Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1279
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОЛЛЕКТИВ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ГРУППА / ПЕДАГОГ / СПЛОЧЕНИЕ / СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камакина Ольга Юрьевна

В статье рассматривается проблема формирования классного коллектива в начальной школе. Автором обобщен опыт теоретических и практических исследований, изучающих процесс социализации школьников. Формирование классного коллектива является важнейшим фактором социализации. Период начального общего образования является сензитивным периодом формирования коллективов обучающихся младшего школьного возраста. Классный руководитель, как значимый взрослый, в начальной школе имеет особое значение в данном процессе, поскольку имеет возможность в формировании классных коллективов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Выявление психолого-педагогических условий, влияющих на формирование классного коллектива, - исследовательская задача, имеющая значение как для теории, так и для практики современного российского образования. Описаны результаты лонгитюдного опытно-экспериментального исследования влияния деятельности классного руководителя на повышение уровня группового сплочения младших школьников. Автором была выдвинута гипотеза, что работа классного руководителя по формированию коллектива младших школьников будет более эффективной, если будут созданы определенные психолого-педагогические условия: формирование навыков коммуникативной рефлексии, формирование навыков самоконтроля, развитие умения выполнять групповую работу у младших школьников, что было доказано результатами исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING A COOL TEAM IN PRIMARY SCHOOL

The article deals with the problem of forming a classroom team in primary school. The author summarized the experience of theoretical and practical research studying the process of socialization of schoolchildren. Forming a classroom team is the most important factor in socialization. The period of primary general education is a sensitive period in the formation of groups of students of primary school age. The class teacher, as a significant adult, in primary school is of particular importance in this process, since he has the opportunity to form class teams both in educational and extracurricular activities. Identifying the psychological and pedagogical conditions that affect the formation of the classroom is a research task that is important both for theory and for the practice of modern Russian education. The results of a longitudinal experimental study of the influence of the class teacher's activity on increasing the level of group cohesion of younger students are described. The author put forward a hypothesis that the work of the class teacher in forming a team of younger schoolchildren will be more effective if certain psychological and pedagogical conditions are created: the formation of communicative reflection skills, the formation of self-control skills, the development of the ability to perform group work in younger schoolchildren, which was proved by the results of the study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КАМАКИНА Ольга Юрьевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО...

VTTK" Ч7Ч Ч —v /Т\<£\ 1©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

■> A14 I J. J. |(сс) t^U Сз? Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0034 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1834-0503 AuthorID: 858965 ResearcherID: AAF-3029-2020 ORCID: 0000-0002-4224-5925

КАМАКИНА Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и

психологии начального обучения Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (150000, Россия, Ярославль, улица Республиканская, 108/1, e-mail: olekam@bk.ru) Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования классного коллектива в начальной школе. Автором обобщен опыт теоретических и практических исследований, изучающих процесс социализации школьников. Формирование классного коллектива является важнейшим фактором социализации. Период начального общего образования является сензитивным периодом формирования коллективов обучающихся младшего школьного возраста. Классный руководитель, как значимый взрослый, в начальной школе имеет особое значение в данном процессе, поскольку имеет возможность в формировании классных коллективов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Выявление психолого-педагогических условий, влияющих на формирование классного коллектива, - исследовательская задача, имеющая значение как для теории, так и для практики современного российского образования. Описаны результаты лонгитюдного опытно-экспериментального исследования влияния деятельности классного руководителя на повышение уровня группового сплочения младших школьников. Автором была выдвинута гипотеза, что работа классного руководителя по формированию коллектива младших школьников будет более эффективной, если будут созданы определенные психолого-педагогические условия: формирование навыков коммуникативной рефлексии, формирование навыков самоконтроля, развитие умения выполнять групповую работу у младших школьников, что было доказано результатами исследования.

Ключевые слова: социализация, коллектив, младший школьник, начальная школа, классный руководитель, группа, педагог, сплочение, сензитивный период, образование.

PECULIARITIES OF FORMING A COOL TEAM IN PRIMARY SCHOOL

© The Author(s) 2021

KAMAKINA Olga Yuryevna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the department of pedagogy of psychology of primary education Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (150000, Yaroslavl, Republican Street, 108/1, e-mail: olekam@bk.ru) Abstract. The article deals with the problem of forming a classroom team in primary school. The author summarized the experience of theoretical and practical research studying the process of socialization of schoolchildren. Forming a classroom team is the most important factor in socialization. The period of primary general education is a sensitive period in the formation of groups of students of primary school age. The class teacher, as a significant adult, in primary school is of particular importance in this process, since he has the opportunity to form class teams both in educational and extracurricular activities. Identifying the psychological and pedagogical conditions that affect the formation of the classroom is a research task that is important both for theory and for the practice of modern Russian education. The results of a longitudinal experimental study of the influence of the class teacher's activity on increasing the level of group cohesion of younger students are described. The author put forward a hypothesis that the work of the class teacher in forming a team of younger schoolchildren will be more effective if certain psychological and pedagogical conditions are created: the formation of communicative reflection skills, the formation of self-control skills, the development of the ability to perform group work in younger schoolchildren, which was proved by the results of the study.

Keywords: socialization, team, junior student, primary school, class teacher, group, teacher, rallying, sensitive period, education.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В соответствии со стратегией развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года создание условий для успешной социализации обучающихся и развитие вариативности воспитательных систем и технологий, направленных на формирование личности школьника являются важнейшими ориентирами образования. Сензитивным периодом для изучения данной проблемы является период начального общего образования. Выявление психолого-педагогических условий, влияющих на формирование классного коллектива, - исследовательская задача, имеющая значение как для теории, так и для практики современного российского образования.

Особенности социализации школьников изучаются в разных отраслях научного знания: педагогике, педагогической психологии, социальной педагогике и др. Данная проблема нашла отражение в трудах многих исследователей: Г.М. Андреева [1], Л.А. Сундеева, З.Ф. Рахимова [2], А.Л. Бучыгина, И.В. Архипова, Т.А. Фирсова, Е.В. Грязнова, И.С. Кон, Я. Корчак, А.С. Макаренко,

А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Т.Н. Иванова, О.К. Просветова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Е.Г. Черникова, M. Knigge [3] и др.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор: выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

А.В. Мудрик характеризует процесс социализации как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [4].

А. С. Макаренко определяет коллектив как целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива и связанных между собой отношениями ответственной зависимости.

Психологическая теория коллектива, разработанная А.В.Петровским, представляет коллектив как группу, состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные

KAMAKINA Olga Yuryevna PECULIARITIES OF FORMING A COOL...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности

[5].

А.А. Пименовой, И.А. Чирковой обосновывается необходимость формирования классного коллектива, как обязательного условия социализации каждого индивида. Анализируются модели развития личности и коллектива, особым образом подчеркивается влияние индивидуального социального опыта каждого человека на его положение в системе коллективных отношений [6].

На уровне первого класса у многих школьников проявляются трудности в активном приспособлении к условиям новой социальной среды, во взаимодействии с учителем и сверстниками, поэтому существует объективная необходимость в особой работе по развитию социально-психологической адаптации первоклассников, укреплении сплоченности детского коллектива [7].

И.П. Архиповой подчеркивается роль взаимодействия учителя начальной школы с родителями как законными представителями младших школьников, раскрываются основные направления работы классного руководителя с родительским коллективом, описаны наиболее адекватные формы и методы работы в интересах воспитания личности обучающихся [8], тем не менее остается открытым вопрос об универсальных способах деятельности классного руководителя.

Л.И. Новикова раскрывает понятие «коллектив» как сложную социально-психологическую систему, которая характеризуется единством организации и психологической общностью, входящих в нее людей. Только сплотив детей в дружный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание [9].

В работе З.А. Сидоровой акцентируется деятельность современного классного руководителя как сложный механизм реализации индивидуального подхода к воспитанникам, описан спектр особых функций: прогностическая, аналитическая, контролирующая и др. [10]. При этом одной из наиболее сложных функций в деятельности классного руководителя является диагностическая функция с целью выявления интегративных свойств классного коллектива, что необходимо для определения наиболее благоприятных путей его формирования. В данном вопросе эффективным может оказаться сотрудничество с школьным психологом [11].

Традиционно подчеркивается роль сплоченного школьного коллектива для формирования нравственно-личностных качеств младших школьников, подкрепления социально-одобряемого поведения, развития их гражданской позиции [12]. О.А. Зайцевой отмечается трудность создания наиболее благоприятных условий для развития и самореализации личности в образовании, обосновывается необходимость такой организации работы детского коллектива, чтобы она обеспечивала развитие самостоятельности школьников для достижения общественно значимых целей [13].

Формирование классного коллектива в начальной школе необходимо не только для эффективной адаптации и социализации младших школьников. А также для получения лучших результатов обучения, развития и воспитания [14]. Поскольку в сформированном сплоченном классном коллективе на более высоком уровне будет осуществляться любая деятельность, в том числе учебная.

Формирование классного коллектива в младшем школьном возрасте имеет ряд особенностей: осуществляется через обучение, воспитание, общение, практическую совместную деятельность; особую роль играет учитель начальных классов, как значимый взрослый в данном возрастном периоде; классный коллектив является благоприятной средой для стимулирования учебной

мотивации, развития, воспитания, формирования личности школьника.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи и постановка задания.

Нами было проведено опытно-экспериментальное исследование уровня сформированности классного коллектива младших школьников. В исследовании приняли участие обучающиеся и педагоги двух классов на протяжении 3 лет обучения (2017-2020): школьники - 62 человека, педагоги- 5 человек.

Исследование включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами ставилась цель: определить уровень сформированности классного коллектива в экспериментальном и контрольном классах.

На формирующем этапе была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование коллективистских отношений учащихся экспериментального класса на протяжении трёх лет с помощью адаптированной авторской программы внеурочной деятельности «Тропинка к себе» О.В. Хухлаевой [15]. Нами была выдвинута гипотеза, что при создании определенных психолого-педагогических условий классным руководителем, а именно: формирование навыков коммуникативной рефлексии, формирование навыков самоконтроля, развитие умения выполнять групповую работу у младших школьников формирование коллектива будет более эффективным.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялось проведение контрольной диагностики сформированности классного коллектива, а также сравнение констатирующего и контрольного этапов, интерпретация полученных результатов.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Методы исследования: «Определение сплочённости группы с помощью индекса групповой сплочённости Сишора» Е.И. Рогов., «Экспертная оценка сплочённости группы детей» по Е.И. Рогову [16], «Мы - коллектив? Мы - коллектив...Мы - коллектив!» М.Г. Казакиной, методика на выявление самоконтроля у учащихся «Проба пера» П.Я. Гальперина, С.А. Кабыльницкой, методика «Коммуникативная рефлексия младших школьников».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

При проведении исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы был определен уровень сформированности классных коллективов контрольного и экспериментального классов (1-е классы), а также определена необходимость формирования классных коллективов. Были получены следующие результаты: как в контрольном, так и в экспериментальном классе наблюдаются трудности в формировании классного коллектива, а именно: низкий уровень группового сплочения отмечен у 60% респондентов экспериментального и у 53 % контрольного; средний уровень группового сплочения у 37% респондентов экспериментального и у 38 % контрольного; высокий уровень характеризуют только - 3% младших школьников экспериментального и 9% - контрольного класса. Можно отметить, что в целом картина сформированности классного коллектива в контрольном классе немного лучше, чем в экспериментальном. По экспертной оценке педагогами сплоченности школьников также подтверждается низкий уровень сформированности классных коллективов, а именно: как в экспериментальном, так и в контрольном классе - не отмечается высокий уровень сформированности класса; низкий уровень группового сплочения проявляется в 80%, а у контрольного класса - в 60% экспертных оценках педагогов. Результаты методики «Мы - коллектив? Мы - коллектив.. .Мы - коллектив!» М.Г. Казакиной были несколько выше по сравнению с предыдущими, а имен-

140

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КАМАКИНА Ольга Юрьевна ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО...

но: высокии уровень группового сплочения оценивают 13% экспериментального и 6% контрольного классов, низкий уровень проявляется - у 27% экспериментального и 31% контрольного классов. Различия в результатах можно объяснить спецификой методик и недостаточно развитой рефлексией в данной возрастной группе.

На уровне первого класса начального общего образования данная ситуация обоснована объективными условиями: в класс пришли дети из разных учреждений дошкольного образования, школьники находятся в новой для них ситуации общения, взаимодействия, освоения учебной деятельности. Процессы формирования социальных групп еще только начинают активизироваться, поэтому задача формирования классного коллектива именно в данный период является одной из ведущих для учителя начальных классов.

На формирующем этапе для школьников экспериментального класса (в течение 3 лет) была реализована программа внеурочной деятельности, в которой особый акцент классный руководитель осуществлял на создании определенных психолого-педагогических условий: формировании навыков коммуникативной рефлексии, формировании навыков самоконтроля, развитии умения выполнять групповую работу у младших школьников. При проведении занятий по данной программе использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования, игровые методы, такие как: ролевые игры, психогимнастические игры, эмоционально - символические методы (групповое обсуждение чувств, направленное рисование) и др.

На контрольном этапе повторно были проведены методики, изучающие уровень сформированности классных коллективов младших школьников. Получены следующие результаты: низкий уровень группового сплочения отмечен у 10% респондентов экспериментального и у 41 % контрольного; средний уровень группового сплочения у 23% респондентов экспериментального и у 12 % контрольного; высокий уровень характеризуют - 67% младших школьников экспериментального и 47% - контрольного классов. Можно отметить, что в целом картина сформированности классного коллектива в экспериментальном классе стала значительно лучше, чем в контрольном, даже с учетом лучших позиций контрольного класса в начале исследования. По экспертной оценке педагогами сплоченности школьников также подтверждаются более высокий уровень сформированности классного коллектива экспериментального класса, а именно: низкий уровень группового сплочения не проявляется в экспериментальном классе, в отличие от контрольного -40%; высокий уровень отмечается в 80% у экспериментального класса и не отмечается у контрольного класса; средний уровень группового сплочения - проявляется в 20% у экспериментального и в 60% у контрольного классов. Результаты методики «Мы - коллектив? Мы - кол-лектив...Мы - коллектив!» М.Г. Казакиной стали значительно выше у экспериментального класса по сравнению с контрольным, а именно: высокий уровень группового сплочения оценивают 53% экспериментального и 9% контрольного классов, низкий уровень проявляется - у 10% экспериментального и 31% контрольного классов.

Нами также были изучены уровни самоконтроля и коммуникативной рефлексии младших школьников, поскольку развитие данных качеств было заложено в условия деятельности учителя и задачи реализованной программы. В экспериментальном классе получены следующие результаты: Высоким уровнем самоконтроля характеризуются 60% младших школьников, высоким уровнем коммуникативной рефлексии - 83% обучающихся. Средний уровень самоконтроля проявляется у 23%, а рефлексии - у 17%. Низкий уровень самоконтроля был отмечен у 17% детей младшего школьного возраста, а низкий уровень рефлексии - отсутствовал. В результате заявленных и реализованных психолого-педагогических условий организации деятельности младших школь-

ников классным руководителем можно отметить в экспериментальном классе положительную тенденцию по сравнению с контрольным по следующим показателям: качество группового сплочения, уровень сформирован-ности классного коллектива, уровень самоконтроля, уровень коммуникативной рефлексии.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, формирование классного коллектива является важнейшим фактором социализации школьника. Период начального общего образования является сензитивным периодом формирования коллективов обучающихся младшего школьного возраста. Классный руководитель, как значимый взрослый, в начальной школе имеет особое значение в данном процессе, поскольку имеет возможность в формировании классных коллективов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Создание таких психолого-педагогических условий как: формирование навыков коммуникативной рефлексии, формирование навыков самоконтроля, развитие умения выполнять групповую работу у младших школьников влияет на уровень сформированности классного коллектива детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева Г.М. Социальная психология // учебник. - Москва: Аспект-пресс, 2001. 384с.

2. Сундеева Л.А., Рахимова З.Ф. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 181-185.

3. Knigge M. Collektive school-type identity: Predicting students motivation beyong academic self-concept nover // International Journal of Psychology Volume 46, 2011.

4. Мудрик А.В. Социализация человека //учебное пособие. - Москва: МПСИ, 2011. 736с.

5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив // Москва: Издательство политической литературы, 1982. 254с.

6. Пименова А.А., Чиркова И.А. Педагогический аспект исследования проблемы воспитания личности в коллективе//Наука и мир. 2018. Т.2. №1 (53). С.63-66.

7. Казакова Е.В., Шолохова Е.Н. Диагностика социальной адаптации первоклассников г.Архангельска //Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-5. С.697-702.

8. Архипова И.П. Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности младшего школьника // Научный электронный журнал Меридиан. 2018. №5 (16). С.30-32.

9. ШакуроваМ.В. Научная школа Л.И. Новиковой: основные идеи и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. С.37-45.

10. Сидорова З.А. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива в начальной школе // Научный электронный журнал Меридиан. 2017. №4 (7). С.192-195.

11. Сарычев С.В., Чернышев А.С. Диагностика и формирование коллектива класса как компонент психологического сопровождения образовательного процесса //Педагогический поиск. 2017. №2. С.2-4.

12. Хромов Н.Н. Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности обучающихся //Педагогический вестник. 2019. №7. С.67-68.

13. Зайцева О.А. Современные формы и методы организации классного коллектива // Образовательная среда сегодня: стратегия развития. 2016. №1 (5). С.282-285.

14. Камакина О.Ю. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их нарушения // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы. 2016. С.21-24.

15. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я // Москва: Генезис, 2017. 312с.

16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога // Учебное пособие. - Москва: Юрайт, 2015. 508с.

Статья поступила в редакцию 11.01.2021

Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.