Научная статья на тему 'НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / МАСТЕР-КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна, Чуйкова Ирина Владимировна, Шанц Евгения Альфридовна

Проблема неформального образования является чрезвычайно актуальной в педагогической науке и практике университетов Российской Федерации. Потенциал такого образования предоставляет возможности в педагогическом вузе формировать у студентов универсальные и профессиональные компетенции в разных формах обучения и воспитания. В статье представлен анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме неформального образования. На основе научных работ и образовательной практики организована деятельность по данному направлению в Сургутском государственном педагогическом университете. Опрос будущих педагогов позволил выявить их потребность в развитии критического мышления, эмоционального интеллекта, креативности, коммуникабельности. Студенты предложили такие формы неформального образования, как мастер-классы, тренинги, деловые игры, круглые столы. Данные формы представлены в описании двух крупных проектов факультета психологии и педагогики. Цель статьи - описание данного инновационного педагогического опыта. Первый проект «Научи меня, как », разработанный и реализованный членами студенческого совета «Драйв», включал проведение студентами-модераторами мастер-классов для заинтересованных в данной тематике обучающихся вуза. Второй проект «Академия “Твои Skills”» педагогического отряда «Клюква» был направлен на проектирование профориентационной среды для развития гибких надпрофессиональных компетенций у обучающихся. Новизна проекта «Научи меня, как » в формате «студент - студенту» состоит в организации целой серии мастер-классов, представленных в системе по запросам обучающихся университета. Бакалавры овладели такими универсальными компетенциями, как способность вести коммуникацию, работать в команде, осуществлять творческий подход в конкретных видах деятельности. В 2021 году данный проект завоевал общественное признание (диплом 1-й степени в окружном конкурсе «Студент года Югры - 2021» в номинации «Добровольческое объединение года», г. Ханты-Мансийск, и Международном конкурсе студенческих социальных проектов по инклюзивному и специальному (дефектологическому) образованию «Моя социальная инициатива», Казахстан, г. Петропавловск). Проект «Академия “Твои Skills”» был направлен на овладение такими «гибкими навыками» XXI века, как критическое мышление, эмоциональный интеллект, креативность и др. Студенты, защищая данный проект, заняли I место во Всероссийском конкурсе студенческих программ, проектов и практик воспитания в общеобразовательных организациях «Вожатые - школе» (апрель 2021 года, г. Санкт-Петербург). Практическая значимость материалов статьи состоит в том, что методический инструментарий неформального образования, в частности конспекты конкретных мастер-классов, может быть использован другими педагогическими университетами в процессе развития универсальных и профессиональных компетенций будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашкова Лия Луттовна, Чуйкова Ирина Владимировна, Шанц Евгения Альфридовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-FORMAL EDUCATION AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The problem of non-formal education is extremely relevant in pedagogical science and practical work of the universities in the Russian Federation. The potential of such education provides opportunities for a pedagogical university to form students' universal and professional competences in various forms of education and upbringing. The article presents an analysis of foreign and domestic literature on the problem of non-formal education. On the basis of scientific work and educational practice, the work in this field is organized at the Surgut State Pedagogical University. The survey of student teachers made it possible to identify their need for the development of critical thinking, emotional intelligence, creativity, and communication skills. Students offered such forms of non-formal education as master classes, trainings, business games, round tables. These forms are presented in the description of two major projects of the Faculty of Psychology and Pedagogy. The purpose of the article is to describe this innovative pedagogical experience. The first project "Teach me how ...", developed and implemented by the members of the student council "Drive", included master classes for students interested in this topic at the university. The second project "Academy" Your Skills "of the pedagogical team "Klyukva" was aimed at designing a career guidance environment for the development of flexible supra-professional competences among students. The novelty of the project "Teach me how ..." in the "student-to-student" format consists in organizing a whole series of master classes presented in the system at the request of university students. Bachelors acquired such universal competences as the ability to communicate, work in a team, and be creative in specific activities. In 2021, this project won public recognition (1st degree diploma in the District competition "Student of the Year of Ugra - 2021" in the nomination "Volunteer Association of the Year", Khanty-Mansiysk and the International competition of student social projects on inclusive and special (defectological) education "My social initiative”, Kazakhstan, Petropavlovsk). The project “Academy“ Your Skills” was aimed at mastering the“ flexible skills ”of the 21st century: critical thinking, emotional intelligence, creativity, etc. The students defending this project took 1st place in the All-Russian competition of student programs, projects and education practices in general educational organizations "Leaders to school" (April 2021, St. Petersburg). The practical significance of the materials of the article lies in the fact that the methodological tools of non-formal education, in particular, fragments of abstracts of specific master classes, can be used by other pedagogical universities in the process of developing the universal and professional competences of future teachers.

Текст научной работы на тему «НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»



ISSN 2304-120X

Huer

научно-методический электронный журнал

2022, № 01 (январь)

Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)

ART 221002

DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11002

УДК 378.147

Неформальное образование в педагогическом вузе Non-formal education at a pedagogical university

Авторы статьи

L

Authors of the article

Лашкова Лия Луттовна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия ORCID: 0000-0003-3247-9469 lashkovall@mail.ru

Чуйкова Ирина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и специального образования БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия ORCID: 0000-0002-3207-7235 ivchuikova@yandex.ru

Шанц Евгения Альфридовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования БУ «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургут, Россия ORCID: 0000-0002-7486-8932 shants.eva@mail.ru

Конфликт интересов

L

Liya L. Lashkova,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia ORCID: 0000-0003-3247-9469 lashkovall@mail.ru

Irina V. Chuikova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogical and Special Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia ORCID: 0000-0002-3207-7235 ivchuikova@yandex.ru

Evgeniya A. Shants,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia ORCID: 0000-0002-7486-8932 shants.eva@mail.ru

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Для

цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Лашкова Л. Л., Чуйкова И. В., Шанц Е. А. Неформальное образование в педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 01. С. 15-28. URL: http://e-koncept.ru/2022/221002.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11002

L. L. Lashkova, I. V. Chuikova, E. A. Shants, Non-formal education at a pedagogical university // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 01. P. 15-28. URL: http://e-koncept.ru/2022/211002.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11002

Поступила в редакцию Received 29.11.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.12.21

Принята к публикации Accepted for publication 27.12.21 Опубликована Published 30.01.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Лашкова Л. Л., Чуйкова И. В., Шанц Е. А., 2022

Аннотация

Проблема неформального образования является чрезвычайно актуальной в педагогической науке и практике университетов Российской Федерации. Потенциал такого образования предоставляет возможности в педагогическом вузе формировать у студентов универсальные и профессиональные компетенции в разных формах обучения и воспитания. В статье представлен анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме неформального образования. На основе научных работ и образовательной практики организована деятельность по данному направлению в Сургутском государственном педагогическом университете. Опрос будущих педагогов позволил выявить их потребность в развитии критического мышления, эмоционального интеллекта, креативности, коммуникабельности. Студенты предложили такие формы неформального образования, как мастер-классы, тренинги, деловые игры, круглые столы. Данные формы представлены в описании двух крупных проектов факультета психологии и педагогики. Цель статьи - описание данного инновационного педагогического опыта. Первый проект «Научи меня, как...», разработанный и реализованный членами студенческого совета «Драйв», включал проведение студентами-модераторами мастер-классов для заинтересованных в данной тематике обучающихся вуза. Второй проект «Академия "Твои Skills"» педагогического отряда «Клюква» был направлен на проектирование профориентационной среды для развития гибких надпрофессиональных компетенций у обучающихся. Новизна проекта «Научи меня, как.» в формате «студент - студенту» состоит в организации целой серии мастер-классов, представленных в системе по запросам обучающихся университета. Бакалавры овладели такими универсальными компетенциями, как способность вести коммуникацию, работать в команде, осуществлять творческий подход в конкретных видах деятельности. В 2021 году данный проект завоевал общественное признание (диплом 1-й степени в окружном конкурсе «Студент года Югры - 2021» в номинации «Добровольческое объединение года», г. Ханты-Мансийск, и Международном конкурсе студенческих социальных проектов по инклюзивному и специальному (дефектологическому) образованию «Моя социальная инициатива», Казахстан, г. Петропавловск). Проект «Академия "Твои Skills"» был направлен на овладение такими «гибкими навыками» XXI века, как критическое мышление, эмоциональный интеллект, креативность и др. Студенты, защищая данный проект, заняли I место во Всероссийском конкурсе студенческих программ, проектов и практик воспитания в общеобразовательных организациях «Вожатые - школе» (апрель 2021 года, г. Санкт-Петербург). Практическая значимость материалов статьи состоит в том, что методический инструментарий неформального образования, в частности конспекты конкретных мастер-классов, может быть использован другими педагогическими университетами в процессе развития универсальных и профессиональных компетенций будущих педагогов.

Ключевые слова

Abstract

The problem of non-formal education is extremely relevant in pedagogical science and practical work of the universities in the Russian Federation. The potential of such education provides opportunities for a pedagogical university to form students' universal and professional competences in various forms of education and upbringing. The article presents an analysis of foreign and domestic literature on the problem of non-formal education. On the basis of scientific work and educational practice, the work in this field is organized at the Surgut State Pedagogical University. The survey of student teachers made it possible to identify their need for the development of critical thinking, emotional intelligence, creativity, and communication skills. Students offered such forms of non-formal education as master classes, trainings, business games, round tables. These forms are presented in the description of two major projects of the Faculty of Psychology and Pedagogy. The purpose of the article is to describe this innovative pedagogical experience. The first project "Teach me how ...", developed and implemented by the members of the student council "Drive", included master classes for students interested in this topic at the university. The second project "Academy" Your Skills "of the pedagogical team "Klyukva" was aimed at designing a career guidance environment for the development of flexible supra-professional competences among students. The novelty of the project "Teach me how ..." in the "student-to-student" format consists in organizing a whole series of master classes presented in the system at the request of university students. Bachelors acquired such universal competences as the ability to communicate, work in a team, and be creative in specific activities. In 2021, this project won public recognition (1st degree diploma in the District competition "Student of the Year of Ugra - 2021" in the nomination "Volunteer Association of the Year", Khanty-Mansiysk and the International competition of student social projects on inclusive and special (defectological) education "My social initiative", Kazakhstan, Petropavlovsk). The project "Academy" Your Skills" was aimed at mastering the" flexible skills "of the 21st century: critical thinking, emotional intelligence, creativity, etc. The students defending this project took 1st place in the All-Russian competition of student programs, projects and education practices in general educational organizations "Leaders to school" (April 2021, St. Petersburg). The practical significance of the materials of the article lies in the fact that the methodological tools of non-formal education, in particular, fragments of abstracts of specific master classes, can be used by other pedagogical universities in the process of developing the universal and professional competences of future teachers.

Key words

неформальное образование, педагогический вуз, студенты, проект, проектная деятельность, мастер-класс

non-formal education, pedagogical university, students, project, project activities, master class

Благодарности

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность студентам направления подготовки «Педагогическое образование» Сургутского государственного педагогического университета за предоставленные материалы по реализации проектов «Научи меня, как.» и «Академия "Твои Skills"».

The authors express their gratitude to the students of the "Pedagogical education" area of training of the Surgut State Pedagogical University for the materials provided on the implementation of the projects "Teach me how." and "Academy" Your Skills".

Введение / Introduction

Современный информационный период, отличающийся кардинальными изменениями, ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения. В связи с этим на смену формальной «знаниевой» образовательной парадигме приходит неформальное образование, которое является средством непрерывного обучения личности.

Целесообразность организации неформального образования как важнейшей составляющей образовательного пространства современного российского общества обозначена в ряде исследований и нормативно-правовых документов. В России на данный момент в недостаточной степени ведется разработка механизмов оценки и признания неформального обучения, как это делается в европейских странах. Вместе с тем необходимость развития неформального образования и образования в течение всей жизни декларируется во многих стратегических документах: национальной программе «Цифровая экономика Российской федерации» [1], Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [2], Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [3], Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года и др. Так, в Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года под «неформальным образованием» понимается «обучение... в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом, а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций» [4].

Обзор литературы / Literature review

Представим международный опыт неформального образования для развития и оценки компетенций. Признано, что на данный процесс существенно влияют глобализация, переход к цифровому обществу и развитие технологий [5].

Отметим, что каждая страна вырабатывает свои механизмы неформального образования. Так, во Франции существует такая процедура, как «признание опыта» (Validation des acquis de l'expérience, VAE), пройдя которую возможно получить сертификат о наличии квалификации в определенной профессиональной области [6]. В Финляндии организована система Open Badge для развития навыков в волонтерской деятельности. Кроме того, одним из инструментов признания неформального образования является Национальная ассоциация мастер-классов (V altakunnallinen tyopajayhdistys), предоставляющая тренинговые, образовательные и информационные услуги [7]. Система неформального образования Кореи также включает тренинги, краткосрочные академические курсы, самообразование [8].

Следует отметить, что в современных условиях потенциал цифровой образовательной среды стал мощным фактором онлайн-образования. Массовые открытые он-лайн-курсы организованы в европейских странах [9]. Такие курсы становятся значительным ресурсом для неформального обучения отдельных социальных групп. Однако мировым лидером по распространению такого обучения следует признать США, ведущие университеты которых бесплатно предоставляют услуги онлайн-обу-чения в таких сферах, как компьютерные технологии и IT, инновации и предпринимательство, робототехника [10].

В России сегодня неформальное образование набирает силу. Отечественные ученые изучают его образовательный потенциал, специфику и методический инструментарий. Ретроспективный анализ понятия «неформальное образование» позволяет говорить о существовании нескольких точек зрения на данный феномен.

В диссертационном исследовании И. Н. Киселевой неформальное образование рассматривается как практико-ориентированная деятельность ресурсосберегающего характера, она не требует дополнительных материально-технических условий. Вместе с тем такая деятельность демократична, поскольку контроль за ней связан со студенческим самоуправлением. Автор выделяет несколько видов неформального образования: это курсы, тренинги, молодежные объединения, репетиторство, волонтерство и др. [11]

Авторы энциклопедического словаря «Социология молодежи» под неформальным образованием понимают определенную форму познавательного процесса, который может происходить как в образовательных организациях, так и в общественных, причем не обязательно может сопровождаться выдачей документа [12].

О. В. Власова, уточняя данное понятие, отмечает, что это «осознанный, в той или иной мере самоорганизованный и самоуправляемый регламентируемый процесс получения знаний, ориентирующийся на конкретные образовательные цели и запросы» [13].

В своих работах В. В. Маслова акцентирует внимание на том, что это «неорганизованное обучение, связанное с любительскими занятиями, расширением кругозора, приобретением знаний и умений, необходимых в быту и сфере личностного общения» [14].

С. М. Климов под неформальным образованием понимает «осознанный, в той или иной форме организованный и управляемый процесс получения знаний в течение жизни». Исследователь считает, что неформальное образование может функционировать вне границ формального образования и являться свободной формой получения знаний [15].

По мнению Х. Т. Загладиной, неформальное образование - это любой организованный образовательный процесс, лежащий за пределами формальной системы. Автор выделяет следующие виды учебной и воспитательной деятельности в сфере неформального образования детей и подростков: репетиторство, курсы, тренинги, короткие программы, молодежные общественные объединения, волонтерские организации. К основным принципам неформального образования отнесены добровольность, свобода выбора программ обучения, развитие социального творчества, гибкость и др. [16]

Представляя международный опыт неформального образования взрослых, Т. В. Мухлаева выделяет следующие его характеристики: ориентация на конкретные образовательные запросы, высокий личностный смысл обучения, развитие мобильности в быстроменяющихся условиях, высокий уровень активности обучающихся, самооценка получаемых результатов [17].

По мнению И. К. Скрынник, неформальное образование применительно к некоммерческим организациям, «решая компенсаторную, адаптирующую, развивающую задачи, отличается нетрадиционным подходом к организации учебно-познавательной деятельности, связью с социокультурной средой, стимулированием самообразования, самовоспитания и саморазвития человека» [18].

А. А. Макареня, О. В. Ройтблат, Н. Н. Суртаева в своей научной статье рассматривают неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации. Авторы называют такие формы неформального образования, как конкурсы, творческие отчеты, педагогические фестивали, панорама педагогических идей, инновационные педагогические марафоны, видеоуроки, ме-диаконсультации, корпоративное обучение и др. [19]

Предметом диссертационного исследования О. В. Ройтблат стало «теоретико-методологическое обоснование неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников». Автор четко обозначил противоречие между признанием значимости принципа «обучения через всю жизнь» и отсутствием должных дидактических разработок по неформальному образованию, способному оказывать существенную помощь в реализации названного принципа [20].

Образование родителей в контексте неформального подхода рассматривала Н. Н. Букина. Главной целью обучения родителей заявлена «помощь им в переосмыслении и преодолении ошибочных позиций в родительском отношении к ребенку, благодаря чему повышается функциональная грамотность родителей» [21].

М. Н. Поволяева и И. Н. Попова, определяя неформальное образование основным методом реализации субъект-субъектных отношений в образовательном процессе, выделяют его инструментальное обеспечение: это, прежде всего, организация исследовательской деятельности обучающихся и программирование их деятельности [22].

В научной работе Н. А. Паршиной неформальное образование заявлено одним из приоритетных средств формирования у студентов педагогического вуза технологической компетентности. Формальное и неформальное образование при этом взаимодействуют и дополняют друг друга [23].

Кроме того, интеграция формального, неформального и информального образования представлена в статье Г. М. Нефедовой. Такая интеграция может быть реализована как в содержании, так и в формах образовательной деятельности. При этом важно, чтобы цели, заданные «сверху», не противоречили истинным целям каждого конкретного обучающегося [24].

С. Н. Майорова-Щеглова описывает возможные направления неформального социологического образования: это организация дополнительных учебных курсов, внеучебная интеракция студентов, самообразование с использованием информационных технологий. Деятельность преподавателей, по мнению ученого, заключается в создании условий, отборе и экспертизе проектов, информировании и стимулировании студентов [25].

И. С. Попова, изучая развитие инициативности студентов, предлагает организацию таких педагогических условий, как делегирование обучающимся полномочий и ответственности, а также интеграцию формального и неформального образования [26].

Е. В. Декина раскрывает технологии поддержки и развития неформального образования студенческой молодежи. Автор определяет его возможности в развитии компетенций эффективного взаимодействия, критического мышления, опыта проектной деятельности, формирования активной жизненной позиции и др. [27]

В исследованиях отечественных ученых отмечено, что для студенческой аудитории актуальны и индивидуальные, и групповые формы получения неформального образования. Индивидуальные формы, исходя из жизненных интересов и потребностей, позволяют осуществить индивидуальный поиск способов их удовлетворения. Групповые формы больше направлены на получение обучающимися личностно значимых знаний и умений в интересующих их сферах деятельности.

Материалы и методы исследования / Materials and research methods

В статье представлен анализ нормативно-правовых документов и научных работ в области неформального образования. На этапе исследовательской деятельности авторы использовали такие эмпирические методы исследования, как анкетирование,

для выявления понимания студентами значимости неформального образования, а также запросов и интересов студентов в области организации различных форм неформального образования в педагогическом вузе. Кроме того, были использованы метод экспертных оценок и метод математической статистики.

Результаты исследования / Research results

Опишем более подробно опыт неформального образования в Сургутском государственном педагогическом университете. Примером организации такого образования студентов стала проектная деятельность. На наш взгляд, данная деятельность может способствовать формированию универсальных компетенций будущих педагогов образовательных организаций разного уровня (детские сады, школы).

Рассмотрим более подробно проект «Научи меня, как...», разработанный членами студенческого совета «Драйв» факультета психологии и педагогики. Особенность реализации данного проекта заключалась в том, что основной формой организации неформального образования было заявлено использование мастер-классов различной тематики. Проектирование и конструирование содержания всех мастер-классов осуществлялось самими студентами (модераторами) исходя из запросов участников (студент - студенту). По мнению инициативной группы проекта, такая форма проведения обучения (мастер-класс) позволит сформировать умение решать определенные задачи, с которыми может столкнуться будущий педагог в своей профессиональной деятельности. Проект был реализован по четырем этапам:

1. Аналитический этап.

2. Подготовительный этап.

3. Организационный этап.

4. Заключительный этап.

На аналитическом этапе было проведено анкетирование 124 обучающихся IV курсов Сургутского государственного педагогического университета посредством гугл-формы и обработка полученных данных. Студентам были предложены вопросы оценочного характера, позволяющие узнать степень заинтересованности в участии в мероприятиях, проводимых в университете.

Факультет

124 ответа

Курс

124 ответа

I ФПиП ___ ,

- Ш 1 курс

, ФУ ^ •2 курс

# 3 курс

IСГФ , к ®4 Курс

1 ФФКиС ' ФСКК . фф

Рис. 1. Распределение респондентов, участвующих в анкетировании

Представим более подробно результаты проведенного опроса. В результате анкетирования выявлено, что большей части респондентов (51,6%) неизвестно понятие «неформальное образование». Вместе с тем 71% опрашиваемых выразили желание поучаствовать в мастер-классах проекта как в формате офлайн, так и в формате онлайн.

Рис. 2. Распределение студентов по интересу к неформальному образованию на базе вуза

Среди представленных форм мероприятий проекта наибольшую популярность получили мастер-классы (67,7%) и деловые игры (45,2%). Определено, что студенты имеют желание повысить уровень коммуникативных умений (74,2%), креативности (72,6%) и эмоционального интеллекта (70,2%). Таким образом, сделан вывод о заинтересованности студентов в проекте, который поможет больше узнать про неформальное образование, будет насыщен интересными мероприятиями, позволяющими приобрести желаемые умения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Круглый стол I

Рис. 3. Потребность студентов в определенных навыках и приоритетные формы их формирования

Подготовительный этап проекта включал разработку новых форм мероприятий в формате онлайн и офлайн, брендирование (создание эмблемы и мерча), создание собственного медиапространства, поиск графических программ-редакторов для создания афиш и сертификатов, отбор спикеров для конкретных мероприятий проектной деятельности и др.

На организационном этапе были реализованы различные мероприятия по различной тематике. Назовем некоторые из них:

- Тайм-менеджмент: «Куда уходит время?»

- Искусство оригами.

- Лего-конструирование «Роболандия».

- Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования «Зимние мотивы».

- Мастер-класс по работе с Canva.com.

- Мастер-класс по музыкальной терапии.

- Мастер-класс «Создание высокотехнологичных презентаций в программе PowerPoint».

- Командообразование: игры для сплочения коллектива.

- Мастер-класс по русскому жестовому языку «Пой без границ».

- Внимательная прогулка - ощути связь с природой.

- Полифункциональная среда сенсорной комнаты.

- Игры Воскобовича: когда соединяются головоломки и сказки.

- Арт-терапия как метод психологической разгрузки.

К примеру, целью мастер-класса по лего-конструированию «Роболандия» стало познание основ робототехники, что способствовало развитию креативности и формированию научно-технической ориентации студентов. Основой мероприятия заявлена практическая часть, где студентам предлагалось собрать несколько моделей, решив задачи по конструированию и программированию. Все участники воплотили свои идеи в реальность, сконструировав необычных персонажей.

Мастер-класс "Canva.com" был направлен на формирование умений передавать большой объем информации посредством инфографики. Под руководством спикера студентам удалось создать авторские продукты: буклеты, рекламы, визитки и др. А на мастер-классе «Искусство оригами» студенты приобрели навыки, которые будут востребованы в будущей профессионально-педагогической деятельности, ведь именно оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Особенность такого искусства - в отсутствии необходимости ножниц и клея. Один лист бумаги может складываться в множество разнообразных фигур.

Цель заключительного этапа проекта - подведение итогов и обозначение сильных и слабых сторон проектной деятельности. Качественными показателями реализации проекта «Научи меня, как...» были обозначены:

- удовлетворенность целевой аудитории качеством проведенных мастер-классов в рамках проекта;

- сформированность готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса «студент - студенту»;

- сформированность умения организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности;

- повышение уровня самоуправления членов студенческого совета.

Кроме того, инициативной группой определены следующие перспективы развития проекта: проектирование «действенных» технологий работы со студентами и школьниками с помощью дистанционных форм обучения; включение мероприятий проекта в вузовскую программу профориентационной направленности; участие в грантовых конкурсах.

Такое неформальное образование, осуществляемое в рамках проектной деятельности, позволило будущим педагогам усвоить новые социальные роли (модераторов проекта), способствовало их профессиональному становлению в рамках выбранных направлений подготовки.

Не менее интересным стал опыт проектной деятельности педагогического отряда «Клюква», который образован студентами Сургутского педагогического университета в декабре 2017 года. Опишем более подробно данный опыт. Девиз педагогического отряда «В наших руках самое дорогое - ДЕТСТВО!» подтверждается конкретными делами.

Педагогический отряд активно сотрудничает с Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования «Агентство инновационных решений в сфере социокультурной деятельности "Среда развития"», которая является организатором палаточного лагеря «Кар-тохи» и детского образовательного оздоровительного лагеря «Этноград». Организаторы лагеря поставили перед собой задачу предоставления качественных услуг отдыха, оздоровления и развития детей в каникулярные периоды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Бойцы студенческого педагогического отряда «Клюква» приняли активное участие в реализации инновационных образовательных проектов. Нацеленность на получение результата с учетом внедрения в работе лагеря образовательной содержательной компоненты стала отличительной особенностью членов педагогического отряда, участвующих в проектной деятельности лагеря. Важной частью успешной реализации этой задачи явилась способность и готовность членов педагогического отряда придумывать и осуществлять интересные идеи вместе с детьми, доводить их до результата. Подтвердить данный вывод могут факты реализации интересных творческих и научных проектов, реализованных детьми при участии членов отряда «Клюква» в качестве наставников.

В 2019 году для получения практического опыта студенты педагогического отряда «Клюква» были направлены на стажировку в Международный детский центр «Артек», откуда вернулись с новыми знаниями, технологиями и формами работы, которые внедрили в сезонных детских лагерях загородного и палаточного типа.

В период учебного года отряд живет образовательной и творческой жизнью: обучение новых бойцов, самообразование, реализация практических проектов с детьми. Остановимся на одном из реализованных проектов.

Проект «Академия "Твои Skills"» предназначен для создания и функционирования профориентационной среды, направленной на развитие гибких надпрофессиональных компетенций школьников в системе проведения мастер-классов. Проект актуален, поскольку формирование способности выбора будущей профессиональной сферы невозможно без понимания компетенций, реализуемых в данном виде профессий.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2.11) отмечается, что «общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» [28].

В рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования отмечена возрастающая роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, необходимость создания условий для профориентационной работы, профилизации образования [29].

В современном мире большинство людей считает, что успех в профессиональной деятельности всецело зависит от уровня знаний должностных обязанностей и понимания себя в профессии. Однако современные тенденции говорят о том, что это устаревший миф. На современном рынке труда успешный специалист - это человек, который имеет не только профессиональные навыки и умения, необходимые для работы по специальности, но и «сквозные» (или «гибкие») навыки, характерные не только для профессиональной деятельности.

По мнению Е. И. Пилюгиной и М. Д. Ивановой, существует целый ряд проблем, которые препятствуют полноценной профориентационной работе. Прежде всего, это неопределенность целей профессионального самоопределения, отсутствие специалистов и недостаточное время, отведенное в образовательных учреждениях для профориентационной работы [30].

Детский лагерь - площадка, которая дает возможность развития «гибких» навыков обучающихся. Особенно значима деятельность такого лагеря для подросткового возраста, поскольку именно в этот период мы наблюдаем пик развития социальных компетенций. Еще больше практической пользы приносят развивающие лагеря -языковой, спортивный или профориентационный лагерь. Исходя из этого, можно говорить об актуальности развития «гибких» навыков (Soft Skills) для всех без исключения. Такие навыки в XXI веке являются основой для будущей успешной деятельности в любой профессии.

На предварительном этапе проектной деятельности было проведено исследование, направленное на определение потребности обучающихся 9-11-х классов в проведении профориентационных мероприятий и развитие компетенций, необходимых для будущей профессии.

В ходе проведенной нами диагностики выяснилось, что 40% школьников затрудняются в выборе своей будущей профессии. Основной причиной является то, что обучающиеся не имеют представлений о тех компетенциях, которые необходимы в конкретной профессии; 37% обучающихся не в полной мере понимают, в каких сферах они могут быть реализованы, и лишь 23% респондентов определились с выбором будущей профессии.

67% опрошенных не могут назвать профессии, где бы они смогли применить свои способности в практической деятельности. Кроме того, 32% школьников не осведомлены о профессиях, которые будут востребованы в будущем, не ориентированы на спрос рынка труда. К сожалению, 35% школьников не смогли назвать специфику работы даже самых распространенных профессий. Вместе с тем 85% опрошенных заинтересованы в проведении серии мероприятий, направленных на развитие ключевых надпрофессиональных компетенций.

Для преодоления возникших проблем был разработан проект «Академия "Твои Skills"», который подразумевает:

- выявление предрасположенности обучающегося, которая выражается в его ценностных ориентациях к определенным типам профессий;

- формирование «гибких» осознанных компетенций посредством мастер-класса «МикроСофт»;

- развитие надпрофессиональных компетентностей школьников посредством проведения мастер-классов, направленных на раскрытие сущности каждого типа профессий (человек - природа, человек - техника, человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ).

Стоит заметить, что формы (дебаты, тренинги, игры по станциям, сюжетные игры, групповая работа), средства и методы (проблемные задания, кейс-метод, создание ситуаций успеха, рефлексия), интернет-ресурсы (zoom, программа по 3D-моде-лированию, canva.com, pinterest.com, google-сайты, plickers.com, menti.com), применяемые в реализации проекта, оказались достаточно эффективными.

Бойцами педагогического отряда были разработаны конспекты к каждому мероприятию, чек-листы и воркбук по созданию и реализации данного проекта. Приведем

пример одного из мероприятий - конкурсно-игровой программы «Клюква Skills», проведенной в детском образовательном оздоровительном лагере «Этноград» деревни Русскинская.

Ведущей деятельностью в данном мероприятии была заявлена квест-игра. Игровой механизм включал систему «загадок» и «ключей», которые приводили игроков к одной или нескольким логически выстроенным развязкам. Такая форма была, прежде всего, направлена на активизацию у школьников умственной деятельности, развитие сообразительности, подключение всех резервов для развития «гибких» навыков - Soft Skills, необходимых для будущей профессии.

Ребята поделились на команды, у каждой команды был свой куратор, который сопровождал по станциям: «Лидерские качества», «Коммуникативные навыки», «Самопрезентация», «Критическое мышление» и др. Предварительно участникам квеста был выдан QR-код на маршрутный лист команды и воркбук, в котором студенты на станциях отмечали успехи в развитии «гибких» навыков.

Так, на станции «Лидерские качества» школьники узнали, что в любом коллективе необходим человек, который будет организовывать рабочий процесс, обладать ораторскими способностями, уметь принимать решения, чтобы выражать интересы и цели других людей, вести за собой команду единомышленников, то есть лидер.

Была проведена игра «Построй фигуру», целью которой - выявление лидера в созданных командах. Школьники встали в круг, после чего от ведущего следовала установка: «Всем участникам команды необходимо закрыть глаза и построиться в фигуру, которую мы назовем. Глаза можно будет открыть только после построения каждой фигуры, нельзя разъединять руки, но можно общаться между собой».

Участники игры столкнулись с серьезными трудностями организационного плана, они не могли договориться и прийти к результату (выстроить фигуру треугольника, квадрата, сердца и др.). В результате работы над ошибками команда пришла к выводу о том, что нужен лидер, который организует деятельность, поведет за собой, конструктивно решит спорные моменты. После этого такой лидер был выбран, а задание продублировано.

Безусловно, такая форма профориентации школьников является удобной для дополнений, подбора новых, самых современных «гибких» навыков. Развитие данной методики бесконечно. Если, например, смена в лагере театральная, то возможно добавить больше станций на раскрепощение, совершенствование ораторских навыков, погружение в мир театра и др. Если смена направлена на погружение в мир бизнеса, можно добавить станцию «Управление проектами». Все зависит от фантазии и творческого подхода организаторов.

Заключение / Conclusion

Таким образом, можно констатировать, что неформальное образование - это важная часть образовательной политики педагогических вузов. На основе изучения интересов будущих педагогов, разработки и реализации представленных проектов выявлено:

- студенты педагогического университета заинтересованы в неформальном образовании;

- среди разнообразия форм неформального образования предпочтение отдано мастер-классам и деловым играм, позволяющим в большей степени сформировать профессиональные умения;

- содержание и методический инструментарий форм неформального образования являются важным фактором развития универсальных компетенций в области критического мышления, коммуникации, командной работы и др.

В перспективе коллектив педагогов и студентов Сургутского государственного педагогического университета рассматривает неформальное образование обучающихся педагогических классов, а также возможности интеграции традиционных и дистанционных форм данного процесса.

Ссылки на источники / References

1. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/

2. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.

3. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. - URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf.

4. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. -URL: http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.p.

5. Berger A., Croll J. Training in Basic Internet Skills for Special Target Groups in Non-Formal Educational Settings. Conclusions from Three Pilot Projects // Research in Learning Technology. - 2012. - Vol. 20. - № 4. - Р. 377-398. - URL: https://doi.org/10.3402/rlt.v20i0.18700.

6. Mathou C. Update to the European Inventory on Validation of Non-Formal and Informal Learning. Country Report. France. - URL: https://cumulus.cedefop.europa.eu/files/vetelib/2016/2016_validate_FR.pdf.

7. Karttunen A. Update to the European Inventory on Validation of Non-Formal and Informal Learning. Country report. Finland. - URL: https://cumulus.cedefop.europa.eu/files/vetelib/2016/2016_validate_FI.pdf.

8. Sang-Duk Choi. OECD Thematic Review on Recognition of Non-Formal and Informal Learning. Country Background Report. Republic of Korea. - URL: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/41679912.pdf.

9. Jansen D., Konings L. The 2018 OpenupEd Trend Report on MOOCs. Maastricht, NL: EADTU. - URL: https://www.openuped.eu/images/Publications/The_2018_OpenupEd_trend_report_on_MOOCs.pdf.

10. Кичерова М. Н., Зюбан Е. В., Муслимова Е. О. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования. - 2020. - № 1. - С. 126-158.

11. Киселева И. Н. Неформальная образовательная деятельность как фактор социально-педагогической адаптации студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Улан-Удэ, 2018. - 25 с.

12. Социология молодежи: энцикл. словарь / [сост. Ю. А. Зубок и др.]. - М.: Academia, 2008. - 606 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004050006.

13. Власова О. В. Социальные практики организации неформального образования студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1 (40). - С. 12-16.

14. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник [для студ. соц.-гуманитарн. спец.] / сост. В. В. Маслова. - Мариуполь, 2004. - 19 с.

15. Климов С. М. Неформальное образование взрослых: проблемы экономики и управления. - М.: Знание, 1998. - 135 с.

16. Загладина Х. Т. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России // Образовательная политика. - 2014. - № 2(64). - С. 101-114.

17. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых // Человек и образование. -2010. - № 4(25). - С. 158-162.

18. Скрынник И. К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2006. - 21 с.

19. Макареня А. А., Ройтблат О. В., Суртаева Н. Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Человек и образование. - 2011. - № 4(29). - С. 59-63.

20. Ройтблат О. В. Развитие теории неформального образования в системе повышения квалификации педагогических работников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - СПб., 2015. - 49 с.

21. Букина Н. Н. Образование родителей в контексте неформального подхода // Человек и образование. - 2009. -№ 1(18). - С. 36-40.

22. Поволяева М. Н., Попова И. Н. Неформальное образование: развитие, вызовы и перспективы // Народное образование. - 2013. - № 8(1431). - С. 43-48.

23. Паршина (Маринкина) Н. А. Возможности формального и неформального образования в формировании технологической компетентности студентов педагогического вуза // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. -№ 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN517.pdf.

24. Нефедова Г. М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 3(17). - С. 127-133.

25. Майорова-Щеглова С. Н. Неформальное образование студентов-социологов: новые формы // Социологические исследования. - 2016. - № 4. - С. 124-126.

26. Попова И. С. Развитие инициативности студентов в условиях неформального образования в некоммерческой организации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2011. - 171 с.

27. Декина Е. В. Технологии поддержки и развития неформального образования студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4186-4190. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55102.htm.

28. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

29. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

30. Пилюгина Е. А., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2017. - № 15(149). - С. 619-623.

1. Nacional'naya programma "Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii" [National Program "Digital Economy of the Russian Federation"]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (in Russian).

2. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 01.12.2016 № 642 "O strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii" [Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642 "On the strategy of scientific and technological development of the Russian Federation"]. Available at: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/41449 (in Russian).

3. Strategiya razvitiya molodezhi Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. [Strategy for the development of youth of the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/doc-ument/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (in Russian).

4. Koncepciya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. [Concept for the development of lifelong adult education in the Russian Federation for the period up to 2025]. Available at: http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.p (in Russian).

5. Berger, A. & Croll, J. (). "Training in Basic Internet Skills for Special Target Groups in Non-Formal Educational Settings. Conclusions from Three Pilot Projects", Research in Learning Technology, 2012, vol. 20, № 4, pp. 377-398. Available at: https://doi.org/10.3402/rlt.v20i0.18700 (in English).

6. Mathou, C. Update to the European Inventory on Validation of Non-Formal and Informal Learning. Country Report. France. Available at: https://cumulus.cedefop.europa.eu/files/vetelib/2016/2016_validate_FR.pdf (in English).

7. Karttunen, A. Update to the European Inventory on Validation of Non-Formal and Informal Learning. Country report. Finland. Available at: https://cumulus.cedefop.europa.eu/files/vetelib/2016/2016_validate_FI.pdf (in English).

8. Sang-Duk Choi. OECD Thematic Review on Recognition of Non-Formal and Informal Learning. Country Background Report. Republic of Korea. Available at: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/41679912.pdf (in English).

9. Jansen, D. & Konings, L. The 2018 OpenupEd Trend Report on MOOCs. Maastricht, NL: EADTU. Available at: https://www.openuped.eu/images/Publications/The_2018_OpenupEd_trend_report_on_MOOCs.pdf (in English).

10. Kicherova, M. N., Zyuban, E. V. & Muslimova, E. O. (2020). "Neformal'noe obrazovanie: mezhdunarodnyj opyt priznaniya kompetencij"[Non-formal education: international experience in recognition of competences], Voprosy obrazovaniya, № 1, pp. 126-158 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kiseleva, I. N. (2018). Neformal'naya obrazovatel'naya deyatel'nost' kak faktor social'no-pedagogicheskoj adapta-cii studentov vuza [Non-formal educational activity as a factor of socio-pedagogical adaptation of university students]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Ulan-Ude, 25 p. (in Russian).

12. Zubok, Yu. A. et al. (2008). Sociologiya molodezhi: encikl. slovar', [Sociology of youth: encyclopedia], Academia, Moscow, 606 p. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01004050006 (in Russian).

13. Vlasova, O. V. (2016). "Social'nye praktiki organizacii neformal'nogo obrazovaniya studentov" [Social practices of students' non-formal education organization], Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta, № 1 (40), pp. 12-16 (in Russian).

14. Maslova, V. V. (2004). Osnovy andragogiki. Terminologicheskij slovar'-spravochnik [Fundamentals of andragogy. Terminological dictionary] [dlya stud. soc.-gumanitarn. spec., Mariupol', 19 p. (in Russian).

15. Klimov, S. M. (1998). Neformal'noe obrazovanie vzroslyh: problemy ekonomiki i upravleniya, [Non-formal adult education: problems of economics and management], Znanie, Moscow, 135 p. (in Russian).

16. Zagladina, H. T. (2014). "Neformal'noe obrazovanie kak vazhnejshij faktor socializacii detej i podrostkov v sov-remennoj Rossii" [Non-formal education as the most important factor in the socialization of children and adolescents in modern Russia], Obrazovatel'naya politika, № 2(64), pp. 101-114 (in Russian).

17. Muhlaeva, T. V. (2010). "Mezhdunarodnyj opyt neformal'nogo obrazovaniya vzroslyh" [International experience of non-formal adult education], Chelovek i obrazovanie, № 4(25), pp. 158-162 (in Russian).

18. Skrynnik, I. K. (2006). Neformal'noe obrazovanie kak sredstvo povysheniya effektivnosti deyatel'nosti nekommerch-eskih organizacij [Non-formal education as a means of improving the efficiency of non-profit organizations]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Stavrop. gos. un-t, Stavropol', 21 p. (in Russian).

19. Makarenya, A. A., Rojtblat, O. V. & Surtaeva, N. N. (2011). "Neformal'noe obrazovanie kak uslovie social'nogo vzai-modejstviya v processe povysheniya kvalifikacii" [Non-formal education as a condition for social interaction in the process of professional development], Chelovek i obrazovanie, № 4(29), pp. 59-63 (in Russian).

20. Rojtblat, O. V. (2015). Razvitie teorii neformal'nogo obrazovaniya v sisteme povysheniya kvalifikacii pedagog-icheskih rabotnikov [Development of the non-formal education theory in the system of professional development of teaching staff]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08, St. Petersburg, 49 p. (in Russian).

21. Bukina, N. N. (2009). "Obrazovanie roditelej v kontekste neformal'nogo podhoda" [Parental education in the context of an informal approach], Chelovek i obrazovanie, № 1(18), pp. 36-40 (in Russian).

22. Povolyaeva, M. N. & Popova, I. N. (2013). "Neformal'noe obrazovanie: razvitie, vyzovy i perspektivy" [Non-formal education: development, challenges and prospects], Narodnoe obrazovanie, № 8(1431), pp. 43-48 (in Russian).

23. Parshina (Marinkina), N. A. (2017). "Vozmozhnosti formal'nogo i neformal'nogo obrazovaniya v formirovanii tekhnologicheskoj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza" [Opportunities of formal and non-formal education in the formation of technological competence of pedagogical university students], Internet-zhurnal "Mir nauki", t. 5, № 5. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN517.pdf (in Russian).

24. Nefedova, G. M. (2017). "Specifika integracii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya" [The specifics of the integration of formal, non-formal and informal education], Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, № 3(17), pp. 127-133 (in Russian).

25. Majorova-Shcheglova, S. N. (2016). "Neformal'noe obrazovanie studentov-sociologov: novye formy" [Informal education of sociology majors: new forms], Sociologicheskie issledovaniya, № 4, pp. 124-126 (in Russian).

26. Popova, I. S. (2011). Razvitie iniciativnosti studentov v usloviyah neformal'nogo obrazovaniya v nekommercheskoj organizacii [Development of students' initiative in the conditions of non-formal education in a non-profit organization]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Chelyabinsk, 171 p. (in Russian).

27. Dekina, E. V. (2014). "Tekhnologii podderzhki i razvitiya neformal'nogo obrazovaniya studencheskoj molodezhi" [Technologies of support and development of students' non-formal education], Nauchno-metodicheskij el-ektronnyjzhurnal "Koncept", t 20, pp. 4186-4190. Available at: http://e-koncept.ru/2014/55102.htm (in Russian).

28. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698

29. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya. [Federal State Educational Standard of Secondary General Education]. Available at: https://base.gar-ant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (in Russian).

30. Pilyugina, E. A. & Ivanova, M. D. (2017). "Aktual'nost' proforientacionnoj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeni-yah" [Importance of career guidance work in educational institutions], Molodoj uchenyj, № 15(149), pp. 619-623 (in Russian).

Вклад авторов щ I Contribution of the authors ^^^^^^^^^^^^^^^^

Л. Л. Лашкова - теоретическое обоснование в статье проблемы неформального образования в педагогическом вузе.

И. В. Чуйкова - описание в статье результатов реализации проекта «Академия "Твои Skills"» педагогического отряда «Клюква» Сургутского государственного педагогического университета.

Е. А. Шанц - описание в статье результатов реализации проекта «Научи меня, как.» студенческого совета «Драйв» Сургутского государственного педагогического университета.

L. L. Lashkova - the theoretical substantiation of the nonformal education problem in a pedagogical university.

I. V. Chuikova - description of the project "Academy "Your Skills" implementation results by the pedagogical group "Klyukva" of the Surgut State Pedagogical University.

E. A. Shants - description of the project "Teach me how ..." implementation results by the student council "Drive" of the Surgut State Pedagogical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.