Научная статья на тему 'Социальные сервисы как средство формирования коллектива младших школьников в процессе онлайн-социализации'

Социальные сервисы как средство формирования коллектива младших школьников в процессе онлайн-социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сервисы / коллектив / онлайн-социализация / младшие школьники / Интернет. / social services / team / online socialization / younger students / Internet.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Н. Гладкова

В статье рассматривается проблема использования социальных сервисов виртуального пространства для сплочения классного коллектива. Приведена разработанная программа формирования коллектива младших школьников при использовании социальных сервисов, активизирующих процесс онлайн-социализации. Представлена опытно-экспериментальная работа, ее результаты и их интерпретация. Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SERVICES AS A MEANS OF FORMING A COLLECTIVE OF ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF ONLINE SOCIALIZATION.

The article deals with the problem of using social services of the virtual space to rally the classroom team. A developed program of forming a group of younger schoolchildren using social services that activate the process of online socialization is presented. Experimental work, results and their interpretation are revealed. The active development of the personality, the formation of basic qualities, occurs in the school years, and largely depends on the social atmosphere of which the child is a member. Of particular importance in this sense (personality formation) is the primary school age, which determines the relevance of the development of the problem of team formation in primary grades.

Текст научной работы на тему «Социальные сервисы как средство формирования коллектива младших школьников в процессе онлайн-социализации»

4. Gusinskij 'E.N., Turchaninova Yu.I. Vvedenie v filosofiyu obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 2000.

5. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya lichnosti v pedagogicheskom processe. Pod red. A. Kossakovski, I. Lompshera i dr. Moskva, 1981.

6. Gajduchenok I.A. Slovo o lichnosti: Filosofskoe 'esse. Pod red. L.V. Uvarova. Nauka i tehnika, 1990.

7. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva: Progress, 1990.

8. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki: Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu. Moskva: Shkola-Press, 1995.

9. Reshetova Z.A. Psihologicheskie osnovy professional'nogo obucheniya. Moskva: Izd-vo MGU, 1985.

10. Davydov V.V. Vidy obobscheniya v obuchenii. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.

11. Taubaeva Sh. Issledovatel'skaya kul'tura pedagoga. Nauchnoe posobie dlya studentov i prepodavatelej pedagogicheskih kolledzhej i pedagogicheskih institutov. Almaty, 2002.

12. Lawrence D.H. Assorted Article. London, 1932.

13. Kochetov A.I. Kul'tura pedagogicheskogo issledovaniya. Minsk: Literatura, 1996.

Статья поступила в редакцию 07.08.19

УДК 37.032.5

Gladkova L.N., senior teacher, Tyumen State University (Tyumen, Russia), E-mail: love_love.13@ mail.ru

SOCIAL SERVICES AS A MEANS OF FORMING A COLLECTIVE OF ELEMENTARY SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF ONLINE SOCIALIZATION.

The article deals with the problem of using social services of the virtual space to rally the classroom team. A developed program of forming a group of younger schoolchildren using social services that activate the process of online socialization is presented. Experimental work, results and their interpretation are revealed. The active development of the personality, the formation of basic qualities, occurs in the school years, and largely depends on the social atmosphere of which the child is a member. Of particular importance in this sense (personality formation) is the primary school age, which determines the relevance of the development of the problem of team formation in primary grades.

Key words: social services, team, online socialization, younger students, Internet.

Л.Н. Гладкова, ст. преп., Тюменский государственный университет, г. Тюмень, E-mail: love_love.13@ mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОНЛАЙН-СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье рассматривается проблема использования социальных сервисов виртуального пространства для сплочения классного коллектива. Приведена разработанная программа формирования коллектива младших школьников при использовании социальных сервисов, активизирующих процесс онлайн-со-циализации. Представлена опытно-экспериментальная работа, ее результаты и их интерпретация. Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах.

Ключевые слова: социальные сервисы, коллектив, онлайн-социализация, младшие школьники, Интернет.

Активное развитие личности, формирование базисных качеств, происходит в школьные годы и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становление личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования коллектива в начальных классах1.

В настоящий момент специфика социализации и общения в Интернет-среде рассматривалась в работах таких исследователей, как Е.П. Белинская, Е. Блохина, С.В. Бондаренко, И.А. Васильева, А.Е. Войскунский, Е.И. Горошко, В.В. Гудимов, А.Е. Жичкина, М. Иванов, Л.Ю. Иванов, Т. Келер, А.В. Минаков,

A.В. Мудрик, И. Паравозов, В.А. Плешаков, В.В. Нестеров, М.Ю. Сидорова, Ф.О. Смирнов, Дж. Сулер, В. Фриндте, Н. И. Чудова, И. Шевченко, К. С. Янг и многих других [1 - 5].

К преимуществам онлайн-социализации (процесса освоения норм и ценностей культуры, формирования самосознания личности, происходящего под влиянием и в результате использования человеком возможностей современных информационных и компьютерных технологий виртуального пространства в контексте жизнедеятельности) относят: скорость и разнообразие информационного обмена, возможность выстраивания разноуровневой и разнонаправленной коммуникации и т.д. Социальные сервисы (по Е.Д. Патаракину) - это "комплекс информационно-коммуникационных технологий, современных технических средств, сетевого программного обеспечения, связывающий людей в сетевые сообщества и поддерживающий групповые взаимодействия". Отдельные аспекты методики использования сетевых сервисов в школьном образовании рассматриваются в целом ряде работ. Например, в исследованиях С.Г Григорьева,

B.В. Гриншкуна, C.B. Зенкиной, A.A. Кузнецова, И.В. Роберт, М.А. Сурхаева и др. анализируются дидактические возможности средств телекоммуникаций, в работах C.B. Бондаренко, Е.Д. Патаракина, A.M. Сапова, М.В. Сафронова, Н.К. Тальнишних и др. рассматриваются вопросы развития сетевых сообществ, в диссертациях С.З. Алборовой, С.Е. Ковровой, Р.И. Круподерова, A.B. Шелухиной и др. отражены отдельные направления применения сетевых сервисов [6 - 20].

В целом следует признать, что в психолого-педагогических исследованиях отсутствует описание психолого-педагогических механизмов, моделей и методик, условий и средств формирования опыта социально безопасного поведения в классном коллективе в процессе онлайн-социализации, позволяющее использо-

вать потенциал данной сферы и ее элементов в контексте решения педагогических задач. Основными подходами концепции Т. А. Куракина, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика являются: "подход к школьному детскому коллективу, который необходимо создать, чтобы использовать его в развитии всех детей и каждого в отдельности; подход к детскому школьному коллективу как объекту и субъекту воспитания; подход триединства в управлении детским школьным коллективом (педагогический, психолого-педагогический, социально-педагогический аспекты)" [16].

Знание о способах формирования и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены противоречия между:

- значимостью в педагогике таких понятий, как взаимодействие, сотрудничество, коллективная деятельность, совместное творчество и активно пропагандируемой в обществе идеологией индивидуализма;

- необходимостью оказания помощи учащимся начальной школы в формировании новых отношений в классе и недостаточным вниманием со стороны педагогов к данному явлению.

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также опыта использования социальных сервисов в образовательной и воспитательной практике нами была разработана программа по повышению квалификации педагогических кадров и будущих педагогов при формировании коллектива младших школьников средствами социальных сервисов2.

Целью программы стало повышение уровня сплоченности классного коллектива, а также создание благоприятной психологической атмосферы средствами социальных сервисов.

База: 2 «А» и 2 «Б» классы МАОУ гимназии № 16 г Тюмени.

Экспериментальная группа составила 30 человек (17 девочек, 13 мальчиков); контрольная группа: 30 человек (19 девочек, 11 мальчиков).

Базовые характеристики воспитательной программы. Возраст обучающихся - 10 - 12 лет; форма организации учебно-воспитательного процесса - взаимодействие в сети Интернет, внеклассные мероприятия и проектная деятельность.

Структура программы. Данная программа разработана на месяц обучения и состоит из восьми проектов: На школьной волне (Вконтакте), Аэропочта

' Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00268 А «Формирование исследовательских компетенций обучающихся в системе многоуровневого университетского психолого-педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров».

2 Исследование выполнено при финансовой поддержке государственного задания Минобрнауки РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» (2017-2019 гг.). Код проекта 28.2941.2017/4.6.

(Viber), С книгой по жизни (Летописи.ру), Знай героев в лицо (Википедиа), Ин-стаМасленица (Инстаграм), Пресс-центр (Google Docs), Ореп'ки (Google Docs), ЭкоБЛОГия (YouTube).

Этапы реализации программы:

1. Вводный этап - знакомство младших школьников с социальными сервисами

2. Основной этап - организация и реализация проектов с младшими школьниками в сети Интернет во внеклассной и внеучебной деятельности.

«Вконтакте» по предварительно разбившимся на классном часе группам (в каждой группе назначаются: руководитель и спикер), создали рубрики, используя школьную библиотеку и Интернет-ресурсы. Тринадцатого февраля дети, используя школьную радиорубку, проводят свои «пятиминутки».

2. 14 февраля (Международный день дарения книг) - «С книгой по жизни», социальный сервис: «Летописи.ру». Задание: коллективное создание сборника интересных книг с иллюстрациями и кратким содержанием к Международному дню дарения книг в социальном сервисе «Летописи.ру».

Таблица 1

Программа формирования коллектива с использованием социальных сервисов

Время Проведения и название праздника приуроченного к проекту Название проекта Социальный сервис Задание для выполнения

13 февраля «День радио» На школьной волне Вконтакте Посещение крупнейшего медиа-холдинга Уральского Федерального округа «СибИнформБюро» для экскурсии. Подготовившись тем самым к проведению дня радио в школе. Затем создав диалог «Вконтакте», предварительно разбившись по группам, дети группами пишут рубрики, под контролем учителя.

14 февраля «День святого Валентина» и «Международный день дарения книг» 1. Аэропочта Viber Создание аккаунта в Viber «Аэропочта». Дети пишут тайные послания с указанием адресата, с возможностью прикрепить фото поделки, собственно нарисованный «Дудл» или музыку

2. С книгой по жизни Летописи.ру Коллективное создание сборника интересных рассказов, с иллюстрациями и кратким содержанием к Международному дню дарения книг

23 февраля «День защитника Отечества» «Знай героев в лицо» Google Sites В каждом городе есть улицы названные именами героев Великой Отечественной войны. Дети разделены на группы, и каждой группе дается имя и фамилия героя. С помощью сети Интернет и библиотеки, дети совместно создают страницу, посвященную выбранным героям Великой отечественной войны.

28 февраля «Всемирный день блина» ИнстаМасленица Instagram У данного праздника интересная история. Именно по ее мотивам, прописывается сценарий веселых стартов. На праздник приглашается фотограф. После этого, каждому ребенку скидывается одна фотография. Ему необходимо придумать к ней интересную подпись и хэштэги. После чего на заранее созданной странице в Инстаграме, каждый ребенок выкладывают свое фото, и прикрепляет заранее подготовленный текст.

3 марта «Всемирный день писателя» Пресс-центр Google Docs С помощью Google Publisher, создается совместная газета класса, с различными рубриками, которые предлагают дети. Газета выпускается раз в месяц.

8 марта «Международный женский день» Open'w Google Docs С помощью Google PowerPoint создается совместные презентации с поздравлением бабушек, мам, сестер и т.д.

2017 год - «Год Экологии» ЭкоБЛОГия YouTube С помощью социального сервиса YouTube создается совместный канал класса, в который каждый ученик выставляет свой блог на различные темы экологии.

3. Заключительный этап - оценка качества выполнения проектов рефлексией по результатам работы; планирование новых шагов реализации программы.

Таким образом, разработанная воспитательная программа для младших школьников позволяет работать над сплочением классного коллектива не только традиционными формами и средствами, но и использовать социальные сервисы в решении воспитательных задач классного руководителя.

Реализация разработанной программы осуществлялась в три этапа.

Вводный этап - январь - февраль 2017 г На этом этапе было проведен открытый урок, посвященный знакомству с социальными сервисами и обмен опытом их использования между учениками. Входной контроль экспериментальной и контрольной группы.

Основной этап - февраль - март 2017 г Организация работы с младшими школьниками на уроках, во внеклассной и внеучебной работе с социальными сервисами в познавательных и образовательных целях.

Деятельность осуществлялась при активной деятельности учеников и родителей учащихся 2 «А» класса. За данный период нами было реализовано 5 из 8 проектов.

Заключительный этап - март - июнь 2017 г. Оценка качества выполнения проектов рефлексией по результатам работы; планирование новых шагов реализации программы.

Реализованные проекты:

1. 13 февраля (День радио) - «На школьной волне», социальная сеть: Вконтакте. Задание: Посещение крупнейшего медиа-холдинга Уральского Федерального округа «СибИнформБюро» для экскурсии. Тем самым теоретически подготовились к проведению Дня радио в школе. Затем организовали диалог

3. 23 февраля (День защитника Отечества) - «Знай героев в лицо», социальный сервис: Google Sites. Задание: учащиеся делятся на группы по пять человек, выбирают из списка одного из героев Великой Отечественной войны, чьим именем названа одна из улиц города Тюмени. С помощью сети Интернет и школьной библиотеки ученики совместно создают страницу на сайте класса, посвященную героям.

4. 28 февраля (Всемирный день блина) - «ИнстаМасленица», социальная сеть: Instagram. Задание: у данного праздника интересная история. Именно по ее мотивам прописывается сценарий веселых стартов. На праздник приглашается фотограф. После этого каждому ребенку скидывается одна фотография. Ему необходимо придумать к ней интересную подпись и хэштэги. После чего на заранее созданной странице в «Инстаграм» каждый ребёнок выкладывают свое фото и прикрепляет заранее подготовленный текст.

5. 2017 год (Год экологии) - «ЭкоБЛОГия», социальная сеть: YouTube. Задание: с помощью социального сервиса YouTube создается совместный канал класса на различные темы экологии, в который каждый ученик выставляет свой блог.

Для констатирующего и формирующего этапа экспериментального и контрольного класса нами были использованы методики: «Секрет», детский вариант социометрической методики адаптированный Т.А. Репиной; методика «Оценка групповой сплоченности» К.Э. Сишора; адаптированный вариант методики «Шкала психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера для младших школьников. (Приложение). Входной контроль был связан с определением уровня сформи-рованности коллектива младших школьников, так как именно это является наиболее часто встречаемой проблемой в практике работы современных учителей.

Таблица 2

Результаты диагностики межличностных отношений (детский вариант социометрической методики адаптированный ТА. Репиной)

(п=60 человека) 02.02.17 г - 14.04.17 г

До реализации программы После реализации программы

Экспериментальный класс 2 «А» Контрольный класс 2 «Б» Экспериментальный класс 2 «А» Контрольный класс 2 «Б»

Уровень благополучия взаимности (УБВ) Низкий Средний Средний Средний

Индекс изолированности (ИИ) 21,875% 10% 6,25% 10%

Коэффициент взаимности (КВ) 25% 20% 25% 20%

По данным таблицы 2 мы можем сделать вывод, что до реализации программы уровень благополучия взаимности у экспериментального класса был низким, то есть число членов группы неблагоприятной категории было гораздо больше, чем в противоположной. Но в ходе проведения воспитательных мероприятий уровень был поднят до среднего, в то время как у контрольного класса значительных изменений замечено не было.

Проанализировав полученные результаты, была составлена таблица 3, из которой мы видим, что до реализации программы по нескольким критериям отмечены высокие показатели, однако после этого общий уровень психологической атмосферы в коллективе пришел в норму Составим диаграммы.

Психологическая атмосфера в обоих классах в целом соответствует неблагоприятным значениям, но при этом нужно отметить, что в экспериментальном

Таблица 3

Результаты диагностики психологической атмосферы в коллективе (Адаптированный вариант методики «Шкала психологической атмосферы в группе» А. Ф. Фидлера для младших школьников), (среднее значение, при т1п.=1; тах.=8, где п=60 человека)

До реализации программы После реализации программы

Критерий Экспериментальный класс (2 «А») Контрольный класс (2 «Б») Экспериментальный класс (2 «А») Контрольный класс (2 «Б»)

Дружелюбность(1) /Враждебность(8) 6,1 5,8 4,6 5,9

Согласие(1) /Несогласие(8) 5,9 5,1 4,2 5,3

Удовлетворенность^) /Неудовлетворенность^) 6,2 6 4,1 6

Теплота(1) /Холодность(8) 6,6 6,5 5,7 5,7

Сотрудничество(1) /Несогласованность^) 5,8 5,2 3,7 5,6

Успешность(1) /Безуспешность(8) 5,8 6 4,4 5,8

Продуктивность(1) /Непродуктивность(8) 5,8 5,8 5,8 5,8

Взаимная поддержка(1) /Недоброжелательность(8) 6,2 6,1 4,2 5,8

Увлеченность(1) /Равнодушие(8) 6,2 6,4 3,8 5,8

Занимательность(1) /Скука(8) 5,7 6 3,9 5,6

Средний показатель по группе 6 6,9 4,4 6,7

30-

неблагоприятная средняя комфортная

Рис. 1. Психологическая атмосфера в классе (до реализации программы). п=60 чел. 03.02.17 г

неблагоприятная средняя комфортная

Рис. 2. Психологическая атмосфера в классе (после реализации программы). п=60 чел. 13.04.17 г

классе было больше конфликтных ситуаций, что и отразилось в оценках респондентов.

Уровень психологической атмосферы в экспериментальном классе средний, наблюдается тенденция к повышению. В контрольном классе также положительная динамика, но в меньшем объеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные по индексу групповой сплоченности в экспериментальном классе показывают более высокий уровень по сравнению с входным контролем. В контрольном классе особых изменений не наблюдается.

В завершении отметим, что уровень групповой сплоченности показал более высокий уровень, психологическая атмосфера в классе стала более благоприят-

Результаты диагностики уровня сплоченности коллектива (методика «Оценка групповой сплоченности» К.Э. Сишора) (среднее значение, при та=1; тах.=80, где п=60 человека)

25

20-

15

10

21

1

V

1

1 5

1

! эксп е рем ен та льн ы и

класс ■ контрольный класс

высокая выше средняя ниже низкая средней средней

Рис. 3. Групповая сплоченность младших школьников (до реализации программы). п=60 чел. 03.02.2017 г

Анализируя рисунок 3, следует отметить, что индекс групповой сплоченно- ной, а индекс изолированности и уровень благополучия взаимности улучшился сти в данных классах выше среднего с тенденцией к повышению. Но также можно после реализации программы.

заметить, что между экспериментальным и контрольным классами существуют К сожалению, общероссийские образовательные тенденции последних

достоверные различия. нескольких десятилетий неоправданно сузили применение на практике много-

1614 12108 ■ 6 ■ 4 2 ■ 0 ■

высокая выше средняя ниже низкая средней средней

Рис. 4. Групповая сплоченность младших школьников (после реализации программы). п=60 чел. 13.04.2017 г

14

К

■ч

и

1

I эксперим ентальн ы и класс ■ контрольный класс

летних отечественных традиций социального воспитания и перевоспитания, признанных на общемировом уровне. В связи с широким распространением роли онлайн-пространства в процессе социализации современных подростков возни-

Библиографический список

кает необходимость научного осмысления особенностей онлайн-социализации как феномена, выявления механизмов ее развертывания и функционирования и, главное, специфики ее педагогического и профилактического потенциалов.

1. Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. Москва: Знание, 2002.

2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. Москва: Просвещение, 1989.

3. Аванесов В.С. Композиция текстовых заданий. Москва: Адепт,1998.

4. Гершунский Б.С. Философия образования. Москва: Московский психолого-социальный институт, 1998.

5. Захарова И.Г Информационные технологии в образовании: учебное пособие. Москва: Академия, 2003.

6. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт- Петербург: Тезариус, 2005.

7. Когаловский М.Р Глоссарий по информационному обществу. Москва: Институт развития информационного общества, 2009.

8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2001.

9. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. Москва: Профит Стайл, 2007.

10. Лутошкин Л.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. Москва: Педагогика, 1998.

11. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Москва: Педагогика, 1981.

12. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. Москва: Просвещение, 1998.

13. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Москва: Педагогическое общество России, 2001.

14. Немов РС. Психология образования. Москва: Просвещение, 1995.

15. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. Москва: Эгвес, 2000.

16. Огородникова И.Т. Педагогика школы: учебное пособие. Москва: Просвещение, 2014.

17. Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотаггинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ. Москва: Институт развития образовательных технологий, 2005.

18. Пидкасистый П.И. Педагогика школы: учебное пособие. Москва: Педагогическое сообщество России, 2004.

19. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. Тюмень, 2006.

20. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI В. и проблемы образования. Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014; № 4 (35). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberontologicheskaya-kontseptsiya-razvitiya-lichnosti-i-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-xxi-v-i-problemy-obrazovaniya-1

References

1. Akimova M.K. Individual'nost' uchaschihsya i individual'nyj podhod. Moskva: Znanie, 2002.

2. Anikeeva N.P. Psihologicheskij klimat v kollektive. Moskva: Prosveschenie, 1989.

3. Avanesov V.S. Kompoziciya tekstovyh zadanij. Moskva: Adept,1998.

4. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 1998.

5. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2003.

6. Golovanova N.F. Obschaya pedagogika. Sankt- Peterburg: Tezarius, 2005.

7. Kogalovskij M.R. Glossarij po informacionnomu obschestvu. Moskva: Institut razvitiya informacionnogo obschestva, 2009.

8. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskij slovar'. Moskva: Akademiya, 2001.

9. Korotaeva E.V. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskogo vzaimodejstviya. Moskva: Profit Stajl, 2007.

10. Lutoshkin L.N. 'Emocional'nyepotencialy kollektiva. Moskva: Pedagogika, 1998.

11. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya po'ema. Moskva: Pedagogika, 1981.

12. Mashbic E.I. Psihologo-pedagogicheskieproblemy komp'yuterizaciiobucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1998.

13. Mudrik A.V. Obschenie v processe vospitaniya. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2001.

14. Nemov R.S. Psihologiya obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 1995.

15. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj 'epohe. Paradoksy naslediya, vektory razvitiya. Moskva: 'Egves, 2000.

16. Ogorodnikova I.T. Pedagogika shkoly: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 2014.

17. Patarakin E.D., Byhovskij Ya.S., Yastrebceva E.N. Geokeshing, Geotagging, Flikr, Viki-Viki, Veb-blogiiZhivojzhurnalvobrazovanii: Novoepokolenie uchebnyhproekiovgorodskih ulic isetevyh soobschestv. Moskva: Institut razvitiya obrazovatel'nyh tehnologij, 2005.

18. Pidkasistyj P.I. Pedagogika shkoly: uchebnoe posobie. Moskva: Pedagogicheskoe soobschestvo Rossii, 2004.

19. Patarakin E.D. Social'nye servisy setevyh soobschestv v pomosch' uchitelyu. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Tyumen', 2006.

20. Pleshakov V.A. Kiberontologicheskaya koncepciya razvitiya lichnosti i zhiznedeyatel'nosti cheloveka XXI V. i problemy obrazovaniya. Vestnik PSTGU. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. 2014; № 4 (35). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberontologicheskaya-kontseptsiya-razvitiya-lichnosti-i-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-xxi-v-i-problemy-obrazovaniya-1

Статья поступила в редакцию 07.08.19

УДК 373. 2

lovva O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pridnestrovian State University (Tiraspol, Pridnestrovie), E-mail: Olea_74@mail.ru Skitskaya L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Pridnestrovian State University (Tiraspol, Pridnestrovie), E-mail: Skitskaja@mail.ru Shcherbakov Yu.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Labor and Social Relations (Moscow, Russia), E-mail: drpmgopu@bk.ru

TO THE QUESTION OF APPLICATION OF SPORTS GAMES FOR THE COMPREHENSIVE PHYSICAL DEVELOPMENT OF A CHILD OF PRESCHOOL AGE.

In the article a question of wide use of various sports games for all-round physical development of children of the senior preschool age is considered. The authors pay special attention to the requirements of the State educational standard of preschool education of the Pridnestrovian Moldavian Republic in the field of education - physical development. The analytical data of the diagnostic examination of children of senior preschool age in identifying their level of development of physical qualities like speed and agility in the organizations of preschool education in Pridnestrovie. The authors of the article present the experience of using by teachers of preschool education organizations of the Pridnestrovian Moldavian Republic of various sports games contributing to the development of dexterity and speed in older preschoolers and as a consequence affecting the overall physical development of the child.

Key words: physical development, speed, agility, State educational standard, teachers, preschool children.

О.А. Иоееа, канд. пед. наук, доц., Приднестровский государственный университет, г. Тирасполь, E-mail: Olea_74@mail.ru Л.В. Скитская, канд. пед. наук, доц., Приднестровский государственный университет, г. Тирасполь, E-mail: Skitskaja@mail.ru Ю.И. Щербаков, д-р пед. наук, проф., ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», г. Москва, E-mail: drpmgopu@bk.ru

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СТИМУЛ ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос широкого применения различных спортивных игр для всестороннего физического развития детей старшего дошкольного возраста. Основное внимание в статье авторы уделяют требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приднестровской Молдавской Республики в части образовательной области - физического развития. Приведены аналитические данные диагностического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.