пять вопросов на каждый показатель. Каждое утверждение оценивается по пятибалльной шкале (от 1 до 5 баллов). Опросник заполнялся топ-менеджментом. Подсчёт баллов по каждой группе показывает выраженность каждого из параметров корпоративной культуры.

Денисон Д. представил свою модель корпоративной культуры в виде круга. Горизонтальная линия делит организационные параметры на внутренний и внешний фокус. Причастность и согласованность характеризуют внутренние процессы в организации, а адаптивность и миссия - внешние [2].

Денисон установил, что каждый из параметров влияет на эффективность деятельности предприятия, но на различные аспекты. С такими элементами эффективности, как отдача от активов, отдача от инвестиций и продаж связаны высокие оценки по параметру «миссия и последовательность». Качество выпускаемой продукции и услуг, удовлетворённость сотрудников зависят от последовательности и причастности. А развитие и использование инноваций на предприятии является следствием высокого уровня развития вовлечённости (причастности) и адаптивности.

Благодаря модели Денисона было установлено, что эффективность предприятия тесно

связана с такими элементами корпоративной культуры, как миссия, стратегия, цели и задачи, делегирование полномочий, ориентация на сотрудников и результат команды, развитие сотрудников, их способностей с помощью организационного обучения. Другими словами, модель Денисона соединила в себе исследования Дж. Томпсона и Д. Мейстера, Д. Краветца. И данная модель стала наиболее точным инструментом для изучения влияния корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия.

Обобщая исследования корпоративной культуры, важно отметить, что такие характеристики, как миссия, стиль руководства, адаптивность и приверженность сотрудников тесно связаны с показателями эффективности функционирования предприятия и его конкурентоспособности (качество продукции, уровень продаж, доля рынка), а также с трудовыми показателями (уровень текучести кадров, степень управляемости, уровень производительности труда, состояние трудовой дисциплины).

Следовательно, развитие выделенных характеристик и параметров корпоративной культуры приведёт к стабильным высоким показателям деятельности предприятия [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агзамов Р. З. Корпоративная культура предприятия и её использование в стратегическом управлении // Вестник Башкирского университета. Раздел: Философия, социология, политология и культурология. - 2014. - Т. 12, №3. - С. 142-143.

2. Ильина О. С. Корпоративная культура: тенденции развития и инструменты регулирования // Вестник РУДН. Серия: социология. -2015. - №2. - С. 66-70.

3. Нордберг Л. В. Роль корпоративной культуры в развитии отечественных промышленных предприятий // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 1. - С. 69-74.

4. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании : учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 624 с.

5. Черных Е. А. Корпоративная (организационная) культура и организационный климат. [Электронный ресурс] URL: http://www. corpculture.ru/content/korporativnaya-organizatsionnaya-kultura-i-organizatsionnyi-klimat (дата обращения: 01.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.