Научная статья на тему 'РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1081
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА ВТОРОКЛАССНИКОВ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАБОТА УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нужнова Наталья Михайловна, Бусыгина Анастасия Олеговна

В статье рассматривается проблема формирования сплоченности коллектива младших школьников. Акцентируется внимание на внеурочную деятельность, ее преимущества и педагогические условия, эффективно влияющие на формирование сплоченности обучающихся вторых классов. Авторы полагают, что особенно важна работа учителя с воспитанниками, его своевременная реакция, сопровождение и помощь в той или иной коммуникативной ситуации. Разработанный цикл внеурочных занятий будет способствовать формированию сплоченности ученического коллектива, создаст условия для прочности детских взаимоотношений, единства межличностных взаимодействий, эмоционального комфорта в общении. Ведущими методами исследования проблемы явились теоретические (анализ литературы по проблеме исследования) и эмпирические (констатирующий эксперимент, количественная и качественная оценка полученных результатов), наблюдение. Основные результаты статьи: уточнено понимание сплоченности ученического коллектива младших школьников, обоснована роль учителя в его формировании у второклассников; учтены данные диагностического исследования в соответствии с избранной структурой; разработан и обоснован цикл занятий в курсе «Я и мой мир» внеурочной деятельности начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нужнова Наталья Михайловна, Бусыгина Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHER’S WORK ON THE COHESION FORMATION OF SECOND GRADERS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article deals with the problem of forming the cohesion of younger schoolchildren. The attention is focused on extracurricular activities, its advantages and pedagogical conditions that effectively affect the formation of second-graders’ cohesion. The authors believe that the work of a teacher with pupils, his timely reaction, support and assistance in a particular communicative situation is especially important. The developed list of extracurricular activities will contribute to the cohesion formation, organize conditions for the strength of children's relationships, unity of interpersonal interactions, emotional comfort in communication. The leading methods of studying the problem were theoretical (analysis of the literature on the research problem) and empirical (ascertaining experiment, quantitative and qualitative assessment of the results obtained), observation. The main results of the article: the understanding of the cohesion of the younger schoolchildren collective is clarified, the role of the teacher in its formation among second graders is justified; the data of the diagnostic study in accordance with the chosen structure are taken into account; the list of extracurricular activities in the course “I and my world” is developed and justified.

Текст научной работы на тему «РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА ВТОРОКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

9. Omarova M.O., Ashabalieva D.D. Professional'naja podgotovka magistrantov na osnove formirovanija proektno-issledovatel'skih kompetencij [Professional training of undergraduates based on the formation of design and research competencies]. Fundamental'nye i prikladnye issledovanija: problemy i rezul'taty [Fundamental and applied research: problems and results], 2014, no. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-magistrantov-na-osnove-formirovaniya-proektno-issledovatelskih-kompetentsiy (Accessed 07.06.2021).

10. Pas'ko L.I. Issledovatel'skij podhod kak metodologicheskaja osnova proektnoj dejatel'nosti [Research approach as a methodological basis for project activities]. Nauka i shkola [Science and school], 2007, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskiy-podhod-kak-metodologicheskaya-osnova-proektnoy-deyatelnosti (Accessed 07.06.2021).

11. Polat E.S., Buharkina M.Ju., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Sovremennye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov i sistemy povyshenija kvalifikacii ped. kadrov [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. In E.S. Polat (ed.). Moscow: Akademija, 2002. 272 p.

12. Rumbeshta E.A., Midukov V.Z. Formirovanie proektno-issledovatel'skoj kompetencii uchashhihsja pri obuchenii fizike i ocenka ee sformirovannosti [Formation of design and research competence of students in teaching physics and assessment of its development]. Vestnik TGPU [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2007, no. 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-proektno-issledovatelskoy-kompetentsii-uchaschihsya-pri-obuchenii-fizike-i-otsenka-ee-sformirovannosti (Accessed 07.06.2021).

13. Sartbekova N.K., Tanikulova A.M. Problemy formirovanija proektno-issledovatel'skoj kompetncii u studentov kolledzha Kyrgystana [Problems of the formation of design and research competence among college students of Kyrgyzstan]. Nauka i innovacionnye tehnologii [Science and innovative technologies], 2019, no. 2 (11), pp. 269-273. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41859779 (Accessed 07.06.2021).

14. Chikisheva A.S. Issledovatel'skaja dejatel'nost' studenta kolledzha kak faktor ego lichnostno-professional'nogo stanovlenija: avtoref. dis. kand. ped. nauk [Research activity of a college student as a factor in his personal and professional development. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Habarovsk, 2006. 23 p. URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_655562/ (Accessed 07.06.2021).

15. Shahmarova R.R. Proektno-issledovatel'skaja dejatel'nost' obuchajushhihsja v kontekste FGOS: problemy i puti reshen-ija [Design and research activities of students in the context of the Federal State Educational Standard: problems and solutions]. Pedagogika iprosveshhenie [Pedagogy and education], 2017, no. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-v-kontekste-fgos-problemy-i-puti-resheniya (Accessed 07.06.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.Л. Нетунаева, аспирант, образовательная программа «Образование и педагогические науки», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: postbox.abc@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-4533-9895.

INFORMATION ABOUT THE ATHOR:

Y.L. Netunaeva, Graduate Student, educational program "Education and pedagogical sciences", Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: postbox.abc@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-4533-9895.

УДК 373.3 DOI: 10.52772/25420291_2021_3_49

Наталья Михайловна Нужнова, Анастасия Олеговна Бусыгина

г. Санкт-Петербург

Работа учителя по формированию сплоченности коллектива второклассников

во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема формирования сплоченности коллектива младших школьников. Акцентируется внимание на внеурочную деятельность, ее преимущества и педагогические условия, эффективно влияющие на формирование сплоченности обучающихся вторых классов. Авторы полагают, что особенно важна работа учителя с воспитанниками, его своевременная реакция, сопровождение и помощь в той или иной коммуникативной ситуации. Разработанный цикл внеурочных занятий будет способствовать формированию сплоченности ученического коллектива, создаст условия для прочности детских взаимоотношений, единства межличностных взаимодействий, эмоционального комфорта в общении.

Ведущими методами исследования проблемы явились теоретические (анализ литературы по проблеме исследования) и эмпирические (констатирующий эксперимент, количественная и качественная оценка полученных результатов), наблюдение.

Основные результаты статьи: уточнено понимание сплоченности ученического коллектива младших школьников, обоснована роль учителя в его формировании у второклассников; учтены данные диагностического исследования в соответствии с избранной структурой; разработан и обоснован цикл занятий в курсе «Я и мой мир» внеурочной деятельности начальной школы.

Ключевые слова: сплоченность коллектива второклассников, внеурочная деятельность, работа учителя.

Natalia Mikhailovna Nuzhnova, Anastasia Olegovna Busygina

Saint Petersburg

The teacher's work on the cohesion formation of second graders in extracurricular activities

The article deals with the problem of forming the cohesion of younger schoolchildren. The attention is focused on extracurricular activities, its advantages and pedagogical conditions that effectively affect the formation of second-graders' cohesion. The authors believe that the work of a teacher with pupils, his timely reaction, support and assistance in a particular communicative situation is especially important. The developed list of extracurricular activities will contribute to the cohesion formation, organize conditions for the strength of children's relationships, unity of interpersonal interactions, emotional comfort in communication.

The leading methods of studying the problem were theoretical (analysis of the literature on the research problem) and empirical (ascertaining experiment, quantitative and qualitative assessment of the results obtained), observation.

The main results of the article: the understanding of the cohesion of the younger schoolchildren collective is clarified, the role of the teacher in its formation among second graders is justified; the data of the diagnostic study in accordance with the chosen structure are taken into account; the list of extracurricular activities in the course "I and my world" is developed and justified.

Keywords: team cohesion of second-graders, extracurricular activities, teacher's work.

Введение

Младший школьный возраст - это период перехода ребенка к новому ведущему виду деятельности - учебе, которая требует от него формирования новых черт личности, развития познавательной сферы, коммуникативных навыков, а также готовности к вступлению в новый коллектив. В младшем школьном возрасте ребенок попадает в большой коллектив, где он не только должен освоиться и найти друзей, но и научиться работать с каждым членом данного коллектива в независимости от личных отношений к нему.

Самый первый коллектив ребенка - это семья. Именно там ребенок впервые учится находить контакты и взаимодействовать с окружающими. Однако попадая в школу, важно помнить, что в классе собираются дети из разных семей, в которых свои традиции, манеры общения, привычки и многое другое. Далеко не каждому младшему школьнику понятно, что здесь все одинаково равны, каждый ребенок имеет право голоса и каждого нужно выслушать. Все это напрямую связано с формированием классного коллектива, но недостаточно просто собрать детей в группу и назвать это коллективом. Для грамотной работы по формированию коллектива можно и нужно использовать внеурочную деятельность. Во внеурочной деятельности учащиеся лучше, активнее взаимодействуют друг с другом и с учителем, здесь ученики чувствуют себя более открыто и спокойно. Во внеурочной деятельности больше возможностей для создания групповых форм работы и использования разных методов по сплочению коллектива.

Изучением проблемы формирования у младших школьников сплоченности коллектива во внеурочной деятельности занимались такие ученые как Н.М. Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Ду-савицкий, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, А.В. Ки-ричук, Я.Л. Коломинский, В.А. Краевский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и другие.

Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, следует отметить, что этот документ требует от учителя развития в учениках, таких умений как: умение адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира; умение выстраивать свое поведение в различных ситуациях; умение конструктивно разрешать конфликты; умение работать в коллективе и быть его частью [6].

Цель исследования - выявить особенности сплоченности коллектива второклассников и педагогические условия их формирования во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования:

1. Сплоченность коллектива второклассников представляет собой сложную структуру, включающую различные компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.

2. Процесс формирования сплоченности коллектива второклассников во внеурочной деятельности может быть успешен при соблюдении следующих условий: выделении форм, методов и принципов образовательного и воспитательного процесса; учете данных диагностики в соответствии с ее структурой; содержания цикла занятий в курсе «Я и мой мир» внеурочной деятельности в начальной школе, основанного на игровых упражнениях.

Задачи исследования:

Раскрыть особенности сплоченности коллектива младших школьников и ее проявления у учеников 2 класса.

Обосновать роль учителя в формировании сплоченности коллектива младших школьников.

Разработать и реализовать диагностическую программу исследования.

Разработать цикл внеурочных занятий, направленных на формирование сплоченности коллектива второклассников.

Исследовательская часть

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291

Ученик, приходя в школу, становится членом различных коллективов, некоторые из которых он выбирает сам (секции, кружки), а частью других он становится вследствие определенных условий, так, например, классного коллектива. Детский коллектив в начальной школе, рассматривается как ученический коллектив. Ученический коллектив - это объединение учеников, имеющих общую, значимую цель, общую, совместную деятельность для достижения своей цели, организацией данной деятельности, а также взаимосвязанные отношения и оценочные суждения по отношению друг к другу. Можно сказать, что сплоченность, понимаемая в данном случае, как общность действий всех участников, в которой общность действий подразумевает выполнение каждым членом коллектива определенных задач, способствует в достижении общей цели. Сплоченность ученического коллектива младших школьников — это характеристика внутренних взаимоотношений между членами коллектива, которая показывает общность мыслей, идей, действий, принципов каждого участника коллектива друг с другом, а также психологического комфорта каждого члена в коллективе [3].

Еще А.С. Макаренко характеризовал сплоченный детский коллектив с единством целей и причин взаимной деятельности, целью которой является польза обществу, достижение совместного результата, конкретный характер общения и его организация. Сформировавшиеся формы взаимоотношений детей возникают во время целенаправленного образования их общественно-одобряемой деятельности: организационно-общественной, учебной, спортивной, художественной, трудовой и др.

Так, к примеру, К.Ю. Климова в своей статье «Воспитание личности младшего школьника в коллективе», описывает признаки коллектива, говоря о том, что коллектив имеет значимую общую цель, и эта цель совпадает с общественными целями, имеет поддержку и не противоречит законам общества и государства; имеет совместную деятельность, подразумевает что, участники коллектива общими усилиями добиваются поставленных целей, причем каждый член группы проявляет активность и ответственность за общий результат; участники коллектива устанавливают и ученические, и моральные отношения [2].

Сплоченность коллектива представляет собой сложную структуру, включающую различные компоненты. Основываясь на исследованиях Р.М. Шамионова, который изучал субъективное благополучие личности, мы выделили три компонента сплоченности коллектива второклассников: когнитивный, ценностно-смысловой, деятель-ностный [7].

Когнитивный компонент - это знания, убеждения и представления человека. В нашем случае это знания, убеждения и представления о том, что чувство товарищества - это хорошо.

Ценностно-смысловой компонент - проявление симпатий и антипатий по отношению к одноклассникам, дружеские союзы внутри класса, основанные на определенных ценностях, понимании смысла совместной деятельности.

Деятельностный компонент - это поведение, стремление и действия человека. В нашем случае, это поведение учеников в ежедневной деятельности, проявление своих эмоций и отношений в ежедневной жизни к участникам взаимодействия.

Под сплоченностью коллектива младших школьников мы понимаем прочность взаимоотношений, единство межличностных взаимодействий, эмоциональный комфорт учеников класса в коллективе и удовлетворенность им. Именно в классном коллективе происходит процесс формирования таких важных характеристики личности, как самоуважение, самооценка, понимание себя, что становится более актуальным во втором классе, когда дети учатся самоанализу, развивают умения анализировать не только поступки и действия окружающих, но и свои собственные. Сплоченность ученического коллектива имеет свою структуру, где важно понимать, что развитие каждого из компонентов будет отражаться на общей сплоченности коллектива.

Коллектив второклассников - это ученический коллектив уже знакомых людей, где у учеников сформировались дружеские группы, личные взаимоотношения. Учителю особенно важно грамотно выстраивать работу по сплочению коллектива второклассников, включать в работу разного рода игровые занятия, упражнения на взаимодействие членов коллектива, проявление интересов, симпатии, на формирование умений контролировать свои эмоции, которые могут сказываться на взаимоотношениях с одноклассниками, умений понимать эмоции других людей и действовать в соответствии с ними, умений распределять работу в группе и действовать сообща.

Внеурочная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса и одной из действенных форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО представлена образовательная деятельность, направленная на достижение результатов по основной образовательной программе начального общего образования в формах, отличающихся от классно - урочных [1]. Так, по мнению Е. А. Селюковой, внеурочная деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности ребёнка, помогает заинтересовать детей различными видами деятельности, формирует желание участвовать в продуктивной деятельности; развивает умение самостоятельно организовать своё свободное время, а самое главное позволяет в различных формах и видах деятельности, свободно, в более спокойной атмосфере для учеников, заниматься сплочением коллектива [5].

Говоря о формах внеурочной деятельности, можно отметить, что одни из них помогают в личностном, индивидуальном росте ребенка, другие помогают глубже выстроить работу по сплочению коллектива младших школьников. Развитию сплоченности коллектива младших школьников, по опросу учителей начальных классов, способствуют такие формы внеурочной деятельности, как общеинтеллектуальные (командные конкурсы и олимпиады; командные разработки проектов), спортивно-оздоровительные (организация походов и экскурсий; командные спортивные соревнования); социальные (комплексные игры, командные сюжетно-ролевые игры, тренинги и игры-путешествия); духовно-нравственные (организация дней театра и музея; проведение тематических групповых мероприятий, в том числе, по сплочению коллектива); общекультурные (посещение выставок, экскурсий, музеев).

Вместе с тем, использование игровых технологий, проектных, групповых технологий учителем во внеурочной деятельности также способствует формированию сплоченности коллектива второклассников, успешной социализации младших школьников [4]. Следует отметить, что отношения учеников между собой не всегда просты: некоторые дети чувствуют себя некомфортно и

бывают закрыты от одноклассников, другие, наоборот, перевозбуждены, трудно управляемы. Входя в систему коллективных отношений, каждый ребенок, имея свои индивидуальные особенности, по-разному влияет на коллектив и вызывает определенную реакцию со стороны одноклассников. И здесь вновь велика роль учителя, его своевременная реакция и помощь в той или иной коммуникативной ситуации.

Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня сплоченности коллектива второклассников. Наше исследование проходило на базе ГБОУ СОШ № 197 Центрального района Санкт-Петербурга.

В исследовании принимала участие группа детей младшего школьного возраста в количестве 32 человека, обучающихся во 2 классе, 16 девочек и 16 мальчиков.

Использованные диагностические методики были подобраны с учетом выделенных структурных компонентов сплоченности коллектива: когнитивного, ценностно-смыслового, деятельност-ного, и представлены в таблице 1.

Нами обозначены три уровня проявления каждого компонента - высокий, средний и низкий, которые определились по итогам проведения каждой методики и зафиксированы в таблице 2.

Таблица 1

Диагностическая карта изучения сплоченности коллектива младших школьников,

обучающихся во 2 классе

Компонент Показатели Методика

Когнитивный Целостное понимание значимости дружбы, степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива. Методика «Какой у нас классный коллектив» А.Н. Лутошкина. Беседы с учащимися.

Ценностно-смысловой Наличие мотивов участия учащихся в совместной деятельности, уровень сплоченности классного коллектива и причастности каждого к общему делу. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (Модифицированный вариант методики О.В. Лишина). Анкетирование учителя.

Деятельностный Наличие умений договариваться со сверстниками, учет взаимоотношений с окружающими в ежедневной деятельности Методика «Рукавички» Г.А.Цукерман

Анализ плана воспитательной работы учителя.

Таблица2

Уровни сформированности компонентов сплоченности коллектива младших школьников,

обучающихся во 2 классе

Компоненты Описание уровней сформированности компонентов сплоченности коллектива младших школьников

Когнитивный Высокий уровень - к нему относятся группы детей, у которых есть установка на достижение совместных целей, отличное взаимопонимание. Они проявляют чувство ответственности и за себя, и за действия коллектива в целом, активно интересуются жизнью одноклассников, а также понимают значимость дружбы с одноклассниками.

Средний уровень - к нему можно отнести коллектив, в котором есть активное желание взаимодействовать, помогать друг другу, принимать участие в совместных

52 ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021 ISSN 2542-0291

делах. Нужно заметить, что в таких коллективах желание взаимодействовать имеется не у всех его представителей, часть членов коллектива достаточно пассивна. При этом не все учащиеся понимаю, зачем и почему нужно дружить с одноклассниками.

Низкий уровень - к такому уровню относится группа собранных воедино учеников, в действиях которых нет общей направленности, каждый член такого коллектива действует, руководствуясь своими целями, каждый действует сам по себе. Ребенку сложно понять, что именно связывает членов этого коллектива, а главное отсутствует понимание того, почему важна дружба с одноклассниками.

Ценностно-смысловой Высокий уровень - характеризуется проявлением интереса детей к общественно -значимым событиям, способствующим сплочению коллектива и, в целом, к коллективной деятельности.

Средний уровень - характеризуется наличием слабого интереса детей к общественной деятельности, желанием принимать участие в деятельности коллектива только в случае наиболее интересного события.

Низкий уровень - характеризуется стремлением к деятельности только посредством принуждения, обязательности; отсутствием интереса к деятельности.

Деятельностный Высокий уровень - к нему относятся ученики активным образом, обсуждающие ожидаемый результат; приходящие к согласию; сопоставляющие методы действия и их координацию, формирующие совместное действие; отслеживающие реализацию принятого замысла.

Средний уровень - к нему относятся дети, которые лишь частично могут договориться, но имеются значительные несогласия в принятии решения.

Низкий уровень - к нему относятся дети, которые не стараются договориться либо не могут прийти к согласию.

Первая диагностическая методика «Какой у нас классный коллектив» А.Н. Лутошкина позволила выявить уровень сформированности когни-

На основании ответов обучающихся мы определили степень их удовлетворенности своим классным коллективом, представленные на рисунке 1.

Так, 12 второклассников ассоциируют класс с мягкой глиной, объясняя свой выбор тем, все члены коллектива общаются друг с другом, по мере надобности, в основном многие предпочитают

тивного компонента сплоченности коллектива младших школьников, обучающихся во 2 классе.

Z

общаться только со своими друзьями; 16 учащихся ассоциируют свой класс с мерцающим маяком, дети объяснили свой выбор тем, что все ребята в классе дружные, любят вместе играть, трудиться, но бывает, что происходят конфликты, которые вносят разлад в дружбу; 2 ученика выбрали алый парус, так как они общаются со всеми детьми, и

Рис.1. Степень удовлетворенности классным коллективом

все дети общаются с ними, иногда их обижают, но очень быстро все мирятся и снова играют, рисуют и занимаются вместе; 2 ученика выбрали горящий факел, объяснив это тем, что все дети дружные и всегда готовы прийти на помощь друг другу. Они любят конкурсы, игры, походы, всегда с удовольствием ходят всем классом.

Большинство детей оценивают свой класс, как коллектив, где дети стараются строить отношения на взаимовыручке и взаимопонимании, но часто случаются конфликты и разногласия, которые привносят разлад в коллектив. Никто из учащихся в данной методике не оценил свой класс под категорию «Песчаная россыпь», где характеризуется коллектив как разрозненные, ничем не связанные «песчинки».

В классе были выявлены следующие показатели: полное взаимопонимание и удовлетворенность классным коллективом отметили 6,25% детей, удовлетворенность классным коллективом, но с присущими редкими конфликтами между одноклассниками отметили 6,25% детей, дружба, взаимодействие, но с довольно частыми конфликтами между одноклассниками отметили 50%, общение детей в мини группах отметили 37,5%, полную разрозненность классного коллектива отметили 0% детей.

Анализ полученных результатов данной методики показал, что большинство учеников частично удовлетворены своим классом, так как почти со всеми дружат, но часто конфликтуют. Дети не могут почувствовать себя полноценной частью коллектива, так, например, Даниил М. очень долго думал при выборе ответа. Оказалось, что он не может объяснить зачем ему дружить, помогать и общаться со всеми учениками. В беседе с ним было установлено, что он думал о классе, как о группе учеников, объединенных только учебной целью, и думал, что не обязательно дружить с одноклассниками. Проводя беседу со многими детьми, можно отметить, что далеко не все могли объяснить зачем общаться и дружить с другими детьми.

Используя диагностическую методику «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (модифицированный вариант методики О.В. Лишина), нам удалось выявить уровень сформированности ценностно-смыслового компонента сплоченности коллектива младших школьников, обучающихся во 2 -м классе.

Анализируя полученные данные, можно сказать, что дети в рассматриваемом коллективе приступают к общей деятельности в основном «по причине обязанности», когда кто-то принуждает (37,5%), чуть меньшее количество детей приступают к деятельности по мнению одноклассников, потому что «она общественно значимая» (31,25%), всего 25% детей выполняют ту или иную деятель-

ность «из-за интереса к общению с одноклассниками», 15,6% детей проявляют интерес к содержанию самой деятельности, 6,25% выполняют деятельность, когда «видят в ней личную выгоду», и никто из учеников не считает, что его одноклассники готовы выполнять деятельность из-за ее значимости для коллектива.

Также было выявлено, что почти одинаковое количество (примерно 1/3) детей приступают к деятельности из-за принуждения и из-за ее общественной значимости, при этом преобладает все же мотивация по принуждению, то есть дети в большинстве готовы выполнять деятельность только потому, что их буду контролировать и заставлять; никто из учеников не считает необходимым выполнять деятельность из-за ее важности для самого коллектива, что говорит о нежелании учеников работать на благо коллектива, так как они не видят в этом ничего важного и правильного, каждый выделяет себя отдельно и готов искать выгоду для себя. Так, % часть учеников выполняют деятельность из их желания пообщаться, еще 5 учеников ответили, потому что «деятельность им кажется интересной» и 2 ученика - только из-за собственной выгоды.

Представляется, что в данном коллективе есть ученики, которые готовы к совместной деятельности осознанно, есть часть учеников, которые выполняют общественную деятельность из-за личных целей, своего интереса к ней или желания пообщаться, а также есть ученики которые выполняют ее исключительно по принуждению, поэтому следует отметить, что данный коллектив нельзя назвать сплоченным и важно отметить, что никто из участников данного коллектива не готов выполнять деятельность ради ее значимости для самого коллектива.

С помощью диагностической методики «Рукавички» Г.А. Цукерман нам предстояло выявить уровень сформированности деятельностного компонента сплоченности коллектива младших школьников, обучающихся во 2 классе.

На рисунке 2 представлены ее результаты, позволяющие говорить о том, что:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий уровень сформированности навыков сотрудничества выявлен у 13 обучающихся -40,63%. Так, в «узорах» явным образом преобладали различия или совсем не было какого-либо сходства; дети не старались договориться либо не могли прийти к согласию, настоять на своём.

Средний уровень сформированности навыков сотрудничества был выявлен у 13 обучающихся -40,63%. Отмечалось частичное сходство: различные признаки (цвет либо форма отдельных деталей) совпадали, но были также существенные отличия. Учащиеся пытались общаться и договариваться, но это получалось не во всем и не всегда.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291

Не всегда приходят к оощему решению Рис.2. Навыки сотрудничества

Высокий уровень сформированности навыков сотрудничества выявлена у 6 обучающихся -18,75%. Рукавички были одинаковыми либо с очень схожим узором; ученики активным образом обсуждали вариант узора; приходили к согласию в отношении способа раскрашивания рукавичек; сопоставляли методы действия и их координацию, формировали совместное действие; отслеживали реализацию принятого замысла.

Полученные данные говорят о том, что не все дети данной группы могут договориться между собой, данным навыком обладают меньше половины учащихся, при этом часть учеников могут договариваться лишь частично по некоторым вопросам, также есть большой процент учеников, которые не могут найти общий язык с одноклассниками.

Исходя из результатов анкетирования учителя, мы выяснили, что большинство детей класса способны взаимодействовать между собой в парах, слушать и понимать напарника, высказать собственное мнение по событиям, при этом не все учащиеся могут находить общий вариант решения, задавать вопросы для получения нужных данных от партнёра по деятельности, у большей части учеников эмоциональное отношение к общей деятельности является позитивным. Однако есть также группа учеников, которые не проявляют интереса к общественной деятельности, с тру-

дом взаимодействуют с одноклассниками и задают вопросы напарнику, общественную и парную работу считают не нужной тратой времени. Также учитель отметил, что понимание того, зачем нужно дружить с одноклассниками, есть лишь у незначительной части детей, все остальные не считают это правильным и важным. Говоря о всем классе, можно отметить, что ученикам не просто взаимодействовать между собой, договариваться со своими одноклассниками, видеть ситуацию с разных позиций, что непосредственно подтверждает необходимость более глубокой работы учителя над сплочением коллектива второклассников.

Изучая планы воспитательной работы учителя, мы могли заметить, что специальной программы по сплоченности коллектива не предусмотрена. Проанализировав программы внеурочной деятельности, можно отметить, что направлены они в основном, на обогащение кругозора учащихся, развитие навыков этикета, развитие патриотизма и другое, и в их задачи развитие сплоченности коллектива, не входит.

Мы обобщили данные диагностического исследования и по его результатам представили уровень сформированности компонентов сплоченности коллектива младших школьников, обучающихся во 2 классе в таблице 3.

Таблица 3

Обобщенные данные сформированности компонентов сплоченности коллектива младших школьников

Компоненты Уровень сформированности компонентов сплоченности коллектива младших школьников

Когнитивный Развитие когнитивного компонента у учащихся данного класса можно считать ниже среднего уровня. Из диагностической методики было выявлено, что большинство детей готовы общаться и договариваться друг с другом, они видят себя как дружный коллектив, но при этом появляются конфликты и ссоры, которые привносят разногласия в коллектив. Не все ученики активны и осознанно понимают для чего им нужно дружить с одноклассниками, а некоторые общаются только в своих мини группах. При этом в личных беседах можно отметить, что многие дети не понимают, зачем нужно общаться со всеми одноклассниками, а дружить и работать вместе с одноклассниками вообще считают необязательным.

Компоненты Уровень сформированности компонентов сплоченности коллектива младших школьников

Ценностно-смысловой В данном коллективе развитие ценностно - смыслового компонента находится на среднем уровне. Большая часть детей проявляет желание принимать участие в коллективной деятельности только в случае личной выгоды, интересного события или возможности пообщаться с друзьями. При этом есть проявления и высокого уровня, 1/3 класса готова принимать участи в коллективной деятельности, понимая ее общественную значимость, но при этом ни один ученик не считает, что в коллективной деятельности необходимо участвовать для общих значимых целей самого коллектива, что уже не дает возможности считать данный компонент развитым на высоком уровне, а также 1/3 вообще считает, что участвовать нужно только по принуждению, что говорит о проявлениях низкого уровня развития данного компонента. Поэтому можно заключить, что несмотря на проявления частично высокого и низкого уровней, большая часть учеников находит лишь свой интерес в общественной деятельности, что говорит нам о нахождении данного коллектива на среднем уровне развития ценностно - смыслового компонента.

Деятельностный Деятельностный компонент в данном коллективе развит на среднем уровне, который близится к низкому. Ученики частично могут договориться о совместном решении и найти компромисс. Не все учащиеся могут услышать и понять своего товарища и проявляются значительные разногласия в принятии решения или же вообще не могут и не хотят договариваться и общаться с партнером.

Результаты диагностического исследования позволили осуществить дальнейшие шаги по разработке и частичной апробации цикла внеурочных занятий, направленных на формирование сплоченности младших школьников.

Цель проекта: разработка цикла занятий по внеурочной деятельности, направленных на формирование сплоченности коллектива. Основные задачи - привлечь внимание обучающихся к конструктивному межличностному общению, обратить внимание на личностные качества, поступки, поведение одноклассников; помочь ребятам прочувствовать единство и уважение друг за друга; показать, что сочувствие и сопереживание за другого способны вселить веру и силы в успех каждого в отдельности и в результат общего дела.

Приведенные в программе упражнения и игры позволят детям пережить чувство общности, научат установлению контактов и взаимопомощи.

Программа рассчитана на 8 занятий. Каждое занятие длится 35 минут.

Структура занятия:

1. Включение в деятельность. Цель: создание спокойной, дружеской атмосферы, снятие напряжения, создание рабочей атмосферы.

2. Основная часть. На данном этапе предлагается несколько упражнений, направленных на формирование компонентов сплоченности коллектива.

3. Завершение. Цель: подведение итогов проведенного занятия, рефлексия.

Программа включает в себя 3 этапа:

1. Ориентирующий (1 занятие).

Цель этапа: мотивация и установление контакта с обучающимися.

2. Развивающий (6 занятий).

Цель этапа: воздействие на обучающихся, направленное на улучшение структуры межлич-

ностных отношений в коллективе младших школьников и формирование сплоченности детей.

3. Завершающий (1 занятие).

Цель этапа: подведение итогов проведенной работы, рефлексия.

Представляем некоторые фрагменты разработанного цикла внеурочных занятий.

Занятие 1. Тема: «Общение и мы». Цель: развитие навыков общения, формирование доверительной атмосферы, развитие осознанного понимания общения.

Упражнение 1. «Приветствие». Цель: активизация участников, создание благоприятной, дружеской атмосферы.

Форма проведения: работа в кругу.

Описание: Детей делят на три группы (к примеру, англичан, китайцев и африканцев), каждая из групп должна будет поприветствовать всех присутствующих, но приветствия у всех разные. Англичане обмениваются рукопожатием, китайцы кланяются, африканцы хлопают друг друга по спине. Сначала ученикам предлагает поприветствовать друг друга в своей группе, а потом все строятся и по очереди каждая группа проходит и приветствует каждого человека.

Упражнение 2. «Интервью в тройках». Цель: развитие умение общаться, слушать собеседника и понимать его; развитие осознания важности общения.

Форма проведения: работа в группах.

Описание: Ученики делятся на тройки и задают друг другу по очереди вопросы. (Вопрос написаны на доске или предложены каждой группе индивидуально), важно сказать детям, что эти вопросы примерные и они могут сами дополнять или менять их.

Вопросы:

Какой у тебя любимый цвет? Какое у тебя любимое время года? Какое имя тебе нравится?

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-0291

Какие черты характера тебе нравится в других людях? А какие не нравятся? Как тебя легко можно обрадовать? Какое настроение у тебя бывает чаще всего?

По окончанию интервью участники садятся в круг и по очереди представляют одного из членов своей группы. После педагог задает вопросы: легко ли было рассказать о себе? Что чувствовали при этом? Что вы чувствовали, когда представляли другого человека? А когда представляли вас? Как вы думаете почему общение необходимо в жизни людей, а особенно среди одноклассников? Нужно ли общаться с теми, с кем ты сейчас не являешься другом?

Упражнение 3 «Подарок». Цель: развитие умения понимать собеседника невербально.

Форма проведения: работа в парах, работа в кругу.

Описание: Ученикам предлагается разбиться на пары и используя только жесты передать своему партнеру какой -то подарок (книгу, мяч и т.д.), а затем поменяться местами. (Если время позволяет, можно сделать данное упражнение в кругу и передавать подарок соседу справа). В конце педагог может задать вопросы: что вы чувствовали, когда «дарили» подарок своему однокласснику? Что лично у вас получилось или нет?

Рефлексия.

Занятие 2. Тема: «Зачем мне дружить?» Цель: сформировать понимание важности создания дружеских отношений в коллективе, развитие межличностного доверия путем вербальных и невербальных средств общения.

Упражнение 1. «Вежливые слова». Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе детей.

Форма работы: работа в кругу

Описание: Ученикам предлагается поприветствовать друг друга, а также вспомнить различные вежливые слова. Начинает ведущий, он кидает мяч одному из детей и называет вежливое слово, дальше дети бросают мяч друг другу, называя свои вежливые слова, не повторяясь. (Можно сначала предложить назвать слова приветствия, затем благодарности, прощания и т.д.)

Упражнение 2. «Путаница». Цель: развитие умения договариваться и прислушиваться к одноклассникам.

Форма работы: работа в кругу.

Описание: Ученикам предлагается встать в круг, взяться за руки и не расцепляя руки запутаться друг между другом. После того как дети запутались учитель объявляет, что у них получился вид, похожий на животного (зверя). Далее он просит ответить на вопросы, где у зверя голова, (правая сторона - левая), хвост. Когда ответы на все эти вопросы найдены учитель объявляет, что сейчас зверю нужно сделать пять шагов вперед, затем пять шагов влево и так далее (поднять голо-

ву, хвост, сделать два прыжка вперед и т.д.). В конце упражнения уточнялось, что дети чувствовали при выполнении упражнения, какую позицию (часть) зверя они занимали, комфортно ли они себя в ней чувствовали, а какую бы хотели занимать? После педагог просит снова создать фигуру зверя, но заранее договориться, кто какой частью будет (желающие быть головой, туловищем, хвостом), чтобы для них эта позиция была комфортной. Далее уточняется в процессе беседы у ребят, насколько изменился результат? Как вы себя чувствовали в этого раз?

Упражнение 3. «Зеркало». Цель: развитие умения понимать партнера.

Форма работы: работа в парах.

Описание: Учитель просит разбиться детей на пары и сообщает, что один из участников пары будет "зеркалом", а второй - "обезьяной". "Обезьяна", оказавшись перед "зеркалом", ведет себя достаточно свободно: ее действия нескованны и разнообразны. "Зеркало" повторяет, как можно точнее все движения "обезьяны".

Через 30 секунд учитель предлагает детям поменяться ролями. После выполнения задания учитель предлагает ответить на вопросы: Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения? Насколько точно вам удавалось повторить движения вашего партнера? Кем вам больше нравилось быть обезьяной или зеркалом?

Рефлексия.

Заключение

Таким образом, цикл внеурочных занятий, направлен на формирование сплоченности коллектива второклассников. Ожидаемые результаты: развитие понимания у детей что такое дружба и зачем она нужна, понимание зачем нужно дружить и общаться в коллективе, развитие осознанности важности чувства товарищества, понимание, что цели коллектива требуют общего взаимодействия, снижение конфликтности в группе, улучшение группового взаимодействия, умения договариваться, слушать и слышать друг друга. Данная программа будет более эффективна и результативна при ее использовании совместно с советами и рекомендациями, предложенными в буклете для учителей начальных классов.

Стоит отметить, что цикл предложенных занятий разработан с учетом возрастных особенностей учащихся и структурных компонентов сплоченности коллектива (когнитивного, ценностно -смыслового и деятельностного); учащиеся смогут лучше узнать друг друга, научатся договариваться, слушать и слышать одноклассников, понимать и осознавать для чего необходимо общаться со всеми членами коллектива. У обучающихся разовьются навыки взаимопомощи и взаимопонимания, появится больше общих интересов и желание работать совместно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с. - Текст : непосредственный.

2. Климова, К.Ю. Воспитание личности младшего школьника в коллективе / К.Ю. Климова. - Текст : непосредственный // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 4-2. - С. 43-45.

3. Махалова, И.С. Психологические особенности формирования групповой сплоченности (на примере коллектива младших школьников) / И.С. Махалова, Е.В. Колышкина, Е.В. Курилкина. - Текст : непосредственный //Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей : сб. ст. - Арзамас, 2018. - С. 185-188.

4. Нужнова, Н.М. Комплексная игра как средство социализации детей младшего школьного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Нужнова. - Улан-Удэ, 2000. - 150 с. - Текст : непосредственный.

5. Селюкова, Е.А. Сплочение детского коллектива во внеурочной деятельности / Е.А. Селюкова, Т.В. Попова. -Текст : непосредственный // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития. - Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2019. - С. 180-185.

6. Федеральный государственные образовательный стандарт начального общего образования. - URL: http://fgos.ru/ (дата обращения: 04.08.2021). - Текст : электронный.

7. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия / Р.М. Шамионов. - Текст : непосредственный // Вопросы социальной психологии личности. - Саратов, 2003. - Вып. 4. - С. 27-41.

REFERENCES

1. Grigor'ev D.V., Stepanov P.V. Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja [Extracurricular activities of schoolchildren. Methodical constructor]. Moscow: Prosveshhenie, 2010. 223 p.

2. Klimova, K.Ju. Vospitanie lichnosti mladshego shkol'nika v kollektive [Education of the personality of a younger student in the team]. Novaja nauka: opyt, tradicii, innovacii [New science: experience, traditions, innovations], 2016, no. 4-2, pp. 43-45.

3. Mahalova I.S., Kolyshkina E.V., Kurilkina E.V. Psihologicheskie osobennosti formirovanija gruppovoj splochennosti (na primere kollektiva mladshih shkol'nikov) [Psychological features of the formation of group cohesion (on the example of a team of younger students)]. Aktual'nye problemy sovremennoj pedagogicheskoj nauki: vzgljad molodyh issledovatelej: sb. st. [Actual problems of modern pedagogical science: the view of young researchers]. Arzamas, 2018, pp. 185-188.

4. Nuzhnova N.M. Kompleksnaja igra kak sredstvo socializacii detej mladshego shkol'nogo vozrasta: dis. kand. ped. nauk [Complex play as a means of socialization of primary school children. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Ulan-Udje, 2000. 150 p.

5. Seljukova E.A., Popova T.V. Splochenie detskogo kollektiva vo vneurochnoj dejatel'nosti [Rallying the children's team in extracurricular activities]. Naukoemkie issledovanija kak osnova innovacionnogo razvitija [Science-intensive research as the basis for innovative development]. Ufa: OMEGA SAJNS, 2019, pp. 180-185.

6. Federal'nyj gosudarstvennye obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Federal State Educational Standard for Primary General Education]. URL: http://fgos.ru/ (Accessed 04.08.2021).

7. Shamionov R.M. Psihologija sub#ektivnogo blagopoluchija [The psychology of subjective well-being]. Voprosy so-cial'noj psihologii lichnosti [Questions of social psychology ofpersonality. Issue. 4]. Saratov, 2003, pp. 27-41.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.М. Нужнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: nugnova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5193-9841.

А.О. Бусыгина, бакалавр, направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (профиль: Начальное образование), ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: nas3783@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.M. Nuzhnova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy of Primary Education and Artistic Development of the Child, The Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, e-mail: nugnova@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5193-9841.

A.O. Busygina, Undergraduate Student, field of training: 44.03.01 Pedagogical education, (profile: Primary education), The Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, e-mail: nas3783@yandex.ru.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (51) 2021_2542-U291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.