Научная статья на тему 'Диагностика уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников'

Диагностика уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
гибкие компетенции / младшие школьники / обучение в сотрудничестве / диагностика / уровень сформированно-сти гибких компетенций / начальная школа / учитель / Soft skills / primary school students / learning in coopera-tion / diagnostics / level of soft skills formation / primary school / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илаева Раиля Анисовна

Актуальность настоящей статьи определяется требовани-ями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором ак-центируется внимание на формировании гибких компе-тенций у младших школьников. Гибкие компетенции яв-ляются важными в процессе становления личности млад-шего школьника, поскольку именно они способствуют развитию критического восприятия различных источни-ков информации, принятию нестандартных решений в проблемной ситуации, а также эффективному выстраива-нию коммуникации в командной работе. В эпоху уско-ренного развития цифровизации в образовании вопрос формирования гибких компетенций приобретает особое значение, так как потребность в наращивании социаль-ного опыта возрастает с каждым годом. Как подчеркива-ется в положениях Федерального государственного стан-дарта, гибкие компетенции являются основой эффектив-ного взаимодействия с окружающими, что в дальнейшем обеспечивает успех в жизни. Одними из наиболее значи-мых компетенций для обучающихся в начальной школе являются креативность и умение решать сложные ситуа-тивные задачи. Целью данного исследования является диагностика и характеристика уровней сформированно-сти гибких компетенций у младших школьников. В статье описаны экспериментальные и статистические данные констатирующего этапа педагогического эксперимента, а также разработаны критерии, показатели и характери-стики уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников. В ходе исследования были ис-пользованы следующие методы: авторская анкета «Мои качества (гибкие компетенции)?», анкета для выявления наиболее важных метапредметных результатов обучаю-щихся О. Н. Крыловой и Е. Г. Бойцовой, тест «Уровень со-трудничества в детском коллективе» Д. Б. Эльконина, кейсы на определение уровня личностного развития, а также статистический метод t-критерия Стьюдента. Так, по итогам диагностики уровней сформированности гиб-ких компетенций у младших школьников были выявлены преимущественно низкий и средний уровни сформиро-ванности гибких компетенций, в связи с чем были выдви-нуты направления воспитательной работы по повыше-нию уровня сформированности гибких компетенций у младших школьников. Статья будет интересна классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам-психологам, работающим в начальной общеобразова-тельной школе, и педагогам дополнительного образова-ния, которые занимаются организацией процесса форми-рования гибких компетенций у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илаева Раиля Анисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the levels of soft skills formation in primary school students

The relevance of this article is determined by the require-ments of the federal state educational standard of pri-mary general education, which focuses on the formation of soft skills in primary school students. Soft skills are im-portant in the process of shaping a young student's per-sonality, since they contribute to the development of crit-ical perception of various sources of information, making non-standard decisions in a problematic situation, as well as the effective building of communication in teamwork. In the era of accelerated digitalization in education, the issue of the soft skills formation is of particular im-portance, since the need to build up social experience is increasing every year. As emphasized in the provisions of the federal state standard, soft skills are the basis for ef-fective interaction with other people, which later ensures success in life. According to E.S. Ermakov, creativity and the ability to solve complex situational tasks are among the most significant competences for students in primary school. The purpose of this study is to diagnose and char-acterize the levels of formation of soft skills in primary school students. The article describes experimental and statistical data of the diagnosing stage of the pedagogical experiment, and also develops criteria, indicators and characteristics of the levels of soft skills formation in pri-mary school students. The following methods were used in the course of the study: the original author's question-naire "Is it necessary to develop soft skills?", the ques-tionnaire to identify the most important meta-subject re-sults of students by O.N. Krylova and E.G. Boitsova, the test "The level of cooperation in the children's collective" by D. B. Elkonin, cases for determining the level of per-sonal development, as well as the statistical method of the Student's t-test. Thus, according to the results of di-agnostics of the levels of formation of soft skills in pri-mary school students, a predominantly low and medium level of soft skills formation was revealed. That is why the directions of educational work were put forward to in-crease the level of soft skills formation in primary school students. The article will be of interest to class tutors, subject teachers, teachers-psychologists working in pri-mary secondary schools and to teachers of additional ed-ucation who are engaged in organizing the process of forming soft skills in primary school students.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 11 (ноябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221080 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11080 УДК 37.032

Диагностика уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников

Diagnostics of the levels of soft skills formation in primary school students

Автор статьи

L

Author of the article

L

Илаева Раиля Анисовна,

аспирант ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Российская Федерация www.railya13@mail.ru ORCID: 0000-0001-8671-4714

Railya A. Ilaeva

Postgraduate Student, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia www.railya13@mail.ru ORCID: 0000-0001-8671-4714

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

Илаева Р. А. Диагностика уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 11. - С. 56-72. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221080.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11080

R. A. Ilaeva, Diagnostics of the levels of soft skills formation in primary school students // Scientific-methodological electronic journal "Concept". - 2022. - No. 11. -P. 56-72. - URL: http://e-koncept.ru/2022/211080.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11080

Поступила в редакцию Received 30.09.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.10.22

Принята к публикации Accepted for publication 05.10.22 Опубликована Published 30.11.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Илаева Р. А., 2022

Аннотация

Abstract

L

Актуальность настоящей статьи определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в котором акцентируется внимание на формировании гибких компетенций у младших школьников. Гибкие компетенции являются важными в процессе становления личности младшего школьника, поскольку именно они способствуют развитию критического восприятия различных источников информации, принятию нестандартных решений в проблемной ситуации, а также эффективному выстраиванию коммуникации в командной работе. В эпоху ускоренного развития цифровизации в образовании вопрос формирования гибких компетенций приобретает особое значение, так как потребность в наращивании социального опыта возрастает с каждым годом. Как подчеркивается в положениях Федерального государственного стандарта, гибкие компетенции являются основой эффективного взаимодействия с окружающими, что в дальнейшем обеспечивает успех в жизни. Одними из наиболее значимых компетенций для обучающихся в начальной школе являются креативность и умение решать сложные ситуативные задачи. Целью данного исследования является диагностика и характеристика уровней сформированно-сти гибких компетенций у младших школьников. В статье описаны экспериментальные и статистические данные констатирующего этапа педагогического эксперимента, а также разработаны критерии, показатели и характеристики уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников. В ходе исследования были использованы следующие методы: авторская анкета «Мои качества (гибкие компетенции)?», анкета для выявления наиболее важных метапредметных результатов обучающихся О. Н. Крыловой и Е. Г. Бойцовой, тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе» Д. Б. Эльконина, кейсы на определение уровня личностного развития, а также статистический метод ^критерия Стьюдента. Так, по итогам диагностики уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников были выявлены преимущественно низкий и средний уровни сформированности гибких компетенций, в связи с чем были выдвинуты направления воспитательной работы по повышению уровня сформированности гибких компетенций у младших школьников. Статья будет интересна классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам-психологам, работающим в начальной общеобразовательной школе, и педагогам дополнительного образования, которые занимаются организацией процесса формирования гибких компетенций у младших школьников.

The relevance of this article is determined by the requirements of the federal state educational standard of primary general education, which focuses on the formation of soft skills in primary school students. Soft skills are important in the process of shaping a young student's personality, since they contribute to the development of critical perception of various sources of information, making non-standard decisions in a problematic situation, as well as the effective building of communication in teamwork. In the era of accelerated digitalization in education, the issue of the soft skills formation is of particular importance, since the need to build up social experience is increasing every year. As emphasized in the provisions of the federal state standard, soft skills are the basis for effective interaction with other people, which later ensures success in life. According to E.S. Ermakov, creativity and the ability to solve complex situational tasks are among the most significant competences for students in primary school. The purpose of this study is to diagnose and characterize the levels of formation of soft skills in primary school students. The article describes experimental and statistical data of the diagnosing stage of the pedagogical experiment, and also develops criteria, indicators and characteristics of the levels of soft skills formation in primary school students. The following methods were used in the course of the study: the original author's questionnaire "Is it necessary to develop soft skills?", the questionnaire to identify the most important meta-subject results of students by O.N. Krylova and E.G. Boitsova, the test "The level of cooperation in the children's collective" by D. B. Elkonin, cases for determining the level of personal development, as well as the statistical method of the Student's t-test. Thus, according to the results of diagnostics of the levels of formation of soft skills in primary school students, a predominantly low and medium level of soft skills formation was revealed. That is why the directions of educational work were put forward to increase the level of soft skills formation in primary school students. The article will be of interest to class tutors, subject teachers, teachers-psychologists working in primary secondary schools and to teachers of additional education who are engaged in organizing the process of forming soft skills in primary school students.

Ключевые слова

Key words

гибкие компетенции, младшие школьники, обучение в сотрудничестве, диагностика, уровень сформированности гибких компетенций, начальная школа, учитель

Благодарности

I

Soft skills, primary school students, learning in cooperation, diagnostics, level of soft skills formation, primary school, teacher

Acknowledgements

L

Автор выражает благодарность научному руководителю Масалимовой Альфие Рафисовне, доктору педагогических наук, зав. кафедрой педагогики высшей школы ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» г. Казани, за помощь в подготовке статьи; общеобразовательным учреждениям МБОУ «Татаро-английская гимназия» Приволжского района г. Казани и МАОУ «Лицей - инженерный центр» Советского района г. Казани за предоставленную возможность в проведении констатирующего этапа эксперимента.

The author expresses her gratitude to the scientific supervisor Alfiya R. Masalimova, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of higher school Pedagogy of the Kazan (Volga Region) Federal University in Kazan, for her help in preparing the article; to the educational institutions "Tatar-English Gymnasium" of the Privolzhsky district of Kazan and "Lyceum - Engineering Center" of the Sovietsky district of Kazan for the opportunity to conduct the diagnosing stage of the experiment.

Введение / Introduction

В современных условиях изменчивого мира, когда на смену предметным знаниям приходят автоматизированные системы, все большее значение приобретает способность человека проявлять устойчивость к новым вызовам общества. Данный вопрос вызывает трудности у подрастающего поколения младших школьников в связи с возрастными особенностями и требует незамедлительного решения со стороны профессионального педагогического сообщества. Задача учителя заключается в целенаправленном применении эффективных стратегий по формированию социальных навыков обучающихся для успешной интеграции во взрослой жизни.

Одним из возможных способов решения проблемы, удовлетворяющим запросы социума, является процесс формирования гибких компетенций у младших школьников.

Гибкие компетенции определяются набором теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств, среди которых - критическое мышление и креативность, а также коммуникативные и кооперативные способности [1].

Интерес к проблеме формирования гибких компетенций младших школьников возрастает в силу их ориентации на развитие навыков планирования и оценивания учебных действий, а также способностей к анализу и применению знаний в процессе решения проблем.

В связи с этим актуальным становится вопрос изучения уровня сформированности гибких компетенций младших школьников с помощью диагностических инструментов.

В требованиях, выдвигаемых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, указываются следующие личностные и ме-тапредметные результаты по освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования, отражающие сущность гибких компетенций:

- ценностно-смысловые установки обучающихся;

- социальные компетенции;

- личностные качества;

- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), определяющие основу умения учиться [2].

Так, набор сформированных гибких компетенций способствует более успешному образованию в будущем и эффективному взаимодействию с окружающими на всех жизненных этапах личности. Такие составные компоненты гибких компетенций, как креативное мышление и готовность к решению сложных ситуативных задач, относятся к числу наиболее приоритетных для выпускников начальной школы.

Цель исследования - выявление уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников для определения направлений дальнейшей воспитательной работы на формирующем этапе, направленной на повышение динамики гибких компетенций обучающихся младшего школьного возраста.

Исследовательские задачи:

- с помощью анализа научно-педагогической литературы выявить диагностический инструментарий для определения уровня сформированности гибких компетенций младших школьников на констатирующем этапе эксперимента;

- осуществить анализ и интерпретацию результатов констатирующего этапа эксперимента;

- определить направления воспитательной работы для проведения формирующего этапа эксперимента.

Обзор литературы / Literature review

Вопросы сущности и специфики процесса формирования гибких компетенций стали предметом изучения в работах многих исследователей. Характерные качества личности, заложенные в понятие гибких компетенций, отражены в статьях таких отечественных авторов, как Е. А. Гайдученко и А. В. Марушев. Они интерпретируют данное понятие как эффективные навыки, благодаря которым выстраиваются более прочные коммуникативные контакты с окружающими. Кроме того, гибкие компетенции часто называют ключевыми навыками современных лидеров, способных четко и убедительно формулировать свои мысли [3].

Уточняя коммуникативную составляющую гибких компетенций, О. В. Сосницкая дополняет ее такими умениями, как разрешение конфликтных ситуаций и подготовка презентаций [4]. Для нашего исследования данные умения являются приоритетными в процессе формирования гибких компетенций младших школьников.

По мнению Д. А. Татаурщиковой, универсальные навыки и личные качества являются неотъемлемой частью гибких компетенций, среди них: саморазвитие и самосовершенствование, а также навыки оказания первой помощи и ведения переговоров [5]. Выделенные навыки закладываются в младшем школьном возрасте в рамках проектной деятельности, а также в процессе внеурочной деятельности.

С точки зрения И. Канардова, гибкие компетенции имеют прямую связь со следующими социальными навыками: коммуникабельность, командный дух, способность убеждать и др. [6] Данные социальные навыки составляют основу лидерских способностей и ярко проявляются у младших школьников в ходе игровой и групповой форм деятельности.

Ю. Портланд в своем исследовании подтверждает социальный потенциал гибких компетенций, так как, с его точки зрения, сформированные гибкие компетенции предопределяют успех в процессе взаимодействия с коммуникантами, различающимися по социальному и возрастному статусу [7]. Данная особенность является важной в процессе воспитательной деятельности младших школьников, так как ввиду возрастных и индивидуальных особенностей многие обучающиеся испытывают трудности при установлении социальных контактов со взрослыми.

В. Давидова акцентирует внимание на том, что гибкие компетенции имеют накопительный эффект, т. е. уровень сформированности гибких компетенций зависит в первую очередь от жизненного опыта и навыков, приобретенных в рамках дополнительного образования. Согласно позиции автора, гибкие компетенции становятся действенным инструментом в профессиональной деятельности и особенно ценятся работодателями при устройстве на работу [8].

К данной концепции присоединяется О. А. Абашкина, доказывая, что отличительным признаком гибких компетенций является направленность на личный жизненный опыт и гармоничное взаимодействие с людьми [9].

Что касается нормативных документов, гибкие компетенции также находят отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Согласно А. В. Хуторскому, характеристика гибких компетенций в ФГОС НОО определяется следующими компетенциями: учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; ценностно-смысловые [10].

Обобщая перечисленные определения понятия гибких компетенций, В. Шипи-лов предлагает следующую формулировку: «гибкие компетенции - это совокупность

социально-психологических навыков, способствующих эффективному взаимодействию в жизненных ситуациях» [11]. В своем исследовании мы будем придерживаться его определения, так как оно передает сущность гибких компетенций.

В отличие от других авторов, И. Милевски выделил один из важнейших компонентов гибких компетенций - это эмоциональный интеллект, или эмпатия. В контексте гибких компетенций эмоциональный интеллект проявляется через готовность личности относиться с пониманием к психологическому состоянию окружающих, принимать слабые и сильные черты характера человека [12]. К вопросу развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обращаются многие исследователи, считая данный навык недостаточно изученным в практической деятельности педагогов начальной школы.

Выполнив контент-анализ определения понятия «гибкие компетенции», исследователи А. И. Ивонина с соавт. выявили основные признаки изучаемой дефинции: «социальные навыки», «личные качества», «умения» и «способности». По мнению исследователей, характеристика гибких компетенций зависит от поставленных, а также жизненных целей и задач [13].

Можно заметить, что отечественные ученые обращают внимание прежде всего на содержание социальных навыков (саморазвитие, лидерские качества, командная работа, коммуникативные способности), являющихся центральным компонентом понятия гибких компетенций.

В свою очередь зарубежные исследователи разделяют точку зрения отечественных ученых относительно определения понятия гибких компетенций, при этом рассматривают их в контексте понятия soft skills (мягкие навыки).

Так, согласно Оксфордскому словарю, гибкие компетенции основаны на личных качествах человека и наиболее ярко проявляются во взаимодействии с людьми [14].

Группа ученых (Т. Чаморро-Премузич, A. Артеш, Э. Дж. Бремнер и другие) установили зависимость между уровнем сформированности гибких компетенций и учебных достижений обучающихся [15].

В своем исследовании Р. Гейнс и M. Мохаммед подчеркивают практическую сторону гибких компетенций, т. е. умение применять в жизни полученные предметные знания [16].

В связи с этим западные ученые выявили опытным путем, что формирование гибких компетенций происходит более успешно в рамках изучения предметных дисциплин [17].

Проблема формирования гибких компетенций в контексте предметного обучения в отечественной и зарубежной педагогике решается по-разному, при этом многие ученые мира пишут о необходимости пересмотра образовательных программ для повышения уровня сформированности гибких компетенций. Так, например, опыт высших школ Китая и Австралии показывает, что в настощее время существуют специальные курсы по развитию гибких компетенций [18].

В противовес зарубежному опыту российские авторы говорят о том, что узкопрофессиональные программы частных учебных заведений, направленные на развитие гибких компетенций, не гарантируют высокий результат [19].

Тем не менее западные ученые Дж. Лармер и Дж. Р. Мергендоллер допускают, что определенный набор гибких компетенций может быть принят конкретным образовательным учреждением и утвержден в учебной программе в рамках предметных дисциплин. Так, некоторые учебные заведения выбирают принцип групповой работы, который фиксируют в положениях нормативных документов [20].

Исследуя вопрос составных компонентов гибких компетенций, Л. Фернандес-Санц и другие проанализировали опыт 45 стран мира и пришли к выводу о сходстве навыков [21].

В своей работе А. Яшин и соавторы изучили возможности учебных дисциплин на предмет формирования гибких компетенций, впоследствии выделили такие общие навыки, как критическое мышление, коммуникативные способности и готовность к совместной работе [22].

В научном исследовании Х. Хасидим и Д. Альмог выделяют значимость сформированности гибких компетенций для жизни, развитие которых происходит более эффективно в условиях проектной деятельности и командной работы. В будущем гибкие компетенции повышают возможности для будущего трудоустройства, а также способствуют развитию инновационных и предпринимательских способностей [23].

О тесных связях гибких компетенций и предпринимательских способностей пишут в своей статье Р. Атейд и Э. Челл [24]. Они считают, что благодаря составляющим гибких компетенций (навыки взаимодействия, творческие и коммуникативные способности) они содействуют ускоренному будущему процессу предпринимательской деятельности.

В свою очередь группа ученых (Э. Фиксен и др.) в рамках собственного исследования рассматривают гибкие компетенции как личные и профессиональные качества (включая навыки эмоциональной регуляции), которые, как правило, помогают людям в достижении личных или командных целей [25].

Проводя сравнительный анализ национальных образовательных систем, Т. Ю. Базаров и другие определили общую рамку гибких компетенций с такими базовыми составляющими, как мышление, взаимодействие, саморазвитие [26].

Российские исследователи во главе с М. С. Добряковой и И. Д. Фруминым под гибкими компетенциями понимают «новую грамотность», классифицируя ее на «базовую инструментальную грамотность» и «базовые специальные современные знания и умения» [27].

Гибкие компетенции могут оцениваться с использованием различных методов, связанные с индивидуальными уровнями модели социальных навыков, разработанной Л. Роуз-Красно [28].

Рейн Р. Канниг описывает четыре различных подхода к оценке гибких компетенций: тесты когнитивной деятельности, наблюдение и оценка поведения, а также комплексные показатели компетентности [29].

В современных исследованиях достаточно много работ, где в качестве экспериментальной группы выступают студенты. Например, в статье Е. А. Руденко и Н. Н. Рубцовой [30] ведущим диагностическим инструментом является метод наблюдения. В статье других авторов О. М. Исаевой и С. Ю. Савиновой [31] уровень сформированности «мягких навыков» измеряется с помощью методов психологической диагностики: теста креативности Торренса, теста на критическое мышление Ю. Ф. Гущина, анаграммы А. Зака и др.

В работах отечественных ученых М. В. Тимошкиной и С. С. Квач [32], Л. И. Николаевой [33] проблема диагностики гибких компетенций изучена на примере гибких навыков (soft skills) обучающихся среднего или старшего звена, в которых предлагаются творческие задания, открытые вопросы, мини-эссе. В то же время в статьях Н. Ю. Костиной и И. С. Медник [34], Н. В. Винокуровой и других [35] рассмотрены только теоретические аспекты гибких навыков, т. е. тема диагностики и уровня сфор-мированности гибких компетенций обучающихся младшего школьного возраста является не до конца исследованной в педагогической науке.

Для определения уровня сформированности гибких компетенций младших школьников и проведения дальнейшего формирующего этапа эксперимента необходимо использовать набор эффективных методов, форм и средств обучения. В соответствии с этим проблемой настоящей работы становится выявление уровня сформированности гибких компетенций у младших школьников с применением диагностических методик.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Экспериментальной базой исследования стали: МАОУ «Лицей - инженерный центр» Советского района г. Казани, МБОУ «Татаро-английская гимназия № 16» Приволжского района г. Казани. Мы провели констатирующий этап эксперимента с участием обучающихся 1-4-х классов в количестве 225 респондентов.

В работе представлен анализ научно-педагогической литературы, качественный и количественный анализ экспериментальных данных. В качестве диагностирующего инструментария были использованы следующие опросные методы исследования, соответствующие компонентному составу гибких компетенций. Младшим школьникам были предложены материалы авторской анкеты «Мои качества (гибкие компетенции)», определяющие когнитивный компонент (знания о влиянии гибких компетенций на успех в жизни). Анкета состоит из двадцати одного вопроса с заданиями открытого и закрытого типов на определение уровня сформированности гибких компетенций обучающихся младшего школьного возраста. Анкетные вопросы были направлены на выявление таких составляющих, как 1) смыслообразующая (значение гибких компетенций в жизни младшего школьника); 2) индивидуальная ответственность; 3) поддерживающая (оказание помощи со стороны институтов школы, семьи, значимых взрослых и др.); 4) мотивационно-ценностная (проявление личного отношения к процессу формирования гибких компетенций). Для выявления наиболее важных метапредметных результатов обучающихся была использована анкета О. Н. Крыловой и Е. Г. Бойцовой [36], раскрывающая функциональный компонент гибких компетенций (совокупность личностных умений и навыков, практический опыт определения проблемных зон и выстраивание способов их решения). Содержание анкеты было адаптировано для младших школьников и определялось двадцатью утверждениями на ранжирование по степени важности от самого неважного (1 балл) до самого важного (7 баллов). При этом все утверждения выстроены в соответствии с тремя базовыми навыками: 1) целеполагание и планирование; 2) взаимодействие; 3) работа с информацией. Психологический компонент гибких компетенций раскрывается через кейсы на определение уровня личностного развития. Социальный компонент гибких компетенций отражен в тесте «Уровень сотрудничества в детском коллективе» Д. Б. Эльконина [37], представляющем собой 10 шкал (ценности школы, класса, личности, творчества, рефлексии; оценка креативности классного руководителя, диалогичности классного руководителя, рефлексивности классного руководителя и откровенность).

Результаты исследования / Research results

Вопросы авторской анкеты «Мои качества (гибкие компетенции)?» позволили определить значение, степень влияния и способы формирования гибких компетенций младших школьников.

Согласно полученным ответам, можно заключить, что понятие гибких компетенций для большинства опрошенных является синонимом личностных качеств (64%). Отвечая на вопрос «Какие личностные качества больше всего важны в жизни человека?», младшие школьники выбрали: старание (35,5%); достижения в учебе, в спорте и творчестве (30,22%); умение дружить (25,33%), договариваться (17,33%); побеждать (10,66%); делать хорошо то, что тебе нравится (10,6%).

Тема личностных качеств для младших школьников действительно является важной (93,33%), что подтверждают положительные ответы участников анкетирования. Кроме того, обучающиеся начальных классов понимают важность проявления собственной инициативы в вопросе «активного участия по улучшению личных качеств» (35,56%), но в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей больше рассчитывают на помощь со стороны семьи (51,11%), педагогов (8,89%), взрослых (4,44%).

Как показали полученные данные, большинство опрошенных обучающихся начальных классов (80%) считают, что недостаточно много времени уделяют развитию личностных качеств. При этом они отмечают (88,89%), что систематически занимаются различными видами интеллектуальной (олимпиады, конференции, конкурсы), творческой (занятия в музыкальной, художественной, хореографической, школах) и спортивной деятельности (спортивные секции, школы и клубы), способствующими активному совершенствованию личностных качеств, или гибких компетенций. Это может означать то, что многие опрошенные обучающиеся в силу своих возрастных особенностей не осознают или не могут зафиксировать личностный рост, приобретенный в результате регулярных внешкольных занятий. Среди предложенных вариантов СМИ, где освещается тема личностных качеств, участники выбрали: Интернет (66,67%), детские журналы (17,78%), реклама (6,67%), радио (4,44%), телевидение (4,44%). Между тем почти половина респондентов (56%) признались, что не знают, как личностные качества могут помочь им в жизни, тогда как оставшиеся опрошенные (44%) убеждены в их необходимости в будущем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим младшие школьники проявляют интерес к теме личностных качеств и возможностей (96,44%) и обращаются за помощью к семье или педагогам школы (14,64%).

Конкретизируя вопрос о влиянии окружения на развитие личностных качеств (гибких компетенций), обучающиеся начальных классов выбирают институт семьи (32,87%), при этом роль школьных учителей (2,2%), по мнению опрошенных младших школьников, является наименее значимой. При этом более половины респондентов (69,33%) дали свои варианты ответов (друзья, Интернет, руководители дополнительного образования, спорт, творчество) (см. рис. 1).

Кто помогает тебе стать лучше?

■ Семья

■ Учителя

Другие варианты (друзья, Интернет, руководители ДО, спорт, творчество)

3,20%

Рис. 1. Кто помогает тебе стать лучше?

Это может значить недостаточную готовность педагогов начальных классов к процессу формирования гибких компетенций младших школьников. Кроме того, обучающиеся указали определенные проблемные зоны, в решении которых они хотели бы обратиться к своим школьным учителям: встречи с интересными людьми (42,22%), помощь психолога (35,55%), экскурсии по профориентации (28,88%), игры-тренинги на развитие личностных качеств (26,66%), мастер-классы (17,77%), тематические уроки и классные часы (15,55%) и др. (рис. 2).

Я бы хотел(а) принять участие:

15,55% 17,77% 42,20% ■ Встречи с интересными людьми ■ Помощь психолога

26,66% 35,55% ■ Экскурсии по профориентации

28,88% ■ Игры-тренинги

Рис. 2. Я бы хотел(а) принять участие

Полученные ответы подтверждают ключевую роль социального фактора в процессе формирования гибких компетенций младших школьников, где взаимодействие семьи и школы занимает важное место. При этом такая форма воспитательной работы, как встреча с интересными людьми, стала наиболее популярным ответом среди опрошенных младших школьников в связи с тем, что для развития личностных качеств и достижения жизненных целей наиболее убедительным и мотивирующим является пример и опыт живого человека.

Результаты анкетного опроса доказали актуальность проблемы формирования гибких компетенций для младших школьников. Полученные ответы младших школьников дают основание утверждать, что они испытывают значительные трудности в вопросах самостоятельного формирования гибких компетенций, поэтому нуждаются в поддержке семьи и школы. Данные анкеты выявили план воспитательных мероприятий в рамках формирования гибких компетенций, востребованных школьниками: встречи с интересными людьми; экскурсии по профориентации; игры-тренинги на развитие личностных качеств младших школьников; тематические уроки и классные часы и др. Следовательно, задача современного учителя состоит в создании благоприятных условий, ориентированных на развитие гибких компетенций младших школьников, и оказании помощи в формировании индивидуального маршрута.

Анкетный опрос по выявлению наиболее важных метапредметных результатов обучающихся О. Н. Крыловой и Е. Г. Бойцовой (адаптированный для младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) определил следующие закономерности.

Так, обобщение и систематизация данных анкеты определили значимость для младших школьников навыков целеполагания и планирования, таких как ставить цели

и планировать время и пути их достижения. Это можно объяснить тем, что данные универсальные учебные действия способствуют достижению учебных целей. Однако такие учебные действия, как прогнозирование и контроль (предвидение будущих событий, взаимоконтроль домашних заданий), не были отмечены младшими школьниками как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Дело в том, что они вызывают наибольшие трудности у обучающихся начальных классов. В ходе формирующего этапа эксперимента будет проведена работа по устранению трудностей. Кроме того, в ходе анализа данных было отмечено, что участники экспериментальной группы не внесли в список универсальных учебных действий оценку (оценка результатов своей работы), в то время как участники контрольной группы пропустили коррекцию (корректирование путей достижения цели в случае возникновения проблем).

Что касается коммуникативных УУД, ответы обучающихся КГ и ЭГ расположились следующим образом: командная работа, высказывание собственного мнения, взаимоподдержка. Последний пункт, как обозначили респонденты обеих групп, является одним из приоритетных в процессе обучения. Ранжируя коммуникативные УУД по степени значимости, младшие школьники определили второе место уважению позиции товарищей по команде, на шестом месте оказался взаимоконтроль. Полученные ответы могут свидетельствовать о необходимости развития у младших школьников навыков командного взаимодействия на формирующем этапе экспериментальной работы.

Диагностика уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников показала, что навык создания проектов, обозначенный обучающимися как второй по значимости, является для них достаточно востребованным в процессе обучения. Тем не менее в ЭГ и КГ были обнаружены различия. Так, отсутствие проведения наблюдений и экспериментов было зарегистрировано у школьников ЭГ, а обучающиеся КГ в качестве незначительных познавательных УУД выделили умение сравнивать. Более того, основополагающие навыки классификации, обобщения, выявление причинно-следственных связей, а также формулирование определений понятий были внесены участниками обеих групп в зону незначимых. Данные исследовательские навыки представляют особую сложность для младших школьников в силу возрастных особенностей. В связи с этим на формирующем этапе эксперимента будут создаваться учебные ситуации для их развития у обучающихся младшего школьного возраста.

Изучение социального компонента гибких компетенций было организовано посредством диагностического инструмента «Тест на определение уровня сотрудничества младших школьников (Д. Б. Эльконин)», полученные данные представлены в табл. 1.

Ценностные шкалы социального компонента гибких компетенций у младших школьников были определены с помощью количественного подсчета данных с последующим переводом в процентные соотношения. Согласно полученным результатам, к среднему уровню можно отнести следующие ценностные шкалы: ценность школы, ценность класса, ценность творчества, ценность диалога, ценность рефлексии, оценка креативности классного руководителя и откровенность. Разница между уровнями составляет от 1,66% до 11,67%. Например, средний уровень ценности творчества в ЭГ равняется 50%, в КГ - 48,34%. Значительный разброс можно обнаружить при рассмотрении оценки креативности классного руководителя: низкий уровень в ЭГ 31,67%, в КГ - 18,33% (разница - 13,34%), на среднем уровне в ЭГ - 55%, в КГ - 66,67% (разница - 11,67%).

Таблица 1

Результаты диагностики сформированного социального компонента гибких компетенций у младших школьников (по тесту Д. Б. Эльконина) в %

Шкалы Экспериментальная группа Контрольная группа

ценностей Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Ценность школы 15 56,67 28,33 23,33 53,34 23,33

Ценность класса 41,67 43,33 15 38,24 51,76 10

Ценность личности 25 36,67 38,33 25 40 35

Ценность творчества 25,33 50 21,67 38,33 48,34 18,33

Ценность диалога 18,33 46,67 35 11,67 51,67 36,66

Ценность 40 43,33 16,67 38,33 51,67 10

рефлексии

Оценка креативности 31,67 55 13,33 18,33 66,67 15

классного руководителя

Оценка диалога классного 13,33 63,33 23,34 31,67 51,67 16,66

руководителя

Оценка рефлексии 18,33 36,67 45 23,34 43,33 33,33

классного руководителя

Откровенность 18,33 46,67 35 10 51,67 38,33

В качестве психологического компонента гибких компетенций был выбран метод кейсов, примеры которого приведены в табл. 2.

Таблица 2

Примеры кейсов для диагностики уровней сформированности гибких компетенций младших школьников

п/п Кейс Вопросы по кейсу

1 Калькулятор Во время перемены Денис попросил всех выйти из класса, чтобы отрепетировать сценку. Все, кроме Саши, покинули кабинет. Денис еще раз подошел к Саше и повторил просьбу, в ответ получил грубый отказ от Саши, настаивавшего на том, что ему нужно подготовиться к контрольной работе. Денис не сдержался и толкнул Сашу к выходу, завязалась драка, во время которой с парты упал калькулятор Саши. Лена, забежавшая в класс, не заметив калькулятор, наступила на него. Разозленный Саша ударил Лену, заплакал от обиды и выбежал из класса Что чувствовал каждый из участников конфликта? Почему Саша так зло отреагировал в данной ситуации? Что можно было сделать, чтобы предотвратить конфликт?

2 На прогулке Во время прогулки в парке в один из зимних красивых дней поругались мальчики решили подразнить друг друга: Петя отобрал у Вани шапку, Ваня в ответ забрал у Пети шарф. После мальчики принялись обзывать друг друга и толкаться в строю. Стоявшая позади пары Ирина получила локтем в глаз, поскользнулась и упала на спину. От невыносимой боли Ирина заплакала навзрыд. Ваня с Петей настолько испугались, что сообщили учителю о несчастном случае. Ирина попала в больницу с диагнозом «перелом позвоночника». Папа Ирины хотел обратиться в полицию, но родители мальчиков решили оплатить лечение девочки Почему Ирина получила травму? Что могло бы помочь избежать беды? Почему родители мальчиков решили оплатить лечение Ирины?

3 Случайности не случайны Жил-был Васечкин, и было на нем заклинание - постоянно ему во всем не везло: то двойку получит на любимом уроке, то с товарищем поссорится, то вазу разобьет. И вот однажды упал наш Васечкин на ровном месте, да так больно и неудачно, что у него выросла шишка на голове и заговорила: «Васечкин, слушай меня внимательно. Нужно тебе учиться на неприятных историях. Тогда и будет тебе счастье, жизнь твоя изменится, умным, мудрым станешь». Каким стал Васечкин, когда подрос? Можно ли чему-то научиться на неприятных ситуациях? Какие неприятные ситуации случались в вашей жизни и как вы из

Послушал Васечкин внимательно, задумался, хотел спросить, но тут голос шишки и пропал. Вместо этого появился друг Васечкина и тут же сломал ему телефон. Не стал горячиться наш герой Васечкин и подумал: «Может, мне на товарище поучиться, не злиться, а понять и простить?» Неожиданно в дверь постучались, вошла мама и начала ругаться: «Посуда немытая, дом неубранный, кошку не накормили, в школу приглашали». Захотел Васечкин уйти и обидеться, но одумался: «Наверно, мама устала после работы, нужно ей помочь, поддержать».

Понравилось Васечкину менять свое отношение к людям и к ситуациям. И стала его жизнь налаживаться к лучшему. Отчего так случилось?_

них выходили? Чему вы научились?

Анализ данных социального компонента гибких компетенций на констатирующем этапе педагогического эксперимента дает возможность заключить, что исходный уровень младших школьников находится практически на одинаковом уровне с разницей в пределах от 1,69% до 13,34%.

Для диагностики уровней сформированности гибких компетенций младших школьников были разработаны следующие критерии и их показатели:

- осознание младшими школьниками значимости гибких компетенций в учебной деятельности (показатели: стремление проявлять активное участие в учебной и воспитательной работе; развитие таких личностных качеств, как ответственность, коммуникабельность, креативность, критичность, стойкость; готовность к эффективному взаимодействию в групповой проектной работе);

- оценочно-организационный (показатели: степень взаимодействия в группе; отношение к работе в группе; способность к самоорганизации);

- мотивационно-целевой (показатели: целеустремленность; проявление интереса к получению новых знаний и навыков; проявление самостоятельности и инициативности в групповой проектной деятельности; ориентация на достижение общего успеха).

Выявленные критерии и показатели представлены в бланке экспертной оценки гибких компетенций младших школьников и графически отображены в табл. 3.

Таблица 3

Бланк экспертной оценки гибких компетенций (в соответствии с показателями)

Показатели 3 2 1

Проявляет активное участие в учебной и воспитательной работе

Развита ответственность

Развита коммуникабельность

Развита креативность

Развита критичность

Развита стойкость

Готов взаимодействовать в групповой проектной работе

Проявляет способность к самоорганизации

Проявляет целеустремленность

Проявляет интерес к получению новых знаний и навыков

Проявляет самостоятельность и инициативность в групповой проектной деятельности

Ориентирован на достижение общего успеха

Разработанные критерии и показатели определили характеристику уровней сформированности гибких компетенций младших школьников.

Высокий уровень сформированности гибких компетенций младших школьников (КГ - 6,67%, ЭГ - 3,33%) характеризуется проявлением устойчивого интереса к занятиям, направленным на развитие личностных качеств. Младшие школьники с высоким уровнем сформированности гибких компетенций отличаются активной позицией в процессе взаимодействия в проектной деятельности. Они осознанно относятся к вопросам самовоспитания и демонстрируют настойчивость в достижении поставленной личной и общей цели при групповом взаимодействии. Обучающиеся позитивно настроены на самостоятельный поиск информации и наращивание исследовательских навыков, а также владеют высоким уровнем основ самоорганизации.

Средний уровень сформированности гибких компетенций младших школьников (КГ - 28,33%, ЭГ - 30%) обусловлен внешним интересом обучающихся к занятиям по развитию личностных качеств. Лидерские способности у младших школьников со средним уровнем сформированности гибких компетенций выражены слабо. Стремление к достижению общей цели зависит от личных интересов и получения выгоды. Работа над самовоспитанием носит у обучающихся начальных классов стихийный характер, в связи с чем навыки самоорганизации развиты недостаточно. Процесс реализации поисково-исследовательской деятельности младших школьников происходит только при неотъемлемом контроле и сопровождении учителя.

Низкий уровень сформированности гибких компетенций младших школьников (КГ - 65%, ЭГ - 66,67%) определяется отсутствием интереса и мотивации к развитию личностных качеств. Они проявляют пассивность в групповой работе, отказываясь брать ответственность за выполнение своих задач. Работа над достижением общей цели и успеха не является для них значимой и носит необязательный характер. Младшие школьники с низким уровнем сформированности гибких компетенций относятся отстраненно и проявляют инертность в ходе организации групповых проектных работ, стараясь остаться незамеченными. Вопросы самоорганизации вызывают отрицание в связи с нежеланием брать на себя ответственность за свою жизнь.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

КГ (контрольная группа)

ЭГ

(экспериментальная группа)

Рис. 3. Уровни сформированности гибких компетенций у младших школьников в КГ и ЭГ (авторская анкета)

на констатирующем этапе эксперимента

В соответствии с полученными данными (рис. 3) можно заметить, что различия в КГ и ЭГ на всех уровнях находится в пределах 3%. Для большей части диагностированных младших школьников типичным является низкий уровень сформированности гибких компетенций, при этом в КГ по сравнению с ЭГ данный уровень ниже незначительно, на 1,67%. На среднем и высоком уровнях цифровые значения достигают также 1,67%.

С целью проверки однородности КГ и ЭГ был использован статистический метод t-критерия Стьюдента. Так, по итогам диагностики сформированности гибких компетенций у младших школьников, были получены следующие данные: tэмп равное 2,5, а ^р = 2,00 при p < 0,05. Это свидетельствует о том, что эмпирическое значение находится в пределах зоны незначимости, так как гипотеза Н0 выявляет отсутствие различий между выборками.

Недостаточный уровень сформированности гибких компетенций младших школьников, выявленный в ходе диагностической работы, сигнализирует о необходимости реализации программы внеурочной деятельности для повышения уровня гибких компетенций младших школьников.

Заключение / Conclusion

Современный мир нуждается в личностях, обладающих развитыми практическими навыками, а также значимыми личностными качествами (коммуникабельность, критическое мышление, креативность, работа в команде). Основы успешной самореализации закладываются еще в младшем школьном возрасте и определяются уровнем сформированности гибких компетенций.

По результатам исследования диагностики уровней сформированности гибких компетенций у младших школьников было установлено, что 69,33% участников опроса заинтересованы темой, однако обращаются за помощью к семье и педагогам всего 14,64% обучающихся начальных классов. Это означает, что воспитательная работа по формированию гибких компетенций младших школьников должна быть усилена посредством применения эффективных образовательных форм и методов. Особую важность для обучающихся начальных классов имеют навыки командного взаимодействия, которые необходимо развивать в процессе формирования гибких компетенций младших школьников. Еще одной проблемной зоной, выявленной у обучающихся младшего школьного возраста по итогам анкетирования, является группа исследовательских навыков как составная часть гибких компетенций.

Для определения уровней сформированности гибких компетенций были сформулированы критерии и их показатели, а также характеристики высокого, среднего и низкого уровней. Выраженный низкий уровень сформированности гибких компетенций младших школьников подтверждает актуальность проблемы исследования и недостаточно результативную воспитательную работу образовательных учреждений.

Ссылки на источники / References

1. Ермакова И. В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке // Психол. наука и образование. - 2004. - № 1. - С. 63-73.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 № 126.

3. Гайдученко Е. А., Марушев А. В. Эмоциональный интеллект. - URL: https://l-a-b-a.com/lecture/show/99

4. Сосницкая О. В. Soft skills: мягкие навыки твердого характера. - URL: http://be-st.ru/ru/blog/13

5. Татаурщикова Д. А. Soft skills. - URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills

6. Канардов И. Soft skills и Hard skills - в чем разница? - URL: http://www.znai.su/statya/soft-skills-i-nard-skills-%E2%80%93-vchem-raznica

7. Портланд Ю. Что такое soft skills и почему они так важны для карьеры? - URL: http://dnevnykuspeha.com/rabota-ikarera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. - URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills

9. Абашкина О. А. Soft skills: ключ к карьере. - URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere

10. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности // Вестник Института образования человека. - 2012. - № 2. - 22 с.

11. Шипилов В. И. Перечень навыков soft skills и способы их развития. - URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml

12. Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills - гибких навыков человека. -URL: ecouniver.com

13. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Вестник евразийской науки. - 2017. - № 1 (38). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-teoreticheskih-i-metodicheskih-razrabotok-v-oblasti-upravleniya-rol-soft-skills-i-hard-skills-v-professionalnom

14. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать.

15. Chamorro-Premuzic T., Arteche A., Bremner A. J. et al. Soft skills in higher education: importance and improvement ratings as a function of individual differences and academic performance // Educational Psychology. - 2010. -№ 30 (2). - P. 221-241. - URL: https://doi.org/10.1080/01443410903560278

16. Gaines R. W., Mohammed M. B. Soft Skills Development in K-12 Education. Research Brief [Internet]. 2013 [cited 2018 Dec 20]. - URL: https://2wh2pdomc1q415tdl40khdki-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/up-loads/2014/08/ GLISI_SSResearchBrief_E1.pdf

17. Vo H.-Ph., Berglund A., Daniels M. A Perspective from Vietnamese Students on Teaching of Soft Skills // International Conference on Learning and Teaching in Computing and Engineering (LaTICE) [Internet]; 2017 [cited 2018 Dec 20]; Hong Kong, China. - URL: https://doi.org/10.1109/LaTiCE.2017.11

18. Yan L., Yinghong Y., Lui S. M. C. et al. Teaching "soft skills" to university students in China: the feasibility of an Australian approach // Educational Studies. - 2019. - № 45 (2). - P. 1-17. Available from: https://doi.org/10.1080/ 03055698.2018.1446328

19. Yashin А., Bagirova A., Klyuev A. Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills // Ekonomski Vjesnik. - 2018. - № 31 (2). - Р. 261-274. - URL: https://doaj.org/article/a2eef4f441094082be088f68f831f6b0

20. Larmer J., Mergendoller J. R. The Main Course, Not Dessert. How Are Students Reaching 21st Century Goals? With 21st Century Project Based Learning [Internet]. 2010 [cited 2018 Dec 20]. - URL: https://ru.scribd.com/document/ 109666630/The-Main-Course-Not-Dessert

21. Fernandez-Sanz L., Villalba M. T., Medina J. A., Misra S. A study on the key soft skills for successful participation of students in multinational engineering education // International Journal of Engineering Education. - 2017. - № 33 (6). - P. 2061-2070. -URL: https://www.researchgate.net/publication/321534626_A_Study_on_the_Key_Soft_Skills_for_Successful_Participation _of_Students_in_Multinational_Engineering_Education

22. Yashin А., Bagirova A., Klyuev A. Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills.

23. Chassidim H., Almog D., Shlomo M. Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere // European Journal of Engineering Education. - 2018. - Vol. 43(4). - P. 638-650.

24. Chell E., Athayde R. Planning for uncertainty: soft skills, hard skills and innovation // Reflective Practice. - 2011. -Vol. 12(5). - P. 21-23.

25. Fixsen A., Cranfield S., Ridge D. Self-care and entrepreneurism: an ethnography of soft skills development for higher education staff // Studies in Continuing Education. - 2018. - Vol. 40(2). - P. 182.

26. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 2014. - № 1. - С. 87-102.

27. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - С. 17.

28. Rose-Krasnor L. The nature of social competence: a theoretical review // Soc. Dev. - 1997. - 6. - Р. 112-135. DOI: 10.1111/j.1467-9507.1997.tb00097.x

29. Rhein R., Kanning Uwe Peter. Diagnostik sozialer Kompetenzen // Gruppendynamik. - 2003. - 358 (2004). - URL: https://doi.org/10.1007/s11612-004-0033-6

30. Руденко Е. А., Рубцова Н. Н. Диагностика гибких навыков студентов педагогического вуза // Известия ВГПУ. - 2021. - № 5 (158). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-gibkih-navykov-studentov-pedagogicheskogo-vuza

31. Исаева О. М., Савинова С. Ю. Оценка «мягких навыков» студентов - будущих менеджеров // Организационная психология: люди и риски: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 24 апреля - 01 2020 года / под ред. Л. Н. Аксеновской. - Саратов: ИЦ «Наука», 2020. - С. 266-272.

32. Тимошкина М. В., Квач С. С., Карминский А. А. Диагностика гибких навыков как инструмент формирования команд // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - № 1(54). - С. 373-378.

33. Николаева Т. В., Таранова О. Л. Развитие «гибких» навыков (soft skills) на уроках английского языка // Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конференции, 2019. - С. 166-169.

34. Костина Н. Ю., Медник И. С. Развитие гибких навыков школьников // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: материалы Всерос. научн. конф., посвящ. 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского. - Пенза, 2019. - С. 141-144.

35. Винокурова Н. В., Мазуренко О. В., Васенина С. И. О развитии навыков soft skills в учебной деятельности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-razvitii-navykov-soft-skills-v-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov

36. Технология формирующего оценивания в современной школе: учеб.-метод. пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. - СПб.: КАРО, 2015. - 128 с.

37. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 1999. - 368 с.

1. Ermakova, I. V. (2004). "Uchebnoe vzaimodejstvie pedagoga s uchashchimisya kak faktor ih emocional'noj kom-fortnosti na uroke" [Educational interaction of a teacher with students as a factor of their emotional comfort in the lesson], Psihol. nauka i obrazovanie, № 1, pp. 63-73 (in Russian).

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya (FGOS NOO), utver-zhdennyj prikazom Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 126 [Federal State Educational Standard of Primary General Education, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 126 dated 22.02.2018.] (in Russian).

3. Gajduchenko, E. A., & Marushev, A. V. Emocional'nyj intellekt [Emotional Intelligence]. Available at: https://l-a-b-a.com/lecture/show/99 (in Russian).

4. Sosnickaya, O. V. Soft skills: myagkie navyki tverdogo haraktera [Soft skills: soft skills of a firm character]. Available at: http://be-st.ru/ru/blog/13 (in Russian).

5. Tataurshchikova, D. A. Soft skills. Available at: https://4brain.ru/blog/soft-skills (in Russian).

6. Kanardov, I. Soft skills i Nard skills - v chem raznica? [Soft skills and Hard skills - what is the difference?] Available at: http://www.znai.su/statya/soft-skills-i-nard-skills- %E2%80%93-vchem-raznica (in Russian).

7. Portland, Yu. Chto takoe soft skills i pochemu oni tak vazhny dlya kar'ery? [What are soft skills and why are they so important for a career?] Available at: http://dnevnykuspeha.com/rabota-ikarera/chto-takoe-soft-skills-i-pochemu-oni-tak-vazhnyi-dlya-kareryi.html (in Russian).

8. Davidova, V. Clushat, govorit' i dogovarivat'sya: chto takoe soft skills i kak ih razvivat' [Listen, talk and negotiate: what are soft skills and how to develop them ]. Available at: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (in Russian).

9. Abashkina, O. A. Soft skills: klyuch k kar'ere. [Soft skills: the key to a career]. Available at: http://www.pro-per-sonal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (in Russian).

10. Hutorskoj, A. V. (2012). "Metapredmetnoe soderzhanie obrazovaniya s pozicij chelovekosoobraznosti" [Meta-sub-ject content of education from the standpoint of human conformity], Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka, № 2, 22 p. (in Russian).

11. Shipilov, V. I. Perechen' navykov soft skills i sposoby ih razvitiya [List of soft skills and ways to develop them]. Available at: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (in Russian).

12. Milevski, I. Lichnostnoe razvitie uspeshnogo cheloveka. Principy soft skills - gibkih navykov cheloveka [Personal development of a successful person. Principles of soft skills - flexible human skills]. Available at: ecouniver.com (in Russian).

13. Ivonina, A. I., Chulanova, O. L., & Davletshina, Yu. M. (2017). "Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov" [Modern directions of theoretical and methodological works in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in the professional and career development of employees], Vestnik evrazijskoj nauki, № 1 (38). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-napravleniya-teoreticheskih-i-metodicheskih-razrabotok-v-oblasti-upravleniya-rol-soft-skills-i-hard-skills-v-professionalnom (in Russian).

14. Davidova, V. Op. cit.

15. Chamorro-Premuzic, T., Arteche, A., Bremner, A. J. et al. (2010). "Soft skills in higher education: importance and improvement ratings as a function of individual differences and academic performance", Educational Psychology, № 30 (2), pp. 221-241. Available at: https://doi.org/10.1080/01443410903560278 (in English).

16. Gaines, R. W., & Mohammed, M. B. Soft Skills Development in K-12 Education. Research Brief [Internet]. 2013 [cited 2018 Dec 20]. Available at: https://2wh2pdomc1q415tdl40khdki-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/up-loads/2014/08/ GLISI_SSResearchBrief_E1.pdf (in English).

17. Vo, H.-Ph., Berglund, A., & Daniels, M. "A Perspective from Vietnamese Students on Teaching of Soft Skills", International Conference on Learning and Teaching in Computing and Engineering (LaTICE) [Internet]; 2017 [cited 2018 Dec 20]; Hong Kong, China. Available at: https://doi.org/10.1109/LaTiCE.2017.11 (in English).

P. A. Mrneßa

18. Yan, L., Yinghong, Y., Lui, S. M. C. et al. (2019). "Teaching "soft skills" to university students in China: the feasibility of an Australian approach", Educational Studies, № 45 (2), P. 1-17. Available from: https://doi.org/10.1080/ 03055698.2018.1446328 (in English).

19. Yashin, A., Bagirova, A., & Klyuev, A. (2018). "Designing entrepreneurial education in Russia: hard and soft skills", Ekonomski Vjesnik, № 31 (2), pp. 261-274. Available at: https://doaj.org/arti-Cle/a2eef4f441094082be088f68f831f6b0 (in English).

20. Larmer, J., & Mergendoller, J. R. The Main Course, Not Dessert. How Are Students Reaching 21st Century Goals? With 21st Century Project Based Learning [Internet]. 2010 [cited 2018 Dec 20]. Available at: https://ru.scribd.com/document/ 109666630/The-Main-Course-Not-Dessert (in English).

21. Fernandez-Sanz, L., Villalba, M. T., Medina, J. A., & Misra, S. (2017). "A study on the key soft skills for successful participation of students in multinational engineering education", International Journal of Engineering Education, № 33 (6), pp. 20612070. Available at: https://www.researchgate.net/publication/321534626_A_Study_on_the_Key_Soft_Skills_for_Success-ful_Participation_of_Students_in_Multinational_Engineering_Education (in English).

22. Yashin, A., Bagirova, A., & Klyuev, A. (2018). Op. cit.

23. Chassidim, H., Almog, D., & Shlomo, M. (2018). "Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere", European Journal of Engineering Education, vol. 43(4), pp. 638-650 (in English).

24. Chell, E., & Athayde, R. (2011). "Planning for uncertainty: soft skills, hard skills and innovation", Reflective Practice, vol. 12(5), pp. 21-23 (in English).

25. Fixsen, A., Cranfield, S., & Ridge, D. (2018). "Self-care and entrepreneurism: an ethnography of soft skills development for higher education staff", Studies in Continuing Education, vol. 40(2), p. 182 (in English).

26. Bazarov, T. Yu., Erofeev, A. K., & Shmelev, A. G. (2014). "Kollektivnoe opredelenie ponyatiya "kompetencii": popytka izvlech-eniya smyslovyh tendencij iz razmytogo ekspertnogo znaniya" [Collective definition of the "competence" concept: an attempt to extract semantic trends from blurred expert knowledge], Vestnik Mosk. Un-ta. Ser. 14. Psihologiya, № 1, pp. 87-102.

27. Dobryakova, M. S. & Frumin, I. D. (eds.) (2020). "Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': ot lozungov k real'nosti" [Universal competences and new literacy: from slogans to reality], Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, Moscow, p. 17.

28. Rose-Krasnor, L. (1997). "The nature of social competence: a theoretical review", Soc. Dev, 6, pp. 112-135. DOI: 10.1111/j.1467-9507.1997.tb00097.x (in English).

29. Rhein, R., & Kanning, Uwe Peter (2003). "Diagnostik sozialer Kompetenzen" [Diagnostics of social skills], Gruppendynamik, 358 (2004). Available at: https://doi.org/10.1007/s11612-004-0033-6 (in German).

30. Rudenko, E. A., & Rubcova, N. N. (2021). "Diagnostika gibkih navykov studentov pedagogicheskogo vuza" [Diagnostics of soft skills of pedagogical university students], Izvestiya VGPU, № 5 (158). Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/diagnostika-gibkih-navykov-studentov-pedagogicheskogo-vuza (in Russian).

31. Isaeva, O. M., & Savinova, S. Yu. (2020). "Ocenka "myagkih navykov" studentov - budushchih menedzherov" [Assessment of "soft skills" of students - future managers], in Aksenovska, L. N. (ed.). Organizacionnaya psihologiya: lyudi i riski: materialy XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Saratov, 24 aprelya - 01 2020 goda, IC "Nauka", Saratov, pp. 266-272 (in Russian).

32. Timoshkina, M. V., Kvach, S. S., & Karminskij, A. A. (2021). "Diagnostika gibkih navykov kak instrument formiro-vaniya komand" [Diagnostics of soft skills as a team building tool], Biznes. Obrazovanie. Pravo, № 1(54), pp. 373378 (in Russian).

33. Nikolaeva, T. V., & Taranova, O. L. (2019). "Razvitie "gibkih" navykov (soft skills) na urokah anglijskogo yazyka" [Development of "soft" skills in English lessons], Mezhkul'turnaya kommunikaciya i professional'no-orientirovan-noe obuchenie inostrannym yazykam: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konferencii, pp. 166-169 (in Russian).

34. Kostina, N. Yu., & Mednik, I. S. (2019). "Razvitie gibkih navykov shkol'nikov" [Development of soft skills of schoolchildren], Pedagogicheskij institut im. V. G. Be-linskogo: tradicii i innovacii: materialy Vseros. nauchn. konf., posvyashch. 80-letiyu Pedagogicheskogo instituta im. V. G. Belinskogo, Penza, pp. 141-144 (in Russian).

35. Vinokurova, N. V., Mazurenko, O. V., & Vasenina, S. I. (2021). "O razvitii navykov soft skills v uchebnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov" [About the development of soft skills in the educational activities of primary school students], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 73-1. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/o-razvitii-navykov-soft-skills-v-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (in Russian).

36. Krylova, O. N. & Bojcova, E. G. (2015). Tekhnologiya formiruyushchego ocenivaniya vsovremennojshkole [Technology of formative assessment in a modern school]: ucheb.-metod. posobie, KARO, St. Petersburg, 128 p. (in Russian).

37. El'konin, D. B. (1999). Psihologiya igry [Psychology of the game], Prosveshchenie, Moscow, 368 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.