Научная статья на тему 'ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ УЧИТЕЛЯ / SOFT SKILLS ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятова Ирина Евгеньевна

В статье актуализируется проблема развития гибких навыков у педагогических работников российской школы как новой ценности в их профессиональном совершенствовании. Достижение нового качества образования зависит от личности учителя. Его миссия существенно изменится в самой ближайшей перспективе по причине предъявления новых требований к педагогической деятельности в условиях цифрового общества и в ситуации неопределенности. Новые вызовы образования XXI века могут быть нивелированы повышением профессионализма российских учителей. В статье констатируется факт усиления роли надпрофессиональных навыков (soft skills), поэтому важность и необходимость владения данными навыками рассматривается как приоритет профессионального развития российских педагогов в будущем. Педагог должен быть готов начать формировать гибкие навыки уже у младших школьников при условии, что сам на достаточном уровне ими владеет. Проблема обосновывается на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-методическом уровнях. Ставится цель определения подхода к развитию гибких навыков у учителей начальных классов в условиях непрерывного повышения квалификации. Методологическими основами исследования стали андрагогический и субъектно-деятельностные подходы. Проводится обзор научных исследований, определяющих подходы к структуре soft skills, тенденции их развития в условиях новых требований и вызовов в подготовке педагогических работников и повышения их квалификации. Определяются место и роль гибких навыков в личностном и профессиональном развитии педагога. Обосновывается необходимость принятия педагогами начального общего образования гибких компетенций как условия достижения нового качества образования. Описание результатов связано с характеристикой технологий для развития, преобразования и коррекции гибких компетенций учителя начальной школы в условиях формального повышения квалификации. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации сценарного плана образовательного события, ориентированного на развитие профессиональных компетенций и гибких навыков учителей начальной школы в рамках дополнительного профессионального образования. Статья представляет интерес для практических работников системы общего образования и исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девятова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES FOR DEVELOPING SOFT SKILLS IN PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article actualizes the problem of the development of flexible skills among teachers of the Russian school as a new value in their professional improvement. Achieving a new quality of education depends on the personality of the teacher. Its mission will change significantly in the very near future due to the introduction of new requirements for teaching activities in a digital society and in a situation of uncertainty. New challenges of education of the 21st century can be leveled by increasing the professionalism of Russian teachers. The article states the fact of strengthening the role of supra-professional skills (soft skills), therefore, the importance and necessity of owning these skills is considered as a priority of professional development of Russian teachers in the future. The teacher should be ready to begin to form flexible skills already in younger students, provided that he himself owns them at a sufficient level. The problem is substantiated at the socio-pedagogical, scientific-pedagogical and scientific-methodological levels. The aim is to substantiate the approach to the development of flexible skills in primary school teachers in conditions of continuous professional development. The methodological foundations of the study were andragogical and subject-activity approaches. A review of scientific research defining approaches to the structure of soft skills, trends in their development in the context of new requirements and challenges in the training of teachers and their professional development is conducted. The place and role of flexible skills in the personal and professional development of a teacher are determined. The necessity of adopting flexible competencies by teachers of primary general education as a condition for achieving a new quality of education is substantiated. The description of the results is related to the characteristics of technologies for the development, transformation and correction of flexible competencies of primary school teachers in conditions of formal professional development. The practical significance of the research consists in the development and testing of a scenario plan for an educational event focused on the development of professional competencies and flexible skills of primary school teachers within the framework of additional professional education. The article is of interest to practitioners of the general education system and researchers.

Текст научной работы на тему «ТЕХНИКИ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 378.091.398+371.123

Техники развития гибких навыков у учителей начальной школы

И. Е. Девятова

https://orcid.org/0000-0002-8106-9397 devytova74rus@mail.ru

Techniques for developing soft skills in primary school teachers

I. E. Devyatova

Аннотация

В статье актуализируется проблема развития гибких навыков у педагогических работников российской школы как новой ценности в их профессиональном совершенствовании. Достижение нового качества образования зависит от личности учителя. Его миссия существенно изменится в самой ближайшей перспективе по причине предъявления новых требований к педагогической деятельности в условиях цифрового общества и в ситуации неопределенности. Новые вызовы образования XXI века могут быть нивелированы повышением профессионализма российских учителей. В статье констатируется факт усиления роли надпрофессиональ-ных навыков (soft skills), поэтому важность и необходимость владения данными навыками рассматривается как приоритет профессионального развития российских педагогов в будущем. Педагог должен быть готов начать формировать гибкие навыки уже у младших школьников при условии, что сам на достаточном уровне ими владеет. Проблема обосновывается на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-методическом уровнях. Ставится цель определения подхода к развитию гибких навыков у учителей начальных классов в условиях непрерывного повышения квалификации. Методологическими основами исследования стали андрагогический и субъектно-деятельностные подходы. Проводится обзор научных исследований, определяющих подходы к структуре soft skills, тенденции их развития в условиях новых требований и вызовов в подготовке педагогических работников и повышения их квалификации. Опреде-

ляются место и роль гибких навыков в личностном и профессиональном развитии педагога. Обосновывается необходимость принятия педагогами начального общего образования гибких компетенций как условия достижения нового качества образования. Описание результатов связано с характеристикой технологий для развития, преобразования и коррекции гибких компетенций учителя начальной школы в условиях формального повышения квалификации. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации сценарного плана образовательного события, ориентированного на развитие профессиональных компетенций и гибких навыков учителей начальной школы в рамках дополнительного профессионального образования. Статья представляет интерес для практических работников системы общего образования и исследователей.

Abstract

The article actualizes the problem of the development of flexible skills among teachers of the Russian school as a new value in their professional improvement. Achieving a new quality of education depends on the personality of the teacher. Its mission will change significantly in the very near future due to the introduction of new requirements for teaching activities in a digital society and in a situation of uncertainty. New challenges of education of the 21st century can be leveled by increasing the professionalism of Russian teachers. The article states the fact of strengthening the role of supra-professional skills (soft skills), therefore, the importance and necessity of owning these skills is considered as a priority of professional devel-

opment of Russian teachers in the future. The teacher should be ready to begin to form flexible skills already in younger students, provided that he himself owns them at a sufficient level. The problem is substantiated at the socio-pedagogical, scientific-pedagogical and scientific-methodological levels. The aim is to substantiate the approach to the development of flexible skills in primary school teachers in conditions of continuous professional development. The methodological foundations of the study were andragogical and subject-activity approaches. A review of scientific research defining approaches to the structure of soft skills, trends in their development in the context of new requirements and challenges in the training of teachers and their professional development is conducted. The place and role of flexible skills in the personal and professional development of a teacher are determined. The necessity of adopting flexible competencies by teachers of primary general education as a condition for achieving a new quality of education is substantiated. The description of the results is related to the characteristics of technologies for the development, transformation and correction of flexible competencies of primary school teachers in conditions of formal professional development. The practical significance of the research consists in the development and testing of a scenario plan for an educational event focused on the development of professional competencies and flexible skills of primary school teachers within the framework of additional professional education. The article is of interest to practitioners of the general education system and researchers.

Ключевые слова: человеческий капитал учителя, soft skills педагогических работников, образовательное событие, начальное общее образование.

Keywords: teacher's human capital, soft skills of teachers, educational event, primary general education.

Введение. Одним из целевых ориентиров в развитии образования является усиление позиций России на мировом рынке образовательных услуг. Среди ключевых результатов национального проекта «Образование» обозначено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, «вхождение Российской Федерации к 2024 году в число десяти

ведущих стран мира по качеству общего образования» [1].

На всех уровнях реализации данных задач есть понимание того, что важной фигурой происходящих изменений в образовании является педагог.

В этой связи закономерно повышение требований к человеческому капиталу учителя, который представляет собой совокупность показателей профессионального опыта, знаний и навыков, социальных и экономических потребностей, используемых для решения профессиональных и личностных задач.

Согласно теории, человеческий капитал делится на общий (универсальные навыки и знания) и специфический (компетенции и навыки, которые создают отдачу на конкретном рабочем месте, в конкретной профессии и отрасли). Традиционно считается, что успешность индивида в значительной степени зависит именно от специфического человеческого капитала, который отражает его профессиональные навыки. В то же время международными экспертами утверждается, что для новой экономики информационного общества важны общие навыки. «Навыки XXI века», «универсальные компетентности», «социально-эмоциональные навыки», различные виды «новой грамотности» признаются наиболее востребованными, поскольку могут «работать» в самых разных профессиях и отраслях. На важность общих навыков или видов грамотности в современном мире указывает и тот факт, что их изучение проводится в рамках международных мониторин-гов (PIAAC, STEP).

Смещение приоритетов в сторону навыков, необходимых для нового качества жизни человека в новом тысячелетии, определяют новую повестку развития и оценки общего и специфического человеческого капитала, в том числе и педагога. Это обстоятельство принципиально важно в понимании новой ценности постдипломного развития педагогических работников и определяет актуальность изучения обозначенной проблемы на социально-педагогическом уровне.

Концепция soft skills («мягких»/гибких компетенций) в последнее время разрабатывается в зарубежном научном и экспертном сообществах. На государственном уровне разрабатываются проекты, предполагающие внедрение

soft skills в образовательные стандарты, учебные планы образовательных организаций. Это обусловлено тем, что изменения в конце ХХ века трансформировали традиционное представление о профессионализме. Пандемия COVID-19 и связанные с нею ограничения дали дополнительный импульс в изменении форм занятости населения, в обеспечении доступности получения «узких» знаний и гибкости технологий в коммуникации и взаимодействии между людьми. Знания человека приобретают новую ценность и не могут ограничиваться лишь одной областью жизнедеятельности. И педагогу сегодня уже недостаточно иметь компетенции, напрямую связанные только с его профессиональной деятельностью, ему важно обладать на высоком уровне метакомпетенция-ми. Ведь именно они становятся основой для получения новых знаний. Вышеобозначенное обусловливает необходимость рассмотрения проблемы на научно-педагогическом уровне. В современных условиях особое значение приобретает психолого-педагогическое направление исследований, в которых подчеркивается значимость soft skills для профессиональной деятельности педагога. Актуальность данных исследований, в том числе, определена кризисной ситуацией, которая характеризуется неэффективностью традиционных подходов к образованию нового поколения обучающихся -«цифровых аборигенов». На повестке дня вопрос: «Ради чего учить?» Учитель оказался не готовым к тому, что современным детям, которым жить в новом тысячелетии, недостаточно просто быть образованным. Их успешная социализация и качество жизни будут зависеть от того, насколько у них сформированы «навыки будущего» (future skills). А если учесть тот факт, что ряд гибких навыков начинают формироваться в детстве, а именно, с первых шагов систематического образования, то для ребенка уже в начальной школе должны быть созданы условия для эффективного развития этих гибких навыков. Однако учителю, безусловно, будет трудно сформировать эти навыки, если он сам априори ими не владеет. Обозначенные позиции определяют актуальность вопросов научно-методического обеспечения развития гибких навыков у учителей, определения критериев развития и достаточности soft skills для решения задач образования в новых условиях,

что предопределяет научно-методический уровень актуальности названной проблемы.

Таким образом, в практике развития гибких навыков у учителей начальной школы существует противоречие, требующее разрешения, а именно между необходимостью формирования у младших школьников «гибких навыков» и недостаточным уровнем сформированности данных компетенций у учителей начальных классов, а также отсутствием системных мер по развитию soft skills в условиях формального и неформального повышения квалификации педагогов.

Обозначенные выше противоречия указывают на проблему, связанную с недостаточной готовностью учителей начальной школы к формированию у своих учеников soft skills. Выделенная проблема определяется еще и тем, что педагогические работники недостаточно мотивированы к профессиональному развитию в части овладения «мягкими навыками», а в практике повышения квалификации недостаточно разработаны технологии и техники, ориентированные на развитие гибких навыков у учителей начальных классов.

Цель настоящей статьи - раскрыть подходы к развитию гибких навыков у учителей начальных классов в условиях непрерывного повышения квалификации.

Обзор литературы. Теоретический анализ подходов, представленных в исследованиях [1; 2; 3; 4; 5], позволил выявить различные подходы к определению понятия «гибкие компетенции» и их структуры.

Преимущественно soft skills рассматриваются в контексте профессионального и карьерного развития сотрудников. Так, группа исследователей под руководством профессора О. Л. Чу-лановой провела контент-анализ дефиниции "soft skills". Ими были выявлены общие и отличительные черты в подходах к понимаю «мягких» компетенций различных авторов и рассмотрены модели soft skills и их составляющие, а также понятие эмоциональной компетентности в рамках модели «мягких» компетенций [6]. Анализ проблемы развития гибких навыков у педагогов показал, что она сегодня является недостаточно изученной и раскрывается в незначительном количестве публикациях, которые преимущественно являются рекомендациями и разработками.

Авторами практического пособия «Использование потенциала концепций преподавания предметных областей при формировании у педагогов „гибких компетенций"» [7] проводится анализ различных подходов исследователей к определению структуры «гибких компетенций». Также ими приводятся примеры классификаций, включающие основные личностные качества, умения и навыки, которые определяют soft skills педагога.

В докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования» [8] сформулировано представление о soft skills как индивидуальных навыках общения и взаимодействия с миром, собой и людьми и выделяется соответствующие компетентности: мышления, взаимодействия и управления собой.

В прикладном аспекте проблема развития гибких компетенций раскрыта в методических рекомендациях «Компетенции „4К": формирование и оценка на уроке».

В них подробно описаны компетенции, включающие креативное мышление, критическое мышление, коммуникация, кооперация, и их интеграцию в современный образовательный процесс [9].

В то же время, отмечая высокий уровень методической ценности представленных материалов по формированию гибких навыков у обучающихся в школе, они не затрагивают вопросы, связанные с тем, каким образом можно сформировать гибкие навыки у педагогов.

Таким образом, резюмируя основные положения теоретического анализа вопроса развития гибких навыков у педагогов, можно заключить, что в целом в научных и прикладных исследованиях представлен адаптированный опыт развития soft skills в контексте управления потенциалом персонала организации. Однако следует заметить, что в них обозначен вектор изменений, которые необходимы в подготовке и развитии российских педагогов в самое ближайшее время.

Обозначенное выше определяет необходимость описание новых образовательных практик с позиций их возможностей и ресурсов для целенаправленного развития гибких навыков у российских педагогов.

Методология (материалы и методы). Работа учителя начальных классов требует от не-

го одинакового уровня «жестких» и «мягких» навыков.

Когда говорят о hard skills учителя, то подразумевают набор профессиональных навыков, которые он демонстрирует постоянно в своей педагогической деятельности. В профессиональном стандарте педагога [10] hard skills представлены в трудовых функциях «Общепедагогическая функция. Обучение», «Воспитательная деятельность» и «Развивающая деятельность» через трудовые действия, необходимые умения и знания. Именно эти специальные навыки задают «профессиональный профиль» педагогического работника и «профессиональные рамки» их деятельности. Как правило, развитию этих жестких компетенций способствует получение профессионального опыта, различные форматы повышения квалификации и самообразования. Как видно, hard skills достаточно легко определяются количественно и могут подвергаться различным оценочным процедурам, например, в ходе открытых учебных занятий.

Большинство «мягких» навыков у учителя требуют реальной практики, а также развитой педагогической интуиции. Это не тот случай, когда педагогу достаточно получить готовую инструкцию. В этой связи на кафедре начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО разрабатываются и реализуются подходы, позволяющие подойти к решению проблемы развития гибких компетенций с учетом андрагогических принципов непрерывного образования взрослых. Отправным момент в определении содержания и технологий развития гибких компетенций у учителей начальных классов стало проведение анкетирования среди слушателей кафедры начального образования с целью изучения состава, выявления понимания ими важности навыков soft skills в профессиональном развитии педагогов.

Опрос проводился анонимно. В исследовании использовалась структурированная анкета с закрытыми и открытыми вопросами. В качестве методов обработки применялось вычисление абсолютного значения выраженности показателей (в %). Анализ результатов анкетирования будут представлены ниже.

Результаты и их описание. В опросе, который проводился в сентябре - октябре 2021 года, приняло участие 134 слушателя - педагогиче-

ских работников начального общего образования Челябинской области.

Особый интерес в контексте рассматриваемой в статье проблемы представляли ответы респондентов на вопрос «Какие гибкие навыки Вы считаете важными для реализации себя как профессионала в своем деле?». Анализ полученных данных показал, что учителя понимают важность soft skills в собственной педагогической деятельности. Среди предложенных в анкете 14 актуальных для педагогической профессии гибких навыков в рейтинг самых «востребованных» гибких навыков, по мнению педагогов, вошли следующие: командная работа (63%), самоконтроль (61%), коммуникативные навыки (60%). В группу «низкой» востребованности вошли следующие навыки: гибкость (38%), межличностные навыки (31%), исследовательские навыки (27%). Отвечая на вопрос «Какими гибкими навыками Вы обладаете на данный момент?», респонденты высоко оценили планирование (70%), аналитическое мышление (63%), креативность (60%), самоконтроль (57%), суждение и принятие решения (55%). Также были выявлены наиболее низкие показатели по следующим педагогическим soft skills: коммуникативные навыки (43%), гибкость (41%), командная работа (40%), исследовательские навыки (32%), межличностные навыки (29%). По результатам педагогической рефлексии, которая проводилась по итогам различных форматов активного обучения слушателей по всем предложенным в опросе навыкам наблюдалась положительная динамика, наиболее существенные сдвиги были получены по следующим позициям: креативность (+31%), критическое мышление (+29%), командная работа (+27%), коммуникативные навыки (+ 21%).

На вопрос «Какими способами Вы бы хотели развивать свои навыки?» респонденты отметили дополнительное образование (56%), командную работу (53%), тренингах (48%).

В рамках оценки потенциала формального повышения квалификации для развития гибких компетенций у педагогов опрошенные указали, что, по их мнению, наиболее значимыми были бы следующие технологии: групповая дискуссия - 67%, работа малыми группами 65%, мозговой штурм - 32%, ролевые и деловые игры - 30%, кейс-стади - 24%, обучающие квесты - 13%.

На вопрос «Какие мягкие навыки всегда будут востребованы в педагогической профессии?» были получены следующие ответы: креативность (72%), межличностные навыки (60%), коммуникативные навыки (53%), командная работа (46%). Выбранные навыки из всех предложенных объединяет то, что они позволяют учителю вникать в суть и ориентироваться в конкретной педагогической ситуации.

Также в ходе проведенного исследования не были выявлены значимые различия в оценке гибких навыков в группах с учетом стажа и возраста педагогов.

Исходя из полученных аналитических данных, было принято решение о разработке образовательных событий (активностей), в рамках которых у слушателей будут совершенствоваться конкретные гибкие компетенции, такие как коммуникативные и социальные компетенции при командной работе, критическое и креативное мышление, self-management, исследовательские навыки soft skills.

Среди ключевых техник и технологий дея-тельностного типа, ориентированных на развитие soft skills у педагогов, с учетом позитивных практик [11], были определены тренинг, ментворкинг, мозговой штурм, выполнение мини-проектов, адаптированные под задачи профессионального развития педагогов методики SMART, матрицы Эйзенхауэра, Ансоффа, квадрата Декарта, SWOT-анализ, кейс-стади, квесты и прочее.

Основная работа в ходе образовательного события осуществляется командой временного состава, которые создаются произвольно, но с учетом территориальной близости образовательных организаций (в рамках одного муниципалитета или территории), в которых работают учителя. Грамотное сочетание сильных и слабых сторон каждого участника позволяет команде выдавать значимые образовательные продукты.

На начальном этапе командной работы включаются техники на командообразование, помогающие слушателям сориентироваться в том, как лучше распределить задачи с учетом лучших сторон личности участников. Слушатели - участники команды заполняют листы, в которых фиксируются личные сильные и слабые стороны.

После этого они обсуждаются в команде. Далее происходит распределение ролей и соответствующих задач в группе. Групповая организация предполагает проведение рефлексии, которая позволяет участникам команды оценить качество и объем своего вклада в общий результат работы.

Ниже рассмотрим пример сценарного плана образовательного события (активности), кото-

рый был разработан и реализован в практике повышения квалификации слушателей - учителей начальных классов Челябинской области -по программе «Технологии развития одаренности младших школьников» с учетом рекомендаций, подготовленных сотрудниками кафедры управления, экономики и права ГБУ ДПО ЧИППКРО [7].

Категория участников образовательного события Педагогические работники начального общего образования

Длительность образовательного события 90 минут

Количество участников образовательного события 28 человек

Гибкие навыки, которые совершенствуются в ходе образовательного события Коммуникация и кооперация: групповая работа, умение устанавливать контакт и договариваться, работать на один общий результат, презентовать свой образовательный продукт. Креативность: способность видеть и применять нестандартные решения / уникальные продукты. Критическое мышление: способность оценивать аргументы, поступающую информацию, способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, формулирование вопросов для достижения решения

Форма реализации образовательного события Групповая организационно-рефлексивная игра

Технология(ии) реализации образовательного события SWOT-анализ - техника коллективного анализа проблемы с заполнением соответствующих таблиц. «Мировое кафе» (TheWorldCafe) - это технология сфокусированной неформальной дискуссии. Участники рассаживаются за столы. Выбирается «хозяин» стола, остальные - «гости». Обсуждение проходит в несколько раундов. Время раунда - 6 минут. «Гости» перемещаются между столами. В конце раунда своих «гостей» собирает «хозяин» стола для общего обсуждения темы. В заключении проводится вернисаж результатов работы, которые озвучивает «хозяин стола»

Замысел (идея) образовательного события Проблема эффективности работы педагога с одаренными детьми. Цель: оценить сформированность у учителей начальных классов профессиональные компетенции и личностно значимые качества, необходимые для работы с одаренными младшими школьниками

Методическая целесообразность образовательного события Группа задач, направленных на развитие компетенций педагогов: 1. Повышение уровня компетентности педагогов в результате изучения с различных сторон их собственной педагогической деятельности в контексте развития детской одаренности в начальной школе. 2. Развитие критического мышления педагогов на основе анализа представленного опыта коллег. 3. Развитие коммуникативных компетенций и навыков сотрудничества при организации групповой работы, развитие умений работы в команде

Какие ресурсы необходимы для реализации образовательного события Материально-технические ресурсы: экран, ноутбук, проектор, раздаточный материал, листы бумаги, маркеры, флипчарты

Таблица 1

Сценарный план образовательного события. Групповая организационно-рефлексивная игра «Развитие одаренности у младших школьников»

Содержание образовательного события

Таблица 2

Длительность

Форма

Краткое описание

Первый этап - Разминка

10 минут

Работа в группах

Модератор проясняет ожидания участников игры в отношении детской одаренности и возможностях ее развития в начальной школе.

Модератор дает задание: найти значимое базовое слово по теме «Одаренный ребенок». Базовое слово записывается на листе бумаги. Группа делает графический образ выбранного базового слова, раскрывает смысл графического образа. Результаты обсуждаются в группе.

Спикер демонстрирует созданный группой рисунок и комментирует его смысл

Второй этап - SWOT-анализ

25 минут

Работа в группах

Модератор знакомит с технологией SWOT-анализ и техникой проведения анализа явлений действительности с использованием данного метода. SWOT-анализ позволит выявить и структурировать сильные и слабые стороны работы с одаренными младшими школьниками, а также ее потенциальные возможности и угрозы.

Организуется четыре группы (по 6-7 человек). Количество групп равно количеству позиций SWOT-анализа. Модератор ставит цель и знакомит с содержанием групповой работы с использованием технологии «Мировое кафе», проводит инструктаж.

Стол 1 - Сильные стороны (S) (преимущества работы с одаренными детьми в начальной школе). Стол 2 - Слабые стороны (W) (недостатки работы с одаренными детьми в начальной школе).

Стол 3 - Возможности (О) (благоприятные факторы, влияющие работу с одаренными детьми в начальной школе). Стол 4 - угрозы (Т) (факторы, ограничивающие работу с одаренными детьми в начальной школе)

Третий этап - Представление результатов работы

20 минут

Работа в группах

Модератор организует вернисаж идей. «Хозяин стола» сообщает результаты группой работы. В итоге на доске фиксируются обобщенные результаты работы в виде заполненной таблицы:

SWOT-анализ

Сильные стороны Слабые стороны

Возможности Угрозы

Модератор организует коллективное обсуждение результатов работы

Четвертый этап - Определение эффективных мероприятий

10 минут

Работа в группах

Модератор предлагает с опорой на SWOT-анализ каждой группе предложить перечень мероприятий согласно направлению:

Столь 1 - Мероприятия, направленные на активизацию сильных сторон работы с одаренными детьми в начальной школе.

Длительность Форма Краткое описание

Стол 2 - Мероприятия, направленные на преодоление слабых сторон в работе с одаренными детьми в начальной школе. Стол 3 - Мероприятия, ориентированные на расширение возможностей работы с одаренными детьми в начальной школе. Стол 4 - Мероприятия, которые минимизируют угрозы в работе с одаренными детьми в начальной школе

Пятый этап - Представление результатов работы

15 минут Работа в группах Модератор организует представление и обсуждение результатов групповой работы. Результаты фиксируются на доске.

SWOT-анализ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сильные стороны Слабые стороны

Возможности Мероприятия, направленные на активизацию сильных сторон работы с одаренными детьми в начальной школе: Мероприятия, направленные на преодоление слабых сторон в работе с одаренными детьми в начальной школе:

Угрозы Мероприятия, ориентированные на расширение возможностей работы с одаренными детьми в начальной школе: Мероприятия, которые минимизируют угрозы в работе с одаренными детьми в начальной школе:

Шестой этап - Рефлев хия результатов работа I

10 минут Модератор организует групповую дискуссию с целью определения пользы и значимости полученных результатов групповой работы для каждого из учителей начальных классов

Обсуждение. Предложенный автором статьи подход - сценарный подход к моделированию образовательного события, ориентированного на развитие гибких навыков у учителей начальной школы в условиях формального повышения квалификации - позволяет достигать качественно нового результата в профессиональном совершенствовании педагогов,

а именно: 1) формирование у учителей начальной школы личностных установок на понимании важности развития гибких навыков; 2) расширение возможностей практического проявления разных soft skills через включение педагогов различные форматы активностей и взаимодействия; 3) смещение фокуса с транс-лятивной (лекционно-семинарской) модели по-

вышения квалификации к интегрированной, включающей технологии и техники деятель-ностной направленности, различные активности, закрепляющие профессиональные и гибкие навыки учителей; 4) организация гибкого процесса развития soft skills в рамках непрерывного повышения квалификации педагогических работников, что позволит мобильно реагировать на запросы практики начального общего образования.

Заключение. Резюмируя основные положения настоящей статьи, можно заключить следующее.

Во-первых, актуализация задачи развития гибких навыков у учителей начальной школы потребовала изменить форматы и технологии взаимодействия преподавателя и слушателя, с одной стороны, и слушателей между собой, с другой, в условиях формального повышения квалификации.

Во-вторых, выбор форм взаимодействия, ориентированных на развитие soft skills у педагогов, определяется рядом современных тенденций, в том числе необходимостью создания коллаборации и командной работы.

В-третьих, достижение нового качества начального общего образования обусловлено не только профессиональными компетенциями, но и сформированными у учителя начальных классов способностями к коммуникации, кооперации, командными, публичными навыками, умениями презентовать свои идеи, креативно решать задачи педагогической практики. Другими словами, гибкие компетенции определяют профессиональный успех педагога уже сегодня.

Автор статьи выражает благодарность педагогическим коллективам МАОУ СОШ № 94, МБОУ СОШ № 68 города Челябинска, МОУ СОШ № 3 Кыштымского городского округа, МОУ СОШ № 23 города Копейска. На площадках этих общеобразовательных организаций были разработаны и апробированы образовательные события, ориентированные на совершенствование профессиональных компетенций и гибких навыков у учителей, в рамках модульных курсов повышения квалификации и непрерывного профессионального развития педагогических работников региональных инновационных площадок, научное руководство которыми осуществля-

ется кафедрой начального образования ГБУ ДПО ЧИППКРО.

Библиографический список:

1. Бацунов, С. Н. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов, И. И. Де-реча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова. - Текст : непосредственный // Концепт : научно-методический электронный журнал. - 2018. -№ 4.- С. 12-21.

2. Бубнова, И. С. Оценка soft-компетенций педагогов: разработка и апробация / И. С. Бубнова, О. Б. Пирожкова, Л. А. Шибанкова, А. Р. Масалимова. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. -2020. - № 5 (142). - С. 44-52.

3. Компетенции российских учителей: цифровая грамотность, гибкие навыки и умение развивать функциональную грамотность. Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель». - URL: http://gcro. nios.ru/system/files/kompetencii_rossiyskih_uchite ley.pdf (дата обращения: 20.09.2021). - Текст : электронный.

4. Скрипова, Н. Е. Основания отбора содержания повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации / Н. Е. Скрипо-ва. - Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 3. -С.35-41.

5. Цымбалюк, А. Э. Психологическое содержание soft skills / А. Э. Цымбалюк, В. О. Виноградова. - Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2019. -№ 6 (111). - С. 120-127.

6. Яркова, Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т. А. Яркова, И. И. Черкасова. - Текст : непосредственный // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanities. - 2016. - Т. 2, № 4. -С. 222-234.

7. Ивонина, А. И. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников / А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова, Ю. М. Давлетшина. - Текст : электронный // НАУКОВЕДЕНИЕ : интернет-журнал. - 2017. - Т. 9, № 1. - URL: http://

naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 27.09.2021).

8. Шаров, А. А. Soft-компетенции как результат подготовки педагогов профессионального образования / А. А. Шаров, Д. П. Заводчиков, И. В. Осипова. - Текст : непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2021. - № 2 (5). - С. 82-90.

9. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики / под общей редакцией Я. И. Кузьминова, И. Д. Фру-мина. - Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. - 108 с. - URL: https://publica tions .hse .ru/mirror/pubs/share/direct/218061758. pdf (дата обращения: 20.09.2021). - Текст : электронный.

10. Шипилов, В. Перечень навыков soft skills и способы их развития / В. Шипилов. - URL: https: //www .cfin.ru/management/people/dev_val/s oft-skills.shtml (дата обращения: 29.09.2021). -Текст : электронный.

References:

1. Batsunov, S. N., Derecha, I. I., Kunguro-

va, I. M., Slizkova, E. V. Modern determinants of soft skills development [Sovremennye determi-nanty razvitiya soft skills], Concept: scientific and methodological electronic journal, 2018, No. 4, pp. 12-21.

2. Bubnova, I. S., Pirozhkova, O. B., Shibanko-

va, L. A., Masalimova, A. R. Assessment of Soft-Competences of Teachers: Development and Approbation [Ocenka soft-kompetencij pedagogov: razrabotka i aprobaciya], Kazan pedagogical journal, 2020, No. 5 (142), pp. 44-52.

3. Competencies of Russian teachers: digital literacy, flexible skills and the ability to develop functional literacy. Results of the Russian study of the program "I am a Teacher" [Kompetencii rossijskih uchitelej: cifrovaya gramotnost', gib-kie navyki i umenie razvivat' funkcional'nuyu gramotnost'. Rezul'taty vserossijskogo issledo-vaniya programmy "Ya Uchitel'"], Available at: http: // gcro .nios.ru/system/file s/kompetencii_ rossiyskih_uchiteley.pdf (accessed date: 09/20/2021).

4. Skripova, N. E. Grounds for selecting the content of teachers' professional development in

the conditions of digitalization [Osnovaniya otbora soderzhaniya povysheniya kvalifikacii pedagogov v usloviyah cifrovizacii], Kazan Pedagogical Journal, 2021, No. 3, pp. 35-41.

5. Tsymbaliuk, A. E., Vinogradova, V. O. Psychological content of soft skills [Psihologicheskoe soderzhanie soft skills], Yaroslavl pedagogical bulletin, 2019, No. 6 (111), pp. 120-127.

6. Yarkova, T. A., Cherkasova, I. I. Formation of flexible skills among students in the context of the implementation of the professional standard of a teacher [Formirovanie gibkih navykov u studen-tov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga], Bulletin of the Tyumen State University. Humanitarian studies. Humanities, 2016, Vol. 2, No. 4, pp. 222-234.

7. Ivonina, A. I., Chulanova, O. L., Davletshi-na, Y. M. Modern directions of theoretical and methodological developments in the field of management: the role of soft-skills and hard skills in the professional and career development of employees [Sovremennye napravleniya teoret-icheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft skills i hard skills v profes-sional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov], Online journal "SCIENCE Studies", 2017, Vol. 9, No. 1. Available at: http://nauko vedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (accessed date: 09/20/2021).

8. Sharov, A. A., Zavodchikov, D. P., Osi-pova, I. V. Soft-competences as a result of professional education teachers' training [Soft-kompetencii kak rezul tat podgotovki pedagogov professional'nogo obrazovaniya], Innovative scientific modern academic research trajectory (INSITE), 2021, No. 2 (5), pp. 82-90.

9. Twelve solutions for New Education: report of the Center for Strategic Research and the Higher School of Economics [Dvenadcat' resh-enij dlya novogo obrazovaniya: doklad centra strategicheskih razrabotok i vysshej shkoly ekonomiki], Moscow: National Research University "Higher School of Economics", 2018. 108 p. Available at: https://publications.hse.ru/ mirror/pubs/share/direct/218061758.pdf (accessed date: 09/20/2021).

10. Shipilov, V. List of soft skills and ways of their development [Perechen' navykov soft skills i sposoby ih razvitiya], Available at: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/s oft-skills.shtml (accessed date: 09/29/2021).

Образец для цитирования статьи:

Девятова, И. Е. Техники развития гибких навыков у учителей начальной школы / И. Е. Девято-ва. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 4 (49). - С. 146-156.

Example for article citation:

Devyatova, I. E. Techniques for developing soft skills in primary school teachers [Texniki razvitiya gibkix navy'kov u uchitelej nachalnoj shkoly], Scientific support of a system of advanced training, 2021, No. 4 (49), pp. 146-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.