DOI 10.26170/po19-01-03 ГРНТИ 14.35.07
УДК 378.147.88 ББК Ч448.027.6
Код ВАК 13.00.02
Старкова Дарья Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии и сопоставительного языкознания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: dasha.stark@gmail.com
Рогова Екатерина Андреевна,
магистрант программы 44.04.01 «Педагогическое образование. Языковое образование (английский язык)», Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: dasha.stark@gmail.com
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: навыки самостоятельной работы; умения самостоятельной работы; гибкие методы; скрам; самостоятельная работа студентов; организация самостоятельной работы студентов.
АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена использованию гибких методов для формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета. В статье приводится психолого-педагогическая характеристика обучающихся студенческого возраста, которая объясняет необходимость применения новых методов при организации самостоятельной работы и обосновывает предпочтение гибких методов. Приводится анализ достижений в области организации самостоятельной работы вообще, а также рассматриваются недостатки этих подходов. Авторы предлагают свою методику организации самостоятельной работы студентов, основанную на методе организации работы, применяемом в сферах информационных технологий и управления организацией. Гибкие методы — это совокупность приемов, позволяющих так организовать работу студентов, чтобы осуществлять непрерывный анализ ситуации и адаптировать работу с каждым конкретным студентом. В данной статье описывается использование метода «Скрам», который заключается в организации подобного рода итеративной работы. Апробация данного метода была проведена при организации самостоятельной работы студентов 1 курса Института иностранных языков Уральского государственного педагогического университета по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (профиль «Английский и немецкий языки»). Для получения более точного результата были организованы две группы студентов: экспериментальная и контрольная. По результатам эксперимента было выяснено, что применение метода «Скрам» обеспечивает формирование навыков и умений самостоятельной работы у всех студентов. Контрольная группа, где не был использован метод «Скрам», показала, что лишь треть студентов овладела навыками и умениями самостоятельной работы. В статье дано подробное описание процедуры организации работы с применением метода «Скрам», а также представлены результаты, полученные в ходе апробации примерной программы формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов с применением одного из гибких методов — «Скрама».
Starkova Dar'ya Aleksandrovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of English Philology and Comparative Linguistics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Rogova Ekaterina Andreyevna,
Master's Degree Student, program 44.04.01 "Pedagogical Education. Linguistic Education (English)". Ural State Pedagogical
University, Ekaterinburg, Russia.
FLEXIBLE METHODS OF FORMATION OF THE STUDENTS' SKILLS OF INDEPENDENT ACTIVITY
KEYWORDS: habits of independent activity; skills of independent activity; flexible methods; SCRUM, students' independent activity; organization of students' independent activity.
ABSTRACT. This article is devoted to the usage of agile methods for developing independent work skills of the students of the Institute of foreign languages. Psychological and pedagogical specification of students, given in this article, explains the necessity of applying new methods to the organization of independent work and gives grounds to applying agile methods. The analysis of achievements and drawbacks in the sphere of independent work organization in general is presented. The authors suggest the methodology of students' independent work organization, based on the work organization method, which is used in the sphere of information technologies and organization management. Agile methods are a combination of techniques which helps to organize students' work permanently analyzing the situation and adapting the work for every student. In this article the use of scrum method is described which implies the organization of such-like iterative work. The approbation of this method was done during the organization of independent work of the first-year students of the Institute of foreign languages in the Ural state pedagogical university (Pedagogical education: the English and German languages). To get more accurate results we worked with two groups of students: experimental and control. According to the results of the experiment scrum method leads to the rise in the amount of developed skills among all the students. Control group whose work wasn't organized on the basis of scrum method showed that only a third part of all the students developed independent work skills. The article presents the detailed description of the procedure of independent work organization with the use of scrum method and the results of the independent work skills development syllabus approbation on the basis of one of the agile methods — scrum.
ГИБКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
К моменту поступления в высшие учебные заведения абитуриент должен обладать определенным набором навыков и умений самостоятельной работы, которые закрепляются и совершенствуются в процессе дальнейшего обучения. На деле практикующие преподаватели вузов сталкиваются с отсутствием или недостаточностью таковых навыков, что осложняет процесс обучения в высшей школе. Рост интереса к проблеме организации самостоятельной работы вообще и студентов в частности подтверждает, что, несмотря на разнообразие методик, студентам первого курса остро не хватает навыков и умений самостоятельной работы, и обучать их этой деятельности приходится постепенно, переходя от деятельности с минимальной долей самостоятельности к творческой самостоятельной работе.
К вопросу организации самостоятельной работы обращались многие исследователи, в том числе П. И. Пидкасистый, И. А. Гиниатуллин, З. И. Комарова, Е. В. Каратаева, Г. М. Бурденюк, С. И. Белоглазова, Н. Ф. Коряковцева, Е. Н. Соловова. Наше исследование опирается на достижения данных ученых, а также на наработки в сфере информационных технологий и организации работы таких исследователей, как К. Швабер, Дж. Сазерленд, Х. Книберг. Проанализировав достижения в данных сферах, мы установили наличие проблемы организации самостоятельной работы студентов, на решение которой и направлено наше исследование. Объектом данного исследования является формирование навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета. Предметом исследования выступает использование гибких методов организации самостоятельной работы на основе специально разработанной процедуры и инструментов. В качестве цели исследования мы поставили разработать и апробировать программу формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов языкового факультета с помощью гибких методов.
Чтобы оптимальным образом организовать работу с людьми, необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности. Так, было выяснено, что главными новообразованиями студенческого возраста являются «саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни» [14, с. 311], становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» [6, с. 166],
усиление личностного контроля, самоуправления, что связано с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира [12, с. 360]. Для повышения самоорганизации и активности обучающихся важна регулируемая интеллектуальная нагрузка [4, с. 16—17].
И. А. Гиниатуллин разделяет понятия самостоятельной работы и самостоятельной учебной деятельности, рассматривая последнюю как познавательную деятельность, управляемую самим обучающимся, а первую как самостоятельную учебную деятельность «глазами педагога», которая возможна только в рамках обучения (преподавания) [5, с. 35]. Как утверждают психологи, самостоятельность как черта характера приобретается и обусловливается социальной средой, в которой живет и развивается человек [11, с. 288]. Она выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и находить подход к ее решению [1, с. 93].
Говоря о самостоятельной работе, необходимо отметить ее существенный категориальный признак — системность [9, с. 8]. Рассматривая ее в ценностно-целевом аспекте, мы можем выделить две подсистемы: учебно-познавательную деятельность в период вузовского обучения и самообразование в послевузовский период, на всем протяжении профессиональной деятельности. В рамках первой подсистемы студенты осуществляют самостоятельную работу во всех компонентах учебной работы (аудиторной и внеаудиторной) [3, с. 8], т. е. это управляемая деятельность. В этом случае самостоятельная работа рассматривается в развитии, т. е. берется во внимание постепенное увеличение доли самостоятельности в работе студентов, что позволяет перейти на ступень самообразования впоследствии.
Самообразование — это управляемая самой личностью деятельность по самообучению, самовоспитанию, устойчивому и целенаправленному саморазвитию [8, с. 3]. Оно тесно связано с понятием «самостоятельной работы» как второй подсистемы. Отметим, что именно самообразование формирует готовность к самостоятельной работе как самоуправляемой деятельности, не регулируемой никем со стороны. Нужно помнить, что самообразование только тогда начинает доминировать в деятельности в свободное время человека, когда у него возникает устойчивая потребность в этом самообразовании. Соответственно в окружающей среде должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность реализации этой потребности. Согласно З. И. Ко-
© Старкова Д. А., Рогова Е. А., 2019
маровой, потребность в самообразовании включает в себя потребность в информации, в знаниях, необходимых человеку для успешной деятельности, потребность в овладении умениями, навыками, способами, средствами и приемами познавательной деятельности («технология познавательной деятельности»), потребность в умении предвидеть (прогнозировать) результаты своей деятельности, потребность в эмоциях радости, удовольствия, удивления, удовлетворенности в связи с успешным завершением того или иного вида познавательной деятельности, осознание недостатка знаний одновременно с увеличением количества знаний, жажда познания [9, с. 11].
Беря во внимание, что в наше исследование попадают студенты первого курса, предположительный год рождения которых 1998—1999, мы можем рассмотреть их как определенную социальную группу, именуемую социологами «поколение 2». Представители этого поколения любознательны, быстро и легко усваивают информацию, открыты современным технологиям. Где бы они ни были, они не могут обойтись без технических гаджетов, предпочитают виртуальное общение живому, проводят большую часть времени за компьютером, менее общительны в социальном плане, не хотят взрослеть и принимать на себя ответственность. Обладают клиповым мышлением, т. е. имеют развитую краткосрочную память, сталкиваются с проблемами синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Представители этого поколения не умеют работать в команде, что может негативно повлиять на их будущую профессиональную деятельность [10, с. 154—155]. Соответственно, для данного поколения необходимо использовать более современные методы и формы организации обучения в высшей школе.
Исследователи считают, что для успешного развития коммуникативных умений студентов — представителей поколения Ъ нужно формировать у них критическое мышление, развивать умение доказывать свою точку зрения, находить доводы и факты в аргументации [15, с. 8]. Для этого необходимо как можно чаще вовлекать их в дискуссии и задания на самостоятельное принятие решений.
В современных вузах преподаватели стараются выстраивать работу со студентами, принимая во внимание особенности нынешнего поколения. Тем не менее в течение первого года обучения в вузе не все студенты справляются с новыми обязанностями и успешно осваивают программу обучения. Исследователи отмечают, что это происходит из-за несформированности готовности к обучению, умения произвольно контролировать свое поведение и деятельность, оценивать себя и окружающих, правильно распределять свое рабочее время, чередуя его с отдыхом. Часто проблемы возникают из-за отсутствия навыков самостоятельной работы (неумения конспектировать лекционный материал, работать с источниками, анализировать полученный материал, логично излагать свои мысли) [2, с. 157]. При этом все реформы образования направлены на то, чтобы студент уже не пассивно потреблял знания, а был активным субъектом, умеющим грамотно сформулировать проблему, найти пути ее решения, доказать правильность результата. Соответственно самостоятельная работа — это основа учебного процесса [13, с. 10]. Таким образом, мы приходим к осознанию необходимости модернизации самостоятельной работы студентов с целью создания более эффективного процесса обучения и самообучения у студентов, поскольку рынок труда меняется стремительно и требования к выпускникам вузов становятся выше.
Мы разработали программу формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов 1-го курса на основе гибких методов, которую применили в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык». Понятие гибких методов (agile) возникло в конце XX в. в области разработки программного обеспечения и бизнеса. Наиболее подробно оно рассматривалось среди разработчиков, которые старались оптимизировать процесс создания продукта за счет активизации всех работников в команде. В итоге получался продукт, который в идеале должен был удовлетворить всех: и создателей, и пользователей. Мы адаптировали этот метод к образовательному процессу в вузе. В содержание разработанной нами программы вошли умения и навыки самостоятельной работы, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Содержание самостоятельной работы
Умения самостоятельной работы Навыки самостоятельной работы
Конспектирование выступления преподавателя Техники выделения главной информации, техники сокращения информации, техники перефразирования.
Конспектирование источников литературы Подбор литературы по теме, сопоставление прочитанной информации, вычленение сути прочитанного.
Дополнение конспекта Подбор литературы по теме, выбор необходимого материала, сопоставление готового конспекта с прочитанной информацией, вычленение недостающей информации, вычленение сути необходимой прочитанной информации.
Самопроверка, взаимопроверка, работа над ошибками Самопроверка выполненных домашних заданий, проверка домашних заданий других обучающихся, составление заданий по обнаруженным ошибкам и выполнение этих заданий в качестве самостоятельной работы.
Взаимопроверка контрольных работ Проверка контрольных работ других обучающихся по критериям, объяснение ошибок другим обучающимся.
Взаимообучение Подбор литературы по теме, конспектирование материала, изучение нового материала самостоятельно, консультация с преподавателем по новому материалу, представление материала другим обучающимся, объяснение нового материала, подготовка заданий для проверки усвоения материала.
Создание проверочных заданий, взаимопроверка контрольных работ Составление своих проверочных заданий на основе заданий, составленных преподавателем, составление своих собственных заданий по теме, проверка контрольных работ и разъяснение ошибок другим обучающимся.
Проектная работа (составление плана, распределение ролей, подбор материала) Постановка цели и задач работы, составление плана работы, распределение ролей, подбор материала по теме, конспектирование, схематичное представление прочитанного, объяснение прочитанного другим обучающимся, выстраивание полученного материала в группе в логичную систему, выбор формы презентации конечного продукта, оформление полученного материала согласно выбранной форме, подготовка экспресс-заданий для проверки усвоения материала другими группами, презентация конечного продукта.
Гибкие методы разработки — это по сути методы разработки программного обеспечения, ориентированные на использование итераций, где параллельно с непрерывным анализом полученных данных происходит корректировка предыдущих этапов работы. Такой подход подразумевает динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп, состоящих из специалистов различного профиля [19]. Если в общем посмотреть на то, что такое гибкие методы, то это способы организации деятельности, ориентированные на итеративную работу, основанную на постоянном взаимодействии внутри самоорганизующейся группы, направленном на корректировку деятельности по достижению цели и получению желаемого продукта и результата.
В начале 2000-х гг. был принят agile-манифест разработки программного обеспечения, который звучал следующим образом [18]: 1) люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов; 2) работающий продукт важнее исчерпывающей документации; 3) сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта; 4) готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Рассматривая вышеуказанные ценности в образовательном процессе, получаем
следующее: 1) обучающиеся и взаимодействие между обучающимися важнее процессов и инструментов образовательного процесса; 2) результат (продукт) обучения важнее исчерпывающей документации; 3) сотрудничество с преподавателем важнее согласования условий выполнения тех или иных заданий; 4) готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Таким образом, наивысшим приоритетом является результат, который зависит от запроса преподавателя, который, в свою очередь, основывается на ожиданиях государства от выпускников бакалавриата. Это означает, что конечный результат должен соответствовать указанным ожиданиям. Обращаясь к ФГОС ВО для бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», находим там, что выпускник должен обладать способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) [16]. Для осуществления такого обучения и воспитания выпускник сам должен обучаться в такой среде, а значит для достижения результата (получения желаемого продукта) для преподавателя важно выстроить такую образовательную среду, где будут учитываться
возможности и потребности всех обучающихся и каждого в отдельности, но при этом обучающиеся будут овладевать необходимыми профессиональными компетенциями, рассматриваемыми в рамках конкретной дисциплины.
Существует достаточно много гибких методов. Наиболее известны скрам, лин, кан-бан, кайдзен. Для своего исследования мы выбрали элементы скрам-метода. Скрам — это фреймворк, в рамках которого можно решать сложные адаптивные проблемы и в то же время продуктивно и креативно разрабатывать продукты наивысшего качества [17]. Скрам основывается на эмпиризме, иными словами, знание приходит в процессе решения проблемы и выполнения задачи. В основе такого эмпиризма лежат три главных принципа: прозрачность, инспекция и адаптация. Теория скрама предполагает четыре возможности для инспекции и адаптации: планирование спринта, ежедневный скрам, обзор спринта, ретроспектива спринта. Скрам-команда состоит из владельца продукта (преподаватель), команды разработки (студенты) и скрам-мастера (в нашем случае тоже преподаватель). Преподаватель отвечает за бэклог (backlog) — список всех заданий. Существуют два типа бэклога: product-бэклог и спринт-бэклог. Product-бэклог — это полный список всех заданий, при реализации которых будет достигнут конечный результат (цель освоения конкретной дисциплины). Спринт-бэклог — это список заданий, которые определил преподаватель вместе с обучающимися на ближайший отчетный период (спринт). Соответственно задания для спринт-бэклога берутся из product-бэклога. В задачи скрам-мастера входит вдохновлять команду следовать принципам гибкого подхода.
Итак, скрам — это ежедневная 15-минутная встреча всей скрам-команды. Во время таких регулярных скрамов проводится инспекция проделанной работы и адаптация гибкого плана под текущие обстоятельства, в ходе чего каждый обучающийся должен ответить на следующие вопросы: что я сделал с момента прошлой встречи для достижения цели? Что я сделаю сегодня, чтобы способствовать достижению цели? Вижу ли я препятствия к достижению цели? Спринт, в свою очередь, — это отрезок времени, который берется для выполнения определенного (ограниченного) списка задач. Рекомендуется брать 2—4 недели (дли-
тельность определяется группой один раз) [7].
Организуя самостоятельную работу студентов, мы условно делим учебный процесс на спринты, в течение которых студенты выполняют задания. Существуют следующие этапы спринта: I. Определение того, что необходимо сделать (постановка задачи, объявление задания). II. Составление гибкого плана выполнения задания, на который обучающиеся могли бы ориентироваться. III. Непосредственное выполнение задания. IV. Презентация готового продукта (выполненного задания), его оценка и обратная связь. Планирование спринта происходит совместно всей скрам-командой, при этом важно ответить на следующие два вопроса: какова цель выполнения данного задания (каков конечный продукт)? Как будет выполняться работа, необходимая для достижения поставленной задачи?
В качестве мотивирующего фактора здесь может быть использована балльно-рейтинговая система, в которой студенты зарабатывают кредиты.
В течение осеннего семестра 2017/18 уч. г. было проведено наблюдение за самостоятельной работой студентов двух групп: экспериментальной и контрольной. Учитывавшиеся при наблюдении критерии подробно представлены в таблице. Отслеживались следующие показатели: 1 — подбор литературы для конспекта, 2 — конспектирование, 3 — дополнение конспекта, 4 — работа над ошибками, 5 — самопроверка и взаимопроверка, 6 — взаимообучение, 7 — подготовка проверочных материалов. Критерием выполнения задания являлось отсутствие затруднений в выполнении задания, минимальная затрата времени на подготовку и выполнение задания. Из результатов наблюдения стало очевидным, что некоторые виды самостоятельной работы остаются без внимания большинства студентов, например, подбор учебной литературы, дополнение конспектов из других источников или подготовка тестовых заданий по теме. Во время апробации программы внимание уделялось всем видам самостоятельной работы, однако количество заданий на определенный вид работы было индивидуальным.
Изменения в уровне сформированности умений самостоятельной работы в результате внедрения программы формирования умений и навыков самостоятельной работы на основе скрам-метода можно видеть на рисунке 1.
6
0 4
-)
6 6
1 s
1 Л
I /
1 Л 6
14
-1-1-
0 2 4 6 8
Рис. 1. Динамика реализации умений самостоятельной работы студентами 1-го курса ИИЯ УрГПУ (■ — до, □ — после)
Итак, апробация примерной программы формирования навыков и умений самостоятельной работы студентов показала, что применение гибкого метода «Скрам» способствует развитию навыков и умений самостоятельной работы студентов и позволяет увеличить эти показатели в два раза за полгода. Это дает возможность утверждать, что гибкие методы организации самостоятельной работы являются эффективными,
так как в ходе их реализации на каждом этапе происходит анализ достигнутых результатов и корректировка последующих заданий. Такой подход подразумевает постоянное взаимодействие преподавателя и студентов, что, однако, не приводит к тотальному контролю, а наоборот дает возможность студентам проявлять инициативу, а преподавателю — осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воротилкина И. М. Самостоятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование в России. — 2012. — № 3. — С. 92—97.
2. Гаджиева У. Б. Социально-психологические особенности студенческого возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. 24-й Междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск : Изд-во «СибАК», 2013. — Ч. 2 (6 февр. 2013 г.). — С. 154—158.
3. Галагузова Ю. Н. Азбука студента. — М. : ВЛАДОС, 2000. — 80 с.
4. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие. — М. : Педагогическое о-во России, 1999- — 272 с.
5. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете : учеб. пособие к спецкурсу. — Свердловск, 1990. — 95 с.
6. Дарвиш О. Б. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. — 264 с.
7. Евграшин Т. Scrum на простом языке [Электронный ресурс] // The Improved Methods. Обучение Agile методам, Agile трансформации компаний, консультации. — Режим доступа: https://tim.com.ua/2009/ 06/scrum-na-prostom-yazyke/ (дата обращения: 05.06.2018).
8. Залецкий А. В. Дидактические условия самообразования интеллектуально развитых старшеклассников : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 13.00.01. — Екатеринбург, 2005. — 23 с.
9. Комарова З. И. Азбука самостоятельной работы студента-лингвиста : учеб. пособие. — Екатеринбург, 2003. — 95 с.
10. Леонтьева Т. И., Котенко С. Н. Особенности обучения иностранному языку поколения Z: традиции и новаторство // Территория новых возможностей. Вестн. Владивосток. гос. ун-та экономики и сервиса. — 2017. — № 1 (36). — С. 152—158.
11. Немов Р. С. Психология : словарь-справочник. Ч. 2. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 288 с.
12. Сапогова Е. Е. Психология развития человека : учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология». — М. : Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
13. Семенова В. Г. Самостоятельная работа студентов как важнейшая форма организации учебного процесса в рамках компетентностной модели образования // Организация самостоятельной работы студентов : материалы докл. 2-й Всерос. науч.-практ. интернет-конф. — Саратов : Новый проект, 2013. — С. 10—15.
14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие для вузов. — М. : Школьная пресса, 2000. — 416 с.
15. Уэстон Э. Аргументация: десять уроков для начинающих авторов. — М. : Флинта : Наука, 2005. —
96 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] / Шадринскй гос. пед. ун-т. — 2013. — 3 июня. — Режим доступа: www.shgpi.edu.ru (дата обращения: 06.02.2018).
17. Швабер К., Сазерленд Дж. Скрам Гайд [Электронный ресурс]. Исчерпывающее руководство по скраму: правила игры. — Режим доступа: http://www.scrumguides.org/docs/scrumguide/v1/scrum-guide-rus.pdf (дата обращения: 06.02.20l8).
18. Beck K. Manifesto for Agile Software Development [Electronic resource]. — Mode of access: http://www.agilemanifesto.org/ (date of access: 09.01.2018).
19. McDonald K. What is Agile Software Development? [Electronic resource] // Agile Alliance. — Mode of access: https://www.agilealliance.org/agile101/ (date of access: 10.09.2018).
REFERENCES
1. Vorotilkina I. M. Samostoyatel'nost' studentov v uchebnom protsesse // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2012. — № 3. — S. 92—97.
2. Gadzhieva U. B. Sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti studencheskogo vozrasta // Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii : sb. st. po mater. 24-y Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ch. 2. (6 fevr. 2013 g.). — Novosibirsk : Izd-vo «SibAK», 2013. — S. 154—158.
3. Galaguzova Yu. N. Azbuka studenta. — M. : VLADOS, 2000. — 80 s.
4. Gamezo M. V., Gerasimova V. S., Gorelova G. G., Orlova L. M. Vozrastnaya psikhologiya: lichnost' ot mo-lodosti do starosti : ucheb. posobie. — M. : Pedagogicheskoe o-vo Rossii, 1999. — 272 s.
5. Giniatullin I. A. Samostoyatel'naya uchebnaya deyatel'nost' po ovladeniyu inostrannym yazykom na spet-sial'nom fakul'tete : ucheb. posobie k spetskursu. — Sverdlovsk, 1990. — 95 s.
6. Darvish O. B. Vozrastnaya psikhologiya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. — M. : VLA-DOS-PRESS, 2003. — 264 s.
7. Evgrashin T. Scrum na prostom yazyke [Elektronnyy resurs] // The Improved Methods. Obuchenie Agile metodam, Agile transformatsii kompaniy, konsul'tatsii. — Rezhim dostupa: https://tim.com.ua/2009/06/scrum-na-prostom-yazyke/ (data obrashcheniya: 05.06.2018).
8. Zaletskiy A. V. Didakticheskie usloviya samoobrazovaniya intellektual'no razvitykh starsheklassnikov : avtoref. dis. ... kand. filol. nauk : 13.00.01. — Ekaterinburg, 2005. — 23 s.
9. Komarova Z. I. Azbuka samostoyatel'noy raboty studenta-lingvista : ucheb. posobie. — Ekaterinburg, 2003. — 95 s.
10. Leont'eva T. I., Kotenko S. N. Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku pokoleniya Z: traditsii i no-vatorstvo // Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestn. Vladivostok. gos. un-ta ekonomiki i servisa. — 2017. — № 1 (36). — S. 152—158.
11. Nemov R. S. Psikhologiya : slovar'-spravochnik. Ch. 2. — M. : VLADOS-PRESS, 2003. — 288 s.
12. Sapogova E. E. Psikhologiya razvitiya cheloveka : ucheb. posobie dlya studentov vuzov po napravleniyu i spets. «Psikhologiya». — M. : Aspekt Press, 2001. — 460 s.
13. Semenova V. G. Samostoyatel'naya rabota studentov kak vazhneyshaya forma organizatsii uchebnogo protsessa v ramkakh kompetentnostnoy modeli obrazovaniya // Organizatsiya samostoyatel'noy raboty studen-tov : materialy dokl. 2-y Vseros. nauch.-prakt. internet-konf. — Saratov : Novyy proekt, 2013. — S. 10—15.
14. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Osnovy psikhologicheskoy antropologii. Psikhologiya razvitiya cheloveka: razvitie sub"ektivnoy real'nosti v ontogeneze : ucheb. posobie dlya vuzov. — M. : Shkol'naya pressa, 2000. — 416 s.
15. Ueston E. Argumentatsiya: desyat' urokov dlya nachinayushchikh avtorov. — M. : Flinta : Nauka, 2005. — 96 s.
16. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya. Napravlenie podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki)» (uroven' bakalavriata) [Elektronnyy resurs] / Shadrinsky gos. ped. un-t. — 2013. — 3 iyunya. — Rezhim dostupa: www.shgpi.edu.ru (data obrash-cheniya: 06.02.2018).
17. Shvaber K., Sazerlend Dzh. Skram Gayd [Elektronnyy resurs]. Ischerpyvayushchee rukovodstvo po skramu: pravila igry. — Rezhim dostupa: http://www.scrumguides.org/docs/scrumguide/v1/scrum-guide-rus.pdf (data obrashcheniya: 06.02.2018).
18. Beck K. Manifesto for Agile Software Development [Electronic resource]. — Mode of access: http://www. agilemanifesto.org/ (date of access: 09.01.2018).
19. McDonald K. What is Agile Software Development? [Electronic resource] // Agile Alliance. — Mode of access: https://www.agilealliance.org/agile101/ (date of access: 10.09.2018).