Научная статья на тему 'Роль лидера в мотивации сотрудников организации и принятии ими корпоративной культуры'

Роль лидера в мотивации сотрудников организации и принятии ими корпоративной культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3308
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ВНЕШНЯЯ / МОТИВАЦИЯ ВНУТРЕННЯЯ / ИНТРОЦЕПЦИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / PERSONALITY / EXTERNAL MOTIVATION / INTERNAL MOTIVATION / INTROCEPTION / CORPORATE CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимова Елена Николаевна, Попов Леонид Михайлович

Исследование посвящено изучению роли лидера организации как ключевой психологической детерминанты в мотивации сотрудников и принятии ими корпоративной культуры. В ходе изучения внешней и внутренней мотивации личности показано, что если в корпоративной культуре организации учитывается стремление личности к самодетерминации и не нарушается её внутренняя целостность, то запускается механизм интроцепции внешних целей сотрудниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper investigates the role of the leader of an organization as a main psychological determinant in motivation of the employees and their acceptance of corporate culture. The study of external and internal motivation of a person revealed that if the corporate culture of an organization takes into account the desire of an individual for self-determination and does not violate the internal integrity of his personality, than the mechanism of the employee’s introception of external purposes starts.

Текст научной работы на тему «Роль лидера в мотивации сотрудников организации и принятии ими корпоративной культуры»

Том 156, кн. 6

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2014

УДК 159.9

РОЛЬ ЛИДЕРА В МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРИНЯТИИ ИМИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ*

Е.Н. Ибрагимова, Л.М. Попов

Аннотация

Исследование посвящено изучению роли лидера организации как ключевой психологической детерминанты в мотивации сотрудников и принятии ими корпоративной культуры. В ходе изучения внешней и внутренней мотивации личности показано, что если в корпоративной культуре организации учитывается стремление личности к самодетерминации и не нарушается её внутренняя целостность, то запускается механизм интроцепции внешних целей сотрудниками.

Ключевые слова: личность, мотивация внешняя, мотивация внутренняя, интро-цепция, корпоративная культура.

Введение

В настоящее время в связи с распространением бизнес-идей Запада в российском обществе наметилась тенденция ориентации на опыт зарубежных компаний. Всё большее количество руководителей организаций обращается в консалтинговые фирмы для получения ответа на вопрос, как сделать свое предприятие успешным. Реалии рыночной экономики вынуждают руководителей бороться за ценных сотрудников. Но мало привлечь нужного специалиста в компанию, важно его ещё и удержать: обеспечить адаптацию в коллективе и создать благоприятные условия для продуктивной работы. Задача вполне понятная, однако зачастую у руководителей не оказывается инструментов для её решения.

Важную роль в привлечении и закреплении специалистов на рабочем месте играет корпоративная культура организации. В ходе исследований в области менеджмента и маркетинга учёные приходят к выводу, что корпоративная культура - важнейший фактор, определяющий успешность компании на рынке. Каждая компания характеризуется наличием корпоративной культуры, но далеко не каждая культура принимается и становится мощным фактором трудовой мотивации. Научная проблема состоит в том, чтобы определить, за счёт каких конкурентных преимуществ одна корпоративная культура оказывается сильнее другой. В рамках психологической науки вопрос о принятии личностью корпоративной культуры остаётся недостаточно проработанным (см. [1, 2]).

*

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-06-00585а).

1. Теоретическое осмысление вопроса

В ситуации сжатых сроков и давления обстоятельств мотивация сотрудников становится наиболее значимой. В этом аспекте мотивацию персонала можно рассмотреть как средство обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов организации, мобилизации имеющегося кадрового потенциала, что позволит повысить общую результативность и прибыльность труда. Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника к активной деятельности, в результате чего одновременно удовлетворяются его потребности и достигаются цели организации. Для решения этих задач необходима особая внутренняя атмосфера компании, общая идея, воплощающаяся в сформированной корпоративной культуре. В ходе изучения мотивации сотрудников организации необходимо учитывать, что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия, каково соотношение внутренней и внешней мотивации, как мотивация соотносится с результатами деятельности человека.

Мотив, одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном [3, 4], определяется как опредмеченная потребность. Поведение человека обычно обусловливается совокупностью мотивов, находящихся в определённом отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Идея внешней и внутренней мотивации является значимой в современной психологии личности, внутренняя мотивация личности - это важная детерминанта поведения человека, сложно поддающаяся изменениям.

С позиции теории деятельности рассмотрим мотивацию в совокупности 4 компонентов личности: «Я могу», «Я хочу», «какой Я», «Я должен» [5]. В. Штерн определяет активность личности как важнейший фактор её развития. Активность детерминируется двумя видами целей: внешними и внутренними, создающими соответственно внешнюю и внутреннюю мотивацию. Переход внешних целей во внутренние рассматривается как интроцепция - важный механизм создания внутренней мотивации [6]. Другими словами, интроцепция предполагает сдвиг в сознании с целей, которые заданы извне (внешняя детерминация), к целям, которые принимаются им как внутренние, свои. Тогда мотивация к их воплощению становится внутренней и рассматривается как самодетерминация [4, 7].

Диалектический переход от детерминации к самодетерминации воплощается в продукте становления внешнеплановых процессов в виде новых содержаний и новых технологий на уровнях «для себя» и «для данной субкультуры» [8]. Наряду с объяснением психологических механизмов субъектности и инициативности в психологии личности актуальным становится приведение в действие механизма самодетерминации личности. В зарубежной психологии сложился ряд теорий самодетерминации: в сфере образования, детско-родительских отношений, здоровья и клиники, в организациях, в области культуры. Ключевым положением данных теорий, как отмечает Т.О. Гордеева, является выраженная

1 С.Л. Рубинштейн выделяет 3 основных элемента структуры личности («хочу», «могу», «какой Я») [4]. В нашем исследовании дополнительно введён компонент «Я должен», расширяющий представление о механизмах и факторах поведения личности в условиях реальной жизни.

склонность людей к автономии как проявлению права на выбор, самостоятельность, независимость, ответственность, ограниченную контролируемость [9].

Руководитель организации управляет подчинёнными как минимум по двум траекториям: прямо и косвенно [10]. Прямые методы - это приказы, распоряжения, должностные инструкции, договоры и контракты и т. п. Косвенные -корпоративная культура, закрепление требуемых моделей производственного поведения, стиль управленческих влияний, психологический климат в коллективе и т. п. Руководителю необходимо использовать совокупность прямых и косвенных методов. Чувствительность персонала к косвенным методам управления определяется сложностью деятельности организации, образованностью сотрудников.

Корпоративную культуру можно определить как один из основных методов запуска механизма интроцепции, диалектического перехода от внешней детерминации к самодетерминации личности. В результате анализа различных моделей корпоративной культуры в современной литературе по психологии, экономике и менеджменту была выделена модель Д. Денисона как наиболее отвечающая задачам настоящего исследования [11]. Модель Денисона - это репрезентативная теория, разработанная в условиях деловой среды, это результат исследования, наблюдения за корпоративной культурой как преуспевающих, так и проблемных компаний разных размеров, отраслей, стадий жизненного цикла. Отметим, что ни в одной модели не учтена роль лидера, а руководитель играет ключевую организующую роль в формировании корпоративной культуры, зачастую являясь не только носителем, но и инициатором таковой. Кроме того, мотивация коллег - одно из основных профессионально важных качеств руководителя.

На базе модели Д. Денисона в данном исследовании предлагается пяти-факторная модель корпоративной культуры, включающая такие факторы, как:

1) миссия, определяющая стратегию, цели и задачи компании, её имидж;

2) адаптивность, предполагающая ориентацию компании на клиента, приспособление к внешней среде, что обеспечивает успешность компании;

3) согласованность как ориентация на взаимодействие внутри компании, распределение полномочий;

4) вовлечённость как ориентация на личность в организации2;

5) роль лидера.

Руководитель - ключевое лицо, координирующее и обеспечивающее все процессы в работе компании. Широкий спектр задач решается именно руководителем. От него в большой степени зависит имидж компании на рынке. Он перманентно транслирует ценности своей компании, а следовательно, является неотъемлемой частью корпоративной культуры.

2 Необходимо учитывать два противоположно направленных стремления личности: стремление к интеграции и тенденцию к индивидуализации. Возникающее противоречие между двумя установками может привести к уничтожению единства личности, поэтому важно уделять внимание третьей установке - «интро-цепции», то есть превращению чужих целей в собственные цели личности [6]. Таким образом, данный фактор должен учитывать индивидуальные особенности и целостность личности, но при этом обеспечивать процесс включения в рабочую команду.

2. Организация эмпирического исследования и анализ результатов

Эмпирическое исследование проводилось на базе 2 коммерческих организаций г. Казани и включало 3 этапа: а) анализ средних значений показателей мотивации (методика психосемантической диагностики мотивации) с их интерпретацией, б) статистическое сравнение средних данных по ¿-критерию Стьюдента, в) корреляционный анализ данных. В ходе сбора эмпирических данных в рамках дипломной работы участвовала А.А. Вдовиченко.

Обе организации работают на рынке услуг 8 лет. Каждая организация состоит из 4 отделов и руководящего состава, штат сотрудников составляет 25-26 человек. Одна из исследуемых организаций - тренинговая компания, наилучшим образом зарекомендовавшая себя на рынке бизнес-обучения и командообразова-ния не только в Казани, но и за пределами Республики Татарстан. Данная организация на основе экспертных оценок выбрана нами как эталонная по следующим критериям: высокая степень развитости корпоративной культуры, сформированная и прописанная система ценностей компании, степень приверженности сотрудников бренду, низкая текучка кадров как фактор хорошей кадровой политики, развитая система поощрений и наказаний, продуманный интерьер офиса, благоприятный климат в рабочем коллективе. Немаловажным факторов является также «психологическая просвещённость» сотрудников компании ввиду деятельности, которой она занимается.

Вторая компания, принявшая участие в исследовании, - рекламная фирма, которая успешно функционирует и входит в тройку лидеров на рынке рекламных услуг, однако характеризуется низким уровнем развития корпоративной культуры и как следствие - большой текучкой кадров (1-2 человека в месяц) и непостоянным доходом (хотя работа не сезонная). Если ранее такое положение дел вполне устраивало руководителя, то в период проведения исследования при увеличении нагрузок, связанных с большим количеством заказов на Универсиаду, фирма столкнулась с проблемой нехватки трудовых ресурсов: немотивированная команда оказалась неготовой поддержать амбициозные планы руководителя. Ещё одним существенным недостатком явилось то, что на момент первого среза в компании было сразу 3 полноправных руководителя с разными представлениями о стратегическом направлении и миссии компании. Всё это в очередной раз подчёркивает необходимость изучения позиции лидера как ключевой в формировании корпоративной культуры, которая является мощным механизмом мотивации сотрудников.

В исследовании использовалась методика цветовых метафор для диагностики мотивов различных видов деятельности. Она представляет собой экспресс-вариант психосемантического изучения мотивации и отношений к различным занятиям, людям и событиям, основанный на обозначении ряда понятий с помощью стандартного набора цветовых стимулов [12]. Проведение исследования посредством данной методики не требует значительных временных затрат (10-15 мин) и последующей трудоёмкой обработки результатов. Перечислим отличительные особенности методики цветовых метафор: о различных понятиях, обозначенных испытуемым одним цветом, можно говорить как о субъективно схожих; методика может использоваться для исследования мотивов различных

видов деятельности; она построена таким образом, что в неё можно включать понятия, которые не входят в число исходных; обследование может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме с помощью специальных бланков [12].

В ходе исследования нами были внесены изменения в матрицу понятий, которая предлагается испытуемым. Она представляет собой таблицу со 116 показателями, в которой наравне с исходными категориями методики цветовых метафор были упомянуты ключевые показатели корпоративной модели Д. Дени-сона, а также значения, связанные с ролью лидера. Затем по данным корреляционного анализа были отобраны 34 показателя, имеющие наибольшее количество корреляций, а следовательно, более чётко встроенные в структуру корпоративной культуры. Было замечено, что данные показатели можно разделить на 5 групп, при этом 4 из них - это факторы упоминавшейся ранее модели Д. Де-нисона, а 5-й - фактор, учитывающий значение руководителя. Таким образом, была получена модифицированная методика цветовых метафор, которая включает 5 факторов корпоративной культуры. В табл. 1 показаны средние значения показателей обеих компаний.

2.1. Интерпретация показателей рекламной компании. В состав базовых потребностей (наиболее устойчивые и связанные с индивидуальными особенностями сотрудников стремления, интересы и увлечения) входят потребности в самоактуализации, самоутверждении, развитии и самосовершенствовании, финансовая потребность. Данные категории обозначены одним цветом (№ 1) с представлениями о том, «какими сотрудники хотят быть», что показывает степень важности удовлетворения этих потребностей.

Понятия «моё настоящее» и «моё будущее» отмечены приятным цветом (№ 2) и попали в одну группу с понятием «моё увлечение», что говорит нам о высокой степени удовлетворения базовых потребностей. Однако семантическая близость с понятием «моё настоящее» таких категорий, как «моя фирма», «мои ценности», «учёт моего мнения» и др., свидетельствует о том, что для сотрудников компании на данный момент актуальны вопросы самоутверждения, принятия, саморазвития, их беспокоят мысли о личности руководителя и его профессионализме. Стоит также отметить, что большее количество представленных в данной группе понятий относится к таким факторам корпоративной культуры, как «вовлечённость» и «роль лидера», что, на наш взгляд, показывает значимость этих факторов для анализа принятия корпоративной культуры в целом.

Третьим по степени приятности цветом (№ 3) обозначены категории из разных факторов, представляющих корпоративную культуру, что символизирует одинаково позитивное отношение и к компании, и к руководителю, и к необходимости адаптироваться. Ценности компании и ценности руководителя являются близкими по семантической наполненности категориями, что может говорить как о непротиворечивости этих понятий, так и о том, что руководитель является не только носителем ценностей компании, но и их источником (что в очередной раз подчёркивает важность роли лидера в становлении корпоративной культуры).

Табл. 1

Средние показатели рекламной и тренинговой компаний

Цвет Показатели рекламной компании Показатели тренинговой компании

1 Успех Успех

Заработок Мои ценности

Интересная деятельность Каким хочу быть

Каким хочу быть Моё будущее Моё увлечение Какой я на самом деле

2 Моя фирма Моя фирма

Мои ценности Заработок

Учёт моего мнения Необходимость профессионального

Высокая планка роста

Мой руководитель Интересная деятельность

Профессионализм руководителя Моя роль в компании

Моё будущее Лидер

Моё увлечение Директор фирмы

Какой я на самом деле Ценности руководителя

Моё настоящее Мой руководитель Моё настоящее

3 Цели компании Цели компании

Моя организация Ответственность

Ответственность Клиент-ориентированность

Создание новых подразделений Команда

Клиентская обратная связь Ценности компании

Команда Распределение полномочий

Ценности компании Учёт моего мнения

Моё прошлое Моё прошлое

Необходимость профессионального Высокая планка

роста Отношения в коллективе

Карьерный рост Профессионализм руководителя

Корпоративные мероприятия Кабинет директора

Лидер Стиль управления

Директор фирмы

Ценности руководителя

Стиль управления

4 Стратегическое направление Стратегическое направление

Миссия компании Моя организация

Изменения на работе Миссия компании

Клиент-ориентированность Изменения на работе

Согласованность Создание новых подразделений

Корпоративная лексика Клиентская обратная связь

Распределение полномочий Согласованность

Реклама Корпоративная лексика

Моя роль в компании Корпоративные мероприятия

Отношения в коллективе

5 Взаимодействие отделов Кабинет директора Конкуренция Взаимодействие отделов

Примечание: курсивом обозначены категории, которые не вошли в число 34 выделенных на основе корреляционного анализа, но являются важными для интерпретации результатов исследования.

Менее приятным цветом (№ 4) респонденты обозначили такие понятия, как миссия компании, стратегическое направление, изменения на работе и пр. В эту группу наряду с понятиями «распределение полномочий», «отношения в коллективе» и «согласованность» вошло также представление сотрудников о своей роли в компании. Это может говорить о том, что в понимании испытуемых их роль взаимосвязана с распределением полномочий, влечёт за собой соответствующие отношения в рабочем коллективе. Всё это не вызывает особого восторга, хотя и не оценивается как резко негативное, однако может служить индикатором намечающегося кризиса.

Такую позицию может подкрепить анализ категорий следующей строки: наименее приятным цветом (№ 5) сотрудники компании отметили «взаимодействие отделов» и «кабинет директора». Это говорит о том, что данные категории являются тревожащими для испытуемых (вероятно, кабинет директора более связан с системой наказаний, нежели поощрений). Стоит также обратить внимание на тот факт, что понятие «конкуренция» может иметь отношение к «кабинету директора»: на момент первой стадии исследования его занимали 3 соучредителя, система разделения власти и прибыли не являлась чёткой, и этот факт, возможно, не остался незамеченным сотрудниками. Попадание в одну группу понятий «конкуренция» и «взаимодействие отделов» наталкивает нас на мысль о нездоровой рабочей атмосфере, так как специфика работы фирмы не предполагает наличия внутренней конкуренции, а, скорее, наоборот - требует согласованных действий одной команды. При специфике работы данной организации такое положение дел является неблагоприятным, снижает продуктивность работы коллектива и затрагивает чувства работников, о чём свидетельствует степень приятности цвета, с которым ассоциируются названные понятия.

2.2. Интерпретация показателей тренинговой компании. Базовая потребность сотрудников компании (цвет № 1) - потребность в самоактуализации, наивысшая в пирамиде А. Маслоу. Достижение этой ступени свидетельствует о том, что в рамках компании развита система удовлетворения потребностей более низкого порядка, причём высокая степень удовлетворения потребностей связана с личностью директора (4 пункта, отмеченных одним цветом (№ 2) с категорией «моё настоящее»), что отлично согласуется с нашей концепцией. Настоящее фирмы - это её лидер. Интересная деятельность в рамках компании мотивирует на рост и приносит хороший заработок, о чём говорит семантическая близость данных категорий.

Основными ценностями, декларируемыми компанией, являются «команда», «учёт мнения всех сотрудников», «клиент-ориентированность» и «стремление к развитию». Тот факт, что категория «ценности компании» отмечена одним цветом (№ 3) с такими понятиями, как «команда», «высокая планка» и пр., показывает, что сотрудники принимают эти ценности и считают их действующими в пространстве компании, а не только записанными в уставе. В эту же семантическую группу попали такие понятия, как «кабинет директора», «стиль управления» и «профессионализм руководителя», что в очередной раз подчёркивает значимость лидера для данной компании.

Четвёртый по степени принятия цвет говорит о некоем тревожащем факторе. Все понятия, попавшие в эту категорию вполне объяснимы событиями в компании: незадолго до тестирования один из отделов организовал новую компанию, что повлекло за собой необходимость истощения всех внутренних ресурсов каждого работника компании. При этом разделение сфер влияния привело к негативной обратной связи со стороны клиентов. Изменения на работе ставили под удар стратегическое направление и требовали немедленной корректировки в работе компании. Взаимодействие отделов выделено пятым по степени приятности цветом, что также может быть связано с историей развития фирмы.

2.3. Статистическое сравнение показателей по ¿-критерию Стьюдента.

Для корпоративной культуры рекламной компании наиболее значимым является показатель «корпоративные мероприятия» (t = 2.7), и хотя он обратно коррелирует с показателем «команда», в этом нет противоречия. Вероятно, подобная внутренняя оценка значимости корпоративных мероприятий для сотрудников является показателем их стремления проводить время вместе, включаться в команду - таким образом может выражаться их установка на интеграцию. Для корпоративной культуры тренинговой компании приоритетна установка на достижение «внутренних целей». Более важными для них являются такие показатели, как «распределение полномочий» (t = -2.9), «моя роль в компании» (t = -4.1), «отношения в рабочем коллективе» (t = -2.0). Ориентация на клиента - основная направленность работы организации. Значимыми оказались статистические различия в отношении показателя «ценности руководителя» (t = -2.7): эти ценности представляются важными для сотрудников, что определяет степень их готовности к интроцепции.

2.4. Корреляционный анализ данных. При анализе данных рекламной компании выяснилось, что «цели компании» (r = -0.51, р < 0.01) и «миссия компании» (r = -0.56, р < 0.01) имеют обратную связь с названием бренда, а это значит, что чем позитивнее сотрудники относятся к бренду, тем негативнее воспринимают цели и миссию компании, и наоборот. Вероятно, это может быть связано с отсутствием чёткого осмысления данных понятий, то есть отношение к бренду может меняться в зависимости от понимания целей и миссии компании и осознания их важности. Это может говорить также о том, что в целом компания воспринимается позитивно, однако цели и миссия компании не разделяются респондентами.

«Моя фирма» и «ценности компании» связаны обратной зависимостью (r = -0.6, р < 0.01): чем позитивнее отношение к фирме, тем негативнее восприятие её ценностей, и наоборот. Подобная связь может объясняться тем, что понятие «моя фирма» более широкое, ёмкое и включает в себя коллектив в первую очередь: внутреннее принятие/непринятие ценностей соответствует негативному/ позитивному отношению к коллективу. Таким образом, чем больше сотрудник стремится влиться в рабочий коллектив фирмы (проявляет тенденцию к интеграции), тем более в нём проявляется противоположное по направленности стремление к обособлению. В контексте данного исследования можно сделать вывод о том, что в корпоративной культуре недостаточно внимания уделено

возможности проявления индивидуальных особенностей, и тенденция к непринятию ценностей компании выступает своего рода защитным механизмом.

По результатам корреляционного анализа фактор «адаптивность» является самым системным: он представлен наибольшим количеством связей высокой степени достоверности на уровне р < 0.05 и р < 0.001, а также характеризуется отсутствием выпадающих показателей. В целом в показателях данной группы обнаружено сразу 4 выпадающих компонента: «заработок», «учёт моего мнения», «моя роль в компании» и «интересная деятельность». Ввиду этого мы предполагаем, что данные явления не зависят от выраженности других представленных показателей, что, в свою очередь, говорит о том, что они не встроены в структуру выделенного нами компонента.

Показатели «команда» и «разделение полномочий» связаны обратной зависимостью (r = -0.5, р < 0.01), что, вероятно, свидетельствует о том, что при разделении полномочий сотрудники не чувствуют единства, обособляются и негативно воспринимают команду, то есть чем позитивнее они относятся к команде, тем негативнее воспринимают необходимость разделения полномочий.

Показатель «корпоративные мероприятия» обратно пропорционален показателям «отношения в рабочем коллективе» (r = -0.52, р < 0.01) и «команда» (r = -0.58, р < 0.01): очевидно, корпоративные мероприятия носят неблагоприятный характер. Возможно, негативно воспринимаются не мероприятия как таковые, а прошлый опыт их организации, который приводил к напряжённой обстановке в коллективе. Естественно, подобного рода корпоративные мероприятия не могут работать на мотивацию. С другой стороны, подобная связь может указывать на неблагополучные отношения в команде, которые проявляются на корпоративных мероприятиях, что как раз и вызывает негативное отношение к последним.

Если мы обратим внимание на корреляционную плеяду фактора «роль лидера», то обнаружим всего одну связь показателей: «лидер» и «стиль управления» (r = -0.51, р < 0.01), остальные показатели не встроены в структуру формирования позитивного отношения к лидеру. Причина заключается, скорее всего, в том, что в компании на момент исследования было сразу 3 противоборствующих лидера, и это мешало сотрудникам представить целостный образ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корреляционный анализ данных тренинговой компании позволил выявить много связей высокой степени достоверности. Это говорит о том, что фактор согласованности тоже весьма сформирован, однако выпадает показатель «взаимодействие отделов» (объяснением данного явления может служить история функционирования компании). Все параметры, за исключением фактора «роль лидера», связаны между собой и представляют устойчивую интегрированную структуру. Это говорит о сильной позиции лидера: он является транслятором и инициатором корпоративной культуры, которая при этом принимается сотрудниками позитивно, что мы могли видеть по средним показателям. При этом выпал показатель «профессионализм», что, на наш взгляд, говорит о том, что сотрудники не видят взаимосвязи профессионализма руководителя с его управленческими компетенциями. Таким образом, на примере анализа корреляций эталонной компании мы нашли подтверждение своим предположениям о ключевой роли лидера как фактора мотивации персонала и принятия корпоративной культуры.

Выводы

На основании теоретического осмысления вопроса нами дополнена четы-рёхфакторная модель корпоративной культуры Д. Денисона: в новом варианте модели значимое место отводится пятому компоненту - роли лидера как ключевому фактору в процессе принятия корпоративной культуры сотрудниками, а также в трудовой мотивации. Это статистически доказано (r = -0.51, р < 0.01) в ходе сравнения двух структур корпоративной культуры. Данный результат эмпирически подтверждает эффект влияния мотивации на профессиональную деятельность и предположение о важности роли лидера в усилении трудовой мотивации, сопряжённой с принятием корпоративной культуры: если компанию представляет сильный лидер, который позитивно воспринимается сотрудниками, то остальные факторы корпоративной культуры будут по умолчанию усиливаться.

Установлено, что, если в построении корпоративной культуры компании учитывается направленность личности на сохранение внутренней целостности (и она не нарушается в процессе включения в корпоративную среду), запускается механизм интроцепции внешних целей, и они становятся внутренними для сотрудников. Это подтверждено усилением установки сотрудников тренинго-вой компании (рассматриваемой в качестве эталонной) на достижение «внутренних целей». Более важными для работников этой компании являются такие показатели, как «распределение полномочий» (t = -2.9), «моя роль в компании» (t = -4.1), «отношения в рабочем коллективе» (t = -2.0), «ценности руководителя» (t = -2.7).

Выявлено, что чем более развита корпоративная культура организации, тем выше степень её принятия личностью. Это обусловлено тем, что в более интегрированной структуре корпоративной культуры лучше представлена оперативность удовлетворения актуальных потребностей и мотивов личности сотрудников организации.

Summary

E.N. Ibragimova, L.M. Popov. The Role of a Leader in Motivation of Employees and in their Acceptance of Corporate Culture.

This paper investigates the role of the leader of an organization as a main psychological determinant in motivation of the employees and their acceptance of corporate culture. The study of external and internal motivation of a person revealed that if the corporate culture of an organization takes into account the desire of an individual for self-determination and does not violate the internal integrity of his personality, than the mechanism of the employee's introception of external purposes starts.

Keywords: personality, external motivation, internal motivation, introception, corporate culture.

Литература

1. Корпоративная культура // HR-Portal. - URL: http://hr-portal.ru/tags/korporativnaya-

kultura, свободный.

2. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенствование. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

5. Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н. Общефилософские категории субъекта саморазвития // Человек, субъект, личность в современной психологии: Материалы междунар. конф., посв. 80-летию А.В. Брушлинского: в 2 т. - М.: Изд-во ИП РАН, 2013. - Т. 1. -С. 150-153.

6. Штерн В. Персоналистическая психология // История зарубежной психологии. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 186-199.

7. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э. Диси и Р. Райана // Психология мотивации достижения. - M.: Смысл: Академия, 2006. - С. 201-245.

8. Попов Л.М., Кашин А.П., Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. - 176 с.

9. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории // Психол. исследования. - 2010. - № 5 (13). -URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/378-gordeeva13.html, свободный.

10. Андреева И.В., СпивакВ.А. Организационное поведение. - СПб.: Нева, 2005. - 224 с.

11. Денисон Д., МакАулиф К., Хойшберг Р. Изменение корпоративной культуры в организациях. - СПб.: Питер, 2013. - 192 с.

12. Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2001. - 112 с.

Поступила в редакцию 26.08.14

Ибрагимова Елена Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: [email protected]

Попов Леонид Михайлович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.