Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ НАВЫКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Ольга Александровна, Габова Анна Георгиевна, Строцкая Екатерина Евгеньевна

Актуальность данного исследования определяется стратегическими ориентирами современного образования, направленного на развитие у студентов не только профессиональных (жестких) навыков, но и надпрофессиональных (гибких), которые играют первостепенную роль в обеспечении защиты личности, общества и государства от вызовов и угроз в сфере информационной безопасности. Информационная безопасность представляет собой практику предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Рассмотрена роль четырѐх групп гибких навыков, необходимых в обеспечении информационной безопасности: 1) навыки взаимодействия в коллективе; 2) личностные навыки; 3) навыки планирования, 4) навыки жизнестойкости. В практической части статьи представлены результаты анкетирования студентов в возрасте от 17 до 24 лет, дана количественная и качественная характеристика развития их гибких навыков. Показано, что понятие гибкие навыки, как комплекс умений общего характера, необходимых в условиях технического прогресса, отражено в сознании 60 % молодых людей. Для развития гибких навыков 69 % опрошенных включаются в разнообразные практики неформального образования: онлайн-платформы, видеоуроки, тренинги, курсы, мастер-классы, секции. У студенческой молодежи в лучшей степени развиты такие навыки взаимодействия, как коммуникабельность, умение работать в команде, переговорные компетенции и реже представлены навыки, связанные с развитием и мотивацией других. Студенты испытывают сложности в планировании времени (тайм-менеджмент) и в проявлении навыков жизнестойкости (гибкость, принятие критики, стрессоустойчивость, работа в режиме неопределѐнности и меняющейся ситуации). Определена зона последующих научных исследований данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронина Ольга Александровна, Габова Анна Георгиевна, Строцкая Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EXPEDIENCY OF DEVELOPING SOFT SKILLS OF STUDENTS AS A FACTOR OF INFORMATION SECURITY

The relevance of this research is determined by the strategic guidelines of modern education aimed at developing students not only professional (hard) skills, but also supra- professional (soft) ones, which play a primary role in ensuring the protection of the individual, society and the state from challenges and threats in the field of information security. Information security is the practice of preventing unauthorized access, use, disclosure, distortion, modification, research, recording or destruction of information. The role of four groups of soft skills necessary in ensuring information security is considered: 1) teamwork skills; 2) personal skills; 3) planning skills, 4) resilience skills. In the practical part of the article, the results of a survey of students aged 17 to 24 years are presented, quantitative and qualitative characteristics of the development of their soft skills are given. It is shown that the concept of soft skills, as a set of general skills necessary in the conditions of technological progress, is reflected in the minds of 60 % of young people. To develop soft skills, 69 % of respondents are involved in a variety of non-formal education practices: online platforms, video tutorials, trainings, courses, master classes, sections. Students have the best developed interaction skills such as sociability, teamwork, negotiation competencies, and skills related to the development and motivation of others are less often represented. Students experience difficulties in time planning (time management) and in the manifestation of resilience skills (flexibility, acceptance of criticism, stress tolerance, working in a mode of uncertainty and changing situations). The zone of subsequent scientific research of this problem is determined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 316.346-053.6:316.774.001.25

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ольга Александровна Воронина^; Анна Георгиевна Габова.

Вятский государственный университет, г. Вятка, Россия. Екатерина Евгеньевна Строцкая.

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, Россия [email protected]

Аннотация. Актуальность данного исследования определяется стратегическими ориентирами современного образования, направленного на развитие у студентов не только профессиональных (жестких) навыков, но и надпрофессиональных (гибких), которые играют первостепенную роль в обеспечении защиты личности, общества и государства от вызовов и угроз в сфере информационной безопасности. Информационная безопасность представляет собой практику предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Рассмотрена роль четырёх групп гибких навыков, необходимых в обеспечении информационной безопасности: 1) навыки взаимодействия в коллективе; 2) личностные навыки; 3) навыки планирования, 4) навыки жизнестойкости. В практической части статьи представлены результаты анкетирования студентов в возрасте от 17 до 24 лет, дана количественная и качественная характеристика развития их гибких навыков. Показано, что понятие гибкие навыки, как комплекс умений общего характера, необходимых в условиях технического прогресса, отражено в сознании 60 % молодых людей. Для развития гибких навыков 69 % опрошенных включаются в разнообразные практики неформального образования: онлайн-платформы, видеоуроки, тренинги, курсы, мастер-классы, секции. У студенческой молодежи в лучшей степени развиты такие навыки взаимодействия, как коммуникабельность, умение работать в команде, переговорные компетенции и реже представлены навыки, связанные с развитием и мотивацией других. Студенты испытывают сложности в планировании времени (тайм-менеджмент) и в проявлении навыков жизнестойкости (гибкость, принятие критики, стрессоустойчивость, работа в режиме неопределённости и меняющейся ситуации). Определена зона последующих научных исследований данной проблемы.

Ключевые слова: гибкие навыки, информационная безопасность, студенческая молодежь, неформальное образование

Для цитирования: Воронина О.А., Габова А.Г., Строцкая Е.Е. К вопросу о целесообразности развития гибких навыков студенческой молодежи как фактора информационной безопасности // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2022. № 1. С. 146-152.

TO THE QUESTION OF THE EXPEDIENCY OF DEVELOPING SOFT SKILLS OF STUDENTS AS A FACTOR OF INFORMATION SECURITY

Olga A. VoroninaH; Anna G. Gabova. Vyatka State University, Vyatka, Russia. Ekaterina E. Strotskaya.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg, Russia [email protected]

Absttract. The relevance of this research is determined by the strategic guidelines of modern education aimed at developing students not only professional (hard) skills, but also supra- professional (soft) ones, which play a primary role in ensuring the protection of the individual, society and the state from challenges and threats in the field of information security. Information security is the practice of preventing

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2022

146

unauthorized access, use, disclosure, distortion, modification, research, recording or destruction of information. The role of four groups of soft skills necessary in ensuring information security is considered: 1) teamwork skills; 2) personal skills; 3) planning skills, 4) resilience skills. In the practical part of the article, the results of a survey of students aged 17 to 24 years are presented, quantitative and qualitative characteristics of the development of their soft skills are given. It is shown that the concept of soft skills, as a set of general skills necessary in the conditions of technological progress, is reflected in the minds of 60 % of young people. To develop soft skills, 69 % of respondents are involved in a variety of non-formal education practices: online platforms, video tutorials, trainings, courses, master classes, sections. Students have the best developed interaction skills such as sociability, teamwork, negotiation competencies, and skills related to the development and motivation of others are less often represented. Students experience difficulties in time planning (time management) and in the manifestation of resilience skills (flexibility, acceptance of criticism, stress tolerance, working in a mode of uncertainty and changing situations). The zone of subsequent scientific research of this problem is determined.

Keywords: soft skills, information security, student youth, non-formal education

For citation: Voronina O.A., Gabova A.G., Strotskaya E.E. To the question of the expediency of developing soft skills of students as a factor of information security // Nauch.-analit. journ. «Vestnik Saint-Petersburg university of State fire Service of EMERCOM of Russia». 2022. № 1. Р. 146-152.

Актуальность развития гибких навыков (soft skills) студентов в современном мире, несомненно, велика, поскольку получаемые в высшем учебном заведении компетенции могут «устареть» еще до того, как выпускник вышел за стены университета. Кроме профессиональных компетенций в конкретных видах деятельности молодым специалистам требуются надпрофессиональные навыки, не связанные с конкретной специальностью. Их называют навыками XXI в., поскольку они обеспечивают гибкое приспособление человека под стремительно изменяющийся мир. Именно развитию гибких навыков следует уделить особое внимание в вузе как фактору не только успешной социально-профессиональной адаптации молодежи, но также и информационной безопасности.

В современном обществе с невероятной скоростью активно внедряются информационные технологии. Информация становится самым ценным стратегическим ресурсом. Важно осуществлять контроль над её хранением, распространением и использованием, из-за чего и возникает потребность в обеспечении информационной безопасности. Постановка вопроса в данной плоскости имеет особое значение еще и потому, что в разных регионах страны с разной скоростью в вузах внедряются новые технические устройства, оборудование и программно-аппаратные средства. Не вся студенческая молодежь имеет к ним равный доступ, а значит и возможность отвечать на новейшие вызовы и угрозы в сфере информационной безопасности.

Информационная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз [1]. Согласно взглядам В.В. Зотова, О.А. Колобова, А.А. Кривоухова, В.Н. Ясенева, информационная безопасность представляет собой практику предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации.

Добродеев А.Ю. отмечает, что обеспечение информационной безопасности включает

в себя:

1) защиту самой информации;

2) защиту людей и общества в целом на информированность;

3) защиту от информации (навязывания ложной информации) [2, с. 52].

Деятельность по защите информации направлена на предотвращение утечки

защищаемых данных, непреднамеренных и несанкционированных воздействий (военная, служебная, коммерческая тайна, интеллектуальная собственность, авторские права, персональные данные и др.). Возникает дилемма: с одной стороны, студент максимально погружён в информационные ресурсы, а с другой - не всегда компетентен в вопросах их безопасного использования.

147

Становится очевидным, что формирование гибких навыков необходимо студенческой молодежи не только для успешной трудовой деятельности, но и для реализации себя как активного участника безопасных социальных взаимодействий. Современная система формального образования зачастую ориентирована на развитие только жестких навыков (hard skills). Гибкие навыки молодые люди развивают в процессе включения в практики информального и неформального образования, что, в свою очередь, делает актуальным вопрос модернизации стандартной образовательной среды.

Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей развития гибких навыков студенческой молодежи как фактора информационной безопасности.

Определены задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность и классификации гибких навыков.

2. Определить перечень гибких навыков студенческой молодежи, необходимых для обеспечения информационной безопасности.

3. Дать характеристику гибким навыкам студенческой молодежи.

Первые рекомендации по включению гибких навыков непосредственно в систему образования появились в 1950 гг. История «soft skills» и «hard skills» начинается с области цифровых технологий. Сами термины возникли по аналогии с компьютерными понятиями: аппаратное обеспечение («hardware») и программное обеспечение («software»), а затем адаптировались из сферы экономического бизнеса в социальное пространство [3, с. 191].

Дальнейшие исследования этого феномена уже проводились в работах исследователей О.Ю. Ковалевой, Х.Х. Садулаева, О.Я. Пономаревой, О.В. Власовой, С.М. Климова, Ф. Кумбса, М. Ахмеда, О.В. Ройтблат и др. Анализируя подходы разных авторов, вслед за О.Я. Пономаревой, под гибкими навыками рассматривается комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаными с конкретной предметной областью [4, с. 30].

Среди авторов нет единого понимания вопроса о типологиях «soft skills». Наиболее полной является классификация, приведенная О.П. Горьковой, Н.В. Козловским, В.С. Матыкиной и А.В. Петровым, которые описывают четыре группы гибких навыков [5]:

1. Навыки взаимодействия в коллективе (умение работать в команде, переговорные компетенции, межотраслевая коммуникация, развитие и мотивация других, коммуникабельность).

2. Личностные навыки (инициативность, обучаемость, креативность, критическое мышление).

3. Навыки планирования (тайм-менеджмент, умение управлять проектами и процессами, постановка задач, делегирование).

4. Навыки жизнестойкости (стрессоустойчивость, работа в режиме неопределённости и в условиях быстрой смены задач, восприятие критики и обратной связи).

В рамках рассматриваемой проблемы можно обосновать перечень гибких навыков студенческой молодежи, необходимых для обеспечения информационной безопасности, опираясь на выше представленную классификацию.

Первая группа навыков связана с выстраиванием эффективных коммуникаций:

1) умение распознавать механизмы информационного воздействия (манипуляции, нагнетания межнациональной и социальной напряженности, пропаганда экстремистской идеологии и т.д.);

2) умение нивелировать информационно-психологическое воздействие, в том числе направленное на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества;

3) принятие мер по предотвращению, например, предоставления неавторизованным лицам информации, которая может быть выдана системой в ответ на запрос;

4) выбор тех средств коммуникации, которые позволяют избежать барьеров непонимания, искажения информации при офлайн и онлайн общении.

148

Студенты являются активными пользователями различных форм коммуникации: электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др. Нарушение простых правил взаимодействия (распространение излишней информации о себе, общение с незнакомцами, включение в кибербуллинг и др.) увеличивает вероятность столкновения с онлайн-рисками. В данной группе актуальным является комплексный гибкий навык - «цифровая компетентность», под которой исследователями (Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова) понимается основанная на непрерывном овладении компетенциями способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера) [6].

Гибкие навыки второй группы (инициативность, обучаемость, креативность и критическое мышление) становятся особенно актуальны для обеспечения информационной безопасности, поскольку необходим опережающий подход в использовании информационных технологий, которые с каждым годом совершенствуются и становятся все более сложными, а за время, в течение которого разрабатывается защита, угрозы могут быть уже совершенно другими, более опасными и высокотехнологичными.

В третьей группе навыки планирования необходимы в прогнозировании, выявлении, анализе и оценке угроз безопасности, без чего невозможна деятельность по их предотвращению и поддержанию соответствующего уровня безопасности. Планирование также обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, что важно для поддержания стрессоустойчивости.

Последняя группа - навыки жизнестойкости: стрессоустойчивость и способность работать в критических ситуациях, адаптироваться к новым вызовам, гибко реагировать на угрозы, успешно восстанавливаться после ударов и т.д. в аспекте информационной безопасности являются самыми важными качествами [7]. Внезапные атаки мошенников могут привести к огромным финансовым и информационным утечкам, что подрывает сложившееся равновесие и приводит к стрессу. Чендлер Д. и Кофи Дж. утверждают, что безопасность логически предшествует стрессоустойчивости. Следуя рассуждениям авторов, в развитии жизнестойкости для студента важным является понимание не только механизмов предотвращения угроз и рисков, но и восприятие кризисных ситуаций как естественной эволюции любой системы, открывающей возможности для трансформаций и дальнейшего развития [8].

Результаты исследования

Для того чтобы определить особенности развития гибких навыков студенческой молодежи, был проведен пилотажный опрос целевой аудитории.

Разработанная анкета включает 11 вопросов, с закрытым и открытым типом выбора ответа, разделенных на четыре содержательных блока:

1) социально-демографические характеристики (пол, возраст, ступень обучения);

2) представления о сущности понятия «гибкие навыки», интерес к нему;

3) предпочитаемые ресурсы развития гибких навыков;

4) самооценка уровня развития гибких навыков.

В исследовании приняли участие 200 студентов Вятского государственного университета в возрасте от 17 до 24 лет, среди которых 52 % - девушки, а 48 % - юноши.

Большая часть студенческой молодежи (60 %) знает, что такое гибкие навыки. 14 % опрашиваемых уверены, что это комплекс умений, важных в любой профессии; 11 % респондентов считают, что гибкие навыки - это возможность подстроиться под обстоятельства; такое же количество (11 %) характеризуют их как универсальные навыки, которые не связаны с какой-то определенной профессией, специальностью, а отражают личные качества человека, его способности; 10 % склоняются к тому, что это навыки, которые можно использовать во всех сферах своей жизни; 6 % думают, что это надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать

149

с другими людьми. Незначительная часть студенческой молодёжи (5 %) отмечает, что это навыки, которые развиваются самостоятельно и востребованные компетенции в условиях технического прогресса (3 %). Оставшееся достаточно большое количество молодежи (40 %), к сожалению, не имеет представления о том, что такое гибкие навыки и насколько они важны в современном обществе.

Абсолютное большинство студентов (75 %) отмечают важность и необходимость развития гибких навыков наравне с профессиональными, 25 % несколько сомневаются, но в целом также придерживаются этого мнения.

Превалирующее большинство молодых людей считают необходимым начинать развитие гибких навыков со школы (63 %), вторым по популярности ответ является в вузе/ссузе (20 %). Развитие soft skills с дошкольного образовательного учреждения выбрали 17 % опрошенных.

Значительная часть опрошенных студентов (63 %) поддерживают идею о введении специальной программы по развитию гибких навыков в систему формального образования. В последние годы все чаще в образовательные стандарты вузов включаются дисциплины, непосредственно затрагивающие развитие «soft skills», например, «Тайм-менеджмент», «Деловые коммуникации и деловая этика», «Методика самостоятельной работы». Однако это единичные случаи, затрагивающие не все направления подготовки и не охватывающие всю систему необходимых гибких навыков. Поэтому студенческая молодёжь активно включается в практики неформального образования и 69 % опрошенных считают, что оно помогает им в развитии гибких навыков.

Существует огромное количество институтов неформального образования, направленных на развитие гибких навыков индивида. Основными примерами можно назвать онлайн-площадки, курсы, тренинги, семинары, видеоуроки и видеолекции на видеохостингах (например, YouTube, ВКонтакте, TikTok и др.), мастер-классы, круглые столы, конференции и т.д. Особенной популярностью среди молодежи пользуются онлайн-платформы (41 %): 4brain, Нетология, Викиум, Skillbox, Академия Soft-Skills и др., вторыми по популярности являются видеоуроки (39 %), а третье место делят тренинги, курсы (36 %) и мастер-классы (36 %). Практически треть молодежи посещают секции (35 %), кружки (34 %), семинары (30 %), конференции и форумы (29 %). Незначительная доля (8 %) принимает участие в круглых столах. Каждый десятый студент не вовлечен в практики неформального образования.

Половина студентов 2-3 раза в месяц находят время на развитие гибких навыков, 20 % опрошенных развивают soft skills 2-3 раза в неделю, каждый десятый молодой человек развивает навыки будущего каждый день, 4 % - лишь при необходимости, 16 % студентов не развивают свои гибкие навыки.

Самоанализ показал, что самыми развитыми качествами молодые люди отмечают у себя навыки первой группы: коммуникабельность (49 %), умение работать в команде (48 %), переговорные компетенции (38 %). Личностные навыки, связанные с обучаемостью (37 %) и креативностью (35 %) также хорошо представлены у значительной части студентов. Особенные трудности испытывают студенты в проявлении навыков планирования и жизнестойкости. Правильно организовать своё время (тайм-менеджмент) не могут 38 % студентов, испытывают сложности в проявлении гибкости и принятии критики - 33 %. Каждому пятому студенту сложно быстро реагировать на изменения ситуации, работать в режиме неопределённости и проявлять стрессоустойчивость, каждому четвёртому -сложно заниматься развитием и мотивацией других (20 %).

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что понятие гибкие навыки и необходимость их развития имеет отражение в сознании большей части студенческой молодежи, и воспринимаются как комплекс умений общего характера, необходимых в условиях технического прогресса, важных не только для успешного построения карьеры, но и социального взаимодействия. Рассмотрена роль четырёх групп soft skills в обеспечении

150

информационной безопасности: 1) навыки взаимодействия в коллективе; 2) личностные навыки; 3) навыки планирования; 4) навыки жизнестойкости. Среди студенческой молодежи в лучшей степени развиты навыки взаимодействия (коммуникабельность, умение работать в команде, переговорные компетенции) и наименее представлены навыки планирования (тайм-менеджмент) и навыки жизнестойкости (принятие критики, стрессоустойчивость, работа в режиме неопределённости). Для развития гибких навыков студенческая молодежь чаще обращается к таким практикам неформального образования, как онлайн-платформы, видеоуроки, тренинги, курсы, мастер-классы, секции.

Данное исследование является пилотажным и направлено на апробацию методологии изучения гибких навыков. В дальнейшем предполагается более углубленное исследование предмета с соотнесением полученных данных с результатами анализа управления рисками информационной безопасности, разработка и реализация программы развития гибких навыков студенческой молодежи.

Список источников

1. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 5 дек. 2G16 г. M 646. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

2. Добродеев A.^^ Показатели информационной безопасности как характеристика (мера) соответствия сетей и организаций связи требованиям информационной безопасности // Труды ЦНИИС. 2G2G. Т. 2. M 1G. С. 5G-78.

3. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2G19. Т. 21. M 8. С. 187-2G7.

4. Пономарева О.Я. Сформированность гибких навыков (soft skills) как условие адаптации современного поколения к рынку труда // Aктуальные проблемы социального профессионально-экономического вхождения молодежи региональную общественно-производственную среду: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Л.П. Пачиковой, Т.В. Филипповской. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2G18. Вып. 2. С. 29-33.

5. «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников / О.П. Горьковая [и др.] // Общество. Среда. Развитие. 2G19. M 4 (53). С. 2G-25.

6. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова [и др.]. М.: Фонд Развития Интернет, 2G13. 144 с.

7. Романова ТА., Малова A.fr Проблема применения категории «стрессоустойчивость» в политике кибербезопасности Евросоюза // Вестник Московского университета. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2G19. Т. 11 (1). С. 2G-46.

8. Chandler D., Coaffee J. The Routledge Handbook of International Resilience. London, Routledge, 2G17. 42G p.

9. Булат Р.Е. Качество высшего образования в вузе как педагогическая система // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2G15. M 4 (232). С. 137-143. DOI 1G.5862/JHSS.232.16.

1G. Булат Р.Е., Мосин МА. Теория и практика формирования готовности работников строительных организаций к профессиональной деятельности: поиск, привлечение, оценка, подбор, наем, адаптация, обучение, аттестация, увольнение персонала, документирование кадровой работы. СПб.: Стройиздат, 2GG8. ISBN 5-87897-G68-7.

11. Булат Р.Е. Документационное обеспечение управления персоналом. М.: ООО «Науч.-издат. центр ИНФРA-М», 2G15. 234 с. ISBN 978-5-16-G1G318-1. DOI Ш.12737/б59б.

References

1. Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 5 dek. 2G16 g. M 646. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».

151

2. Dobrodeev A.Yu. Pokazateli informacionnoj bezopasnosti kak harakteristika (mera) sootvetstviya setej i organizacij svyazi trebovaniyam informacionnoj bezopasnosti // Trudy CNIIS. 2020. T. 2. № 10. S. 50-78.

3. Calikova I.K., Pahotina S.V. Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannyh v mezhdunarodnyh bazah Scopus, Web of Science) // Obrazovanie i nauka. 2019. T. 21. № 8. S. 187-207.

4. Ponomareva O.Ya. Sformirovannost' gibkih navykov (soft skills) kak uslovie adaptacii sovremennogo pokoleniya k rynku truda // Aktual'nye problemy social'nogo professional'no-ekonomicheskogo vhozhdeniya molodezhi regional'nuyu obshchestvenno-proizvodstvennuyu sredu: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshch. red. L.P. Pachikovoj, T.V. Filippovskoj. Ekaterinburg: Izd-vo UrGEU, 2018. Vyp. 2. S. 29-33.

5. «Soft skills»: v poiske universal'nyh traktovok «gibkih» navykov sovremennyh rabotnikov / O.P. Gor'kovaya [i dr.] // Obshchestvo. Sreda. Razvitie. 2019. № 4 (53). S. 20-25.

6. Cifrovaya kompetentnost' podrostkov i roditelej. Rezul'taty vserossijskogo issledovaniya / G.U. Soldatova [i dr.]. M.: Fond Razvitiya Internet, 2013. 144 s.

7. Romanova T.A., Malova A.N. Problema primeneniya kategorii «stressoustojchivost'» v politike kiberbezopasnosti Evrosoyuza // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. 2019. T. 11 (1). S. 20-46.

8. Chandler D., Coaffee J. The Routledge Handbook of International Resilience. London, Routledge, 2017. 420 p.

9. Bulat R.E. Kachestvo vysshego obrazovaniya v vuze kak pedagogicheskaya sistema // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2015. № 4 (232). S. 137-143.

DOI 10.5862/JHSS.232.16.

10. Bulat R.E., Mosin M.A. Teoriya i praktika formirovaniya gotovnosti rabotnikov stroitel'nyh organizacij k professional'noj deyatel'nosti: poisk, privlechenie, ocenka, podbor, naem, adaptaciya, obuchenie, attestaciya, uvol'nenie personala, dokumentirovanie kadrovoj raboty. SPb.: Strojizdat, 2008. ISBN 5-87897-068-7.

11. Bulat R.E. Dokumentacionnoe obespechenie upravleniya personalom. M.: OOO «Nauch.-izdat. centr INFRA-M», 2015. 234 s. ISBN 978-5-16-010318-1. DOI 10.12737/6596.

Информация о статье:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

статья поступила в редакцию: 02.01.2022; одобрена после рецензирования: 25.02.2022; принята к публикации: 10.03.2022

The information article info: the article was received by the editorial office: 02.01.2022; approved after review: 25.02.2022; аccepted for publication: 10.03.2022

Информация об авторах:

Ольга Александровна Воронина, доцент кафедры социальной работы и молодежной политики Вятского государственного университета (610000, Кировская обл., г. Киров, ул. Московская, д. 36), e-mail: [email protected], кандидат психологических наук, доцент

Анна Георгиевна Габова, студент Вятского государственного университета (610000, Кировская обл., г. Киров, ул. Московская, д. 36), e-mail: [email protected]

Екатерина Евгеньевна Строцкая, студент Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149), e-mail: [email protected]

Information about the authors:

Olga A. Voronina, Associate Professor of the Department of Social Work and Youth Policy of Vyatka state university (610000, Kirov region, Kirov, Moskovskaya str., 36), e-mail: [email protected], candidate of Psychological Sciences, associate professor

Anna G. Gabova, student of Vyatka State University (610000, Kirov region, Kirov, Moskovskaya str., 36), e-mail: [email protected]

Ekaterina E. Strotskaya, student of the St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia (196105, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149), e-mail: [email protected]

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.