Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ НАВЫКИ / БАКАЛАВРЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимирева Екатерина Николаевна

Цель исследования - обосновать необходимость формирования гибких навыков у бакалавров в области охраны природы, исходя из требований, актуализированных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда. В статье приведены востребованные гибкие навыки в области обеспечения экологической безопасности. Выявлены причины недостаточной готовности преподавателей к формированию гибких навыков в образовательном процессе в вузе. Установлено, что значительным потенциалом в формировании гибких навыков у бакалавров в области охраны природы обладают сетевые образовательные экологические проекты. Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания гибких навыков, которые рассматриваются как совокупность универсальных навыков и личностных качеств (внутренний потенциал), необходимых выпускнику в области охраны природы для эффективной реализации трудовых функций. Сравнительное изучение различных классификационных признаков гибких навыков, а также контент-анализ вакансий и опрос экспертов в сфере охраны окружающей среды позволили конкретизировать базовый перечень гибких навыков, в качестве которых представлены навыки межличностной коммуникации, умение работать в команде, навыки самоорганизации и управленческие навыки. В результате доказано, что применение сетевых образовательных экологических проектов в образовательном процессе в вузе способствует формированию у будущих бакалавров комплекса навыков и качеств (работа в команде, техническая грамотность, навыки делового общения, сотрудничество в решении поставленных задач, ответственность, коммуникабельность, самодисциплина и самоорганизация), которые расцениваются работодателями как предиктор профессиональной успешности выпускников в области охраны природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимирева Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFT SKILLS FORMATION IN STUDENTS PURSUING AN UNDERGRADUATE DEGREE IN THE FIELD OF NATURE CONSERVANCY BY MEANS OF ONLINE EDUCATIONAL ENVIRONMENTAL PROJECTS

The study aims to substantiate the need for soft skills formation in students pursuing an undergraduate degree in the field of nature conservancy according to the requirements actualised by federal state educational standards and the requirements set for graduates by the labour market. The paper presents the sought-after soft skills in the field of environmental safety. The reasons for teachers’ lack of readiness to form soft skills in the educational process at university are revealed. It has been found that online educational environmental projects have a significant potential in soft skills formation in students pursuing an undergraduate degree in the field of nature conservancy. Scientific novelty of the study lies in clarifying the content of soft skills, which are considered as a set of universal skills and personal qualities (internal potential) necessary for graduates in the field of nature conservancy for the effective implementation of their labour functions. A comparative study of various classification features of soft skills, as well as a content analysis of job vacancies and a survey of experts in the field of environmental protection made it possible to specify the basic list of soft skills, which include interpersonal communication skills, teamwork skills, self-organisation skills and management skills. As a result, it has been proved that the use of online educational environmental projects in the educational process at university contributes to the formation of a set of skills and qualities in undergraduate students (teamwork, technical literacy, business communication skills, cooperation in solving tasks, responsibility, sociability, self-discipline and self-organisation), which are regarded by employers as a predictor of professional success of graduates in the field of nature conservancy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ У БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ»

Í rpämÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 1. С. 108-115 | 2022. Volume 7. Issue 1. P. 108-115

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Формирование гибких навыков

у бакалавров в области охраны природы

средствами сетевых образовательных экологических проектов

Зимирева Е. Н.

Аннотация. Цель исследования - обосновать необходимость формирования гибких навыков у бакалавров в области охраны природы, исходя из требований, актуализированных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда. В статье приведены востребованные гибкие навыки в области обеспечения экологической безопасности. Выявлены причины недостаточной готовности преподавателей к формированию гибких навыков в образовательном процессе в вузе. Установлено, что значительным потенциалом в формировании гибких навыков у бакалавров в области охраны природы обладают сетевые образовательные экологические проекты. Научная новизна исследования заключается в уточнении содержания гибких навыков, которые рассматриваются как совокупность универсальных навыков и личностных качеств (внутренний потенциал), необходимых выпускнику в области охраны природы для эффективной реализации трудовых функций. Сравнительное изучение различных классификационных признаков гибких навыков, а также контент-анализ вакансий и опрос экспертов в сфере охраны окружающей среды позволили конкретизировать базовый перечень гибких навыков, в качестве которых представлены навыки межличностной коммуникации, умение работать в команде, навыки самоорганизации и управленческие навыки. В результате доказано, что применение сетевых образовательных экологических проектов в образовательном процессе в вузе способствует формированию у будущих бакалавров комплекса навыков и качеств (работа в команде, техническая грамотность, навыки делового общения, сотрудничество в решении поставленных задач, ответственность, коммуникабельность, самодисциплина и самоорганизация), которые расцениваются работодателями как предиктор профессиональной успешности выпускников в области охраны природы.

Soft Skills Formation in Students Pursuing an Undergraduate Degree

in the Field of Nature Conservancy

by Means of Online Educational Environmental Projects

Zimireva E. N.

Abstract. The study aims to substantiate the need for soft skills formation in students pursuing an undergraduate degree in the field of nature conservancy according to the requirements actualised by federal state educational standards and the requirements set for graduates by the labour market. The paper presents the sought-after soft skills in the field of environmental safety. The reasons for teachers' lack of readiness to form soft skills in the educational process at university are revealed. It has been found that online educational environmental projects have a significant potential in soft skills formation in students pursuing an undergraduate degree in the field of nature conservancy. Scientific novelty of the study lies in clarifying the content of soft skills, which are considered as a set of universal skills and personal qualities (internal potential) necessary for graduates in the field of nature conservancy for the effective implementation of their labour functions. A comparative study of various classification features of soft skills, as well as a content analysis of job vacancies and a survey of experts in the field of environmental protection made it possible to specify the basic list of soft skills, which include interpersonal communication skills, teamwork skills, self-organisation skills and management skills. As a result, it has been proved that the use of online educational environmental projects in the educational process at university contributes to the formation of a set of skills and qualities in undergraduate students (teamwork, technical literacy, business communication skills, cooperation in solving tasks, responsibility, sociability, self-discipline and self-organisation), which are regarded by employers as a predictor of professional success of graduates in the field of nature conservancy.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220004

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в условиях турбулентности мировой экономики, развития информационно-коммуникационных технологий, интеграции смежных областей деятельности, цифровой трансформации образования происходит изменение запросов рынка труда таким образом, что, с одной стороны, возрастает конкуренция среди соискателей, с другой стороны, работодатели предъявляют новые требования, в которых в дополнение к перечню профессиональных компетенций включается комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, получивших название "soft skills", или «гибкие навыки». Оба типа навыков - и hard skills, и soft skills - взаимосвязаны, дополняют друг друга и одинаково важны для того, чтобы выпускник мог быть успешным в будущей профессиональной деятельности и быстро адаптироваться к меняющейся ситуации на рынке труда.

Необходимость формирования гибких навыков у будущих бакалавров в области охраны природы связана с актуализацией федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее - ФГОС ВО) в части требований к формируемым универсальным компетенциям, содержание которых частично или полностью совпадает с навыками, относящимися к перечню гибких (системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникации, самоорганизация и саморазвитие). Однако в качестве характерных особенностей гибких навыков в сравнении с компетенциями можно указать то, что они не относятся к конкретной дисциплине, их применение не ограничивается профессиональной сферой, их сформированность позволяет выпускникам стать более конкурентоспособными на рынке труда - все это обуславливает важность теоретического обоснования сущности и содержания гибких навыков у бакалавров в области охраны природы.

Таким образом, актуальность формирования гибких навыков у будущих выпускников в области охраны природы определяется нормативными требованиями к результатам освоения образовательной программы, необходимостью конкретизации перечня востребованных гибких навыков и исследовательским интересом к поиску перспективных средств, обеспечивающих их развитие у студентов в образовательном процессе в вузе.

Задачи исследования:

- определить содержательное наполнение гибких навыков и их перечень для будущих специалистов в сфере обеспечения экологической безопасности;

- осуществить анализ требований работодателей к набору гибких навыков у будущих специалистов в сфере обеспечения экологической безопасности;

- выявить дидактические возможности сетевых образовательных экологических проектов для развития гибких навыков у бакалавров в области охраны природы в вузе.

В качестве основных методов решения поставленных задач выступали:

- теоретические методы - анализ психолого-педагогических трудов способствовал выявлению сущности и базовых оснований для классификации гибких навыков у бакалавров в области охраны природы;

- эмпирические методы - контент-анализ вакансий и экспертная оценка требований к специалистам в области обеспечения экологической безопасности позволили конкретизировать перечень требуемых гибких навыков у будущих выпускников.

Теоретической базой исследования выступают научные труды О. П. Горьковской, Н. В. Козловского, В. С. Матыкиной, А. В. Петрова (2019), Х. А. Шайхутдиновой (2020), С. Н. Бацунова, И. И. Деречи, И. М. Кунгу-ровой, Е. В. Слизковой (2018), Д. С. Ермакова (2020), рассматривающие сущностные характеристики определения гибких навыков; в работах М. И. Беркович, Т. А. Кофановой, С. С. Тихоновой (2018), Т. А. Ярковой, И. И. Черкасовой (2016) даны подходы к классификации гибких навыков; в публикациях зарубежных авторов Н. Серостановой (Serostanova, 2014), Ю. Юстиной, В. Сяфий, Р. Вебрианто (Yustina, Syafii, Vebrianto, 2020), Е. Н. Манолис, Э. Маноли (Manolis, Manoli, 2021) и отечественных специалистов А. И. Далибожко, М. В. Герман, И. В. Краковецкой (2018) представлены результаты исследований по развитию гибких навыков у студентов посредством реализации телекоммуникационных и экологических проектов.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования будут полезны образовательным организациям для оценки качества образовательной деятельности; преподавателям - при подготовке учебно-методических материалов и определении эффективных форм организации образовательного процесса, ориентированных на развитие гибких навыков; студентам - для осознания важности и значимости данных навыков, чтобы они могли быть востребованными на рынке труда; специалистам в области охраны окружающей среды - для профессионального саморазвития и карьерного роста.

Содержание понятия «гибкие навыки» и совокупность навыков, входящих в их состав

Выявление конкретных гибких навыков у бакалавров в области охраны природы тесно связано с необходимостью содержательного анализа данного понятия. Обзор научной литературы показывает, что в настоящее время нет однозначной трактовки данного термина.

Зарубежные исследователи, в частности Дж. Хекман и Т. Каутц (Heckman, Kautz, 2012), рассматривают гибкие навыки как определенные черты личности, цели, мотивации и предпочтения, которые ценятся на рынке труда.

По убеждению Д. С. Ермакова (2020), гибкие навыки представляют собой совокупность неспециализированных (не связанных с определенной предметной областью знаний), надпрофессиональных навыков, обеспечивающих успешное участие в рабочем процессе и высокую продуктивную деятельность в меняющихся условиях окружающей среды.

И. Г. Борзова (2019) интерпретирует гибкие навыки как надпредметные личностные качества, которые позволяют гармонично взаимодействовать с другими людьми, а также находить наилучшие пути решения различных вопросов и задач.

Подобную точку зрения высказывает Е. В. Буянов (2021), отмечая, что гибкие навыки - это способности человека, помогающие ему при их использовании стать эффективнее во многих областях деятельности вне зависимости от профессионального, языкового и культурного контекста.

Так, А. И. Ивонина, О. Л. Чуланова и Ю. М. Давлетшина (2017) раскрывают понятие гибких навыков с позиций компетентностного подхода как совокупность знаний, умений, навыков и личностных характеристик специалиста, позволяющих успешно коммуницировать с другими людьми, эффективно трудиться и быть лидером в коллективе, а также грамотно управлять своим временем.

М. И. Беркович, Т. А. Кофанова, С. С. Тихонова (2018) характеризуют гибкие навыки как абстрактные и сложно оцениваемые навыки личности, «отрезанные» от традиционной классификации человеческих способностей.

По мнению таких ученых, как Ю. В. Сорокопуд, Е. Ю. Амчиславская, А. В. Ярославцева (2021), гибкие навыки определяются не только уровнем развития профессиональных установок, в качестве которых выступают дисциплинированность и ответственность, но и социальных способностей, проявляющихся в процессе коммуникации.

О. М. Исаева и С. Ю. Савинова (2020) считают, что гибкие навыки непосредственно не связаны с профессиональной деятельностью, однако оказывают влияние на повышение ее продуктивности.

Анализ литературы, характеризующей сущность определений гибких навыков, показывает, что, несмотря на множественность интерпретаций, можно выделить общие подходы к раскрытию основных характеристик гибких навыков как личностных черт и унифицированных навыков, не зависимых от выполнения конкретной профессиональной деятельности, но способствующих результативному участию в рабочем процессе и эффективному выстраиванию коммуникаций как в общественной жизни, так и для развития карьеры.

В соответствии с этим актуальным остается вопрос о перечне навыков, которые входят в содержание гибких навыков. В практике педагогических исследований представлены множественные подходы к их классификации.

Зарубежные авторы К. Н. Тан, Х. Х. Нор и М. Я. Хашима (Tang, Nor, Hashimah, 2015) включают в состав гибких навыков: общение, лидерские качества, критическое мышление, командная работа, непрерывное обучение и самообразование, морально-этические профессиональные нормы.

Согласно точке зрения Ф. С. Герцык, К. А. Македонского (2020), к гибким навыкам относятся коммуникативные навыки, среди которых командная работа, ориентированность на конечный результат, умения аргументации и убеждения; навыки управления собой и саморазвитием, инициативность и целеполагание; мышление; управленческие навыки, связанные с организацией и осуществлением проектной деятельности.

Схожей позиции придерживаются Л. Н. Степанова и Э. Ф. Зеер (2019), рассматривающие кроме коммуникативных навыков навыки эффективного мышления, такие как креативность, гибкость, аналитичность, и навыки self-менеджмента, включающие инициативность, саморазвитие, способность к планированию и др.

С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М Кунгурова и Е. В. Слизкова (2018) разделяют гибкие навыки на следующие группы: коммуникативная грамотность (умение слушать и аргументировать, командная работа, ориентированность на результат), навыки тайм-менеджмента, обеспечивающие возможность контролировать время, ресурсы и операции, навыки эффективного мышления и управленческие навыки.

Н. Л. Микиденко и С. П. Сторожева (2017) определяют гибкие навыки как навыки делового общения, навыки профессиональной этики ведения дел, критического мышления и навыки решения проблем.

В работе О. П. Горьковой, Н. В. Козловского, В. С. Матыкиной и А. В. Петрова (2019) представлена классификация из 17 гибких навыков, интегрированных в следующие группы: навыки взаимодействия в коллективе, личностные навыки, навыки планирования и жизнестойкости.

Так, в исследовании, проведенном Российским экономическим университетом им. Г. В. Плеханова (Камзоло-ва, 2021), экспертами определены 223 навыка, наиболее востребованных среди российских работодателей, среди которых в качестве ключевых указываются: умение работать с информацией, стрессоустойчивость, знание иностранного языка, навыки самоорганизации, презентации и визуализации, коммуникативные навыки, лидерские качества, креативные навыки, знание нормативно-правовой базы, навыки аналитики массивов данных.

Агентства стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» (Россия 2025..., 2017) разработали перечень навыков, необходимых для функционирования в новом контексте (на 2025 год): когнитивные навыки (саморазвитие, организованность, управленческие навыки, достижение результатов, решение нестандартных задач, адаптивность), социально-поведенческие (коммуникация, межличностные навыки, межкультурное взаимодействие), цифровые (управление информацией, создание систем).

Х. А. Шайхутдинова (2020), рассматривая гибкие навыки с позиций компетентностного подхода, выделяет социальные, волевые, лидерские и интеллектуальные компетенции.

В контексте задач исследования, связанных с формированием гибких навыков у будущих выпускников, приоритетное значение имеет рассмотрение позиций ряда авторов, указанных в Таблице 1.

Таблица 1. Сущность и классификация гибких навыков

Автор Сущность и содержание Типология

Д. А. Баталова, А. Д. Галюк (2018) Гибкие навыки выступают как фактор повышения результативности решения профессиональных задач Коммуникативные навыки, управленческие навыки, навыки эффективного мышления, навыки самоменеджмента

В. Шипилов (2021) Гибкие навыки - это социально-психологические навыки, являющиеся полезными в большинстве жизненных ситуаций Коммуникативные, лидерские, командные, публичные, мышленческие и др.

Т. А. Яркова, И. И. Черкасова (2016) Гибкие навыки - это навыки, которые носят универсальный характер и необходимы для успешного профессионального и жизненного самоопределения, независимо от профессии Способность к коммуникации, лидерству, кооперации, дипломатии, выстраиванию отношений; командные, публичные, «мышленческие» навыки; умения презентовать свои идеи, креативно решать открытые задачи и др.

Л. К. Раицкая, Е. В. Тихонова (2018) Гибкие навыки - это комплекс непрофессиональных навыков, качеств и атрибутов личности, востребованных на рынке труда для эффективной реализации профессиональных компетенций Социально-коммуникативные (навыки коммуникации, групповая работа, ответственность), когнитивные (инновационное и критическое мышление, информационные навыки и навыки самоучения), атрибуты личности и составляющие эмоционального интеллекта (мотивация, эмпатия, оптимизм)

Н. В. Уварина, А. В. Савченков (2019) Гибкие навыки - это личностные качества и умения, необходимые для эффективного осуществления профессиональной деятельности Навык нахождения общего языка с другими людьми, осознание и ценностное принятие интересов организации, социальные навыки, коммуникативные и управленческие таланты, эмоциональный интеллект, способность ставить цели перед собой и другими людьми, высокий уровень адаптивных способностей, способность к самопрезентации и обучаемости, готовность к риску, готовность к перегрузкам, креативность и гибкость

О. Л. Чуланова (2017) Гибкие навыки - это приобретенные компетенции, которые можно сформировать посредством образования и самообразования, участия в проектах различного типа, наработать опытным путем Коммуникативные навыки, управленческие навыки, самоорганизационные навыки, мыслительные навыки, эмоциональные компетенции

Интегрируя данные аспекты, мы разделяем точки зрения ученых, которые характеризуют гибкие навыки как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных коммуникативных, личностных, когнитивных, управленческих, социальных, лидерских, цифровых навыков, выступающих в качестве фактора развития эффективности в достижении результатов в различных направлениях и сферах деятельности человека.

Таким образом, признавая значимость представленных выше сущностных подходов к содержанию гибких навыков, в нашем исследовании гибкие навыки мы рассматриваем как совокупность универсальных навыков и личностных качеств (внутренний потенциал), необходимых выпускнику в области охраны природы как для эффективной реализации трудовых функций, так и для деятельности в повседневной жизни.

Диагностическое изучение требований работодателей к перечню сформированных гибких навыков у специалистов в области обеспечения экологической безопасности

Оценивая степень разработанности проблемы формирования гибких навыков у бакалавров в образовательном процессе в вузе, отметим, что данному вопросу не уделяется должного внимания.

Среди главных причин исследователи отмечают следующие:

- слабые взаимосвязи между теоретической и практической подготовкой, что ограничивает возможность проявления гибких навыков в образовательном процессе (Яркова, Черкасова, 2016);

- сложность оценивания уровня сформированности гибких навыков в силу неразработанности диагностического инструментария в связи с широким спектром навыков, которые могут быть отнесены к гибким навыкам (Яркова, Черкасова, 2016);

- недостаточное обеспечение междисциплинарных связей и опоры на современные образовательные технологии (Тряпицына, 2010), в том числе цифровые;

- отсутствие зон ответственности конкретного преподавателя за результаты формирования гибких навыков (Чечева, 2018);

- укоренившееся мнение студентов и преподавателей о том, что успех в будущей профессиональной деятельности определяется лишь уровнем сформированное™ hard skills, и, соответственно, отсутствие заинтересованности в развитии гибких навыков (Никитина, 2004).

Работодатели отмечают, что в настоящее время уровень необходимых знаний, умений и практического опыта у выпускников является недостаточным для реализации трудовых функций (Данакин, Шутенко, 2014).

Так, для конкретизации требований к перечню гибких навыков было проведено диагностическое исследование с использованием метода опроса, в котором приняли участие 17 работодателей (г. Киров). В процессе беседы (6-17 сентября 2021 г.) с региональными руководителями предприятий (шинный завод Pirelli, Уралхим - компания по производству минеральных удобрений, ГалоПолимеры - предприятие по производству фторполимерной продукции, экологическая компания ИНПРОСТ - разработка экологической и гидрогеологической документации, производственное предприятие Эпотос-К, специализирующееся на разработке, производстве, проектировании и обслуживании противопожарного оборудования во многих отраслях промышленности, Кировский завод по обработке цветных металлов, агропромышленный холдинг Дороничи, Российские железные дороги) было установлено, что у соискателей на должности в области обеспечения экологической безопасности отмечается недостаточный уровень развития таких навыков, как умение работать в команде, инициативность, работа в режиме многозадачности, коммуникативность, работа с большим объемом данных в сжатые сроки, владение информационно-коммуникационными технологиями.

Исходя из результатов опроса работодателей, была выявлена актуальность проблемы развития гибких навыков у будущих специалистов в области охраны природы.

С целью повышения конкурентоспособности выпускников был проведен анализ 500 вакансий для специалистов в сфере обеспечения экологической безопасности, выявлены гибкие навыки, которые необходимо сформировать у бакалавров в области охраны природы.

В процессе исследования были определены базовые гибкие навыки у будущих кандидатов, наиболее востребованные, с точки зрения работодателей, для осуществления профессиональной деятельности:

1. Межличностная коммуникация, в том числе с представителями надзорных природоохранных органов, и готовность быстро подстраиваться под меняющиеся требования законодательства, что предопределяет потребность оперативного поиска и анализа актуальной информации в Интернете, владение ИКТ, работа в справочных информационных базах данных, содержащих документы и материалы по экологической безопасности. Этот навык является ведущим, работодатели значительно чаще отмечают его в вакансиях (частота встречаемости - 295 раз).

2. Желание и умение работать в команде. В ходе исследования установлено, что данный навык включает в себя коммуникабельность, ориентированность на положительный результат, умение выполнять поставленные цели как лично, так и в команде, навыки делового общения, навыки презентации и грамотную речь. По приоритетности данный навык располагается на втором месте (частота встречаемости - 179 раз).

3. Самоорганизация. Работодатели также отмечают важность таких навыков, как профессиональное саморазвитие будущих специалистов, ответственность, дисциплинированность, проактивная позиция, способность к организации и планированию рабочего времени, четкое соблюдение сроков выполнения работ (частота встречаемости - 105 раз).

4. Управленческие навыки. Навыки, позволяющие успешно работать в режиме многозадачности и неопределенности, проводить анализ больших объемов информации в сжатые сроки, самостоятельно принимать управленческие решения в рамках своих компетенций, исходя из правовых норм, способность выполнять нестандартные задачи, разрабатывать экологические проекты и управлять рисками при их реализации, планировать и исполнять бюджет по направлениям деятельности (частота встречаемости - 88 раз).

В ходе выполненного анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, в том числе в рамках проведения консультаций с работодателями, было отмечено, что будущий бакалавр в области охраны природы должен обладать широким спектром сформированных гибких навыков, среди которых наиболее востребованными выступают такие навыки, как межличностная коммуникация, умение работать в команде, самоорганизация и управленческие навыки. Результаты анализа представлены на Рисунке 1.

□ Межличностная коммуникация

□ Умение работать в команде

□ Самоорганизация

□ Управленческие навыки

Рисунок 1. Ключевые гибкие навыки, востребованные на рынке труда у будущих выпускников в области обеспечения экологической безопасности (по частоте встречаемости, так как некоторые работодатели отмечали сразу несколько навыков в одной вакансии)

Вследствие вышеизложенного остается важным вопрос поиска методов и средств, обеспечивающих формирование гибких навыков у студентов.

Дидактические возможности сетевых образовательных экологических проектов для развития гибких навыков у бакалавров в области охраны природы в вузе

Изучение научных исследований Х. А. Шайхутдиновой (2019), Л. К. Раицкой и Е. В. Тихоновой (2018), Н. В. Быстровой, С. Н. Казначеевой, К. М. Григоряна (2020), И. В. Моториной, А. В. Моторина (2018), Ю. В. Со-рокопуд, Е. Ю. Амчиславской, А. В. Ярославцевой (2021) показывает разнообразие методов формирования гибких навыков у студентов: тренинги, case-study, разработка проектов, применение интернет-технологий, использование электронных лекций, дискуссии, интерактивные методы.

Проанализировав позиции ученых относительно формирования гибких навыков у студентов, можно отметить, что значительным потенциалом в этом процессе обладают информационно-коммуникационные технологии и проектная деятельность. Мы разделяем данную точку зрения, а также тот факт, что для работодателей в настоящее время важен не просто специалист в области обеспечения экологической безопасности, а эколог, способный работать в команде, владеющий навыками межличностного взаимодействия, навыками практического применения информационно-коммуникационного инструментария и ресурсов Сети; в качестве перспективного средства по развитию гибких навыков у бакалавров в области охраны природы могут выступать сетевые образовательные экологические проекты.

Процесс реализации сетевого образовательного проекта осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе посредством различных каналов коммуникаций (электронная почта, мессенджеры, социальные сети) происходит привлечение к сотрудничеству студентов из разных вузов, преподавателей, экспертов и других заинтересованных лиц. Для организации и координации совместной деятельности предполагается создание информационно-образовательного сайта на базе платформ Moodle, Сайты Google (https://sites.google.com), Fandom (https://community.fandom.com/wiki), где размещаются инструкции по работе с сервисами. Используя потенциал таких программ, как PowerPoint, Microsoft Word, Canva, каждая команда в облачном хранилище (Google Диск, Облако Mail.ru, Яндекс.Диск), Google Картах, на сетевой площадке, в социальных сетях размещает портфолио с информацией об участниках проекта и вузе. Визуализация информации позволяет повысить заинтересованность и мотивацию студентов к совместной продуктивной деятельности. С целью объединения команд из разных регионов возникает потребность в проведении анкетирования с помощью онлайн-инструментов Google Формы, Scrum-доски, полученные результаты которого предоставляют возможность выявить, какие вузы войдут в состав той или иной команды.

На следующем этапе реализации сетевого образовательного проекта руководители команд и организатор проекта проводят телеконференцию в онлайн-формате (Skype, Zoom, Teams). В ходе встречи при помощи методов SWOT-анализа, мозгового штурма коллективно генерируются идеи, связанные с экологическими проблемами, на разрешение которых будет ориентирован проект, а также происходит распределение функциональных ролей и обязанностей между участниками. Дальнейшая работа заключается в изучении электронных систем баз данных и создании полезных ссылок на интернет-источники (https://getpocket.com/ru; https://evernote.com/intl/ru) для оперативного доступа к справочным материалам по вопросам охраны природы. Сервисы общего редактирования документов (Google Docs, Word Online, Dropbox) позволяют структурировать, обрабатывать и сохранять информацию по теме исследования. Освоение вышеуказанных программ способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельного поиска, критического анализа, систематизации данных по экологической безопасности.

Для организации сетевого взаимодействия команд, установления и обсуждения последовательности выполнения проектных работ, их содержательного анализа студенты разрабатывают структурный план при помощи разнообразных инструментов: онлайн-календарей, таблиц и документов совместной работы, лент времени, ментальных карт, инфографики, канбан-досок для учета и контроля сроков выполнения задач. Использование сервисов совместного сотрудничества (видеоконференции, мессенджеры, социальные сервисы) позволяет формировать навыки командной работы, способность осуществлять деловое общение, вырабатывает в студентах исполнительность и ответственность за результаты собственной деятельности перед другими участниками проекта.

На заключительном этапе реализации сетевого образовательного проекта в онлайн-формате проводится коллективная защита проекта перед экспертами. Студенты обосновывают актуальность выбранного управленческого решения, указывают риски и сложности, возникшие в процессе работы над проектом. Представленные результаты проектной деятельности размещаются командами на сетевой площадке, на которой также осуществляется групповая рефлексия участников проекта.

Итак, проведенный анализ дидактических возможностей сетевых образовательных экологических проектов для развития гибких навыков у студентов позволяет сделать вывод о том, что удаленная интернет-коммуникация, посредством которой осуществляется взаимодействие участников в процессе экологической деятельности по реализации проекта, способствует формированию у обучающихся коммуникативных навыков и развитию сотрудничества с другими вузами, способности работать в команде, навыков делового общения, активное использование ИКТ развивает умения оперативно актуализировать, корректировать, размещать, презентовать и распространять природоохранную информацию, самостоятельно идентифицировать проблемы негативного воздействия на окружающую среду и эффективно искать нестандартные подходы к их

решению, что обуславливает стремление студентов к саморазвитию, готовность работать в условиях дефицита временных ресурсов и, в свою очередь, предполагает потребность в самоорганизации и самодисциплине своей деятельности.

Следовательно, можно отметить, что участие в сетевых образовательных экологических проектах предоставляет студентам возможность приобрести личный жизненный опыт и ключевые гибкие навыки, необходимые для достижения профессиональных и образовательных результатов.

Заключение

Таким образом, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и эффективно взаимодействовать с окружающими, будущий выпускник в области охраны природы должен обладать широким спектром сформированных гибких навыков, под которыми понимается совокупность универсальных навыков и личностных качеств (внутренний потенциал), необходимых будущему выпускнику для эффективной реализации трудовых функций и успешной деятельности в повседневной жизни.

Установлено, что наиболее востребованными у современных работодателей в области обеспечения экологической безопасности выступают такие гибкие навыки, как способность к межличностной коммуникации, готовность работать в команде, самоорганизация, навыки управленческой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, в настоящее время гибкие навыки рассматриваются в качестве важного образовательного результата, коррелируя с универсальными компетенциями, гибкие навыки существенно и содержательно дополняют их, при этом использование потенциала сетевых образовательных экологических проектов способствует формированию комплекса навыков и качеств, необходимых для самореализации студентов в будущей профессиональной деятельности.

Перспективным направлением исследования является дальнейшая разработка соответствующих оценочных и диагностических процедур, позволяющих определить уровни сформированности гибких навыков у бакалавров в области охраны природы в образовательном процессе в вузе.

Источники | References

1. Баталова Д. А., Галюк А. Д. Гибкие навыки как фактор успешности решения задач проекта // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: мат. XXI Между-нар. конф. памяти проф. Л. Н. Когана. Екатеринбург: УрФУ, 2018.

2. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. 2018. № 4.

3. Беркович М. И., Кофанова Т. А., Тихонова С. С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2018. № 4.

4. Борзова И. Г. Soft skills - навыки XXI века. Формирование и развитие в дошкольном возрасте / создано в интеллектуальной издательской системе Ridero. 2019.

5. Буянов Е. В. Soft skills: самое важное о гибких навыках. 2021. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills-samoe-vazhnoe - o-gibkih-navykah

6. Быстрова Н. В., Казначеева С. Н., Григорян К. М. Развитие soft skills в условиях формирования конкурентоспособности студентов педагогических направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66.

7. Герцык Ф. С., Македонский К. А. Влияние soft skills на формирование экологичного общества // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Культурные и экологические императивы современной экономики: мат. Междунар. форума. Екатеринбург: УрФУ, 2020.

8. Горьковая О. П., Козловский Н. В., Матыкина В. С., Петров А. В. "Soft skills": в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2019. № 4 (53).

9. Далибожко А. И., Герман М. В., Краковецкая И. В. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus // Вестник Дальневосточного федерального университета. 2018. № 1 (85).

10. Данакин Н. С., Шутенко А. И. Конкурентоспособность выпускников как показатель эффективности работы современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

11. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1 (81).

12. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение. 2017. Т. 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

13. Исаева О. М., Савинова С. Ю. Оценка надпрофессиональных компетенций будущих менеджеров методами психодиагностики и графологии // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3.

14. Камзолова А. Исследование Плехановского университета: какие специалисты нужны работодателю сегодня. 2021. URL: https ://rg.ru/2021/06/21/issledovanie-plehanovskogo-universiteta-kakie-sperialisty-nuzhny-rabotodateliu-segodnia.html

15. Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. Роль научно-исследовательской работы в формировании «мягких» компетенций студентов // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41).

16. Моторина И. В., Моторин А. В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза - перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. № 2 (21).

17. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2004.

18. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. 2018. Т. 15. № 3.

19. Россия 2025: от кадров к талантам: консенсус-мнение экспертов-представителей Сбербанка, RosExpert / Korn Fery, НИУ ВШЭ, World Skills Russia, Global Education Futures, BCG. 2017. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf

20. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86).

21. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8.

22. Тряпицына А. П. Подготовка педагогических кадров и задачи современной школы // Вестник Герценов-ского университета. 2010. № 11 (85).

23. Уварина Н. В., Савченков А. В. Профессиональная гибкость как "soft skills" педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 3 (45).

24. Чечева Н. А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Мир науки. 2018. Т. 6. № 5.

25. Чуланова О. Л. Социально-психологические аспекты управления: эмоциональная компетентность руководителя в структуре soft skills (значение, подходы, методы диагностики и развития) // Науковедение. 2017. Т. 9. № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/07EVN117.pdf

26. Шайхутдинова Х. А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 2 (27).

27. Шайхутдинова Х. А. Soft skills: состояние, проблемы и пути их развития у студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65.

28. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. 2021. URL: https://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtml

29. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4.

30. Heckman J. J., Kautz T. Hard Evidence on Soft Skills // Labour Economics. 2012. Vol. 19. Iss. 4.

31. Manolis E. N., Manoli E. Raising Awareness of the Sustainable Development Goals through Ecological Projects in Higher Education // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 279.

32. Serostanova N. Integrating Information and Communication Technologies in the Process of Foreign Language Teaching and Learning // Journal of Education Culture and Society. 2014. Iss. 1.

33. Tang K. N., Nor H. H., Hashimah M. Y. Novice Teacher Perceptions of the Soft Skills Needed in Today's Workplace // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 177. Iss. 2.

34. Yustina Y., Syafii W., Vebrianto R. The Effects of Blended Learning and Project-Based Learning on Preservice Biology Teachers' Creative Thinking through Online Learning in the COVID-19 Pandemic // Jurnal Pendidikan IPA Indonesia. 2020. Vol. 9 (3).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Зимирева Екатерина Николаевна1

1 Вятский государственный университет

Zimireva Ekaterina Nikolaevna1

1 Vyatka State University

katerina-zimirev@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 20.12.2021; опубликовано (published): 28.02.2022.

Ключевые слова (keywords): гибкие навыки; бакалавры в области охраны природы; информационно-коммуникационные технологии; сетевые образовательные экологические проекты; soft skills; students pursuing an undergraduate degree in the field of nature conservancy; information and communication technologies; online educational environmental projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.