Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ SCRUM В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ SCRUM В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
940
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / ГИБКИЕ НАВЫКИ / EDUSCRUM / SCRUM / ТВЕРДЫЕ НАВЫКИ / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобр Арина Дмитриевна, Мигдаль Ирина Юрьевна

Современная образовательная парадигма на данный момент сталкивается с широким кругом проблем. Одним из основополагающих вопросов является проблема перехода выпускников средней общеобразовательной школы из узконаправленного мира школы во «взрослый» мир. При выборе дальнейшей учебы или работы старшеклассник осознает, что не обладает достаточным набором навыков, необходимых для эффективного функционирования в будущем. Эта проблема порождает другие, такие как проблема выбора профессии, неспособность принимать самостоятельные решения, отсутствие целеполагания и ответственности. Подобная неопределенность сбивает молодых людей и вызывает у них и их родителей ощущение безвыходности, что в итоге приводит к раннему отчислению из высших учебных заведений, неоправданным ожиданиям и возникновению чувства потраченного зря времени. Поиск ответа на данный вопрос определил вектор нашего исследования. Поэтому целью работы стало раскрытие особенностей влияния технологии eduScrum на развитие гибких навыков. Взяв за основу технологию eduScrum, мы изучили ее влияние на эффективность обучения и выяснили, что данная методология при её точном воспроизведении приводит школьников в тандеме с преподавателем к явному улучшению результатов усвоения школьной программы. Следующим пунктом в схеме нашего исследования стало рассмотрение soft skills (гибких навыков) как явления, набирающего обороты в современной методике преподавания иностранных языков. Гибкие навыки сегодня выступают в качестве важного этапа в развитии школьника, поскольку они представляют собой те качества человека, которые будут наиболее полезны в дальнейшем трудоустройстве и обучении. Также актуальность данного исследования обоснована отсутствием смежных работ по теме влияния eduScrum на развитие гибких навыков у школьников. Мы можем сделать вывод о том, что описанная проблема не была изучена с этой стороны, что и стало причиной её выбора. Вопрос о потенциале технологии eduScrum в формировании и развитии гибких навыков был исследован нами как теоретически, так и практически и является темой магистерской выпускной квалификационной работы. В результате экспериментального исследования нами было разработано электронное пособие для учителей и учащихся, целью которого стала фасилитация учебного процесса, его структуризация и повышение результатов. Параллельно с учебными задачами нам также удалось ознакомить школьников с понятием гибких навыков и развить некоторые из них во время работы по eduScrum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF SOFT SKILLS DEVELOPMENT BASED ON SCRUM TECHNOLOGY IN MODERN HIGH SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF FOREIGN LANGUAGES LESSONS)

Modern educational paradigm faces the wide range of problems nowadays. One of the main issues is the problem of transition of high school leavers from narrow school world to the ‘adult’ world. While choosing their path whether to continue studying or to start working, graduates realize that they do not have the required set of skills needed for effective functioning in the nearest future. This problem generates other similar problems, such as the problem of career choosing, inability to make decisions, set goals and take on a responsibility. Such uncertainty worries young people and make them and their parents feel anxious which leads to early sending down from institutions of higher education, unjustified expectations and the feeling of time wasted in vain. The desire to solve this problem has helped us decide the direction of our study. That is why the aim of our study is to reveal the peculiarities of eduScrum tecnology influence on soft skills development. Having based on eduScrum technology, we have studied it thoroughly and discovered that this methodology leads students and teachers to the improvement of academic results in learning the school program when it is followed according to the strict plan. The next step in our study was the consideration of soft skills as the idea that is becoming more and more popular in applied linguistics. Soft skills today are regarded as an important stage of students’ development, because they represent those qualities, which would be useful in future work or education. In addition, the relevance of this study is justified by the lack of related works on the impact of eduScrum on the development of soft skills in schoolchildren. We may draw a conclusion that the described problem was not studied from such a side, and that has become the main criterion for choosing it. The question of potential of eduScrum technology in soft skills formation and development was studied both theoretically and practically and it is our MA thesis statement. The result of the research experiment is the electronic manual for teachers and students aimed to facilitate the studying process, to structure it and to enhance the results. Simultaneously with studying goals we also managed to raise awareness of our students about soft skills and develop some of them during the work with eduScrum.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ SCRUM В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211045 2021, № 06 (июнь) УДК 37.032

Специфика развития гибких навыков на основе технологии SCRUM в современной средней общеобразовательной школе (на примере уроков иностранного языка)

Бобр Арина Дмитриевна1

Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия

bobr_a_d@mail.ru

Мигдаль Ирина Юрьевна2

Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия

iramigdal@rambler.ru

Аннотация. Современная образовательная парадигма на данный момент сталкивается с широким кругом проблем. Одним из основополагающих вопросов является проблема перехода выпускников средней общеобразовательной школы из узконаправленного мира школы во «взрослый» мир. При выборе дальнейшей учебы или работы старшеклассник осознает, что не обладает достаточным набором навыков, необходимых для эффективного функционирования в будущем. Эта проблема порождает другие, такие как проблема выбора профессии, неспособность принимать самостоятельные решения, отсутствие целеполагания и ответственности. Подобная неопределенность сбивает молодых людей и вызывает у них и их родителей ощущение безвыходности, что в итоге приводит к раннему отчислению из высших учебных заведений, неоправданным ожиданиям и возникновению чувства потраченного зря времени. Поиск ответа на данный вопрос определил вектор нашего исследования. Поэтому целью работы стало раскрытие особенностей влияния технологии eduScrum на развитие гибких навыков. Взяв за основу технологию eduScrum, мы изучили ее влияние на эффективность обучения и выяснили, что данная методология при её точном воспроизведении приводит школьников в тандеме с преподавателем к явному улучшению результатов усвоения школьной программы. Следующим пунктом в схеме нашего исследования стало рассмотрение soft skills (гибких навыков) как явления, набирающего обороты в современной методике преподавания иностранных языков. Гибкие навыки сегодня выступают в качестве важного этапа в развитии школьника, поскольку они представляют собой те качества человека, которые будут наиболее полезны в дальнейшем трудоустройстве и обучении. Также актуальность данного исследования обоснована отсутствием смежных работ по теме влияния eduScrum на развитие гибких навыков у школьников. Мы можем сделать вывод о том, что описанная проблема не была изучена с этой стороны, что и стало причиной её выбора. Вопрос о потенциале технологии eduScrum в формировании и развитии гибких навыков был исследован нами как теоретически, так и практически и является темой магистерской выпускной квалификационной работы. В результате экспериментального исследования нами было разработано электронное пособие для учителей и учащихся, целью которого стала фасилитация учебного процесса, его структуризация и повышение результатов. Параллельно с учебными задачами нам также удалось ознакомить школьников с понятием гибких навыков и развить некоторые из них во время работы по eduScrum.

Поступила в редакцию Received 15.04.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 31.05.21

Принята к публикации Accepted for publication 31.05.21 Опубликована Published 29.06.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Бобр Арина Дмитриевна, магистрант II курса факультета иностранных языков ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, Россия.

2 Мигдаль Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры германо-романских языков и методики их преподавания ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, Россия.

Ключевые слова: eduScrum, SCRUM, гибкие навыки, твердые навыки, методика преподавания иностранных языков, обучение английскому языку как иностранному.

Введение

Современная образовательная парадигма ставит особую цель перед педагогическими работниками, а именно - обучить и воспитать будущие кадры согласно требованиям работодателей. Однако данный ориентир представляется сложно реализуемой задачей, так как система образования является закрытой и не обеспечивает в полной мере плавный переход во взрослую самостоятельную жизнь. Обнаружив эту закономерность, мы выяснили, что в рамках отдельных учебных предметов слабо развито формирование у обучающихся гибких навыков. Гибкие навыки (англ. soft skills) можно определить как «личные качества, позволяющие эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми, полученные через дополнительное образование и личный опыт и используемые для дальнейшего развития в профессиональной деятельности» [1]. Гибкие навыки характеризуются как универсальные, надпрофес-сиональные, поведенческие и коммуникативные, поскольку они являются частью любой человеческой деятельности, отражают реакцию на поведение собеседника и развиваются в процессе коммуникации [2].

Soft skills дополняют hard skills - твёрдые навыки, которые, в отличие от гибких, являются узкопрофессиональными, т. е. характерными для определённой деятельности. В первую очередь обучение в школе нацелено на формирование именно твёрдых навыков, например техники написания сочинений по русскому языку, навыков деления в столбик на математике, решения задач по физике, умения прыгать в длину на физкультуре и т. д. В итоге выпускник покидает школу с багажом разрозненных знаний, применение которым он не может найти в силу недостаточно развитых навыков самоорганизации, креативности и коммуникации [3]. Ответ на поставленный вопрос о том, какими навыками нужно обладать, чтобы добиться успеха в любой выбранной деятельности, лежит на поверхности. Для достижения рабочих целей и задач необходимо развивать как твёрдые, так и гибкие навыки. Только в совокупности они составляют цельный образ желанного работника.

Мы, как преподаватели иностранных языков, хорошо знаем, каким образом сформировать и развить ряд языковых hard skills [4]. Навыки работы с тестами разнообразных форматов, выполнения грамматических и лексических упражнений, навыки отработки различных видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма) и многие другие были исследованы как отдельно, так и в контексте различных педагогических технологий [5]. Сегодня перед нами стоит другая задача: изменить вектор программы общего развития и направить его на формирование гибких навыков в рамках учебного предмета «Иностранный язык» [6].

Как было сказано ранее, в современном образовательном пространстве разработано и описано множество технологий, в том числе и методология eduScrum, ставшая основой нашего научно-практического исследования [7]. Она представляет собой улучшенную версию проектной методики, которая стала более приближена к реальным жизненным ситуациям и сочетает в себе принципы концепции Agile, вовлеченность всех участников обучения, привлекательную терминологию и комплекс дополнительных ресурсов, помогающих педагогу отследить индивидуальную и групповую работу учащихся [8, 9]. Технология eduScrum наиболее эффективно позволяет моделировать изменчивые условия современного мира, тем самым развивая такие группы

гибких навыков, как навыки взаимодействия в коллективе, личностные навыки, навыки планирования и навыки жизнестойкости [10]. Сопоставительный анализ требований ФГОС к выпускникам СОШ и перечня навыков, успешно формируемых в рамках технологии eduScrum, позволяет нам считать эту технологию наиболее перспективным инструментом по развитию soft skills в средней школе [11].

Целью нашего исследования является не только описание и систематизация материалов, посвященных технологии eduScrum, но и использование потенциала методологии в формировании и развитии гибких навыков на уроках иностранного языка. Мы стремимся показать, что посредством вышеописанной технологии возможно осуществить указанные во ФГОС требования и сократить разрыв между системой компетенций, даваемых школой, и условиями в реальной жизни [12].

Для подкрепления теоретических изысканий мы решили проверить на практике гипотезу о том, что технология eduScrum выступает наиболее эффективным инструментом в развитии гибких навыков [13]. В рамках прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и преддипломной практики студентов-магистрантов мы апробировали теоретические положения выпускной квалификационной работы. Также на основе данных, полученных в первый период работы со школьниками, мы создали практическое приложение в виде электронной книги и материалов, облегчающих внедрение технологии eduScrum и раскрытие гибких навыков у обучающихся [14]. Эмпирическая часть исследования продолжилась во второй период работы с 11-классниками, где нам удалось посмотреть на SCRUM в действии и откорректировать электронное пособие для учащихся и учителей.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Анализ научной литературы показал, что в работах современных ученых не раскрывается проблематика использования технологии eduScrum на уроках иностранного языка с целью развития гибких навыков, что обусловливает новизну и практическую значимость нашего исследования. Его основой стали статьи и книги, посвященные как SCRUM, так и soft skills в отдельности.

Изучением технологии SCRUM занимались и зарубежные, и отечественные ученые. Первыми методологами стали Дж. Сазерленд и К. Швабер, которые в своих многочисленных пособиях детально описали схему внедрения данной методики в работу проектных групп IT-компаний, которая была основана на методе проектов [15]. Они зафиксировали историю становления методологии в качестве собственного продукта, проверенного на различных бизнес-площадках и доказавшего свою эффективность [16]. Дж. Сазерленд и К. Швабер в своих трудах определяют SCRUM как систему организации работы команд в условиях изменчивости современного мира. В книге "Scrum. Революционный метод управления проектами" они подробно рассматривают каждый элемент технологии, например длину спринтов, критерии выбора скрам-мастера, схему постановки задач и многое другое [17].

Став популярной в среде бизнеса, методология SCRUM обратила на себя внимание голландского преподавателя школы Вилли Вейнандса. Он исследовал технологию и превратил её в новую методику обучения, которая стала называться eduScrum (от слияния двух английских слов 'education' - обучение - и 'scrum' - схватка в регби). Совместно с другими учителями экспериментатор создал сайт, посвящённый технологии, и свод правил, содержащий описание элементов eduScrum и принципы их

внедрения [18]. В представлении Вейнандса заказчиком проекта в реалиях школы выступает сам учитель, а команду возглавляет скрам-мастер, выбранный среди обучающихся. Он утверждает, что данная методика является способом организации обучения, в то время как материал для бэклога проекта может быть взят из учебников и дополнительных ресурсов, используемых на обычном уроке.

Перенимая опыт зарубежных коллег, группа учителей из России во главе с официальным представителем автора eduScrum в России Екатериной Бредихиной создаёт русскоязычный сайт и систему тренингов, обучающих данной методологии [19]. Отечественные исследователи называют eduScrum «активной формой сотрудничества, при которой учащиеся в команде выполняют задания в фиксированном ритме» [20].

Немаловажный вклад в развитие eduScrum внес Сергей Афонин - учитель информатики и спикер по «смешанному обучению». Как и В. Вейнандс, он создал сайт, где размещает свои статьи и размышления по поводу данной технологии [21]. С. Афонин считает, что Agile - наиболее перспективное направление в современной методике преподавания, поскольку оно дает учащимся инструменты для самостоятельного познания. Также его сайт полезен с практической точки зрения, поскольку в блоге учитель подробно рассказывает об этапах внедрения eduScrum на уроках информатики [22].

Изучением же soft skills занимались как крупные организации, так и отдельно взятые ученые. Основной вклад в развитие данного понятия внесли два документа: Agile-манифест разработки программного обеспечения и рабочие документы собрания Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), вышедший в 2009 году под названием «Навыки и компетенции 21 века для учащихся Нового Миллениума в странах ОЭСР». В первую очередь рассмотрим манифест, основополагающие принципы которого выдвигают на передний план коммуникацию между разработчиками, постоянное саморазвитие, обучение и гибкость проекта и проектировщиков [23]. Составители Agile-манифеста признают изменчивый характер окружающего мира и объясняют важность гибкости при работе с продуктом и людьми, его выпускающими [24]. Данный подход положил начало всемирному распространению идей Agile, что впоследствии обусловило необходимость выделения конкретных качеств работников, способных эффективно функционировать в системе Agile [25].

Что касается документа стран ОЭСР, то в нем предельно ясно отражены направления развития системы образования таким образом, чтобы она могла способствовать формированию soft skills [26]. В положении о навыках и компетенциях XXI века составители отмечают три плоскости: информационную, коммуникативную и плоскость этики и социального воздействия. К первой группе относятся навыки, связанные с обработкой информации и с её созданием (учитывая тот факт, что знание служит также и продуктом деятельности), такие как навык решения проблем, отбор, анализ, поиск, интерпретация и многие другие. В коммуникативной плоскости страны ОЭСР выделяют навыки информационной и медиаграмотности, критического мышления, навыки виртуального общения, гибкость и др. Третья группа навыков включает в себя знание этических норм и следование им, ответственность и навыки рефлексии.

На наш взгляд, наиболее информативно отражает понятие гибких навыков статья О. П. Горьковой, Н. В. Козловского, В. С. Матыкиной и А. В. Петрова «Soft skills: в поисках универсальных трактовок "гибких" навыков современных работников» [27]. В данной работе рассматривается роль skills, приводится наиболее полный список

навыков, которые разделены на четыре основные группы. Также эта статья представляется нам интересной благодаря результатам опроса самих работников, из которых мы можем сделать вывод о том, что важность гибких навыков сегодня понимают не только работодатели, ориентирующиеся на максимальную эффективность своего предприятия, но и целеустремленные кадры, заинтересованные в карьерном росте.

Методологическая база исследования

При разработке модели практического приложения мы опирались на УМК "Spotlight 11" и приложения, такие как PowerPoint, Miro, Google Forms, YouTube, ВКонтакте и Learn English British Council; мы организовали работу 11 «А» класса МБОУ СОШ № 17 Коломенского г. о. согласно eduScrum. Основываясь на материалах исследований в области внедрения указанной технологии и развития гибких навыков, мы выполнили выборку методов, необходимых для проведения эксперимента. Среди теоретических методов мы использовали:

- анализ зарубежной и отечественной литературы по теме нашего исследования, в том числе методических пособий по преподаванию иностранного языка;

- анализ учебно-методического комплекса "Spotlight" для 11-го класса средней образовательной школы для подготовки соответствующего приложения;

- обобщение и синтез имеющихся материалов для создания наиболее точного определения soft skills;

- метод классификации при описании комплекса сформированных навыков у выпускников школы согласно ФГОС.

После проведения первого этапа подготовки к экспериментальному исследованию мы создали теоретическую базу, разъясняющую принципы действия технологии eduScrum и ее потенциал в развитии гибких навыков. Проанализировав статьи и заметки С. Афонина и В. Вейнандса, мы подготовили ряд эмпирических методов. В дальнейшем они были использованы для апробации практического приложения в 11-м классе МБОУ СОШ № 17 Коломенского г. о.:

- наблюдение за поведением и прогрессом обучающихся;

- экспериментальный метод по внедрению практического приложения к учебнику "Spotlight 11";

- анкетный опрос для выявления представлений учащихся о soft skills и для фиксирования изменений в ретроспекции.

В рамках прохождения преддипломной практики перед нами стояла задача на протяжении месяца провести апробацию положений практической главы выпускной квалификационной работы. Целью данной практики стало внедрение и усовершенствование электронного приложения к УМК, созданного для организации работы на уроках иностранного языка согласно технологии eduScrum. Перед началом работы мы выяснили, что 11-й класс, который стал экспериментальной площадкой для нашего исследования, готовился начать работать с восьмым модулем учебника "Spotlight 11", к которому мы и подготовили электронный pdf-файл с заданиями. В него включены не только упражнения из учебника, перенесенные в Google Forms для оптимизации деятельности учащихся на уроке и удобства проверки заданий учителем, но и дополнительные ресурсы и задания, направленные на развитие коммуникативной компетенции у обучающихся. Предложенные упражнения также разделены на team tasks (командные задания) и individual tasks (индивидуальные задания).

Далее на двух первых занятиях нами были организованы теоретические уроки по технологии eduScrum. Учащиеся ознакомились с терминологией SCRUM и задали интересующие их вопросы. В качестве домашнего задания школьники получили презентацию, которую они разбирали на уроке. На втором теоретическом занятии были использованы элементы практики, а именно была проведена часть Agile-игры «Времена года», созданной С. Афониным и Н. Гульчевской, и были сформированы три команды по четыре человека под рабочими названиями Team 1, Team 2 и Team 3 [28]. Учащиеся также зарегистрировались на площадке Miro, где в дальнейшем оформляли скрам-доску для визуализации собственного прогресса и удобства фиксации работы команд учителем [29].

Третий урок ознаменовался началом первого спринта, который был открыт первым stand-up-митингом. На нем ребята учились планировать работу на уроке и впоследствии отмечать личный прогресс и качество командной работы. С первых же уроков мы увидели результат, полученный с помощью технологии eduScrum:

1. Учащиеся стали более мотивированы к выполнению заданий, поскольку за каждое было предусмотрено определённое количество баллов.

2. 11-классники решали учебные и проектные задачи в дискуссии.

3. Стало налаживаться общение в сформированных командах и в классе в целом.

4. Возрос интерес к дисциплине в целом и к тому, что происходит на уроках английского языка.

Получив первые результаты, мы продолжили работу в заданном темпе. Важно отметить, что спринты (одинаковые промежутки времени, данные на решение определённого комплекса задач) состояли каждый из пяти уроков. В учебные задачи первого спринта входили разбор и изучение юнитов 8a, 8b, 8c и 8d восьмого модуля "Spotlight 11"; второй спринт включал в себя разделы 8e, Culture Corner, Art and Design, Eco-tourism и Progress Check. На этапе планирования деятельности обучающихся были подсчитаны баллы за каждое задание и общая сумма очков, которая может выйти по итогу прохождения каждого периода.

Первый спринт завершился ретроспекцией трёх команд и обменом идей и мнений по поводу организации занятий и отношений внутри команды. Учащиеся отметили удобство командного обучения и недостатки работы с некоторыми приложениями. Вместе мы обсудили пути решения возникнувших проблем и наметили план на следующий этап учебного процесса. Второй спринт начался на восьмой урок преддипломной практики с планирования деятельности и смены скрам-мастеров каждой из команд. Цель данной смены заключалась в предоставлении возможности проявить себя как лидера группы другому обучающемуся и сравнить работу команд с разными капитанами.

Во время второго спринта стало заметно, что учащиеся усвоили механизм eduScrum и следуют его принципам, параллельно отмечая вместе с преподавателем те гибкие навыки, которые они могут развить на данном этапе обучения. Обстановка в классе стала более спокойной благодаря отлаженной системе работы и устраненным помехам. В завершении второго спринта учащиеся 11 «А» писали контрольную работу, которая выявила достоинства и недостатки командной и индивидуальной работы. Также была проведена рефлексия по итогам работы в режиме eduScrum [30]. Обучающиеся отметили, что обучение в командах было очень удобно и развило ряд их гибких навыков. Среди проблем, с которыми они столкнулись, были работа со скрам-доской и получение баллов, которые многих мотивировали, но некоторых, наоборот, путали. В целом учащиеся были довольны проделанной работой и с радостью повторили бы подобный эксперимент в будущем.

Результаты исследования

Во время подведения итогов практической части нашего эксперимента мы обратили внимание на ряд результатов, полученных в процессе работы по технологии eduScrum с 11-м классом. В первую очередь нам бы хотелось отметить, насколько важен этап планирования и подготовки проведения уроков в рамках данной методологии. Сюда входит и изучение технологии, и процесс создания электронной книги, и ознакомление учащихся с принципами действия eduScrum. На этом этапе решается, как успешно будет проходить обучение. Во-вторых, фактор новизны и предоставляемая самостоятельность вовлекают учеников в полуигровой процесс, основной целью которого является не только прохождение учебного модуля, но и развитие в себе гибких навыков, скрытых под проектными задачами.

В-третьих, залогом успеха в eduScrum, как и в реальных жизненных условиях, является коммуникация. На уроках обучающимся приходилось не только организовывать общение в своих командах для решения поставленных задач, но и обращаться к педагогу за объяснениями и помощью в достижении учебных и проектных целей. В-четвёртых, важным открытием как для учащихся, так и для преподавателя стало постоянное взаимодействие и занятость. Сорок пять минут урока пролетали незаметно, поскольку каждый был занят своим делом и старался помочь не только себе и заработать оценку, но и помочь команде набрать максимальное количество баллов.

В-пятых, в течение проведенных уроков мы отметили, что класс стал более сплоченным коллективом. Это выражалось в помощи товарищам по команде и в общении в целом. Шестым важным наблюдением стал процесс частичного переноса ответственности за полученные знания с преподавателя на обучающихся. Под этим мы подразумеваем развитие целеполагания и понимания со стороны учащихся того, что иностранный язык как предмет является важной частью всестороннего развития человека. В основном новый подход учеников к обучению выражался в более ответственном выполнении заданий, желании усовершенствовать модель работы в команде для улучшения результатов.

Гипотезой нашего исследования является утверждение о том, что eduScrum способствует развитию гибких навыков у обучающихся. Для того чтобы выяснить, знакомы ли учащиеся 11 «А» класса с понятием soft skills, мы провели опрос, состоящий из двух частей. В первом разделе мы попросили указать возраст и имя респондентов, а также отметить, слышали ли они когда-нибудь о soft skills и знают ли, как соотносятся понятия гибких навыков и soft skills. Последним пунктом данного раздела стал вопрос об определении гибких навыков, которое респондентам нужно было вписать самостоятельно. Второй раздел включал себя краткую сводку с описанием твёрдых и гибких навыков. Далее отвечающим предлагалось выбрать только твёрдые или только гибкие навыки и в дальнейшем распределить soft skills на четыре группы, а именно навыки взаимодействия в коллективе, личностные навыки, навыки планирования и навыки жизнестойкости. В заключение данного опроса респонденты должны были отметить из списка предложенных гибких навыков те, которыми они обладали на момент заполнения опроса. Для сравнения полученных результатов мы также опросили группу студентов факультета иностранных языков, которые уже знакомы с гибкими навыками и обладают определёнными профессиональными навыками.

Согласно результатам опроса, только 20% ответили, что никогда не слышали о гибких навыках. На вопрос о соотношении понятий «гибкие навыки» и "soft skills"

93,3% отметили, что они означают одно и то же, и 6,7% - что это противоположные понятия, что соответствует одному респонденту возраста до 18 лет (рис. 1).

Как соотносятся понятия "гибкие навыки" и soft skills"?

Рис. 1

Следующим пунктом был вопрос об определении гибких навыков. Среди ответов были такие варианты:

- Гибкие навыки - умение общаться, нестандартно мыслить, принимать решения, работать в команде.

- Это определённые навыки, которые могут быть применимы в разных сферах благодаря их «гибкости».

- Это какие-либо умения человека, которые могут изменяться в процессе обучения.

- Навыки, которые можно использовать везде.

- Это навыки, которые позволяют приспособиться к разному виду деятельности.

В целом указанные описания гибких навыков приближены к реальному определению понятия. При анализе ответов на данный вопрос мы можем видеть, что более точные определения дают студенты факультета иностранных языков, так как они уже изучили данное понятие.

Во второй части опроса после краткого объяснения при выборе твёрдых навыков из предложенного списка большинство (а именно 73,3%, 66,7% и 86,7%) ответили верно (см. рис. 2). По сравнению с заданием с выбором гибких навыков проценты распределились практически одинаково (80%, 86,7% и 73,3% правильно ответивших респондентов) (см. рис. 3).

В следующем задании, где нужно было распределить навыки на четыре основные группы, ответы разделились; некоторые очевидные гибкие навыки респондентами были распределены правильно (такие как «тайм-менеджмент» в группу навыков планирования, «восприятие критики» в группу навыков жизнестойкости и т. д.). Заключительным вопросом стало размышление о том, какими навыками обладает отвечающий, по его мнению. Так, самыми популярными навыками из выбранных стали «переговорные компетенции» (40%), «межотраслевая коммуникация» (40%), «коммуникабельность» (53,3%), «обучаемость» (40%), «работа в режиме неопределённости» (46,7%) и «восприятие критики» (40%).

100,00% 90,00% 80,00%% 70,00%% 60,00%% 50,00%% 40,00%% 30,00%% 20,00%% 10,00%% 0,00%%

Твердые навыки

Владение Python Умение играть на Знание

музыкальном периодической

инструменте таблицы

Менделеева

Рис. 2

Рис. 3

Из вышеперечисленных результатов можно сделать вывод о том, что до прохождения опроса старшеклассники обладали минимумом знаний о гибких навыках. Незнание важного в современном мире термина «гибкие навыки» могло препятствовать формированию тех самых навыков в процессе обучения. Также данный опрос показал, что первые мероприятия по пояснению определения были успешно реализованы и предоставленный материал был усвоен.

Заключение

Анализируя полученные результаты, мы делаем вывод, что технология eduScrum является одним из лучших инструментов в развитии гибких навыков. Наряду с этим данная методология помогает в воплощении субъект-субъектного подхода на уроках иностранного языка, где педагог выступает не только источником информации, но и фасилитатором, медиатором и соорганизатором учебной деятельно-

сти. Важным аспектом указанного подхода является также передача доли ответственности за полученные знания от преподавателя к обучающимся. Так вырабатывается понимание важности обучения и осознанного отношения к процессу учебы.

При проведении практической части нашего исследования мы обнаружили множество плюсов применения технологии eduScrum на уроках иностранного языка в старших классах. В первую очередь тщательно подготовленные материалы в виде электронной книги способствуют сокращению времени, потраченного на ежедневное планирование уроков. Также пособие, которым пользуется как преподаватель, так и обучающийся, является подспорьем для последних, так как учащийся может вернуться на предыдущий этап и воспользоваться указанными ресурсами без дополнительной помощи педагога. Немаловажным достоинством eduScrum как групповой технологии выступает взаимное обучение внутри команд, что способствует развитию языковых компетенций как у сильных членов команды, так и у более слабых.

Однако невозможно утверждать, что выбранный нами принцип работы с большим количеством используемых онлайн-ресурсов может подойти классу с иными условиями. Под этим мы подразумеваем недостаточное техническое обеспечение аудиторий, возможность использовать личные гаджеты на уроках и согласие обучающихся отойти от традиционной системы преподавания, заменив её на более свободную и личностно ориентированную технологию. Также нам бы хотелось отметить, что eduScrum является подходящим решением именно для старшего звена средней школы по причине того, что у обучающихся уже заложена определённая языковая база, позволяющая им решать учебные задачи о языке с помощью языка.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что технология eduScrum обладает достоинствами во многих аспектах обучения, что обусловливает её дальнейшее изучение и широкое применение.

Ссылки на источники

1. Бобр А. Д., Мигдаль И. Ю. Особенности развития гибких навыков в современном образовательном пространстве // Студенческий Universum (выпуск VI). - Коломна, 2020. - С. 16-20.

2. Teaching Knowledge Test Glossary. - URL: https://www.cambridgeenglish.org/Images/22184-tkt-glossary-docu-ment.pdf.

3. Scrum: The Future for Education? - URL: https://www.scruminc.com/scrum-future-for-education-2/

4. Гальскова H. Д., Гез H. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - 7-е изд. -М.: Academia, 2013. - 329 с.

5. Соловова Е. H. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. - М.: АСТ, 2009. - 239 с.

6. Солонцова Л. П. Методика обучения иностранным языкам: в 3 ч. Ч. 2. Общие вопросы. Методические теории: учеб. для ВУЗов. - М.: Владос, 2018. - 208 с.

7. Бобр А. Д., Мигдаль И. Ю. SCRUM технология как инновация в методике преподавания иностранных языков // Студенческий Universum (выпуск V). - Коломна, 2019. - С. 16-20.

8. Проекты, меняющие школу. Agile-трансформация. - URL: https://rosuchebnik.ru/material/proekty-menyayushchie-shkolu-agile-transformatsiya/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Цветкова Л. А., Яничева Т. Г. Групповая работа с детьми и подростками. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2016. - 56 с.

10. Бобр А. Д. О принципах групповой работы учащихся в рамках SCRUM-технологии // Проблемы современной лингвистики и методики преподавания иностранных языков. - Коломна: ГСГУ, 2020. - С. 43-45.

11. Бобр А. Д., Мигдаль И. Ю. Роль педагога в процессе осуществления SCRUM технологии // Problèmes et perspectives d'introduction de la recherche scientifique innovante: collection de papiers scientifiques "ЛОГО!" avec des matériaux de la conférence scientifique et pratique internationale (Vol. 5). - Bruxelles, 2019. - Р. 70-73.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413). - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

13. Методика SCRUM в образовательной системе (EDU SCRUM). - URL: https://blog.webformula.pro/article/metodika-scrum-v-obrazovatelnoy-sisteme-edu-scrum/

14. Чуланова О. Л. Методический инструментарий применения SCRUM в реализации проектной деятельности // Материалы Афанасьевских чтений. - 2018. - № 2. - С. 45-53.

15. Использование проектной методики на уроках иностранного языка. - URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00397241_0.html.

16. Сазерленд Дж. Scrum. Революционный метод управления проектами. - 4-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2019. - 272 с.

17. Definition of SCRUM noun from the Oxford Advanced Learner's Dictionary. - URL: https://www.oxfordlearnersdic-tionaries.com/definition/english/scrum?q=scrum.

18. Delhij A., van Solingenand R., Wijnands W. The eduScrum Guide. - URL: http://eduscrum.nl/en/file/CKFiles/The_eduScrum_Guide_EN_1.2.pdf.

19. Что такое eduScrum. - URL: https://eduscrum.com.ru/about-eduscrum/

20. Лукашенко М. А., Телегина Т. В. Научить студента думать: SCRUM как метод продуктивного обучения в учебном заведении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 2(27). - С. 138-142.

21. Афонин С. Применение SCRUM в учебной деятельности. - URL: http://agileineducation.ru/primenenie-scrum-v-uchebnoj-deyatelnosti/

22. Мое педагогическое открытие 2018 — технология SCRUM в образовании. - URL: https://evrophiz.wordpress.com/2019/01/13/scrum/

23. Основополагающие принципы Agile-манифеста. - URL: https://agilemanifesto.org/iso/ru/principles.html.

24. История Agile. - URL: http://forpm.ru/0/oD00/oB80/oD10/o810/oD10/o820/oD00/oBE0/oD10/o800/oD00/oB80/oD1°/o8F-agile/

25. Agile в образовании. Как внедрить инновацию Agile в обучение и сделать его снова интересным? - URL: https://leadstartup.ru/db/agile/agile-in-education.

26. Ananiadou K., Claro M. 21st Century Skillsand Competences for New Millennium Learners in OECDCountries // OECD Education Working Papers. - 2009. - № 41. - OECD Publishing. - URL: http://dx.doi.org/10.1787/218525261154.

27. "Soft skills": в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников / О. П. Горько-вая, Н. В. Козловский, В. С. Матыкина, А. В. Петров // Общество. Среда. Развитие. - 2019. - № 4. - С. 20-25.

28. Agile-игра «Времена года». - URL: https://sergeyafonin.ru/agile-igra-vremena-goda/

29. Ларионов Г. В., Никитин А. Ю., Филимонова А. В. Роль проектной группы в методологии SCRUM // Вестник АГТУ. - 2017. - № 2. - С. 59-65.

30. Середа Т. Ю., Платонова Д. А. SCRUM в образовании. - URL: https://phsreda.com/e-articles/26/Action26-21695.pdf.

Arina D. Bobr,

Graduate Student, Faculty of Foreign Languages, State University of the Humanities and Social Sciences, Kolomna, Russia bobr_a_d@mail.ru Irina Yu. Migdal,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Germanic-Roman Languages Chair, State University of the Humanities and Social Sciences, Kolomna, Russia iramigdal@rambler.ru

Specificity of soft skills development based on SCRUM technology in modern high school (on the example of foreign languages lessons)

Abstract. Modern educational paradigm faces the wide range of problems nowadays. One of the main issues is the problem of transition of high school leavers from narrow school world to the 'adult' world. While choosing their path whether to continue studying or to start working, graduates realize that they do not have the required set of skills needed for effective functioning in the nearest future. This problem generates other similar problems, such as the problem of career choosing, inability to make decisions, set goals and take on a responsibility. Such uncertainty worries young people and make them and their parents feel anxious which leads to early sending down from institutions of higher education, unjustified expectations and the feeling of time wasted in vain. The desire to solve this problem has helped us decide the direction of our study. That is why the aim of our study is to reveal the peculiarities of eduScrum tecnology influence on soft skills development. Having based on eduScrum technology, we have studied it thoroughly and discovered that this methodology leads students and teachers to the improvement of academic results in learning the school program when it is followed according to the strict plan. The next step in our study was the consideration of soft skills as the idea that is becoming more and more popular in applied linguistics. Soft skills today are regarded as an important stage of students' development, because they represent those qualities, which would be useful in future work or education. In addition, the relevance of this study is justified by the lack of related works on the impact of eduScrum on the development of soft skills in schoolchildren. We

may draw a conclusion that the described problem was not studied from such a side, and that has become the main criterion for choosing it. The question of potential of eduScrum technology in soft skills formation and development was studied both theoretically and practically and it is our MA thesis statement. The result of the research experiment is the electronic manual for teachers and students aimed to facilitate the studying process, to structure it and to enhance the results. Simultaneously with studying goals we also managed to raise awareness of our students about soft skills and develop some of them during the work with eduScrum.

Key words: eduScrum, SCRUM, soft skills, hard skills, applied linguistics, methods of teaching foreign languages, EFL. References

1. Bobr, A. D. & Migdal', I. Yu. (2020). "Osobennosti razvitiya gibkih navykov v sovremennom obrazovatel'nom pros-transtve", Studencheskij Universum (vypusk VI), Kolomna, pp. 16-20 (in Russian).

2. Teaching Knowledge Test Glossary. Available at: https://www.cambridgeenglish.org/Images/22184-tkt-glossary-document.pdf (in English).

3. Scrum: The Future for Education? Available at: https://www.scruminc.com/scrum-future-for-education-2/ (in English).

4. Gal'skova, N. D. & Gez, N. I. (2013). Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika, 7-e izd., Academia, Moscow, 329 p. (in Russian).

5. Solovova, E. N. (2009). Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs, AST, Moscow, 239 p. (in Russian).

6. Soloncova, L. P. (2018). Metodika obucheniya inostrannym yazykam: v 3 ch. Ch. 2. Obshchie voprosy. Metodicheskie teorii: ucheb. dlya VUZov, Vlados, Moscow, 208 p. (in Russian).

7. Bobr, A. D. & Migdal', I. Yu. (2019). "SCRUM tekhnologiya kak innovaciya v metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov", Studencheskij Universum (vypusk V), Kolomna, pp. 16-20 (in Russian).

8. Proekty, menyayushchie shkolu. Agile-transformaciya. Available at: https://rosuchebnik.ru/material/proekty-menyayushchie-shkolu-agile-transformatsiya/ (in Russian).

9. Cvetkova, L. A. & Yanicheva, T. G. (2016). Gruppovaya rabota s det'mi i podrostkami, Sankt-Peterburgskij gosu-darstvennyj universitet, St. Petersburg, 56 p. (in Russian).

10. Bobr, A. D. (2020). "O principah gruppovoj raboty uchashchihsya v ramkah SCRUM-tekhnologii", Problemy sov-remennoj lingvistiki i metodiki prepodavaniya inostrannyh yazykov, GSGU, Kolomna, pp. 43-45 (in Russian).

11. Bobr, A. D. & Migdal', I. Yu. (2019). "Rol' pedagoga v processe osushchestvleniya SCRUM tekhnologii", Problèmes et perspectives d'introduction de la recherche scientifique innovante: collection de papiers scientifiques "A'OGOZ" avec des matériaux de la conférence scientifique et pratique internationale (Vol. 5), Bruxelles, pp. 70-73 (in Russian).

12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Minister-stva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413). Available at: https://base.gar-ant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (in Russian).

13. Metodika SCRUM v obrazovatel'noj sisteme (EDU SCRUM). Available at: https://blog.webformula.pro/arti-cle/metodika-scrum-v-obrazovatelnoy-sisteme-edu-scrum/ (in Russian).

14. Chulanova, O. L. (2018). "Metodicheskij instrumentarij primeneniya SCRUM v realizacii proektnoj deyatel'nosti", Materialy Afanas'evskih chtenij, № 2, pp. 45-53 (in Russian).

15. Ispol'zovanie proektnoj metodiki na urokah inostrannogo yazyka. Available at: https://revolution.allbest.ru/peda-gogics/00397241_0.html (in Russian).

16. Sazerlend, Dzh. (2019). Scrum. Revolyucionnyj metod upravleniya proektami, 4-e izd., Mann, Ivanov i Ferber, Moscow, 272 p. (in Russian).

17. Definition of SCRUM noun from the Oxford Advanced Learner's Dictionary. Available at: https://www.oxfordlearn-ersdictionaries.com/definition/english/scrum?q=scrum (in English).

18. Delhij, A., van Solingenand, R. & Wijnands, W. The eduScrum Guide. Available at: http://eduscrum.nl/en/file/CKFiles/The_eduScrum_Guide_EN_1.2.pdf (in English).

19. Chto takoe eduScrum. Available at: https://eduscrum.com.ru/about-eduscrum/ (in Russian).

20. Lukashenko, M. A. & Telegina, T. V. (2019). "Nauchit' studenta dumat': SCRUM kak metod produktivnogo obucheniya v uchebnom zavedenii", Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya, № 2(27), pp. 138142 (in Russian).

21. Afonin, S. Primenenie SCRUM v uchebnoj deyatel'nosti. Available at: http://agileineducation.ru/primenenie-scrum-v-uchebnoj-deyatelnosti/ (in Russian).

22. Moe pedagogicheskoe otkrytie 2018 — tekhnologiya SCRUM v obrazovanii. Available at: https://evrophiz.word-press.com/2019/01/13/scrum/ (in Russian).

23. OsnovopolagayushchieprincipyAgile-manifesta. Available at: https://agilemanifesto.org/iso/ru/principles.html (in Russian).

24. Istoriya Agile. Available at: http://forpm.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-agile/ (in Russian).

25. Agile v obrazovanii. Kak vnedrit' innovaciyu Agile v obuchenie i sdelat' ego snova interesnym. Available at: https://leadstartup.ru/db/agile/agile-in-education (in Russian).

26. Ananiadou, K. & Claro, M. (2009), "21st Century Skillsand Competences for New Millennium Learners in OECDCoun-tries", OECD Education Working Papers, № 41, OECD Publishing. Available at: http://dx.doi.org/10.1787/218525261154 (in English).

27. Gor'kovaya, O. P., Kozlovskij, N. V., Matykina, V. S. & Petrov, A. V. (2019). "Soft skills": v poiske universal'nyh traktovok "gibkih" navykov sovremennyh rabotnikov", Obshchestvo. Sreda. Razvitie, № 4, pp. 20-25 (in Russian).

28. Agile-igra "Vremena goda". Available at: https://sergeyafonin.ru/agile-igra-vremena-goda/ (in Russian).

29. Larionov, G. V., Nikitin, A. Yu. & Filimonova, A. V. (2017). "Rol' proektnoj gruppy v metodologii SCRUM", Vestnik AGTU, № 2, pp. 59-65 (in Russian).

30. Sereda, T. Yu. & Platonova, D. A. SCRUM v obrazovanii. Available at: https://phsreda.com/e-articles/26/Action26-21695.pdf (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Бобр А. Д., Мигдаль И. Ю. Специфика развития гибких навыков на основе технологии SCRUM в современной средней общеобразовательной школе (на примере уроков иностранного языка)// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. -№ 06 (июнь). - С. 106-118. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211045.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11045

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Бобр А. Д., Мигдаль И. Ю., 2021

9772304120210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.