7. Таточенко Т.В., Торопцев Е.Л., Мараховский А.С. Информационно-аналитическое моделирование региональных социально-экономических процессов // В сборнике: Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов Материалы V Международной научно-практической интернет-конференции. - 2013. - С. 279-285.
8. Масленникова А.В. Экономико-математические методы и модели определения потенциала региональных социально-экономических систем для перехода к стратегии устойчивого развития: диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук: 08.00.13 / Масленникова Анна Викторовна. - Москва, 2008. - 202 с. References:
1. Chilundo, R.J., Maure, G.A., Mahanjane, U.S. Dynamic mathematical model design of photovoltaic water pumping systems for horticultural crops irrigation: A guide to electrical energy potential assessment for increase access to electrical energy [electronic resource]. URL: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.117878 (accessed 04.06.2020).
2. Fateh, A., Hejazi, F., Jaafar, M.S., Karim, I.A., Adnan, A.B. 2016. Design of a variable stiffness bracing system: Mathematical modeling, fabrication, and dynamic analysis, Soil Dynamics and Earthquake Engineering, Vol. 80, pp. 87-101.
3. Martinho, L.C.S., Vargas, J.V.C., Balmant, W., Ordonez, J.C. 2016. A single stage absorption refrigeration system dynamic mathematical modeling, adjustment and experimental validation, International Journal of Refrigeration, Vol. 68, pp. 130-144.
4. Wang, O., Fu, W., Yu, S., Allan, L., Gu, M. 2018. Mathematical model and case study of wind-induced responses for a vertical forest, Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics, Vol. 179, pp. 260-272.
5. Flatberg, T., N0rsteb0, V.S., Bj0rkelo K., Astrup, R., S0vde, N.E. 2018. A mathematical model for infrastructure investments in the forest sector of coastal Norway, Forest Policy and Economics, Vol. 92, pp. 202-209.
6. Tatochenko T.V., Toroptsev E.L. Modeling and managing modernization, sustainability and growth of regional socioeconomic systems [electronic resource]. URL: https://pandia.ru/text/80/469/19418.php (accessed 07.06.2020).
7. Tatochenko T.V., Toroptsev E.L., Marahovsky A.S. Information and analytical modeling of regional socio-economic processes // In the collection: Analysis, modeling and forecasting of economic processes Materials of the V International scientific and practical internet-conference. -2013. - P. 279-285.
8. Maslennikova A.V. Economic and mathematical methods and models for determining the potential of regional socioeconomic systems for the transition to a sustainable development strategy: dissertation for the degree of candidate of economic Sciences: 08.00.13 / Maslennikova Anna Viktorovna. - Moscow, 2008. - 202 p.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10319
C.X. Агирова - кандидат социологических наук, доцент каферы «Организация работы с молодежью» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», [email protected],
S.H. Agirova - candidate of sociological sciences, associate professor of the cafe "Organization of work with youth" FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova";
В.Ш. Расумов - старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», [email protected],
V.Sh. Rasumov - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University".
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕСПУБЛИК FEATURES OF THE FORMATION OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM
OF DEPRESSED REPUBLICS
Аннотация. Цифровизация экономики национального хозяйства предполагает активизацию инновационно-технологического развития российской Федерации, формирование единого инновационного пространства. Ожидается, что такой подход позволит эффективно реализовать инновационный потенциал в рамках региональных инновационных систем и усилит интеграционные процессы между субъектами РФ, органами госуправления, вузами, НИИ и хозяйствующими субъектами.
Анализ специальной научной литературы показывает, что даже на федеральном уровне все еще нет единой концепции развития национальной инновационной экономики, отсутствует точная общепринятая инновационная терминология, что не позволяет получить единообразное понимание и применение инновационного законодательства всеми участниками данного процесса. Очевидна необходимость упорядочения действующего законодательства в области инновационной деятельности в Российской Федерации, закрепляющего нормы права о предмете и субъектах инновационных отношений, источников финансирования и мер господдержки инновационной деятельности.
Построение и задействование инновационного потенциала на уровне субъектов Российской Федерации стали актуальной задачей, так как их решение позволит регионам выйти на траекторию устойчивого экономического роста.
Реализовать инновационный потенциал возможно лишь при активном (достаточном) бюджетном и внебюджетном финансировании. Нормативно-правовая база функционирования системы внебюджетных фондов характеризуется рядом существенных недостатков, что негативно сказывается на эффективности деятельности этих фондов.
Эксперты указывают, что в депрессивных республиках Северного Кавказа имеется ряд институциональных и организационных ограничений при реализации инновационного потенциала региональной экономической системы, также отмечается наличие разрывов в технологическом и инновационном развитии, что, однозначно, не позволяет сформировать единое инновационное пространство северокавказского региона.
Безусловно, процессы построения, популяризации и задействования инноваций в разных странах существенно разнятся, ибо это зависит от размера территорий, от наличия природных, трудовых и иных ресурсов, от национальных особенностей осуществления инновационных процессов, от скорости внедрения и диффузии инноваций, от развитости институциональной среды.
На наш взгляд, все это требует дальнейшего исследования с целью разработки механизма реализации инновационного потенциала в системе обеспечения конкурентоспособности развития региональной экономики, что и обеспечило выбор темы исследования.
Abstract. Digitalization of the economy of the national economy involves the intensification of innovation and technological development of the Russian Federation, the formation of a single innovative space. It is expected that this approach will effectively realize the innovative potential within the framework of regional innovation systems and will strengthen the integration processes between the constituent entities of the Russian Federation, government bodies, universities, research institutes, and business entities.
An analysis of special scientific literature shows that even at the federal level there is still no single concept of the development of a national innovation economy, there is no exact generally accepted innovative terminology, which does not allow a uniform understanding and application of innovation legislation by all participants in this process. The need for streamlining the current legislation in the field of innovative activity in the Russian Federation is obvious, fixing the rules of law on the subject and subjects of innovative relations, sources of financing and measures of state support for innovative activities.
Building and harnessing innovative potential at the level of the constituent entities of the Russian Federation has become an urgent task, as their solution will allow the regions to enter the path of sustainable economic growth.
Realization of innovative potential is possible only with active (sufficient) budget and extrabudgetary funding. The legal framework for the functioning of the system of extra-budgetary funds is characterized by a number of significant shortcomings, which negatively affects the effectiveness of these funds.
Experts point out that in the depressed republics of the North Caucasus there are a number of institutional and organizational limitations in realizing the innovative potential of the regional economic system, there are also gaps in technological and innovative development, which, unambiguously, does not allow the formation of a single innovative space in the North Caucasus region.
Undoubtedly, the processes of building, popularizing and engaging innovations in different countries vary significantly, because it depends on the size of territories, on the availability of natural, labor and other resources, on the national characteristics of the implementation of innovative processes, on the speed of implementation and diffusion of innovations, from the development of the institutional environment.
In our opinion, all this requires further research in order to develop a mechanism for implementing innovative potential in the system for ensuring the competitiveness of the regional economy, which provided the choice of research topic.
Ключевые слова: инновационный потенциал, региональная экономическая система, инновационная система, факторы, механизм реализации инновационного потенциала.
Keywords: innovative potential, regional economic system, innovative system, factors, mechanism for the implementation of innovative potential.
Отличительной особенностью современного этапа развития хозяйственной системы РФ является усиление процессов регионализации экономики. В частности, это отчетливо проявляется формированием относительно самостоятельных обособленных подсистем.
В целях совершенствования управления инновационными процессами на мезоуровне, методически обоснованно произвести территориальное обособление на уровне регионов, так как здесь более высокая восприимчивость знания предприятиями вследствие близости источников знаний, более тесное взаимодействие между наукой, образованием, производством, наблюдается общность региональных интересов, совокупность сформировавшихся деловых контактов, географическая концентрация производства, инфраструктура и т.п.
Количественные значения инновационного потенциала характеризуются его объективными факторами внутренней среды, способствующими построению и популяризации новшеств, а также набором субъективных факторов, проявляющихся при разработке, обосновании и принятии управленческих решений по новшествам и субъектам инновационного процесса.
В числе внутренних факторов, определяющих состояние институциональных связей, можно отметить форму собственности инновационных предприятий, их организационно-правовую структуру, отраслевую принадлежность и т.д.
К внешним факторам относятся те факторы, которые предопределяют состояние ресурсного потенциала инновационной деятельности.[8]
Понятно, что развитие инновационного потенциала в депрессивных республиках крайне осложнено ограниченными возможностями получения материальных ресурсов. Построение региональной инновационной системы и ее потенциала требует сбалансированной комбинации трансформационных (человеческий, техниче-
ский, природный) и транзакционных (институциональный, организационный и информационный) факторов, их эффективного воспроизводства, что, бесспорно, формирует формы ее организации и способы реализации функций. [2,13,14]
Понятно, что характер экономического развития территории существенно влияет на вектор формирования региональной структуры инновационной системы. Это проявляется при распределении трудовых, финансовых, материально-технических, информационных, инновационных и иных ресурсов.
Построение территориальной структуры региональной инновационной системы позволяет аккумулировать в регионе ресурсную компоненту инновационного потенциала, активизирует процессы размещения в регионе наукоемких производств. Непосредственно, региональная инновационная система состоит из многообразных подсистем, обладающих устойчивыми прямыми и обратными связями, характер коих определяется иерархией, субординированностью, комплентарностью и др. [3,7,12]
В работе [6] предложено региональную инновационную систему рассматривать как трехуровневую систему, где на первом уровне - общесистемном - расположены государственные и частные вузы и лаборатории, создающие и распространяющие инновации в регионе. На втором уровне - отраслевом - региональная инновационная система выступает как функциональная подсистема региональной отраслевой экономики; на третьем уровне - институциональном - региональная инновационная система рассматривается как часть пространственно организованной подсистемы национальной инновационной системы.
На наш взгляд, в сегодняшних реалиях наиболее актуальной является институциональная подсистема, ибо она непосредственно способствует построению мотивационных стимулов по мобилизации инновационного потенциала инновационной системы.
Развитие мер государственной поддержки сопровождается формированием институциональной, организационной и финансово-инвестиционной подсистем региональной инновационной системы, что позволяет задейстовать внешние возможности и мотивационные стимулы для эффективной реализации инновационного потенциала. Эффективность функционирования региональной инновационной системы характеризуется (помимо уровня концентрации инновационного потенциала и возможностей его задействования в пределах рассматриваемой системы) уровнем внутрисистемных отношений между соответствующими элементами подсистем. [4,10,16]
Анализ рассматриваемых подсистем региональной инновационной системы в рамках структуры управления задействованием инновационного потенциала республик Северного Кавказа показал необходимость совершенствования системы организационно-правовых методов регулирования инновационных отношений, обеспечивающих нормативно-правовую базу стимулирующего воздействия на предпринимательскую инновационную активность.
Также надо отметить отсутствие в северокавказских республиках системы мониторинга идей, открытий, человеческого и инновационного потенциала, методических инструментариев определения стратегических направлений развития научно-образовательной среды, техники и технологий.
Представляется целесообразным в этих условиях создать в регионе технологическую платформу, позволяющую идентифицировать возможности и способности депрессивных республик касательно задействования инновационного потенциала.
В республиках практически отсутствуют регионально-муниципальные заказы на инновационную продукцию, отмечается недостаточный уровень финансирования государственными и частными венчурными фондами региональной экономики.
Пожалуй, самым уязвимым местом инновационной системы республик можно назвать ненадлежащий уровень развития инновационной инфраструктуры северокавказского региона, что не позволяет обеспечить устойчивую связь науки с производством.
Тем не менее, технологическая диффузия в регионе идет быстрее, чем в условиях диверсификации производства. Это происходит благодаря наличию достаточного количества высококвалифицированных кадров и соответствующих направлений образовательных услуг. [5,15]
Вместе с тем, анализ процессов диффузии и трансфера знаний, касательно формирования инновационной инфраструктуры, показал наличие определенной замкнутости и преимущественную ориентированность процессов распространения знаний на внутренний рынок. Такое положение подтверждает неустойчивость позиций северокавказского региона на технологических рынках Российской Федерации, не говоря уже о зарубежных рынках. Не случайно, что по количеству созданных прорывных производственных технологий регион стоит на последнем месте среди субъектов РФ.
В целом, можно отметить, что институциональная и организационная структура управления мобилизацией инновационного потенциала региональной инновационной системы не соответствуют, не воспринимают и не отражают преобразование экономических отношений между региональными объектами хозяйствования в части внутренних и внешних ресурсных и факторных значений рассматриваемой системы касательно институциональных, организационных, финансово-инвестиционных, информационных, научно-исследовательских, образовательных, ресурсных, кластерно-отраслевых и производственно-технологических аспектов. Приведенная структура управления позволяет определить приоритеты в отношении регулирующего воздействия на воспроизводство инноваций в региональной инновационной системе - речь идет о бюджетном финансировании,
венчурном инвестировании, налоговом и кредитном стимулировании, формировании зрелой институциональной среды и т.п., что позволяет эффективному функционированию механизма управления задействованием инновационного потенциала, накоплению человеческого капитала, проведению НИОКР. Нам представляется, что такой подход позволит создать в северокавказском регионе единый научно-технологический кластер. Но для этого депрессивным республикам, не располагающим исторически развитой промышленной базой, и не имеющих материальные ресурсы для инновационного развития, требуется существенная государственная поддержка в финансировании инновационных проектов. [1,6,11]
В сложившихся условиях необходима, на наш взгляд, в системе механизма эффективного задействования инновационного потенциала республик Северного Кавказа целенаправленная достаточная поддержка инновационных программ и проектов, соответствующих заданным приоритетам развития региона.
Также необходима избирательная поддержка развития малого инновационного бизнеса, в первую очередь, тех предприятий, для которых характерна высокая «технологическая восприимчивость». Здесь помимо оказания материально-технической и иной помощи, надо выделить и помощь в развитии региональной инновационной инфраструктуры для обеспечения поведенческой деятельности и создания благоприятных условий [2,9,17].
В республиках, особенно в горных районах, целесообразно создать центры инновационной активности (технико-внедренческие особые экономические зоны, технопарки и т.п.). Они могут выступить как региональные точки роста инновационного развития экономики.
Приоритеты устойчивого развития депрессивных республик, в целом, предопределяют цель и задачи использования инновационного потенциала территории. Безусловно, что в этих условиях целевая поддержка реализуемых инновационно-инвестиционных программ будет содействовать эффективному развитию современных производств и технологий в республиках.
Анализ тенденций формирования региональной инвестиционной системы северокавказского региона и выявленных приоритетных направлений технологической специализации республик, позволил нам сформулировать комплекс задач регулирования инновационных процессов, решение которых позволит эффективно реализовать инновационный потенциал региональной экономики:
1. На основе ревизии отобрать в рамках федерального округа именно те инновационные программы и проекты, которые максимально затребованы и полностью соответствуют приоритетам развития республики.
2. Увеличить объемы поддержки развития предприятий малого инновационно-ориентированного бизнеса, обладающих высокой технологической восприимчивостью.
3. Активизировать развитие региональной инновационной инфраструктуры и сформировать благоприятные условия для ее функционирования.
4. Стимулировать интегрирование экономических отношений между научными, инновационными и производственными структурами с целью наращивания результативности реализации инновационного потенциала региона.
5. В республиках обеспечить условия для формирования точек роста региональных экономических систем.
В заключение надо отметить, что, на наш взгляд, формирование инновационного потенциала и само инновационное развитие в рамках рассматриваемого северокавказского региона будет иметь смешанный территориально-распределительный характер, так как одни из них используют инвенциальную стратегию, другие -имитационно-адаптационную стратегию, что, в совокупности, позволит выстроить территорию с достаточно высоким уровнем наукоемкости, осуществить технологическую модернизацию производственных мощностей, сформировать современную инновационную среду для наукоемких предприятий малого бизнеса.
Источники:
1. Акбердина В.В. Инновационно-технологический потенциал региона //Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №3. - С.41-50
2. Бакланов А.О., Диденко Н.И. Роль инноваций в мировых процессах экономического роста и развития. - СПб: Изд-во Политехн. ун-та. - 2007. - 414 с.
3. Блохина А.А. Институциональные условия и факторы модернизации российской экономики. - М.: ИНП РАН,2015. - 297 с.
4. Валинурова Л.С. Инновационное развитие регионов: методологические основы и перспективные направления: монография. - М.: Палеотип,2011. - 200 с.
5. Государственная политика в области формирования национальной инновационной системы: проблемы и решения. - М.: ИПРАН РАН,2008. - 158 с.
6. Гуриева Л.К. Стратегия инновационного развития экономики региона: теория и методология: монография. - Владикавказ: Изд-во С0ГУ,2007. - 508 с.
7. Егорова М.В., Авилова В.В. Модель региональной инновационной системы: теоретико-методологический аспект //Инновации. - 2017. - №6. - С.67-72
8. Кокурин Д.И., Шепелев В.Н. Инновации в России: институциональный анализ (проблемы собственности, рынка и налогового стимулирования). - М.: ИНЦ Роспатента,2002. - 399 с.
9. Макаров А.В. Инновационный потенциал конкурентного развития предпринимательских структур. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН,2007. - 60 с.
10. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования //Вопросы статистики. - 2002. - № 2. С. 47.
11. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16
12. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0
13. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики: пер. с англ. - М.: Нача-ло,1997. - 180 с.
14. Перевалов Ю.В., Нестеренко О.Н. Инновационные программные территории: методологии создания и перспективы развития. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН,1998. - 166 с.
15. Сухарев О.С. Иерархические структуры и инновационное развитие //Экономический анализ: теория и практика. -2010. - №37. - С.2-14
16. Управление инновационным развитием региона: монография. /Под ред. А.П. Егоршина. - Н. Новгород: НИМБ,2008. - 288 с.
17. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - № 3 (65). - 135-140.
References:
1. Akberdina V.V. Innovative and technological potential of the region // Regional Economics: theory and practice. - 2009. -No. 3. - S.41-50
2. Baklanov A.O., Didenko N.I. The role of innovation in global processes of economic growth and development. - St. Petersburg: Publishing House Polytechnic. un-that. - 2007 .-- 414 p.
3. Blokhina A.A. Institutional conditions and factors of modernization of the Russian economy. - M .: INP RAS, 2015. - 297 p.
4. Valinurova L.S. Innovative development of regions: methodological foundations and promising areas: a monograph. - M .: Paleotype, 2011. - 200 p.
5. State policy in the field of the formation of the national innovation system: problems and solutions. - M .: IPRAN RAS, 2008. - 158 p.
6. Gurieva L.K. Strategy for the innovative development of the regional economy: theory and methodology: monograph. -Vladikavkaz: SOGU Publishing House, 2007. - 508 s.
7. Egorova M.V., Avilova V.V. Model of a regional innovation system: theoretical and methodological aspect // Innovations. - 2017. - No. 6. - S.67-72
8. Kokurin D.I., Shepelev V.N. Innovations in Russia: institutional analysis (problems of property, market and tax incentives). - M.: INTs Rospatent, 2002. - 399 p.
9. Makarov A.V. The innovative potential of the competitive development of business structures. - Yekaterinburg: IE UB RAS, 2007. - 60 p.
10. Misakov V.S. The development of financial analysis at the investment stage // Statistics. - 2002. - No. 2. P. 47.
11. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P.16
12. Misakov V.S. Functional-cost analysis of construction time // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0
13. North D. Institutions, institutional changes and the functioning of the economy: Per. from English - M .: Beginning, 1997. - 180 p.
14. Perevalov Yu.V., Nesterenko O.N. Innovative program areas: building methodologies and development prospects. - Yekaterinburg: IE UrO RAS, 1998. - 166 p.
15. Sukharev O.S. Hierarchical structures and innovative development // Economic analysis: theory and practice. - 2010. -No. 37. - S.2-14
16. Management of innovative development of the region: monograph. / Ed. A.P. Egorshina. - N. Novgorod: NIMB, 2008. - 288 p.
17. Uyanaev B.B., Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - No. 3 (65). - 135-140.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10320
А.А. Адаменко - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
A.A. Adamenko - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;
Т.В. Небавская - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
T.V. Nebavskaya - Associate Professor of the Department of Accounting, Cand. Ekon. Sci., Kuban state agrarian University;
B.Н. Квочкин - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, [email protected],
V.N. Kvochkin - undergraduate, Kuban state agrarian University.
ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ CARRYING OUT ANALYSIS OF ACCOUNTS AND ACCOUNTS PAYMENT BASED ON ORGANIZATION REPORTING DATA
Аннотация. В процессе осуществления хозяйственной деятельности любая коммерческая организация вступает в различные отношения с другими экономическими субъектами. Результаты осуществления взаимо-