Научная статья УДК 378 ББК 74.4
DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.006
Е. В. Гнатышина1, А. А. Ивашкова2
1ORCID № 0000-0002-5960-586X Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-1107-8917 е
Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский
2ORCID № 0000-0002-1107-8917
Л
л s
государственный гуманитарно-педагогический университет, к
е
о §
г. Челябинск, Российская Федерация
E-mail: [email protected] §
ТЕОРЕТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ «SOFT SKILLS»
а
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА О
д о
Аннотация ®
Введение. В контексте данной статьи нами проанализированы подходы к р
а
проблеме формирования у студентов колледжа гибких навыков, необходимых для Л качественного развития профессионального потенциала в различных сферах деятельности и для успешного трудоустройства, наличие которых сейчас всё чаще ,-В» требуется работодателями.
Материалы и методы. Материалом исследования послужили различные р научные источники, посвященные изучению формирования гибких навыков студентов среднего профессионального организации. Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа. %
s
Результаты. Формирование мягких (гибких) навыков рассматривалось & различными учеными, каждый из которых интерпретировал это понятие в соответствии со своей научной деятельностью и областью развития. Ольга Биккулова, один из ученых, занимающихся исследованиями в области развития гибких навыков, е отмечает, что понятия жестких и мягких навыков зародились в области военного т дела. Для успешного развития гибких навыков можно использовать реструктуризацию учебного процесса, «коммуникационные лаборатории, проектные офисы, исследовательские группы преподавателей, использование сетевого графика, проведение д различных зимних и летних школ и т. д.» В результате эмпирического исследования
@ Гнатышина Е. В., Ивашкова А. А., 2021
было выявлено, что большинство студентов и преподавателей не обладают глубокими знаниями гибких навыков, не знают определения понятия, испытывают определенные трудности в выборе форм и методов обучения, не владеют учебно-методическим обеспечением для проведения занятий по формированию мягких навыков.
Обсуждение. Проанализированные подходы к проблеме формирования гибких навыков у студентов колледжа выявили острую необходимость формирования мягких навыков путем добавления образовательных модулей в контекст образовательных программ образовательных организаций, а также путем проведения обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов. Ученые единогласно утверждают, что развитие надпрофессиональных навыков является ключом к успешному формированию компетентного профессионала на рынке труда.
Заключение. Формирование гибких навыков началось более 50-ти лет назад и сейчас приобрело большую популярность. Анализ проблемы формирования мягких навыков проводится многими учеными, которые единодушно пришли к выводу, что эта тема недостаточно изучена а многие студенты и преподаватели просто не осведомлены о понятии, функциях и видах мягких навыков, а также о том, как их формировать. Некоторые ученые предлагают несколько подходов к решению этой проблемы. Одним из которых является проведение тренингов, практических занятий в качестве дополнительного образования, а также возможное включение соответствующих модулей и дисциплин в учебный план.
Ключевые слова: гибкие навыки; профессиональные навыки; компетенции; формирование; студенты колледжа.
Основные положения:
- рассмотрены различные трактовки определения понятия гибкие
навыки;
- подробно проанализированы различные подходы к изучению проблемы формирования soft skills;
- обоснована их значимость для студентов средних профессиональных образовательных организаций.
1 Введение (Introduction)
Мировое сообщество указывает на тенденцию развития профес-^ сионального образования, направленную на формирование мягких навыков (soft skills) в неразрывном союзе с формированием жестких навыков. Проблема формирования гибких навыков студентов средних профессиональных организаций является наиболее актуальной в условиях цифровизации образования, когда требуется перестройка мышления ^ и стереотипности для того, чтобы достигать цели и задачи образования.
Гибкие навыки — это термин, относящийся к совокупности личных положительных качеств и компетенций, которые улучшают производительность труда и повышают ценность работника на рынке труда. Оксфордский словарь трактует понятие «soft skills» как «личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми» [1, 624].
2 Материалы и методы (Materials and methods) Источниками исследования послужили научные труды ученых [2-14]. Для достижения цели исследования и анализа теоретических
е
подходов к изучению формирования "soft skills" авторы проанализиро- J вали наиболее значимые работы в проблемной области. |
е
Сфера таких исследований весьма разнообразна и получила о
§
освещение в ряде научных направлений. Изучением данного понятия в Ж
ж
разное время занимались такие ученые, как: О. Абашкина, О. В. Баринова, § Н. А. Гойдина, В. Давидова, Н. В. Жадько, М. А. Чуркина, Е. Ю. Федотова, J
хх
о д о в
Г. О. Матина, А. М. Солодова, О. Л. Чуланова, И. О. Бартенева и многие другие. Следует отметить, что некоторые положения, высказанные здесь, носят аналитический характер и не исключают других точек зрения на определение понятия гибких навыков [2-9].
3 Результаты (Results) о
Рассмотрением формирования мягких (гибких) навыков зани-
тие согласно своей научной деятельности и сфере развития. Необхо-
3 о
е е
е
о
мались различные ученые, каждый из которых трактовал данное поня- ж
ж So
димо подчеркнуть, что все имеющиеся определения данного термина в ^ какой-то степени коррелируют, а многие очень тесно связаны друг с ^ другом. Обратим внимание, что изучение формирования soft skills ведется на протяжении более 50-ти лет. Одна из ученых, занимающаяся д исследованием в области развития гибких навыков, Ольга Биккулова отмечает, что понятия hard и soft skills возникли в области военного дела. По словам автора, «В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В
ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению» [10, 1]. Гибкие навыки, как правило, трудно наблюдать, количественно оценивать и измерять. Некоторые из них — это коммуникативные навыки, критическое и структурированное мышление, навыки решения проблем, креативность, способность к командной работе, навыки ведения переговоров, самоуправление, тайм-менеджмент, управление конфликтами и многие другие. В третьем десятилетии XXI века образовательные организации должны предоставлять набор мягких навыков, необходимых студентам для достижения высоких результатов как в академическом, так и в профессиональном плане. Это указывает на важность и необходимость приобретения мягких навыков для студентов во время учебы в колледже и наличия качественно проработанных гибких навыков, когда они заканчивают обучение. Проблема формирования мягких (гибких) навыков активнее всего разрабатывается в системе среднего профессионального образования в связи с растущей популярностью проведения чемпионатов профессионального мастерства. Необходимо отметить, что в организациях СПО основное внимание уделяется преподаванию профессионально значимых дисциплин, передаче знаний и опыта.
По результатам исследований ученых, проведенных с участием студентов и преподавателей в формате анкетирования относительно содержания понятия soft skills, а также дисциплин, способствующих формированию таких мягких навыков у студентов, был выявлен факт, подтверждающий, что в учебных программах недостаточно развита практика формирования гибких навыков, в том время как в странах Евросоюза на протяжении последних двух лет ведется работа в этом направлении [11]. Очевидно, что развитию гибких навыков следует уде-
^ лять такое же внимание, как и развитию профессиональных. Ключевая
и;
hq роль в этом процессе должна быть отведена системе образования на раз-
а
50
а
а" н и
ных его уровнях. О важности soft skills (командная работа, решение проблем, коммуникация, стратегическое мышление и др.) для выпускников вузов говорят данные ряда исследовании" (Bloomberg research, The Gradúate Management Admission Council research, The Association of MBAs or AMBA's Employers Forum 2014 и др.) [12]. По мнению Ж. А. Аман-тай, существует два подхода к формированию гибких навыков у студентов. «Первый (soft через soft) — обучать гибким навыкам непосредственно, через отдельные специальные курсы/модули в рамках вариативного компонента учебного плана. Второй подход (soft через hard) — использовать потенциал всех изучаемых дисциплин в сочетании с допол- ^ нительным образованием, внеучебнои, воспитательной' работой.» ~
Для успешного развития гибких навыков возможно использование перестройки образовательного процесса, «коммуникативных лаборатории, проектных офисов, исследовательских групп преподавателей,
использование сетевого расписания, проведение различных зимних и g
хх
о д о в
летних школ и др.». На протяжении последних лет на базе многих образовательных организаций проводятся обучающие семинары, лекции, практические занятия по формированию гибких навыков. Некоторые высшие учебные заведения добавили в свои программы профессиональной подготовки соответствующие дисциплины и модули, способ- о ствующие формированию soft skills [13].
В результате эмпирического исследования было выявлено, что большинство студентов и преподавателей не имеют основательных знаний, касающихся гибких навыков, не знают определения понятия, испытывают определенные трудности при выборе форм и методов обучения, не владеют учебно-методическим обеспечением для проведения занятий по формированию soft skills. Стоить отметить, что, несмотря д на отсутствие осведомленности в этой сфере, многие преподаватели хотели бы повысить собственную квалификацию относительно методов формирования гибких навыков.
Как утверждает М. Э. Волкова, «существует два пути формиро-
g
£ £
л
и
ц
з
g
в а
ж и
So
0 t
s
1
вания «гибких» навыков: вводить специальные курсы в рамках вариативной части учебного плана, как это делают зарубежные университеты (Harvard University, Stanford Research Institute и др.), а также, к примеру, Российская Высшая школа экономики или же формировать в рамках изучаемых дисциплин в единстве с внеучебнои работой, что чаще встречается в практике отечественных вузов» [13].
В. О. Сосков считает, что неспециализированные надпрофесси-ональные навыки «востребованы у представителей' абсолютно всех профессии, поэтому часто их наличие и развитость являются сильным конкурентным преимуществом на современном рынке труда» [14].
Для решения этой проблемы автор предлагает обучить собственных студентов для того, чтобы в дальнейшем они могли проводить практические занятия, тренинги и деловые игры, в которых сделан упор на формирование гибких навыков уже с другими студентами в качестве коучей. Такой метод имеет ряд преимуществ, т. к., во-первых, это достаточно экономично и, что немаловажно, обучаемым студентам будет легко воспринимать поступающую информацию, потому что будет создана непринужденная атмосфера проведения занятий.
4 Обсуждение (Discussion)
Проанализированные подходы к проблеме формирования гибких навыков студентов колледжа выявили острую необходимость в формировании soft skills путём добавления образовательных модулей в контекст учебных программ образовательных организаций, так и с помощью проведения обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов. Учёные единогласно утверждают, что развитие надпрофессиональных навыков — залог успешного формирования компетентного профессионала на рынке труда.
5 Заключение (Conclusion)
1) формирование soft skills параллельно с формированием
а;
^ жестких компетенций — мировая тенденция профессионального обра-hq зования;
а
«о §
а
S
а ж s
2) изучение формирования soft skills ведется на протяжении более 50 лет и возникли в области военного дела;
3) гибкие навыки, как правило, трудно наблюдать, количественно оценивать и измерять;
4) в связи с растущей популярностью проведения чемпионатов профессионального мастерства проблема формирования мягких (гибких) навыков активнее всего разрабатывается в системе среднего профессионального образования;
5) в результате эмпирического исследования было обнаружено,
ч
что многие студенты и преподаватели не осведомлены в области поня- ^
г ч
тийного аппарата гибких навыков; |
ч
6) авторы выделили два подхода к формированию гибких навы- о
§
ков у студентов, которые включают либо создание отдельных курсов, Ж'
ж
либо использовать потенциал всех изучаемых дисциплин в сочетании I с дополнительным образованием, внеучебнои, воспитательной работой. g
X
о д
о в
р
о
£ е
Библиографический список
1. Simpson J. A. & Weiner E. S. (1989), Oxford English Dictionary, 2nd edition, Clarendon Press, Oxford, 624 p.
2. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере / PRO-PERSONAL.RU : сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом : [сайт]. URL: Л http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения р
13.10.2021) I
р
3. Баринова О. В. Понятие и сущность компетенции // Novainfo. 2014. № о 19. С. 147-149. §
4. Гойдина Н. А. Soft skills или социальные навыки выпускника колледжа л - залог успеха? // Молодежь и системная модернизация страны : cборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых : в 4-х томах, 22-23 мая 2018 года / Ответственный редактор А. А. Горохов. Курск : Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2018. Том 2. С. 3235. - ISBN 978-5-9908274-9-3.
5. Josepher J. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать // Теории и практики : ведущее российское просветительское медиа о личностном и профессиональном развитии не для галочки : [саит]. [27.10 2015]. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения 14.10.2021)
6. Жадько Н. В., Чуркина М. А. Обучение hard skills и soft skills — в чем
0 t
s
1
У д
е §
S о
л *
0
№ д
разница? // HR-Portal : [сайт]. [27.10.2006]. URL: https://hr-portal.ru/arti-cle/obuchenie-hard-skills-i-soft-skills-v-chyom-raznica (дата обращения 15.12.2021)
7. Федотова Е. Ю., Матина Г. О., Солодова А. М. Организационно-педагогические условия развития гибких навыков (soft skills) в системе СПО: опыт ГБПОУ «Педагогический колледж № 4» // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2020. № 1 (11). С. 48-59.
8. Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2017. № 1 (28). С. 53-58.
9. Бартенева И. О. Развитие универсальных навыков (soft skills) в образовательно-воспитательном процессе колледжа // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы : материалы III Международной научно-практической конференции, 25-26 марта 2021 года. Саратов : Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2021. С. 45-48.
10. Биккулова О. Что такое hard и soft skills? В чем разница? Что важнее? // Гуманитарные технологии : Центр тестирования и развития : [саит]. URL: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-t^oe-hard-i-soft-skills-v-chem-raz-nitsa-chto-vazhnee.html (дата обращения 17.10.2021)
11. Andrews M. (2015), "What skills do employers want most?", University World News, 19 June, 372. URL: https://www.universityworld-news.com/post.php?story=20150616130747880 (дата обращения: 24.12.2021).
12. Амантай Ж. А. Педагогические проблемы формирования гибких навыков у студентов вузов // Теория и практика современных научных исследований — 2019 : сборник научных трудов / под научной редакцией А. Н. Давыдова. Екатеринбург : Уральский государственный университет путей сообщения, 2020. С. 54-58. - ISBN 978-5-94614-485-8.
13. Волкова М. Э. Формирование soft-skills у студентов педагогических специальностей: теоретический анализ // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 15. С. 224-226. - ISSN 2308-9601.
14. Сосков В. О. Формирование гибких навыков у студентов // Богатство финно-угорских народов : материалы IV Международного финно-угорского студенческого форума, 25-26 мая 2017 года. Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2017. С. 477-478. - ISBN 978-5-94808-961-4.
^
^ Ye. V. Gnatyshina1, A. A. Ivashkova2
J 1ORCID No. 0000-0002-5960-586X
^ Docent, Doctor of Pedagogic Sciences,
na Head of the Department of Pedagogy and Psychology,
South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
О
^ E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0002-1107-8917
Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: ivashkova. aa@inbox. ru
THEORETICAL ANALYSIS OF APPROACHES TO THE PROBLEM OF THE FORMATION OF "SOFT SKILLS" OF COLLEGE STUDENTS
Abstract
Introduction. In the context of this article, we have analyzed approaches to the problem of the formation of flexible skills of college students necessary for the qualitative development of professional potential in various ^ fields of activity and for successful employment, and the availability of which § is now increasingly required by employers.
Materials and methods. The research material was various scientific ~ sources devoted to the study of the formation of flexible skills of students of 2
secondary vocational organizations. The analysis of scientific and methodological literature, descriptive and distributive methods used in writing this article are the main tools of analysis.
Results. The formation of soft (flexible) skills was considered by var-
I
¡2
ious scientists, each of whom interpreted this concept in accordance with his o
scientific activity and area of development. Olga Bikkulova, one of the scientists involved in research on the development of soft skills, notes that the concepts of hard and soft skills originated in the field of military affairs. For the successful development of soft skills, one can use the restructuring of the educational process, communication laboratories, project offices, research groups of teachers, the use of a network schedule, holding various winter and summer schools, etc. As a result of empirical research, it was revealed that
ata
S №
a
№
s
o a
Most students and teachers do not have a deep knowledge of soft skills, do not ^ know the definition of the concept, experience certain difficulties in choosing the forms and methods of teaching, do not have educational and methodological support for conducting classes on the formation of soft skills.
Discussion. The analyzed approaches to the problem of the formation ^ of flexible skills of college students revealed an urgent need for the formation ^
s
of soft skills by adding educational modules to the context of educational pro- g grams of educational organizations, and by conducting training seminars, master classes, trainings. Scientists unanimously assert that the development of ^ supra-professional skills is the key to the successful formation of a competent professional in the labor market. eg
Conclusion. In this article, we found out that the formation of flexible
skills began more than 50 years ago and has now gained huge popularity. The n analysis of the problem of the formation of soft skills is carried out by many
a
scientists who unanimously concluded that this topic has not been sufficiently studied, and many students and teachers are simply not aware of the concept, functions and types of soft skills, as well as how to form them. Some scientists offer several approaches to solving this problem. One of which is to conduct trainings, practical classes as an additional education, and the possible inclusion of relevant modules and disciplines in the curriculum.
Keywords: Flexible skills; 3rofessional skills; Competencies; Formation; College students. Highlights:
Various interpretations of the definition of flexible skills are considered;
Various approaches to studying the problem of soft skills formation are analyzed in detail;
Their importance for students of secondary vocational educational institutions has been substantiated.
References
1. Simpson J. A. & Weiner E. S. (1989), Oxford English Dictionary. 2nd edition, Clarendon Press, Oxford, 624 p.
2. Abashkina O. Soft skills: klyuch k kar'ere [Soft skills: the key to a career.], Sayt dlya specialistov po kadram i upravleniyu personalom [Website for HR and HR management specialists"]. Available at: http://www.pro-per-sonal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (Accessed: 13.10.2021). (In Russian).
3. Barinova O.V. (2014), Ponyatie i sushchnost' kompetencii [The concept and essence of competence.], Novainfo, 19, 147-149. (In Russian).
4. Gojdina N.A. Otvetstvennyj redaktor A.A. Gorohov (2018), Soft skills ili social'nye navyki vypusknika kolledzha — zalog uspekha? [Soft skills or social skills of a college graduate - the key to success?], Molodezh' i sis-temnaya modernizaciya strany : Sbornik nauchnyh statej 3-j Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov i molodyh uchenyh. V 4-h tomah, Kursk, 22-
£ 23 maya 2018 goda [Youth and systemic Modernization of the country : Col-
k
üj lection of scientific articles of the 3rd International Scientific Conference of Students and Young Scientists. In 4 volumes, Kursk, May 22-23, 2018], ^ Zakrytoe akcionernoe obshchestvo "Universitetskaya kniga", Kursk, 2018.
Vol. 2. pp. 32-35. ISBN 978-5-9908274-9-3. (In Russian). ■5 5. Davidova V. Clushat', govorit' i dogovarivat'sya: chto takoe soft skills
^ i kak ih razvivat' [Listen, talk and negotiate: what are soft skills and how to J develop them.], Sayt "Vedushchee rossijskoe prosvetitel'skoe media o lich-^ nostnom i professional'nom razvitii" [Website "The leading Russian educational « media about personal and professional development"]. Available at: http://the-oryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (Accessed: 14.10.2021) (In Russian).
6. Zhad'ko N.V. & Churkina M.A. Obuchenie hard skills i soft skills - v chem raznica? [Hard skills and soft skills training - what is the difference?], Sayt HR-PORTAL.RU: Soobshchestvo HR-Menedzherov [Website HR-PORTAL.RU: Community of HR Managers]. Available at: http://hr-por-tal.ru/article/obuchenie-hardskills-i-soft-skills-v-chyom-raznica (Accessed: 15.12.2021) (In Russian).
7. Fedotova, E.Yu. , Matina G O. & Solodova A.M. (2020), Organi-zacionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya gibkih navykov (soft skills) v sisteme SPO: opyt GBPOU "Pedagogicheskij kolledzh № 4" [Organizational and pedagogical conditions for the development of flexible skills (soft skills) in the SPO system: the experience of GBPOU "Pedagogical College No. 4"], Nepreryvnoe obrazovanie v Sankt-Peterburge, 1(11), 48-59. ISSN 2413-0575 h (In Russian). |
8. Chulanova O.L. & Ivonina A.I. (2017), Formirovanie soft-skills c (myagkih kompetencij): podhody k integracii rossijskogo i zarubezhnogo ~
opyta, klassifikaciya, operacionalizaciya [Formation of soft-skills (soft com- a
l
petencies): approaches to the integration of Russian and foreign experience, si
s
classification, operationalization], Upravlenie personalom i intellektual'nymi f
resursami v Rossii, 1 (28), 53-58. ISSN 2305-7807. (In Russian). p
9. Barteneva I.O. (2021), Razvitie universal'nyh navykov (soft skills) v °
obrazovatel'no-vospitatel'nom processe kolledzha. [Development of universal h
skills (soft skills) in the educational process of the college], Materialy III 8
o
mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Pedagogicheskoe vzai- tt
modejstvie: vozmozhnosti i perspektivy", 25-26 marta 2021 goda [ Pedagogi- p
cal interaction: opportunities and prospects: Materials of the III International ^ Scientific and Practical Conference], Saratovskij gosudarstvennyj medicinskij
universitet imeni V.I. Razumovskogo, March 25-26, pp. 45-8. ISSN 2309- f
4281. (In Russian). e
10. Bikkulova O. Chto takoe HARD i SOFT SKILLS? V chem raznica? r CHto vazhnee? [What are HARD and SOFT SKILLS? What's the difference? What is more important?], Sayt PROFORIENTATOR.RU: Centr testirovaniya §
i razvitiya [PROFORIENTATOR.RU: Testing and Development Center]. f
* s
Available at: https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i- ^
soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html (Accessed: 17.10.2021). (In 8
s
ki
Russian).
11. Andrews M. (2015), "What skills do employers want most?", University World News, 372. 19 June 2015. Available at: https://www.university- t worldnews.com/post.php?story=20150616130747880 (Accessed: l 24.12.2021). e
12. Amantai J.A., Edr. Davydov A.N. (2020), Pedagogicheskie prob- U lemy formirovaniya gibkih navykov u studentov vuzov [Pedagogical problems n of formation of flexible skills among university students], Sbornik nauchnyh
trudov "Teoriya i praktika sovremennyh nauchnyh issledovanij — 2019" [Collection of scientific papers "Theory and practice of modern scientific research — 2019"], Ural'skij gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya, 54-58. ISBN 978-5-94614-485-8.
13. Volkova M.E. (2017), Formirovanie soft-skills u studentov peda-gogicheskih special'nostej: teoreticheskij analiz [Formation of soft-skills among students of pedagogical specialties: theoretical analysis], Studench-eskaya nauka i XXI vek, 15, 224-226. (In Russian).
14. Soskov V.O. (2017), Formirovanie gibkih navykov u studentov [Formation of flexible skills among students], Materialy IV Mezhdunarodnogo finno-ugorskogo studencheskogo foruma "Bogatstvo finno-ugorskih narodov", 25-26 maya 2017 goda [Materials of the IV International Finno-Ugric Student Forum "The Wealth of the Finno-Ugric Peoples"], Joshkar-Ola, Marijskij gosudarstvennyj universitet, May 25-26, pp. 477-478. ISBN 978-594808-961-4. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 15.11.2021; одобрена после рецензирования 19.11.2021; принята к публикации 24.12.2021.
The article was submitted 15.11.2021; approved after reviewing 19.11.2021; accepted for publication 24.12.2021.
a v
vko
khs
a v
,a in
intysh ta
cB
.V.
£