Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГИБКИХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГИБКИХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ГИБКИЕ НАВЫКИ / SOFT SKILLS / НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ДИАГНОСТИКА ГИБКИХ НАВЫКОВ / РАБОТОДАТЕЛИ / ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошкина Марина Валерьевна

Система вузовского образования должна своевременно реагировать на запросы рынка и формировать у своих выпускников не только жесткие навыки (hard skills), но и гибкие (soft skills). Формирование гибких навыков у выпускников вузов становится приоритетной задачей образования. Успешность современного специалиста во многом определяется именно такими качествами как коммуникация, умение работать в команде, критическое и системное мышление, креативное мышление и цифровое мышление, эмоциональный интеллект. Современные образовательные стандарты уже включают в себя формирование указанных компетенций. Однако диагностика сформированности этих компетенций не проводится на систематической основе. В данной статье, на примере Югорского государственного университета, приводится пример такой диагностики, рассматривается вопрос, насколько вузы справляются с задачей формирования гибких навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГИБКИХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 378

Педагогические науки

Тимошкина Марина Валерьевна, ст. преподаватель Гуманитарного института североведения, заведующая лабораторией социальных, психолого-педагогических исследований Югорского государственного университета Югорский государственный университет

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГИБКИХ НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА ПРИМЕРЕ ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация: Система вузовского образования должна своевременно реагировать на запросы рынка и формировать у своих выпускников не только жесткие навыки (hard skills), но и гибкие (soft skills). Формирование гибких навыков у выпускников вузов становится приоритетной задачей образования. Успешность современного специалиста во многом определяется именно такими качествами как коммуникация, умение работать в команде, критическое и системное мышление, креативное мышление и цифровое мышление, эмоциональный интеллект. Современные образовательные стандарты уже включают в себя формирование указанных компетенций. Однако диагностика сформированности этих компетенций не проводится на систематической основе. В данной статье, на примере Югорского государственного университета, приводится пример такой диагностики, рассматривается вопрос, насколько вузы справляются с задачей формирования гибких навыков.

Ключевые слова: гибкие навыки, soft skills, надпрофессиональные навыки, диагностика гибких навыков, работодатели, требования к выпускникам вузов.

Abstract: The system of higher education must respond in a timely manner to market demands and develop in its graduates not only hard skills, but also soft skills.

The formation of flexible skills in university graduates is becoming a priority in education. The success of a modern specialist is largely determined by precisely such qualities as communication, ability to work in a team, critical and systems thinking, creative thinking and digital thinking, emotional intelligence. Modern educational standards already include the formation of these competencies. However, the diagnosis of the formation of these competencies is not carried out on a systematic basis. This article, based on the example of Yugra State University, provides an example of such a diagnosis, examines the question of how universities cope with the task of developing flexible skills.

Key words: flexible skills, soft skills, supraprofessional skills, diagnostics of flexible skills, employers, requirements for university graduates.

Современное высшее образование находится в процессе постоянных преобразований. Вызовы сегодняшнего дня заставляют гибко реагировать на все изменения, при этом сохранять высокий уровень подготовки специалистов. Требования к выпускникам так же претерпевают изменения, в современных условиях работодатели особенно заинтересованы в специалистах с высоким уровнем адаптивности к меняющимся обстоятельствам, высоким уровнем мобильности, кооперации, коммуникации. По сути, эти требования составляют ядро так называемых софт скиллс (гибких навыков), о которых впервые заговорили еще в 70-е годы на Западе [1; 2; 3].

В современных реалиях успешность специалиста в большей степени определяется именно уровнем развития его гибких навыков [4; 5; 6; 7; 8].

Каковы же требования работодателей к современным выпускникам и соответствуют ли выпускники этим требованиям? На эти вопросы мы попытались ответить посредством опроса, проведенного среди работодателей тех организаций и предприятий, где трудоустроены выпускники Югорского государственного университета.

В период с 28.04.2020 по 18.05.2020 проведен опрос 991 выпускника ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» и 77 представителей работодателей.

Опрос проводился с использованием онлайн анкеты.

Работодатели отметили ряд знаний и умений, которые на их взгляд необходимы выпускникам при трудоустройстве. Чаще всего респонденты отмечают, что выпускникам необходимо развивать навыки в области компьютерной грамотности и овладении современными инструментами в области информационных технологий. Также респонденты отмечают важность развития у выпускников готовности к самостоятельной работе, саморазвитию, умению учиться, осваивать новое. Немаловажным для работодателей также является навык коммуникации. Кроме вышеуказанных навыков респонденты отмечают необходимость знания нормативно-правовой базы по направлению своей деятельности, обладать навыками проектного управления и проектной работы, уметь работать с документацией, обладать навыками креативного мышления, находить решения в нестандартных обстоятельствах.

По мнению 80,6% опрошенных, компетенции выпускников, сформированные при освоении образовательной программы, в той или иной степени соответствуют профессиональным стандартам (37,7% - соответствуют полностью, 42,9% - в основном).

Большинство опрошенных (48,1%) отметили, что они в основном удовлетворены уровнем теоретической подготовки выпускников. Уровнем практической подготовки удовлетворены в основном 38,9 % респондентов, полностью удовлетворены - 40,3% опрошенных.

Оценка гибких навыков выпускников Югорского университета проходила по следующим параметрам: коммуникация, командная работа и лидерство, системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, самоорганизация и саморазвитие.

Наибольшую положительную оценку от работодателей получил навык коммуникации (88,4%). Далее следует командная работа и лидерство (81,8%),

проектная работа и самоорганизация/саморазвитие (78%), системное и критическое мышление (76,6%) (Рис.1).

60 50 40 30 20 10

54,5

53,2

49,4

42,9 1 42,9

н 2 2 7,3 28,6 ь

Я 1 6,9 2 2 32, 0,8 1 9,5 20,8

1 1 ■ В основном удовлетворен ■ Полностью удовлетворен

ГО

X

>

О

ГО I-

о

ю о го ш

а 13 ос а го ф

X С! X

го

о

си о

X

си

ь

и

X

си

э

го

ш

О

ю го

ГО О.

I Частично удовлетворен

а

н

а р

о о

а

и

р о

Рис. 1. Удовлетворенность работодателей гибкими навыками выпускников ЮГУ

Выдвигая свои предложения по улучшению подготовки выпускников Югорского государственного университета респонденты отметили необходимость внедрения практико-ориентированного обучения, необходимость привлечения представители работодателей в учебный процесс. Кроме того, опрошенные отметили необходимость большей ориентации в образовательном процессе на современные условия и вызовы, а также на формирование информационной грамотности и навыков работы с компьютером.

Отвечая на вопрос о том, какие изменения в образовательной программе необходимы для повышения качества подготовки выпускников, работодатели в первую очередь отметили необходимость включения практикантов в производственный процесс - 20,3%, и актуализацию образовательных программ в соответствии с новыми технологиями - 16,9%. 13,2% опрошенных также отметили необходимость совмещения направлений подготовки

(специальностей), что указывает на высокую степень актуализации междисциплинарного подхода в современной практике.

Каждому выпускнику вуза, безусловно, важно знать какие профессиональные качества больше всего интересуют работодателей. Так, участники опроса, в первую очередь, отметили умение выпускников проявлять инициативу на работе - 22,4%, знания новейших технологий - 19,7%, социальные навыки (деловое общение, работа в коллективе) - 18,9%. Также работодателей интересует умение выпускников применять инновации в своей работе - 18,1%.

Что же касается самих выпускников, то для 80,5% выпускников компетенции, сформированные у них при освоении образовательной программы по направлению подготовки, соответствуют их профессиональной деятельности.

Для самостоятельной работы по направлению профессиональной деятельности чувствуют себя вполне подготовленными 70,9% выпускников Югорского государственного университета. 80,5% выпускников также отметили, что практические навыки, полученные ими в образовательной организации, в основном или полностью соответствуют требованиям, предъявляемым при трудоустройстве. Что касается теоретической подготовки, то 83,2% выпускников отметили её высокий уровень, указывая, что она в основном или полностью соответствует требованиям, предъявляемым при трудоустройстве.

По мнению 98,6% опрошенных их личностные качества, такие как ответственность, активность, трудолюбие и другие, в той или иной степени соответствуют требованиям, предъявляемым при трудоустройстве. В целом следует отметить высокий уровень удовлетворенности выпускников качеством полученного образования в Югорском государственном университете. Это касается как теоретической, так и практической подготовки, возможностью трудоустройства и уровнем оплаты труда.

Абсолютное большинство выпускников (91,6%) удовлетворены своей профессиональной деятельностью по направлению подготовки/специальности, полученной в Югорском государственном университете.

Таким образом, по мнению работодателей, следует обратить внимание на такие аспекты в подготовке выпускников вуза, как:

- большая ориентация на практическую сторону подготовки;

- помимо профильной подготовки необходимо развитие гибких навыков:

системное и критическое мышление, командная работа, разработка проектов, умение самоорганизоваться и саморазвиваться, деловая коммуникация и пр.

- повышение компьютерной грамотности и уровня знания последних информационных технологий в своей отрасли, новинок законодательства.

Несмотря на то, что в целом выпускники Югорского университета являются востребованными специалистами на рынке труда, работодатели отмечают необходимость дальнейшего развития гибких навыков, практикоориентированность в подготовке специалистов. Эти аспекты, безусловно, будут учтены в дальнейшей работе вуза.

Библиографический список:

1. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4. С. 222-234.

2. Павлова Ю.В. Развитие «гибких навыков» у студентов вузов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XXII международной научно-практической конференции. 2018. С. 102-104.

3. Пономарева О.Я. Сформированность гибких навыков (soft skills) как условие адаптации современного поколения к рынку труда // В сборнике: Актуальные проблемы социального профессионально-экономического

вхождения молодежи региональную общественно-производственную среду. Материалы II Международной научно-практической конференции. Ответственные за выпуск Л.П. Пачикова, Т.В. Филипповская. 2018. С. 29-33.

4. Садуллаев Х.Х. Soft skills: отношение студентов к развитию гибких навыков // МНСК-2018: Менеджмент. Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. 2018. С. 25-26.

5. Новикова С.К. Опыт организации развития гибких навыков (soft skills) у студентов ФГБОУ ВО «МГТУ» // В сборнике: Математические основы разработки и использования машинного интеллекта. Сборник научных статей, посвященный 70-летию со дня рождения доктора технических наук, профессора Лябаха Николая Николаевича. Майкопский государственный технологический университет. Майкоп, 2018. С. 84-93.

6. Огарева Е.И., Лик Н.В. Роль гибких навыков (soft skills) в компетентностной модели выпускника магистратуры и аспирантуры // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. 2018. № 1. С. 145-149.

7. Павлова Ю.В. Развитие «гибких навыков» у студентов вузов // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XXII международной научно-практической конференции. 2018. С. 102-104.

8. Лозовой А.Ю., Защитина Е.К., Названова И.А. Гибкие навыки студентов как фактор повышения их профессиональной конкурентоспособности // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2019. Т. 1. С. 76-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.